т
Н. В. Усова, аспирант, кафедра экономики и управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РЫНКОВ КРУПНЫХ ГОРОДОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Локальный потребительский рынок представляет собой один из важнейших и динамично развивающихся структурных элементов российской экономики, включающий в себя три сектора: розничная торговля, общественное питание и платные услуги.
За последние 20 лет на локальном потребительском рынке Свердловской области произошли существенные структурные изменения, обусловленные процессом разгосударствления и переходом от плановой экономики к рыночной системе хозяйствования. Особенно ярко эти процессы проявились в розничной торговле, которая является одним из ключевых сегментов потребительского рынка. Кардинально изменился архитектурный облик предприятий торговли, улучшился их интерьер, значительно расширился товарный ассортимент. Появились и получили -
широкое распространение новые форматы торговли.
Тенденции развития локального потребительского рынка (далее ЛПР) оказывают существенное влияние на изменение качества жизни населения, повышение конкурентоспособности национальной экономики, стимулирование инновационной деятельности, а также развитие промышленности, финансового
Кардинально изменился архитектурный облик предприятий торговли, улучшился их интерьер, значительно расширился товарный ассортимент. Появились и получили широкое распространение новые форматы торговли.
сектора и агропромышленного комплекса. Его устойчивое развитие является важнейшим условием стабильного роста муниципальной экономики и социального благополучия местного сообщества. При этом не существует единой методики анализа локального потребительского рынка, позволяющей оценить текущее состояние, выявить слабые места и «точки роста» в его развитии.
В разные годы вопросами разработки методики анализа локального потребительского рынка занимались такие ученые, как Д. А. Карх, Н. В. Новикова и другие. В частности, Д. А. Карх разработал методику комплексной оценки результативности торговых услуг на микроуровне, которая характеризует экономическую эффективность услуг хозяйствующего субъекта, качество обслуживания и конкурентоспособность объектов розничной торговли.
В своих научных трудах Н. В. Новикова исследует организацию торгового обслуживания населения в городах Свердловской области в период перехода от плановой к рыночной системе хозяйствования. В частности, была разработана типология городов по уровню развития торгового обслуживания населения в рамках одного субъекта Федерации.
Однако несмотря на существенный массив теоретико-методических исследований, пока не получили комплексного освещения в отечественных научных изданиях вопросы выявления качественных и количественных параметров, позволяющих провести систематизацию и ти-пологизацию локальных потребительских рынков, сформировавшихся в городском социально-экономическом пространстве.
В настоящее время показатели развития локального потребительского рынка, определенные на уровне органов государственной власти, носят, как правило, весьма обобщенный характер и не позволяют провести комплексный анализ его состояния. Это делает затруднительным выделение приоритетных направлений развития потребительских рынков, что в условиях рыночной системы хозяйствования является сдерживающим фактором. Так, по мнению разработчиков «Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011—2015 годы и период до 2020 года», процесс развития потребительского рынка и розничной торговли как его ключевого элемента включает в себя четыре стадии, для характеристики которых предлагается ряд показателей (таблица 1).
Однако, по мнению автора, данный подход к периодизации и оценочным по-
О качественном развитии рынка свидетельствует появление новых форматов торговли, при этом значение показателя средняя торговая площадь магазина увеличивается.
казателям носит весьма условный характер, и не может в полной мере применяться по отношению к крупным городам, так как темпы развития потребительского рынка = здесь значительно отличаются от средних и малых городов.
В составе факторов, оказывающих существенное влияние на развитие потребительского рынка в разных типах поселений, должны учитываться численность населения, уровень доходов, развитость инфраструктуры и структура экономики города, степень доступности различных типов объектов розничной торговли для населения и другие. Под влиянием вышеуказанных факторов на локальном потребительском рынке происходят сдвиги в структуре стационарных и нестационарных объектов розничной торговли.
По мнению автора, соотношение направлений и динамики изменений основных показателей, характеризующих состояние локального потребительского рынка, позволяет выделить четыре модели его развития: интенсивно расширяющийся, экстенсивно расширяющийся, сжимающийся и стагнирующий. При этом, для оценки его качественных изменений в рамках данной статьи используются показатели «плотность размещения объектов розничной торговли» и «средняя торговая площадь объекта розничной торговли». Показатель «плотность
Таблица 1
Стадии развития потребительского рынка и розничной торговли Российской Федерации1
Стадия и временной период Показатели, характеризующие стадию развития
Формирование (1992 г. - 2000 гг.) Большое количество мелких независимых игроков, преобладают небольшие магазины, киоски, рынки. Для розничного предложения характерно низкое качество, невысокая эффективность процессов розничной торговли и смежных отраслей.
Быстрый рост (с 2000-х гг.) Укрупнение бизнеса, усиление конкуренции, дифференциация форматов, ориентированных на различные потребительские группы. Развитие розничной торговли происходит преимущественно за счет ввода новых объектов в строящихся спальных районах. Неравномерность территориального распространения современных форматов.
Замедление роста (2016-2021 гг.) Равномерное территориальное распространение современных форматов, рост уровня консолидации отрасли, преобладание современных форматов, высокий уровень розничного предложения и конкуренции.
Зрелость (нет сроков) Рост прибыли за счет повышения эффективности бизнес-процессов, снижения издержек, повышения инновационного уровня бизнеса, достижения высокого уровня консолидации отрасли с доминированием современных форматов в условиях высокого уровня конкуренции и большого разнообразия форматов.
размещения объектов розничной торговли» позволяет выявить степень их концентрации в рамках определенной территории, а показатель «средняя торговая площадь объекта розничной торговли» выявить тенденции укрупнения либо упрощения объектов розничной торговли.
Для каждой из моделей, представленных автором, характерны свои особенности.
Модель интенсивно расширяющегося локального потребительского рынка — это модель развития рынка, при которой увеличивается количество как стационарных, так и нестационарных объектов розничной торговли и, соответственно, плотность размещения объектов розничной торговли.
Для данной модели развития характерны: рост территориальной доступности объектов розничной торговли, обеспеченности торговыми площадями и уровня конкуренции, а также разукрупнение стационарных объектов розничной торговли.
В рамках данной модели идет процесс насыщения объектами розничной торговли, так как наблюдается рост их общего количества, но при этом средняя торговая площадь магазина сокращается.
Модель экстенсивно расширяющегося локального потребительского рынка — это модель развития рынка, при которой увели-
Конкуренция между предприятиями торговли также переходит на качественный уровень с ориентацией на потребителя.
чивается только количество стационарных объектов розничной торговли, а нестационарных — сокращается, также наблюдается рост средней торговой площади магазина.
Для данной модели развития характерны: консолидация бизнеса и/или приход на рынок крупных торговых сетей; увеличение доли торговых площадей с использованием прогрессивных технологий торговли; замедление темпов роста территориальной доступности объектов розничной торговли для населения; сокращение оборота розничной торговли на 1 м2 торговых площадей.
Отличительной особенностью данной модели является незначительное увеличение значения показателя «плотность размещения объектов розничной торговли», что свидетельствует о замедлении темпов роста общего числа объектов розничной торговли. В отличие от предыдущей модели в таком случае на ЛПР происходят преимущественно качественные, а не количественные изменения. Так, общее число объектов розничной торговли сокращается, что, в первую очередь, обусловлено сокращением количества нестационарных объектов. Кроме того, наблюдается приток крупных торговых сетей и/или консолидация бизнеса. О качественном развитии рынка свидетельствует появление новых
форматов торговли, при этом значение показателя средняя торговая площадь магазина увеличивается. В то же время конкуренция между предприятиями торговли также переходит на качественный уровень с ориентацией на потребителя.
Модель сжимающегося локального потребительского рынка — это модель, при которой наблюдается увеличение как количества, так
и плотности размеще- -
ния нестационарных объектов розничной торговли. При этом рост числа стационарных объектов сопровождается сокращением плотности их размещения, что, в свою очередь, свидетельствует о тенденции развития именно нестационарных объектов и упрощения форматов торговли.
Для данной модели характерны: рост оборота розничной торговли на 1 м2 торговых площадей; увеличение общего количества торговых площадей; сокращение уровня территориальной доступности стационарных объектов розничной торговли; упрощение форматов торговли; рост числа нарушений законодательства, регламентирующего деятельность объектов розничной торговли и защиты прав потребителей.
Отличительной особенностью данной модели развития является увеличение значения показателя «средняя торговая площадь магазина», что свидетельствует об укрупнении объектов розничной торговли, их сете-визации и снижении удельного веса единич-
В данных муниципальных образованиях отмечается прирост общего количества объектов розничной торговли, причем в большинстве случаев за счет стационарных точек розничной торговли.
ных магазинов в общем объеме стационар -ных объектов розничной торговли.
Модель стагнирующего локального потребительского рынка — это модель развития - рынка, при которой количество стационарных и нестационарных объектов розничной торговли, плотность их размещения, а также средняя торговая площадь магазина увеличивается незначительно либо остается прежней, что свидетельствует об отсутствии каких-либо существенных изменений на локальном потребительском рынке.
Для данной модели развития характерны: отсутствие укрупнения стационарных объектов розничной торговли, их сетевизации; отсутствие или замедление темпов роста территориальной доступности объектов розничной торговли для населения; отсутствие роста обеспеченности торговыми площадями и стабильность конкурентной среды.
Данный подход к классификации позволяет не только выявить ключевые тенденции развития локального потребительского рынка, но и определить приоритеты его развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу в рамках определенной территории.
В качестве примера применения данного подхода автор приводит результаты анализа развития локальных потребительских рынков крупных городов Свердловской области за период с 2007 по 2011 гг. (таблица 2).
Таблица 2
Тенденции развития локальных потребительских рынков крупных городов Свердловской области
за период с 2007по 2011 гг.2
Показатель Муниципальное образование
Екатеринбург Каменск-Уральский Нижний Тагил
изменение общего количества объектов розничной торговли (+2847) (+83) (+1212)
изменение количества стационарных объектов розничной торговли (+2726) (+48) (+188)
изменение количества нестационарных объектов розничной торговли (+121) (+35) (+1024)
изменение средней торговой площади магазина (-181,02) (-35,38) (+12,53)
изменение I ..., по отношению к 2007 г. прст2011 (+2,39) (+0,33) (-0,89)
изменение I .... по отношению к 2007 г. прнст2011 (+0,11) (+0,24) (+2,03)
Как видно из представленной выше таблицы, для Екатеринбурга и Каменск-Уральского характерна модель интенсивно расширяющегося локального потребительского рынка. В данных муниципальных образованиях отмечается прирост общего количества объектов розничной торговли, причем в большинстве случаев за счет стационарных точек розничной торговли. Максимальный прирост общего количества объектов розничной торговли зафиксирован в Екатеринбурге (2847 единиц), а минимальный в Каменске-Уральском (83 единицы). Аналогичная ситуация сложилась и по стационарным точкам розничной торговли: в Екатеринбурге (2726 единиц), а в Каменске-Уральском (48 единиц).
Однако оценка только абсолютного изменения числа объектов розничной торговли не дает возможности в полной мере выявить структурные изменения на локальном потребительском рынке. Так, изменение значения показателя «количество объектов розничной торговли» позволяет сделать вывод, что количество объектов того или иного вида увеличилось или же сократилось, но при этом весьма проблематично оценить влияние данного фактора на качество жизни населения. Что касается показателей, характеризующих качественные изменения, то здесь картина не столь однозначна.
Так, плотность размещения стационарных объектов за период с 2007 по 2011 гг. в Екатеринбурге увеличилась на 2,39 ед/км2, а в Каменске-Уральском только на 0,33 ед/ км2. Но при этом в обоих этих городах выявлено снижение значения показателя «средняя торговая площадь магазина», что свидетельствует о тенденции разукрупнения стационарных объектов розничной торговли.
Кроме того, о наличии качественных изменений на локальных потребительских рынках Екатеринбурга и Каменска-Ураль-ского свидетельствует незначительный прирост числа нестационарных объектов розничной торговли на 121 ед. в Екатеринбурге и 35 ед. в Каменске-Уральском. Плотность размещения нестационарных объектов розничной торговли за анализируемый период увеличилась на 0,11ед/км2 и 0,24ед/км2 соответственно, но при этом темпы прироста плотности размещения стационарных объектов розничной торговли превышают темпы прироста плотности размещения нестационарных объектов розничной торговли, что свидетельствует о преобладании качественных изменений локального потребительского рынка.
Противоположная ситуация сложилась в Нижнем Тагиле, где выявлена модель сжимающегося локального потребительского рынка.
Так, за период с 2007 по 2011 гг. на ЛПР общее число объектов розничной торговли также увеличилось, но в данном случае это было обусловлено приростом преимущественно нестационарных объектов розничной торговли (1024 ед. из 1212 ед.). Удельный вес нестационарных объектов розничной торговли увеличился с 19,78 % в 2007-м. до 47,95 % в 2011 году.
Важность расчета показателя «плотность размещения объектов розничной торговли» иллюстрирует ситуация, сложившаяся на локальном потребительском рынке Нижнего Тагила. Так, за анализируемый период выявлен прирост числа стационарных объектов розничной торговли на 188 ед., но при этом рост значения показателя «средняя торговая площадь магазина» составил 12,53 м2 торговой площади, а плотность их размещения сократилась на 0,89 ед/км2, что свидетельствует об укрупнении стационарных объектов розничной торговли, их сетевизации и сокращении уровня территориальной доступности стационарных объектов розничной торговли для населения.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что локальный потребительский рынок Нижнего Тагила остается пока малопривлекательным для крупных федеральных и международных операторов. Данный факт обусловлен сокращением спроса, и в частности платежеспособного спроса, за счет отрицательной динамики численности населения муниципального образования и продолжающегося роста удельного веса пенсионеров.
В целях совершенствования процесса управления локальными потребительскими рынками крупных городов Свердловской области на основе результатов анализа их развития, автором предложен ряд рекомендаций для органов государственной власти и местного самоуправления.
Для городов, где реализуется модель интенсивно расширяющегося рынка (Екатеринбург и Каменск-Уральский) приори-
тетами развития, по мнению автора, будут являться: создание условий для открытия крупных стационарных объектов розничной торговли с учетом принципа зональности;
обеспечение роста числа нестационарных объектов розничной торговли за счет павильонов и киосков; обеспечение условий для развития торговли на ярмарках и рыночных комплексах в соответствии с современными требованиями; стимулирование применения современного оборудования и технологий торговли.
В свою очередь, приоритетами развития сжимающегося локального потребительского рынка Нижнего Тагила должны стать: увеличение количества стационарных объектов розничной торговли, в том числе и за счет магазинов «шаговой» доступности; увеличение территориальной доступности стационарных объектов розничной торговли, а также обеспеченности населения торговыми площадями; рост уровня конкуренции.
Предложенный подход к выделению моделей потребительского рынка может применяться в разных субъектах Федерации, по отношению к разным типам городских поселений. Перспективным направлением для его развития будет уточнение и конкретизация специфики типологиза-ции локальных потребительских рынков, действующих в городах, различающихся по численности населения.
1. Составлено по: Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011—2015 годы и период до 2020 года [Электронный ресурс] URL: http://www.minpromtorg.gov.ru (дата обращения: 31.08.2011г.)
2. Рассчитано по: База данных муниципальных образований. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 20.07.2013г.)
Локальный потребительский рынок Нижнего Тагила остается пока малопривлекательным для крупных федеральных и международных операторов. Данный факт обусловлен сокращением спроса, и в частности платежеспособного спроса, за счет отрицательной динамики численности
населения муниципального образования и продолжающегося роста удельного веса пенсионеров.