'Въотпьк, ЯАТ£\Оу£\А
Уфа : УГАТУ. 2012______________________________^_______________________________Т. 16, №2(47). С. 65-68
АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
УДК 629.735
М. Н. Давыдов, Г. К. Агеев, Г. И. Сахибгареева
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ РЕСУРСНЫХ ИСПЫТАНИЙ ДВИГАТЕЛЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Решается задача моделировании и оптимизации ресурсных испытаний двигателей с применением имитационного моделирования. Двигатель; моделирование; оптимизация; эффективность; планирование эксперимента
Практика показывает, что применение имитационного моделирования является эффективным средством снижения затрат и сроков при решении задач оценки надежности и ресурса сложных технических систем типа авиационных ГТД.
В общем случае имитационная модель двигателя включает такие этапы, как проектирование, доводка, испытания, производство, эксплуатация и ремонт.
В условиях серийного производства для определения влияния эффективности ресурсных испытаний на технико-экономический эффект от эксплуатации изделия достаточно рассматривать имитационную модель вида «производство — испытания — эксплуатация», а для проектируемого изделия модель вида — «проектирование — доводка — производство — испытания — эксплуатация».
Очевидно, что уровень детализации имитационной модели производства двигателя зависит от объема располагаемой информации и основной цели проводимого исследования. При этом основными исходными данными являются: средние (по техническим условиям) и предельно допустимые значения отклонений параметров, влияющих на надежность и ресурс двигателя, а также законы распределения параметров; затраты на производство, связанные с точностью и качеством изготовления двигателя.
Результатом моделирования производства является оценка изделия, характеризуемая у-вектором параметров качества его изготовления Ро = [£>01, ... , Роп\Т.
Часть параметров вектора Р0 представляет собой входные данные имитационных моделей
Контактная информация: 8(347)273-79-54 Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.
испытаний и эксплуатации двигателя. При моделировании испытаний оптимизируемыми параметрами могут быть объем испытываемых двигателей Лисп, режимы Лисп;(Тисп) =
= [^исш(Тисп), ... , ^исш(Тисп)\Т и длительность Тисп; испытаний (£ = 1,Лисп ).
При этом дополнительно в качестве оптимизируемых могут рассматриваться: параметры системы отбора и подготовки двигателей к испытаниям: СОП = [соп.ь ... , соах\ ; параметры системы контроля, приемки и отгрузки двигателей: Скпо = [Скпо.1, .. , сКпо.х\г (в качестве параметров системы отгрузки могут рассматриваться: относительная величина количества двигателей, отгружаемых до начала испытаний, критические значения повреждаемости основных элементов изделия, при которых двигатель бракуется и др.); параметры качества применяемого испытательного оборудования СО = [со1, ... , сот\т (например, в качестве моделируемых могут рассматриваться погрешности контроля параметров и др.).
Повреждаемость «критичных» элементов двигателя в испытаниях оценивается по моделям расходования ресурса:
пи<сп/ = / К^исщ (тисп),тисп;\; * = 1,п; 7 =1,т;
СОП’'СКПО’'СО = 1<1ет.
Моделирование испытаний позволяет определить повреждаемость «критичных» элементов двигателя, конечное состояние двигателя в целом, затраты на проведение испытаний и принимаемое решение о надежности двигателя и др. (например, при проведении периодических испытаний принимается решение об отгрузке или браковке партии двигателей, в зачет которых проводились периодические испытания).
В целом модель эксплуатации представляет собой синтез моделей более низкого уровня, включающий: модель эксплуатации двигателя; модель функционирования двигателя на объек-
те; модель влияния окружающей среды; модель расходования ресурса двигателя и др.
Моделирование повреждаемости «критичных» элементов двигателя в эксплуатации оценивается по модели вида:
п/э = /[Pо, кэ (тэ), тэ\; * =1, п; * =1 т. (1)
Позволяет оценить:
• параметры, характеризующие техникоэкономический эффект от эксплуатации: затраты и доход от эксплуатации, вероятность выполнения двигателем своих функций и др.;
• значение эксплуатационной повреждаемости «критичных» элементов двигателя и др.
При моделировании ремонта изделия входными параметрами являются: отказавший элемент; характер отказа; затраты на ремонт, дифференцируемые в зависимости от вида отказа, и длительность ремонта.
При этом моделируются как плановый, так и внеплановый ремонты, связанные с устранением последствий отказов изделий в эксплуатации, обусловленных низким качеством их изготовления, низким качеством системы испытаний и др. Такие параметры, как стоимость грузоперевозок, цена топлива, заработная плата рабочих на производстве и другие включаются в имитационную модель как постоянные величины.
Поскольку основной целью испытаний является получение информации о состоянии испытываемого изделия, то основным требованием, предъявляемым к системе испытаний, можно считать получение максимума информации в процессе испытаний и минимально возможную погрешность полученных результатов при затрате ограниченных материальных и временных ресурсов.
При этом проведение ресурсных испытаний должно выявлять:
• недостатки конструкции и технологии изготовления изделия, которые не позволяют ему выполнять свои функции в условиях эксплуатации;
• отклонения от конструкции или технологии, допущенные производством;
• скрытые случайные дефекты материалов, элементов конструкции, не поддающиеся обнаружению при существующих методах технического контроля;
• резервы повышения качества и надежности разрабатываемого конструктивно-технологического варианта изделия.
Испытания эффективны том в случае, если обеспечивается их эквивалентность эксплуатационным условиям, т. е. эксплуатационные условия и условия проведения испытаний принадлежат одной области режимов нагружения, именуемой областью автомодельности (т. е. неизменности физической природы расходования ресурса в испытаниях и эксплуатации), и за время эксплуатации, и за время испытаний вырабатывается одинаковая мера ресурса основными элементами узлов изделия.
Для оптимизации испытаний необходимо определить критерии эффективности, которые в общем случае разделяют на собственные и несобственные.
Собственная эффективность ресурсных испытаний количественно может характеризоваться несколькими показателями, основными из которых являются:
• уровень эквивалентности ресурсных испытаний эксплуатационным условиям по повреждаемости основных («критичных») элементов узлов изделия, оцениваемый «невязками» между повреждаемостью элементов в эксплуатации и в испытаниях;
• длительность испытаний Тисп ;
• объем испытываемых изделий Лисп .
• Показатели тисп и Лисп в совокупности определяют временные и материальные затраты на проведение испытаний.
Дополнительно к перечисленным, в зависимости от особенностей применения изделия в эксплуатации, могут рассматриваться и другие показатели, например, для изделий многовариантного применения оптимизация испытаний проводится по критерию гарантированной проверки надежности и дифференцированного «зачета» в испытаниях эксплуатационных вариантов применения.
В случае, когда задан типовой эксплуатационный цикл нагружения изделия (Лэкс = 1), оптимизация испытаний проводится по критерию эквивалентности вида:
К П./ :^Пу [ Л И СП Ли СП (тИСП ),ТИСП \ =
= тШ 5П. [ NИСП г^ИСП (тИПС),ТИСП \ v
П
У<
'■ [ Лисп ,Лисп (тисп ),типс \ I
ИСП//' Ь ’ ИСП ’ ИСП V ^ ИСП ИПС J
П ЭКС. [ Лэкс (тэкс ),тэкс \
П
= тт-
ИСП/ [ Лисп ,Лисп (тисп ),тисп \
— П
ЭКС/ [ л экс (тэкс ),ТЭКС \
М. Н. Давыдов, Г. К. Агеев, Г. И. Сахибгареева • Моделирование и оптимизация ресурсных испытаний..._67.
где П. — повреждаемость /-го элемента (‘ = 1, п) по /-ой (/ = 1, т) характеристике расходования ресурса (длительной прочности, усталости, из-
* *
носу и т.д.); ли СП , Ли СП , ТИСП
значения N
ИСП,
Лисп и Тисп, при которых обеспечивается минимум показателя 5П/.
Когда существует не один, а несколько типовых эксплуатационных циклов нагружения изделия (Лэкс > 1), т. е. рассматриваются изделия многовариантного применения, то оптимизация испытаний проводится по критерию вида [1\:
= тт <
К П./ :^П/[ Л и СП ,Ли СП (ТИСП ХТИСП \ = =т1п ЗП/ [ ЛИСП ,ЛИСЩ (тисп? ),тисп \ =
I Пистх [Лисп ,Лиспс (тисп ),тисп? \ —
(3)
[ ПЭКС/ [Лэкс(тэкс),тэкс\ I
где П ЭКС/ [Лэкс (тэкс ),тэкс \ — выбранное по
определенному правилу значение эксплуатационной повреждаемости элемента изделия, например, из условия воспроизведения в испытаниях максимальной эксплуатационной повреждаемости.
Для обеспечения эквивалентности испытаний может потребоваться проведение испытаний не одного, а нескольких изделий, т. е. в общем случае Лисп > 1. При Лисп > 1 а Лэкс > 1 оптимизация испытаний проводится по критерию эквивалентности вида:
1 1 Ли пт
К„:АП = тт- ~ ЕЕЕ(По) =
и ^ 11 /1 /=1
= тт
1 1
Ли п т
N
ипс > т, /=1
= тт
11
и ‘=1 /=1
ЛИсп п т
(по )2
N
■ЕЕЕ ^ ЛспС (Тисп ),ТиспС \
исп т =1
и ‘=1 /=1
* Писп/С [ЛиспС (Тисп ),ТиспС \ Пэкс/ [Лэкс (Тэкс ),Тэкс \ .
П*=
Пэксу [Лэкс (Тэкс ),Тэкс \
П . [Л г (т ),т г \ — Г! -ГК (т ),т \
исп!)^ исп^ исп'’ исп^ эксу Ь экс^ экс'’ экс-1 .
Пэксу [Лэкс (Тэкс ),Тэкс \
5П ^ < 5П пд; Лисп (тисп) 6 СЛисп;
Лэкс (Тэкс ) 6 С1?экс ; Тисп 6 Стисп; Тэкс 6 Стэ
где 5П/? — нормированное относительно Пэ]
значение 6П/-; 5П / — предельно допустимое
значение
5П
задаваемое изготовителем по
согласованию с представителем заказчика;
GЛисп, GЛэкс, ^^0^ Стэкс области определения
соответственно режимов и длительности испытаний и эксплуатации Лисп, Лэкс, тисп и тэкс, внутри которых обеспечивается автомодельность испытательного и эксплуатационного циклов нагружения, т.е. сохраняется неизменной физическая картина процессов расходования ресурса.
Из(4)следует, что:
Кп 0 при Писп/ Пэкс, Кп 1 при Писп/ 0.
Оптимизация испытаний с учетом показателей длительности и объема испытываемых изделий проводится по критериям Кт и КЛ:
К Т :ТИСП.Е = т1п
Е
С=1
6
(5)
К N :Л и СП = т1п Л ИСП
Лисп 6 (1..ЛЭКС).
С учетом связи между качеством (уровнем обоснованности) ресурсных испытаний и технико-экономическим эффектом, получаемым от эксплуатации изделия, введем в рассмотрение внешний (несобственный) показатель эффективности, характеризующий эффект от эксплуатации изделия. Очевидно, что в данном случае речь идет о той доле эффекта, которая обусловлена влиянием уровня обоснованности испытаний: при испытаниях, не обеспечивающих воспроизведение эксплуатационной повреждаемости, в эксплуатацию могут ошибочно попадать некондиционные изделия, что ведет к убыткам за счет возникновения отказов, дефектов и неисправностей, а при испытаниях, чрезмерно ужесточенных по отношению к эксплуатационным условиям нагружения, в эксплуатацию, наоборот, не будут попадать кондиционные изделия, что также ведет к необоснованным убыткам.
Количественно внешний показатель эффективности может оцениваться одним из экономических показателей Э (рентабельностью, прибылью и т. д.) или показателем, характеризующим технический эффект от эксплуатации изделия, например, вероятностью выполнения боевым самолетом задания Рвз и т. д.:
Э [Л И СП ,Ли СП (тисп ),Т ИСП \ =
= тах Э [Лисп ,Лисп (тисп ),ТИСП \;
Рв.з [Лисп ,ЛиСП (тисп ),ТИСП \ = (6)
= тах рв.з [Лисп ,ЛИСП (ТИСП ),ТИСП \.
К,
Т
Наличие внутренних (собственных) показателей эффективности ресурсных испытаний АП, тИСП.£ и ЛИСП, а также внешнего (несобственного) показателя Э фактически сводит задачу обоснования ресурсных испытаний к задаче векторной оптимизации по критериям:
KE = (Kп,Kт,KN,KЭ) ® min;
или АП ® min; тИ Е ® min; ^ИСП ® min; Э ® min.
Совместная оптимизация испытаний по критериям КП, Кт, KN и КЭ возможна в случае, когда показатели эффективности имеют одинаковые (или близкие к одинаковым) интервалы определения. Это обеспечивается нормированием показателей АП, тИСП.х , ^СП и Э относительно параметров ПЭКС^. [Лэкс(^экс), Тэкс], max Тэкс, Nkc и (Эmax - Эmin) соответственно:
. . АП 1 1 Nисп n m
АП<н)= АП = _^_ _^у у у По е 0...1;
П лг n LuLu о ?
Эу
N
= ИИСЩZ [~^ИСЩ ( ^ИСП
и E m ?=1 i=l J=1 i=l
(ТИСП ),Т
''ИСпг;
] ПЭКСц [-^ЭКС(ТЭКС),ТЭКС]
,(Н)
ТИ.Е = 1
max Тэ
«э э
N.
ПЭКСу [-^ЭКС(ТЭКС ),ТЭКС]
' N и /
E т.„ /max Т
, 6 / "э
МИН) = ^ є Q...1;
И ^э
Э(Н ) =
э - э
э max э
э — э
є Q...1;
-є Q...1
где Эт1п, Этах — минимальное и максимальное значения внешнего показателя Э, определенные по статистическим данным эксплуатации изделий-аналогов (значения показателей могут быть как положительными, так и отрицательными; во втором случае это означает, что эксплуатация изделия является убыточной).
Нормирование внешнего показателя Э по формуле (7) позволяет проводить оптимизацию
испытаний минимизацией показателя Э , аналогично показателям АП(Н) ,т (н) и N
,(Н) (Н ) .
K ((Н ):АП(Н) = min
(Н ) _
' и .s
Ли n m,
N
-ZEESn2.jєQ...1;
Z=1 i=1 J=1
K
(Н ): Т (н ) =
T ■ * H V
N,
i =1
N и
Z-
Z = 1
' ИZ
є Q...1
K NH) : N ИН ) = min (N и/ N э )є Q...1 ;
K
(Н )
: Э
(Н ) = min
Э — Э
э max э
є Q...1
Взаимовлияние показателей АП(Н), тИсПе, NИСП и Э(н) неоднозначно и противоречиво
С учетом показателей эффективности ре-
АП(Н), tHS, NИН) и Э1
(н)
(7)
сурсных испытании формирование области компромиссных решении проводится многократной оптимизацией по функционалу вида:
К Е = (К(ПН),КТН) ,4Н) ,кЭН) )Т :ФЕ =
= тіп[а1 • АП( Н) + а 2 • х(ИнС)П Е + а3 • N ИСП + а4 • Э(Н) ],
где аі - весовой коэффициент /-го показателя эффективности (Еаі = 1).
Выбор окончательного решения из множества Парето-оптимальных проводится разработчиком программы испытаний путем введения в рассмотрение дополнительных требований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гишваров А. С. Теория ускоренных ресурсных испытаний технических систем. Уфа: Гилем, 2000. 338 с.
ОБ АВТОРАХ
Давыдов Марсель Николаевич, доц. каф. авиац. двигателей. Дипл. инженер-механик (УГАТУ, 2002). Канд. техн. наук по тепловым и электрора-кетным двигателям летательн. аппаратов (УГАТУ, 2006). Иссл. в обл. ускоренных испытаний техн. систем.
Агеев Георгий Константинович, асс. той же каф. Дипл. инженер-механик (УГАТУ, 2007). Иссл. в обл. ускоренных испытаний техн. систем.
Сахибгареева Гульсина Ильдаровна, студентка той же каф. Иссл. в обл. ускоренных испытаний техн. систем.
Э
э — э
max min
и.х
1
1
m
1
max Т
э
N
э