ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
Математические методы и модели
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЖКХ ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Мария Александровна МЫЗНИКОВА
аспирантка кафедры экономической кибернетики, ассистент кафедры моделирования экономики, Донецкий национальный университет, Донецк тагуа!ех. [email protected]
История статьи:
Принята 01.02.2016 Одобрена 28.03.2016
УДК 08.00.13 JEL: С53, С63, L95
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, имитационное моделирование, сценарный анализ, процессная модель, ликвидный финансовый результат
Аннотация
Предмет. Работа посвящена поиску методов повышения эффективности управления в сфере ЖКХ Донецкой области. Для решения этой задачи проанализированы и систематизированы зарубежные методы управления в отрасли, а также возможность и целесообразность их применения на предприятиях региона.
Цели. Анализ зарубежных подходов к обеспечению эффективного функционирования и управления предприятий ЖКХ, а также возможность и целесообразность их применения в системе управления предприятиями ЖКХ Донецкой области.
Методология. В качестве методологической базы исследования послужили методы экономико-математического моделирования, прогнозирования временных рядов, системно-динамическое моделирование, что позволило с высокой точностью моделировать динамику результирующих показателей деятельности предприятия ГКП «Тепло Донбасса». Применение метода сценарного анализа позволило оценить эффективность внедрения в практику управления анализируемым предприятием зарубежных методов и подходов к управлению. Результаты. Систематизированы зарубежные методы управления в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Проведена оценка ограничивающих факторов для внедрения этих методов в практику управления ЖКХ Донецкой области. Проанализирована эффективность методов, не имеющих существенных ограничений к применению в отечественной практике на примере предприятия ГКП «Тепло Донбасса».
Выводы. Сделан вывод о наличии технико-технологических, социальных и экономических барьеров, не позволяющих говорить о возможности внедрения ряда зарубежных методов на предприятиях ЖКХ Донецкой области. Сценарный анализ эффективности внедрения прочих зарубежных методов позволил сделать вывод о недостаточной их эффективности и необходимости разработки собственных моделей и методов.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Жилищно-коммунальное хозяйство является одним из наиболее важных секторов национальной экономики, результаты функционирования которого сказываются на всех сферах жизнедеятельности общества. Услуги,
предоставляемые предприятиями этого сектора, имеют особое социальное и народнохозяйственное значение: обеспечивают удовлетворение первоочередных потребностей населения и создают предпосылки для бесперебойного функционирования всех субъектов хозяйствования.
В то же время значительная часть предприятий ЖКХ характеризуется нестабильностью функционирования и неустойчивым финансовым состоянием. Такое положение вызвано высокой степенью изношенности основных фондов, недостаточностью государственного финансового обеспечения инвестиционных потребностей предприятий, ускоряющимися скачкообразными темпами роста тарифов на услуги, особенно на услуги тепло- и водоснабжения, водоотведения.
Эти факторы негативно сказываются на уровне качества услуг и платежеспособности конечных потребителей. Как следствие - накапливается и растет дебиторская, а вслед за ней и кредиторская задолженности, которые связывают активы предприятий и являются предпосылками снижения их финансовой активности. Обозначенная тенденция негативно сказывается на финансовом состоянии предприятий ЖКХ, которое по экспертным оценкам, определяется как критическое. Кроме того, современное развитие национальной экономики, характеризующееся институциональными преобразованиями
и последствиями влияния мирового финансового кризиса, коренным образом изменило внешнюю среду управления деятельностью по обеспечению жилищно-коммунальными услугами. В этом контексте особое значение приобретает совершенствование системы управления предприятий жилищно-коммунального сектора.
Проблемами, связанными с совершенствованием системы управления предприятий, в том числе
предприятий жилищно-коммунального хозяйства, занимались многие авторитетные ученые, среди которых А.Н. Алипов [1], Л.Н. Бражникова [2, 3], П.Т. Бубенко [4], О.В. Зубко [5], Т.М. Качала [6], Т.С. Клебанова [7], Ю.Г. Лега [6], Р.Н. Лепа [3], Ю.Г. Лысенко [8], Г.И. Онищук [9], А.Н. Тищенко [10], В.И. Чиж [11] и др.
Анализ специализированных профессиональных источников позволяет сделать вывод о том, что высокая степень изученности отдельных аспектов системы управления предприятий жилищно-коммунального сектора не способствует решению проблемы совершенствования модельного базиса оценки, анализа и предупреждения кризисного финансового состояния предприятий жилищно-коммунального сектора в условиях агрессивной рыночной среды. Приведенные факты дают основания считать выбранную тему исследования актуальной.
Целью работы является анализ зарубежных подходов к обеспечению эффективного функционирования и управления предприятий ЖКХ, а также возможности и целесообразности их применения в системе управления предприятиями ЖКХ Донецкой области.
Анализ зарубежного опыта [12-15] в сфере управления предприятиями ЖКХ и отраслью в целом показал, что основными методами обеспечения финансовой стабильности являются следующие:
• рыночное формирование тарифов;
• государственное и частное инвестирование в отрасль ЖКХ;
• различные формы организации объединений жильцов;
• приватизационные механизмы;
• финансовые механизмы воздействия на потребителя;
• ограничение доступа к пользованию услугами ЖКХ как санкционный метод;
• минимизация количества подводов коммуникаций к жилью.
Рассмотрим эти методы подробнее.
Рыночное формирование тарифов. Анализ практики управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства Донецкой области
показал, что тарифы на услуги ЖКХ рассчитываются затратным методом на основании данных о тарифообразующих затратах предыдущего периода. При этом лаг принятия решения об утверждении тарифа составляет порядка шести месяцев. Таким образом, фактический тариф рассчитывается на основании данных о тарифообразующих затратах полуторагодичной давности.
Для оценки эффективности такого подхода к формированию тарифов целесообразно проанализировать динамику индекса
потребительских цен в регионе. Так, индекс потребительских цен в декабре 2015 г. к январю 2015 г. составил 137,3% (рис. 1). Учитывая высокие темпы инфляции, такой метод расчета тарифов предопределяет убыточность
предприятий сферы.
Для оценки эффективности применения метода рыночного формирования тарифов в отечественной практике автором была построена имитационная модель деятельности ГКП «Тепло Донбасса» [16] и проведен сценарный анализ. Исследование показало, что применение метода рыночного формирования тарифов приведет к инициации эффекта «шок предложения» (рис.2, 3).
Таким образом, анализируемое изменение привело к улучшению финансового результата в краткосрочном периоде на 25%, что тем не менее практически не отразилось на краткосрочном изменении ликвидного финансового результата. Можно сделать вывод, что рост финансового результата деятельности в краткосрочной перспективе практически полностью поглощается ростом дебиторской задолженности.
При этом в долгосрочной перспективе произошло значительное ухудшение финансового результата. Ухудшение ликвидного финансового результата в 24-м периоде моделирования составило порядка 30%.
Неэффективность анализируемого зарубежного метода в отечественной практике связана с тем, что оплата услуг ЖКХ в развитых европейских странах составляет 10% в структуре доходов семьи. В Донецкой области оплата услуг составляет более 20% дохода семьи [17].
Государственное и частное инвестирование в отрасль ЖКХ. Исходя из отложенного статуса Донецкого региона, а также высокой кризисозависимости, убыточности и инерционности, ЖКХ региона не привлекает
внимания частных инвесторов. В то же время на данном этапе развития отечественной экономики наблюдается тенденция ограничения финансовых ресурсов государства, что приводит к секвестру бюджетных статей и не в последнюю очередь - на ЖКХ.
Результаты сценарного анализа представлены на рис 4 и 5. Как видно, изменение финансового результата при реализации сценария является незначительным (рис. 4). Однако наблюдается значительное изменение динамики ликвидного финансового результата (рис. 5).
Таким образом, можно сделать вывод, что привлечение инвестиций в сферу ЖКХ Донецкой области является необходимым, но затруднительным на данном этапе.
Различные формы организации объединений жильцов. В США и развитых европейских странах активно используются механизмы создания объединений совладельцев многоквартирных домов, квартирных объединений, жилищных объединений, кооперативных объединений, объединений собственников жилья и пр. Практика применения подобных механизмов присутствует и в современной Донецкой области. Однако права принятия решений таких форм объединений ограничиваются придомовой территорией, позволяя эффективно решать лишь незначительную часть вопросов обеспечения жилья жизненно необходимыми услугами. Решение основных вопросов при этом остается за муниципалитетами. Другим ограничивающим фактором для применения данного метода как основного является слабая заселенность жилья отдельных регионов Донецкой области, которые в наибольшей степени пострадали от разрушений и нуждаются в восстановлении.
Приватизационные механизмы. Сложность использования данного механизма связана с убыточностью предприятий сферы ЖКХ и, как следствие, низкой привлекательностью ее для частного бизнеса. Кроме того, существующее законодательство в сфере ЖКХ предполагает наличие ряда ограничений, призванных защищать социальные интересы граждан, что также препятствует развитию частной собственности на объекты ЖКХ. Также ограничениями для использования данного метода являются:
• пострадавшая от военных действий инфраструктура ЖКХ;
• снижение количества потребителей и плотности заселения, не связанные с сокращением затрат на поддержание инфраструктурных объектов сферы ЖКХ;
• высокая степень риска, связанная с продолжением военных действий на территории области;
• отложенный статус Донецкой области, что делает приватизационные сделки нелегитимными с точки зрения международного права.
Финансовые механизмы воздействия на потребителя. За рубежом активно используются финансовые санкции, целью которых является обеспечение своевременной и полной оплаты услуг предприятий сферы ЖКХ. В то же время необходимо отметить, что данный метод является антисоциальным, что в совокупности с продолжающимися военными действиями и проблемами, связанными с отложенным статусом Донецкой области, а также резким ростом цен (рис. 1), способно спровоцировать социальное недовольство и саботаж выплат.
Ограничение доступа к пользованию услугами ЖКХ как санкционный метод. Использование этого метода в отечественной практике затруднено в связи с особенностями используемых технологических процессов подачи тепла, воды и прочих услуг ЖКХ.
Минимизация количества подводов коммуникаций к жилью. Процессная модель предоставления услуг жизнеобеспечения населению в условиях минимизации подводов коммуникаций к жилью представлена на рис. 6. Прогрессивный механизм, применяемый на Западе, обеспечивает минимизацию потерь, повышает управляемость системы в целом, предоставляет широкие возможности контроля над потреблением услуг, обеспечивает возможность ограничения доступа к пользованию услугами, а также обеспечивает повышение качества и снижение себестоимости услуг ЖКХ.
В то же время применение данного механизма требует отказа от использования теплоэнергии, вырабатываемой ТЭЦ (Зуевской и Мироновской), что экономически нецелесообразно для Донецкой области.
Еще одним ограничивающим условием применения данного механизма в отечественной практике является техническая невозможность
применения систем индивидуального отопления и горячего водоснабжения для каждого типа многоквартирного жилья, расположенного в Донецкой области. Также стоит отметить, что применение описанного метода требует полного отказа от существующей системы теплообеспечения, которая охватывает более 60% жилого фонда и потребует значительного объема инвестиций. Кроме того, в сфере ЖКХ, значительную долю которой составляет теплообеспечение и горячее водоснабжение, занято 15% работающего населения Украины [18, 19] и эквивалентная часть населения Донецкой области. Отказ от существующей системы потребует значительных сокращений и по оптимистичным прогнозам приведет к росту безработицы на 3%. При этом, так как рост
безработицы на 1%, согласно закону Оукена, вызывает сокращение ВВП (ВРП) в среднем на 2,5%, оптимистичное предположение о росте безработицы в результате перехода к новой системе теплообеспечения приведет к сокращению ВВП (ВРП) на 7-8%.
Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что применение зарубежных подходов к управлению предприятиями ЖКХ в отечественной системе в современных условиях затруднено. В связи с этим перспективой исследования является разработка собственных моделей и методов, способных обеспечить эффективное управление ЖКХ и безубыточное функционирование предприятий этой сферы в Донецкой области.
Рисунок 1
Динамика индекса потребительских цен в Донецком регионе за февраль -
■ декабрь 2015 г. (к предыдущему месяцу), %
Источник: составлено автором по данным Главного управления статистики Донецкой Народной Республики. URL: http://glavstat.govdnr.ru/
Рисунок 2
Динамика финансового результата при реализации метода рыночного формирования тарифов в сравнении с текущей практикой тарифообразования (компьютерное отображение), гривен: а - текущая практика; б - при реализации метода
Источник: авторская разработка
б
а
Рисунок 3
Динамика ликвидного финансового результата при реализации метода рыночного формирования тарифовв сравнении с текущей практикой тарифообразования (компьютерное отображение), гривен: а - текущая практика; б - при реализации метода
Источник: авторская разработка Рисунок 4
Динамика финансового результата при реализации метода государственного и частного инвестирования в сравнении с фактической динамикой финансового результата (компьютерное отображение), гривен: а - фактическая динамика; б - при реализации метода
Источник: авторская разработка Рисунок 5
Динамика финансового результата при реализации метода государственного и частного инвестирования в сравнении с фактической динамикой финансового результата (компьютерное отображение), гривен: а - фактическая динамика; б - при реализации метода
Источник: авторская разработка
б
а
б
а
Рисунок 6
Процессная модель предоставления услуг жизнеобеспечения населению в условиях минимизации подводов коммуникаций к жилью
Источник: авторская разработка
Список литературы
1. Алипов А.Н. Пути развития предприятий жилищно-коммунального хозяйства // Экономические проблемы и перспективы стабилизации экономики Украины. Донецк: Институт экономики промышленности, 1998. С. 398-411.
2. Бражникова Л.Н. Методологические подходы к формированию конкурентоспособности потенциала предприятий сферы коммунальных услуг // Экономика промышленности. Т. 2. Донецк: Институт экономики промышленности, 2007. С. 3-19.
3. Бражникова Л.Н., Лепа Н.Н., Воротынцев В.А. Направления инновационного развития предприятий коммунального хозяйства: матерiали III Мiжнародноl науково-практично! конференцп «Науковий потенщал свггу - 2006». Дншропетровськ: Наука i освгга, 2006. 112 с.
4. Бубенко П.Т., Ттяев В.1., Димченко О.В., Таряник О.М. та т. Амортизащя i вщтворення основних фоцщв житлово-комунальних шдприемств. Харюв: ХНАМГ, 2010. 257 с.
5. Зубко О.В. Можливост впровадження зарубiжного досвщу управлшя сектором ЖКГ в Укра!ш // Вюник Запорiзького нацюнального ушверситету. 2011. № 1. С. 218-221.
6. Лега Ю.Г., Качала Т.М., Чечетова Н.Ф. Вдосконалення управлшня житлово-комунальним комплексом Укра!ни у сучасних умовах розвитку нацюнально! економiки. Черкаси: ЧДТУ, 2003. 219 с.
7. Клебанова Т.С., Рудаченко О.О. Прогнозування показниюв фшансово! дiяльностi шдприемства житлово-комунального господарства за допомогою адаптивних моделей // Б1ЗНЕС1НФОРМ. 2015. № 1. С.143-148.
8. Лисенко Ю.Г., Левицький С.1., Шишковський Г.Й., Захарченко В.Ю., Михалик Д.П., Кафтанников О.Ю., Фрунзе I.A., Б1зянов G.G., Хмельов О.Г., Варес О.Ю. Система управлшня яюстю шдприемств водопровiдно-каналiзацiйних господарств. Донецьк: ДонНУ, 2011. 461 с.
9. Онищук Г. Экономика жилищно-коммунального хозяйства: новые подходы в формировании ценовой и тарифной политики // Экономика Украины. 2001. № 7. С. 22-28.
10. Тищенко О.М., КизимМ.О., Юр'ева Т.П. Реформування житлово-комунального господарства: теорiя, практика, перспективи. Харюв: 1НЖЕК, 2008. 368 с.
11. Чиж В.1. Принципи формування мехашзму управлшня житлово-комунальним господарством в умовах розвитку ринкових вщносин в Укра1ш // Економша: проблеми теори та практики. 2003. № 185. С.308-316.
12. Пчелинцев О., Белкина Т. Жилищные реформы и европейская интеграция // Проблемы прогнозирования. 1997. № 1. С. 140-142.
13. Логвиненко В.1. Житлово-комунальне господарство: закордонний та вггчизняний досвщ його реформування та розвитку // Актуальш проблеми державного управлшня. 2008. № 2. С. 247-254.
14. Сиваев С.Б. Тарифное регулирование водоснабжения в странах СНГ // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2003. № 2. Ч. I. С. 41-52.
15. Ямпольская И.Л. Организация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства в европейских странах // Теория и практика управления. 2005. № 5. С. 41-46.
16. Мызникова М.А. Построение комплексной модели управления деятельностью предприятий теплосети // Материалы III Международной научно-практической конференции World Economy, Finance and Investment, 25-27 мая 2013 г., Донецк, 2013. С. 25-27.
17. Жалыо Я.А., Базилюк Я.Б., Бел1нська Я.В. та т. Конкурентоспроможшсть економши Украши в умовах глобалiзацil. Ки1в: Н1СД, 2005. 388 с.
18. Гура Н.О. Облш у житлово-комунальному господарствк теорiя i практика. Ки1в: Знання, 2006. 351 с.
19. Осипенко И.Н., Дорофиенко В.В. Менеджмент в жилищно-коммунальном хозяйстве. Харьков: Основа, 2002. 352 с.
Mathematical Methods and Models
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
MODELING THE EFFICACY OF FOREIGN MANAGEMENT PRACTICES IN THE HOUSING AND UTILITY SECTOR OF THE DONETSK REGION
Mariya A. MYZNIKOVA
Donetsk National University, Donetsk, Ukraine maryalex. [email protected]
Article history:
Received 1 February 2016 Accepted 28 March 2016
JEL classification: C53, C63, L95
Keywords: housing and communal services, simulation modeling, scenario analysis, process model, financial result
Abstract
Importance The article discusses a search for methods to increase the efficiency of management in the housing and public utilities sector of the Donetsk region.
Objectives The objective of the research is to review foreign approaches to effective functioning and management of companies operating in the housing and utility sector, to consider the possibility and expediency of their use in the management of municipal utilities of the Donetsk region. Methods The paper draws on methods of economic-and-mathematical modeling, time series forecasting and dynamics simulation. They enabled to accurately simulate changes in the performance of Public Utility Company Teplo Donbassa. The scenario analysis helped assessing the efficacy of implementing foreign methods and approaches to management by the analyzed enterprise.
Results The paper systematizes foreign management practices in housing and communal services, assesses constraints, concludes on the applicability of each method by domestic public utility enterprises on the Public Utility Company Teplo Donbassa case.
Conclusions and Relevance There are technical, technological, social and economic barriers to introducing a number of foreign methods at the public utility enterprises of the Donetsk region. The scenario analysis of the efficacy of implementing other foreign methods shows their insufficient performance and the need for developing domestic models and methods.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 201б
References
1. Alipov A.N. Puti razvitiya predpriyatii zhilishchno-kommunal'nogo khozyaistva. V kn.: Ekonomicheskie problemy i perspektivy stabilizatsii ekonomiki Ukrainy [Development trends in housing and communal services. In: Economic problems and prospects for economic stabilization in Ukraine]. Donetsk, Institute of Industrial Economics of National Academy of Sciences of Ukraine Publ., 1998, pp. 398-411.
2. Brazhnikova L.N. Metodologicheskie podkhody k formirovaniyu konkurentosposobnosti potentsiala predpriyatii sfery kommunal'nykh uslug. V kn.: Ekonomika promyshlennosti. T. 2 [Methodological approaches to building the competitive potential of public utility enterprises. In: Industrial economics. Vol. 2]. Donetsk, Institute of Industrial Economics of National Academy of Sciences of Ukraine Publ., 2007, pp. 3-19.
3. Brazhnikova L.N., Lepa N.N., Vorotyntsev V.A. [Areas of innovation development of public utilities]. Матерiали III Мiжнародноï науково-практично1' конференци Науковий потенщал св^у - 2006. Дншропетровськ, Наука i ocBiTa, 2006, 112 p.
4. Бубенко П.Т., Тгаев В.1., Димченко О.В., Таряник О.М. та ш. Амортизащя i вщтворення основних фондiв житлово-комунальних шдприемств. Харюв, ХНАМГ, 2010, 257 p.
5. Зубко О.В. Можливост впровадження зарyбiжного досвщу yправлiня сектором ЖКГ в Украшу
BicnuK Запор1зького нащонального утверситету, 2011, no. 1, pp. 218-221.
6. Лега Ю.Г., Качала Т.М., Чечетова Н.Ф. Вдосконалення управлшня житлово-комунальним комплексом Украши у сучасних умовах розвитку нащонально1' економши. Черкаси, ЧДТУ, 2003, 219 p.
7. Клебанова Т.С., Рудаченко О.О. Прогнозування показниюв фшансово1' дiяльностi шдприемства житлово-комунального господарства за допомогою адаптивних моделей. Б1ЗНЕС1НФОРМ, 2015, no. 1, pp. 143-148.
8. Лисенко Ю.Г., Левицький С.1., Шишковський Г.Й., Захарченко В.Ю., Михалик Д.П., Кафтанников О.Ю., Фрунзе 1.А., Бiзянов G.G., Хмельов О.Г., Варес О.Ю. Система управлшня якiстю пiдприeмств водопровiдно-кaнaлiзaцiйних господарств. Донецьк, ДонНУ, 2011, 461 p.
9. Onishchuk G. [The economy of housing and communal services: new approaches to formulating the pricing and tariff policy]. Ekonomika Ukrainy = Economy of Ukraine, 2001, no. 7, pp. 22-28. (In Russ.)
10. Тищенко О.М., Кизим М.О., Юр'ева Т.П. Реформування житлово-комунального господарства: теорiя, практика, перспективи. Харюв, 1НЖЕК, 2008, 368 p.
11. Чиж В.1. Принципи формування мехашзму управлшня житлово-комунальним господарством в умовах розвитку ринкових вiдносин в Украшг Економ1ка: проблеми meopiï та практики, 2003, no.185, pp. 308-316.
12. Pchelintsev O., Belkina T. [Housing reforms and European integration]. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting, 1997, no. 1, pp. 140-142. (In Russ.)
13. Логвиненко B.I. Житлово-комунальне господарство: закордонний та втизняний досвщ його реформування та розвитку. Актуальт проблеми державного управлшня, 2008, no. 2, pp. 247-254.
14. Sivaev S.B. [Tariff regulation of water supply in the CIS]. ZhKKh: zhurnal rukovoditelya i glavnogo bukhgaltera = Housing and Utilities: Journal for Manager and Chief Accountant, 2003, no. 2. part 1, pp. 41-52. (In Russ.)
15. Yampol'skaya I.L. [Organization and reform of housing and communal services in European countries].
Teoriya i praktika upravleniya = Theory and Practice of Management, 2005, no. 5, pp. 41-46. (In Russ.)
16. Myznikova M.A. [Building an integrated model to manage heat supplying enterprises]. Materialy III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii World economy, finance and investment [Proc. 3rd Int. Sci. Conf. World Economy, Finance and Investment, 25-27 May, 2013]. Donetsk, 2013, pp. 25-27.
17. Жалшо Я.А., Базилюк Я.Б., Белшська Я.В. та ш Конкурентоспроможнють економши Украши в умовах глобaлiзaцiï. Кшв, Н1СД, 2005, 388 p.
18. Гура Н.О. Облш у житлово-комунальному господарствк теорiя i практика. Кшв, Знання, 2006, 351 p.
19. Osipenko I.N., Dorofienko V.V. Menedzhment v zhilishchno-kommunal'nom khozyaistve [Management in housing and communal services]. Kharkiv, Osnova Publ., 2002, 352 p.