удк 811.111:070 doi: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-157-161
Моделирование конфликта
в англоязычных экономических медиатекстах О. А. Тремаскина
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск
Введение. В статье представлены результаты исследования специфики лингвистического моделирования конфликта в англоязычном экономическом медиадискурсе на базе синтагматического анализа. Рассмотрены морфо-синтакси-ческие и лексико-фразеологические характеристики конфликта, свидетельствующие о типичной для данного типа дискурса модели реконструкции языковой реальности. Цель: изучение языковых средств вербализации и моделирования конфликта в англоязычной экономической прессе на основе методики синтагматического описания. Материалы и методы. Исследование особенностей моделирования на морфо-синтаксическом и лексическом уровнях было проведено на материале англоязычных экономических периодических изданий «The Financial Times» и «The Economist» 2017 года. Лексическое воплощение феномена conflict нашло свое отражение в 55 медиатекстах на английском языке. В процессе исследования использовались статистический метод для установления количественных параметров исследуемых явлений и метод синтагматического анализа. Результаты исследования, обсуждения. В рамках синтагматического описания медиатекстов экономической направленности была выявлена тенденция к многоэлементно-сти лексических соединений, высокая степень именной синтагматики, а также использование разнообразных лингво-стилистических средств выразительности. Заключение. Исследование англоязычных экономических медиатекстов позволяет заключить, что активная роль в моделировании медиатекста принадлежит компонентам, способствующим реализации функции воздействия на морфо-синтаксическом и лексико-фразеологическом уровнях.
Ключевые слова: моделирование, конфликт, экономический медиадискурс, синтагматический анализ, морфо-синтаксический уровень, лексико-фразеологический уровень.
Conflict in terms of its modelling
in English economic media texts
O. A. Tremaskina
National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk
Introduction. The article deals with the results of a study of the linguistic conflict modelling's specifics in the English economic media discourse on the basis of a syntagmatic analysis. Morpho-syntactic and lexico-phraseological characteristics of the conflict are considered here. This fact confirms a typical model of the language reality reconstruction for this type of discourse. The purpose is to study the language means of verbalization and modelling of the concept "conflict" in the English economic press, using the method of syntagmatic description. Materials and methods. The study of the features of modelling on the morpho-syntactic and lexical levels is made on the basis of the English economic periodicals "The Financial Times" and "The Economist" published in 2017. The lexical embodiment of the conflict phenomenon is reflected in 55 media texts. In the process of research, a statistical method is used to establish the quantitative parameters of the studied phenomena and the method of a syntagmatic analysis. Results, discussion. Within the framework of the syntagmatic description of economic media texts, the tendency to use multi-element lexical compounds, a high degree of nominal syntagmatic and various linguistic-stylistic means of expressiveness are revealed. Conclusion. According to the study of English economic media texts, an important part in the modelling of the media text belongs to components that contribute to the realization of the influence function at the morpho-syntactic and lexical-phraseological levels.
Keywords: modelling, conflict, economic media discourse, syntagmatic analysis, morpho-syntactic level, lexical-phraseological level.
В современной лингвистике одним из наиболее эффективных методов исследования медиа-текстов выступает моделирование. Необходимость его использования обусловлена тем, что данный метод позволяет осмыслить явление
конфликта в современной экономике и раскрыть механизм формирования понятия «conflict» в словесной ткани медитекстов, изучить языковые особенности его выражения. Поскольку в этой научной области объект исследования недоступен
© Тремаскина О. А., 2018
прямому и непосредственному наблюдению, единственный для лингвиста путь к познанию данного объекта - смоделировать на основе сопоставления исходных и конечных данных образ объекта [8, с. 133]. Вышеуказанный факт приводит к становлению теории модельного исследования языка - модельной лингвистики, одной из задач которой является моделирование языковой реальности. Мультимедийная среда способна трансформировать сознание как адресанта сообщения в контексте медиадискурса, так и адресата [4, c. 84]. Интерес к данной области лингвистики нашел свое отражение в работах Т. Г. Доброс-клонской [5], В. В. Богуславской [2], И. В. Дорофеевой [6], В. Н. Кинякина [7], Т. И. Уткиной [9].
Становление модельной лингвистики (лингвистики моделирования языковой рeальности) характеризуется вниманием к методологии и к методам моделирования [1, c. 95]. Важную роль в изучении моделирования англоязычных медиатекстов играет уровень синтагматического анализа, позволяющий понять внутреннюю структуру медиатекста, охарактеризовать особенности его словесного рисунка. В настоящее время разнообразные свойства синтагматических отношений описываются с помощью системы синтагматических координат, участвующих в моделировании и измерении медиатекстов.
В лингвистическом энциклопедическом словаре под анализом синтагматических отношений понимается исследование отношений между знаками языка, возникающими между последовательно расположенными его единицами при их непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи или в тексте1. По мнению Т. Г. Добросклонской, основной единицей синтагматического описания медиатекста является синтагма [5, с. 45]. В свою очередь, под синтагмой мы понимаем последовательность двух и более языковых единиц, представляющих собой интонационно-смысловое единство.
Другой исследователь, М. В. Влавацкая, обосновывает точку зрения о том, что синтагматический макрокомпонент лексического значения слова - это компонент, имеющий семантическую составляющую, которая регламентирует синтаксическое образование содержательно безупречного (нормативного) или допустимого (окказио-
1 Лингвистический энциклопедический словарь. URL: http:// lingvisticheskiy-slovar.ru/description/sintagmatika/563 (дата обращения: 15.06.2018).
нального) сочетания данного слова с другим словом (его распространителем) [3, с. 71].
Что касается самой процедуры синтагматического анализа, ее суть заключается в членении связанного медиатекста на синтагмы, определении их состава и способа соединения отдельных элементов. При синтагматическом анализе меди-атекстов необходимо изучение синтагматических единиц с точки зрения пяти категориальных признаков: категория коннотативности, клиши-рованности, идиоматичности, понятийной обусловленности, социолингвистической обусловленности [5, с. 50].
В добавление к вышесказанному следует сказать, что два аспекта изучения синтагматики, морфо-синтаксический и лексико-фразеологи-ческий, тесно связаны друг с другом и отражают две стороны единого процесса моделирования медиатекста. Вместе с тем необходимо принять во внимание тот факт, что описание синтагматических структур медийного текста возможно осуществить при помощи морфо-синтаксичес-кого анализа, а конкретное наполнение этих структур лексическими и фразеологическими единицами, словосочетаниями - с помощью лек-сико-фразеологического анализа.
Пользуясь данной методикой, сначала рассмотрим базовые признаки и особенности медиа-текстов периодического издания «The Financial Times» и «The Economist» на морфо-синтакси-ческом уровне. В плане морфо-синтаксиса для моделирования понятия «conflict» в англоязычных медиатекстах и лингвистического конструирования действительности характерны следующие особенности: широкая распространенность многокомпонентных лексических соединений и усиление роли именной синтагматики.
Проиллюстрируем вышесказанное с помощью фактического материала. К примеру, для медиа-текстов периодических изданий «The Financial Times» и «The Economist» характерно частотное использование лексических соединений, большая часть которых проявляет тенденцию к мно-гокомпонентности. В зависимости о того, какой частью речи представлено ядро синтагматического соединения с лексической единицей «conflict», выделяется несколько типов сочетаний: атрибутивные, номинативные, глагольные, наречные [5, с. 47]. В рассматриваемых медиатекстах с базовой лексемой «conflict» в равном количестве употребляются номинативные и глагольные сочетания -
35 %, атрибутивные сочетаний составляют 30 %, наречные сочетания отсутствуют:
1. Атрибутивные (5 примеров): the bloodiest conflicts [10, с. 17], the escalating conflict [11, с. 4], the cyclical conflict [10, с. 75], the world's conflicts [10, с. 143], increasing conflict with [10, с. 101].
2. Номинативные (6 примеров): conflict with Beijing's policy priority [11, c. 28], conflicts from Ukraine to the Middle East [10, с. 124], every conflict of interest [11, с. 101], that sort of conflict [10, с. 43], rival sides in the conflict [11, c. 5], the links between conflict and corruption [10, с. 75].
3. Глагольные (6 примеров): prevent conflict [10, с. 17], stop the conflict [10, с. 75], symbolise this conflict [11, с. 14], related to the conflict [10, с. 47], expect conflict on the streets [10, с. 47], shorn of all conflicts [11, c. 14].
Исследователь Т. Г. Добросклонская также предлагает различать синтагматические сочетания по количеству компонентов [5, с.47]. Например, они могут быть двухкомпонентными - prevent conflict [10, с. 17], fuel conflict [10, с. 75], а также состоять из трех и более элементов - the bloodiest conflicts [10, с. 17], conflict of interest [10, с. 101], the links between conflict and corruption [10, с. 75].
Заметим, что свойства синтагматических единиц можно также описать в зависимости от степени свободы сочетаний, в рамках которой выделяются клишированные сочетания - conflict of interest [10, с. 101], prevent conflict [10, с. 17], the world's conflicts [10, с. 143], stop the conflict [10, с. 75], deeper into conflict [10, с. 75], окказиональные - the escalating conflict [11, с. 4], fuel bloody conflict [10, с. 75].
Следующим важным признаком англоязычных медиатекстов в плане морфо-синтаксиса выступает усиление роли именной синтагматики. В качестве примера рассматривается медиатекст под названием «Nervous businesses draw up relocation plans» [11, с. 4]. Из данного медиатекста были выписаны все словосочетания с глаголами и именами существительными:
1. Именные словосочетания (53 %) - the escalating conflict, separatist government, to Catalonia-based banks, Spain's largest stock market index, bond yields, Sunday's independence referendum, Spanish law, a declaration of independence, a political and constitutional crisis, Spain's finance ministry, the regional economy, unrest of the streets and strikes, Catalan companies, the event of independence, knowledge of the plans, chairman of the American
Chamber of Commerce in Spain, legal certainty, a declaration of independence, a hawkish speech, commitment to the defense of their interests, the sole objective of the entity, the integrity of deposits, Spain's economy minister, a sign of nervousness, credit implications, Spanish sovereign, the process of legislating policy, the rating agency.
2. Глагольные словосочетания (47 %) - to rattle markets, to spook business leaders, to draw up plans, to leave the region, to follow through on a promise, to declare independence, to fall more than 5 per cent, to give them mandate, to prompt the Spanish government, to attempt to suspend the region's autonomy, to start drawing up contingency plans, to move headquarters, to move offices, to delay investment decisions, to become the first listed company, to announce a move out of , to optimize its operations and relations with investors, to welcome the move, to criticize Catalan separatists, to make a compromise, to investigate the head of the Catalan police, to raise tensions, to calm worries, to communicate to our clients, to protect at all times the interests.
Как показывают приведенные примеры, число именных и глагольных словосочетаний почти одинаковое - 28 и 25, и, поскольку идет речь о живом языке, стоит принять во внимание, что приведенные цифры не являются абсолютными. Данные показатели служат для обозначения границ, в пределах которых данное соотношение отражается. Важно заметить, что в медиатекстах, отражающих конфликт, происходит усиление роли именной синтагматики. Этот факт объясняется тем, что содержание медиатекстов сводится к перечню различных событий. Близкое в количественном отношении число глагольных сочетаний к именным объясняется тем, что глагол выполняет функцию выражения связи высказываемого с действительностью.
Применительно к экономическому медиадис-курсу, нельзя не обратить также внимание на лек-сико-фразеологический аспект моделирования. С целью описания лексико-фразеологических особенностей синтагматики, рассмотрим несколько медиатекстов. Синтагматический рисунок экономических медиатекстов отличается широким диапазоном средств выразительности. В экономических медиатекстах отмечено использование такого стилистического приема, как эпитет: historical grievances [10, c. 15], stark facts [10, c. 14]. Интересен также пример, в котором автор высказывается о конфликте, используя перифраз:
conflict - peace will remain a distant dream [10, с. 75]. В добавление, в экономических медиатекстах используются метафоры, лингвистическая сущность которых состоит в создании ярких образов: the pillars of the war economy, fuel conflict [10, с. 75], the bloodiest conflicts in military history [10, с. 17], rattled markets [10, c. 4], illicit financial flows, fuel bloody conflict [10, с. 75], rooted historical grievances [10, c. 15].
Подводя итог вышесказанному логично заключить, что в плане синтагматики экономические медиатексты обладают сформированным и сбалансированным морфо-синтаксическим
рисунком. Интересно отметить, что уровень метафоричности каждого отдельного экономического медиатекста обусловлен тематической привязанностью материала. Метафорика модели «conflict» эксплицирует в основном коннотации с отрицательным прагматическим потенциалом. Выявленные на уровне языка черты, а именно использование двух и трех компонентных синтаксических соединений, большого количества именных словосочетаний, словосочетаний с экспрессивно-эмоциональным значением, обусловлены своей функционально-стилистической направленностью.
Литература
1. Белоусов К. И. Модельная лингвистика и проблемы моделирования языковой реальности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 11 (117). С. 94-97. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelnaya-lingvistika-i-problemy-modelirovaniya-yazykovoy-realnosti (дата обращения: 26.06.2018).
2. Богуславская В. В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция: Анализ журналистских текстов. М.: ЛКИ, 2008. 280 с. URL: https://www.twirpx.com/file/1830410/ (дата обращения: 25.06.2018).
3. Влавацкая М. В. Коннотативно-синтагматический анализ как метод лингвистического исследования // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2014. № 2. С. 70-79. URL: http://philol-journal.sfedu.ru/index.php/ sfuphilol/article/view/702/701 (дата обращения: 26.06.2018).
4. Гуслякова А. В. Теоретические основы моделирования медиадискурса: монография. М.: Изд-во РУДН, 2014. 182 с. URL: http://webirbis. spsl.nsc.ru/irbis64r_01/cgi/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&I21DBN=CAT_PRINT&P21DBN=CAT&S21STN= 1 &S21REF= &S21FMT=FULLW_print&C21C0M=S&S21CNR=555&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21STR=%D0%93%D1%83%D1 %81%D0%BB%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%2C%20%D0%90%D0%BB%D0%BB%D0%B0%20%D0%92% D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0 (дата обращения: 26.06.2018).
5. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов: Опыт исследования современной английской медиаречи. Изд. 3-е. М.: КРАСАНД, 2010. 288 с.
6. Дорофеева И. В. Моделирование в лингвистике: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» // Гуманитарные и социальные науки, образование: в 4 т. Т. 3. Тольятти: Волжский университет имени В. Н. Татищева, 2017. C. 238-244 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28989223 (дата обращения: 26.06.2018).
7. Кинякин В. Н., Задохина Н. В. Моделирование как метод научных исследований // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 8. С. 275-277 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-kak-metod-nauchnyh-issledovaniy (дата обращения: 25.06.2018).
8. Поветкина Ю. В. Моделирование как метод лингвистического исследования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 6 (17). С. 132-136. URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-2911_2012_6_31.pdf (дата обращения: 25.06.2018).
9. Уткина Т. И. Метафорическое моделирование концепта «Наличные деньги» в экономическом дискурсе // Филология и культура. 2015. № 4 (42). С. 157-163 URL: https://cyberleninka.ru/article/nmetaforicheskoe-modelkovanie-kontsepta-nalichnye-dengi-v-ekonomicheskom-diskurse (дата обращения: 25.05.2018).
10. The Economist. The World in 2017, London, 2017 (дата обращения: 11.04.2018).
11. The Financial Times UK. October 5, 2017 (дата обращения: 11.04.2018).
References
1. Belousov K. I. Model'naya lingvistika i problemy modelirovaniya yazykovoi real'nosti [Model linguistics and issues of modelling of language reality]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Orenburg State University, 2010, no. 11, pp. 94-97. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/modelnaya-lingvistika-i-problemy-modelirovaniya-yazykovoy-realnosti (accessed 26.06.2018). (In Russ.).
2. Boguslavskaya V. V. Modelirovanie teksta: lingvosotsiokul'turnaya kontseptsiya: Аш1к zhurnalistskikh tekstov [Text modelling: linguistic and cultural conception: Analysis of journalistic texts]. Moscow, LKI, 2008, 280 p. Available at: https://www.twirpx.com/ file/1830410/ (accessed 25.06.2018). (In Russ.).
3. Vlavatskaya M. V. Konnotativno-sintagmaticheskii analiz kak metod lingvisticheskogo issledovaniya [Connotative-syntagmatic analysis as a method of linguistic research]. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Filologicheskie nauki = Proceedings of Southern Federal University. Philology, 2014, no. 2, pp. 70-79. Available at: http://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/ article/view/702/701 (accessed 26.06.2018). (In Russ.).
4. Guslyakova A. V. Teoreticheskie osnovy modelirovaniya mediadiskursa: monografiya [Theoretical basis of media discourse modelling]. Moscow, Izd-vo RUDN, RUDN Publishing Office, 2014, 182 p. Available at: http://webirbis.spsl.nsc.ru/irbis64r_01/cgi/ cgiirbis_64. exe?Z21 ID=&I21 DBN=CAT_PRINT&P21 DBN=CAT&S21 STN= 1&S21 REF=&S21 FMT=FULLW_print&C21 COM= S&S21CNR=555&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21STR=%D0%93%D1%83%D1%81%D0%BB%D1%8F%D0%BA%D0%B E%D0%B2%D0%B0%2C%20%D0%90%D0%BB%D0%BB%D0%B0%20%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80 %D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0 (accessed 26.06.2018). (In Russ.).
5. Dobrosklonskaya T. G. Voprosy izucheniya mediatekstov: Opyt issledovaniya sovremennoi angliiskoi mediarechi [The issues of media texts' study: Experience of modern English media study]. Izd. 3-e. Moscow, KRASAND, 2010, 288 p. (In Russ.).
6. Dorofeeva I. V. Modelirovanie v lingvistike [Linguistic modelling]. Materialy XIVMezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Tatishhevskie chteniya: aktual'nyeproblemy nauki ipraktiki» = Materials of the XIV International Scientific and Practical Conference "Tatishchev Readings: Actual Problems of Science and Practice". Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, obrazovanie. V4-kh tomakh. Tom 3. Tol'yatti: Volzhskij universitet imeni V. N. Tatishheva = Humanities and Social Sciences, Education: in 4 vol., vol. 3. Togliatti, V. N. Tatishchev Volzhsky University, 2017, pp. 238-244. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28989223 (accessed 26.06.2018). (In Russ.).
7. Kinyakin V. N., Zadokhina N. V. Modelirovanie kak metod nauchnykh issledovanii [Modelling as a method of a scientific research]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of Russian MIA Moscow University, 2015, no. 8, pp. 275-277. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-kak-metod-nauchnyh-issledovaniy (accessed 25.06.2018). (In Russ.).
8. Povetkina Yu. V. Modelirovanie kak metod lingvisticheskogo issledovaniya [Modelling as a method of linguistic study]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki = Phylological Studies. Theory and Practice issues. Tambov, Gramota, 2012, no. 6, pp. 132-136. Available at: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-2911_2012_6_31.pdf (accessed 25.06.2018). (In Russ.).
9. Utkina T. I. Metaforicheskoe modelirovanie kontsepta «Nalichnye den'gi» v ekonomicheskom diskurse [Metaphoric modelling of concept "Petty cash" in economic discourse]. Filologiya i kul'tura = Philogy and culture, 2015, no. 4 (42), pp. 157-163. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metaforicheskoe-modelirovanie-kontsepta-nalichnye-dengi-v-ekonomicheskom-diskurse (accessed 25.05.2018). (In Russ.).
10. The Economist. The World in 2017. London, 2017 (accessed 11.04.2018).
11. The Financial Times UK. October 5, 2017. (accessed 11.04.2018).
Статья поступила в редакцию 1.07.2018 г.; принята к публикации 5.09.2018 г.
Submitted 1.07.2018; revised 5.09.2018.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. Autor have read and approved a final version of the manuscript.
Для цитирования:
Citation for an article :
Тремаскина О. А. Моделирование конфликта в англоязычных экономических медиатекстах // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 4. С. 157-161. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-157-161
Tremaskina O. A. Conflict in terms of its modelling in English economic media texts. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 4, pp. 157-161 DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-157-161
(In Russ.).
Об авторе
About the author
Тремаскина Олеся Александровна, аспирант, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, ORCID: 0000-0003-2095-9289,
trollking@mail.ru
Olesya A. Tremaskina, Postgraduate Student, National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, ORCID: 0000-0003-2095-9289,
trollking@mail.ru