60_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_
2016. Т. 26, вып. 4 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
УДК 159.955.1 Е.А. Гриднев
МОДЕЛИРОВАНИЕ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА БЫВШИМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ К ГРАЖДАНСКОЙ СРЕДЕ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ПРЕОДОЛЕНИЯ В АДАПТАЦИОННОЙ СФЕРЕ
В данной статье рассматривается понятие построения личностно-ориентированной модели когнитивного диссонанса в адаптации военнослужащих к условиям гражданской жизни. Говорится о проблемах их адаптации, в частности - о важности создания возможностей для реализации их личностного потенциала в условиях, связанных со сменой профессиональной деятельности, рассогласования имеющихся навыков поведения и вновь приобретаемых. Отмечается актуальность темы исследования в современном обществе, когда становятся актуальными вопросы целостности процесса развития личности, ее самореализации в различных сферах жизнедеятельности, о поиске путей раскрытия ее индивидуальности.
В изучении проблемы преодоления когнитивного диссонанса в адаптации военнослужащих в гражданской среде возникает проблема построения личностно-ориентированных моделей поведения для бывших военнослужащих в процессе их адаптирования к иным условиям жизни.
Статья отражает главные аспекты построения таких личностных моделей, раскрывая основные механизмы взаимосвязей субъективных и объективных условий адаптации, непосредственно влияющие на процесс возникновения и преодоления когнитивного диссонанса военнослужащими в их адаптации к гражданской жизни. Новизна статьи состоит в раскрытии психологических условий и факторов моделирования взаимоотношений адаптируемых личностей (военнослужащих, уволенных с военной службы) в новом для них положении в обществе - к условиям гражданской жизни.
Ключевые слова: личностно-ориентированная модель, когнитивный диссонанс, адаптация, условия, факторы, военнослужащие, уволенные в запас, социальное воздействие.
Разработка личностно-ориентированной модели преодоления когнитивного диссонанса в адаптации бывших военнослужащих к гражданской среде (далее - модель ПКД) обусловлена следующими обстоятельствами: потребностью бывших военнослужащих раскрыть, реализовать, а также обновить, обогатить собственный потенциал после выхода на пенсию; необходимостью получения постпрофессиональной подготовки в соответствии со своими возможностями. Таковы предпосылки для создания комплексной модели преодоления когнитивного диссонанса военнослужащих в адаптации к условиям гражданской жизни.
Моделирование предстает как метод анализа объектов на их моделях, поскольку рассматриваемые феномены (в связи с их многоструктурностью и сложностью) не могут быть изучены в реальных условиях функционирования. Метод моделирования раскрывает большие возможности для исследования объектов, которых в реальности еще нет. С одной стороны, он позволяет изучить многообразие входящих структурных компонентов изучаемого процесса или явления, а с другой - всестороннее анализировать условия и факторы, детерминирующие процесс формирования и развития моделируемых объектов (К.А. Абульханова, Б.М. Кедров, Е.В. Селезнева и др.). Согласно взглядам ученых, «...если моделирование воспроизводит характеристики некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения, то необходимость в нем возникает тогда, когда исследование самого объекта невозможно или затруднено, требует слишком длительного времени и пр. ...» [1].
При моделировании процесса преодоления когнитивного диссонанса военнослужащих в адаптации к условиям гражданской жизни учитывалось, что между созданной моделью и изучаемым объектом (когнитивный диссонанс как феномен адаптации) есть сходство по тем или иным характеристикам и свойствам, или по тем функциям, которые выполняет изучаемый объект. При этом необходимо учесть, что чем более сходств выявлено между свойствами или функциями модели и объекта, тем достовернее данные, получаемые в ходе изучения моделируемого процесса [2].
Построение модели ПКД, позволит более глубоко и всесторонне с содержательной и динамической стороны проанализировать этот феномен, а также представить своеобразный эталон модели, сравнение с которым позволит решать многочисленные профессиональные, производственные задачи бывших военнослужащих, включая выбор стратегии самореализации в гражданской жизни.
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Для теоретического построения личностно-ориентированной модели ПКД важно прояснить ее трактовку в современной психологической науке.
Моделирование в психологии - это«исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных или идеальных, прежде всего математических, моделей» [3]. При этом модель представляет собой совокупность характеристик и свойств моделируемого психического феномена, в силу чего модель можно рассматривать как заместителя оригинала и через подобие и заметное с ним сходство использовать ее в качестве заместителя.
Согласно взглядам А.А. Деркача, акмеологическая модель - «это система объектов и знаков, производящая существенные свойства объекта-оригинала - идеального образа профессионала или эталона личностно-профессионального развития» [4].
Моделирование - неотъемлемый этап всякой целенаправленной деятельности. Ф.И. Передугов и Ф.П. Тарасенко определяют моделирование как «использование и совершенствование моделей. Важнейшим элементом такой деятельности является цель - образ желаемого будущего, то есть модель состояния, на реализацию которого и направлена деятельность» [5].
Исследователи Н.М. Амосова, Л.М. Веккера, В.Н. Дружинина, А.Н. Кочергина, А. Ньюэлл, Г. Саймон и др. отмечали, что по сравнению с другими методами моделирование имеет большие преимущества, поскольку расширяет границы измерения изучаемого объекта. В психологической науке выделяют следующие положительные моменты метода моделирования:
- модель позволяет экспериментировать с более доступным для исследователя психическим явлением, чем его прототип, при этом открывает дополнительные возможности для изучения;
- модель может выступать в качестве взаимосвязанных знаковых и вещественных форм;
- модель, представляющая психическое явление, помогает понять ее внутреннюю и внешнюю организацию, обусловленность ее функционирования;
- представление изучаемого явления в качестве модели позволяет выдвигать новые гипотезы, ставить эксперименты, искать аналогия с другими психическими явлениями;
- компьютерные модели являются неким критерием правильности построения модели и положенных в ее основу теорий, поскольку их ошибочное построение не позволит модели выполнять свои функции, либо приведет к результату, отличающемуся от ее прототипа;
- модель вбирает в себя единство теории и практики, в связи с чем позволяет эффективно интерпретировать полученные в ходе исследования данные о психическом явлении, проверять выдвинутые гипотезы;
- моделирование изучаемых психических функций требует от исследователя оперировать научной терминологией, генерировать новые положения психологических теорий [6].
Несмотря на обозначенные преимущества моделирования, данный метод используется пока очень редко, что можно объяснить трудностями проникновения точных наук, к которым относится моделирование, в науки гуманитарные. Решить эту задачу можно приближением метода моделирования к особенностям моделируемых объектов.
Согласно работе Е.В. Селезневой, модель - это «гипотеза о разворачивании определенного процесса и о возможных результатах этого процесса; содержание модели зависит от особенностей моделируемого объекта и от той цели, которую ставит перед собой субъект моделирования; отражательная природа модели предполагает, с одной стороны, зависимость от деятельности субъекта, формирующей предмет моделирования путем выделения его свойств, а с другой, - деятельности, влияющей на субъекта моделирования» [7].
В акмеологических исследованиях отмечается, что модель - «это не идеальное состояние, являющееся целью акмеологического содействия и «самопомощи» личности» [8]. Модель в акмеологии понимается как соотношение настоящего и будущего, которого еще нет в реальности; то есть модель представляет собой интегративное соединение всех функциональных состояний исследуемого объекта.
В психолого-педагогической литературе можно проследить попытки создания комплексной модели адаптации военнослужащих к условиям гражданской жизни. Так, В. Л. Калиничев разработал инвариантную комплексную модель социальной адаптации бывших военнослужащих и членов их семей. Комплексная модель социальной адаптации, по мысли автора, представляет собой единство и взаимосвязь: объектов, субъектов, принципов и направлений социальной адаптации бывших военнослужащих и членов их семей, ее общих и специфических технологий, а также условий, определяющих адаптационный потенциал и самого бывшего военнослужащего (вместе с семьей), и социума, в
который он вынужденно включается [9]. Представляет интерес идея автора об организации данного процесса как наиболее эффективной при условиях, когда своей социальной адаптацией занимаются сами бывшие военнослужащие и члены их семей; когда к участию в социально-адаптационных процессах привлечены общественные объединения бывших военнослужащих; когда также установлена тесная связь структур, занимающихся социальной адаптацией бывших военнослужащих, с местными властями, бизнес-структурами, общественными организациями ближайших населенных пунктов; когда процесс социальной адаптации бывших военнослужащих реализуется в местах компактного их проживания, непосредственно в военных гарнизонах и городках - включением этой категории людей в активную экономическую регенерацию таких населенных пунктов; когда, наконец, сам процесс их социальной адаптации носит комплексный характер [10].
Также в литературе формируется акцент на создании личностно-ориентированной модели. Это означает, что в процессе оказания психологической помощи военнослужащему в адаптации к новым условиям и в преодолении когнитивного диссонанса ставится и решается как основная задача - создание многосторонней, гармоничной, духовно-нравственно развитой личности, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся в новых для нее условиях.
Личностно-ориентированный подход включает: а) изучение и учет индивидуальных особенностей личности; б) влияние на различные среды: сознания, эмоционально-волевую и поведенческую в различных видах деятельности - учебной, профессиональной и общественной; в областях: социальной, педагогической, психологической и медицинской; в) адекватное сочетание индивидуальных и групповых воспитательных форм воздействия, где каждому человеку предоставляется информация, психологическая поддержка, прогнозирование и планирование карьеры, оказание содействия в трудоустройстве [11].
Одна из задач в исследовании С.В. Величко - построение модели психологической подготовки к гражданской жизни военнослужащих, увольняемых в запас. Согласно автору, в связи с постоянной вариативностью социокультурных факторов и сменой психоэмоциональных состояний личности процесс раскрытия адаптационного потенциала постоянно действует во времени и пространстве и может быть представлен в виде контура, основными элементами которого являются: когнитивный элемент, технологический элемент, информационный элемент, ресурсный элемент, ценностная компонента, организационный элемент, мотивационная компонента, инновационный элемент [12]. Таким образом, предложенная модель позволяет повысить адаптационный потенциал военнослужащих, увольняемых в запас, раскрывая скрытые возможности личности.
В основу разработки модели был положен комплексный подход к проблеме социальной адаптации бывших военнослужащих и членов их семей, который означает, что процесс принятия решения должен быть организован таким образом, чтобы лица, главным образом вовлеченные в осуществление политики, знали, каким образом интегрировать в нее измерение степени социальной адаптиро-ванности данной социальной группы и чтобы это знание стало нормальной квалификацией ответственных лиц, принимающих решения [13].
Теоретический анализ проведенных исследований подтверждает необходимость построения личностно-ориентированной модели преодоления когнитивного диссонанса бывших военнослужащих к условиям гражданской жизни. Данная модель способствует описанию и расширению знания об исследуемом процессе для преобразования и управления им, проектирует психологическую помощь в адаптации военнослужащих к условиям гражданской жизни.
Рассмотрим сущностные характеристики блоков, составляющих модель (см. рис.). Первый блок психологической модели - целевой, определяющий ее цели и задачи. Он включает в себя весь спектр целей и задач, реализуемых в ходе процесса преодоления когнитивного диссонанса в адаптации военнослужащего. Цель - изучение структуры когнитивного диссонанса как результата адаптации. К основным задачам относятся изучение взаимосвязанных составляющих психологической структуры когнитивного диссонанса: психологической, эмоциональной и профессиональной; выявление условий и факторов, детерминирующих процесс преодоления когнитивного диссонанса; разработка психологического тренинга, способствующего преодолению возникшего при выходе на пенсию когнитивного диссонанса.
Второй блок модели - структурный. Он отражает понятие и структуру описываемого феномена. В нашем исследовании предпринята попытка рассмотреть когнитивный диссонанс как расхождение между сложившейся у военнослужащего действительностью и реальными жизненными обстоятельствами.
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Процесс адаптации военнослужащего
преодоление когнитивного диссонанса
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
СТРУКТУРНЫЙ БЛОК
КОГНИТИВНЫМ ДИССОНАНС
Психологическая составляющая (локус контроль, мотивация достижения, активность жизненной позиции, ЛАП, ценностные ориентации)
Эмоциональная составляющая (социальная фрустрированность, симптомы профессионального выгорания)
I
Профессиональная составляющая (профиль трудовой деятельности)
Поведенческая
составляющая
(инертность
динамического
стереотипа)
XI
ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЙ БЛОК
иР
О
н
<
е
СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ЗАЩИЩЕННОСТЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИИ КОМФОРТ СЕМЬИ
ЛИЧНОСТНЫИ ПОТЕНЦИАЛ
ТРУДОУСТРОЙСТВО
ЖИЛИЩНО-БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ
О Г О
к
£
ЛОД
О
Е
А С
А
1 Внешние условия общественно-
политического характера:
- уровень жизни -помощь в трудоустройстве -социально-правовая защищенность
1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Внутренние условия профессио-
нально- личностного характера:
-статусно-должностное
положение
-психологическая направлен-
ность личности
-служебно-функциональная
готовность
т
О
Л С
Комплекс психологических мероприятий, направленных на преодоление когнитивного диссонанса в адаптации военнослужащих к гражданской жизни
Л
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК
преодоление когнитивного диссонанса (адаптивный) высокий уровень
Рис. Личностно-ориентированная модель преодоления когнитивного диссонанса военнослужащего
в адаптации к условиям гражданской жизни
Такое определение дает возможность выделить следующую структуру когнитивного диссонанса. Прежде всего, это психологическая составляющая, куда входят личностные качества военнослужащего, способствующие преодолению когнитивного диссонанса в адаптации к условиям гражданской жизни; представления военнослужащего о самом себе, самооценка, самореализация в условиях гражданской жизни. В психологическую составляющую когнитивного диссонанса входят следующие личностные качества, способствующие его преодолению: интернальный тип локус контроля (средний или высокий уровень субъективного контроля); мотивация достижения успеха (средний и высокий уровень мотивации к достижению успеха); активность жизненной позиции (активные планы на будущее); личностный адаптационный потенциал - ЛАП (средний и высокий уровни личностного потенциала социально-психологической адаптации); процессуальный характер ценностных ориентаций; ориентация на свободу; наличие гармоничных ценностных ориентаций.
Уволенным с военной службы приходится кардинально менять все сферы своей жизнедеятельности (профессиональную, бытовую, социально-психологическую) уже в зрелом возрасте, что зачастую порождает фрустрирующие ситуации, переживание внутренних конфликтов и стрессовые реакции. Всё это входит в эмоциональную составляющую когнитивного диссонанса. Компонентов, способствующие его успешному преодолению - это социальная фрустрированность (полное ее отсутствие и когда социальная фрустрированность четко не выражена; симптомы профессионального выгорания (не сложившийся симптом и складывающийся симптом).
Во-вторых, важной остается профессиональная составляющая жизнедеятельности офицера при рассмотрении структуры когнитивного диссонанса. Теоретический анализ приведенных исследований позволил включить в профессиональную составляющую семь профилей профессиональной деятельности военнослужащего (организаторский, социально-педагогический, инженерно-технический, операторский, оперативно-штабной, экстремальный и обеспечивающий).
Таким образом, соответствие между занимаемым профилем военной должности и диагностируемой функциональной предрасположенностью к выполнению обязанностей той или иной категории профессий будет способствовать преодолению профессиональной составляющей когнитивного диссонанса в адаптации военнослужащего к условиям гражданской жизни. Наличие же противоречий в измеряемых показателях будет способствовать возникновению профессиональной составляющей когнитивного диссонанса.
Поведенческая составляющая - третий важный аспект в психологическом анализе когнитивного диссонанса, который порождает активность военнослужащего в плане его включенности в разные социальные группы, выбора стратегий адаптационного поведения и тактике межличностного взаимодействия с гражданскими лицами.
Итак, наличие поведенческой составляющей когнитивного диссонанса устанавливается в случае, если военнослужащий демонстрирует непродуктивные копинги (избегание, прокстанация, сверхбдительность) и проявляет средний, адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии и высокую напряженность копинга, что свидетельствует о выраженной дезадаптации. Таким образом, поведенческая составляющая когнитивного диссонанса определяется наличием инертности динамического стереотипа, возможности преодолеть его использованием конструктивных копинг-стратегий.
Детерминирующий блок представлен психологическими условиями и факторами, детермин-нирующими процесс преодоления когнитивного диссонанса. Анализируя влияние внешней среды на возникновение и преодоление когнитивного диссонанса, обращаем внимание на обстоятельства, при которых данный процесс может быть представлен следующими детерминантами:
1) уровень жизни в целом (уровень развития общества, способ производства, характер общественных отношений, социально-экономическая и военная политика государства, уровень научно-технического прогресса, система и порядок комплектования и реформирования Вооруженных Сил, морально-политическая обстановка в стране, комплекс противоречий и особенностей развития современного общества).
2) система работы общественных организаций по трудоустройству бывших военнослужащих (органы социального обеспечения по месту жительства, занимающиеся проблемой трудоустройства; вопросы социальной защиты военнослужащих связываются с занятостью населения, многозначностью и полифункциональностью труда в жизнедеятельности социальных субъектов, возрастанием роли институтов профориентации, дополнительного образования и правового регулирования отношений в сфере занятости).
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
3) социально-правовая защищенность военнослужащих при выходе на пенсию. Одним из направлений оптимизации процесса возникновения и преодоления когнитивного диссонанса в адаптации военнослужащих могла бы стать целенаправленная политика государственных органов и органов военного управления по обеспечению условий добровольного закрепления военнослужащих после увольнения в запас на последнем месте службы путем предоставления качественного жилья, различных финансовых льгот или обеспечения им возможности заканчивать службу в местах последующего жительства после увольнения.
Таким образом, вся совокупность условий внутренней среды, определяющая личностно-профессиональный характер и влияющая на процесс возникновения и преодоления когнитивного диссонанса в адаптации военнослужащего в гражданской среде, имеет внутренние связи и требует предметного, пристального изучения с целью рационального управления адаптационным процессом.
Кроме того, в процессе адаптации взаимодействуют факторы: социально-экономический, жи-лищно-бытовой, психологический комфорт семьи, личностный потенциал и трудоустройство. Все они, так или иначе, влияют на результаты адаптации в зависимости от своего содержания и степени интенсивности. Все факторы, включенные в детерминацию процесса, действуют не изолированно друг о друга, а как единое целое, как система взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств, в которых существует определенная иерархия уровней детерминации.
Четвертый блок модели - технологический - включал этапы психологического тренинга: подготовительный, диагностический, реализующий, аналитический.
Наконец, пятый блок - результативный - результат адаптации (адаптивный уровень), достигнутый через преодоление когнитивного диссонанса.
Таким образом, разработанная личностно-ориентированная модель преодоления когнитивного диссонанса военнослужащего в адаптации к условиям гражданской жизни позволяет, с одной стороны, многосторонне представить процесс адаптации военнослужащего к условиям гражданской жизни; рассмотреть основные составляющие когнитивного диссонанса, возникающего у офицера при выходе на пенсию; учесть все факторы и условия, детерминирующие данный процесс; с другой -разработать комплекс мероприятий, направленных на снижение проявлений когнитивного диссонанса в структуре личности военнослужащего.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Василенко Т.Д., Селин А.В. Статистические методы и математическое моделирование в психологии: учебное пособие. Курск: Изд-во Курского ГМУ, 2013. 35 с.
2. Рыбаков Р.В. Гражданская жизнь офицеров запаса: их трудности и проблемы. Саратов: Изд. Сарат. ун-та. Нов. сер. Социология. Политология, 2009. №. 4. 42 с.
3. Журавлева Г.Е. Вопросы кибернетики. Математическое моделирование в психологии / под общ. ред. Г.Е. Журавлева и др. М.: Изд-во Рус.Наука, 1979. 89 с.
4. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития / РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. 78 с.
5. Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ. М.: КноРус, 2010. 121 с.
6. Орехов А.Н. Номотетическое моделирование социально-психологических процессов: автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 2005. 58 с.
7. Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности. М.: Изд-во РАГС, 2004. 89 с.
8. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Введение в акмеологию. М.: Изд-во РАГС, 1995. 67 с.
9. Калиничев В.Л. Формирование комплексной модели социальной адаптации бывших военнослужащих и членов их семей к условиям гражданского социума: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 35 с.
10. Рыбаков Р.В. Безопасность офицеров запаса в процессе интеграции в гражданскую среду. Саратов: Изд. Сарат. ун-та Нов. сер. Социология. Политология. 2009. № 1. 36 с.
11. Разов П.В. Сущность, структура и содержание социальной защиты и социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас (на примере зарубежных стран) // Армия и общество. М., 2013. № 3 (35). 34 с.
12. Величко С.В. Адаптационный потенциал военнослужащих в психологической подготовке к гражданской жизни: дис. ... канд. психол. наук. Таганрог, 2004. 185 с.
13. Таран Ю.Я. Управление социальной адаптацией бывших военнослужащих и членов их семей: дис. ... канд. социол. наук. М., 2007. 189 с.
Поступила в редакцию 21.09.16
E.A. Gridnev
MODELING OF COGNITIVE DISSONANCE BY FORMER SOLDIERS TO CIVILIAN ENVIRONMENT AS THE IMPLEMENTATION OF A PERSONALITY-ORIENTED MODEL OF OVERCOMING IN THE ADAPTATION FIELD
This article discusses the concept of building a personality-oriented model of cognitive dissonance in the adaptation to the conditions of civilian life. The importance of the problem of coexistence of the concept of "ex-servicemen" adaptable under conditions of civil life, as well as in aspects of migration to the new conditions of adaptation is shown. In this regard, of importance is also the problem of creation of opportunities for the realization of personal potential under conditions associated with the change of professional activity and mismatch between the old and newly acquired skills. It is also noted that the topic of this study is relevant since the issues of integrity of the process of personal development and self-realization in various spheres of life and the search for ways of revealing the identity of personality become important in modern society.
In the study of the problem of overcoming the cognitive dissonance in adaptation to the civil environment it is important to address the issue of constructing personality-oriented models of the behavior of former soldiers in the process of adapting to the new conditions of life.
The article shows the main aspects of building personal relationship models of retired military personnel in society and reveals the basic mechanisms of the interrelations of subjective and objective conditions of adaptation, which immediately affect the process of emergence of the cognitive dissonance and the way the soldiers overcome this dissonance in adjusting to civilian life.
The novelty of the article is that it reveals the psychological conditions and factors of modeling the relationship of adaptable individuals such as military personnel retired from military service in a new role and position in society under conditions of civil life.
Keywords: personality-oriented model, cognitive dissonance, adaptation, conditions, factors, military, retired, social impact.
Гриднев Евгений Александрович, аспирант кафедры психологии развития
ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина»
392000, Россия, г. Тамбов, ул. Советская, 181, литера И Е-таЛ: [email protected]
Gridnev Ye.A., postgraduate student at Department of developmental psychology
Tambov State University
Sovietskaya st., 181/"r, Tambov, Russia, 392000
E-mail: [email protected]