Научная статья на тему 'Моделирование комфортной образовательной среды как условие включения родителей учащихся с речевыми нарушениями в процесс образовательно-коррекционной деятельности учителя-логопеда'

Моделирование комфортной образовательной среды как условие включения родителей учащихся с речевыми нарушениями в процесс образовательно-коррекционной деятельности учителя-логопеда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМФОРТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД / КОРРЕКЦИЯ / ЕДИНСТВО ЦЕЛЕЙ И ТРЕБОВАНИЙ / COMFORTABLE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TEACHER-SPEECH THERAPIST / CORRECTION / UNITY OF GOALS AND REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Эльвира Альбертовна

В своей статье автор дает характеристику деятельности учителя-логопеда, объясняя значимость этой профессии на современном этапе. По мнению автора, в учебно-воспитательный процесс следует подключать и родителей, так как именно родители должны продолжать коррекцию речевых ошибок дома. Приводятся примеры родителей, не имеющих знаний и опыта семейного воспитания. Автор утверждает, что создание комфортной образовательной среды, интеллигентность и любезность педагога (учителя-логопеда) способны сплачивать всех субъектов образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Эльвира Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF COMFORTABLE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION OF INCLUSION OF PARENTS OF STUDENTS WITH SPEECH DISORDERS IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL AND CORRECTIONAL ACTIVITIES OF A SPEECH THERAPIST

In his article, the author gives a description of the activity of a speech therapist, explaining the significance of this profession at the present stage. According to the author, parents should also be involved in the educational process, since parents should continue to correct speech errors at home. Examples of parents who do not have the knowledje and experience of family education are given. The author argues that the creation of a comfortable educational environment, intelligence and courtesy of a teacher (speech therapist) can unite all subjects of educational activities.

Текст научной работы на тему «Моделирование комфортной образовательной среды как условие включения родителей учащихся с речевыми нарушениями в процесс образовательно-коррекционной деятельности учителя-логопеда»

10. Wikan U. Generous Betrayal: Politics of Culture in the New Europe. Chicago, The University of Chicago Press. 2002.

Педагогика

УДК 376.37

аспирантка Зайцева Эльвира Альбертовна

Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (г. Казань)

МОДЕЛИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ВКЛЮЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Аннотация. В своей статье автор дает характеристику деятельности учителя-логопеда, объясняя значимость этой профессии на современном этапе. По мнению автора, в учебно-воспитательный процесс следует подключать и родителей, так как именно родители должны продолжать коррекцию речевых ошибок дома. Приводятся примеры родителей, не имеющих знаний и опыта семейного воспитания. Автор утверждает, что создание комфортной образовательной среды, интеллигентность и любезность педагога (учителя-логопеда) способны сплачивать всех субъектов образовательной деятельности.

Ключевые слова: комфортная образовательная среда, учитель-логопед, коррекция, единство целей и требований.

Annotation. In his article, the author gives a description of the activity of a speech therapist, explaining the significance of this profession at the present stage. According to the author, parents should also be involved in the educational process, since parents should continue to correct speech errors at home.

Examples of parents who do not have the knowledje and experience of family education are given. The author argues that the creation of a comfortable educational environment, intelligence and courtesy of a teacher (speech therapist) can unite all subjects of educational activities.

Keywords: comfortable educational environment, teacher-speech therapist, correction, unity of goals and requirements.

Введение. В современных условиях значительно возрос спрос на учителей-логопедов, способных на психологизированном уровне осуществлять свою профессиональную деятельность. Логопеды относятся к специалистам в сфере коррекционной деятельности, однако исследования последних лет и практический опыт показывают, что учителю-логопеду необходимо иметь глубокие психолого-педагогические знания, без чего немыслимо успешное осуществление профессиональных задач.

Изложение основного материала статьи. Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы, в связи с чем он постоянно контактирует с ребенком, его родителями, с другими коллегами. Зачастую дети, с которыми работает учитель-логопед, имеют особые образовательные потребности, особенно в случаях, когда ребенок страдает тяжелыми речевыми нарушениями (ТНР). Необходимость выстраивания диалогического общения с целью взаимодействия с субъектами коррекционного процесса актуализирует психолого-педагогическую компетентность учителя-логопеда.

За последние десятилетия проведены исследования, посвященные поиску путей и средств совершенствования профессиональной подготовки учителей-логопедов: обоснованы и описаны преимущества использования информационных технологий в процессе обучения студентов, выбравших профиль «Логопедия» (Е.Е. Китик) [6]; выявлены организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности будущих учителей-логопедов сельских образовательных организаций (Н.А. Бессмертная) [3]; исследованы различные аспекты формирования профессионально-педагогической компетентности учителя-логопеда (Л.В. Басаргина, Е.Н. Жукатинская, Е.Е. Маринич) [2], [5], [8]; созданы инновационные технологии формирования диагностической компетенции у студентов, обучающихся по профилю «Логопедия» (О.В. Сапронова) [9]; изучены проблемы формирования коммуникативной культуры будущих учителей-логопедов (Е.Н. Волкова) [4]; разработаны психологические условия повышения личностно-профессиональной компетентности в системе повышения квалификации (Н.Г. Петелина) [10] и в условиях педагогической мастерской (В.Я. Сайтханова) [11]; разработаны модели профессиональной подготовки логопеда в педагогическом вузе (Е.В. Колтакова, Н.К. Харченко) [7], [12].

В своих исследованиях мы выявили, что многие учителя-логопеды не уделяют должного внимания на комфортность образовательной среды, в которой приходится реализовывать свои профессиональные задачи.

Рассмотрим ситуацию работы с родителями учащихся - «клиентов» логопеда. Многие родители приходят к учителю-логопеду с большой надеждой на исправление речевых ошибок детей. В настоящее время в Речевой центр Эльвиры Зайцевой (автор этой статьи) посещают 234 ребенка от 2-х до 10 лет, которые страдают дислалией (62 ребенка), моторной алалией (67 ребенка), сенсо-моторной алалией (70 человек), задержкой речевого развития (31 ребенок) и РДА (ранний детский аутизм) - 4 ребенка.

Родители этих детей преимущественно молодые (средний возраст - 32 года). Всем этим родителям свойственна внешняя самодостаточность, порою - чувство превосходства, самоуверенность. Зачастую работу логопеда они воспринимают как оплаченную услугу, поэтому могут позволить себе достаточно неэтичное, беспардонное обращение со специалистом. Учитывая, что результат логопедической работы может проявляться только в том случае, когда родители в семейных условиях будут закреплять полученные во время логопедического занятия навыки, учитель-логопед обязан подвигнуть родителей детей к сотрудничеству с ним, создавая комфортную образовательно-воспитательную среду.

Когда мы говорим «образовательно-воспитательная среда», то имеем в виду, во-первых, само образовательное пространство комнаты (кабинета) логопеда, его рабочее место со всем антуражем, во-вторых, клиент (в данной ситуации, родители (он, она или вместе), также субъект деятельности - учитель-логопед, как организатор диалога, модератор. Учитель-логопед как модератор общения должен владеть рядом психологических компетенций: чувствительностью (сензитивностью), видением и визуальным «сканированием» состояния и внешнего вида собеседников (родителей) и механизмом саморегуляции в процессе беседы (педагогического общения). Разговор с родителями должен проходить в рефлексивном

формате для управления ходом беседы: в данной ситуации педагог сначала выступает как информатор (монолог), постепенно переводя разговор в русло взаимодействия с родителями, вовлекая их в доступной форме в процесс соучастия в образовательном процессе. От учителя-логопеда зависит многое: станет ли семья соратником или она окажется в позиции оппонента, достаточно ли у родителей терпения и настойчивости в борьбе за явные успехи ребенка, сможет ли семья от позиции наблюдателя перейти в позицию соратника, укрепится ли любовь родителей к своему ребенку, преумножится ли уважение к труду учителя-логопеда или нет.

Что касается самого логопеда, очень важную роль играет ряд второстепенных, на первый взгляд, факторов: одежда, прическа логопеда (внешний вид), запахи, мимика, манеры. Только в том случае, когда родители ребенка и учитель-логопед научились работать в едином стиле, будет обеспечен успех и виден результат. Приводим несколько примеров успешного взаимодействия учителя-логопеда с родителями учащихся.

Обратилась за помощью мать 4-х летнего ребёнка. В ходе беседы выяснилось, что воспитывает она сына одна, с папой ребёнка в разводе. Тот помогает только материально, т. е платит алименты. Ситуация отягощается ещё тем, что они приехали в город в поиске хороших специалистов для помощи ребенку. Сейчас проживают у родственников и ищут тех самых людей, на кого можно положиться и кто реально поможет справиться с тяжёлым речевым нарушением ребёнка. В данном случае важно было объяснить маме, что проблема решаема, но потребуется много времени. Речь идёт о 2-х годичной коррекции, после которой речь ребёнка будет соответствовать речевой норме его возраста. Важно не создавать иллюзию "волшебной палочки", хотя семья ждёт помощи, и должна знать сложность этой работы, и каждый день в чужом городе для них - испытание. Мы помогли устроить ребенка в дошкольную образовательную организацию, что было очень важно для этой семьи, чтобы ребенок был погружен в правильно организованную образовательную среду. Семья стала опорой учителя-логопеда в работе с ребеннком.

Еще один пример. В Речевой центр привезли на занятия ребёнка-девочку 6 лет. У нее были незначительные речевые нарушения в связи с дислалией. Ребёнок предоставлен сам себе. Трансфером ребенка в Центр занимается чужой человек, которого вовсе не интересует процесс занятий. Привозит значительно раньше назначенного времени, оставляет ребёнка, забирает его намного позже назначенного времени. Ребёнок бывает, как правило, сонным, голодным, непричесанным. Услуги оплачиваются вовремя, но динамика речевого развития, успехи ребенка родителями не отслеживаются. Заинтересованности у родителей нет, соответственно и результаты от занятий не самые лучшие. При первичной беседе мать чётко дала понять, что это такой метод воспитания в семье, т. е ребёнок должен контролировать, обслуживать себя сам, и таким способом они хотят развивать ее самостоятельность. В данном случае что-то изменить было крайне сложно, т. к. есть четкая позиция родителей, когда чужое мнение им не интересно. И с этой семьей мы терпеливо работали, вовлекая родителей в процесс правильного воспитания, чтобы ребенок чувствовал свою востребованность, любовь родителей и их заботу. Для этого пришлось использовать весь арсенал педагогических и психологических приемов: убеждение, внушение, примеры других родителей, беседы за чашкой чая.

Довольно часто встречаются в нашей сфере родители, которые не видят всей серьезности проблемы, которая существует у ребёнка. Этих родителей мы называем очень сложными. При общении с ними возникает ощущение, что они надели "розовые" очки, через которые видят мир только в лучшем свете. Не принимая всерьез слов и рекомендаций педагогов, они осложняют жизнь себе и создают сложности в коррекционной работе, вследствие чего ребёнок не получает нужной помощи. Методы работы с такими родителями различны. Это обследование ребёнка, аппаратная диагностика, т. е все то, что документально подтверждается, и в этом случае огромную важность для них имеет то, чтобы всю информацию преподнес компетентный специалист. Только тогда они воспринимают всерьёз слова учителя-логопеда. Основная и, наверное, единственная наша цель, - это помочь ребёнку, поэтому приходится находить различные способы, методы общения с родителями, чтобы получить положительный результат коррекционной работы. Если учитель-логопед является настоящим профессионалом, заинтересованным в достижении значимых результатов в своей работе, то, вне всякого сомнения, ему необходимо овладеть психологическими знаниями и использовать их как в непосредственной коррекционной работе с детьми, так и в работе с родителями и членами семей детей. Создание комфортной образовательной среды, притягивающей ребенка и его родителей, будет способствовать улучшению результатов труда, так как третий субъект образовательного процесса в лице родителя, попадая в орбиту «приятного» учителя-логопеда, выполняя его советы в условиях домашнего обучения, будет воздействовать на своего ребенка позитивно, повторяя и воспроизводя дома рекомендации учителя.

Наш эксперимент по развитию психолого-педагогических компетенций будущих учителей-логопедов привел к осознанию того, что учитель-логопед, владеющий технологиями психологизации субъектов речевого коррекционного процесса, должен создавать атмосферу комфортной деятельности. Профиль такого специалиста включает профессиональные компетенции в области логопедии, личностные качества-доброту, интеллигентность, развитые коммуникативные способности, умение найти подход к каждому, приятные манеры. Возможна ли подготовка такого учителя-логопеда? Над этой проблемой работают многие образовательные организации, в том числе, Казанский инновационный университет. Главное в системе подготовки такого специалиста - это обеспечение его психологической готовности. Т.Н.Черномырдина в своем исследовании «Формирование психологической готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования» дает определение психологической готовности как «сложное личностное образование, действующее постоянно и обеспечивающее успешность деятельности, которое должно быть сформировано...в ходе обучения в вузе» [12].

Выводы. Подводя итог сказанному, можно констатировать, что для создания комфортной образовательной среды важна психологическая готовность учителя-логопеда, что экстраполируется на родителей и других специалистов, вследствие чего вся атмосфера образовательной деятельности становится комфортной, располагающей к взаимодействию субъектов в интересах ребенка.

Литература:

1. Ахметова, Д.З., Тимирясова А.В., Сулима Л.О. «Профессионализм педагога-психолога - гарант сохранения жизни и здоровья детей» ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА. Научно-методический журнал № 4, 2018

2. Басаргина, Е Л. Организационно-педагогические условия профессионального развития учителей-логопедов в системе дополнительного профессионального образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Москва, 2010. 207 с.

3. Бессмертная, Н.А. Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности будущих логопедов сельских образовательных учреждений. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Якутск, 2001. 165 с.

4. Волкова Е.Н. Формирование коммуникативной культуры будущих учителей-логопедов в педагогическом вузе: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Волкова Елена Николаевна; [Место защиты: Шуйс. гос. пед. ун-т]. - Шуя, 2009. - 179 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/41

5. Жукатинская Е.Н. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя-логопеда: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Жукатинская Елена Николаевна; [Место защиты: Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т]. - Липецк, 2008. - 226 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/414

6. Китик, Е.Е. Информационные технологии и подготовка логопедов: обучающая компьютерная программа «Дислалия: сигматизмы» [Текст] / Е.Е. Китик // Дефектология. - 2008. - N3

7. Колтакова, Е.В. Проектирование содержания повышения квалификации учителей-логопедов на основе профессиографического подхода. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Москва, 2009. 206 с.

8. Маринич Е.Е. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя-логопеда в вузе: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Маринич Евгений Евгеньевич; [Место защиты: Шуйский государственный педагогический университет]. -Шуя, 2012. - 24 с.

9. Петелина Н.Г. Психологические условия повышения личностно-профессиональной компетентности учителя-логопеда в системе повышения квалификации: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.07. - Курск, 2006. - 251 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-19/215

10. Сапронова О.В. Инновационная технология выявления и формирования диагностической компетенции у студентов профиля «логопедия». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Москва, 2014

11. Сайтханова В.Я. Формирование нового профессионального опыта учителя-логопеда в условиях педагогической мастерской: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Сайтханова Венера Яхиевна; [Место защиты: Шуйс. гос. пед. ун-т]. - Шуя, 2009. - 216 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/90

12. Харченко Н.К. Технологическая модель профессиональной подготовки логопеда в педагогическом вузе: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Ставрополь, 2003 225 с. РГБ ОД, 61:04-13/988

13. Черномырдина, Т.Н. Формирование психологической готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Самара, 2018. - С. 16.

Педагогика

УДК 796.012.1

кандидат педагогических наук, преподаватель Звягинцев Максим Валерьевич

Кузбасский институт Федеральной Службы Исполнения Наказаний России (г. Новокузнецк); старший преподаватель Карпова Татьяна Викторовна

Новокузнецкий Филиал-Институт Кемеровского Государственного Университета (г. Новокузнецк)

СРАВНЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ I КУРСА КИФСИН И

СТУДЕНТОВ I КУРСА НФИ КЕМГУ

Аннотация. Уровень физической подготовленности является актуальным для любого общества. Чем выше физическая подготовленность, тем меньше человек болеет, лучше выполняет свои трудовые, служебные обязанности. В настоящее время для повышения уровня физической подготовленности принимается очень много мер. Законодательная и исполнительная власть пытается изменить состояние дел в этой области в лучшую сторону, много уже сделано. В данной статье приведена попытка оценить физическую подготовленность курсантов и студентов, которые только закончили школу и начали обучаться в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: физическая подготовленность, курсанты, студенты, уровень здоровья, выполнение нормативов по физической подготовке.

Annotation. The level of physical fitness is relevant for any society. The higher physical fitness, the less a person is sick, the better he performs his work and official duties. Currently, a lot of measures are being taken to improve physical fitness. Legislative and executive authorities are trying to change the state of affairs in this area for the better, much has already been done. This article provides an attempt to assess the physical fitness of cadets and students who have just finished school and began to study at a higher educational institution.

Keywords: physical fitness, cadets, the students, health level, compliance with standards for physical training.

Введение. Повышение уровня физической подготовленности всегда являлось одной из важнейших задач, стоящих перед системой физического воспитания на любой ступени образования. Это связано с бытующими представлениями о том, что высокий показатель физической подготовленности свидетельствует о высоком уровне соматического здоровья, о возможном эффективном выполнении своих трудовых обязанностей о высоком уровне готовности к эффективной деятельности в условиях возникновения различных чрезвычайных ситуаций и др.

Заслуживают пристального внимания исследования, направленные на сравнение уровня физической подготовленности, показанного в определённом возрасте различными поколениями людей. Данные исследования свидетельствуют о том, что по некоторым показателям результаты примерно одинаковые и отличаются в рамках статистической погрешности, а по другим показателям разница является статистически

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.