ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ И МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ PROTECTION OF MONUMENTS AND MUSEUM ACTIVITIES
УДК 069.01
ББК 79.1
О. В. Самаковская
МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНТЕНТА САЙТА МУЗЕЯ (НА ПРИМЕРЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ И МУЗЕЕВ-ЗАПОВЕДНИКОВ)
Предпринимается попытка синтезировать достижения теории музееведения и возможности, предоставляемые информационно-коммуникационными технологиями. Описывается технология разработки типовой модели (структуры) контента музейного сайта на основе информационного образа. Предлагаемый метод моделирования контента музейного сайта может быть рекомендован разработчикам музейных электронных ресурсов.
Ключевые слова: информационные технологии, этнографические музеи, музейные сайты, контент сайта, моделирование, сайтостроение, информационный образ
O. V. Samakovskaya
MODELING THE CONTENT OF THE SITE OF A MUSEUM (ON ETHNOGRAPHIC MUSEUMS AND OPEN-AIR MUSEUMS' EXAMPLE)
An attempt to synthesize the achievements of the theory of museology and opportunities offered by information and communication technologies. It describes the technology development of the standard model (structure) of the content of the museum site on the basis of the information image. The proposed method of modeling the content of the museum site may be recommended to developers of museum digital resources.
Keywords: information technology, ethnographic museums, museum sites, site content, design, site construction, information image.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открыло для музеев принципиально новые возможности в решении одной из главных своих задач - предоставления доступа к культурному наследию самой широкой публике, осуществления права граждан на информацию. Большую роль при этом играют сайты музеев - виртуальные представительства реальных музеев.
Создание сайтов становится все более распространенным видом информационной деятельности. Однако количествен-76
ный рост музейных сайтов обострил проблему их качества, прежде всего, контента (содержательного наполнения), поскольку любой сайт в Интернете отражает лицо учреждения, обращенное в открытое информационное пространство, и это накладывает особую ответственность на тех, кто его создает и представляет. В связи с этим возникает вопрос - каким образом можно обеспечить качество контента сайта?
Цель данной статьи - показать возможности формализации и снижения субъективизма при проектировании сайта музея
путем моделирования контента на основе использования информационного образа музея, что позволяет повысить качество сайта.
Моделирование контента сайта предварялось анализом веб-сайтов российских этнографических музеев и музеев-заповедников. В ходе исследования была поставлена задача - определить количество существующих в сети музейных представительств, а также выяснить, насколько полно отражается на сайтах информация об этих музеях.
По данным музейного портала «Музеи России» [8], общее число музеев-заповедников - 123, из которых 78 (примерно 63 %) имеют собственный сайт, этнографических музеев - 504, из них 82 (16 %) - имеют собственный сайт. Нами был проведен анализ 32 веб-сайтов музеев (22 сайта музеев-заповедников и 10 сайтов этнографических музеев), что составляет 20 % от общего числа сайтов музеев-заповедников и этнографических музеев. Анализу подлежали сайты музеев различных регионов, различного статуса и принадлежности. Результаты оказались следующими: все сайты содержат контактную информацию; 27 сайтов (84 %) имеют информацию об истории музея, 25 (78 %) - о проводимых выставках, 22 (69 %) - об экскурсиях. Информация о фондах музея, его коллекциях, собраниях - то, что, по сути, является главной ценностью каждого музея, - присутствует лишь на 19 сайтах (59 %). Таким образом, более 40 % не представляют такой информации. Не дают возможности обратной связи с посетителями посредством гостевой книги 18 сайтов (60 %). Отсутствие рубрик у половины сайтов о событиях, новостях музея говорит о том, что сайты обновляются крайне редко. Весьма неожиданным оказался выявленный в ходе исследования факт: несмотря на то, что этнографический музей обязательно связан с
каким-либо этносом, отметим, что информация о народах (их описание) содержится на 25 % сайтов этнографических музеев.
Проведенный анализ позволил сделать некоторые выводы:
- 84 % этнографических музеев и 37 % музеев-заповедников не имеют собственных сайтов. Не имея виртуального представительства, музей лишает себя возможности повысить имидж учреждения, информировать неограниченный круг пользователей о своей деятельности;
- наличие неактуальной, устаревшей информации на 50 % анализируемых сайтов дает пользователю искаженное, ложное представление о том или ином музее;
- более 40 % этнографических музеев и музеев-заповедников не предоставляют информацию о своих фондах, коллекциях, экспозициях, ограничивая тем самым удаленного пользователя в доступе к уникальному историко-культурному наследию;
- большинство имеющихся сайтов этнографических музеев и музеев-заповедников содержат контактную информацию, краткую информацию об истории музеев и проводимых выставках и экскурсиях. Таким образом, в сети преобладают в большей степени сайты-визитки, содержащие в большей степени справочную информацию.
В задачу данной публикации входит теоретическое обоснование зависимости моделирования контента музейного сайта от составляющих реального музея: тип и основные функции музея влияют на задачи виртуального музейного представительства, от которых напрямую зависит формирование рубрик сайта. Представленные в статье материалы отражают исследование, которое осуществляется в Научно-исследовательском институте информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) Кемеровского государственного университета культуры и искусств. В НИИ ИТ СС КемГУКИ разработана ме-
тодика проектирования контента сайтов объектов культуры. Изложение данной методики содержится в [1-5].
Важнейшим для понимания предлагаемого нами подхода к моделированию кон -тента музейного сайта являются следующие положения:
- разработка контента сайтов музеев в настоящее время носит сугубо эмпирический, субъективный характер, что проявляется в разнородности и несопоставимости рубрик, структурирующих содержание сайтов, в затруднительности ориентации пользователей в их структуре;
- средством, позволяющим моделировать контент сайтов, является информационный образ объекта сайтостроения. В нашем случае речь идет о таких объектах сайтостроения, как этнографический музей и музей-заповедник.
Приведем определения, раскрывающие сущность моделирования контента сайтов музеев: информационный образ объекта сайтостроения, типовой информационный образ объекта сайтостроения, групповой информационный образ объекта сайтостроения.
Информационный образ объекта сай-тостроения - максимально полный, упорядоченный, с использованием фасет-ного и/или иерархического принципов, перечень характеристик (атрибутов и аспектов), которые дают целостное представление об учреждении (организации) -объекте сайтостроения и позволяют моделировать контент сайта в зависимости от его общих и специфических функций. Семантическая формула информационного образа может быть представлена в виде логического выражения: «что ?» + «где ?» + «когда ?»+ «как ?» + «кому ?» [1].
Наряду с уточнением границ конте-та сайта, информационный образ позволяет обеспечивать решение целого ряда других важных задач: определение состава рубрик, отражающих контент сайта; распределение рубрик по уровням вложения;
установление взаимосвязей рубрик. Информационный образ объекта сайтостро-ения - это абстрактное понятие, оно конкретизируется в таких своих разновидностях, как типовой, групповой и единичный информационный образ объекта сайтостроения.
Типовой информационный образ объекта сайтостроения - информационный образ, дающий полное и целостное представление обо всей совокупности объектов, объединенных данным типом (библиотеки, музеи, театры, кинотеатры и т. п.), и гостеприимный к каждому конкретному объекту данного типа. Типовой информационный образ представляет собой семантическую модель, образец, единый план построения однородного класса объектов (однотипных учреждений культуры), обладающих общими существенными признаками. В типовом информационном образе должен получить отражение такой исчерпывающий и достаточный перечень сущностных характеристик того ли иного типа учреждения культуры (в нашем случае таким учреждением является музей), при котором «улавливались» бы все его типичные признаки. Важное значение при построении типового информационного образа имеет вычленение системообразующих связей, группировка представлений о структурных уровнях объекта. Иными словами, речь идет о важнейших требованиях к типовому информационному образу объекта сайтостроения - полноте и целостности отражения объекта сайтостроения, в качестве которого в данном случае выступает музей [3].
Групповой информационный образ объекта сайтостроения - информационный образ, дающий полное и целостное представление о всей совокупности объектов, объединенных в определенную группу в пределах типа объектов сайтостроения (библиотеки публичные, музеи этнографические, театры драматические и т. п.),
и гостеприимный к каждому конкретному объекту данной группы. Групповой информационный образ представляет собой семантическую модель, образец, единый план построения однородного класса объектов, обладающих отличительными признаками, присущими объектам данной группы. Так, информационный образ этнографических музеев, наряду с общемузейным, будет содержать специфические, характерные только для этнографических музеев характеристики, в частности, информацию о народе; информационный образ музея-заповедника - информацию о природных зонах, флоре и фауне, недвижимых памятниках [3].
Единичный информационный образ объекта сайтостроения - информационный образ, дающий полное и целостное представление о конкретном объекте сай-тостроения, в данном случае - о конкретном (реальном) этнографическом музее или музее-заповеднике. Единичный ин-
формационный образ представляет собой семантическую модель, отражающую как типовые и групповые, так и уникальные характеристики объекта сайтостроения. Так, единичный информационный образ может отражать уникальность структуры конкретного этнографического музея, его экспозиций, предоставляемых им посетителям услуг и др. [3].
Технология создания типового информационного образа музея охватывала такие этапы работы, как:
• изучение понятийного аппарата в области музееведения;
• анализ учебной и справочной литературы, в ходе которого определялась специфика деятельности музея, его функции и структурные компоненты;
• анализ веб-сайтов музеев России.
В результате был разработан информационный образ музея (типовой информационный образ), представленный в виде табл. 1.
Таблица 1
Информационный образ музея
ВИДЫ МУЗЕЯ
по профилю - Исторические, - естественно-научные, - художественные, - архитектурные, - литературные, - театральные, - музыкальные, - музеи науки и техники, - промышленные, - сельскохозяйственные, - педагогические, - комплексного профиля
по типу - Научно-исследовательские, - научно-просветительные, - учебные
по административно-территориальному признаку - Республиканские, - краевые, - областные, - районные
Окочание таблицы 1
по принадлежности - Государственные, - ведомственные, - общественные, - частные
ФУНКЦИИ МУЗЕЯ
Социальные функции - Документирование, - образование и воспитание, - организация свободного времени
Дополнительные функции - Исследовательская, - охранная, - аксиологическая, - развивающая, - идеологическая, - познавательная, - коммуникативная, - эстетическая, - развлекательная, - синтезирующая, - популяризаторская
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МУЗЕЯ
Фонды Объем Общее количество музейных предметов
Состав • Фонд основных музейных предметов, • фонд научно-вспомогательных материалов
Направления деятельности фондов Организация, учет, комплектование, хранение и др.
Экспозиции
Направления деятельности музея Фондовая Комплектование, учет и хранение, научная обработка
Экспозиционная Экспонирование, выставочная деятельность
Научно-просветительная Формы работы с посетителями
Рекламно-издательская Основные периодические издания музея, сборники трудов
Выставки Передвижные -
Ресурсы музея Материальные Здание, архитектурное сооружение
Человеческие Сотрудники, посетители
История музея Основные этапы истории -
Основатели музея, деятели общенационального значения, работавшие в музее -
Филиалы музея - -
Аннотированные ссылки на ресурсы Интернета - -
В качестве объекта дальнейшего исследования был выбран музей научно-просветительного типа, как наиболее распространенный тип музеев. Публикации теоретиков и практиков музейного дела [6-18] позволили нам определить роль и назначение, основные функции музея данного типа. В деятельности музеев научно-просветительного типа большое внимание уделяется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-образовательных мероприятий. Музеи данного типа занимаются исследовательской работой, но, поскольку ориентированы, прежде всего, на массового посетителя, их фонды широко используются в культурно-образовательных целях [8]. Среди основных функций музея научно-просветительного типа выделяются функции: документирования, образования и воспитания, организации свободного времени (досуга), охранная, исследовательская, информационная, коммуникационная [10; 12; 13; 16; 18].
Следующим этапом работы является прослеживание зависимости формирования задач музейного сайта, а также его содержательного наполнения от типа музея и его основных функций (см. табл. 2). Данные в таблице располагаются следующим образом: музею научно-просветительного типа присущи определенные функции, расположенные во втором столбце таблицы. Для того чтобы виртуальное представительство сохранило способность выполнять функции реального музея, мы постарались сгруппировать близкие по смыслу и определению функции и сформулировать на их основании задачи, стоящие перед музейным сайтом. Каждая задача должна находить свое отражение на сайте в виде определенной рубрики. Содержание сайта организовано таким образом, что каждая рубрика строго функциональна: выполняет ту или иную задачу, стоящую перед музейным представительством. Для более конкретного описания той или иной задачи сайта каждая рубрика в свою очередь содержит ряд подрубрик.
Таблица 2
Взаимосвязь задач музейного сайта и типов и функций музея
Музей Виртуальное представительство музея - веб-сайт
Тип Функции Задачи Рубрики
Научно-просветитель- Документирования/ Охранная Предоставление информации о фондах музея Фонды Коллекции
ныи (массовый) Информационная Предоставление общей информации о музее - как об учреждении культуры, о направлениях его деятельности О музее
Предоставление справочной информации потенциальному посетителю музея Посетителям
Описание услуг, предоставляемых музеем Услуги музея
Предоставление данных, носящих оперативный характер Афиша, новости
Образования и воспитания Предоставление информации об экспозициях музея Постоянные экспозиции
Окочание таблицы 2
Музей Виртуальное представительство музея - веб-сайт
Тип Функции Задачи Рубрики
Исследовательская Предоставление информации о выставках, проводимых в музее и за его пределами Передвижные выставки
Популяризаторская (просветительная) Предоставление учебно-познавательной информации близкой тематики Информационные ресурсы
Организация свободного времени Организация на сайте образовательно-развлекательной площадки Образовательные программы, конкурсы, викторины
Коммуникационная Предоставление возможности обратной связи с посетителями сайта Гостевая книга, Форум
Обеспечение обмена опытом между музейными работниками Конференции Исследования Статьи Полезные ссылки
Данная таблица показывает, что сайт музея выполняет те же самые функции, что и реальный музей, только в ином проявлении, характерном для электронной культуры [18]. Таким образом, музейный сайт выступает в роли инструмента реализации основных функций музея.
Кроме того, благодаря информационно-коммуникативным технологиям перед музеем открываются дополнительные возможности для совершенствования своей деятельности: через виртуальное представительство возможно оперативно и круглосуточно информировать неограниченный
круг пользователей сети; обеспечивать обратную связь с виртуальными посетителями посредством гостевой книги или форума; проводить мониторинг сайта с целью определения аудитории сайта и ее динамики, местоположения посетителей по России и странам мира, интересов посетителей, рейтинга музея в Интернет-каталогах.
На основании разработанного информационного образа и проанализированных сайтов создана модель контента сайта смешанного типа: сайта музея-заповедника, содержащего этнографические коллекции (см. табл. 3).
Таблица 3
Модель контента сайта музея (на примере сайта музея-заповедника, содержащего этнографические коллекции)
Рубрика (подрубрика) Описание
У2 0. Главная страница Навигация по разделам и подразделам сайта. Информирование посетителей о профиле и деятельности музея (вступительная статья). Информация оперативного характера: анонсы, новости
2 Условные обозначения: ^ - пункт в главном меню; У информации; % - закрытый раздел или служебная функция.
- необходимо периодическое обновление
Продолжение таблицы 3
Рубрика (подрубрика) Описание
^У 1. О музее Информация о музее, как об учреждении культуры
У 1.1. Общее описание музея Общая информация об учреждении
У 1.2. История музея Основные этапы истории формирования и основатели музея
У 1.3. Структура музея Информация о структуре музея. Описание диорам, витрин, общего дизайна экспозиционных залов
У 1.4. Направления деятельности Информация об экспозиционной, культурно-просветительской работе; о собирательской, фондово-хранительской, научно-исследовательской и выставочной деятельности музея и др.
У 1.5. Публикации о музее Полнотекстовые статьи о данном музее, ссылки на электронные ресурсы, где размещена информация о музее
У 1.6. Партнеры Информация об учреждениях, организациях, фольклорных коллективах, с которыми сотрудничает музей
^У2. Посетителям Информация, необходимая тем, кто собирается посетить реальный музей
У 2.1. Режим работы, цены на билеты Режим работы и стоимость билетов для всех категорий посетителей, тарифы на платные услуги
У 2.2. Услуги музея Описание услуг, предоставляемых музеем: проведение экскурсий, консультаций, лекций и др.
У 2.3. Правила поведения в музее Правила поведения в музее
У 2.4. Контактная информация Реквизиты музея: почтовый и электронный адрес, телефоны. Карта (схема проезда)
^У 3. Музейщикам Информация, интересная в первую очередь музейным специалистам: о конференциях, исследованиях, статьях сотрудников музея и др.
У 3.1. Конференции, семинары Информация о проводимых в музее научно-образовательных мероприятиях, об участии научных сотрудников музея в конференциях и семинарах
У 3.2. Исследования -
У 3.3. Статьи Полнотекстовые статьи сотрудников музея (с соблюдением авторского права)
У 3.4. Полезные ссылки Перечень ссылок на сайты, полезные в работе музейных специалистов
Продолжение таблицы 3
Рубрика (подрубрика) Описание
—^У 4. Фонды и экспозиции Информация о культурных ценностях, хранимых в музее
У 4.1. Фонды Информация об основном и вспомогательном фондах музея
У 4.2. Коллекции Информация о музейных коллекциях. Описание уникальных экспонатов. Электронный каталог
У 4.3. Постоянные экспозиции Описание постоянных экспозиций музея (экспозиционных зон). Представление изображений фрагментов экспозиции (фото диорам) с соответствующими комментариями
—^У 5. Передвижные выставки Информация о передвижных выставках. Название текущей выставки. Сроки проведения, стоимость билетов. Информация о выставках, планируемых в течение месяца. Архив выставок: информация может быть представлена в виде таблицы с полями «год», «название выставки», «сроки проведения»
—У 6. Услуги музея Информация об услугах, предоставляемых музеем
У 6.1. Экскурсии Экскурсии, проводимые в музее. Виртуальная экскурсия по музею (экспозиции)
У 6.2. Лекции, консультации музейных работников Краткое описание
У 6.3. Музейный магазин и др. Электронный магазин сувениров и др. музейной продукции
—У 7. Информационные ресурсы Описание новостей в жизни музея
У 7.1. Издания и публикации Полнотекстовые электронные публикации по близкой тематике, архивы, исторические справки, пояснения специалистов и экспертов, научная информация (с соблюдением авторского права)
У 7.2. Полезные ссылки Ссылки на другие ресурсы Интернета близкой тематики, например, сайты схожего профиля, энциклопедии и т. д.
—У 8. Образовательные программы Игровые формы получения информации. Организация викторин, тестов на эрудицию, тематических конкурсов
—У 9. Филиал Описание филиала (ов) музея: основные направления деятельности, особенности, местонахождение
—У 10. Коренной народ Подробное описание народа. Изображения представителей народа, предметов культуры и быта
10.1. Общая характеристика народа Информация об этнической истории, территории расселения и численности населения
Окончание таблицы 3
Рубрика (подрубрика) Описание
10.2. Духовная культура Информация о мировоззрении, религиозных верованиях народа, о языке и письменности, устном и музыкальном народном творчестве
10.3. Материальная культура Информация о традиционных жилищах, предметах повседневного обихода, пище, одежде и украшениях представителей народа
10.4. Промыслы Описание основных традиционных занятий народа (земледелия, охоты, рыболовства, ремесел, пчеловодства и др.)
У 10.5. Литература, полезные ссылки Представление списка литературы о народе (в виде библиографических описаний), ссылки на электронные издания
^У 11. Природа края Информация о природе заповедника. В каждом подразделе - соответствующие иллюстрации
11.1. Растительность Описание темнохвойной тайги, лесных лугов и болот
11.2. Животный мир Информация о млекопитающих, земноводных, рыбах, птицах, обитающих в лесах, горах и реках
11.3. Климат Описание климатических особенностей края
11.4. Экология Информация об экологической обстановке края
^У 12. Гостевая книга, Форум Возможность обратной связи посетителей сайта с музеем. Обсуждение сайта, рекомендации и пожелания в on-line режиме
% Статистика посещений Закрытый для сторонних посетителей раздел сайта, в котором ежедневно собирается статистика посещаемости по сайту
Предлагаемая структура сайта представляет собой информационную модель контента сайтов этнографических музеев и/или музеев-заповедников, которая при разработке сайта конкретного музея может и должна быть дополнена и конкретизирована. Данная модель опробована пока лишь на ограниченном количестве реально разработанных сайтов (например, сайт музея-заповедника «Томская Писаница» - www.gukmztp.ru) и поэтому, безусловно, нуждается в дальнейшей экспериментальной проверке. Вместе с тем,
уже сейчас есть все основания говорить о том, что наличие информационного образа объекта сайтостроения - в нашем случае, этнографического музея и музея-заповедника, позволяет перейти к осмысленному проектированию веб-сайта в заданной предметной области. В ходе создания сайта наличие информационного образа позволяет снизить субъективность действий разработчиков сайта, обеспечить адекватный реальности состав рубрик и подрубрик сайта в ходе проектирования контента сайта [1].
Список литературы
1. Гендина Н. И. Информационный образ как основа разработки контента сайтов учреждений культуры [Электронный ресурс] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина, И. Л. Ски-пор // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: материалы XIII Международной конференции «Крым 2006». Электрон. дан. М.: ГПНТБ России, 2006. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. Гендина Н. И. Моделирование контента сайта органа исполнительной власти [Электронный ресурс] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина, С. В. Сорокопуд // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: материалы XII Международной конференции «Крым 2005». Электрон. дан. М.: ГПНТБ России, 2005. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
3. Гендина Н. И. Создание исследовательского и методического инструментария разработки сайтов библиотек и музеев: результаты разработок НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств [Электронный ресурс] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина, И. Л. Скипор // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: материалы XII Международной конференции «Крым 2005». Электрон. дан. М.: ГПНТБ России, 2005. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
4. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Алдохина О. И. Оценка качества сайтов: методика и результаты пилотажного исследования [Электронный ресурс] // VII Международная конференция «EVA 2004 Москва «Информация для всех: культура и технологии информационного общества»: материалы конф. Электрон. дан. М.: Центр ПИК, 2004. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
5. Колкова Н. И., Алдохина О. И., Скипор И. Л. Оптимизация проектирования контента сайтов учреждений культуры и искусства: результаты исследований НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств [Электронный ресурс] // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: материалы XI Международной конференции «Крым 2004». Электрон. дан. М.: ГПНТБ России, 2004. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
6. Кулемзин А. М. О музейном специалисте // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. № 7. С. 77-80.
7. Лысикова О. В. Музеи мира: учеб. пособие. М., 2004. 128 с.
8. Музеи России [Электронный ресурс]. URL: http://www.museum.ru/
9. Музей будущего [Электронный ресурс]. URL: http://www.future.museum.ru
10. Музейное дело России / под ред. М. Е. Каулен, И. М. Косовой, А. А. Сундиевой. 2-е изд. М.: Изд-во «ВК», 2005. 614 с.
11. Ноль Л. Я. Тенденция использования в музее автоматизированных информационных систем // Музей. 2005. № 4. C. 26-31.
12. Основы музееведения: учеб. пособие / под ред. Э. А. Шулепова. М., 2005. 504 с.
13. Российская музейная энциклопедия. М.: Прогресс; Рипол Классик, 2005. 848 с.: ил.
14. Тельчаров А. Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций. М., 2005. 184 с.
15. Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» № 54-ФЗ от 26 мая 1996 года // Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников (1991-1996). М., 1998.
16. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: теория и практика М., 2005. 183 с
17. Электронная культура как одно из основных направлений модернизации ФЦП «Электронная Россия» [Электронный ресурс]. URL: http://www.cpic.ru/publicat/51-03.htm
18. Юренева Т. Ю. Музееведение: учеб. для высшей школы. М.: Академический проект, 2003. 560 с.