мы ВЛКСМ должно было вывести «Спутник» I низаций — как по объемам деятельности, так в число ведущих мировых туристских орга- I и по разнообразию туристских услуг.
Литература
1. Российский государственный архив социально-политической истории (далее РГАСПИ). Ф. 5. Оп. 1. Д.
1. Л. 45.
2. РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1. Л. 43—45.
3. РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1. Л. 9.
4. РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1. Л. 11—12.
5. РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1. Л. 4—5.
6. РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1. Л. 5—6; Д. 2S. Л. 2.
7. РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 4. Л. 5.
S. РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1. Л. 15—16; Д. 4. Л. 5.
9. РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1. Л. 9—10; Д. S. Л. 14.
10. РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 1. Д. S. Л. 17.
11. РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1. Л. 11.
12. РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1. Л. 15—16.
13. РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 4. Л. 10.
14. РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 4. Л. 5.
15. РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1. Л. 15—16.
16. РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 1. Д. S. Л. 17.
17. РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 7. Л. 4.
1S. РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 3. Л. 14—17,19; Д. 7. Л. 3.
19. РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 9. Л. 3.
20. РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 10. Л. 3S—39.
21. РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 2. Л. 16S—173
22. Соловьев А.А. Зарождение международного молодежного туризма в СССР // Управление общественными и экономическими системами. Орел, 2006. № 2. С. 3.
УДК 379.85
МОДЕЛИРОВАНИЕ КЛАСТЕРА КОНГРЕССНОГО ТУРИЗМА СОЧИ
Морозов Михаил Анатольевич,
директор Московского филиала Российской международной академии туризма, зав. кафедрой экономики туризма и гостеприимства, доктор экономических наук, профессор, [email protected] Львова Татьяна Витальевна, аспирант, [email protected],
Московский филиал Российской международной академии туризма, г. Москва
The article deals with the simulation of a cluster of congress tourism uses Sochi as an example. The authors describe the main criteria for choosing the city as a tourist destination for conferences and congresses, establish the criteria for access to a destination, and consider the specifics of congress tourism. The cluster is modeled by the method of mapping taxonomy in terms of «accommodation facilities for the Sochi region, designed for business travel, possessing conference rooms.
В статье рассматриваются вопросы моделирования кластера конгрессного туризма на примере г. Сочи. Рассматриваются основные критерии выбора города как туристской дестинации для проведения конференций и конгрессов, определяются критерии доступности дестинации, рассматривается специфика конгрессного туризма, моделируется кластер методом
S3
картографической таксономии по показателю «Средства размещения Сочинского района, предназначенные для делового туризма, обладающие конференц-залами».
Key words: rnngress tourism destination, the cluster, taxon
Ключевые слова: конгрессный туризм, дестинация, кластер, таксон
Считается, что деловой туризм (бизнес-туризм, MICE-туризм) приносит по крайней мере крупным городам в четыре раза больше средств, чем организация каких-либо других массовых мероприятий. Согласно экспертным оценкам, 60% мирового туризма и гостеприимства приходится на индустрию бизнес-туризма.
По словам Леонида Говорова, президента Московской торгово-промышленной палаты, Россия стремительно теряет позиции в качестве места проведения крупных международных конгрессных мероприятий: «За последний год в России проводилось столько же мероприятий, сколько в одном Кейптауне, и в 3 раза меньше, чем в Париже, — сообщил он. — За последние 10 лет доля России на международном рынке организации конгрессов сократилась в 2 раза, и на сегодня не превышает 1%». По итогам 2009 года Москва заняла 102-е место (16 международных конгрессов), Санкт-Петербург — 75-е (21 международный конгресс) место в рейтинге городов, организующих конгрессы и конференции международного уровня. [1]
Основными критериями выбора города как туристской дестинации для проведения конференций и конгрессов несколько:
• материальная база для проведения мероприятий;
• доступность;
• вторичная привлекательность;
• толерантность по отношению к туристам, в том числе иностранным.
Материальная база конгрессного туризма
дестинации определяется, в первую очередь, наличием конференц-залов на территории гостиничных комплексов, а также в отдельно расположенных зданиях и офисных центрах, в которых должно предоставляться все необходимое специализированное конференцоборудование (аудиосредства, видеосредства, интернет, звукоусиление, кинопроекторы, кондиционирование, лекционное оборудование, мониторы, телевизоры, ноутбуки, плазменные панели, мультимедийные средства, слайд-проекторы, оверхэд-проекторы, наушники, телесеть, телеконференции, синхрон-
ный перевод, электронное голосование, флипчарты передвижные). Гостиничная составляющая конгрессного туризма может содержать средства размещения различной категории, в зависимости от уровня проводимого мероприятия. Международные мероприятия проводятся в полносервисных пятизвездочных и четырехзвездочных конгресс-отелях (Luxury Hotels, Upscale Hotels). Наиболее известными представителями категории Luxury Hotels являются такие бренды, как: Marriott (США), Sheraton Hotels (США), Hyatt (США), Hilton (Великобритания, США), Swissotel (США), Pаrk Plaza (США), InterContinental (Великобритания), Maritim (Германия); Upscale Hotels: Courtyard by Marriott (США), Radisson (США), Renaissance (США), Crown Plaza (Великобритания), Clarion (США), Hotel Novotel (Франция).
Доступность дестинации определяется:
• транспортным обеспечением;
• визовым режимом;
• экономической составляющей.
Транспортная доступность определяется
удаленностью дестинации от места постоянного проживания участников конгресса, наличием удобного графика и маршрута транзитного перемещения, транспортной инфраструктуры на территории транзитного региона и дестина-ции, трансферной перевозки на территории де-стинации, транспортная доступность относительно центра города (близость общественного транспорта, возможность аренды автомобиля, вызова такси, наличие парковки), выставочных центров при условии совмещения кон-грессных и выставочных мероприятий.
Основные мотивы деловых поездок: потребность в информации, профессиональные контакты, международные контакты, потребность в обучении, туризм, интерес к проблеме, дружеские контакты. Однако привлекательность дестинации необходимо рассматривать не только относительно «официальных» задач данного вида деятельности, а также с точки зрения индивидуальных потребностей и желаний участников процесса. На наш взгляд, существует несколько участников, относящихся
к разным субъектам конгрессного туризма, мотивы которых будут неидентичны:
• организатор конференции, конгресса (первичные потребители);
• компании-участники конференции (вторичные потребители);
• руководители и топ-менеджмент компаний — непосредственно участвующие в конференции (вторичные потребители);
• работники компаний — непосредственные участники конференции (третичные потребители).
Для организатора основную привлекательность представляет гарантированное качество работы партнеров на территории дестинации, позволяющее провести мероприятие на необходимом уровне, в том числе возможность одновременно быстро и качественно обслуживать большие группы (в первую очередь, речь идет об организации питания). Для компаний-участников важен уровень и эффективность мероприятия, возможность различных вариантов и классности транспорта и размещения, удовлетворение деловых (наличие бизнес-центра и бизнес-услуг в номерах) и прочих потребностей участников. Работникам компаний, кроме деловых услуг, могут быть привлекательными различные туристские ресурсы дестинации (экскурсионные, спортивные, рекреационные и др.). Привлекательностью для руководителей и топ-менеджмента компаний будет обладать не только деловая, но и имиджевая составляющая мероприятия и поездки в целом. Потребители указанной группы отличаются повышенной требовательностью к мелочам, деталям в обслуживании, т. к. обладают большим опытом получения подобных услуг и имеют четко сформулированное ожидание к качеству услуг, хотят чувствовать себя как дома, непримиримы к недостаткам в организации услуг, ценят комфортное физическое и эмоциональное состояние. Большой популярностью у них пользуются экспресс-программы СПА-центров. Часто их сопровождают члены семьи, для которых разрабатываются специальные программы обслуживания, предлагается расширенный ассортимент услуг.
Большое количество участников процесса конгрессного туризма определяет сложность, многоуровневость и вариативность взаимоотношений внутри системы (рис. 1).
Экономическая составляющая конгресс-ного туризма, по нашему мнению, имеет свою
специфику, которая определяется следующими факторами:
• платит за турпутевку компания, пользуется услугами и оценивает их сотрудник компании;
• мотивы и, соответственно, привлекательность поездки у плательщика и потребителя могут быть различны;
• отдельную привлекательность для бизнес-туристов представляют другие участники организуемых мероприятий;
• низкое качество услуг приносит вред не только организатору мероприятия, но и влияет на имидж компаний-участ-ников;
• руководители и топ-менеджмент компаний — участники мероприятий рассматривают услуги отеля как равноправное партнерство и в случае невыполнения условий меняют партнера, а отель теряет постоянных клиентов, в случае гостиничной цепи клиентов теряют отели данной цепи по всему миру;
• первичные потребители при выборе дести-нации ориентируются не только на свои потребности, но и на потребности вторичных потребителей;
• вторичные потребители в зависимости от ценности мероприятия используют различную политику: уникальное мероприятие — присутствие обязательно, варьируется количество участников; наличие нескольких равнозначных мероприятий — выбор по экономическим и иным мотивам;
• не деловая привлекательность дестинации для третичного потребителя может приносить дополнительную прибыль дестинации, но отрицательно сказываться на реализации официального мотива путешествия, интересов вторичного сегмента, который платит за основные услуги.
Рассмотрим Сочинский регион по основным критериям выбора города как туристской дестинации для проведения конференций и конгрессов.
Кластер сегмента конференций и конгрессов индустрии делового туризма Сочи территориально состоит из картографических таксонов, обладающих соответствующей материальной базой и инфраструктурой.
Материальная база для проведения мероприятий. В 55 средствах размещения Сочинского региона есть конференц-залы, одна-
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ КОНГРЕССНОГО ТУРИЗМА
ТУРИСТСКИИ
КЛАСТЕР
Ассоциации
делового
туризма
Организаторы
делового
туризма
Инфраструктура
делового
туризма
Туристские
ресурсы
Туристская
инфраструктура
Кадры
Принимающие
туроператоры
Профильные
образовательные
учреждения
Источники информации о регионе
Г осударственная, региональная и муниципальная поддержка
Общая
инфраструктура
Отрасли произвоства и индустрии региона-ресурс делового мероприятия
ТРАНЗИТНЫЙ
РЕГИОН
Транспортная
доступность
Визовый режим
Инфраструктура
транзитного
региона
ТРАНЗИТНЫЙ
РЕГИОН
Транспортная
доступность
Визовый режим
Инфраструктура
транзитного
региона
ТРАНЗИТНЫЙ
РЕГИОН
Транспортная
доступность
Визовый режим
Инфраструктура
транзитного
региона
РЕГИОН
ПОСТОЯННОГО
ПРОЖИВАНИЯ
ПЕРВИЧНОГО
ПОТРЕБИТЕЛЯ
(организатор
мероприятия)
Отправляющие
туркомпании
Информация о ресурсах и инфраструктуре конкурирующих _______дестинаций_______
РЕГИОН ПОСТОЯННОГО ПРОЖИВАНИЯ ВТОРИЧНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ (Учасники мероприятия: организации и/или руководство и топ-менеджмент)
Отправляющие
туркомпании
Информация о деловых мероприятиях
Информация о ресурсах и инфраструктуре конкурирующих дестинаций
РЕГИОН ПОСТОЯННОГО ПРОЖИВАНИЯ ТРЕТИЧНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ (Учасники мероприятия: сотрудники организаций)
КОНКУРЕНТЫ
КЛАСТЕРА
Качество инфраструктуры делового туризма, профессионализм ______сотрудников_____
Соотношение
цена/качество
Доступность и привлекательность кластера для вторичного ______портебителя_______
КОНКУРЕНТЫ
КЛАСТЕРА
Привлекательность делового мероприятия, его участники
Деловая и туристская инфраструктура
Соотношение
цена/качество
Доступность и привлекательность ______кластера______
Отправляющие
туркомпании
Информация о мероприятии, ресурсах и инфраструктуре дестинации
Рис. 1. Системный подход в изучении туристских дестинаций
А10___________А20__________АЗО___________А40___________А50
ЛАЗАРЕВСКОЕ
В20
КРАСНАЯ ПОЛЯНА
| 1 | 1 | 1
Обозначения
| | - территориальная единица
| 1 | - количество средств размещения предназначенных для деловых туристов ______имеющие конференц-залы
□ - территориальнаяединица, обладающая выставочнымцентром
Рис. 2. Средства размещения Сочинского района, составляющие кластер конгрессного туризма
ко только 31 из них способно удовлетворить потребности бизнес-туристов. Представим на карте Сочинского региона (рис. 2).
Картографическая таксономия — метод представления информации о туристских ресурсах, признаках, факторах развития туризма региона, с помощью картографических таксонов. Картографический таксон — это совокупность территориальных единиц исследуемого объекта, которые содержат однородный туристский ресурс (показатель) и т. п. Территориальная единица — это участок территории региона, соответствующий на карте го-
ризонтальному проложению размером 1х1 км, с присвоенным ему порядковым номером (координатами) [2, 3].
Под кластером мы понимаем выборку по картографическим таксонам дестинации, удовлетворяющим определенным условиям, требуемым для организации определенного вида туризма. Например, в Сочинском регионе кластер конгрессного туризма будет совпадать с картографическими таксонами по показателю «Средства размещения Сочинского района, предназначенные для делового туризма, обладающие конференц-залами».
Таблица 1
Картографические таксоны по показателю «Средства размещения Сочинского района, предназначенные для делового туризма, обладающие конференц-залами»
Картографические таксоны Территориальные единицы
кол-во средств размещения = 1 А4В9, А8В13, А9В14, А19В26, А24В29, А24В31, А26В32, А26В33, А31В37, А31В38, А32В38, А44В25, А45В25, А47В25
кол-во средств размещения = 2 А22В27, А24В32
кол-во средств размещения = 3 А25В32
кол-во средств размещения = 5 А24В30, А30В35
Картографический таксон (КТ) Сочинского региона по показателю «Средства размещения Сочинского района, предназначенные для делового туризма, обладающие конференц-залами» состоит из территориальных единиц: А4В9, А8В13, А9В14, А19В26, А22В27, А24В29, А24В30, А24В31, А24В32, А25В32, А26В32, А26В33, А30В35, А31В37, А31В38, А32В38, А44В25, А45В25, А47В25 (рис. 2). По интенсивности расположения ресурсов (средств размещения) можно выделить 4 таксона (табл. 1).
Кластер международного конгрессного туризма Сочинского региона можно определить, совершив выборку из картографических таксонов по показателю «Средства размещения Сочинского района, предназначенные для делового туризма, обладающие конференц-залами».
К средствам размещения, предназначенным для проведения международных мероприятий, предъявляются высокие требования относительно качества и ассортимента деловых и прочих услуг, поэтому крупные международные конгрессы и конференции в случае проведения их на территории гостиниц, как пра-
вило, организуют в деловых отелях категории 4,5 звезд с полным перечнем бизнес-услуг и предложением ресурсов для комфортного отдыха и восстановления сил. На территории Сочинского региона можно назвать 11 средств размещения, которые возможно использовать для проведения международных конгрессов и конференций. В таблице 2 приведены данные по объему конференц-залов данных средств размещения, составляющих кластер международного конгрессного туризма. Как видно из таблицы, в настоящее время в Сочинском регионе ограниченное количество конференцплощадей, отсутствуют конференц-залы большой вместимости на 1,5—3 тыс. мест. Проанализировав перечень услуг данных средств размещения, можно отметить, что в них есть проблемы и с ассортиментом обязательных для бизнес-туризма и прочих необходимых и желаемых потребителями услуг. Например, бизнес-центр имеется в восьми из них (73%), комнаты для переговоров в семи (64%), банкетный зал в пяти (45%), пункт обмена валюты в шести (55%), Интернет в пяти (45%), стоянка автомобилей в восьми (73%), аренда автомобилей в четырех (36%) [4].
Таблица 2
Объем конференц-залов средств размещения Сочинского региона, предназначенных для проведения
международных конференций и конгрессов
Террито- риальная единица Наименование средства размещения Категория (по оценке профессионалов) Количество конференц- залов Количество конференц-залов на 100 мест Количество конференц-залов более 100 до 500 мест Количество конференц-залов более 500 до 1000 мест Количество конференц-залов более 1000 мест
А24В30 Гранд отель & Спа Родина 5 3
А47В25 Гранд отель Поляна 5 3
А26В33 Рэдиссон САС Лазурная 4 4 3 1
А44В25 Рэдиссон САС Лазурная Пик 4 3 1
А45В25 Катерина- Альпик — (4) 3 1
А24В31 Маринс парк отель — (4) 8 1 1
А30В35 Парус — (4) 2 1 1
А25В32 Жемчужина — (3—4) 11 4
А30В35 Спутник 3 3 2
А30В35 Мыс видный 3 1 1
А24В29 Русь 3 2 2
Таким образом, можно сделать следующие
выводы.
1. Доступность региона Сочи как центра конгрессного туризма невысока в связи с ценовой и ассортиментной политикой конкурирующих дестинаций. Высокая себестоимость услуг, устаревающая материальная база, отсутствие развитой системы чартерных программ и гибких тарифов — причины, тормозящие развитие курорта, не позволяющие ему в настоящее время выйти на новый этап развития.
2. Привлекательность региона Сочи как морской рекреационно-оздоровительной де-стинации высока; этот регион является инвестиционно привлекательным, в частности в связи с проведением Олимпиады.
3. Толерантность по отношению к туристам, в том числе иностранным, невысока, как, к сожалению, и в целом и по России, однако на решение данной проблемы нацелена программа «Сочи — гостеприимный город»,
разработанная с целью подготовки к проведению Олимпиады Сочи 2014. Названная программа направлена не только на персонал предприятий, но и на менее управляемый сегмент участников индустрии туризма — местное население дестинации. Конгрессный туризм в Сочи имеет большие перспективы в связи с большим Олимпийским строительством, которое предполагает увеличение конгрессных и гостиничных предложений за счет введения новой, высокотехнологичной материальной базы. Общая инфраструктура Сочи также стремится к мировым стандартам. Однако следует уделить особое внимание функциональной составляющей качества услуг для делового туризма, которое способствует не только более полному удовлетворению потребностей потребителей, но и значительно снижает затраты и издержки туристских предприятий и позволяет конкурировать с другими странами на рынке конгрес-сных услуг.
Литература
1. За 10 лет доля России на рынке организации конгрессов сократилась вдвое [электронный ресурс] / Официальный сайт информационного агентства «Туринфо». Дата обновления 15.03.2010. URL: http://www.tourinfo.ru/news/26836/ (дата обращения: 15.03.2010).
2. Краснодарский край [электронный ресурс]: Топографические карты. 1: 50000, 0,5 км в 1 см. СПб.: МапИн-вест, 2008. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). (Серия «Спутниковые, векторные и топографические GPS карты России»).
3. Морозов М.А. Методика сбора и представления информации о регионе с целью оценки туристского потенциала методом моделирования [Текст] / Морозов М.А., Львова Т.В. // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды IV Международной научно-практической конференции. МГУ им. М.В. Ломоносова, географический факультет, Москва, 28—29 апреля 2009 года. М.: Диалог культур, 2009. С. 358—363.
4. Сочи: гостиницы, санатории, дома отдыха и пансионаты [электронный ресурс] / Официальный сайт Российской гостиничной ассоциации. URL: http://www.rha.ru/index.ru.html? kk=1f09134875&rgn=slct&r1=1107 3&r2=10171&f5= (дата обращения: 16.04.2010).