В. С. Федотова
(Санкт-Петербург)
МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРАКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В статье охарактеризована структура исследовательской деятельности студентов педагогического вуза, методологическую основу которой составляет праксиологический подход, выражающийся в организации профессионально-продуктивного обучения.
Необходимость реализации социально значимых планов по сохранению и развитию научного потенциала высшей школы России путем повышения уровня и качества подготовки будущих учителей актуализирует проблему эффективной организации результативной исследовательской деятельности студентов в педагогических вузах. В условиях модернизации системы образования привлечение студентов, магистрантов, аспирантов к интенсивной научно-исследовательской деятельности становится решающим показателем соответствия уровня вуза требованиям современного общества, обеспечивает его конкурентоспособность в мировом образовательном пространстве.
Исследовательская деятельность студентов согласно образовательным стандартам является обязательным компонентом подготовки бакалавров и магистров, так как основная задача высшей школы состоит в ориентации студентов на самообразование, мотивацию к пополнению знаний на основе исследовательского мышления. При таком подходе ведущим становится овладение студентами логикой исследовательского процесса.
В проектах стандартов третьего поколения по направлениям педагогического образования [5] для бакалавров сформулированы следующие компетенции в области исследовательской деятельности:
- организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
- выбор теоретических и экспериментальных методов научного исследования и их реализация;
- анализ, обработка и интерпретация собранной информации по поставленной руководителем исследовательской задаче;
- презентация результатов исследования.
Также в рамках бакалаврской образовательной программы требуется понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации; постановке цели и выбору путей ее достижения; уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; использовать личностный потенциал и креативные способности при решении задач профессиональных и собственного образования; быть способным ориентироваться в многообразии подходов и научных концепций; осуществлять научное исследование в предметных областях с использованием современных методов науки. На уровне магистерской подготовки в соответствии с требованиями ФГОС исследовательская деятельность выделяется как отдельная составляющая.
По требованиям стандарта магистр должен быть способен:
- отбирать и критически анализировать современную научную информацию;
- самостоятельно осуществлять научное исследование по выбранной проблеме с использованием современных методов науки;
- участвовать в научных исследованиях, направленных на разработку новых методик обучения, инновационных образовательных технологий;
- использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач;
- использовать арсенал современных информационно-технологических средств для представления результатов.
Планом магистерской образовательной программы предусмотрены также научно-ис-
следовательская практика, научно-исследовательская деятельность в процессе обучения и работа над магистерской диссертацией.
Заявленные социально значимые компетенции, касающиеся исследовательской деятельности, на практике оказываются не реализуемыми. Налицо противоречие между декларируемыми в документах предписаниями относительно качества подготовки выпускников вузов и фактическим уровнем умений исследовательской деятельности студентов, с одной стороны, и организацией подготовки к ней будущих учителей в вузе - с другой.
Указанное противоречие приводит к тому, что поставленная государством архиважная задача привлечения в науку молодых специалистов остается нерешенной. Количество студентов, желающих профессионально заниматься научной деятельностью или стать преподавателем высшей школы, оказывается недостаточным, чтобы сохранить и обеспечить развитие стратегически важного для России научного потенциала.
К сожалению, в настоящее время мы констатируем снижение авторитета науки среди молодежи, что привело к усилению возрастной диспропорции в среде ученых и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, «дефициту преподавателей необходимой квалификации, распаду научных школ, разрушению преемственности поколений в научно-педагогических коллективах» [2, с. 3], «снижению уровня научных разработок по приоритетным направлениям науки» [3, с. 5].
Как показывают исследования, большая часть студентов на завершающем этапе обучения не только не способны самостоятельно генерировать новые научные знания, но и большинство из них не овладевают уровнем исследовательской компетентности, требуемым государственным образовательным стандартом.
Разрешение указанной проблемы мы видим в совершенствовании образовательного процесса путем организации профессионально-продуктивного обучения, направленного на самостоятельную работу студентов по получению инновационного результата, востребованного в реальной образовательной практике, что служит источником генерирования нового знания.
В педагогической теории разработаны некоторые аспекты организации исследовательской деятельности студентов, например: психолого-педагогические условия исследовательской деятельности; общие вопросы исследовательского поведения человека; развитие у студентов интереса к научным разработкам и др. Однако решение проблемы формирования умений исследовательской деятельности под углом зрения праксиологического подхода не предлагалось. Суть подхода состоит в том, чтобы подготовить специалиста, способного к осуществлению исследовательской деятельности с минимальными ресурсными затратами, и главным здесь становится анализ проблемы рационального достижения результата - продукта такой деятельности. Проблема осложняется еще и тем, что часто исследовательская деятельность носит квазипрофессиональный характер и направлена на решение чисто учебных задач, что затрудняет в дальнейшем достижение эффективности практических разработок в реальной сфере научного или педагогического труда.
В ходе исследования нами выделены функции праксиологического подхода в организации профессионально-продуктивного обучения, которые обеспечивают взаимосвязь объективных и субъективных факторов, способствующих достижению обучающимися вершин в образовательной сфере, в том числе в исследовательской деятельности, с минимальными затратами.
Рассмотрим эти функции.
Системная функция праксиологического подхода проявляется в том, что позволяет представить исследуемый объект как систему со всеми присущими ей связями и на этой основе предложить целостную схему успешного управления данной системой.
Личностно-ориентированная функция праксиологического подхода проявляется в том, что позволяет описать условия для полноценной реализации личности в период учения в настоящем и профессиональной деятельности в будущем. Это дает возможность рассмотреть личностное развитие студента вуза в соответствии с его посильным темпом, индивидуально ориентированными приемами и методами достижения высокого уровня исследовательской компетентности.
Деятельностная функция праксиологического подхода состоит в том, что позволяет
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (25) 2010
103
проникнуть в сущность деятельности с психологической и педагогической точки зрения, выявить ее закономерности, условия ее успешного протекания, требует максимальной активности самих студентов в процессе обучения.
Компетентностная функция праксиологического подхода проявляется в ориентации на достижение диагностируемого результата (разработка технологических карт, маршрутных книжек, портфолио и т.п.), что важно для выявления динамики развития студента в исследовательском пространстве вуза.
Тезаурусная функция праксиологического подхода состоит в понимании, что только владея терминологией в конкретной профессиональной области, обучающийся способен самостоятельно порождать новое научное знание.
Технологическая функция праксиологического подхода проявляется в возможностях определять необходимые педагогические технологии, направленные на развитие исследовательской компетентности студентов. Использование кейс-технологий, коуч-технологий, продуктивных технологий профессионального обучения, информационно-коммуникативных технологий, технологий проектирования информационно-праксиологических сред, моделирования педагогических ситуаций, проблемных заданий, проектов, профессионального портфолио, ролевых игр и т.п. позволяет подготовить студентов к успешной исследовательской деятельности.
Перечисленные функции организации исследовательской деятельности студентов педагогического вуза на основе праксиологического подхода реализуются по следующим моделям обучения (конкретные примеры приводятся из предметной области «математика»):
Модель 1. «Адаптация студентов в исследовательском пространстве вуза».
Эта модель предполагает:
- создание благоприятного психологического климата в университете, располагающего к исследовательской деятельности, информирование студентов о мероприятиях исследовательского характера, популяризация разнообразных форм исследовательской деятельности (размещение информации на стендах, обновление информации на сайте университета, открытость информации о студен-
тах, аспирантах и преподавателях - участниках и победителях научных конкурсов);
- формирование представлений у студентов об исследовательской деятельности как средстве подготовки к будущей профессиональной деятельности, генерированию нового знания для развития общества и государства, воспитание уважительного отношения к деятелям науки и получаемым ими результатам (встречи с выдающимися учеными в различных областях знания, знакомство с внедренными в практику результатами их исследований, участие в деятельности СНО и др.);
- развитие исследовательской активности студента, побуждение интереса к исследовательской деятельности различными педагогическими методами (примерами глубокой увлеченности исследованиями выдающихся личностей: ученых, политических деятелей, писателей, - подготовка информационных листков по современным научным открытиям и изобретениям и др.);
- гибкое сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности студента; изменение методов педагогического аспекта обучения путем утверждения студента в качестве равноправного субъекта образования (включение студентов в оргкомитеты конференций, семинаров, симпозиумов, круглых столов и т.п., разработчиков и организаторов предметных олимпиад для абитуриентов и др.).
Модель 2. «Организация исследовательской деятельности студентов в рамках предметных курсов».
Цель: становление исследовательской позиции студента за счет высоких организаторских способностей профессорско-преподавательского состава, осведомленности их в таких областях знаний, как дидактика высшей школы, педагогическая психология, технологии трансляции научного содержания дисциплин в студенческой аудитории.
Содержание: преподаватель в подготовке студентов к исследовательской деятельности выступает в роли образца для подражания, он учит не только своему предмету, но и отношению к труду, жизни, пробуждает у студентов интерес к познанию, воспитывает настойчивость в преодолении трудностей. Он призван убедить студента в увлекательности научного поиска, указать на обилие стоящих перед человечеством еще нерешенных проблем. Преподаватель демонстрирует такие
личностные качества, как интерес к исследовательской деятельности, активную исследовательскую позицию, убежденность в социальной значимости исследовательской деятельности, критичность мышления, коммуникативность, стремление к самосовершенствованию, работоспособность. От выбранного стиля общения в рамках предметного курса в значительной степени зависит как сама возможность организации исследовательской деятельности, так и успешность достижения поставленной цели.
Результат: определение индивидуального исследовательского маршрута студента.
Модель 3. «Обеспечение высокого уровня научно-методического сопровождения исследовательской деятельности студентов».
Цель: создание условий для осуществления продуктивной исследовательской деятельности студентов, апробации, презентации, внедрения полученных результатов исследования на практике, осознание ими ценности нового научного знания.
Содержание: выполнение студентами заданий исследовательского характера на основе разработанного профессорско-преподавательским составом научно-методического сопровождения: исследовательских заданий,
тематики рефератов, курсовых, выпускных квалификационных работ, программ и заданий педагогической практики, методических рекомендаций, памяток для студентов, системы самостоятельных работ, действующих спецкурсов по выполнению исследовательских работ с использованием студентами пакетов прикладных программ, предназначенных для специализированных математических расчетов (MathLab, Mathematica, Maple и MathCad], имеющихся математических редакторов (LaTex, MikTex и др.] для получения профессиональных математических текстов; разработанных информационно-праксиологических сред [8], свободного доступа к отечественной и зарубежной научной информации через библиотеки (РНБ, РГБ, e-library и др.] и поисковым системам (Яндекс, Google, Yahoo! или др.], к Общероссийскому математическому порталу Math-Net.Ru, предоставляющему российским и зарубежным математикам различные возможности в поиске информации о математической жизни в России, к полным текстам статей журналов Академ-издатцентра «Наука» РАН; организация экскурсий в НИИ и НОЦ города с целью ознаком-
ления с современным лабораторным оборудованием; проведение параллельных учебному процессу специализированных курсов («Основы научного исследования» и т.п.).
Результат: способность студентов осуществлять исследовательскую деятельность в предметных областях физико-математического образования с использованием современных методов науки, ориентированную на получение нового научного знания.
Модель 4. «Внедрение системы рейтинговой оценки качества исследовательской деятельности студентов».
Цель: объективная оценка качества исследовательской деятельности студентов в вузе, стимулирование самостоятельной исследовательской деятельности.
Содержание: учет текущей работы и результатов исследовательской деятельности студентов за весь период обучения в вузе; организация прозрачной системы оценки индивидуальных образовательных достижений студента в процессе исследовательской деятельности с целью перехода к следующему уровню исследовательской компетентности.
Результат: осведомленность студентов о собственных успехах в исследовательской деятельности.
Модель 5. «Интенсификация процессов сотрудничества университета с другими научными и образовательными учреждениями (академическими институтами, университетами, колледжами, гимназиями, школами)».
Цель: развитие исследовательской мобильности студента за счет межотраслевой интеграции вузов, производственных организаций и научных учреждений.
Реализация данной модели предполагает:
- выявление и распространение положительного в современных условиях отечественного и зарубежного опыта организации исследовательской деятельности студентов, осуществление обмена им в системе «педагогический вуз - школа», «педагогический вуз -научно-исследовательский институт», «педагогический вуз - вуз» и т.п., создание новых форм организации исследовательской деятельности студентов, изучение и обобщение ее результатов для их приложения в учебном процессе и на практике (организация на базе школы и курирование студентами научного кружка «Юный исследователь»; посещение студентами научных семинаров в НИИ и др.; участие студентов в организации и проведе-
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (25] 2010
105
нии межвузовских студенческих научных конференций; издание студенческого научного математического журнала «Аксиома»];
- создание единого информационно-образовательного пространства как пространств осуществления личностных изменений студента на основе использования новых информационных технологий в процессе исследовательской деятельности (участие во Всероссийской Интернет-олимпиаде, ежегодно организуемой Национальным аккредитационным агентством в сфере образования. Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования - http : // www. fepo. ru];
- свободный выбор тематики и партнеров, соревнование идей, научных, методических и технических решений как основы перестройки вузовской науки в интересах ее ускоренного развития, соответствия новым общественным потребностям и повышению статуса в российском и мировом сообществе (участие во внутривузовских научных конкурсах «Исследовательский проект года», «Студент-исследователь XXI века» и др., выставках «Мои научные достижения», «Перспективный курсовой проект по математике» и др.].
Системная реализация основных моделей организации исследовательской деятельности студентов педагогического вуза призвана:
- повысить качество профессиональной подготовки студентов с ориентацией на международные стандарты качества;
- осуществить путем поддержки и развития талантливой молодежи воспроизводство научной элиты;
- увеличить вклад вуза в развитие и распространение научных знаний, формирование культуры исследовательской деятельности в рамках фундаментальных научных исследований.
Приоритетная роль праксиологического подхода в организации исследовательской деятельности выражает глубинные потребности общества в личности с высоким уровнем исследовательской компетентности.
Реализация функций праксиологического подхода задает специфическую направленность процесса организации исследовательской деятельности студентов - перевод регламентирующих установок и рекомендаций в инструмент-катализатор профессиональнопродуктивной деятельности.
Литература
1. Калугина Н. В. Формирование исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Магнитогорск, 2007. -19 с.
2. Малюгина И. В. Управление воспроизводством кадрового потенциала сектора науки в высших учебных заведениях России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - 23 с.
3. Миронов В. А., Майкова Э. Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов. -Тверь: ТГТУ, 2004. - 100 с.
4. Монахова Л. Ю. Информатизация математического образования в профессиональной подготовке военных специалистов (теоретико-прикладной аспект) : моногр. - СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2005. - 168 с.
5. Проект федеральных образовательных стандартов по направлениям педагогического образования [Электронный ресурс"!. - URL: http://www.herzen.spb.ru/news/06-06-2008 (дата обращения: 26.09.2010).
6. Раздульева Е. М. Развитие исследовательских способностей студентов педагогического вуза : автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.07. - М., 2008. - 21 с.