УДК 338.24: 332.1: 330.322: 330.341: 330.4
Ю.Н. ПОЛШКОВ, д-р экон. наук, зав. кафедрой математики и математических методов в экономике, e-mail: [email protected], А.В. ПЕЛАШЕНКО, ст. преп. кафедры математики и математических методов в экономике,
e-mail: [email protected]
ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА С ОСОБЫМ СТАТУСОМ
Усовершенствован инструментарий моделирования, необходимый при отборе инвестиционных проектов пространственного распределения ресурсов в управлении экономикой региона с особым статусом. Предложенная модель позволяет с учётом рисков капиталовложения прогнозировать величину валовых внутренних инвестиций. Оценка эффективности инвестиционных проектов осуществляется с помощью чистой приведённой стоимости двусторонних дисконтированных потоков платежей. Модель прошла апробацию на экономических данных двух регионов с особым статусом.
Ключевые слова: управление, регион, экономика, особый статус, модель, инвестиционный проект, пространственное распределение, ресурс.
Polshkov Y.N., Pelashenko A.V.
Modeling of the investment resources spatial distribution in managing the economy of the region with special status.
The modeling tools, which are necessary when selecting investment projects for the spatial distribution of resources in
managing the region's economy with a special status, have been improved. The model allows to predict the value of gross domestic investment, taking into account the risks of investment. The investment projects effectiveness is evaluated using the net present value of bilateral discounted payment flows. The model has been tested on the economic data of two regions with special statuses.
Keywords: management, region, economy, special status, model, investment project, spatial distribution, resource.
Оптимальное функционирование экономики региона зависит от эффективного использования ресурсов, в том числе и инвестиционных, т.е. финансовых активов, привлекаемых для осуществления вложений в объекты инвестирования. В силу ограниченности ресурсов принять инвестиционное решение бывает не просто. Часто такое решение заключается в выборе одной из возможных альтернатив (возможностей инвестора и условий капиталовложения), что требует взвешенного научно-обоснованного подхода.
© Ю.Н. Полшков, А.В. Пелашенко,2019
В инвестициях нуждаются как регионы государства с определённой степенью автономии без права выхода, так и находящиеся в составе страны регионы с особым статусом и высоким уровнем автономии, сохранившие за собой это право. Ещё более остро стоит вопрос наличия инвестиционных ресурсов для регионов с особым статусом самопровозглашённого государства, ожидающих международного признания или вхождения в состав дружественной страны. Для регионов-государств, непризнанных мировым сообществом, значительно возрастают трудности в развитии экономики и социальной сферы. Как показывает практика, если период неопределённости статуса затягивается, то такая территория всё более приобретает старо-промышленные или старосельскохозяйственные черты, что подчёркивает необходимость привлечения и оптимизации пространственного распределения инвестиционных ресурсов, актуализируя выбранную тему исследования.
Проблемы управления экономикой региона с особым статусом нашли своё отражение в трудах таких учёных, как И.Ю. Беганская, Г.Н. Дончевский,
М.Н. Корнев, Л.Б. Костровец, Л.М. Кузь-менко, Р.Н. Лепа, Е.М. Мартишин, Р.В. Ободец, А.В. Половян, Л.Г. Червова, А.Г. Шеломенцев, Ю.К. Яковлева и др. [1 - 5]. Вопросами пространственного распределения ресурсов, в том числе на региональном уровне, занимались О. Луговой, Р. Барро (R. Barro), X. Сала-и-Мар-тин (X. Sala-i-Martin), Д. Родрик (D. Rodrik) и др. исследователи [6-8].
Несмотря на внимание к вышеописанной проблематике, отдельные задачи требуют своего решения. Недостаточно разработан экономико-математический инструментарий моделирования пространственного распределения инвестиционных ресурсов по территориям. Специфика конкретных регионов с особым статусом не всегда учитывается при
управлении их экономиками. Предлагаемые теоретические подходы зачастую являются слишком общими и нуждаются в подтверждении практикой, принимая во внимание пространственные факторы регионального развития.
Цель исследования состоит в совершенствовании модели отбора инвестиционных проектов пространственного распределения ресурсов в управлении экономикой региона с особым статусом. Данная модель, по возможности, должна быть лишена недостатков, описанных выше.
Приступая к изложению основных результатов статьи, отметим, что ряд моделей пространственного распределения ресурсов, в том числе инвестиционных, опираются на парадигму т.н. «рыночного потенциала», который способен, в определённой мере, учитывать взаимодействие экономик [6, с. 13-16]:
территорий внутри региона; регионов внутри государства; стран и территорий мира внутри макрорегиона и т.д.
Упомянутая парадигма обычно рассматривается в рамках концепции т.н. «новой» экономической географии, согласно которой компании, минимизируя транспортные расходы, располагают свои производственные мощности поближе к ёмким рынкам сбыта.
Например, для каждого из регионов страны учитываются:
объём валового регионального продукта (ВРП);
расстояния между регионами, т.е. между столицами регионов.
Для того, чтобы оценить рыночный потенциал региона, суммируются дроби, в числителях которых стоят годовые объёмы ВРП остальных регионов, а в знаменателях - квадраты расстояний от данного региона до каждого из остальных. Такого рода формулы соответствуют моделям внешней торговли т.н. «гравитационного» типа. Рыночные потенциалы регионов
обычно рассматривают в динамике за определённое число лет.
Отдавая должное моделям рыночного потенциала территорий, отметим, что они - детерминированные, т.е. не учитывают фактор случайности (риска) в экономической деятельности. Кроме того, данные модели не позволяют прогнозировать объём возможных инвестиций в экономику региона, не говоря уже об анализе эффективности использования инвестиционных ресурсов.
Авторы данной статьи предлагают следующую модель пространственного распределения инвестиционных ресурсов в управлении экономикой региона с особым статусом:
I = a + b(Yt-i - Yt_2) + st
n
NPV = Z
CF
=f(l + r )
n-l
Z
I
(1)
(l + r)
Модель (1) записана системой эко-нометрических уравнений, составляющими которой являются:
I - номер временного периода;
П - количество временных периодов;
^ (ден. ед.) - объём ВРП текущего временного периода;
I (ден. ед.) - величина валовых внутренних инвестиций;
£( - случайное отклонение;
а, Ь - неизвестные числовые параметры эконометрического уравнения, оцениваемые с помощью метода наименьших квадратов и условно трактуемые как постоянная составляющая величины валовых внутренних инвестиций и показатель акселерации (ускорения), соответственно;
КРУ (ден. ед.) - чистая приведённая стоимость инвестиционного проекта;
С^ (ден. ед.) - доход от инвестиций по завершению временного периода
r - процентная ставка безрискового вложения, обеспечивающая дисконтирование будущих платежей.
Наличие случайного отклонения st
относит модель (1) в разряд стохастических. Для определённости чистая приведённая стоимость инвестиционного проекта NPV записана так, что инвестиции порционно поступают в начале временных периодов, а отдача от них - в конце.
Первое уравнение эконометриче-ской модели (1) позволяет спрогнозировать величину валовых внутренних инвестиций текущего временного периода It по объёмам ВРП прошлого и позапрошлого временных периодов, т.е. Y-i и Y^_2. Следовательно, мы имеем дело с
авторегрессионным уравнением 2-го порядка, т.к. лаг (запаздывание) составляет два временных периода.
Заметим, что данное уравнение является стохастической модификацией детерминированной модели Самуэльсона (Samuelson) - Хикса (Hicks) [9]. В отличие от упомянутой модели это авторегрессионное уравнение учитывает риски при управлении экономикой региона с особым статусом, т.к. размер инвестиций в каждом периоде носит не детерминированный, а стохастический характер.
Полученные точечные прогнозы по всем временным периодам I (t = 0,..., n — 1) подставляются во второе уравнение модели (1). Зная или предполагая с достаточной достоверностью доходы от инвестиций CFt (t = 1,..., n ), по каждому из инвестиционных проектов будут оценены их чистые приведённые стоимости NPV. Те проекты, для которых NPV < 0 должны быть отвергнуты. Среди остальных инвестиционных проектов государственные органы управления вольны делать выбор,
<
руководствуясь не только максимальными положительными значениями чистой приведённой стоимости, но и другими факторами (экономическая и социальная значимость, стратегические приоритеты, безопасность государства и т.д.).
Модель (1) может обеспечивать распределение инвестиционных ресурсов:
по регионам с особым статусом в составе страны;
по административно-территориальным единицам в составе региона с особым статусом.
Сформируем алгоритм отбора инвестиционных проектов пространственного распределения ресурсов в управлении экономикой региона с особым статусом.
Шаг 1. На основании статистических данных региона определяются оценки параметров первого эконометри-ческого уравнения из системы (1), а также оцениваются его значимость и значимость коэффициента регрессии по соответствующим критериям (^ — критерий Фишера и I — критерий Стьюдента).
Шаг 2. Находятся прогнозные значения ВРП для инвестиционного проекта с шагом в 2 временных периода. При этом возможны два варианта. В случае небольшого значения горизонта проекта п эти значения можно найти по временному тренду. Некоторый недостаток данного метода заключается в том, что, начиная с
момента / = 3, значения разностей Y_1 — будут одинаковыми, а именно
совпадать с коэффициентом регрессии временного тренда. Чтобы избежать этого, возможно построение прогнозных значений ВРП по многофакторной модели, включающей другие макроэкономические показатели, влияющие на ВРП.
Шаг 3. Рассчитываются прогнозные значения величин валовых внутренних инвестиций по уравнению, построенному на шаге 1 алгоритма.
Шаг 4. Используя имеющиеся данные, по второму уравнению модели (1) оценивается чистая приведённая стоимость инвестиционного проекта ЫРУ.
Шаг 5. Принятие инвестиционных решений:
при оценивании эффективности одного проекта, если выполняется условие ЫРУ > 0, то проект признаётся экономически эффективным. При ЫРУ < 0 расходы на его реализацию не компенсируются доходами от него, т.е. реализация проекта экономически нецелесообразна;
в случае рассмотрения нескольких проектов, оцененные значения ЫРУ сравниваются не только с нулём, но и друг с другом. Предпочтительным считается проект с максимальным положительным
МРГ;
при пространственном распределении инвестиционных ресурсов можно оценить не только целесообразность принятия проекта, но и проанализировать, для какого региона (инвестора, расположенного на определённой территории) осуществление рассматриваемого проекта будет наиболее эффективным.
Рассмотрим применение модели пространственного распределения инвестиционных ресурсов региона, записанной в виде системы регрессионных уравнений (1). Предложенная модель была апробирована на статистических данных экономик Гонконга (Гонг Конга) [10] и Макао [11].
Эти территориальные образования -специальные административные районы Китайской Народной Республики (КНР) со значительным уровнем автономии -могут рассматриваться как регионы с особым статусом.
Основной специализацией экономики Гонконга являются финансовые услуги. До 1997 г. (год воссоединения КНР и Гонконга) этот регион с особым статусом играл роль финансового
посредника между материковым Китаем и другими странами, готовыми инвестировать в китайскую экономику.
Территориальной экономикой управляет Администрация Гонконга, в которой основную роль играет специальный Комитет из 800 представителей гонконгской бизнес-элиты. В течение последнего десятилетия экономика Гонконга нуждалась в значительных объёмах внутренних и иностранных инвестиций. Базовыми направлениями капиталовложений являются:
финансово-банковский сектор; сфера бизнес-услуг; сектор экспортно-импортных операций;
сфера торговли.
Исполнительный совет Макао, управляя экономикой данного региона с особым статусом, заинтересован во вложениях внутренних и привлечении внешних инвестиций в:
сектор игорного бизнеса;
Сопоставление экономик Гонк
сферу туризма;
текстильную промышленность;
вылов рыбы и переработку морепродуктов;
финансово-банковский сектор.
Таким образом, оба рассматриваемых региона являются инвестиционно-привлекательными объектами.
Площадь территории Макао (табл. 1) немного меньше площади Киевского района г. Донецка. Площадь территории Гонконга в 3 раза превосходит площадь всего г. Донецка.
Несмотря на то, что плотность населения Макао более чем в 3 раза превышает тот же показатель по Гонконгу (табл. 1), уровень жизни жителей Макао выше, чем у жителей Гонконга. В Гонконге сильней ощущается социальное расслоение, хотя оба региона с особым статусом входят в первую двадцатку территорий мира по индексу человеческого развития, который учитывает доходы на душу населения.
Таблица 1
г и Макао по итогам 2017 года
Показатель Гонконг Макао
Площадь территории, кв. км 1106,4 30,8
Население, млн. чел. 7,413 0,653
Плотность населения, чел./кв. км 6700 21201
Объём ВРП, млрд. долл. 320,9 45,3
Объём ВРП на душу населения, тыс. долл. 43,3 69,4
Величина валовых внутренних инвестиций, млрд. долл. 69,8 9,8
Величина валовых внутренних инвестиций на душу населения, тыс. долл. 9,4 15,0
Объём потребительских расходов на душу населения, тыс. долл. 29,1 19,5
Государственные расходы на душу населения, тыс. долл. 4,4 7,7
Объём экспорта на душу населения, тыс. долл. 82,3 56,3
Объём импорта на душу населения, тыс. долл. 81,4 25,6
Более низкий уровень цен в Макао позволяет его жителям нести меньшее бремя потребительских расходов (табл. 1). Это даёт возможность населению Макао делать большие сбережения, обгоняя Гонконг по величине среднедушевых валовых внутренних инвестиций. Особенно впечатляют успехи экономики Макао по внешнеторговому сальдо
(разность между экспортом и импортом) на душу населения.
Перечисленные факторы свидетельствуют о том, что система управления экономикой Макао является более эффективной, чем у Гонконга. Этот факт подтверждается показателем объёма ВРП на душу населения в динамике (рис. 1).
Рис. 1. Объём ВРП на душу населения (по данным [10, 11])
Анализ инвестиционных проектов, реализуемых в Гонконге и Макао, подтвердил общие тенденции состояния их экономик (рис. 1). Определённое замедление роста наблюдается в экономическом развитии Гонконга. Существенный скачок макроэкономических показателей Макао связан, скорее всего, с либерализацией условий игорного бизнеса на его территории.
Рассмотрим два альтернативных инвестиционных проекта. Первый из них предполагает инвестирование в финансово-банковский сектор экономики Гонконга в течение четырёх лет. Второй проект также предполагает четырёхлетние инвестиции в развитие инфраструктуры игорного бизнеса Макао. Процентная ставка безрискового вложения, обеспечивающая дисконтирование будущих платежей, одинакова для обоих проектов. Таким образом, инвестиционные проекты осуществляются в равных финансовых условиях.
По статистическим данным [10] было сформировано первое уравнение модели (1) для экономики Гонконга:
/, = 43,42 + 0,73(У- - + ^-.
Это эконометрическое уравнение является значимым по критерию Фишера с надёжностью не менее 95%. Значимым по критерию Стьюдента является также коэффициент регрессии Ьс = 0,73. Чистая приведённая стоимость инвестиционного проекта для экономики Гонконга составила ЫРУС > 0, что свидетельствует о целесообразности его реализации.
Воспользовавшись статистическими данными [11], было получено экономет-рическое уравнение, характеризующее зависимость размера инвестиций от ВРП Макао:
/, = 1,69 + 0,85(У- - у-2) + .
Достоверность этого уравнение и коэффициента регрессии Ьм = 0,85 подтвердилась теми же статистическими критериями. Аналогично для экономики Макао была оценена ЫРУМ > 0, подтверждая эффективность этого инвестиционного проекта.
Рассматривая полученные результаты пространственного распределения инвестиционных ресурсов, сравним ЫРУС и ЫРУМ . Было получено, что
NPVM > NPVG .
Согласно модели (1) оба инвестиционных проекта имеют право на реализацию. Однако если необходимо отобрать один из них, то осуществление инвестиционного проекта на территории Макао принесёт больший экономический эффект.
Адекватность модели (1) подтверждается тем, что показатель акселерации экономических процессов для Макао Ьм = 0,85 выше значения аналогичной характеристики экономики Гонконга, т.е. Ьа = 0,73 . Кроме того, справедливость
теоретических выводов, следующих из оценок модели (1), подтверждается фактической картиной пространственного распределения инвестиционных ресурсов в анализируемых регионах с особым статусом КНР.
Сформулируем выводы. Основной научный результат, имеющий признаки научной новизны, по мнению авторов статьи, следующий. Усовершенствована модель отбора инвестиционных проектов пространственного распределения ресурсов в управлении экономикой региона с особым статусом, позволяющая с учётом рисков капиталовложения прогнозировать величину валовых внутренних инвестиций и оценивать эффективность
инвестиционных проектов на основе чистой приведённой стоимости двусторонних дисконтированных потоков платежей, что способствует разработке приоритетных направлений воздействия на хозяйственный комплекс территориального образования. Модель апробирована на экономических данных двух регионов с особым статусом.
В перспективе представляет интерес разработка методики пространственного распределения ресурсов любого вида при управлении экономикой региона с особым статусом
Список использованной литературы
1. Дончевский, Г.Н. Оценка деятельности публичной власти по организации среды стратегического развития локальных территорий / Г.Н. Дончевский, Н.А. Устина, А.А. Карлина // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2015. - № 2. - С. 34-44.
2. Половян, А.В. Состояние и перспективы развития предпринимательства в сфере торговли Донецкой Народной Республики / А.В. Половян, К.И. Сини-цына // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. - 2018. - № 2. - С. 162-168.
3. Особенности оценки барьеров в контексте парадигмы регионального саморазвития / А.Г. Шеломенцев и др. // Приволжский научный вестник. - 2014. -№ 9 (37). - С. 60-69.
4. Экономики непризнанных республик: проблемы функционирования и перспективы развития: Матер. I Межд. науч.-практ. конф., (25 июня и 3-4 июля 2015 г.). - Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2015. -230 с.
5. Яковлева, Ю.К. Стратегические ориентиры планирования и программирования социально-экономического разви-
тия Донецкой Народной Республики как старопромышленного региона / Ю.К. Яковлева // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. - 2018. - № 2. -С. 218-231.
6. Экономико-географические и институциональные аспекты экономического роста в регионах / Консорциум по вопр. приклад. экон. исслед., Канадское агентство по международ. развитию О. Луговой и др. - М.: ИЭПП, 2007. -164 с.
7. Barro, R. Economic growth: monograph / R. Barro, X. Sala-i-Martin. - Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 2004. - 539 p.
8. Rodrik, D. Where Did All the Growth Go? External Shocks, Social
Conflict, and Growth Collapses / D. Rodrik // Journal of Economic Growth. - 1999. -№ 4 (4). - Р. 385-412.
9. Samuelson, P.A. The Two-Part Golden Rule Deduced as the Asymptotic Turnpike of Catenary Motions / P.A. Samuelson // Western Economic Journal. - 1968. -№ 6. - P. 85-89.
10. Макроэкономика Гонг Конга [Электронный ресурс] / Институт экономики и права Ивана Кушнира. Макроэкономика. - URL: http://be5.biz/makroekono mika/profile/hk.html
11. Макроэкономика Макао [Электронный ресурс] / Институт экономики и права Ивана Кушнира. Макроэкономика. - URL: http://be5.biz/makroekono mika/profile/mo.html
Статья поступила в редакцию 02.04.19