Тема 4. Пути продолжения образования и получения профессии. Маршруты профессионального успеха в регионе. Виды профессионального образования. Виды учебных заведений профессионального образования. Перспективы профессионального становления в условиях региона. Рынок образовательных услуг.
Тема 5. Притязания человека и профессиональная карьера. Успешная профессиональная карьера человека и его имидж. Составляющие конкурентоспособности и трудоспособности. Профессиональные достижения. Профессиональная элита. Вертикальная и горизонтальная карьера. Профессиональный успех и воля человека. Моя воля.
Тема 6. Готовность к принятию решения о выборе профиля обучения. Что означает «готовность к принятию решения». Как делается выбор, из каких составляющих складывается выбор человека. Что значит «варианты выбора». Мои способности и мой выбор.
Данный курс дает школьникам представление об общих основах выбора профиля обучения (информационных, психологических, практических), что поможет старшему подростку принять адекватное решение о выборе конкретного профиля и пути дальнейшего образования, а также позволит им сделать выбор сферы будущей профессиональной деятельности. Таким образом, этот курс помогает определить направление в мире профессиональной деятельности. Перед школьниками на фоне широкого спектра проблем профессионального выбора актуализируются вопросы их самореализации через выбор направления дальнейшего образования.
Таким образом, верный выбор профиля обучения помогает школьникам в дальнейшем реализовать свои профессиональные планы, а профильное обучение в старших классах - обеспечить современное качество образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным потребностям личности, общества и государства.
Литература
1. Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. - 2004. - №2. - С. 28-33.
2. Касаткина Н.Э., Лысых О.Б. Реализация профильного обучения старших школьников в регионе: проблемы, теоретические основы, пути решения. Ч. I / под науч. ред. Е. Л. Рудневой. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2008. - 171 с.
3. Концепция модернизации образования на период до 2010 года // Инновации в образовании. - 2002. - №3. - С. 4-33.
4. Чистякова С.Н. Как помочь выпускнику школы стать конкурентоспособным на рынке труда? // Школа и производство. - 2000. - №5. - С. 2-6.
Мильситова Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета. E-mail: [email protected] .
Mil ’sitova Svetlana Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of interuniversity department of general and high school pedagogy of Kemerovo State University.
УДК 370.153.1
И. А. Молодеева
МОДЕЛИРОВАНИЕ КЛУБНОЙ РАБОТЫ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрены некоторые принципы построения экспериментальной модели клубной работы туристско-краеведческой направленности, а также выделены и раскрыты компоненты внутренней и внешней структуры педагогической модели.
Ключевые слова: модель, принципы, клубная работа, свойства, компоненты система, фактор, внешняя и внутренняя среда, синергичность, интегративность.
I.A. Mo/odeeva
MODELING OF CLUBS ACTIVITY ON TOURISM AND LOCAL HISTORY IN INSTITUTION OF SUPPLEMENTARY EDUCATION
The article deals with some key principles of creation experimental model of clubs activity, directed on tourism and local history, components of external and inner structure of pedagogical model are determined and revealed.
Keywords: pedagogical model, principle, clubs activity, features, components, system, factor, external and inner environment, synergizing, integrating.
2011/1
Среди наиболее эффективных и социально-значимых видов современного досуга подростков особое место занимает туризм, ставший в последнее время одним из ведущих направлений социальнокультурной деятельности, в рамках которого интегрируются отдых, оздоровление, просвещение, воспитание, развлечение и общение. Педагогический потенциал туризма способствует приобщению подростков к культурному прошлому, формирует потребность в общении с культурой, ее обычаями и традициями, а также снятию физического, психического, интеллектуального напряжения, решению воспитательных задач.
Исследованиями последних лет убедительно доказано, что туристско-краеведческая деятельность (ТКД) является одним из самых активных средств приобщения молодежи к родной природе, истории и культуре своей «малой Родины», гармоничного развития личности подростков и старшеклассников. Туристско- краеведческая деятельность предоставляет возможность не только приобретения навыков общения с природой, но и формирования таких ценных личностных качеств, как коллективизм, общительность, настойчивость, решительность, терпеливость, готовность переносить стрессовые ситуации, прийти на помощь, воспитывает умение противостоять вредным привычкам (курение, алкоголь и т.п.), сформировать прочные основы здорового, насыщенного интересными и полезными делами образа жизни. Природные территории и объекты живой природы, которые встречаются в естественной среде обитания, способны разжечь в ребенке жгучий интерес и азарт естествоиспытателя, расширить границы мира, а трудности, с которыми они встречаются на природе, создают естественные ситуации взаимопомощи, поддержки друг друга и являются действенным стимулом для тренировки силы и воли. Именно в туристско-краеведческой деятельности создаются оптимальные условия для самореализации современного ребенка и его успешной социализации.
Таким образом, туристско-краеведческая деятельность выступает чрезвычайно перспективной областью знания и воспитания, отличающаяся многообразием, творческим исследовательским поиском, доступностью для учащихся всех возрастных групп. Данное обстоятельство позволяет занять ей особое место в учреждениях дополнительного образования.
Анализ теоретических источников позволил нам констатировать, что исследование проблемы организации краеведческо-туристской деятельности имеет интегративный характер. Так, психологопедагогические идеи единства формирования, воспитания и развития личности отражены в исследованиях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, B.C. Мухиной.
Пути решения проблем организации туристско-краеведческой работы представлены в трудах И. Л. Беккер, И.В. Зориной, В.А. Квартального, В.Н. Лебедева, А.А. Остапца-Свешникова, М.Ф. Сауткина, Ю Н.Федотова и др.
На основании анализа названных научных исследований нами была разработана и апробирована теоретическая модель клуба туристско-краеведческой направленности для детей девиантного поведения, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, способных последовательно и максимально эффективно влиять на формирование коммуникативной культуры подростков и включающая функции, формы, типы, принципы и виды деятельности туристических клубов.
Модель клубной воспитательной работы в учреждении дополнительного образования представляет собой целостный педагогический процесс. Основу модели составили единое законодательное и нормативное поле, системный и личностно-деятельностный подходы к организации воспитательных воздействий на разных этапах осуществления туристско-краеведческой деятельности, определившие систему принципов, послуживших основой построения и реализации модели: общеметодологические принципы системности и целостности, сочетания теоретических правил и практического их применения.
Согласно позиции В.С. Ильина подобным процессам свойственно развитие и саморазвитие. Развитие и саморазвитие клубной работы характеризуется появлением новых качеств, не присущих отдельным структурным элементам, это синергичность и интегративность.
Категория «целостности» необходима была здесь для того, чтобы подчеркнуть особую, комплексную сущность системной организации клубной работы.
Синергетика модели позволяет эффективно влиять на коррекцию нравственных ценностей.
Формирование модели деятельности клуба туристско-краеведческой направленности прошло несколько этапов: изучение факторов внешней среды, влияющих на поведение и социализацию подростков; определение оптимальных форм, средств и видов деятельности клуба; определение личностных особенностей и девиаций участников; определение знаний, умений, навыков, способствующих успешной социализации подростков в туристско-краеведческой деятельности; определение коррек-
ционных воздействий; создание учебно-воспитательного модуля объединения, ориентированного на социализацию личности воспитанников в клубе туристско-краеведческой направленности.
Схема 1
Позиционируя учебный модуль как центр модели, мы выделили образующие внутреннюю структуру интегрированные компоненты:
- целевой компонент (то чего хотим добиться?) - социализация личности подростка, улучшение личностных показателей воспитанника, коррекция его поведения;
- содержательно-структурный компонент (Что мы хотим делать? Каким образом этого достигнем?) - включение воспитанников в образовательно-воспитательную среду клубной туристско-краеведческой деятельности;
- технологический компонент (при помощи чего добьемся?) - приобщение воспитанников к активной клубной деятельности при помощи психолого-педагогического обеспечения и аттрактивности мероприятий.
- операционно-деятельностный компонент (как организуем процесс?) согласно принципам, педагогическим условиям и механизму реализации;
- стимулирующе-мотивационный компонент (как привлечь?) - создание благоприятной среды, проведение интересных для подростков мероприятий. Создание гуманистически ориентированного коллектива сотрудников.
- результативный компонент (как проверить достигнута ли цель?) - проведение исследований изменения личностных качеств воспитанников в процессе деятельности, психолого-педагогическая диагностика.
Процесс коррекции, основанный на данных психолого-педагогической диагностики, обеспечивался через осуществление следующих видов деятельности воспитателя:
1. Оценка положительных и негативных сторон возникающих социальных явлений, ситуаций, оказывающих влияние на мотивацию поступков подростка;
2. Выяснение трудностей при решении конкретных личных задач, обмен мнениями и принятие верного решения;
3. Обращение к позитивным сторонам характера и поведения подростков со стороны педагогов и других значимых взрослых;
2011/1
4. Постановка подростков в ситуацию выбора общественно значимых ценностей как ориентиров в поведении и отношениях;
5. Организация личностно значимой общественно ценной туристско-краеведческой деятельности и приобретение положительного опыта жизнедеятельности, установление благоприятных коммуникаций;
6. Насыщение полезной информацией и поэтапная замена ложных ценностей социальными, коллективными;
7. Формирование установки на ценностное отношение к своим поступкам, к общественным явлениям, оценка поступков и мнений других членов клуба.
8. Стимулирование потребностей самостоятельного осмысления собственной деятельности и поведения, конструирование собственной модели поведения и отношений в ближайшем и отдаленном будущем.
При построении модели нами были выделены и учтены основные факторы, определяющие эффективность деятельности клуба туристско-краеведческой направленности:
- факторы внешней среды (социальные, экономические, политические, культурные, технологические);
- запросы социума на специфику организации работы с детьми девиантного поведения;
- возможности образовательного учреждения (материально-технические, кадровые и др.);
- личностные особенности воспитанников;
- профессиональная подготовленность и психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям воспитателей-инструкторов.
С учетом совокупности названных факторов происходило планирование деятельности клуба, выбор туристического маршрута, отбор заданий краеведческой направленности, формирование групп, распределение обязанностей между членами группы, диагностика и коррекция деятельности и поведения.
Таким образом, на основе теоретико-методологических подходов мы выстроили модель клуба туристско-краеведческой направленности для детей девиантного поведения, реализация которой позволяет моделировать педагогические условия, способствующие адаптации ребенка к различным жизненным ситуациям, формированию коммуникативных качеств, лежащих в основе успешной социализации, повышению его самооценки и, в итоге, снижению уровня девиантности.
Литература
1. Векслер В.А. Проектирование информационной модели подготовки специалиста в системе дополнительного образования // Вестник БГУ. - 2008. - Вып. 1. - С. 4-9.
2. Выготский Л.С. История культурного развития нормального и ненормального ребенка. Психология личности-тексты. - М., 1952.
3. Газизова Ф.Г. Теория и практика воспитательной деятельности // Наука и практика дополнительного образования. 2007. - №6 - 2007. - С. 55.
4. Ушакова Н.Н. Проблема разработки воспитательных систем на основе синтеза духовных ценностей // Образование и глобализация: II Байкальская междунар. конф. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2006.
Молодеева Ирина Андреевна, руководитель туристско-краеведческого объединения, педагог детского центра «Байкал» (г. Улан-Удэ). E-mail: molodeeva @ yandex.ru
Molodeeva Irina Andreevna, head of tourist and local lore association, teacher of children center «Baikal» (Ulan-Ude).
УДК 370
Л.Ю. Нежкина, ГЦ Молонов, В.Ю. Лебединский
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В СПОРТЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрывается процесс адаптации и самореализации спортсменов, обусловленный их личностными особенностями. Авторы предлагают систему педагогического сопровождения как одного из условий успешной адаптации и самореализации спортсменов.
Ключевые слова: спорт, адаптация, самореализация, педагогическое сопровождение, психодиагностика, поддержка, спортсмен, программа.