УДК 378.4
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОСИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ
И.Ф. Игропуло, В.К. Шаповалов, М.М. Арутюнян
MODELING THE ECOSYSTEM OF SOCIALLY ORIENTED BUSINESS EDUCATION AT THE UNIVERSITY
I.F. Igropulo, V.K. Shapovalov, M.M. Arutyunyan
Аннотация. Формирование общества знаний и смена технологического уклада вызывают структурные изменения и институциональные преобразования во всех сферах социально-экономической деятельности, в том числе в университетском образовании. Современные университеты становятся драйверами социально-экономического инновационного развития регионов, включая кадровое обеспечение развития социального предпринимательства. Отмечается, что накопленный опыт социально-предпринимательского образования требует научного анализа и обобщения.
В статье рассмотрен потенциал экосистемного подхода к социально ориентированному предпринимательскому образованию. Рассматривая моделирование как метод познавательно-преобразовательной деятельности, авторы выявляют последовательность моделирования экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования как совокупности взаимосвязанных этапов: концептуально-методологического, целеориентационного, аналитико-диагностического, преобразовательно-организационного, рефлексивно-прогностического. Обозначены задачи, решаемые на каждом этапе моделирования экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования. Представлены перспективы дальнейших исследований с учетом этнокультурных особенностей регионов Северного Кавказа.
Abstract. The formation of knowledge society and a change in the technological order cause structural changes and institutional transformations in all spheres of socioeconomic activity including University education. Modern universities are becoming drivers of socio-economic innovative development of regions including staffing for the development of social entrepreneurship. It is noted that the accumulated experience of socially oriented business education requires a scientific analysis and generalization.
The article considers the potential of an ecosystem approach to socially oriented business education. Considering modeling as a method of cognitive-transformative activity the authors identify the sequence of modeling the ecosystem of socially oriented business education as a set of interrelated stages: conceptual-methodological, goal-oriented, analytical-diagnostic, transformational-organizational, and reflexive-predictive. The tasks that are solved at each stage of modeling the ecosystem of socially oriented business education are outlined. Prospects for further research are presented taking into account the ethno-cultural features of the North Caucasus regions.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, социально ориентированное предпринимательское образование, экосистемный подход, образовательная экосистема, моделирование.
Keywords: social entrepreneurship, socially oriented business education, ecosystem approach, educational ecosystem, modeling.
Работа выполнена в рамках проекта РФФИ 19-013-00551 «Этнокультурные детерминанты становления и развития экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования
на Северном Кавказе в условиях глобальных и региональных вызовов»
Неравномерность и противоречивость развития социального предпринимательства в России и на Северном Кавказе, в частности, объясняется не только социально-экономическими причинами, но и недостаточным кадровым обеспечением этого специфического вида предпринимательской деятельности.
В отечественной и зарубежной педагогической науке представлен широкий круг исследования по проблемам социально-предпринимательского образования: интеграция формального и неформального образования в подготовке к социальному предпринимательству, разработка специализированных магистерских программ, использование новых образовательных форматов, реализация онлайн-курсов, технологии развития социально-предпринимательских компетенций студентов вузов и др. [1; 2; 3].
Концептуализация накопленного опыта социально-предпринимательского образования, его теоретический анализ предполагает опору на современные методологические подходы, адекватные сложности и многомерности исследуемого явления.
Высоким познавательным и преобразовательным потенциалом в исследовании многоаспектных проблем социально-предпринимательского образования обладает экосистемный подход, активно используемый в последнее десятилетие в различных областях научного знания, в том числе в педагогике [4; 5; 6].
В экологии экосистема чаще всего рассматривается как биологическая система, в состав которой входят живые организмы, среда их обитания и система связей между ними.
В 1993 году в научный оборот был введен термин «предпринимательская экосистема» [7, с. 75]. В начале 2010 г. термин «экосистема предпринимательского образования» получил широкое распространение в документах, раскрывающих идеи принципы национальных стратегий развития предпринимательского образования в большинстве зарубежных стран [8].
Современный этап развития университетского образования в мире детерминирует широкую научную дискуссию о трансформации целей, функций
и миссии университетов [9; 10]. Приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» нацелен на усиление роли университетов в региональном социально-экономическом и инновационном развитии. По мнению ряда исследователей, именно университетам принадлежит важнейшая роль в определении направлений инновационного развития как базового элемента национальных инновационных систем [11]. Университетам предстоит стать ядром инновационных экосистем регионов присутствия, что предполагает специальные усилия по развитию инновационно-предпринимательской культуры и социального капитала вузов [12].
«Университет 4.0», модель которого активно разрабатывается в настоящее время, должен войти в состав национальной инновационной экосистемы как центр трансфера технологий и формирования креативной среды. К отличительным признакам такого университета относится не только хорошо развития ресурсная база, но и собственная инновационная экосистема, в основе которой сетевое взаимодействие с партнерами и современные инновационные разработки [9]. Университеты в современных условиях берут на себя функции центра инновационной экосистемы, в том числе функцию создания сетевых взаимодействий и привлечения капитала [13].
Анализ научной литературы и накопленного эмпирического опыта позволил нам определить экосистему социально-предпринимательского образования как «...целостную совокупность структурно-функциональных компонентов, взаимосвязь между которыми определяется целями формирования и непрерывного обновления компетенций субъектов социального предпринимательства на основе ценностей их горизонтально-сетевого взаимодействия в открытой образовательной среде в контексте опережающего социально-инновационного развития локального и глобального сообщества» [14, с. 143].
С целью практической реализации идей экосистемного подхода к социально-предпринимательскому образованию представляется необходимым рассмотреть основные этапы моделирования экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования в вузе, что позволит университету реализовать свою социальную миссию в региональном инновационном развитии.
Потенциал метода моделирования в образовании можно рассматривать в двух основных аспектах: познавательном и преобразовательном. Познавательный аспект моделирования позволяет, прежде всего, описать экосистему социально ориентированного предпринимательского образования в вузе с точки зрения ее состава (набора компонентов, из которых она состоит), выявления структуры, т. е. способа связи между компонентами
экосистемы и, наконец, выявления функций экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования, т. е. тех изменений, которые она вызывает во внешней среде. Преобразовательный аспект моделирования позволяет выявить условия и механизмы развития экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования, перехода ее в качественно новое состояние.
Рассмотрим последовательность моделирования такой экосистемы и задачи, решаемые на каждом этапе моделирования экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования.
На концептуально-методологическом этапе моделирования экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования необходимо решить следующие задачи:
- обоснование современных методологических подходов к социально-предпринимательскому образованию;
- разработка вузовской концепции социально-предпринимательского образования;
- выявление экосистемных характеристик вузовской концепции социально-предпринимательского образования в контексте стратегического развития университета как центра регионального инновационного развития.
Целеориентационный этап моделирования экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования предполагает:
- операционализацию цели вузовской экосистемы социально-предпринимательского образования;
- выявление потенциала экосистемы социально-предпринимательского образования в развитии предпринимательской экосистемы университета;
- анализ потенциала экосистемы социально-предпринимательского образования в реализации социальной миссии университета и развитии региональной предпринимательской экосистемы.
В рамках аналитико-диагностического этапа моделирования экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования решаются следующие задачи:
- анализ вузовских образовательных программ по социальному предпринимательству, их концептуального структурно-содержательного и технологического единства;
- анализ взаимосвязи образовательных программ по социальному предпринимательству в системе формального и неформального образования, их соответствие лучшим отечественным и зарубежным образовательным практикам в области обучения социальному предпринимательству;
- анализ инфраструктурного обеспечения социально-предпринимательского образования в вузе;
- диагностика предпринимательской мотивации, предпринимательских намерений и компетенций студентов вуза;
- диагностика уровня готовности преподавателей к реализации социально ориентированных основных и дополнительных образовательных программ;
- анализ деятельности структурных подразделений университета, ориентированных на подготовку студентов к социальному предпринимательству, анализ характера взаимодействия этих структур между собой и с региональными социальными партнерами.
Преобразовательно-организационный этап моделирования экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования предполагает:
- уточнение принципов проектирования содержания социально ориентированного предпринимательского образования на уровне образовательной программы, учебной дисциплины, отдельного образовательного модуля;
- разработка образовательных программ для школьников, студентов колледжей и вузов региона, некоммерческих организаций и объединений;
- разработка интерактивных образовательных технологий, стимулирующих осознанное развитие компетенций студентов по успешному запуску социального стартапа от поиска и генерации идей, разработки бизнес-плана и выбора бизнес-модели до создания прототипа, фандрайзинга социального проекта;
- разработка научно-методического и учебно-методического обеспечения социально ориентированного предпринимательского образования;
- разработка системы психологической поддержки студентов и преподавателей вуза в развитии предпринимательского мышления, овладении предпринимательскими компетенциями, компетенциями командной работы по генерированию и реализации новых идей с учетом межкультурного регионального контекста;
- создание в университете особой предпринимательской среды на основе открытости, доверия, сотрудничества и взаимной поддержки преподавателей вуза, бизнес-партнеров университета, действующих социальных предпринимателей региона;
- проектирование системы организационно-управленческих механизмов по привлечению представителей бизнес-структур, органов власти, социально-ориентированных некоммерческих организаций, действующих социальных предпринимателей к экспертизе, реализации образовательных программ и менторскому сопровождению студенческих проектов социально предпринимательской направленности.
На рефлексивно-прогностическом этапе моделирования экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования решаются следующие задачи:
- разработка критериев и методов оценки эффективности реализуемых образовательных программ по социальному предпринимательству;
- разработка методики экспертной оценки системной интеграции целевого, содержательного, технологического, средового и субъектного компонентов социально-предпринимательского образовании в вузе;
- проектирование методов прогнозирования новых направлений и форм взаимодействия субъектов социально-предпринимательского образования в вузе с внешней социокультурной для развития локального предпринимательского сообщества как ресурса регионального инновационного развития.
Реализация идей экосистемного подхода в процессе моделирования социально-предпринимательского образования в вузе позволяет перейти от отдельных разрозненных образовательных мероприятий по подготовке студентов и молодежи к социальному предпринимательству к системной реализации обучающей, мотивационной, ценностно-ориентационной, экспертно-консуль-тативной и коммуникативной функциям экосистемы социально-предпринимательского образования в их единстве и взаимообусловленности.
Анализ полученных результатов позволяет обозначить перспективы дальнейших исследований:
- апробация методики моделирования экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования в различных регионах Северного Кавказа;
- научное обобщение опыта внедрения модельных вариантов экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования в предпринимательские экосистемы регионов Северного Кавказа;
- теоретико-методологическое обоснование системы мониторинга внедрения модельных вариантов экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шубенкова, Е. В. Российский опыт реализации образовательных программ в сфере социального предпринимательства / Е. В. Шубенкова, Е. А. Войкина, О. Д. Куксова. - Текст : непосредственный // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2017. - № 5 (69). - С. 165-168.
2. Шаповалов, В. К. Педагогические условия обучения социальному предпринимательству в структуре магистерской подготовки педагогов / В. К. Шаповалов, И. Ф. Игропуло, М. М. Арутюнян. - Текст : непосредственный // Вестник СевероКавказского федерального университета. - 2018. - № 3 (66). - С. 183-191.
3. Сырямкина, Е. Г. Образовательный потенциал технологии «Социальный акселератор» для развития социально-предпринимательских компетенций студентов в классическом университете / Е. Г. Сырямкина, Т. Б. Румянцева, Е. Ю. Ливенцова. -Текст : непосредственный // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - № 1. - С. 171-187.
4. Кускин, У. Картирование новой экосистемы образования / У. Кускин. -Текст : непосредственный // Вопросы образования. - 2018. - № 4. - С. 10-20.
5. Смирнова, Ю. А. Школа как развивающаяся образовательная экосистема : инновационный проект / Ю. А. Смирнова, С. И. Суйконен, С. В. Чопей. - Текст : непосредственный // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. - 2018. -№ 1.- С. 61-65.
6. Проектирование нового дизайна образовательной экосистемы вуза в контексте модернизации отечественного образования / А. А. Федоров, Г. А. Папуткова, Э. К. Самерханова [и др.]. - Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23. - № 1. - С. 52-63.
7. Moore J. F. Predators and Prey: The New Ecology of Competition / J. F. Moore // Harward Business Review. - 1993. - Vol. 71. - No. 3. - P. 75-86.
8. Brush C. G. Exploring the concept of an entrepreneurship education ecosystem / C. G. Brush // Advances in the Study of Entrepreneurship, Innovation & Economic Growth: Innovative Pathways for University Entrepreneurship in the 21st Century. Emerald. - 2014. - P. 25-39.
9. Максимова, Т. Г. Исследование изменения роли ведущих университетов в национальной инновационной экосистеме при переходе к модели «Университет 4.0» / Т. Г. Максимова, Е. Л. Богданова, Г. М. Бровка. - Текст : непосредственный // Наука и техника. - 2020. - Т. 19. - № 3. - С. 258-266.
10. The New Flagship University: Changing the Paradigm from Global Ranking to National Relevancy / Ed. by J. Douglass. London : Palgrave Macmillan, 2016. -217 p.
11. Паникарова, С. В. Система высшего образования как драйвер инновационного развития страны / С. В. Паникарова, М. В. Власов, В. Драшкович. - Текст : непосредственный // Университетское управление: практика и анализ. - 2020. -№ 24. - Т. 1. - С. 96-105.
12. Корчагина, И. В. Развитие «мягкой» компоненты инновационных экосистем опорных университетов / И. В. Корчагина. - Текст : непосредственный // Университетское управление: практика и анализ. - 2020. - Т. 24. - № 1. - С. 106-118.
13. Rucker Schaeffer P. Beyond Education: The Role of Research Universities in Innovation Ecosystems / P. Rucker Schaeffer, B. Fischer, S. Queiroz // Foresight and STI Governance. - 2018. - № 12. - Р. 50-61.
14. Игропуло, И. Ф. Педагогические характеристики экосистемы социально-предпринимательского образования / И. Ф. Игропуло, В. К. Шаповалов, М. М. Арутюнян, О. В. Минкина. - Текст : непосредственный // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2019. - № 3(72). - С. 140-149.
REFERENCES
1. Shubenkova E.V., Vojkina E.A., Kuksova O.D. Russian experience in implementing educational programs in the field of social entrepreneurship. Vestnik Saratovskogo Gosudarstvennogo Social'no-ekonomicheskogo Universiteta = Bulletin of Saratov State Socio-Economic University, 2017, No. 5(69), pp. 165-168. (In Russian).
2. Shapovalov V.K., Igropulo I.F., Arutyunyan M.M. Pedagogical conditions for teaching social entrepreneurship in the structure of master's training of teachers. Vestnik Severo-Kavkazskogo Federal'nogo Universiteta = Bulletin of North-Caucasus Federal University, 2018, No. 3 (66), pp. 183-191. (In Russian).
3. Syryamkina E.G., Rumyanceva T.B., Livencova E.Yu. Educational potential of the "Social accelerator" technology for the development of social and entrepreneurial competencies of students at a classical University. Obrazovanie i Nauka = Education and Science, 2018, Vol. 20, No. 1, pp. 171-187. (In Russian).
4. Kuskin U. Mapping a new education ecosystem. Voprosy Obrazovaniya = Education Issues, 2018, No. 4, pp. 10-20. (In Russian).
5. Smirnova Yu.A., Sujkonen S.I., Chopey S.V. School as a developing educational ecosystem: an innovative project. Vestnik LOIRO = Bulletin of LRIDE, 2018, No. 1, pp. 61-65. (In Russian).
6. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Samerhanova E.K., Filchenkova I.F., Demidova N.N. Designing of the educational ecosystem of the University in the context of modernization of domestic education]. Psihologicheskaya Nauka i Obrazovanie = Psychological Science and Education, 2018, vol. 23, No. 1, pp. 52-63. (In Russian).
7. Moore J. F. Predators and Prey: The New Ecology of Competition. Harward Business Review, 1993, vol. 71, No. 3, pp. 75-86.
8. Brush C. G. Exploring the concept of an entrepreneurship education ecosystem. Advances in the Study of Entrepreneurship, Innovation & Economic Growth: Innovative Pathways for University Entrepreneurship in the 21st Century. Emerald, 2014, pp. 25-39.
9. Maksimova T.G., Bogdanova E.L., Brovka G.M. Research of changes in the role of leading universities in the national innovation ecosystem during the transition to the "University 4.0 model". Nauka i Tekhnika = Science and Technology, 2020, vol. 19, No. 3, pp. 258-266. (In Russian).
10. The New Flagship University: Changing the Paradigm from Global Ranking to National Relevancy. Ed. by J. Douglass. London: Palgrave Macmillan, 2016, 217 p.
11. Panikarova S.V., Vlasov M.V., Drashkovich V. Higher education system as a driver of innovative development of the country. Universitetskoe Upravlenie: Praktika i Analiz = University Management: Practice and Analysis, 2020, No. 24, vol. 1, pp. 96-105. (In Russian).
12. Korchagina I.V. Razvitie «myagkoj» komponenty innovacionnyh ekosistem opornyh universitetov [The development of the "soft" component of innovative ecosystems of flagship universities. Universitetskoe Upravlenie: Praktika i Analiz = University Management: Practice and Analysis, 2020, vol. 24, No. 1, pp. 106-118. (In Russian).
13. Rücker Schaeffer P. Beyond Education: The Role of Research Universities in Innovation Ecosystems. Foresight and STI Governance, 2018, No. 12, pp. 50-61.
14. Igropulo I.F., Shapovalov V.K., Arutyunyan M.M., Minkina O.V. Pedagogical characteristics of the ecosystem of social and business education. Vestnik Severo-Kavkazskogo Federal'nogo Universiteta = Bulletin of North-Caucasus Federal University, 2019, No. 3 (72), pp. 140-149. (In Russian).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ Игропуло, И. Ф. Моделирование экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования в университете / И. Ф. Игропуло, В. К. Шаповалов, М. М. Арутюнян. - Текст : непосредственный // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. -2020. - № 3. - С. 19-27.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION Igropulo I. F., Shapovalov V. K., Arutyunyan M. M. Modeling the Ecosystem of Socially Oriented Business Education at the University / I. F. Igropulo, V. K. Shapovalov, M. M. Arutyunyan // The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2020, No. 3, pp. 19-27. (In Russian).