А.В. Ярош, Н.Н. Ярош
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ НА ОСНОВЕ СОЦИОНИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В статье кратко изложены основные положения соционики, отечественного варианта юнговской типологии в интерпретации авторов. Предлагается использовать соционическую модель личности для моделирования межличностных отношений применительно к анализу этих отношений в экономике и управлении.
Ключевые слова: когнитивная психология, юнговские функции, экс-траверсия-интраверсия, соционика, управление, экономика.
Тот факт, что достижение экономических целей производства и управления им требует психологического обеспечения уже давно не вызывает сомнения. Появились такие разделы науки как психология управления, психология коммерции, психология экономики и т. д. Между тем, учесть все многообразие индивидуальных психологических различий при экономическом анализе производственной деятельности невозможно. Представляется, что выход может быть найден в использовании в качестве инструмента экономического анализа одной из моделей психологических типов. Сущность всяческих типологий состоит в том, чтобы выделить определенные критерии и на их основе все многообразие личностей сгруппировать с помощью обобщенной модели с целью сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации, характерных для выделенных по данным критериям личностей. Однако свести общие закономерности психики к трем-четырем универсальным и выделить три-четыре мегапараметра, определяющие типичные индивидуальные особенности поведения, очень непросто. Попытку решить эту задачу еще в начале прошлого века и сделал выдающийся швейцарский психотерапевт К.Г. Юнг.
© Ярош А.В., Ярош Н.Н., 2011
Все многообразие индивидуальных психических параметров К.Г. Юнг свел к трем интегральным, определяющим направленность либидо (психической энергии). Два из них он назвал функциями: иррациональными «ощущение-интуиция» и рациональными «мышление-чувство», а третий (комплексный) - установками: «экстраверсия-интроверсия». Каждый из трех параметров представляет собой две противоположные тенденции. Преобладающая тенденция определяет способность индивида сознательно взаимодействовать с окружающим миром. Противоположная тенденция находится в личном бессознательном и предназначена более или менее уравновесить психику, является компенсирующей. Практически идеального баланса достичь невозможно. Именно преобладание одной из тенденций над другой положено К.Г. Юнгом в его теорию психологических типов.
Исследования в области когнитивной психологии свидетельствуют о том, что органы чувств регистрируют информацию о материи и энергии, а информация о пространстве и времени появляется уже в результате работы психики. Движение в направлении «ощущений» приводит к способности детализировать образ в плане информации о материи и энергии воспринимаемых объектов, способности выделить объективные признаки предмета, способности к созданию образа, вызывающего минимальное количество трактовок. Движение в сторону «интуиции» ведет к способности наполнять образ информацией о времени и пространстве, наделять его субъективными признаками, используя воображение.
В психологии одно и то же свойство психики может входить в состав разных образований, характеризующих структуру человеческой психики. Так, понятие «экстраверсия-интроверсия» на сегодняшний день в психологической литературе может означать и интегральную характеристику темперамента, и свойство индивида, и личностную черту, в зависимости от того, на каком уровне рассматривается психика человека как субъекта взаимодействия с миром.
Если принять, что «мышление-чувства», «интуиция-ощущения» и установки «экстраверсия-интроверсия» представляют собой параметры, отражающие противоположные направления трех составляющих психической энергии, соответственно, функций суждения У), перцептивной (Р) и реагирования (W), то получается трехмерная система координат, на что неоднократно в своих работах указывал сам Юнг. Направленность психики индивида в этой системе координат можно представить в виде вектора, величина которого соответствует наибольшему диаметру «пространства психики». Тогда проекции этого вектора на оси юнговской
системы координат будут соответствовать юнговским функциям и установкам. Они либо «специализируются» на сборе (Р) и переработке У) информации, либо в плане установки оказывают влияние на принятие решения (W). С учетом направленности личностного вектора получается единая система признаков, характеризующих 16 типов личности.
К.Г. Юнг указал направления психической активности, понимая, что в ближайшем будущем измерить объективными методами (выразить в энергетических величинах) психическую активность не представится возможным. Поэтому в психологии в качестве инструмента используют стандартизированные тесты.
Дальнейшее развитие типология Юнга получила в работах западных психологов (модель МВТ1), а в бывшем СССР - под названием соционика. Родоначальница соционики, А. Аугустинавичюте, интуитивно предложила модель личности, которая известна как модель «А». Авторы настоящей статьи подвели психологические основания под эту модель, краткое изложение которых и предлагается в этой статье. Подробнее с разработкой этих обоснований можно ознакомиться в приведенной в конце статьи литературе1.
Примем следующие определения. Аспекты информационного потока - часть глобального информационного потока взаимодействия психики с миром; первореалии («кирпичики»), на основе которых в психике человека строятся образы окружающего мира, принимаются решения о необходимых реакциях, формируются сами реакции (обратный информационный поток), накапливается индивидуальный и личностный опыт. Функция информационного метаболизма - устойчивая способность психики к обработке того или иного вида информации; своеобразный процессор, обрабатывающий информацию соответствующего аспекта с различной степенью дифференциации.
Мысленно сделаем два разреза трехмерной модели психики К.Г. Юнга плоскостями, перпендикулярными оси W в области экстраверсии и интроверсии. Если провести через центры координат проекций осей Р и ] на эти плоскости две прямые под углом 45° к указанным осям, то мы получим по четыре сектора, в каждой точке которых значения одного из юнговских параметров (например, рационального) будут превосходить значения другого (соответственно, иррационального). Если вернуться к трехмерной модели, то можно понять, что таким образом удается разделить все пространство психики на 8 частей. Это и есть соционические функции - интегральные параметры психической активности, направленной на прием и переработку информации, отражающие типовые индивидуальные особенности человека, которые характери-
зуются преобладанием ведущей и вкладом второй юнговских функций с той или иной юнговской установкой.
По сути каждая из соционических функций представляет собой 1/8 часть психики, в которой действуют все присущие психике механизмы. При этом зафиксирован один из двух перцептивных механизмов (механизмов приема, кодирования и допонятийной обработки информации), один из двух механизмов мышления (механизмов преработки информации в вербальном или образном коде на уровне понятий и суждений), а также одна из двух установок, характеризующих субъект-субъектные и субъект-объектные отношения.
Взаимодействие человека с миром протекает как в долговременном, так и в сиюминутном плане. Окружающую действительность можно рассматривать как череду обстоятельств, положений, постоянную смену обстановки, то есть непрерывную цепь ситуаций. Ситуация может быть привычной, рутинной, а может оказаться проблемной, конфликтной. Деятельность же представляет собой совокупность действий. Результат деятельности совпадает с результатом последнего действия по осуществлению определенного намерения. Деятельность предполагает множество меняющихся в ходе ее осуществления и постоянно ранжируемых по степени значимости целей. Результат действия - достижение одной конкретной цели. В связи с тем, что деятельность складывается из ряда действий, человек сталкивается, как с необходимостью строить долговременные отношения с действительностью, так и с необходимостью адекватно реагировать на сиюминутную ситуацию.
И деятельность, и любое действие человека являются следствием его психической активности и имеют как внутреннюю, так и внешнюю побудительные причины. К внешним побудительным причинам относят условия и обстоятельства окружающей среды (отсутствие еды, повышенная температура среды, просьба, приказ и другое). В этом случае речь идет о стимулах, исходящих от сложившейся ситуации, о ситуационной мотивации поведения. Если побудительными причинами поведения являются психологические свойства индивида (личностные диспозиции), то в этом случае говорят о мотивах и внутренней, диспозиционной мотивации поведения. К исходным внутренним побудительным причинам относят потребности биологические (половое влечение, ориентировочный инстинкт, голод, потребность в самосохранении и другое) и социальные (в общении, признании, уважении, любви, знаниях, красоте и другое), а также «квазипотребности» (по К. Левину) - осознание долженствования (необходимости подчиниться приказу, выполнить инструкцию и другое).
Однако мотив не сводится к потребностям. Мотив - это сложное интегральное психологическое образование, совокупность внутренних факторов, каждый из которых выполняет свою функцию в детерминации поведения. Если в долговременной памяти присутствует мотивационная установка, то есть намерение, исполнение которого по каким-либо причинам отсрочено, то соответствующая потребность может быть удовлетворена при наличии внешних условий автоматически. В ином случае возникает необходимость в поисковой активности. Нужно оценить как внешние условия (включая и социальные требования), так и внутренние -возможности (знания и умения), нравственные нормы, предпочтения (уровень притязаний, интересы и склонности). Наконец, на последней стадии необходимо в уме определить конкретную цель, чтобы удовлетворить потребность. Для этого, в свою очередь, нужно создать образы предметов, способных удовлетворить потребность, и альтернативных процессов ее удовлетворения и выбрать оптимальный. Информация о всех вышеперечисленных компонентах мотива может быть закодирована как в вербальной, так и в образной форме. В зависимости от индивидуальных типовых психических особенностей индивида, которые и заложены в модели типа, каждая из вышеперечисленных частных задач может оказаться для него наиболее сложной или, наоборот, ее решение наиболее предпочтительным, легким. Именно приоритеты в выборе компонентов мотива на стадиях поисковой активности и формирования намерения определяют структуру конкретного мотива.
Одна и та же ситуация, в зависимости от индивидуальных психологических особенностей индивида, в частности когнитивных и темпераментальных, может вызвать к жизни у разных людей проявление разных диспозиций. С другой стороны, предрасположенность к тому, чтобы так, а не иначе воспринимать окружающий мир в целом, так, а не иначе перерабатывать информацию о нем может кардинально повлиять на восприятие конкретной ситуации. Очевидно, что ситуационная и диспозиционная мотивации неотделимы друг от друга. Когда мы говорим о диспозиционной мотивации, то акцент делается на индивидуальных свойствах субъекта, а в случае ситуационной мотивации - на свойствах объекта, но опять-таки в субъективном восприятии.
Выше мы рассматривали осознанное привычное реагирование на окружающую действительность, когда активность и направленность поведения обусловлены внутренними причинами, личностными диспозициями, мотивами, которые как бы определяют программу деятельности человека. Как нам кажется, К.Г. Юнг свою типологию строил исходя из того, что поведение человека преиму-
щественно обусловлено диспозиционно (осуществляется привычно). Слово «привычное» К.Г. Юнг употребляет не в смысле привычки, навыка, а в смысле наиболее экономного, удобного для данного индивида способа реагирования, обусловленного той или иной функцией. Можно предположить, что как мотивация, так и осознанное управление поведением в условиях актуальной, конфликтной, проблемной ситуации осуществляются на основе тех же (первой и второй) юнговских функций, что и в случае долговременной деятельности. Однако, расширяя сферу действия юнгов-ского принципа взаимной компенсации отдельных психических структур в психике в целом, ведущую роль необходимо уже отдать второй функции, а установку поменять на противоположную. В самом деле, столкнувшись с незнакомой ситуацией человек должен «притормозить», поменять точку зрения - направить психическую активность преимущественно на то, что у него хуже получается: на то, чтобы «присмотреться» к объекту или наоборот на то, чтобы выработать к нему соответствующее отношение. Таким образом на уровне наивысшей ясности сознания в выстраиваемой нами модели должны находится две соционические функции, в соответствии с юнговским принципом компенсаторности, отличающиеся в плане рациональности и установки. Пара таких функций в со-ционике называется блоком. В данном случае речь идет о блоке «эго», который работает на самом высоком уровне ясности сознания. Нетрудно заметить, что в блоке задействованы все 4 юнгов-ские (не путать с соционическими!) функции, отвечающие за разные типы восприятия и мышления, отличающиеся лишь степенью своего участия. Однако именно эта «степень участия» в приеме, переработке и выдаче информации определяет «качество» информации, информационный аспект.
По аналогии с воззрениями отцов психоанализа, в модели «А» появились уровни психической активности, которые обеспечивают функционирование психических процессов в области сознания -«эго» и «суперэго», а в плане личного и коллективного бессознательного, «суперид» и «ид», соответственно. Такое деление является наглядной демонстрацией известного факта: переход на более высокий уровень осознания материала, отражающего действительность, требует определенных затрат психической энергии.
Для принятия решения и последующего исполнения намерения, чтобы информация, хранящаяся в памяти в образной или знаковой форме, была обработана в соответствии со следующими требованиями необходимо:
1) учесть собственные возможности индивида, как организмен-ные, так и личностные;
2) провести оценку ситуации, как со стороны собственного текущего психофизиологического состояния, так и внешних условий;
3) провести сверку предполагаемых решений или действий с существующими нормами (правилами, обычаями, стандартами, отработанными приемами);
4) осуществить экстраполяцию ситуации во времени (индивидуальном и социальном) с целью ее прогнозирования. Эти требования определяют известную всем соционикам размерность социо-нических функций.
Из вышесказанного следует, что соционический подход позволяет построить 16 идеальных моделей психологических типов, отражающих эмоциональную, когнитивную и мотивационную сферы психики на разных уровнях ясности сознания. Преимущество со-ционического подхода над западной типологией МВТ1 заключается в том, что различные сочетания моделей «А» в пространственном варианте позволяют моделировать отношения между людьми, принадлежащими к разным типам.
Возникает вопрос: а как связать все вышеизложенное с экономикой? Постараемся кратко ответить на этот вопрос.
Любая экономическая деятельность требует наличие субъекта деятельности (персонал) и механизма принятия решения с целью получения конечного результата. Работник и руководитель, исходя из выполняемых ими функций, вступают в коммуникации с другими людьми. Соционический подход позволит им повысить эффективность этих коммуникаций, а значит и эффективность принимаемого ими решения.
Механизм принятия экономического решения предполагает сбор, обработку, анализ внутренней и внешней информации об окружающей среде сознанием индивидуума (субъекта экономической деятельности). Как нами показано, поведение людей (участников экономической деятельности) в этом информационном пространстве сугубо индивидуально и зависит от их социо- и психотипов. Моделируя поведение людей (в том числе и экономическое), появляется возможность влиять на технологию и механизм принятия решения своих коммуникационных контрагентов в различных экономических ситуациях (ведение переговоров, обучение, стимулирование, прогнозирование и т. д.).
Мало того, соционический подход позволяет, определив интегральный социотип некоего социума (группы, коллектива, народа), с большей или меньшей степенью достоверности находить решения некоторых социальных и экономических задач.
Примечания
1 Ярош Н.Н. Инновационная соционическая модель психики и ее роль в модернизации подготовки кадров для современной экономики России: Тезисы доклада. Материалы Х Чаяновских чтений «Россия после кризиса: новые траектории социально-экономического развития». М.: РГГУ, 11 марта 2010 г. С. 268273; Ярош А.В., Ярош Н.Н. Свежий взгляд на соционику // Журнал Научного соционического общества. 2010. № 2 (7). С. 7. 2010. С. 8-24.