Критерии корректного набора функций ИТ-системы, такие как полнота, корректность, минимальность, согласованность и понятность, были учтены при формировании функционального набора системы для отдела продаж компании. Все необходимые задачи и операции были учтены, описаны и не было избыточности или противоречий между функциями. Каждая функция была понятной и ясно описана, чтобы пользователи системы могли понять их суть и роль в автоматизации бизнес-процессов отдела продаж компании
При внедрении новых и эффективных IT технологий финансовых издержек избежать невозможно, а преимуществ компания на выходе получает значительно больше. Интенсивное развитие ИТ-технологий привело к тому, что на рынке существует большое количество решений, которые можно применить готовыми или адаптировать для конкретного предприятия [5]. И прежде чем начать разработку собственного продукта, полезно поискать готовые решения. Если такое найдется и будет приемлемо, то это существенно сократит сроки и стоимость всего проекта цифровой трансформации.
Источники:
1. Портал Цифровая экономика // Национальные проекты России [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/ projects/tsifrovaya-ekonomika#initiatives (дата обращения: 10.05.2024).
2. Стратегии цифровой трансформации. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. 26.06.2023. [Электронный ресурс]. - URL: https://digital.gov.ru/ (дата обращения: 10.05.2024).
3. Гудкова Т.В. Трансформация фирмы в условиях цифровой экономики // Диссертационное исследование, 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/transformatsiya-firmy-v-usloviyakh-tsifrovoi-ekonomiki (дата обращения: 10.05.2024).
4. Уровень цифровой зрелости в России (Digital IQ) // Онлайн-журнал Tadviser. 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/ index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:(Digital_IQ) (дата обращения: 12.05.2024).
2. Чикунов И. М. Грехов А. М. Цифровая трансформация. СПб.: ГУАП, 2021. - 79 с. - ISBN 978-5-8088-1661-9.
3. Реинжиниринг. Как выстроить бизнес-процессы заново // СберБанк. URL: https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_ business/reinzhiniring-vystraivaem-biznes-processy-zanovo (дата обращения: 11.05.2024).
EDN: LJVQBZ
С.В. Войткевич - аспирант кафедры экономики в энергетике и промышленности, Национальный исследовательский университет «МЭИ», Москва, Россия, [email protected],
S.V. Voytkevich - Postgraduate Student of the Department of Economics in Energy and Industry, National Research University "MPEI", Moscow, Russia;
Е.Н. Лейман - проректор по модернизации имущественного комплекса и правовой работе, Национальный исследовательский университет «МЭИ», Москва, Россия, [email protected],
E.N. Leyman - Vice-Rector for Modernization of the Property Complex and Legal Work, National Research University "MPEI", Moscow, Russia.
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ И ИТ-КОМПАНИЯМИ MODELS OF INTERACTION BETWEEN ELECTRIC POWER INDUSTRY ENTITIES AND IT COMPANIES
Аннотация. В статье описана взаимосвязь между развитием электроэнергетического комплекса и внедрением информационных технологий в его инфраструктуру. Целью данного исследования является выявление основных классификационных признаков и формирование кластеров моделей взаимодействия между субъектами электроэнергетики и ИТ-компаниями. Предмет исследования составляют формы сотрудничества генерирующих, сетевых и сбытовых компаний, а также потребителей электроэнергии с различными ИТ-компаниями. Для проведения исследования выбран комплексный подход, включающий анализ научной литературы и интервью с экспертами, применение фасетного метода классификации и кластерного анализа. В результате выделено 5 основных моделей взаимодействия электроэнергетических компаний и ИТ-компаний и сформировано 5 кластеров по направлениям их сотрудничества. Результаты исследования могут быть использованы исследователями для формирования новых бизнес-моделей на основе интегрированных продуктов и услуг, а также электроэнергетическими и ИТ-компаниями для расширения межотраслевого взаимодействия в рамках цифровой трансформации электроэнергетического комплекса. Выводы подчеркивают необходимость комплексного подхода к цифровизации электроэнергетики, включая создание благоприятных условий для развития ИТ-инноваций и обеспечение высокого уровня защиты критически важной инфраструктуры.
Abstract. The article describes the relationship between the development of the electric power complex and the introduction of information technologies in its infrastructure. The purpose of this study is to identify the main classification features and form clusters of models of interaction between electric power industry entities and IT companies. The subject of the research is the forms of cooperation between generating, grid and sales companies, as well as electricity consumers with various IT companies. To conduct the study, an integrated approach was chosen, including the analysis of scientific literature and interviews with experts, the use of the faceted classification method and cluster analysis. As a result, 5 main models of interaction between electric power companies and IT companies were identified and 5 clusters were formed in the areas of their cooperation. The results of the study can be used by researchers to form new business models based on integrated products and services, as well as by electric power and IT companies to expand cross-industry interaction as part of the digital transformation of the electric power complex. The findings underscore the need for a comprehensive approach to the digitalization of the electric power industry, including the creation of an enabling environment for the development of IT innovations and the provision of a high level of protection for critical infrastructure.
Ключевые слова: электроэнергетика, модели взаимодействия, цифровизация, субъекты электроэнергетики, ИТ-компании, формы сотрудничества, кластеры, межотраслевое взаимодействие.
Keywords: electric power industry, interaction models, digitalization, electric power industry entities, IT companies, forms of cooperation, clusters, intersectoral interaction.
Введение
В современном мире сфера электроэнергетики и ИТ-отрасль тесно переплетены. Инновационные информационные технологии уже давно стали неотъемлемой частью процессов проектирования, эксплуатации и управления в электроэнергетике. Новые модели взаимодействия между субъектами электроэнергетического рынка и ИТ-компаниями открывают уникальные возможности для повышения эффективности, надежности и безопасности энергетических систем. Однако сложность и новизна данных взаимодействий порождают определенные вызовы и проблемы, требующие глубокого исследования и анализа. В данной статье мы обосновываем актуальность изучения моделей взаимодействия между субъектами электроэнергетики и ИТ-компаниями, зада-
ем основные исследовательские вопросы и стремимся определить, каким образом эти отношения могут быть оптимизированы для достижения взаимной выгоды.
Последовательное изучение указов Президента Российской Федерации и последующих за ними распоряжений Правительства Российской Федерации ярко демонстрируют стратегическое направление развития всех отраслей экономики, включая электроэнергетику, в области информационных технологий.
Основополагающим нормативным документов по данному вопросу является Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [1], именно в ней определяются стратегические ориентиры в области развития информационного общества через активное применение и внедрение информационно-коммуникационных технологий. Важность использования цифровых технологий для трансформации ключевых секторов экономики, в том числе и электроэнергетического комплекса, подчеркивается также в документе «Национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года» [2].
В дополнение к этому, в 2019 году была утверждена национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года [3], в ней развитие искусственного интеллекта выделяется как основополагающий элемент технологического прогресса. В рамках этой стратегии определены ключевые направления и задачи для стимулирования развития искусственного интеллекта, а также предусмотрены меры по созданию благоприятных условий для его развития на территории России.
Все это заложило нормативно-законодательный фундамент для выработки мер комплексного развития энергетической отрасли страны на основе внедрения информационных технологий. Ключевым шагом к цифровой энергетике стало принятие Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года [5], и последующих подзаконных актов, в которых подчеркивается важность консолидации усилий субъектов электроэнергетики и ИТ-компаний в целях повышения эффективности и надежности энергосистемы. Указанные выше стратегические документы в совокупности формируют основу для интеграции цифровых технологий в экономику и общество, открывая новые возможности для устойчивого развития и повышения конкурентоспособности страны.
В последние годы значительное внимание уделяется вопросам взаимодействия между сферой электроэнергетики и ИТ-индустрией. Многочисленные исследования охватывают аспекты интеграции информационных технологий в управление и эксплуатацию энергетических систем. Важно отметить работы, посвященные разработке и внедрению интеллектуальных электроэнергетических систем, использованию больших данных и машинного обучения для анализа и прогнозирования энергетических потоков, а также повышению кибербез-опасности в секторе электроэнергетики. Отдельные исследования уделяют внимание моделям сотрудничества и стратегическим партнерствам между энергетическими компаниями и ИТ-сектором, выявляя потенциальные преимущества и вызовы такого взаимодействия.
Так, цифровизация электроэнергетики включает в себя разработку и применение систем умных сетей (Smart Grid), которые способны адаптироваться к изменяющимся условиям потребления и производства энергии в реальном времени [8]. Соответственно внедрение информационных технологий в энергетику направлено на создание интегрированных систем управления, что позволяет повысить эффективность распределения и использования энергоресурсов.
Интеграция цифровых технологий в энергетическую сферу только в целях повышения надежности энергоснабжения невозможно, поскольку цифровизация несет в себе киберриски. Согласно Федеральному закону от 26.07.2017 № 187-ФЗ энергетическая инфраструктура отнесена к критической информационной инфраструктуре [4], следовательно должна быть обеспечена повышенная защита данных и управляющих систем от внешних и внутренних угроз, включая кибератаки. Таким образом, разработка и внедрение информационных технологий в энергетике также должно сопровождаться организацией современных систем кибербезопасности [11].
Внедрение систем дистанционного мониторинга и управления потреблением способствует не только сокращению негативного воздействия на окружающую среду (за счет повышения энергоэффективности), но и позволяет интегрировать возобновляемые источники энергии в общую энергетическую систему (за счет распределения нагрузки между традиционными и альтернативными источниками) [17]. Данное обстоятельство определяет необходимость масштабирования ИТ-решений при реализации стратегии устойчивого развития энергетики.
Таким образом, всё более значимым в контексте современных требований к эффективности, надёжности и безопасности электроэнергетических систем становится организация тесного взаимодействия между субъектами электроэнергетики и ИТ-компаниями.
Целью данного исследования является выявление основных классификационных признаков и формирование кластеров моделей взаимодействия между субъектами электроэнергетики и ИТ-компаниями.
Методология
Для исследования моделей взаимодействия был выбран комплексный подход, сочетающий в себе изучение и систематизацию научной литературы, а также интервью с экспертами в области электроэнергетики и ИТ. Для выделения моделей взаимодействия между субъектами электроэнергетики и ИТ-компаниями выбран фа-сетный метод классификации, для выделения их однородных групп применяется кластерный анализ.
Основная часть
Рассмотрим основные типы субъектов электроэнергетики и характеристики их взаимодействия с ИТ-компаниями.
1. Генерирующие компании
1.1. В Группе «Интер РАО» функционирует выделенная компания ООО «Интер РАО - Информационные Технологии», которое занимается предоставлением комплексных ИТ-услуг и реализацией ИТ-проектов для внутренних заказчиков Группы. В контексте стратегии цифровой трансформации Группа «Интер РАО» предлагает сотрудничество с внешними инновационно-технологическими компаниями, готовых реализовать стартапы на площадках группы в следующих областях:
A. Нейротехнологии и искусственный интеллект (ИИ): разработка и внедрение ИИ-решений для генерации текстов отчетов через обработку естественного языка, а также обработки фотографий показаний приборов учета.
Б. Электрогенерация и теплоэнергетика: ИТ-решения по оптимизации работы тепловых сетей, аппаратного обеспечения мониторинга сохранности пломб на объектах нового строительства, дистанционного мониторинга состояния тепловых сетей с использованием квадрокоптеров, применения VR-технологий.
B. Розничный бизнес: разработка и внедрение ПО для разделения платежей юридических лиц в сфере ЖКХ, интеграции информационных системам заказчика и компаний Группы для подготовки и заполнения форм отчетности в автоматическом режиме.
Г. Цифровые диагностические решения для энергетического оборудования Группы: паровые и газовые турбины, турбогенераторы, трансформаторы, котлы, насосы и вспомогательное оборудование.
Д. Сервисы и продукты для предпринимателей и жителей микрорайонов: платформы для коммуникации и обмена услугами между жителями, а также систем лояльности, платных бытовых сервисов и сервисов по взаимодействию с Управляющими компаниями.
1.2. АО «Концерн Росэнергоатом» также имеет выделенный ИТ-блок - ряд дочерних компаний: компании группы Атомдата, ПРАЙМ ГРУП, Е+Е, КОНСИСТ-ОС, Гринатом, ЦИФРУМ, ВНИИАЭС, РАСУ, АТ Консалтинг и др. В Госкорпорации «Росатом» реализуется единая цифровая стратегия, в рамках которой ИТ-блок создает для атомной отрасли и внешних рынков инновационные цифровые решения по следующим направлениям:
A. Управление предприятием и производством: Атом Майнд, Сарус, Призма, Дедал-Скаут, Almaz BI, Атом.РИТА, Атомбот и другие.
Б. Информационная и физическая безопасность: ИТ-решения в сфере физической, информационной (включая кибербезопасность) и антитеррористической безопасности, а также ИТ-решения по защите сетевой инфраструктуры, виртуальной среды, мобильных устройств.
B. Инфраструктурные ИТ-решения: сооружение ЦОД на заказ (Colocation), облачные услуги (SaaS, PaaS. IaaS, Cloudate), построение корпоративных сетей (Т-Ком, Атом.Порт, Атом.Домен, Продукты Multi-D).
Г. Цифровизация городских сервисов и процессов: цифровая трансформация муниципалитета (платформа и сервисы «Умный город»), управление инфраструктурой водоснабжения (цифровой водоканал).
Д. Математическое моделирование и НИОКР: Логос и Репит.
Е. Системная интеграция и разработка ПО: цифровой и бизнес-консалтинг, заказная разработка ПО, в т.ч. мобильных и корпоративных приложений, построение и поддержка ИТ, быстрая разработка на собственной платформе low-code (Платформа Multi-D).
1.3. АО «Квадра» также входит в дивизион Росатома - АО «Русатом Инфраструктурные решения».
1.4. В Группе «РусГидро» образована 100% дочерняя компания ООО «РусГидро ИТ сервис», основным направлением деятельности которой является обеспечение ИТ-сервисами предприятий группы «РусГидро», но в последнее время нацелена на расширение доли на открытом рынке.
1.5. ООО «Газпром энергохолдинг» входит в Группу «Газпрос», в которой выделена специализированная сервисная ИТ-компания ООО «Газпром информ», управляющая ИТ-обеспечением Группы «Газпром».
1.6. ПАО «Юнипро» развивает собственное ИТ-подразделение Компании - Блок управления информационных технологий в рамках реализации стратегии цифровизации ПАО «Юнипро».
1.7. ПАО «ЭЛ5-Энерго» относится к группе «ЛУКОЙЛ» (ПАО «ЛУКОЙЛ» - мажоритарный акционер), в состав которой входит собственная ИТ-компания ООО «ЛУКОЙЛ-Технологии» (100% дочерняя структура ПАО «ЛУКОЙЛ»), которая управляет информационно-технологическим обеспечением деятельности Группы «ЛУКОЙЛ».
1.8. ПАО «Форвард Энерго» развивает собственное подразделение по информационным технологиям и цифровизации.
1.9. АО «ЕвроСибЭнерго» входит в Холдинг ЭН+ (En+ Group), ИТ-функции которого также выведены в отдельную ИТ-компанию «ЭН+ Диджитал».
1.10. ООО «Сибирская генерирующая компания» имеет в составе своей Группы ИТ-компанию ООО «Модульные системы Торнадо».
1.11. ПАО «Т плюс» (энергетический холдинг «Т Плюс», t+group) входит в центр компетенций цифрови-зации электроэнергетики и предоставляет программный комплекс для построения энергорежимов. Информационно-технологическим обеспечением деятельности компаний холдинга «Т Плюс» занимается собственная компания холдинга ООО «ИТ Плюс».
Таким образом, большинство генерирующих субъектов электроэнергетики предпочитают развивать свои собственные дочерние ИТ-компании, а также обладают развитыми внутренними ИТ-отделами, способными самостоятельно разрабатывать необходимые программные и технологические решения. Наблюдается тенденция к полной самостоятельности субъекта электроэнергетики в рамках цифровой трансформации в сфере энер-
гетики: самостоятельна разработка и поддержка внутренних информационных систем, ИТ-решений, систем предиктивного анализа, инфраструктуры информационной безопасности и т.п. Но несмотря на это, генерирующим субъектам электроэнергетики необходимо сочетать внутренние ресурсы с внешними ИТ -услугами для внедрения инновационных технологий и расширения функционала своей информационной инфраструктуры.
2. Сетевые (распределительные) компании
2.1. ПАО «Россети» входит в центр компетенций цифровизации электроэнергетики и является амбасса-дором технологий «умных сетей», цифровых подстанций и телеуправления оборудованием подстанций, приборов интеллектуального учета. Главным ИТ-интегратором группы компаний ПАО «Россети» является ее 100% дочерняя компания АО «Россети Цифра». Ведущим поставщиком ИТ-услуг является компания опосредованно управляемая ПАО «Россети» - ООО «АйТи Энерджи Сервис» (управляющая организация АО «Россети Цифра». Развитием платформы технологического управления занимается «Россети АСТУ» (АО «Оператор АСТУ», дочерняя компания ПАО «Россети»), а по поставку программного обеспечения по лицензионному договору осуществляет независимая компания «АГАТ - системы управления».
По направлениям цифровой трансформации электросетевого комплекса также ведет работу «Россети Научно-технический Центр» (АО «ФИЦ»). В сотрудничестве с российскими вендорами специалисты ПАО «Россети» занимаются стандартизацией формата передачи информации и информационных моделей объектов электросетевого комплекса России.
Во многом автоматизации бизнес-процессов компании и цифровизации бизнеса способствуют ИТ-решения от ПАО «Россети Московский регион», которые могут быть тиражированы как для предприятий электроэнергетического комплекса, так и других отраслей.
2.2. АО «БЭСК» активно сотрудничают с российскими ИТ-компаниями по вопросам активного замещения импортного ПО, совместно с производственным отделением «Информационные технологии и связь» ООО «Башкирэнерго» (дочерняя компания АО «БЭСК») предлагают рынку услуги аутсорсинга ИТ-функций.
2.3. Менее крупные электросетевые компании ОАО «ИЭСК», ОАО «Сетевая компания», ПАО «СУЭН-КО» активно развивают свои ИТ-отделы компаний и регулярно обращаются к российским ИТ-компаниям-интеграторам по вопросам разработки и развертывания систем мониторинга и диагностики состояния сетевой инфраструктуры, автоматизированных систем управления распределением энергии, ИТ-решений для оптимизации потоков энергии и уменьшения потерь при передаче.
3. Сбытовые компании, которые входят в состав холдингов с генерирующими объектами электроэнергетики, пользуются информационной инфраструктурой и партнерскими связями головной компании. Независимые сбытовые компании активно прибегают к сотрудничеству с ИТ-компаниями по интеграции современных ИТ-систем, позволяющих автоматизировать процессы учета потребления и выставления счетов, а также внедрения решений для удаленного снятия показаний приборов учета, что повышает точность данных и удобство для конечных пользователей [10].
В данном случае сотрудничество строится на основе конкретных проектов. Субъект электроэнергетики привлекает ИТ-компании для реализации конкретных проектов, требующих специализированных знаний или технологий.
4. Крупные потребители (коммерческие потребители, предприятия промышленности, гособъекты) и домохозяйства используют либо гибридную модель сотрудничества (с активным участием собственного ИТ -отдела), либо полную внешнюю интеграцию, когда субъект электроэнергетики полностью полагается на внешние ИТ-компании для разработки, поддержки и управления своей ИТ-инфраструктурой. По мере цифровизации электроэнергетики потребители все чаще будут прибегать к использованию устройств интернета вещей (1оТ) [12] как для автоматизации домашнего хозяйства, так и автоматизированного управления производством, контроля доступа и мониторинга состояния оборудования для предотвращения аварийных ситуаций, контроля за потреблением энергии и управления затратами на энергоресурсы, внедрения ИТ-решений для обеспечения информационной безопасности.
Таким образом, сочетание стратегических целей Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года с активным внедрением информационных технологий открывает новые возможности для развития электроэнергетического сектора, делая его более адаптивным, безопасным и ориентированным на будущее.
Исходя из описанных выше характеристик процессов цифровой трансформации основных типов субъектов электроэнергетики классифицируем модели их взаимодействия с ИТ-компаниями.
Модель 1. Электроэнергетические компании инвестируют либо в развитие собственных дочерних ИТ-компаний, либо в перспективные ИТ-компании для последующего их приобретения и расширения своего портфеля технологий и рыночного присутствия. Особенно характерна данная модель для крупных генерирующих и сетевых электроэнергетических компаний.
Модель 2. В случае невозможности полноценного поглощения ИТ-компании со стороны электроэнергетической компании, они создают совместные предприятия или долгосрочные (порой эксклюзивные) партнерства, что с одной стороны оставляет некоторую обособленность управления каждого юридического лица, а с другой стороны позволяет объединить ресурсы и компетенции обеих сторон для разработки и внедрения новых ИТ-технологий и ИТ-решений в электроэнергетике.
Модель 3. Договорные отношения между электроэнергетической компанией и ИТ -компанией в рамках Гражданского Кодекса по следующим направлениям:
3.1. Электроэнергетические компании заказывают разработку узкоспециализированного ИТ-продукта (например, программного обеспечения или другого ИТ-решения) у независимой ИТ-компании с последующей передачей прав на разработанные нематериальные активы в пользу субъекта электроэнергетики для последующего самостоятельного использования в своей деятельности.
3.2. Аналогично 3.1., но без передачи прав, ИТ-компании передают свои разработанные продукты электроэнергетическим компаниям по лицензии.
3.3. Договор купли-продажи на уже готовые (коробочные) ИТ-решения между ИТ-компанией и электроэнергетической компанией без предоставления дальнейшего обслуживания и обновления.
3.4. Лицензионные договора на уже готовые (коробочные) ИТ-решения между ИТ-компанией и электроэнергетической компанией с предоставлением дальнейшего обслуживания и обновления.
Модель 4. Полноценный аутсорсинг: электроэнергетическая компания делегирует свои непрофильные ИТ-задачи на ИТ-компанию, заключая договор на передачу определенных ИТ-функций на аутсорсинг. Например, интеграторы (специализированные ИТ-компании), как правило, занимаются разработкой и развёртыванием полноценной информационной системы с последующей ее поддержкой, обновлением и интеграцией необходимых ИТ-решений в уже существующую инфраструктуру электроэнергетической компании. Другим примером является предоставление электроэнергетическим компаниям со стороны ИТ-компании доступа к облачным ресурсам и решениям таким как [9]: Software as a service (SaaS) («Программное обеспечение как услуга»), Infrastructure as a Service (IaaS) («инфраструктура как услуга»), Platform as a Service (PaaS) («платформа как услуга»).
Модель 5. ИТ-компании оказывают аудиторские и консультационные услуги электроэнергетическим компаниям по договору оказания услуг без непосредственной разработки и продажи (предоставления лицензии) ИТ-решений. Например, проводят оценку существующих информационных систем и процессов, ИТ-инфраструктуры и ИТ-ресурсов, выявляют слабые места и уязвимости, разрабатывают рекомендации по минимизации угроз информационной безопасности, консультируют по применению современных ИТ-решений, автоматизации и оптимизации бизнес-процессов и т.д.
Кластерный анализ моделей взаимодействия между субъектами электроэнергетики и ИТ-компаниями можно провести, выделив несколько основных направлений сотрудничества. Эти кластеры отражают различные аспекты цифровизации электроэнергетической отрасли, в рамках которых будут сгруппированы различные модели взаимодействия.
Кластер 1. Совместная работа над цифровой трансформацией электроэнергетического комплекса.
Электроэнергетические компании и ИТ-компании могут сотрудничать в рамках реализации совместных научно-исследовательских проектов, направленных на развитие новых ИТ-технологий и ИТ-решений для повышения эффективности управления энергосистемами, оптимизации распределения и потребления энергии, а также улучшения прогнозирования потребностей в энергии.
Для разработки и внедрения цифровых технологий в инфраструктуру электроэнергетики требуются глубокие знания и в области ИТ, и специфики функционирования электроэнергетического комплекса как в целом, так и отдельных субъектов. Этот кластер объединяет модели взаимодействия, направленные на масштабирование и развитие технологий «умных сетей» (Smart Grid), систем управления энергоснабжением, систем управления распределительными сетями, систем диспетчерского управления и автоматизации процессов, систем мониторинга и диагностики оборудования электростанций и подстанций, разработка и внедрение программного обеспечения для учета электроэнергии, анализа и прогнозирования энергопотребления.
Для оптимизации работы энергосистем требуется разработка аналитических и прогностических систем на основе больших данных и искусственного интеллекта, а также внедрение решений на основе машинного обучения для анализа состояния оборудования, прогнозирования потребления и выявления нестандартных ситуаций [13].
Электроэнергетические компании и ИТ-компании могут работать вместе для создания специализированного программного обеспечения, которое отвечает уникальным потребностям электроэнергетической отрасли, например, системы предиктивного обслуживания для энергетического оборудования. Использование данных с датчиков и машинного обучения для анализа состояния оборудования в реальном времени и предсказания потенциальных неисправностей до их возникновения позволяет проводить профилактическое обслуживание, минимизируя риски аварий и простоев [6].
Кластер 2. Совместная работа над устойчивым развитием электроэнергетического комплекса с акцентом на экологические вопросы и интеграцию возобновляемых источников энергии в общую энергосистему.
Электроэнергетические компании и ИТ-компании могут сотрудничать в рамках проектов по созданию систем управления распределением энергии и программного обеспечения для оптимизации работы энергосистем с учетом возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Такой переход требует создания гибких и адаптивных систем управления энергопотоками. ИТ-компании предоставляют необходимые технологии и программное обеспечение для интеграции таких источников в общую энергосистему, обеспечивая её стабильность и эффективность.
ИТ-технологии «зеленой» энергетики включают в себя системы прогнозирования погоды для возобновляемых источников энергии, системы управления энергопотреблением, создание виртуальных электростанций и систем хранения выработанной электроэнергии для оперативного реагирования на изменения в спросе и предложении на рынке электроэнергии, ИТ-решения повышения энергоэффективности «традиционной» энергетики, что в совокупности будет способствовать снижению вредных выбросов в атмосферу и повышению устойчивости энергосистем [15].
Для дальнейшей экстенсивной интеграции возобновляемых источников энергии в существующую инфраструктуру необходимо создание специализированных цифровых платформ. Параллельно с этим электроэнергетические компании развивают энергетическую инфраструктуры для электромобилей (физическое создание сетей зарядных станций), а ИТ-компании разрабатывают и развивают программное обеспечение для управления зарядкой и интеграцией с энергосистемами, что также можно реализовать посредством цифровых платформ.
Кластер 3. Совместная работа по вопросам обеспечения информационной безопасности критической информационной инфраструктуры электроэнергетических компаний, включая кибербезопасность систем.
Электроэнергетические компании и ИТ-компании могут сотрудничать в рамках актуализации и квалифицированного применения стандартов безопасности для обеспечения защиты данных и информационных систем. На основе данных мониторинга информационных систем со стороны электроэнергетических компаний, а также отчетов по аудитам информационной безопасности со стороны ИТ-компании возможна совместная реализация проектов по разработке и внедрению различных меры безопасности, включая средства контроля доступа, видеонаблюдения, контроля за рабочими столами и действиями сотрудников в информационных системах компании и т.д.
В связи с тем, что с увеличением зависимости от цифровых технологий возрастает и риск кибератак на энергетическую инфраструктуру, электроэнергетическим компаниям необходимо внедрять передовые решения в области кибербезопасности. По данным вопросам ИТ-компании уже могут предложить готовые решения, которые, в случае активного взаимодействия с электроэнергетическими компаниями, можно специализировать именно для защиты от кибератак критически важных объектов энергетики.
Кластер 4. Совместная работа над созданием и выведением на рынок цифровых сервисов для потребителей электроэнергии.
Электроэнергетические компании могут привлекать ИТ-компании по вопросам повышения качества обслуживания клиентов электроэнергетических компаний. Например, на текущий момент существуют возможности разработки как мобильных, так и веб-приложений для потребителей электроэнергии, позволяющих передавать показания счетчиков электроэнергии и там же оплачивать потребляемые энергоресурсы [16]. Со стороны клиентских офисов электроэнергетических компаний существует запрос на масштабирование CRM-систем (управление отношениями с клиентами) для автоматизации процессов обслуживания клиентов, отслеживания и исполнения заявок от потребителей, информирования по ходу выполнения, круглосуточной технической поддержки при минимизации штата сотрудников, например, за счет чат-ботов [14].
Кластер 5. Совместная работа над унификацией форматов обмена информацией.
ИТ-компании самостоятельно разрабатывают различные программные продукты и ИТ -решения. Субъекты электроэнергетики независимо друг от друга развивают свои информационные системы на базе различных ИТ-решений. А в связи с тем, что энергосистема общая, субъектам необходимо обмениваться данными из своих информационных систем, что невозможно автоматизировать, если данные ИТ-продуктов различных разработчиков не совместимы между собой.
В России вопросами стандартизации в энергетике занимается Росстандарт, которым были утверждены методические указания «Информационная модель электроэнергетики. Руководство по разработке и использованию профилей информационной модели и профилей информационного обмена, а также по составлению диаграмм классов». Они легли в основу серии стандартов ГОСТ Р 58651 «Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Информационная модель электроэнергетики», согласно которым использование общей информационной модели позволит повысить качество и своевременность передаваемой информации, сократить затраты на внедрение автоматизированных систем [7].
Унификация является ключевым фактором успешной цифровизации энергетики, но ИТ-компаниям нужны реальные данные и реальные пилотные площадки для тестирования своих разработок. И в данном случае, регуляторы могут играть ключевую роль в координации взаимодействия между электроэнергетическими компаниями и ИТ-компаниями, ограничено допуская последних к отраслевым данным и инфраструктуре (например, к сетям передачи данных, центрам обработки данных, данным из систем управления энергопотреблением и т.д.).
Необходимо разрабатывать и внедрять на государственном уровне обязательных к использованию общих стандартов и протоколов для обмена информацией и данных, что невозможно без межотраслевого взаимодействия. Чтобы обеспечить совместимость и взаимозаменяемость продуктов и услуг, а также автоматизированный обмен информацией между различными системами и ИТ-платформами, необходимо составлять партнерские инновационные программы развития и для электроэнергетических компаний, и для ИТ-компаний. Этому способствует проведение межотраслевых конференций и хакатонов.
Заключение
Взаимодействие между субъектами электроэнергетики и ИТ-компаниями создаёт основу для создания новой энергетической экосистемы, где цифровизация, инновации и устойчивое развитие являются ключевыми элементами. Эффективное сотрудничество в рамках выделенных кластеров способствует повышению надежности, безопасности и эффективности энергетической инфраструктуры, а также ускорению процесса цифровой трансформации в электроэнергетике. Дальнейшее развитие такого сотрудничества может привести и к созданию новых бизнес-моделей, новых рыночных возможностей, интегрированных продуктов и услуг.
Источники:
1. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // СПС «Консультант Плюс».
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС «Консультант Плюс».
3. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 г. № 490 «Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9.06.2020 г. № 1523-р «Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года» // СПС «Консультант Плюс».
4. Баринова В.А., Девятова А.А., Ломов Д.Ю. Роль цифровизации в глобальном энергетическом переходе и в Российской энергетике // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2021. №4. С. 126-145.
5. Глотов А.В., Черемисинов С., Щербаков М.В. Цифровая система предиктивного анализа работы генерирующего оборудования // Энергетическая политика. 2020. №9 (151). С. 52-59.
6. Демьянова О.В., Бадриева Р.Р. Особенности реализации проектов индустрии 4.0 в электроэнергетике // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2022. №3. С. 161-175.
7. Игольникова И.В., Чепиков Е.В. Развитие электроэнергетики в условиях цифровизации // Экономика. Социология. Право. 2022. №2 (26). С. 9-13.
8. Малкова Т.Б., Тагирова А.М. Актуальные вопросы цифровизации энергосбытовых компаний // Журнал прикладных исследований. 2022. №11. С. 547-552.
9. Молчанов Н. А., Матевосова Е. К. Энергетическая безопасность в эпоху дигитализации // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2020. №3 (67). С. 86-95.
10. Назарова Ю.А., Корзин А.С., Демидов А.С. Анализ перспектив применения технологии интернета вещей в электроэнергетической отрасли // Computational nanotechnology. 2021. №4. С. 9-18.
11. Пипия Ю.С. Использование технологий интернета вещей в электроэнергетике: возможности и ограничения в процессе перехода // Научные записки молодых исследователей. 2019. №5. С. 56-64.
15. Сулейманов Р.И. Применение CRM-систем в целях эффективного управления в энергосбытовых компаниях ОАО "Энергосбыт Плюс" // Национальная ассоциация ученых. 2016. №3-1 (19). С. 112-116.
16. Терентьев Н.Е. «Зеленая» энергетика в системе технологий новой промышленной революции // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2016. №1. С. 226-240.
17. Шаров В.В., Фатыхов Р.И. Автоматизированная система учета электроэнергии с использованием Web технологий // Известия вузов. Проблемы энергетики. 2015. №9-10. С. 87-90.
18. Яровова Т.В., Ивлева И.В. О концепции модели цифровой трансформации электроэнергетических компаний // Вестник Академии знаний. 2023. №1 (54). С. 282-289.
EDN: LBNLCQ
Е.С. Гаврилюк - к.э.н., доцент факультета технологического менеджмента и инноваций Национального исследовательского университета ИТМО, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
E.S. Gavrilyuk - candidate of economic sciences, associate professor of the department of the Faculty of Technological Management and Innovation, National Research University ITMO, St. Petersburg, Russia;
А.О. Гоман - обучающийся факультета технологического менеджмента и инноваций Национального исследовательского университета ИТМО, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
A.O. Goman - student of the Faculty of Technological Management and Innovation, National Research University ITMO, St. Petersburg, Russia.
АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РЕИНЖИНИРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УНИВЕРСИТЕТАХ
В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ANALYSIS OF DIRECTIONS FOR RE-ENGINEERING THE EDUCATIONAL PROCESS IN UNIVERSITIES IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты реинжиниринга образовательного процесса в высших учебных заведениях в контексте цифровой трансформации. Целью исследования является анализ практических кейсов повышения качества образования посредством интеграции цифровых технологий для определения основных направлений реинжиниринга в университетах. В рамках работы использованы методы дедукции и индукции, а также проведен анализ отечественных и зарубежных литературных источников. В результате исследования предложены направления реинжиниринга образовательного процесса, такие как трансформация образовательной среды, пересмотр образовательных методик, персонализация обучения, которые способствуют созданию адаптивной учебной среды и повышению качества образования в условиях цифровой трансформации. Данная статья может быть полезна для руководства университетов, преподавателей и разработчиков учебных программ, стремящихся к переосмыслению традиционных подходов и методов обучения в контексте растущего объема информации и требований рынка труда.
Abstract. The article discusses key aspects of reengineering the educational process in higher education institutions in the context of digital transformation. Practical keys and approaches to reengineering aimed at integrating digital technologies into the educational environment are analyzed. Particular attention is paid to training young personnel who can adapt to the changing conditions of the digital economy and actively participate in the innovation process. The study applies a method of rethinking traditional approaches and teaching methods in the face of growing information and labor market demands. Problematic studies suggest areas for reengineering the educational process, such as transforming the educational environment, revising teaching methods, personalizing learning, which ensure the creation of an adaptive educational environment and improving the quality of education in the context of digital transformation.
Ключевые слова: Реинжиниринг образовательного процесса, университет, цифровая трансформация, цифровая экономика, цифровые технологии.
Keywords: Reengineering of the educational process, university, digital transformation, digital economy, digital technologies.
Благодарности: Исследование осуществлено в рамках Научной исследовательской работы аспирантов и магистрантов университета ИТМО.
Acknowledgments: The study was carried out within the framework of the scientific research work of graduate and undergraduate students of ITMO University.
Введение
В период интенсивной глобальной конкуренции и быстрого технологического прогресса, важность обучения высококвалифицированных специалистов резко возрастает, поскольку они играют центральную роль в ускорении инновационного процесса, улучшении производительности труда и, как результат, укреплении позиций национальной экономики на мировой арене. Стремительный прирост объема доступной информации и изменения