Научная статья на тему 'Модели поведения потребителей: рост за счет роста кредитов или накопления сбережений'

Модели поведения потребителей: рост за счет роста кредитов или накопления сбережений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Публикуются в сокращении материалы доклада к XXIV съезду Ассоциации российских банков «Банки и общество: роль кредитных организаций в социально-экономическом развитии России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели поведения потребителей: рост за счет роста кредитов или накопления сбережений»

Аналитический обзор

32 (170) - 2013

МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕМ: РОСТ ЗА СЧЕТ РОСТА КРЕДИТОВ ИЛИ НАКОПЛЕНИЯ СБЕРЕЖЕНИИ *

Анализ международного опыта показал: как в Европе, так и в Северной Америке отреагировали на кризис 2008 г. Это в большой степени касается и типа потребления, который в одних странах практически не изменился за последние четыре года, а в других менялся со сберегательного на кредитный и обратно по нескольку раз.

Особенно показательны примеры Германии (локомотива экономики ЕС), кризисной Италии, Польши (типичного представителя Восточной Европы) и США (по мнению многих экспертов -виновников кризиса).

Как видно из диаграмм, приведенных на рис. 1, в Германии ситуация в сфере розничного кредитования постепенно восстанавливается после кризиса 2008 г. Темпы роста розничного портфеля банков уже в 2010 г. превысили аналогичные показатели 2007 г.

Вместе с тем следует отметить, что после кризиса изменилась немецкая модель потребления. Это видно, в частности, по темпам прироста оборота розничной торговли и реальных располагаемых доходов населения. Общее правило таково: когда темпы прироста реальных доходов населения превышают темпы прироста розничной торговли, это означает, что потребление проходит при одновременном росте сбережений населения. Когда же темпы прироста доходов населения ниже темпов прироста оборота розничной торговли, потребление идет за счет кредитных ресурсов или расходования накопленных сбережений.

Если до кризиса, в 2007 г., в Германии имела место кредитная модель потребления, а в период кризиса наблюдалось резкое падение темпов и доходов населения, оборотов розничной торговли, то после выхода из активной фазы кризиса в 20082009 гг. модель потребления немецкого населения перешла в режим накоплений, а не использования

* Публикуются в сокращении материалы доклада к XXIV съезду Ассоциации российских банков «Банки и общество: роль кредитных организаций в социально-экономическом развитии России».

кредитных ресурсов. Это произошло в основном за счет:

a) сокращения потребления, поскольку темпы прироста оборота розничной торговли все еще не восстановились после кризиса;

b) выхода темпов прироста доходов населения на докризисный уровень.

В целом население Германии перешло в режим экономии и подготовки к сложным временам. Такое поведение немецких потребителей может быть связано с осознанием того, что в настоящее время экономика Германии является локомотивом и донором других европейских экономик. Нарастающее недовольство немцев указанной ситуацией вынуждает их готовиться к худшим временам на случай второй волны кризиса, вызванной суверенными долгами стран Южной Европы.

Переход с кредитной модели на модель потребления при накоплении сбережений в Германии происходил на фоне усугубления поляризации доходов населения. Так, в 2010 г. было зафиксировано наиболее высокое значение индекса Джини с начала 2000 г., это свидетельствует о том, что в результате кризиса 2008 г. население с низким достатком стало еще беднее, а богатое - еще богаче.

Основываясь на изменениях в распределении доходов населения, можно сделать вывод, что одна из причин перехода на иную модель потребления связана с тем, что наименее обеспеченным слоям населения кредиты стали недоступны (с точки зрения возможностей их обслуживания), а наиболее обеспеченные не нуждаются в кредитах.

Стоит отметить, что в Италии (рис. 2) кризис начался задолго до 2008 г. Страна уже давно находилась в экономической депрессии и восприняла начало мирового кризиса с меньшей паникой, чем большинство стран ЕС.

К примеру, динамика кредитования населения в 2010 г. достигла своего пика за последнюю пятилетку, остановившись на отметке в почти 20 %. Пробуждение активности итальянских кредитных организаций в отношении розничного клиента

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

32 (170) - 2013

Аналитический обзор

2009 2010 2011

2010

- Розничный товарооборот

Чистый национальный располагаемый Доход

28

29

25

28 28 26 27

¿0.11

30

О ^ N Р1

о о о о

о о о о

ГМ 1-м гч гч

ч-

о о

!Л о о

Рис. 1. Модели потребительского поведения в Германии в 2004-2011гг, %: а - темпы розничного кредитования; б - модель потребления; в - доля просроченных кредитов в общем объеме; г - поляризация доходов (индекс Джини)

20 -, 15 -10 -5 -

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

С!

8 т

5 -

4 -

3 -

2 -1

0

2005

2006

2007

2008

2009

2010

- Розничный товарооборот

Чистый национальный располагаемый доход

2011

36

о о о

37

29

33 33

32

34

о о

гм о о

Рис. 2. Модели потребительского поведения в Италии в 20042011 гг, %: а - темпы розничного кредитования; б - модель потребления; в - доля просроченных кредитов в общем объеме; г - поляризация доходов (индекс Джини)

можно объяснить попыткой хоть как-то оживить стагнирующую экономику. Но, к сожалению, к 2011 г. наблюдалось такое же резкое сокращение темпов роста кредитования населения.

Был даже период, когда ввиду высокой активности кредитных организаций изменилась уже привычная для итальянцев модель потребления, базирующаяся на собственных доходах, в пользу кредитной, однако это период был недолгим - всего один 2009 г.

Далее со снижением динамики потребительских кредитов возросла динамика располагаемых доходов населения, и уменьшился розничный торговый оборот. Сложилась ситуация, когда население не в состоянии позволить себе ни кредитные ресурсы, ни чрезмерные расходы на потребительские товары. Были жестко урезаны и бюджетные расходы государства практически по всем статьям.

Как следствие некоего бума розничного кредитования в 2009-2010 гг., сильно снизилось качество

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

Аналитический обзор

32 (170) - 2013

кредитного портфеля страны. Доля просрочки с докризисных 4,6 % возросла до 7,9 % на 2010 г. и продолжила увеличение в последние два года.

Индекс Джини вырос на 1,7 пункта с 2006 по 2010 г., что говорит о хоть и несущественном, но все же отличии последствий кризиса для бедных и богатых слоев населения, причем в негативную для бедных сторону.

Одним словом, Италии не привыкать к кризисам, и поэтому из тройки южноевропейских государств, входящих сейчас в зону особого риска, связанного с суверенными долгами, Италия представляется наименьшим очагом для волнения Евро-парламента и Европейского центрального банка, в отличие от Португалии и Испании.

Стабильный и уверенный рост - именно такими словами можно охарактеризовать рынок потребительского кредитования в Польше с 2005 до начала 2008 г. (рис. 3). Но, к сожалению, показатель ежегодного роста розничных кредитов с отметки в 45 % упал за кризисный 2008 г. до 12 % и колебался на этом уровне до 2011 г.

Вместе с тем это довольно неплохой показатель для кризисного периода во всем мире, поскольку Польша является одной из редких стран, где не наблюдалось рецессии в 2008-2010 гг.: средний темп прироста ВВП в этот период составлял 3 %.

Рассматривая модели потребления, можно заметить, что в Польше при резком снижении оборотов

50 40 30 -20 -10 -

о

2004

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

кредитования населения стиль потребления, как это ни странно, нисколько не изменился. Конечно, было небольшое снижение темпов роста товарооборота в 2008-2009 гг., но оно сопровождалось идентичным падением динамики располагаемых доходов населения, поэтому роль кредитных ресурсов ничуть не изменилась. Не последовало и изменений в посткризисный период: спред между линиями во втором графике остался неизменным.

Так как многие кредиты, выданные в предкризисный период более кредитоспособным заемщикам, были добросовестно выплачены, заметно снижение общей просрочки кредитного портфеля в годы кризиса. А вот займы, выданные с 2008 по 2009 г., ухудшили положение к 2010 г. и продемонстрировали показатель в 8,8 % «плохих» долгов в общем объеме кредитного портфеля.

Говоря о поляризации доходов, стоит отметить, что данный индикатор (индекс Джини) систематически уменьшался с 2007 г., что говорит о более равномерном распределении доходов среди различных слоев населения.

Начать изучение рис. 4 следует с динамики роста потребительского кредитования. Естественно, здесь прослеживается уход в отрицательную область в 2008-2009 гг. Выход из кризисной зоны и даже превышение показателей темпов роста банковской розницы 2007 г. случились в 2010 г. Однако год спустя рынок осторожно «залег на дно», не показав практически никакого роста.

— Розничный товарооборот -Чистый национальный располагаемый доход

2008

2009

2010

35 34 35 35 35 35 34 35 34 34

31

2010

ооооооосзо-о о о а ~

ГМ (М гм гм

Рис. 3. Модели потребительско-го поведения в Польше в 20042011 гг., %: а - темпы розничного кредитования; б - модель потребления; в - доля просроченных кредитов в общем объеме;

г - поляризация

° Я ° ° Я ™ г\ доходов (индекс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Джини)

ФИНАНСОВАя АНАлИТИКА

проблемы и решения

7х"

59

32 (170) - 2013

Аналитический обзор

ю

5 -

2004 2005 2006 2007

-5 J

а

' Розничный товарооборот

2011

15 10

-15

-Чистый национальный располагаемый доход

----—^

2007 2008 \2009 2010 1 ■гсги

46 46 46 46

41

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

о о о

45

38

ГМ О О

|Л а

Рис. 4. Модели потребительского поведения в США в 20042011 гг., %: а - темпы розничного кредитования; б - модель потребления; в - доля просроченных кредитов в общем объеме; г - поляризация доходов (индекс Джини)

Как известно, интеграция банковского сектора с жизнью отдельно взятого индивида или семейства в США довольно глубока. Ни один среднестатистический американец не может представить себе жизнь без дополнительных кредитных ресурсов даже на самые незначительные нужды. К сожалению для американского общества, ситуация в корне изменилась после 2008 г.

Сказанное хорошо прослеживается на диаграмме, посвященной модели потребления. После 2008 г. темпы роста товарооборота ушли в отрицательную зону. Это говорит о том, что без кредитных ресурсов американцам пришлось во многом себе отказывать.

Как следствие недоступности дополнительного финансирования затрат от кредитных организаций случился переход от классической и столь привычной для США кредитной модели потребления к модели, ориентированной на располагаемые собственные средства граждан.

В 2011 г. разрыв между линиями графика начал демонстрировать тенденцию к сужению, что говорит о постепенном возвращении роли заемных средств в бюджеты американских домохозяйств. 2011-2012 гг. можно назвать положительными для экономики США и охарактеризовать их как оздоровительные.

Уровень безработицы падал, что делало население более кредитоспособным и позволило говорить об оживлении потребительского кредитования в 2013 г. и возвращении на былые позиции уже через год.

Ни для кого не секрет, что помимо ключевого среднего класса кризис сильно отразился на элите страны. Об этом говорит динамика индекса Джини, который с 2007 по 2010 г. упал с 45 пунктов до 37, говоря о более значительном ухудшении благосостояния богатого населения.

L Публикация годовой и квартальной отчетности В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы формата А4.

Тел./факс (495) 721-8575, e-mail:[email protected]

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.