Научная статья на тему 'Моделирование педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения на принципах синергетического подхода'

Моделирование педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения на принципах синергетического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / MODELLING / VOCATIONAL TRAINING / SYNERGETIC APPROACH / EXPERIMENTAL RESEARCH / DIDACTIC ASPECTS / INTERDISCIPLINARY APPROACH / FEATURES OF PEDAGOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжкова Ирина Васильевна

В статье рассматриваются принципы синергетического подхода, реализованные в разработке модели педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения, приведена модель педагогической подготовки, дана характеристика элементов модели и основные результаты ее опытно-экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыжкова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modelling of pedagogical training of future teachers of vocational training based on the principles of synergetic approach

The paper deals with the principles of synergetic approach, implemented in development of the models of pedagogical training of future teachers of vocational training. The model of pedagogical training is shown, the elements of the model are characterized and the basic results of its experimental research are given.

Текст научной работы на тему «Моделирование педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения на принципах синергетического подхода»

1. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002.

2. Михеев В.И. Методика получения и обработки экспериментальных данных в психологопедагогических исследованиях. М., 1986.

3. Паспорт Федеральной целевой программы развития образования. М., 2006.

Поступила в редакцию 18.02.2008 г.

Sharshov I.A., Makarova L.N. The indicators of implementation effectiveness of the Federal Target Program of Education Development for the regional classical university. The article gives ground to the criteria base for evaluation of implementation effectiveness of the Federal Target Program of Education Development in a regional classical university. The set of conditions of implementation of the basic tasks of FTPED.

Key words: classical university, effectiveness, program implementation, indicator, experts.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИНЦИПАХ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

И.В. Рыжкова

В статье рассматриваются принципы синергетического подхода, реализованные в разработке модели педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения, приведена модель педагогической подготовки, дана характеристика элементов модели и основные результаты ее опытно-экспериментального исследования.

Ключевые слова: моделирование, профессиональное обучение, синергетический подход, опытоэкспериментальное исследование, дидактические аспекты, междисциплинарный подход, особенности педагогической подготовки.

В настоящее время «синергетика» как новое междисциплинарное научное направление активно развивается, привлекая внимание ученых различных областей науки, в том числе и педагогики. В работах В.И. Аршинова [1], М.В. Богуславского [2], Л.Я. Зориной [3], В.А. Игнатовой [4], Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова [5], Е.Г. Пугачевой [6],

Н.М. Таланчука [7], О.Н. Федоровой [8] и др. выделяются три важнейших составляющих использования идей синергетики в образовании: дидактические аспекты адаптации идей синергетики в содержании образования; использование их в моделировании и прогнозировании развития образовательных систем; применение в управлении учебно-воспитательным процессом. При этом синергетический подход рассматривается как универсальное методологическое средство, приме -няющееся в тех областях знания, где изучаются сложные открытые, неравновестные системы и явления самоорганизации. Синергетика представляет собой единый междисциплинарный подход к исследуемым предметам и объектам.

Педагогическую подготовку будущих преподавателей профессионального обучения можно считать открытой, нелинейной, неравновесной системой поскольку, во-первых, в ней постоянно происходит обмен информацией (знаниями) между преподавателем и обучающимися (обратная связь), целенаправленное добывание информации, в ходе которого постоянно появляются новые цели, теории, концепции. Во-вторых, меняется содержание образования, оно никогда не соответствует системе знаний и умений обучающихся в данный момент. Возникает нелинейность как процесса, так и результата, всегда отличного от замыслов его участников. В-третьих, постоянно увеличивающееся образовательное информационное пространство выводит систему из устойчивого равновесия. По мнению М.В. Богуславского «... педагогический процесс правильнее было бы воспринимать как открытую миросистему - «поле неоднозначных путей развития», где свободно перемещаются образовательно-воспитательные направления, течения» [2].

Таким образом, «синергетическая модель» педагогической подготовки предпола-

гает: открытость будущему; интеграцию всех способов освоения человеком мира; развитие и включение в процессы обучения синергетических представлений об открытости профессионального обучения, целостности и взаимосвязанности человека, природы и общества; обращение к мировоззренческим и смысловым моделям (а не их догматизация или полное отсутствие); свободное пользование различными информационными системами, которые сегодня играют не меньшую роль в образовании, чем непосредственный учебный процесс; личную направленность процесса обучения; развитие культуры коммуникации; психологическую установку обучающегося на сверхзадачу, в связи с чем образование должно находиться в процессе постоянного поиска и изменения, формируя новые ориентиры и цели; изменение роли преподавателя: переход к совместным действиям в новых ситуациях открытого, изменяющегося, необратимого мира. Именно с этих позиций мы рассматриваем содержание и особенности педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения.

В качестве исходных принципов для моделирования профессиональной подготовки мы избрали принципы синергетического подхода: иерархичность, гомеостатичность, нелинейность, неустойчивость, незамкну-тость, динамическую иерархичность, наблюдаемость, самоактуализацию.

При этом мы руководствовались следующими соображениями. Принцип иерархичности обеспечивает структурную иерархию модели. Примером такой иерархии в нашем случае являются уровни педагогической подготовки.

Принцип гомеостатичности обеспечивает поддержание программы функционирования системы, ее внутренних характеристик в некоторых рамках позволяющих ей следовать к своей цели. Главной целью педагогической подготовки является социальный заказ общества на подготовку специалиста соответствующей специализации и квалификации.

Принцип нелинейности характеризует последовательное обновление системы, последовательно путем гибели старого порядка, хаоса и рождения нового. Педагогическая подготовка является нелинейной системой. Между субъектами этой системы (студентами), а также между ними и преподавателем,

происходят постоянные нелинейные взаимодействия. Эта нелинейность обусловлена субъективными факторами, связанными с особенностями восприятия и поведения обучающихся, а иногда и преподавателей.

Принцип незамкнутости систем связан с понятием открытости. Открытость позволяет эволюционировать системам от простого к сложному, разворачивать программу роста и динамики. Это означает, что иерархический уровень может развиваться, усложняться только при обмене энергией, информацией с другими уровнями.

Принцип неустойчивости характеризует состояние системы, далекое от равновесия. Состояние неустойчивости, выбора принято называть точками бифуркации, они появляются в любой ситуации рождения нового качества и характеризуют рубеж между новым и старым. В этих точках любая система (даже замкнутая) становится открытой, и, следовательно, более восприимчивой к приему воздействий. Неустойчивость позволяет более активно воспринимать информацию.

Принцип динамической иерархичности (эмерджентности) описывает возникновение нового качества системы по горизонтали, то есть на одном уровне. Медленное изменение управляющих параметров более высокого уровня приводит к неустойчивости системы на более низком уровне, следовательно, к бифуркации и перестройке структуры на этом уровне.

Принцип наблюдаемости подчеркивает ограниченность и относительность наших представлений о системе в конечном исследовании. В синергетике он конкретизируется как относительность интерпретаций к масштабу наблюдений и изначально ожидаемому результату.

Принцип самоактуализации означает способность человека переступать границы между природным и внеприродным, выходить за рамки любого возможного опыта. Самоактуализация обращается к человеческой психике и показывает необходимость учета ее специфики в процессе обучения и педагогической деятельности.

Применение перечисленных выше принципов позволило предложить следующую модель педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения (рис. 1).

Социальный заказ общества на подготовку специалистов (аттрактор)

Целеполагание

Аттракторы

Оперативные цели Тактические цели Стратегические цели

і

Выбор стратегии обучения (бифуркация)

Выбор ведущего вида обучения Планирование междисциплинарных связей Определение объема и видов самостоятельной работы

Активная

учебно-

педаг.

среда

ЕЛ

ЕИ

Содержание

(диссипативная

структура)

Кооперативное

взаимодействие

П ^ С ^ П

Неустой-

чивость

Исходный

уровень

Нелинейность

А

Си

о

н

й

се

р©<

8

X

а

X

М

иО

Си

о

н

се

-8м

5

X

X

а

н

X

м

Проектирование учебной деятельности

Определение средств форм методов обучения

Альтернатив-

ность

Альтернативность

Многовариант-

ность

Многовариантность

Полифункциональность (возможность выбора)

Рис. 1. Модель педагогической подготовки

Главной целью (аттрактором) процесса обучения является социальный заказ общества на подготовку специалиста, понимаемый нами как совокупность интересов и потребностей общества к будущему специалисту на

данном социально-экономическом этапе его развития, реализуемый через цели обучения.

Целеполагание с позиций синергетического подхода связано с неустойчивостью и условностью целей. Оно разрабатывается и

формируется как отражение социального заказа, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. Цели педагогической подготовки - явление динамическое. С одной стороны, возникая как отражение объективных тенденций общественного развития и приводя содержание, формы и методы педагогической и учебной деятельности в соответствие с потребностями общества, они складываются в развитую программу поэтапного движения к высшей цели -развитию личности в гармонии с самой собой и социумом. С другой стороны, цели обладают исключительной мобильностью. Это свойство дает им возможность быть пластичными, внезапно менять свою организацию (архитектонику) в поисках полезного результата, т. е. осуществлять нелинейное взаимодействие с окружающей средой. Педагогическая подготовка связана с определением стратегических целей - педагогического идеала; тактических целей - формирования качеств и состояний у обучающихся; оперативных целей - элементов решения тактических целей.

Выбор стратегии обучения (прохождение точек бифуркации) связан с влиянием внешних и внутренних факторов, учетом исходного уровня состояния системы. К внешним факторам нами отнесены: влияние социума или экономических условий; материальная база, содержание и средства обучения, общее содержание образования, способы его структурирования и информационного наполнения; технологии обучения и воспитания; методики преподавания отдельных дисциплин; закономерности усвоения всех видов информации; законы и закономерности развития педагогических систем; особенности деятельности преподавателя, его творческий потенциал и т. д. К внутренним факторам - имеющаяся база знаний, умений, навыков преподавателя и студента, их потенциальные возможности, личностные качества, познавательные потребности, внутренние мотивы деятельности, содержание деятельности, пластичность к восприятию информации, природные задатки, склонности и способности и т.д. При выборе стратегии обучения большую роль играет так называемый исходный уровень, который включает: требования образовательного стандарта; этап

обучения (исходный уровень знаний); ступень обучения (конкретные задачи на данный этап); требования профессиограммы; задачи учебных дисциплин.

Содержание педагогической подготовки выступает как диссипативная структура, характеризующаяся в первую очередь нелинейностью. В этом случае знания и опыт студента могут наращиваться не только последовательно, но и возникать спонтанно, субъективно, непредсказуемо, процесс подготовки характеризуется многовариантностью, альтернативностью, полифункцио-

нальностью, что в условиях кооперативного взаимодействия в системе преподаватель -студент и приводит к единому содержанию, являющемуся результатом отбора среди различных вариантов.

Содержание педагогической подготовки определяет и проектирование учебной деятельности (определение форм, методов и средств). Формы, методы и средства учебной деятельности не могут быть заданы раз и навсегда. Их отбор зависит от множества как объективных, так и субъективных факторов. Главное требование к отбору в условиях нашей модели - они должны открывать широкие возможности для творчества преподавателя и студента, оптимального построения учебно-воспитательного процесса в конкретной ситуации.

В структуре модели одним из важных компонентов является рефлексия. Она осуществляется по результатам деятельности и фиксирует объективные моменты процесса. Ориентация на рефлексию помогает преподавателю и студенту найти свое профессиональное лицо, осуществить самооценку по высоким профессиональным критериям, учит соотносить себя и дело, прогнозировать и анализировать результат своей деятельности, повышает уровень самоорганизации. Профессиональная рефлексия содержит единство человеческого (способность к самообучению, анализ причинно-следственных связей, сомнениям, реализации ценностных критериев, работе над собой) и профессионального (то есть применения этой способности к сложным условиям и обстоятельствам профессионального бытия).

Таким образом, модель педагогической подготовки, разработанная с применением синергетического подхода, позволяет опре-

делить не только цели и содержание, но и технологию реконструкции существующей системы педагогической подготовки. Прежде всего, принципиально изменяются задачи и характер управленческой деятельности преподавателя в сфере педагогической подготовки. Из режима «жесткого регулирования» учебно-воспитательного процесса она переходит в режим «самоуправляемого развития». Соответственно этому происходит и переориентация в разработке технологических учебных средств, позволяющих осуществить самообразование и самоконтроль. Тем самым статические модели педагогических знаний и умений сменяются динамически-структурированными системами умственных действий.

Оптимальность данной модели была проверена в ходе опытно-экспериментального исследования. Основными критериями оценки оптимальности нами избраны: уровень педагогических и методических знаний, умений и навыков будущих преподавателей профессионального обучения (академическая успеваемость студентов по педагогическим учебным дисциплинам); уровень и динамика интеллектуального развития студентов в ходе педагогической подготовки; развитие профессиональной идентичности (профессионального самосознания) будущих преподавателей профессионального обучения; становление и развитие типа профессиональной педагогической деятельности и общения; развитие творческого потенциала (креативности) будущих педагогов профессионального обучения.

Результаты, полученные в ходе опытноэкспериментального исследования модели, показывают, что по всем критериям оценки у студентов экспериментальной группы отмечаются существенные изменения: наблюдается тенденция к постоянному росту уровня знаний, умений и навыков по педагогическим дисциплинам; обеспечивается более активное влияние на развитие и перестройку структуры интеллекта; появляется возможность в значительной степени оптимизировать процесс развития профессиональной идентичности; более активно формируется гуманистический, демократический стиль профессиональной деятельности и общения; произошло ощутимое развитие таких творческих качеств будущих преподавателей про-

фессионального обучения, как умение быть «генератором идей», широта ассоциаций, умение быстро отыскивать нужную информацию, анализировать проблемные ситуации, ориентироваться в выборе приема действия в соответствии с новыми условиями, формулировать гипотезы, ставить цели, задачи.

Таким образом, целесообразность внедрения в образовательный процесс вуза авторской модели педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения можно считать подтвержденной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Аршинов В.И., Войцехович В.Э. Синергетическое знание: между сетью и принципами // Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов: сб. ст. М., 2000. С. 107-120.

2. Богуславский М.В. Синергетика и педагогика // Магистр. 1995. № 2. С. 89-95.

3. Зорина Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика. 1996. № 4. С. 105-109.

4. Игнатова, В.А. Педагогические аспекты синергетики // Педагогика. 2001. № 8. С. 26-31.

5. Князева Е.Н, Курдюмов С.П. Синергетика и новые подходы к процессу обучения. Режим доступа: http://www.uni-dubna.ru. Загл. с экрана.

6. Пугачева Е.Г. Синергетический подход к системе высшего образования // Высшее образование в России. 1998. № 2. С. 41-45.

7. Таланчук Н.М. Системно-синергетическая философия и концепция неопедагогики: Стратегемы развития педагогической теории и практики. Казань, 1996.

8. Федорова М.А. Принципы теории самоорганизации в образовательном процессе // Университетское образование: сб. материалов VI Междунар. науч.-метод. конф. Пенза, 2002. С. 317-319.

Поступила в редакцию 20.02.2008 г.

Ryzhkova I.V. Modelling of pedagogical training of future teachers of vocational training based on the principles of synergetic approach. The paper deals with the principles of synergetic approach, implemented in development of the models of pedagogical training of future teachers of vocational training. The model of pedagogical training is shown, the elements of the model are characterized and the basic results of its experimental research are given.

Key words: modelling, vocational training, synergetic approach, experimental research, didactic aspects, interdisciplinary approach, features of pedagogical training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.