_Аннотация
В статье рассмотрены вопросы выявления потенциальных «полюсов роста» в экономике региона. Проанализирован исторический аспект формирования понятия «полюса роста», а также предпосылки его создания в Мурманской области. Представлена имитационная модель деятельности рыбопромышленного комплекса, демонстрирующая количественную связь между отраслью рыболовства и смежными отраслями.
Ключевые слова: Мурманская область, имитационное моделирования, рыбопромышленный комплекс, «полюс роста», структурный анализ, функциональная модель
Иванов Тимур Наилевич
аспирант кафедры экономики и финансов, Мурманская академия экономики и управления [email protected]
моделирование потенциальных «полюсов роста» экономики
региона
Современная ситуация в экономике России характеризуется сокращением возможностей для экономического роста, что требует поиска и использования новых резервов экономического развития. Развитие региональных производственных комплексов представляется одним из путей диверсификации экономики всей страны и вместе с тем придания ей большей устойчивости. В связи с перспективностью использования концепции «полюсов роста» для регионального развития особую важность приобретает проблема, решение которой может дать ответ на вопросы: - способен ли тот или иной производственный комплекс стать «полюсом роста» региональной экономики;
- какой эффект на региональный экономический потенциал способно оказать развитие этого «полюса роста».
Исторический аспект формирования концепции «полюсов роста»
Вопросы неравенства развития различных территорий, конкуренции между ними и закономерностей размещение производительных сил занимали ученых на протяжении всего истории развития экономической науки. Еще представители классической экономической теории А. Смит и Д. Рикардо обосновали факторы конкурентоспособности стран и международного разделения труда (через механизм абсолютных и относитель-
ных преимуществ), что объяснило причины неравномерности развития между государствами. В рамках классических теорий размещения, разработанных, прежде всего, в трудах И.Г. фон Тюнена, В. Лаундхардта, В. Кристаллера и А. Вебера, была обоснована связь между экономической эффективностью деятельности объекта и его географическим положением, а также разработана методология выбора оптимального расположения производственных объектов. В дальнейшем представления о причинах неравномерности территориального развития были развиты в трудах А. Леша, У. Айзарда, а также известных советских экономистов и географов Н.Н. Колосовского, Н.Н. Баранского. Таким образом, до середины XX века шел процесс накопления знаний о проблемах экономического районирования, неравномерности развития между странами и регионами и закономерностях размещения производств и населения. Начиная с середины XX века, стал набирать силу процесс синтеза знаний из различных научных дисциплин. Происходило взаимопроникновения идей и методологий, взаимообогащения теоретической и методологической базы различных дисциплин и направлений.
Согласно теории «полюсов роста», экономическое развитие происходит на базе эффекта доминирования, который подразумевает, что совокупный экономический рост в наибольшей степени определяется ростом в нескольких лидирующих отраслях. Территории, на которых размещаются лидирующие отрасли, становятся точками притяжения ресурсов, т.к. обеспечивают их использование с
наибольшим эффектом. В дальнейшем в этих регионах концентрируются предприятия и возникают крупные промышленные центры. Основной целью государственного управления является поощрение развития наиболее перспективных отраслей, способных сформировать полюса роста в различных регионах страны.
Предпосылки формирования «полюса роста» в Мурманской области
Мурманская область относится к числу старопромышленных регионов России. Опорой регионального бюджета и всего регионального экономического комплекса являются предприятия горно-металлургического сектора. Вся рискованность такого резкого перекоса в сторону добывающих отраслей стала очевидна с началом мирового финансово-экономического кризиса, начавшегося в конце 2008 г. Обвал цен на экспортируемое сырье привел к сокращению налоговых поступлений областной бюджет. Также государство было вынуждено полностью отказаться или отсрочить реализацию масштабных мегапро-ектов, с которыми связывалось развитие региона в будущем (прежде
территории, на которых размещаются лидирующие отрасли, становятся точками притяжения ресурсов, т.к. обеспечивают их использование с наибольшим эффектом
О4!
региональная экономика
всего, это строительство объектов Мурманского транспортного узла и освоение Штокмановского газокон-денсатного месторождения на шельфе Баренцева моря). В наследство от СССР Мурманская область получила развитую городскую инфраструктуру, призванную служить базой для освоения природно-ресурсного потенциала региона, а также обеспечения геополитических интересов страны.
С началом кризисных явлений 90-х годов в экономике Мурманской области наступил период острого кризиса, ставший, с одной стороны, результатом угасания интереса центра к использованию потенциала данной территории, а с другой стороны, неспособностью центральной власти поддерживать уровень инвестиций на уровне предшествовавших десятилетий. Кризисные явления нашли свое отражение, прежде всего, в ухудшении демографической ситуации, закрытии предприятий, переносе производственных мощностей в другие регионы и за рубеж.
С учетом вышесказанного можно заключить, что важнейшей задачей
кризисные явления нашли свое отражение, прежде всего, в ухудшении демографической ситуации,
закрытии предприятий, переносе производственных мощностей в другие регионы и за рубеж
регионального развития в настоящее время является развитие отраслей, во-первых, не связанных с отраслями добычи полезных ископаемых, а во-вторых, создающих наибольший спрос для прочих предприятий региона, т.е. способных стать полюсом регионального роста. Наибольшим потенциалом, по нашему мнению, обладает рыболовная отрасль Мурманской области, которая, как предполагается, способна собрать вокруг себя большое количество предприятий смежных отраслей, что обеспечит повышение экономической активности и занятости в регионе.
Составление имитационной модели функционирования рыбопромышленного комплекса Мурманской области
Для определения количественной взаимосвязи между отраслями одного производственного комплекса целесообразно использовать методологию имитационного моделирования экономических процессов. Вместе с тем, учитывая сложность такого объекта исследования как региональная производственная система, методологию имитационного моделирования необходимо совместить с методологией структурного анализа и проектирования (SADT), широко использующейся для моделирования систем средней сложности. Принадлежность региональной производственной системы к системам средней сложности порождает особые сложности в деле моделирования ее работы. С одной стороны, подобные системы достаточно сложны и обладают огромным количеством компонентов, чтобы было возможно описать их с помощью стандартной
методологии имитационного моделирования, с другой стороны, системы данного уровня носят недостаточно глобальный характер, чтобы упростить их с помощью некоторых общих положений (как, например, знаменитые модели «Мир-1» и «Мир-2», разработанные Дж. Форрестером для описания возможных сценариев развития человечества).
Для применения структурного анализа и проектирования необходимо четко определить границы моделируемой системы. Система рыбопромышленного комплекса Мурманской области взаимодействует с внешней экономической средой России и ряда государств ближнего зарубежья, также она тесно соприкасается с морской биосистемой, выступающей ресурсной основой функционирования рыболовства. Нами будут рассмотрены только отрасли, непосредственно прилегающие к отрасли добычи водных биологических ресурсов и имеющие производственные мощности на территории Мурманской области.
Методология SADT также требует определения позиции, с которой будет рассматриваться система, т.е. «точки зрения» модели. В нашем случае «точка зрения» модели должна находиться на мезоэко-номическом уровне управления. В частности, им может быть руководитель Рыбохозяйственного комитета Мурманской области, министр экономического развития Мурманской области, глава крупной отраслевой вертикально-интегрированной компании, руководство рыбопромышленного кластера.
Таким образом, сначала требуется создать функциональную модель деятельности рыбопромышленного
для определения количественной взаимосвязи между отраслями одного
производственного комплекса целесообразно использовать методологию имитационного моделирования экономических процессов
комплекса, описывающей деятельность рыболовного флота во взаимосвязи с предприятиями портовой инфраструктуры, судоремонта, производителями тары, орудий лова и спецодежды (см. рис). Далее составленная функциональная модель декомпозируется на необходимое количество уровней в целях наиболее полного отражения связей деятельности флота с предприятиями смежных отраслей. В качестве входных данных использована информация о конфигурации рыбодобывающего флота в регионе. Тип судна является основополагающей характеристикой для применения к функционированию данного судна тех или иных нормативов по затратам. В настоящее время в составе промыслового флота, приписанного к порту Мурманск, преобладают суда средних размеров.
Каждому типу судов соответствуют определенные атрибуты, например, валовая вместимость (для расчета портовых затрат), суточный вылов, объем трюма, количество экипажа.
О/Г
региональная экономика
Рыбодобывающий флот
Нормативы по переработке
ОДУ
Нормы затрат на товары и услуги
Функционирование рыбопромышленного комплекса
Затраты на порт
Затраты на ремонт
Затраты на снабжение
Рис. Функциональная модель рыбопромышленного комплекса
Целесообразно разбить деятельность флота на четыре состояния: подготовка флота, промысел, выгрузка и судоремонт. На стадии подготовки флота подсчитываются затраты на выход из порта и закупку снабжения. Далее на стадии промысла происходит преобразование рыбы-сырца (общий допустимый улов) в готовую продукцию с использованием нормативов по переработке продукции, а также затраты на тару и тарные материалы. После заполнения трюмов суда отправляются на выгрузку в порт. Здесь осуществляются затраты на выгрузку в порту и хранение готовой продукции на складе.
В дальнейшем суда поступают на блок «Судоремонт», в котором осу-
идея данного подхода состоит в предпочтительном использовании данных, находящихся в открытом доступе для моделирования деятельности регионального производственного комплекса
ществляется межрейсовое техническое обслуживание либо классовый и доковый ремонты (в соответствии с установленной периодичностью). После этого суда вновь поступают на блок «Подготовка к промыслу». Как только весь ОДУ будет выбран, промысел прекращается, и все суда переходят в состояние стоянки в порту. Идея данного подхода состоит в предпочтительном использовании данных, находящихся в открытом доступе, для моделирования деятельности регионального производственного комплекса в целях выявления его потенциала по становлению в качестве центра притяжения капитала и трудовых ресурсов.
После составления детализированной функциональной модели начинается составление имитационной модели. Для этого, по нашему мнению, наилучшим образом подходит средство Simulink, полностью интегрированное в программный пакет МаАаЬ. В Simulink в полной мере реализован принцип визуального программирования, согласно которому, процесс моделирования и расчетов представлен в виде соединения различными способами блоков, входящих в библиотеку программы. Важным преимуществом является отсутствие необходимости глубоких познаний языков программирования и математических
методов. Главным условием эффективного использования средств 51тиУпк является хорошее знание предметной области.
В предлагаемой модели сделан ряд важных допущений, в частности:
- не учитывается возможность выгрузки с рыбодобывающих судов на транспорт в море;
- ежедневный вылов осуществляется судами в той же пропорции, что и различные породы рыб в составе ОДУ;
- не учитываются риски поломки судов на промысле, а также гибели судов;
- отсутствует блок береговой рыбопереработки.
Как показала модель, потенциальный суммарный спрос, создаваемый рыболовством для предприятий Мурманской области в течение 365 дней при ОДУ 2013 г., составил 9155 млн руб.
Например, затраты на услуги порта способны составить 2912 млн руб. Однако выручка Мурманского морского рыбного порта за 2012 г. составила лишь 646 млн руб. То есть основания утверждать, что привлечение рыбодо-бывающего флота для выгрузок и межрейсовой стоянки в порт Мурманск способно увеличить выручку порта в 4,5 раза.
Затраты на тару и тарные материалы составили 706 млн руб. Однако российские судовладельцы предпочитают иметь дело с норвежской компанией ТоттепОгат. В то же время перенаправление спроса в сторону Мурманского тарного комбината позволило бы увеличить его годовой оборот в 1,5 раза, который в 2011 г. составил 473 млн руб.
Отрасль судоремонта, раздробленная на множество мелких компаний, также не представляет в данный момент интереса для отечественных
как показала модель, потенциальный суммарный спрос, создаваемый рыболовством для предприятий Мурманской области в течение 365 дней при ОДУ 2013 г., составил 9155 млн руб.
судовладельцев. Однако общий совокупный спрос на их товары и услуги, оцениваемый более чем в 4 млрд руб. в год, станет надежной основой для его развития в Мурманской области.
Вывод
На основании полученных данных можно говорить о потенциале отрасли рыболовства как о полюсе регионального роста. При этом стоит также отметить, что в предложенной модели, основанной на совместном использовании структурного анализа и проектирования, остается много допущений, снижающих точность результатов. Дальнейшая детализация представленной модели деятельности рыбопромышленного комплекса выявит направления дальнейших исследований.
Литература
1. Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 г. (в редакции распоряжения Правительства РФ от 21.07.2008 № 1057- р).
2. Рыбохозяйственный комплекс Мурманской области / Федеральная
служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. -Мурманскстат, 2012. - 31 с.
3. Приказ Росрыболовства от 30.03.2009 № 246 « Об утверждении Стратегии развития рыбохозяйс-твенного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года».
4. Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года. - Мурманск: Министерство экономического развития Мурманской облас-
ти, 2011. - Режим доступа: http://minec. gov-murman.ru/content/strat_plan/ sub02/sub02/.
5. Fishery and Aquaculture statistics 2010 (Electronic resource]/ Food and Agriculture Organization of the United Nations. - 2010. - Mode of access: -http://www.fao.org/fishery/statistics/ programme/publications/ all/en.
6.Тупикина Е.Н. Кластерный подход в решении проблем рыбохозяйственно-го комплекса // Креативная экономика. - 2009. - № 7 (31). - c. 52-57. - http:// www.creativeconomy.ru/articles/2936/.
Timur N. Ivanov
Postgraduate student, Academic Department of Economics and Finance, Murmansk Academy of Economics and Management
Simulation of the potential "growth poles" of regional economics
_Abstract
The issues of finding of potential "growth poles" in the regional economics are considered in the article. The historical aspect of formation of the concept of a "growth pole" is analyzed, as well as prerequisites of its creation in the Murmansk oblast. The simulation model of fishing complex activities, showing the quantitative relationship between fishing and related industries is presented. Keywords: Murmansk oblast, simulation modeling, fishing industry, "growth pole", structural analysis, functional model