Научная статья на тему 'Моделирование повышения качества финансового состояния предприятия'

Моделирование повышения качества финансового состояния предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моделирование / финансовые результаты / денежные средства / дебиторская задолженность / финансовое состояние. / modeling / financial results / money / receivables / financial state.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В Ю. Газина, А Н. Козинец, А С. Шептиев

Один из основных принципов управления заключается в том, чтобы интересы компании и ее менеджмента максимально совпадали. Основная идея состоит в том, чтобы конкретные менеджеры были замотивированы на тот же финансовый результат, который по результатам его деятельности получит компания. В статье выявлено, что суть моделирования заключается в том, что по каждому направлению строится упрощенный расчет финансового результата с учетом таких показателей, как стоимость использованных денежных средств и изменение резерва дебиторской задолженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF THE FINANCIAL CONDITION OF THE ENTERPRISE

One of the basic principles of management consists in that interests of the company and its management as much as possible coincided. The main idea consists in that specific managers were motivated on the same financial result which by results of its activity will be received by the company. In article it is revealed that the essence of modeling is that in each direction the simplified calculation of financial result taking into account such indicators as cost of the used money and change of a reserve of receivables is based.

Текст научной работы на тему «Моделирование повышения качества финансового состояния предприятия»

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЯ

В.Ю. Газина, магистрант А.Н. Козинец, магистрант А.С. Шептиев, магистрант Южный федеральный университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10689

Аннотация. Один из основных принципов управления заключается в том, чтобы интересы компании и ее менеджмента максимально совпадали. Основная идея состоит в том, чтобы конкретные менеджеры были замотивированы на тот же финансовый результат, который по результатам его деятельности получит компания. В статье выявлено, что суть моделирования заключается в том, что по каждому направлению строится упрощенный расчет финансового результата с учетом таких показателей, как стоимость использованных денежных средств и изменение резерва дебиторской задолженности.

Ключевые слова: моделирование, финансовые результаты, денежные средства, дебиторская задолженность, финансовое состояние.

Процедура финансового оздоровления любого предприятия преследует цель того, чтобы все расчеты с контрагентами и обязательства по поставке продукции (работ, услуг) совершались в определенный срок с выполнением всех условий заключенных договоров.

Механизм финансового оздоровления предприятия соответствует целевым установкам, согласно которым реализуемые мероприятия концентрируются на снижении объемов дебиторской и кредиторской задолженности задолженностей, увеличении денежных поступлений и сбалансированности денежных потоков до того момента, пока долговые обязательства не вернутся к нормативным значениям и платежеспособность предприятия будет восстановлена [1].

Управление дебиторской задолженностью является частью управления оборотным капиталом любого предприятия. У каждой компании существует нормативный объем заемных средств, который компания может обслуживать без риска неплатежеспособности. Основным, наиболее признанным критерием для такой оценки служит норматив Долг/EBITDA. Таким образом, компания, понимая свою доходность и размер EBITDA, может посчитать

максимальный размер заемных средств и определить максимальный размер оборотного капитала.

Такая логика не в полной мере применима к компаниям, у которых основные средства в балансе занимают существенную долю, - им нужно дополнительно учитывать средства, необходимые для инвестиционной деятельности. Из максимального портфеля заемных средств формируется нормативный размер оборотного капитала, который компания может себе позволить, и его оборачиваемость. На практике у большинства предприятий устанавливается нормативный размер оборотного капитала по его основным составным частям: норматив дебиторской задолженности; норматив складских запасов; норматив кредиторской задолженности. Далее нормативная дебиторская задолженность распределяется между клиентами через механизм установления лимитов [2].

Контроль изменения оборотного капитала является важной частью управления любого предприятия. Эту функцию могут выполнять различные подразделения финансовой службы, на средних и крупных предприятиях чаще всего она реализуется подразделением казначейства,

Оптимальным для контроля и анализа является модель взаимосвязи таких основных показателей, как: продажи, себестоимость, закупки, поступления клиентов, оплата поставщикам. Модель в любой момент времени содержит следующую информацию: фактические данные до текущей даты; план на ближайшие четыре недели; уточненный план на ближайшую неделю; реестр платежей на три дня. Модель достаточно простая, но она дает хорошее представление о взаимосвязи всех основных показателей работы компании. Самое главное - построить процесс оперативного обмена информацией между подразделениями компании. Невозможно спрогнозировать корректно размер дебиторской задолженности, если нет плановых показателей коммерции по объему продаж, также как невозможно спрогнозировать кредиторскую задолженность, не понимая, какие могут быть закупки в ближайшее время.

Управление дебиторской задолженностью целесообразно выстраивать по трем направлениям:

1. Контрольное - установление лимитов риска на контрагентов.

2. Мотивационное - формирование дохода коммерсантов с учетом формирования резервов на дебиторскую задолженность.

3. Регулирующее - установление правил при работе с дебиторской задолженностью.

Основная задача контрольного направления заключается в выработке универсальных правил оценки риска невозврата дебиторской задолженности. Ее можно разбить на подзадачи: разработка правил по оценке финансового состояния дебиторов; разработка требований к обеспечению дебиторской задолженности; разработка правил в части предоставления авансов поставщикам; перевод клиентов на факторинг; возможность страхования дебиторской задолженности. Кредитная политика в отношении дебиторской задолженности клиентов и поставщиков является составной частью политики компании в отношении кредитного риска [3].

Краеугольным камнем, который может показать уровень кредитного риска и объ-

ективно сравнить его между тысячами компаний, является модель оценки риска на контрагента [4]. В зависимости от вида клиентов применяются две системы (модели) оценки риска:

1. Упрощенная модель для небольших клиентов, основанная по большей части на кредитной истории и платежной дисциплине.

2. Полноценная модель анализа финансового состояния дебитора. Эта модель оценки риска учитывает: финансовые показатели; платежную дисциплину; качество менеджмента. Части модели, относящиеся к разделу финансовых показателей и платежной дисциплины, являются расчетными.

Управление дебиторской задолженностью неразрывно связано с внутренними правилами и политиками, которые действуют в компании. Ставка фондирования оборотного капитала - это базовая ставка расчета стоимости фондирования для сделок. В целом она приближена к показателю средневзвешенной стоимости капитала компании. Если казначейство устанавливает высокую внутреннюю трансфертную ставку, то часть клиентов предпочтет более низкую цену с более короткой отсрочкой, и наоборот. С помощью этого механизма можно косвенно регулировать размер дебиторской задолженности. Например, если в компании недостаток оборотных средств, то, установив повышенную ставку, можно уменьшить размер дебиторской задолженности и раздать ее тем клиентам, которые готовы за нее платить. Но необходимо аккуратно использовать этот инструмент, чтобы не нанести ущерб бизнесу.

Компания может использовать методику резервирования дебиторской задолженности при наличии признаков ее обесценения - просрочки, ухудшения финансового состояния дебитора, исков третьих лиц, банкротства и т.д. [5]. В этом случае происходит начисление резерва на всю дебиторскую задолженность или ее часть. При этом вся сумма такого резерва сразу же ложится на убыток коммерсанта в его финансовом результате. На «мотивацию» такой коммерсант сможет рассчитывать

при получении дохода с учетом всех таких корректировок. Нужно при этом отметить, что система не ставит своей задачей де-премировать или каким-либо образом ущемить интересы коммерческой службы, но она сделана абсолютно справедливой. Так, при оплате просроченной задолженности клиентом (или представления обеспечения и т.д.) резерв высвобождается и идет уже в полном объеме в прибыль коммерческой службы.

Факторинг используется как для целей привлечения оборотного капитала, так и для снижения риска невозврата дебиторской задолженности. В полной мере это относится к безрегрессному факторингу, когда риск невозврата дебиторской задолженности полностью переходит к факторинговой компании. Но частично это справедливо даже для регрессного факторинга, так как к обязательствам в отноше-

нии банка клиенты относятся гораздо серьезнее, чем к задолженности по погашению кредиторской задолженности поставщика. И у клиента должны быть действительно очень веские основания для того, чтобы не погасить своевременно задолженность перед банком, так как это неизбежно ведет к гораздо более серьезным последствиям, нежели просрочка по оплате товара.

Таким образом, управление дебиторской и кредиторской задолженностью, как правило, работой финансовых менеджеров, которые определяют правила работы с клиентами или кредитную политику. Но самое важное в этом процессе - соблюсти баланс интересов между финансовым и коммерческим подразделениями компании. Финансовая служба должна быть помощником и консультантом бизнеса, а не только контролером и ограничителем.

Библиографический список

1. ЧараеваМ.В. Корпоративные финансы : учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2017.

2. Charaeva, M.V. Formation of structural and logical model of company's financial standing analysis (Формирование структурно-логической модели анализа финансового состояния предприятия) / M.V. Charaeva // 2nd International Conference on Social, economic, and academic leadership (ICSEAL 2018), 16th-18th June 2018, Prague, Czech Republic. - с. 127-133, (https://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=WOS&search_mode=OneClickSear ch&qid=7&SID=D4BW3tdlgkfALz9Qi7w&page=2&doc=19)

3. Чараева М.В., Евстафьева Е.М. Аналитические основы управления собственным капиталом коммерческого предприятия // Финансовая аналитика: проблемы и решения. -2018. - Т. 11, №3. - С. 299-313.

4. Чараева М.В. Идентификация и оценка финансовых рисков в современном предпринимательстве // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. - №11.

5. Чараева М.В. Основные направления повышения рентабельности промышленных предприятий в России // Вестник Пермского университета. Экономика. - 2012. - № 4 (15).

MODELLING OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF THE FINANCIAL CONDITION

OF THE ENTERPRISE

V.Yu. Gazina, graduate student A.N. Kozinets, graduate student A.S. Shepteev, graduate student South federal university (Russia, Rostov-on-Don)

Abstract. One of the basic principles of management consists in that interests of the company and its management as much as possible coincided. The main idea consists in that specific managers were motivated on the same financial result which by results of its activity will be received by the company. In article it is revealed that the essence of modeling is that in each direction the simplified calculation of financial result taking into account such indicators as cost of the used money and change of a reserve of receivables is based.

Keywords: modeling, financial results, money, receivables, financial state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.