УДК 165.7:530.145.1 ББК 87.2:22.3В
МОДЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I Н.В. Малинин
Аннотация. Статья посвящена управлению качеством электронного обучения в системе высшего образования, которое должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об образовании». Автор полагает, что для обеспечения качества электронного обучения необходимо изучение зарубежного опыта. Поэтому в статье рассматриваются европейские (ECG, UNIQUE, ECB CHECK) и американские (Quality Matters) модели оценки качества. Европейские модели применяются некоторыми организациями в России в то время, как американские практики оценки качества остаются неизвестными для широкой аудитории. В связи с этим в статье рассмотрены практические примеры использования стандарта Quality Matters для университетских онлайн-курсов. Отдельная часть статьи посвящена управлению качеством Массовых открытых онлайн-курсов (MOOCs), которые в последнее время стали наиболее популярным и широко распространенным видом электронного обучения.
Ключевые слова: качество электронного обучения, МООК, онлайн-образование, управление качеством образования, электронное обучение.
93
E-LEARNING QUALITY MODELS | N.V. Malinin
Abstract. The article is concerned with quality management of e-learning in the system of higher education that must be carried out in accordance with the Federal law "On Education". The author considers that up-to-date quality assurance requires examination of the best foreign practices. For this reason the article deals with European (ECG, UNIQUE, ECB CHECK) and the US (Quality Matters) e-learning quality models. The European models are applied by some Russian organizations, whereas the US practices are unknown for wide audience. Due to this fact the article examines practical usage of the Quality Matters Education Rubric Standards. Considerable attention was devoted to quality assurance of Massive Open On-
line Courses (MOOCs), that recently have become the most popular and widespread kind of e-learning.
Keywords: e-learning quality, MOOC, web-based teaching, quality assurance, e-learning.
Одним из базовых условий модернизации образования является обеспечение комплексной оценки качества образования на всех уровнях, в том числе на уровне государственных и негосударственных учреждений высшего образования. Международное сотрудничество в области качества образования сегодня направлено на гармонизацию его национальных моделей и создание организаций, координирующих эту деятельность. Согласно Болонской декларации и в соответствии с принципами университетской автономии, ответственность за обеспечение качества высшего образования ложится в первую очередь на сами вузы и таким образом создается необходимая база для ответственности учебного заведения за качество профес-94 сионального образования.
В процессе внедрения и развития онлайн-образования все чаще на первый план выступает проблема обеспечения качества и гарантий качества именно электронного обучения (e-leaming). Не только в России, но и во многих европейских странах остро стоит проблема доверия к результатам электронного обучения. Поэтому темами дискуссий по онлайн-образованию все чаще становятся механизмы оценки и контроля качества учебного процесса в рамках e-leaming, а также подготовка экспертов в соответствии с новыми требованиями российского
законодательства и Болонского процесса [1, с. 38].
В рамках Болонского процесса был сформулирован единый подход к обеспечению гарантий качества в образовании, который нашел отражение в нормативном документе «Стандарты и рекомендации по обеспечению качества в европейском пространстве высшего образования (ESG)». Эти стандарты разработаны Европейской ассоциацией гарантий качества в высшем образовании (ENQA, European Network for Quality Assurance in Higher Education) и содержат базовые требования к системе качества образовательных учреждений. Этот документ носит рекомендательный характер, однако с момента его принятия в 2003 г. он стал настоящим манифестом процесса формирования национальных систем гарантии качества в европейских станах [2, с. 11-12].
Аналитики ENQA признают, что Стандарты ESG должны служить основополагающими документами и для оценки качества e-learning. Такой подход видится логичным, поскольку один из базовых принципов существования e-learning гласит, что электронное обучение должно существовать и развиваться в общем контексте образования. Анализ, проведенный Дж. Грифоллом, показал, что Cтандарты ESG могут стать основанием для гарантий качества он-лайн-обучения [3, p. 7-10].
В последние несколько лет по всему миру успешно развиваются системы, которые специализируются на управлении качеством исключительно электронного обучения. Так, ведущей организацией в области обеспечения качества e-learning в Европе является Европейский Фонд гарантий качества электронного обучения (EFQUEL, European Foundation for Quality in e-Learning). Для формирования системы обеспечения качества электронного обучения EFQUEL реализует два международных проекта по сертификации e-learning: UNIQUE и ECB CHECK.
Программа «Гарантия качества e-learning в европейских университетах (UNIQUe)», которую EFQUEL разрабатывает с 2005 года, предназначена для сертификации e-learning на институциональном уровне, однако, сейчас в рамках UNIQUe допустима оценка и отдельных факультетов [4, с. 8]. В отличие от UNIQUe проект ECB CHECK предусматривает сертификацию отдельных образовательных программ. В 2012 г. появился сертификат Open ECB-CHECK (Open e-learning in Capacity Building Check или «Оценка роли электрон -ного обучения в наращивании потенциала»). Президент EFQUEL Ульф Даниэль Элерс определяет наращивание потенциала как «дальнейшее обучение с целью приобретения ими возможностей принятия участия в их жизненном пространстве и предоставления им шанса развития собственных компетенций, необходимых им на рабочих местах» [5, p. 16]. Это определение и легло в основу Open ECB-CHECK. Критерии оценки сертификата охватывают семь важных областей: информация
о программе/курсе и об организации обучения; требования целевой группы; качество контента; дидактический дизайн (насколько грамотно разработана структура обучения); медиадизайн (качество среды обучения); оборудование и инфраструктура; оценка и внутренний аудит [6, с. 11-12]
Отдельного внимания заслуживает изучение качества образования в системе Массовых открытых онлайн-курсов (Massive Open Online Courses, MOOC), проведенное EFQUEL в 2013 г. в рамках проекта «Качество MOOC» (MOOC Quality Project). Поскольку MOOС не похожи на более ранние системы электронного обучения, необходимо было разработать методы оценки качества этих курсов. Запуская проект MOOC Quality, аналитики EQUEL признавали, что курсы сильно отличаются друг от друга, и не имеет смысла говорить о качестве образования в рамках MOOC в целом. Поэтому встал вопрос классификации Массовых онлайн-курсов.
Свою версию подобной классифи- 95 кации предложила Г. Коноли. В ее основу были положены 12 критериев, которые впоследствии могут быть использованы при разработке системы оценке качества специально для MOOC: степень открытости; массовость; использование мультимедийных средств; использование коммуникационных технологий; степень взаимодействия участников; тип индивидуальной программы обучения; уровень гарантии качества; аттестация; типы индивидуальных образовательных программ (от личносто-ориентированного к массово-репродуктивному подходу); наличие или
отсутствие официального статуса; автономность; разнообразие [7].
В США большой популярностью пользуется мало известный в России Национальный стандарт оценки онлайн-курсов Quality matters (QM). Как следует из названия, данная программа специализируется именно на онлайн-обучении. Основными характеристиками QM являются оценка отдельных программ и курсов, привлечение экспертов из числа профессорско-преподавательского состава, а также система рейтингов для оценки качества образовательных онлайн-курсов.
Рейтинг QM состоит из 40 специальных критериев (specific standards), которые сгруппированы в 8 общих стандартов (general standards), включающих в себя следующие: общую характеристику курса; учебные цели; оценки и измерения; ресурсы и материалы; вовлеченность студентов в учебный процесс; технологии курса; поддержку учащихся; доступность [8].
На основе этих положений был разработан Стандарт дополнительно-96 го профессионального образования (CPE Standard/CPE Rubric), который по замыслу его авторов может быть использован для оценки качества онлайн-курсов, предлагаемых как учебными заведениями, так и коммерческими, правительственными, общественными и другими организациями, в том числе и для оценки Массовых открытых онлайн-курсов.
В 2012 г. Quality matters на правах экспертов по оценке качества включились в работу Фонда Билла и Мелинды Гейтс по поддержке развития MOOC в вузовском и довузовском образовании [9]. Возможность использования CPE Rubric для оценки
онлайн-курсов получила обоснование как в теоретических [10], так и в практических [11] исследованиях.
В 2013 г. Стандарт CPE, созданный Quality Matters применялся для оценки качества MOOC «Половая идентичность на примере комиксов» ("Gender Through Comic Books") [12], который был организован на базе Canvas Network и проходил в апреле-мае 2013 г. [11]. Как показало исследование, сертификация онлайн-курса по программе Quality Matters не только может выявить недостатки и пути их устранения, но и дать богатейший социологический материал, необходимый для развития электронных курсов и совершенствования их качества.
Важной особенностью образовательных услуг сегодняшнего дня является активное участие клиента в процессе их производства и потребления. Поэтому актуальным требованием организации учебного процесса становится наличие обратной связи с потребителем услуг вуза — студентом.
Европейские программы оценки качества относят обратную связь к необходимым процедурам по управлению качеством образования. Так, в Европейских стандартах для внутренней гарантии качества вузов неоднократно обосновывается участие студентов в процессе обеспечения гарантии качества [2, с. 25-26, 31-32]. Эти же требования начинают использовать и российские вузы при формировании внутренних систем обеспечения качества [13]. Обратная связь позволяет контролировать ряд параметров учебного процесса, но что более важно — принимать управляющие решения, направленные на изменения этих параметров.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», любая организация образования должна обеспечить функционирования внутренней системы оценки качества образования (ст. 28) [14]. Для такой оценки качества целесообразно сформировать комплексную систему, опираясь на хорошо зарекомендовавшие себя международно-признанные образцы. На наш взгляд, описанные выше системы мониторинга качества могут быть адаптированы к применению для внутривузовской оценки электронных курсов в России, поскольку включают расширенные описания, примеры и рекомендации к различным составляющим онлайн-курсов. В частности, использование системы Quality Matters в России для формирования собственного стандарта качества эффективности электронных курсов уже обосновывалось в специальной литературе [15, с. 65-67].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Качество e-learning в России: перспективы и тренды // Качество образования. -2012. - № 10.
2. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве [Текст]. - Йошкар-Ола : Аккредитация в образовании, 2008.
3. Grifoll, J. E-learning in the context of the Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area (ESG) [Text] / J. Grifoll // Grifoll, J. et al. Quality Assurance of E-learning. -Helsinki, 2010.
4. Белокопытов, А.В. Механизмы оценки качества e-learning в деятельности вузов: международный аспект [Текст] / А.В. Белокопытов, И.Ф. Кондюрина // Гарантии качества профессионального образования. - Барнаул, 2010.
5. Ehlers, U.-D. Potentiale von E-learning fuer Capacity Building. Studie «E-learning by InWEnt» Universitat Duisburg-Essen [Text] / U.-D. Ehlers et al. - Essen, 2007.
6. Соболева, Э. Развитие компетенций с помощью e-learning [Текст] / Э. Соболева // Качество образования. - 2012. - № 9.
7. Conole, G. A new classification for MOOCs / G. Conole // MOOC Quality project [Электронный ресурс]. - URL: http://mooc.efquel.org/a-new-classifi cation-for- moocs-grainne-conole (дата обращения: 11.06.2014).
8. The Quality Matters™ Continuing and Professional Education Rubric Standards [Electronic Resource]. - URL: https://www.quaH-tymatters.org/cpe-general-standards/down-load/CPE%20General%20Standards2013 (дата обращения: 17.04.2014).
9. Raising the Issue of Quality of MOOCs: Gates Foundation RFM - QM to Provide Course Reviews [Electronic Resource]. - URL: https:// www.qualitymatters.org/raising-issue-moocs-gates-foundation-rfp-provide-course-reviews (дата обращения: 17.04.2014).
10. Shattuck, K. Quality MattersTM: A Case of Collaboration and Continuous Improvement for Online Courses [Текст] / K. Shattuck // Cases on Building Quality Distance Delivery Programs. - IGI-global, 2010.
11. Sowers, B.E. Design and Delivery of a Massive Open Online Course (MOOC) Using QM Standards with the Canvas Course Design Checklist [Electronic Resource] / B.E. Sowers, et al. - URL: http://prezi.com/ qr-3yvtw5vkh/design-and-delivery-of-a-massive-open-online-course-mooc-u (дата обращения: 15.04.2014).
12. Gender Through Comic Books [Electronic Resource]. - URL: https://www.canvas.net/ courses/gender-through-comic-books (дата обращения: 6.03.2014).
13. Эффективность систем внутреннего обеспечения качества и гарантий качества образования, применяемых учебными заведениями. По результатам внешних оценок качества, проведенных АККОРК в 2007-2011 годах [Текст]. - М., 2011.
14. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL:
37
ВЕК
Ы1р://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 04.02.2014).
15. Духнич, Ю. Собственный стандарт эффективности электронного курса [Текст] / Ю. Духнич // E-learning World. - 2011. -№ 2 (28).
REFERENCES
1. Kachestvo e-learning v Rossii: perspektivy i trendy [Quality of Education in Russia: prospects and trends], Kachestvo obrazovanija, 2012, No. 10, p. 38.
2. Standarty i rekomendacii dlja garantii kachestva vysshego obrazovanija v evrope-jskom prostranstve [Standards and recommendations for quality assurance of higher education in European area], Joshkar-Ola, Akkreditacija v obrazovanii, 2008.
3. Grifoll, J. E-learning in the context of the Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area (ESG), Grifoll, J. et al. Quality Assurance of E-learning, Helsinki, 2010.
4. Belokopytov, A.V. Mehanizmy ocenki kachestva e-learning v dejatel'nosti vuzov: mezhdunarodnyj aspekt [Mechanisms of quality assessment of e-learning in university work: international aspect], Garantii kachestva professional'nogo obrazovanija, Barnaul, 2010.
5. Ehlers, U.-D. Potentiale von E-learning fuer Capacity Building. Studie «E-learning by In-WEnt», Universitat Duisburg-Essen, Essen, 2007.
6. Soboleva, Je. Razvitie kompetencij s pomoshh'ju e-learning [Competences development through e-learning], Kachestvo obrazovanija, 2012, № 9.
7. Conole, G. A new classification for MOOCs. MOOC Quality project, URL: http://mooc. efquel.org/a-new-classification-for-moocs-grainne-conole
8. The Quality Matters™ Continuing and Professional Education Rubric Standards, URL: https://www.qualitymatters.org/cpe-general-standards/download/CPE%20General%20 Standards2013.
9. Raising the Issue of Quality of MOOCs: Gates Foundation RFM - QM to Provide Course Reviews, URL: https://www.quality-matters.org/raising-issue-moocs-gates-foun-dation-rfp-provide-course-reviews
10. Shattuck, K. Quality MattersTM: A Case of Collaboration and Continuous Improvement for Online Courses // Cases on Building Quality Distance Delivery Programs, IGI-global, 2010.
11. Sowers, B.E., et al. Design and Delivery of a Massive Open Online Course (MOOC) Using QM Standards with the Canvas Course Design Checklist, URL: http://prezi.com/qr-3yvtw5vkh/design-and-delivery-of-a-mas-sive-open-online-course-mooc-u
12. Gender through Comic Books, URL: https:// www.canvas.net/courses/gender-through-comic-books
13. Jeffektivnost' sistem vnutrennego obespech-enija kachestva i garantij kachestva obrazo-vanija, primenjaemyh uchebnymi zavedeni-jami. Po rezul'tatam vneshnih ocenok kachestva, provedennyh AKKORK v 20072011 godah [Efficiency of internal quality assurance systems, applied in education institutions. Based on the results of external quality assessment provided by AKKORK in 2007-2011], M., 2011.
14. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. No. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" [Federal law of 29 December 2012. No. 273-FZ "On education in the Russian Federation"], URL: http://minobrnauki. rf/dokumenty/2974
15. Duhnich, Ju. Sobstvennyj standart jeffek-tivnosti jelektronnogo kursa [Particular standard of e-learning course efficiency], E-learning World, 2011, No. 2 (28).
Малинин Николай Вячеславович, кандидат исторических наук, доцент кафедры английского языка гуманитарных факультетов Московского педагогического государственного университета, [email protected] Malinin N.V., PhD in History, Associate Professor, English Language for the Humanities Departments, Moscow State Pedagogical University, [email protected]