РАЗДЕЛ 3 МОДЕЛИ, СИСТЕМЫ, СЕТИ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ
УДК 338.48
МОДЕЛИРОВАНИЕ БРЕНДА «СТАРАЯ ЛАДОГА - ПЕРВАЯ СТОЛИЦА РУСИ» И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ВНЕДРЕНИЯ
А. М. Варакса
Статья посвящена древнерусскому городу, который до 864 г. являлся столицей северной Руси. В ней рассматриваются достопримечательности Старой Ладоги, включая историко-археологические, архитектурные памятники, природные и рекреационные ресурсы. Обосновывается, почему разработка данного бренда является перспективной, выясняются основные причины, препятствующие развитию массового туризма.
The article is devoted to the Old Russian city which till 864 years was the capital of northern Russia. It is considered sights of Old Ladoga, including historical and archaeological, architectural monuments, natural and recreational resources. Locates, why development of this brand is perspective, and what main reasons interfering development of mass tourism.
Российская история настолько богата событиями, что даже величайшие из них не всегда известны широкой общественности. Если спросить у жителей нашей страны, что они знают про Старую Ладогу, то большинство вспомнит только озеро Ладогу. Молодые люди иногда не скажут даже этого. Только жители Северо-Западного региона ответят, что Старая Ладога - древний город в Ленинградской области.
Историки знают, что это не просто древний, а самый старый город на территории современной России (напомним, что Киев находится в Украине), который более 1000 лет назад имел статус столицы северных русских земель. По иронии судьбы этот населенный пункт уже более 300 лет не имеет статуса города из-за Указа Петра I и в настоящее время является селом Волховского района Ленинградской области.
Цель нашей статьи - рассмотреть туристский потенциал Старой Ладоги, выявить возможности создания туристского бренда «Первая столица Руси» и определить основные направления его развития.
Старая Ладога расположена в крайне живописном месте на берегу реки Волхов. В 2013 г. она отметит свой 1260-летний юбилей. В 862 г. именно в Ладогу пришел призванный на княжение Рюрик. Однако упоминание об этом городе встречается еще раньше [1].
Туристический потенциал Старой Ладоги весьма большой. Населенный пункт находится в живописном месте на берегу реки Волхов, где Волхов делает изгиб. Местность холмистая, и с Рюрикова холма при въезде в город от-
крывается очень красивый вид. Там находится знаменитый чудотворный источник, который в разные времена приписывали разным богам и святым -начиная с Перуна и заканчивая Параскевой-Пятницей. До сих пор страждущие могут набрать там «волшебной» воды, искупаться в источнике. Последнее не совсем безопасно, так как температура в источнике даже жарким летом не превышает 7 °С. Тем не менее желающие есть практически всегда. Интересно, что этот родник почитают в настоящее время как христиане, так и неоязычники. И те, и другие стремятся напиться из него воды, между ними никогда не наблюдалось конфликтов.
Природные ресурсы могут способствовать созданию зоны отдыха.
В Старой Ладоге находятся два монастыря и несколько церквей, что притягивает к ней христианских паломников.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи с пределом Параскевы-Пятницы построена в 1695 г. К настоящему времени это все, что осталось от Ивановского монастыря XIII в. - пятиглавого храма, выполненного в классических русских традициях, возвышающегося на горе. Рядом с ним и расположен источник.
Каменная церковь Василия Кесарийского была единственным каменным строением в Васильевском мужском монастыре. В 1686 г. на месте старой церкви построили новую, которая сохранилась до сих пор как приходская церковь. Расположена она на правом берегу Волхова напротив Староладожской крепости.
Однако еще больший интерес вызывают две церкви XII в.: церковь Святого Георгия Победоносца (рис. 1) и церковь Успения Божьей Матери.
Рис. 1. Церковь Святого Георгия Победоносца 161
Как считает большинство исследователей, церковь святого Георгия была построена в 1165-1166 гг., после того как на реке Воронеге русское войско разгромило шведов. Это одна из древнейших каменных построек на севере Руси. Главная ценность храма - фрески, выполненные в середине XII в. Самая крупная фреска - изображение св. Николая, окруженное своеобразной рамой из росписей, имитирующих мрамор. Хорошо сохранились купольная композиция «Вознесение» и изображения пророков в простенках барабана, а также изображение самого св. Георгия. Оно в отличие от большинства аналогов изображает святого с драконом и девушкой, но без копья в руках [2].
Успенская церковь (рис. 2) на первый взгляд похожа на церковь св. Георгия. Она кубическая, трехапсидная, одноглавая, но по объему значительно больше Георгиевской. В первозданном виде западного и северного фасадов к нему примыкали каменные приделы, закрывающие порталы высотой почти до половины здания. Особенность Успенского собора - наличие в помещении храма глубоких ниш для погребения. На подпружной арке Успенского собора был обнаружен процарапанный геральдический знак Рюриковичей. На стенах внутри церкви, в откосах оконных проемов сохранились фрагменты настенной живописи XII в. В Государственном Русском музее хранится фреска, украшавшая фасадную плоскость собора.
Рис. 2. Церковь Успения
В Ладоге было более пяти монастырей, но до нашего времени сохранились только два: Никольский мужской монастырь и женский Успенский монастырь.
Успенский монастырь впервые упоминается в 1500 г. как монастырь около церкви Успения Богородицы. В царской России это был один из известнейших монастырей. Он знаменит в том числе своими известными монахинями: в Успенском монастыре была заточена Евдокия Лопухина, первая
жена Петра I, а с 1754 г. до своей кончины здесь жила Евдокия Андреевна Ганнибал, жена Абрама Ганнибала.
Никольский монастырь возник вокруг церкви св. Николая Чудотворца, в XII-XIII вв. По приданию, основание монастыря было связано с победой Александра Невского в Невской битве (1240), в которой участвовал и отряд ладожан. В Смутное время монастырь был разорен до основания и восстановлен лишь к 1620 г. В XIX в. петербургский архитектор А. М. Горностаев построил в Никольском монастыре каменный храм св. Иоанна Златоуста, который в настоящее время является единственным действующим храмом на территории монастыря.
Старая Ладога может стать местом паломничества для российских историков и археологов, так как ее историческое прошлое уникально.
Официально дата основания города - 753 г. Такая точная дата появилась отнюдь не на пустом месте. Дату создания города называют «вышедшей из лопаты археолога». По археологическим данным, к этому году крепость Ладога уже существовала.
Дело в том, что, несмотря на древность города, археологические раскопы там практически не проводились. Только с 1980-х гг. начались научные исследования.
Имя Анатолия Кирпичникова известно немногим. Тем не менее это человек, достойный славы не меньше, чем Генрих Шлиман. Он не просто проводит тщательное исследование на территории современной Ладоги. Кирпичников доказал существование города - крупного торгового и административного центра на территории Ладоги за 100 лет до общепринятой даты создания русского государства.
Уже в VIII в. на берегу Волхова существовала крепость, которая была пристанищем купцов, так как через Ладогу проходили пути «из варяг в греки» и «из варяг в арабы». На территории современного города были найдены некоторые товары из Скандинавии, а также множество арабских вещей IV-VIII вв. По предположениям археологов, главным платежным средством были бусы. В Ладоге их находят в огромном количестве - стеклянные, из полудрагоценных камней, различных расцветок и размеров.
Кирпичников доказал наличие княжеской власти со всеми ее атрибутами в Ладоге.
Среди исторических достопримечательностей наибольший интерес для массового туризма могут вызывать следующие:
1. Староладожская крепость на Ладожском мысу, при впадении в Волхов реки Ладожки. Самые древние ее руины относят к VIII в. По какой-то непонятной случайности или, наоборот, по вполне понятной закономерности, она сгорела дотла в 869 г. (т.е. за два года до прихода Рюрика). На рубеже К-Х вв. ее восстановили. Затем в 1114 г. новгородский князь Мстислав Великий заложил новую крепость со стенами восьмиметровой высоты и двухметровой толщины, которая устояла при нападении шведов в 1164 г. До наших дней сохранились Климентовская и Воротная башни. Однако большая часть крепости была восстановлена уже в ХХ в. на древней основе. Но у восточной стены еще проглядывают через траву остатки стены XII в.
2. Археологический музей, содержащий некоторые находки из раскопов в Ладоге. Здесь находятся упомянутые ранее бусы, латы, оружие, а также
разные предметы быта дохристианской Руси и даже скелеты. Кроме этого, представлена тематическая выставка, посвященная быту древних славян, а желающие могут изучить похоронные обряды и виды захоронений.
3. Отдельной достопримечательностью, не оцененной еще в полной мере, являются Ладожские курганы. На въезде в город можно увидеть небольшую плиту с указанием, что это «памятник археологии, сопки VIII-X вв.». И все. Высота курганов до 12 м. С учетом культурного слоя, появившегося за X-XII столетия, можно предположить, что ранее она была не менее 20 м. Здесь хоронили правителей Ладоги (кроме Рюрика). Здесь же, по легенде, был погребен Вещий Олег. До сих пор самый высокий курган носит название Олегова, и молва приписывает его именно этому воину. Эту догадку решили проверить археологи. Более 100 лет назад могила была вскрыта. В ней обнаружили скелет мужчины в золотых латах, а также скелет лошади. Изучив эти останки, правительственная комиссия сделала заключение, что ничто не подтверждает, будто это могила Олега Вещего, но и ничто не опровергает этого.
Вышеперечисленные исторические объекты представляют собой ценнейшие туристские ресурсы. Посещение таких мест способствует развитию патриотизма.
Старая Ладога - это древний город, который сохранил объекты, связанные с дохристианскими верованиями наших пращуров.
С одной стороны, это может привлекать ученых-историков со всего мира. С другой стороны, Старая Ладога становится местом проведения всевозможных праздников (начиная с Ивана-Купалы). Исторические клубы проводят здесь реставрацию исторических событий.
Таким образом, рассмотрев некоторые достопримечательности Старой Ладоги, мы можем констатировать наличие богатейших ресурсов для привлечения туристов.
Выделим основные причины, препятствующие развитию туризма:
1. Недостаточно развитая инфраструктура. В 2003 г. в честь празднования 1250-летия города был открыт ресторан «Рюрик», а также в городе имеется гостиница с таким названием. Условий для массового привлечения гостей нет.
2. Старая Ладога находится сравнительно недалеко - в 120 км от Санкт-Петербурга. Но автобусы туда не ходят. Добраться можно или с экскурсией, или на собственном транспорте.
3. Самым главным недостатком, на наш взгляд, является отсутствие информационной поддержки. Реклама Старой Ладоги не проводится вообще. В таких условиях потенциальные посетители просто не имеют возможности узнать, что такой объект существует.
Наше исследование показало, что, несмотря на причины, препятствующие развитию туризма, Старая Ладога имеет огромный потенциал. Его развитие приведет не только к положительным экономическим последствиям, но и будет способствовать росту патриотизма.
Список литературы
1. Кирпичников, А. Н. Крепость Ладога в X-XШ веках / А. Н. Кирпичников // Новгород древний - Новгород социалистический. - Новгород, 1977.
2. Нелидова, Е. Русь в ее столицах: Старая Ладога, Новгород, Киев / Е. Нелидова. -СПб., 2003.
3. иКЬ: http://www.oldladoga.spb.ru/rus/news/