РАЗДЕЛ 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ И ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
УДК 159.922.76
К.Р. Вагнер, г. Сургут
Моделирование как средство развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается метод моделирования, как средство формировании связной речи у дошкольников с ОНР. Представлены виды и классификации моделей, этапы обучения работе с моделями, используемые в дошкольном обучении.
Моделирование, монологическая речь, общее недоразвитие речи, пиктограмма, связная речь.
K.R. Vagner, Surgut
Simulation as a means of development of coherent speech in children with general speech underdevelopment
In the article the method of modeling as a means offorming coherent speech at preschool children with ONR. Presented types and classification models, stages of training to work with the models used in preschool education.
Keywords: Modeling, monologue speech, the general underdevelopment of speech, icon, coherent
speech.
Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Современное общество предъявляет четкие требования к человеческой речи: она должна быть грамотной, уместной, выразительной, богатой. Речь является показателем всестороннего развития ребенка, Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова указывают, что развитие связной речи ребенка оказывает влияние на психическое развитие, формирует личность [5]. Развитие речи идет в течение всей жизни человека, однако именно в дошкольном детстве происходит закладка так называемого фундамента. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей.
Одним из факторов облегчающим процесс становления связной речи, по мнению А.М. Леушиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина - это наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Авторы раскрывают проблему развития связной речи дошкольников с ОНР с использованием метода наглядного моделирования и в частности метода пиктограмм [2].
Одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Л.С. Выготский в своей статье «Предыстория развития письменной речи» высказывал следующую мысль: «Рисование ребенка по
психологической функции есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо».
Моделирование представляет собой процесс исправления речевых недостатков путем построения и изучения моделей каких - либо явлений, предметов или систем объектов. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические навыки [1].
Моделирование своим объектом имеет модели. Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношение героев и развитие событий в повествовании), средства внутритекстовой связи [4].
Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Такие авторы как, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, считают целесообразным применение наглядного моделирования т. к. он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом [1].
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо.
В детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Особенность моделирования, как метода обучения, состоит в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.
Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком, символом. Ребенок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речью, в изобразительной деятельности. Это направило внимание педагогов на разработку применение моделей в обучении.
Моделирование является эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка. Благодаря моделированию дети учатся обобщению представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Личность, обладающая представлениями о связях и отношениях в реальной действительности, владеющая средствами определения и воспроизводства этих связей и отношений, необходима сегодня обществу, в сознании которого происходят существенные изменения.
Доступность метода моделирования детям дошкольникам рассматривается в исследованиях многих психологов - Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.И. Непомнящая, Д.Б. Эльконин.
Доступность определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен знаком, символом, предметом, изображением. Использования наглядного моделирования вызывает интерес у ребенка. Принятия символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью [1].
Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.
Используя в своей работе метод моделирования, педагог учит детей:
- добывать информацию, проводить исследования, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий речевого высказывания;
- формировать и высказывать суждения, делать умозаключения.
Так же модель как наглядно - практическое средство познания, должна соответствовать ряду требований:
- четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
- быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;
- ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью;
- она должна облегчать познание [4].
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей.
Виды моделей.
1. Предметная модель в виде физической конструкции, предмета или предметов, закономерно связных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов. Это модель постройки, которую должен воспроизвести ребенок, плоскостная модель фигуры человека с подвижным сочленением туловища и конечностей.
2. Предметно - схематическая модель. Здесь, выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов заместителей и графических знаков, схем.
Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентам изучаемого и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно - схематическая модель должна обнаруживать эти связи, отчетливо представить их в изолированном, общественном виде.
3. Графическая модель (пиктограмма).
Графические модели, обобщенно передающие разные виды отношений графики (формулы, схемы и т.д.)
Модели должны быть демонстрационные и раздаточные. Для понятия ребенком признаков обобщения вводится модель индивидуально. Потом на занятии со всеми детьми, далее в самостоятельное пользование, в игру для развития самостоятельного творчества составления моделей.
Введение модели требует определенного уровня, сформированность умственной деятельности: умение анализировать, абстрагировать особенности предметов, явлений, образного мышления, позволяющего замещать объекты, умение устанавливать связи [1].
Модель как вид наглядности может быть использован во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях существенные
признаки и связи. Демонстрация моделей позволяет воспитателю научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых явлений [4].
Исходя из анализа литературных источников, мы выявили, что эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность ребенка с нарушением речи в общении, является метод наглядного моделирования, в состав которого входит и метод пиктограмм. Использование пиктограмм для развития ребёнка используются довольно давно. Впервые метод пиктограмм был разработан Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым, Д.Б. Элькониным. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л.Е. Журова для обучения дошкольников грамоте, т. е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения [2].
Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть. Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения — определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза [4].
Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи дошкольников с ОНР. При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования [3].
Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить последующее высказывание.
Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т.д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение [4]. Следовательно, актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что:
- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
- в-третьих, применяя пиктограммы, педагог учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Так же следует отметить, что пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:
- как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться;
- как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем;
- как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий);
- как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения) [4].
В системе работы с детьми с ОНР пиктограммы применяются в организации предметно-развивающей среды, для организации и проведения физкультминуток, пальчиковой гимнастики и т.д.
Венгер, Дьяченко [3] специалисты по моделированию выделили 3 этапа:
1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.
2. Составление модели педагога совместно с детьми.
3. Самостоятельное составление моделей.
Подробнее рассмотрим этапы обучения работе с пиктограммами [4].
1. Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания.
- Идентификация символа (показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине).
- Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый).
- Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других.
- Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других.
- Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза).
- Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.
2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций.
- Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребёнку соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет, с пиктограммой отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла — играть; яблоко — есть, или показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом: слушать — уши; пить — вода).
- Выбрать те, которые относятся к одной тематической группе.
- Четвёртый лишний.
- Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши — слушать; глаза — смотреть).
- Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную).
3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа.
- Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу.
- Составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками.
- Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку.
- Составить логические цепочки.
Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки:
1. Первоначальное понятие «знак» (пиктограмма).
2. Обобщающее понятие.
3. Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами.
4. Самостоятельная ориентировка в системе знаков.
Моделирование является эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка. Благодаря моделированию дети учатся обобщению
представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Личность, обладающая представлениями о связях и отношениях в реальной действительности, владеющая средствами определения и воспроизводства этих связей и отношений, необходима сегодня обществу, в сознании которого происходят существенные изменения.
Таким образом, использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно - схематическое мышление. Моделирование можно использовать и при заучивании стихов, при автоматизации звуков в связных текстах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Багинская, Н.Л. Моделирование как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.Л. Багинская // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 апр. 2014 г.). -Чебоксары : Интерактив плюс, 2014. - 294 с.
2. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2004. - 168 с.
3. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург : АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
4. Зюзина, А.И. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / А.И. Зюзина, И.И. Сидорова // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб., 2014.
5. Коротовских, Т.В. Особенности диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Коротовских // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - № 48. -С. 70-75.
УДК 373.5
О.В. Вакуленко, г. Шадринск
Роль учреждений дополнительного образования детей в инклюзивном образовании
В статье рассматриваются вопросы актуальности инклюзивного образования. Определяется потенциал и задачи учреждений дополнительного образования детей в инклюзивном обществе.
Инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, дополнительное образование, потенциал учреждений дополнительного образования детей.
O.V. Vakulenko, Shadrinsk
The role of institutions of additional education of children in inclusive
education
The article discusses the relevance of inclusive education. Determines the opportunities and challenges of institutions of additional education of children in an inclusive society.
Keywords: Inclusive education, children with disabilities, further education, capacity of institutions of additional education of children.
Главная цель государственной образовательной политики - это повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям