Научная статья на тему 'Моделирование двигателя с индивидуальными впускными трубами в системе имитационного моделирования "Альбея"'

Моделирование двигателя с индивидуальными впускными трубами в системе имитационного моделирования "Альбея" Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
186
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМУЛА "СТУДЕНТ" / ДВС (ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ) / СИСТЕМА ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ "АЛЬБЕЯ" / КОЭФФИЦИЕНТ НАПОЛНЕНИЯ / ЛИТРОВОЙ МОМЕНТ / РЕСТРИКТОР / YAMAHA XJ6

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Губайдуллина Римма Ринатовна, Минашин Владислав Сергеевич

Исследования относятся к области двигателей внутреннего сгорания, в частности к впускным системам гоночных двигателей Формула «Студент», и касаются вариантов впускной системы двигателя «Yamaha XJ6», которая является объектом исследования. Предметом исследования является оценка влияния длины впускной системы на коэффициент наполнения и литрового момента двигателя «Yamaha XJ6». Исследование проводилось с использованием системы имитационного моделирования «Альбея».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Губайдуллина Римма Ринатовна, Минашин Владислав Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование двигателя с индивидуальными впускными трубами в системе имитационного моделирования "Альбея"»

МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ВПУСКНЫМИ ТРУБАМИ В СИСТЕМЕ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ «АЛЬБЕЯ» Губайдуллина Р.Р.1, Минашин В.С.2

1Губайдуллина Римма Ринатовна — магистрант;

2Минашин Владислав Сергеевич — студент, факультет авиационных двигателей, энергетики и транспорта, Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа

Аннотация: исследования относятся к области двигателей внутреннего сгорания, в частности к впускным системам гоночных двигателей Формула «Студент», и касаются вариантов впускной системы двигателя «Yamaha XJ6», которая является объектом исследования.

Предметом исследования является оценка влияния длины впускной системы на коэффициент наполнения и литрового момента двигателя «Yamaha XJ6». Исследование проводилось с использованием системы имитационного моделирования «Альбея».

Ключевые слова: Формула «Студент», ДВС (двигатели внутреннего сгорания), система имитационного моделирования «Альбея», коэффициент наполнения, литровой момент, рестриктор, Yamaha XJ6.

УДК 621.43.052

Целью работы является исследование возможностей повышения наполнения двигателя болида Формулы «Студент» на базе двигателя «Yamaha XJ6».

В системе имитационного моделирования (СИМ) «Альбея» собрана модель газовоздушного тракта цилиндра двигателя Yamaha XJ6 с настроенной индивидуальной трубой впуска, сообщенный с ресивером и индивидуальной трубой выпуска, сообщенной с атмосферой. Перед впускным ресивером имеется атмосфера, сужающаяся и затем расширяющаяся трубы. Минимальное сечение между этими трубами, диаметром 20 мм, представляет собой рестриктор, согласно требованиям технического регламента соревнований Формула «Студент».

В модули введены начальные данные, проведены расчеты. Получены диаграммы вычисленных параметров двигателя, определены индикаторные и эффективные показатели.

Получена внешняя скоростная характеристика двигателя в соответствии с рисунком 1 (см. nv с индивидуальными впускными трубами стандартной длины и Мл с индивидуальными впускными трубами стандартной длины).

Так как по условиям заказчика необходимо увеличить коэффициент наполнения на низких и средних частотах вращения были увеличены длины впускных труб. Так как максимальная мощность базового двигателя получена при частоте вращения 10000 об/мин, на которых предположительно осуществлялась настройка труб впуска и выпуска, для получения настройки на 3000-4000 об/мин, длину труб следует увеличить в три раза.

Затем аналогично был проведены расчеты в СИМ «Альбея» и получены диаграммы вычисленных параметров двигателя на различных оборотах для увеличенной в 3 раза впускной трубы. Определены индикаторные и эффективные показатели.

Получена внешняя скоростная характеристика двигателя в соответствии с рисунком 1 (см. nv с удлиненными индивидуальными впускными трубами и Мл с удлиненными индивидуальными впускными трубами).

0,8 0,7 0,6 0,5 0.4 Ilv 0,3 0,2 0,1 о

Л- .

к. .----- У

v-^y W

1 К

,— " ч L

X

ко

Hu/л 70

60 50 40 30 20 10 О

Ml

2000

4000

6000

об/мин

10000

К i"|v с ндивидуальными впускными трубами стандартной длины —♦— i]v с удлиненными индивидуальными впускными трубами X Hq: а счетные точки ♦ нерасчетные точки ~~•—Мл с индивидуальными впускными трубами стандартной длины —А—Мл с удлиненными индивидуальными впускными трубами Рис. 1. Сравнительная внешняя скоростная характеристика

В вычислительном эксперименте, что при увеличении длины индивидуальных настроенных впускных труб в три раза возможно повышение коэффициента наполнения и литрового момента двигателя болида Формулы «Студент» на базе двигателя «Yamaha XJ6»:

а) максимальный прирост коэффициента наполнения составил 50% при частоте вращения 7000 об/мин;

б) минимальный прирост коэффициента наполнения составил 18% при частоте вращения 5000 об/мин;

в) коэффициент наполнения значительно увеличился в точках 3000 об/мин - 27%, 6000 об/мин - 22%, 8000 об/мин - 21%. При 4000 об/мин изменение коэффициента наполнения составил 0%;

г) уменьшение коэффициента наполнения при частоте вращения 2000 об/мин составило 4%, при 10000 об/мин - 11%;

д) интеграл коэффициента наполнения по частоте вращения коленчатого вала увеличился на 14%.

е) максимальный прирост литрового составил 115% при частоте вращения 7000 об/мин;

ж) минимальный прирост составил 22% при частоте вращения 5000 об/мин.

з) литровой момент значительно увеличился в точках 3000 об/мин - 43%, 6000 об/мин -32%, 8000 об/мин - 37%;

и) уменьшение литрового моментам при частоте вращения 2000 об/мин составил 4%, при 4000 об/мин - 2%, при 10000 об/мин - 11%;

к) интеграл литрового момента по частоте вращения коленчатого вала увеличился на 23%.

Доказана возможность увеличения коэффициента наполнения и литрового момента двигателя по внешней скоростной характеристике путем увеличения длины индивидуальных настроенных впускных труб.

Список литературы

1. Рудой Б.П. Теория газообмена ДВС: учеб. пособие. Уфа: УАИ, 1978. 110 с.

2. Рудой Б.П. Основы теории газообмена ДВС: учеб. пособие. Уфа: УАИ, 1977. 104 с.

3. Альбея. Система автоматизированного моделирования газовоздушных трактов двигателей внутреннего сгорания (Руководство пользователя). Уфа: УАИ, 1993. 167 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dvs.ugatu.ac.ru/images/files/kdvs/KDVS_albea_ rukovodstvo.pdf/ (дата обращения: 01.05.2018).

4. Загайко С.А. Моделирование механических потерь ДВС в системе имитационного моделирования «Альбея». Методические указания для бакалавров направления «Энергомашиностроение». Уфа,1996. 74 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа::http://www.dvs.ugatu.ac.ru/images/files/kdvs/KDVS_albea_mod_meh.DOC/ (дата обращения: 01.05.2018).

МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ПОИСКА ЗАИМСТВОВАНИЙ В ТЕКСТЕ

Гришин В.Д.

Гришин Владимир Дмитриевич — бакалавр, направление: информатика и вычислительная техника, кафедра программного обеспечения и управления в технических системах, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара

В представленной статье описан двухэтапный метод анализа двух текстов на схожесть. Рассмотрены методы разбивки текста на слова и предложения. Рассмотрены основные методы лемматизации выделенных слов. Отобран подходящий метод сравнения текстов по присутствию в них общих слов на основе их лемм. Также представлен метод более точного анализа схожести текстов на основе сравнения лемматического содержимого предложений. Перечислены ситуации, наиболее подходящие для применения того или иного метода. Затронута методика хранения промежуточных результатов с использованием реляционных СУБД.

Перед описанием перечисленных методов условимся, что рассматриваемые нами методики будут применимы только к «полезной» части сравниваемых текстов, представленных в одной и той же кодировке, и уже имеющихся в наличии. Т.е. не рассматриваются и будут оставлены за рамками статьи:

1. Способы нахождения текста для сравнения в сети интернет, среди файлов какой-либо файловой системы, либо в локальной СУБД.

2. Выделение «полезной» части для осуществления сравнения: т.е., исключение заголовков, оглавлений, вводных и заключительных частей, титульных листов и т.д.

3. Преобразование форматов и избавление текстов от форматирования: тексты должны быть представлены в текстовом формате (кодировке OEM или ANSI), без какого-либо форматирования (например, формат HTML).

Для решения задачи понадобится в качестве инструментария локальная реляционная СУБД для хранения промежуточных результатов обработки текстов (MySQL, MSSQL, Oracle), и любой язык высокого уровня, желательно имеющий в арсенале своих доступных библиотек требующийся для решения промежуточных задач инструментарий - будет рассмотрено позже.

Процесс сравнения будет проходить в два этапа:

1. Анализ количества общих вхождений слов.

2. Анализ предложений, имеющих общие вхождения слов.

Анализ общих вхождений слов будет являться своего рода индикатором схожести, и иметь три зоны численного результата:

1. Тексты с большой долей вероятности разные.

2. Тексты с большой долей вероятности схожие.

3. Определить схожесть текстов по всему объёму слов данным методом затруднительно.

При затруднительном определении схожести текстов целесообразно использование

сравнение на схожесть предложений путём анализа вхождений нормальных словоформ (лемм) в сравниваемые предложения.

Распишем каждый из этапов с подробным описанием выполняемых действий и дадим рекомендации по их практической реализации.

Анализ количества общих вхождений слов.

Данный этап будет иметь следующие шаги реализации:

1. Разбиение исходного и сравниваемого текстов на слова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.