ОДИНЦОВА С.В.
Кисловодский институт экономики и права, аспирантка кафедры экономики и менеджмента, e-mail: [email protected]
моделирование оптимального регулирования вредных выбросов в региональных экономических системах с учетом
трансграничного загрязнения
Построена модель оптимальной государственной политики регулирования вредных производственных выбросов с использованием бесплатных и продаваемых разрешений на выбросы загрязняющих веществ в условиях международной мобильности капитала и трансграничного загрязнения. Выяснены экономические последствия использования бесплатных разрешений на загрязнение в расчете на единицу применяемого капитала как инструмента регулирования вредных выбросов.
Ключевые слова: вредные выбросы; трансграничное загрязнение
Коды классификатора JEL: 057, 058
Государство решает проблему внешних эффектов производственной деятельности либо командно-контрольными методами, либо применением рыночно ориентированной политики, которая состоит во введении ^Г налоговых платежей и развитии рынка разрешений на загрязнение [1-3]. Гибкие механизмы, предусмотрен-¡5 ные Киотским Протоколом [1, 4], обеспечивают возможность торговли разрешениями на загрязнение между О странами. Используя систему продаваемых разрешений на загрязнение в качестве инструмента реализации ® экологической политики, национальные правительства смогут проще интегрироваться с международным рынком продаваемых разрешений на неиспользованные квоты на выбросы загрязняющих веществ. В усло-^ виях международной конкуренции разрешения на загрязнение (в том числе бесплатно распределяемые) моИ гут являться для национальных правительств эффективным инструментом предотвращения передислокации Ш транснациональных фирм в другие страны. Закрытие филиалов и передислокация транснациональных фирм 2 за рубеж может представлять серьезную проблему при наличии трансграничных экологических проблем, в частности, когда некоторые страны не желают сотрудничать в их решении. Так, далеко не все индустри-щ ально развитые страны связали себя уровнями вредных выбросов, определенными Киотским Протоколом.
□ Поэтому существует опасность того, что сокращение вредных выбросов загрязняющих веществ в странах-
□ участницах Киотского Протокола приведет к повышению вредных выбросов загрязняющих веществ в остальных странах. использование бесплатно распределяемых разрешений на загрязнение может поэтому быть эффективным средством сокращения международного перелива капитала, финансирующего экологически вредные производства. Ниже показано, что в таких условиях может оказаться оптимальным использование сочетания продаваемых и бесплатно распределяемых разрешений на загрязнение в качестве инструментов
0 регулирования вредных выбросов. Построим модель оптимальной государственной политики регулирования си вредных производственных выбросов с использованием разрешений на загрязнение. Рассматриваются две
1
>
CU
О о
I—
ш
страны (Россия (к) и зарубежная страна (/)) и производственный сектор в каждой стране, загрязняющий окружающую среду. В качестве переменных (эндогенных) факторов производства рассматриваются капитал о (к ) и вводимый ресурс (е ), использование которого приводит к вредным выбросам. Предполагается, что ^ предложение остальных факторов производства постоянно, что обеспечивает убывающую отдачу от масш-^ таба по переменным производственным факторам. Технология в стране 1 определяется производственной о. функцией у' = Е' (к, е1), 1 = к, / при условиях Е^ > 0 и Е^ < 0, т.е. предельные продукты являются положительными и убывающими. Использование ресурса приводит к загрязнению окружающей среды. Пра-^ вительство России определяет верхнюю границу Е внутреннего уровня выбросов, так что ек < Е . При о условии ек = Е разрешения на загрязнение будут иметь в России положительную рыночную стоимость р о . Правительство может также решить, что определенная часть квот на загрязнение может быть распределе-^ на бесплатно. Если применяются бесплатные квоты на загрязнение, то они распределяются отечественным £ производителям пропорционально количеству капитала, используемого в России. Количество бесплатных £ разрешений на загрязнение в расчете на единицу капитала, используемого в России, обозначим через Ц. 5= Обозначим через (•', ) цены факторов производства в стране 1 (капитала и ресурса, использование Е которого приводит к вредным выбросам), через Ж мировую рыночную цену ресурса, и через Я рентную ю цену капитала. Тогда имеем ^^ = Ж, ~№к = Ж + р, г^ = Я, Г = R — pq , где рд - стоимость (бесплатно) распределяемых разрешений на загрязнение, получаемых в расчете на единицу капитала. Прибылемаксими-о зирующее поведение фирм означает, что предельные продукты будут равны ценам факторов производства
Fkf = r = fR + pq, (i)
о
9 F/ = W = F" - q. (2)
0)
Предполагаем, что существует заданный полный запас капитала к , и капитал может свободно перемещаться на международном рынке. Рентная цена капитала определяется так, что совокупный спрос на капитал равен запасу капитала, т.е. имеет место равенство
к ^ - pq) + к - К. (3)
Проанализируем влияние бесплатно распределяемых разрешений на загрязнение на равновесие в построенной модели. Дифференцирование уравнений (1)-(3) по д приводит к следующим соотношениям
где
л_ ==1 ля=__1 _ лр=1 ррьр/
dq н ее dq н е лд н лд н е е е (4)
0' = р^к-(к)2> 0 и н = -е_ -f_.fi -др_л{.
Из соотношений (4) получаем следующее Утверждение.
Утверждение 1. Если вначале количество бесплатных разрешений на загрязнение невелико (т.е. д настолько мало, что Н < 0 ), и в России существует обязательное ограничение вредных выбросов (р положительно), то увеличение количества бесплатных разрешений на загрязнение в расчете на единицу капитала приводит к переливу капитала из зарубежной страны в Россию и к повышению международной рентной цены капитала. Если имеет место комплементарность факторов производства (т.е. Flk > 0 ), вредные выбро- ^ сы в зарубежной стране будут сокращаться, и цена разрешений на загрязнение будет увеличиваться. _о
Распределение бесплатных разрешений на загрязнение пропорционально количеству капитала, применяемого в России, эквивалентно субсидированию использования капитала. Спрос на капитал в России увеличи- (□ вается, поднимая международную процентную ставку и приводя к притоку капитала в Россию. При условии, -Г что имеет место комплементарность факторов производства, меньшее количество капитала в зарубежной ^ стране сокращает предельный продукт, получаемый при использовании ресурса (характеризующегося вред- И ными выбросами), что приводит к снижению вредных выбросов в зарубежной стране. Поскольку вредные ш выбросы в России ограничены Е , совокупные выбросы также сокращаются. Поскольку в России использует- ;> ся большее количество капитала, отечественный спрос на ресурс будет увеличиваться. Это приводит к повы- О шению цены разрешений на загрязнение, индуцируя эффект замещения используемого ресурса капиталом. ^ Полученный результат позволяет предположить, что могут иметь место ситуации, в которых более высокие □ предельные затраты увеличения государственных средств будут требовать большего количества бесплатно □ выдаваемых разрешений на загрязнение. Однако в проведенном выше анализе верхний предел вредных выбросов считался задаваемым экзогенно. Чтобы прояснить этот вопрос, необходимо выяснить, может ли опти-
* 1
Ч = — ц
^ 01 - h ирУ -рг ~ (аК ~к ^ + и1Х
РккеЕ +
Ап / л —+^
р/ + Гкк
V Гее У
ш
о
мальное количество бесплатно выдаваемых разрешений на загрязнение увеличиваться с ростом предельных 2 затрат увеличения государственных средств также и в случае, когда верхний предел вредных выбросов Е | выбирается оптимально. о
Определим оптимальное количество бесплатно выдаваемых разрешений на загрязнение в случае, когда ю верхний предел вредных выбросов Е выбирается оптимально. Предполагаем, что общественное благосо- х стояние и в России является функцией дохода I и уровня загрязнения Р . Доход I представляет собой сумму излишка производителя (включая стоимость бесплатно выдаваемых разрешений на загрязнение), государственных доходов и чистого дохода от зарубежных активов (т.е. дохода на капитал, инвестированный за рубеж за вычетом ренты, выплаченной за иностранный капитал, инвестируемый в Россию). Потребительский излишек отсутствует, поскольку спрос предполагается бесконечно эластичным. Пусть а обозначает долю ^ запаса капитала, находящегося в собственности России. Чистые зарубежные активы России тогда составляют о аК — kh, и чистый финансовый доход России определяется следующим образом R(aK — k ) . Предпола- ^ гаем, что государство должно финансировать бюджет заданной величины. Обозначим через X предельные о затраты сбора государственных средств. Поэтому один рубль государственных доходов эквивалентен 1+Х рублям доходов частного сектора.
о
со О
I—
Оптимальная политика в отношении разрешений на загрязнение определяется следующим образом о
(5) о 4 ' ш
Уравнение (5) показывает, что выражение, определяющее оптимальное количество бесплатно распределя- о емых разрешений на загрязнение в расчете на единицу капитала, может быть представлено в виде суммы трех ^ составляющих. Первая составляющая описывает роль бесплатно выдаваемых разрешений на загрязнение как | средства сокращения уровня трансграничного загрязнения. Когда используются бесплатно распределяемые о разрешения на загрязнение, в зарубежную страну размещается меньшее количество капитала. Выражение: о
р!
показывает, какое воздействие оказывает такое перераспределение капитала на уровень зарубежных вредных выбросов. Уравнение (5) показывает, что если загрязнение является трансграничным, эта составляющая будет положительной, что приводит к положительному количеству бесплатно выдаваемых разрешений на загрязнение.
Вторая составляющая характеризует воздействие бесплатно выдаваемых разрешений на загрязнение на условия торговли капиталом. Поскольку субсидии капиталу в России приводят к увеличению спроса на капитал и поэтому стремятся поднять международную ставку процента, бесплатно выдаваемые разрешения на загрязнение будут вызывать выгоды (потери) для экспортирующих (импортирующих) капитал стран. Поэтому, если Россия является экспортером капитала, т.е. аК - кк > 0, по соображениям благоприятных условий торговли капиталом количество бесплатно выдаваемых разрешений на загрязнение должно быть положительно.
Последняя составляющая в уравнении (5) отражает фискальные соображения и отлична от нуля только при условии X > 0. Для открытой экономики неясно, увеличиваются ли государственные доходы наиболее эффективно посредством налогов на капитал или субсидий на капитал. В то время как субсидии на капитал оказывают прямое отрицательное воздействие на государственные доходы, они также могут оказывать неявное положительное воздействие, индуцируя прилив капитала. Прилив капитала увеличивает спрос на ^ другие, дополняющие вводимые ресурсы, и если эти исходные ресурсы облагаются налогами, результирую-¡5 щее увеличение государственных доходов может превысить исходные субсидии на капитал. В построенной ^ модели субсидии на капитал увеличивают спрос на разрешения на загрязнение в России, поскольку капитал X и вводимый ресурс (использование которого приводит к вредным выбросам) взаимно дополняют друг друга. Последний член в уравнении (5) показывает, что если степень комплементарности мала (т.е. Р£ мало), использование капитала должно быть обложено фискальным налогом, что соответствует отрицательному количеству бесплатных разрешений на загрязнение. Однако, если степень комплементарности велика, по фискальным соображениям могут быть целесообразны субсидии на капитал, что соответствует положительному количеству бесплатно выдаваемых разрешений на загрязнение. Причина состоит в том, что субсидии на капитал, привлекая капитал из-за рубежа, будут увеличивать спрос на вводимый ресурс (использование 00 которого приводит к вредным выбросам) и на связанный с ним спрос на разрешения на загрязнение. Пос-□ кольку предложение разрешений на загрязнение фиксировано, цена разрешений растет, что приводит к уве-^ личению доходов, получаемых от продажи разрешений на загрязнение.
Подытожим проведенное обсуждение использования бесплатно выдаваемых разрешений на загрязнение 0 в следующем Утверждении.
ю Утверждение 2. Оптимальное количество бесплатно выдаваемых разрешений на загрязнение в расчете
0 на единицу капитала может быть либо положительным, либо отрицательным. Если X > 0, то величина ЕЕ q* положительна при условии, что загрязнении носит трансграничный характер (у > 0) и Россия не является очень большим импортером капитала (т.е. кк не слишком велико по сравнению с аК ). Величина
2 q* будет отрицательной, если имеет место незначительное трансграничное загрязнение (т.е. у мало),
1 Россия является импортером капитала (т.е. аК < кк ) и капитал и загрязняющий вводимый ресурс не
О
^ являются сильно дополняющими друг друга факторами (т.е. степень комплементарности Р^ мала).
Итак, в условиях международной мобильности капитала может оказаться оптимальным комбинированное ис-
^ пользование продаваемых и бесплатно распределяемых разрешений на загрязнение, как по экологическим, так > и по фискальным соображениям. Если количество бесплатно распределяемых разрешений на выбросы загряз-
о няющих веществ является возрастающей функцией капитала, используемого в России, это привлекает капитал
о в Россию. Это может создавать дополнительные экологические выгоды, снижая трансграничное загрязнение,
о и может приводить к увеличению государственных доходов, поскольку (1) цена продаваемых разрешений на
о выбросы загрязняющих веществ может увеличиваться и (2) налоговая база может расширяться.
0 Проведенный анализ показывает, что существует неоднозначное соотношение между предельными затра-^ тами сбора государственных средств и оптимальным количеством бесплатно распределяемых разрешений
на выбросы загрязняющих веществ. Хотя более высокие предельные затраты сбора государственных средств
1 увеличивают издержки бесплатного распределения разрешений на выбросы загрязняющих веществ, другие ^ аргументы могут перевесить этот эффект. Оптимальное количество бесплатно распределяемых разрешений ш на выбросы загрязняющих веществ в расчете на единицу используемого капитала может возрастать вместе
с предельными затратами сбора государственных средств по следующим причинам: (1) поскольку более § высокие субсидии на капитал могут быть использованы в целях увеличения налоговой базы (большее коси личество отечественного капитала может увеличивать спрос на взаимнодополняющие производственные 1 факторы, подвергаемые налогообложению), (2) поскольку фискальные соображения такого типа могут стать ^ весомее по сравнению с экологическими аргументами, (3) поскольку фискальные соображения такого типа ^ могут стать весомее по сравнению с условиями торговли на международном рынке капитала и (4) поскольку ^ эффективность бесплатно распределяемых разрешений на выбросы загрязняющих веществ как инструмента