УДК 37
МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРОФЕССИИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Елисеенков Геннадий Симонович, профессор, заведующий кафедрой дизайна, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: plakat14@mail.ru
Мхитарян Гагик Юрикович, доцент, кафедра дизайна, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: igago@rambler.ru
Введение в действие профессиональных стандартов для сферы образования и сферы производства оказывает существенное влияние на формирование образовательных программ в области художественной деятельности и, в частности, в области графического дизайна.
Целью данной статьи является обоснование моделей образовательных программ в сфере графического дизайна, сформированных с учетом требований и образовательных стандартов, и профессиональных стандартов в области высшего образования и графического дизайна. Стандартизация предусматривает унификацию, систематизацию и классификацию составных элементов образовательных программ. В статье анализируются различные виды стандартов: образовательные стандарты в сфере графического дизайна для различных уровней высшего образования, профессиональный стандарт для графических дизайнеров, профессиональный стандарт для преподавателей высшей школы. В связи с расширением областей стандартизации и увеличением числа объектов стандартизации делается вывод о том, что стандартизация приобретает, во-первых, тотальный характер, во-вторых, более системные качества в сфере графического дизайна.
Авторы статьи предлагают пути унификации универсальных и общепрофессиональных компетенций для формирования образовательных программ, а также дают обоснование параметров построения целостных многомерных моделей образовательных программ в сфере графического дизайна для различных уровней высшего образования: для бакалавриата, магистратуры и ассистентуры-стажировки.
Ключевые слова: образовательные программы, модели программ, параметры программ, стандарты образовательные, стандарты профессиональные, графический дизайн.
MODELS OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE FIELD OF GRAPHIC DESIGN IN THE CONTEXT OF STANDARDIZATION OF PROFESSION AND EDUCATION
Eliseenkov Gennadiy Simonovich, Professor, Department Chair of Design, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: plakat14@mail.ru
Mkhitaryan Gagik Yurikovich, Associate Professor, Department of Design, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: igago@rambler.ru
The enactment of professional standards for education and scope of production has a significant impact on the development of educational programs in the sphere of artistic activities and particularly in the field of graphic design.
The purpose of this article is substantiation of the models for educational programs in the sphere of graphic design, formed with the requirements of both educational and professional standards in the field of higher education and graphic design. Standardization allows unification, systematization and classification of the compound elements of educational programs. The article examines different types of standards: educational standards in the field of graphic design for different levels of higher education, professional standard for graphic designers, professional standard for higher education faculty. The authors conclude that, firstly, standardization
acquires a total character and, secondly, it gets more systematic quality in the field of graphic design because of the extension of areas of standardization and increase in the number of objects of standardization.
The authors propose ways of unification of universal and professional competences for the development of educational programs, as well as justify the formation of holistic multidimensional models of educational programs in the field of graphic design for different levels of higher education: for bachelors, masters and assistants.
Keywords: educational programs, models of programs, parameters of programs, educational standards, professional standards, graphic design.
До недавнего времени преподаватели вуза при разработке образовательных программ руководствовались двумя типами стандартов: образовательными стандартами (ФГОС ВО) и их видами - для бакалавриата, магистратуры, ассистентуры-стажировки [6; 7; 8], аспирантуры, а также стандартами на учебно-методические издания (учебные программы дисциплин, учебные пособия, сборники описаний лабораторных (практических) работ, методические рекомендации и т. п.) [1]. При этом устанавливались так называемые «горизонтальные» связи между образовательными стандартами и стандартами на учебно-методические изданиями, с одной стороны, и формируемыми образовательными программами, с другой стороны (рис. 1).
В настоящее время происходит, во-первых, расширение областей стандартизации - она затрагивает уже не только сферу образования, но и сферу производства с появлением профессиональных стандартов. Таким образом, стандарты начинают регулировать содержание образования и содержание практической деятельности специалистов в той или иной сфере, в данном случае - в сфере графического дизайна. Во-вторых, происходит увеличение числа объектов стандартизации. Этими объектами становятся не только образовательный процесс и его результаты, не только учебно-методическая продукция, но и деятельность субъектов: в сфере образования -
профессорско-преподавательского состава, что зафиксировано в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [5], в сфере производства - дизайнеры, что отражено в профессиональном стандарте 11.013 «Графический дизайнер» [4].
Таким образом, между образовательными и профессиональными стандартами, с одной стороны, и образовательными программами, с другой стороны, устанавливаются не только «горизонтальные» связи, но и «вертикальные», что обусловлено отражением субъектов образования и субъектов профессиональной деятельности (рис. 2).
На этом основании можно сделать вывод о том, что стандартизация в сфере образования и в сфере профессиональной деятельности приобретает, во-первых, тотальный характер, во-вторых, более системный характер.
Системные связи образовательных и профессиональных стандартов предполагают наличие двух подсистем: образовательную подсистему и производственную подсистему (рис. 3). Системообразующими факторами можно считать общественную потребность в дизайне и результаты дизайнерской деятельности. Общественная потребность в дизайне выявляет поле его пробле-матизации в сфере образования и в сфере производства, целевые установки, социальный заказ.
Рисунок 1. Взаимосвязи образовательных программ и образовательных стандартов
Рисунок 2. Взаимосвязи образовательных программ с профессиональными и образовательными стандартами
Рисунок 3. Системные связи образовательных и профессиональных стандартов
Образовательная подсистема стандартизации включает профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», образовательные стандарты ФГОС ВО для различных уровней образования (бакалавриата, магистратуры, ассистентуры-стажировки), стандарты на учебно-методические издания.
Производственная подсистема стандартизации включает деятельность работодателей, руководствующихся профессиональным стандартом 11.013 «Графический дизайнер», а также стандартами ЕСКД (Единой системы конструкторской документации) [3]. Кроме ГОСТ 2.102-2013, определяющего виды и комплектность конструкторских документов, Единая система конструкторской документации включает ряд стандартов, регламентирующих стадии разработки проектов, требования к эскизному проекту, применяемые виды изображений и др.
Как оценивать тенденцию тотальной стандартизации образования и профессии - как положительную или негативную? В педагогическом сообществе на этот счет существуют разные точки зрения. Многие преподаватели видят в стандартизации тотальную регламентацию и излишнюю формализацию образовательной деятельности, увеличение бумаготворчества в ущерб живому образовательному процессу. Эти опасения имеют основания, поскольку опыт внедрения ФГОС ВО-2, ФГОС ВО-3 и ФГОС ВО-3+ показал, что названные издержки в той или иной мере имели место.
Безусловно, стандартизация, как процесс унификации, систематизации и классификации, -явление положительное и продуктивное, поскольку она позволяет достичь оптимальной степени упорядочения в той или иной области деятельности, создавать единые требования и нормы, достичь сравнимости результатов.
Возникает вопрос - насколько близки к обозначенным оптимальным характеристикам те стандарты, которыми нам предлагают пользоваться?
Стандарты ФГОС ВО 3+ по большинству позиций совпадают по таким направлениям подготовки, как дизайн, декоративно-прикладное искусство, графика, живопись, то есть можно говорить об общих тенденциях если не в области
визуальных искусств в целом, то в сфере изобразительных и прикладных искусств.
Существенными недостатками данных стандартов можно считать отсутствие единой методологии в определении компетенций и рассогласование между стандартами разных уровней образования (бакалавриата, магистратуры, ассистентуры-стажировки). При формировании компетенций происходит смешение предметного, функционального и мотивационного подходов. Предметный подход просматривается при определении общекультурных и общепрофессиональных компетенций по направлению подготовки «Дизайн», которые прямо указывают на конкретную предметную область и соответствующую учебную дисциплину, например, способность использовать основы философских, исторических, экономических, правовых знаний, способность владеть рисунком, основами академической живописи, навыками скульптора, применять шрифтовую культуру и компьютерные технологии. При формировании ряда других компетенций используется функциональный подход, например, способность работать в команде, действовать в нестандартных ситуациях и т. п. Мотивационный подход реализуется путем формулирования следующих компетенций: готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала; способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; способность к самоорганизации и самообразованию. Кроме того, в данных стандартах нет связи с профессиональными стандартами.
Стандарты ФГОС ВО 3++ (проекты) - это, безусловно, шаг вперед, поскольку в них обозначена связь с профессиональными стандартами через профессиональные компетенции, использована унификация как форма стандартизации -унифицированы универсальные и общепрофессиональные компетенции. Но набор этих компетенций требует осмысления и, на наш взгляд, процедуры симплификации - упрощения, уменьшения количества элементов до минимально достаточного на основе их сущностных характеристик. В 2012 году в статье, опубликованной в Вестнике КемГУКИ, были предложены способы унификации и симплификации компетенций [2].
В стандартах ФГОС ВО 3++ обозначены 8 универсальных компетенций для бакалавров и
6 для магистров. Но если исходить из определения «универсальные», значит эти компетенции должны быть универсальны и для разных уровней образования (бакалавриат, магистратура, ассистентура-стажировка), и для разных направлений подготовки (дизайн, декоративно-прикладное искусство и др.).
Мы предлагаем три категории универсальных компетенций:
1. Интеллектуальное развитие - это способность к системному и критическому мышлению в процессе решения поставленных задач.
2. Ценностные ориентации - социальные и культурные ценности и идеалы, которыми будет руководствоваться выпускник в своей деятельности. Это идеология и аксиология образования, без чего в современном мире невозможно обойтись.
3. Коммуникация - в широком смысле: способность к межкультурной коммуникации, использование современных информационно-коммуникационных технологий, деловая коммуникация, работа в команде.
Что касается общепрофессиональных компетенций, то в стандартах для бакалавров и магистров их одинаковое количество - пять, но разного содержания. Опять же, если исходить из определения «общепрофессиональные» компетенции, то есть общие для профессии, в данном случае - для профессии дизайнера, то они должны быть одинаковыми для бакалавров и магистров. Поэтому мы предлагаем три категории общепрофессиональных компетенций:
1. Профессиональное мышление - концептуальное, художественное, проектное, визуальное.
2. Мотивация и ориентация на профессию - самоорганизация, самообразование, саморазвитие, творческий потенциал.
3. Исследовательские и художественно-проектные способности.
Профессиональные компетенции определяются на основе трудовых функций, изложенных в профессиональных стандартах «Графический дизайнер» и «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: для бакалавров в сфере производственной деятельности - проектирование объектов визуальной информации, идентификации и коммуникации,
в сфере педагогической деятельности - преподавание в системе общего, предпрофессионально-го и дополнительного образования. Основой для формирования профессиональных компетенций для магистров являются: в сфере производственной деятельности - разработка систем визуальной информации, идентификации и коммуникации, в сфере педагогической деятельности - преподавание в системе среднего профессионального и высшего образования. Аналогично могут определяться профессиональные компетенции для обучающихся в ассистентуре-стажировке: в сфере производственной деятельности - разработка систем визуальной информации, идентификации и коммуникации, руководство проектированием систем визуальной коммуникации, а в сфере педагогической деятельности - преподавание в системе высшего образования.
Если анализировать профессиональный стандарт «Графический дизайнер», то необходимо отметить, что данный документ в целом отражает теорию и технологию художественно -проектной деятельности дизайнера в сфере графического дизайна, в нем трудовые функции соотнесены с уровнем образования и дифференцированы по объектам проектирования. В этом документе требуют уточнения лишь отдельные позиции, в частности, среди необходимых знаний указано знание академического рисунка. Во-первых, для профессионального владения рисунком одного знания недостаточно, нужны умения. Во-вторых, академический рисунок - это основа, на которой формируется декоративный рисунок, стилизованный рисунок, символический и т. п. Всеми этими видами рисунка дизайнер должен владеть, а не только знать.
В профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» особенно много вопросов вызывает перечень необходимых знаний из 15 пунктов, где психолого-педагогическим знаниям отведено 10 пунктов, знанию законодательства и нормативных актов - 3 пункта и только один пункт - знанию преподаваемой области профессиональной деятельности. Нисколько не умаляя значимости психолого-педагогических знаний, на наш взгляд, должен быть паритетный баланс между знаниями предметной области,
психолого-педагогическими знаниями и знанием нормативных актов. Ведь знание предметной области - один из важных показателей профессионализма преподавателя. Это знание предполагает дифференциацию по уровням (методологический, теоретический, эмпирический, прикладной и т. п.), по сферам предметной области и т. д.
Как соотносятся между собой образовательные и профессиональные стандарты и как они влияют на формирование образовательных программ? Между ними намечаются определенные системные связи, но, к сожалению, они существуют в разных системах измерения. Профессиональные стандарты измеряются категориями «трудовые функции», «трудовые действия», «необходимые умения и знания», а образовательные стандарты - категорией «компетенции». В образовательных стандартах декларируется отказ от категорий «знания», «умения», «навыки», но индикаторами компетенций часто выступают их интеллектуальные компоненты (знания), деятель-ностные компоненты (умения), мотивационно-личностные компоненты. Этой разноплановой, подчас хаотичной картине требуется дальнейшая унификация, систематизация и, если использовать игру слов, стандартизация стандартов.
Несмотря на ряд нерешенных вопросов стандартизации, нами были определены факторы формирования моделей образовательных программ в сфере дизайна. С учетом этих факторов и современных реалий стандартизации сформированы модели образовательных программ для бакалавриата, магистратуры и ассистентуры-стажировки в сфере графического дизайна. Изменения параметров этих моделей определялись на основе профессиональных и образовательных стандартов, как действующих, так и проектируемых (табл. 1).
Виды деятельности определяются на основе профессиональных стандартов «Графический дизайнер» и «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», а также образовательных стандартов для бакалавриата, магистратуры и ассистентуры-стажировки. При этом в представленных моделях выделены самые основные, сущностные виды деятельности.
Должности, на которые могут претендовать выпускники бакалавриата, магистратуры и ассистентуры-стажировки в сфере практической дизайнерской деятельности, достаточно подробно описаны в профессиональном стандарте «Графический дизайнер». Что касается педагогической деятельности, то согласно профессиональному стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» выпускник может претендовать на должности преподавателя, старшего преподавателя, доцента, профессора при условии соответствия тем требованиям, которые предусматриваются для каждой из этих должностей.
Обобщенные трудовые функции в сфере дизайнерского производства дифференцируются на проектирование объектов визуальной информации, идентификации и коммуникации (ВИИиК), проектирование систем ВИИиК и руководство проектированием объектов и систем ВИИиК. В педагогической сфере обобщенными трудовыми функциями являются преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), а также по программам бакалавриата, магистратуры и ассистентуры-стажировки.
Таблица 1
Модели образовательных программ в сфере графического дизайна
Уровни образования БАКАЛАВРИАТ МАГИСТРАТУРА АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА
Виды деятельности художественно- проектная; информационно- технологическая; педагогическая художественно-проектная; экспериментально- исследовательская; экспертная; педагогическая экспериментально- исследовательская; художественно-проектная; организационно-управленческая; педагогическая
Окончание таблицы 1
Уровни образования БАКАЛАВРИАТ МАГИСТРАТУРА АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА
Должности графический дизайнер; дизайнер печатной продукции; дизайнер рекламы; преподаватель ДХШ, доп. образования ведушцй дизайнер; главный дизайнер; руководитель проекта; преподаватель колледжа, вуза арт-директор; руководитель отдела дизайна; преподаватель высшей школы
Обобщенные трудовые функции Проектирование ОБЪЕКТОВ ВИИиК, преподавание Проектирование СИСТЕМ ВИИиК, преподавание проектирование систем ВИИиК; руководство; преподавание
Трудовые функции проектное задание; художественно-технический дизайн-проект; авторский надзор; преподавание предпроектные исследования; проектное задание; концептуально-художественный дизайн-проект; преподавание предпроектные исследования; проектное задание; концептуальный дизайн-проект; организация проектиров; преподавание
Типы мышления художественное; проектное; визуальное концептуальное; художественное; проектное; визуальное концептуальное; художественное; проектное; визуальное
Уровни проектного знания теоретический; эмпирический; прикладной методологический; теоретический; эмпирический методологический; теоретический
Виды знаний репродуктивные; продуктивные продуктивные; системные системные; продуктивные
Виды умений репродуктивные; продуктивные; творческие продуктивные; исследовательские; творческие исследовательские; продуктивные; творческие
Методы решения задач креативные; репродуктивные креативные; инновационные инновационные; креативные
Обобщенные компетенции Дизайнер-разработчик объектов ВИИиК, преподаватель Дизайнер-исследователь, разработчик-коцептуалист систем ВИИиК, преподаватель Дизайнер-концептуалист ВИИиК, руководитель, преподаватель высшей школы
Если в качестве основных трудовых функций для выпускника бакалавриата являются изучение и согласование с заказчиком проектного задания, разработка художественно-технического дизайн-проекта и авторский надзор за его реализацией, то для магистров и ассистентов-стажеров трудовые функции предусматривают проведение предпроектных дизайнерских исследований, а также руководство проектированием объектов и систем ВИИиК.
Образовательные программы бакалавриата, магистратуры и ассистентуры-стажировки наце лены на формирование определенных типов профессионального мышления: для бакалавров - художественного, проектного и визуального мышления, а для магистров и ассистентов-стажеров - кроме перечисленных типов мышления, основополагающим является концептуальное мышление.
Еще три параметра имеют важное значение для формирования образовательных программ: виды знаний (репродуктивные, продуктивные, системные), виды умений (репродуктивные, продуктивные, исследовательские, творческие) и методы решения профессиональных задач (репродуктивные, креативные, инновационные).
В итоге можно определить обобщенные компетенции для выпускников:
- выпускник бакалавриата - дизайнер-разработчик объектов визуальной информации, идентификации и коммуникации, преподаватель в системе общего, предпрофессионального и дополнительного образования;
- выпускник магистратуры - дизайнер-исследователь, разработчик-концептуалист систем визуальной информации, идентификации и коммуникации, преподаватель в системе среднего профессионального и высшего образования;
- выпускник ассистентуры-стажировки -дизайнер-концептуалист систем визуальной ин-
формации, идентификации и коммуникации, арт-директор или руководитель отдела дизайна, преподаватель высшей школы.
Результаты проведенного теоретического анализа и представленных проектных предложений позволяют сделать следующие выводы:
1. Стандартизация в области образования и профессиональной деятельности дизайнера, приобретающая тотальный характер, оказывает существенное влияние на формирование образовательных программ в сфере дизайна для разных уровней образования - бакалавриата, магистратуры и ассистентуры-стажировки.
2. Системные связи между образовательными и профессиональными стандартами в сфере графического дизайна, в своей совокупности образующие производственную и образовательную подсистемы стандартизации, определяют целый ряд новых факторов, влияющих на формирование образовательных программ в сфере графического дизайна.
3. С учетом этих факторов, на основе профессиональных и образовательных стандартов разработаны модели образовательных программ для бакалавриата, магистратуры и ассистентуры-стажировки в сфере графического дизайна. Данные модели образовательных программ спроектированы с помощью разработанных авторами параметров, отражающих сущностные характеристики производственной и образовательной деятельности в сфере графического дизайна.
4. Представленные модели послужили основой для разработки ныне действующих образовательных программ, учебных планов, учебных пособий и рабочих программ дисциплин для бакалавриата, магистратуры и ассистентуры-стажировки в сфере графического дизайна в Кемеровском государственном институте культуры.
Литература
1. Гендина Н. И., Колкова Н. И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе: стандарты высшего учебного заведения. - Кемерово: КемГИИК, 1998. - 171 с.
2. Елисеенков Г. С. Концептуальные подходы к моделированию образовательных программ в сфере дизайна // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 20. - С. 168-174.
3. ГОСТ 2.102-2013 ЕСКД. Виды и комплектность конструкторских документов. - М.: Стандартинформ, 2014. - 15 с.
4. Профессиональный стандарт 11.013 «Графический дизайнер» [Электронный ресурс]: приказ М-ва труда и социальной защиты РФ от 17.01.2017 № 40н // Гарант: информ.-прав. портал. - URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71499142 (дата обращения: 18.09.2017).
5. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс]: приказ М-ва труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 608н // Гарант: информ.-прав. портал. - URL: http://base.garant.ru/71202838/#friends (дата обращения: 19.09.2017).
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]: приказ М-ва образования и науки РФ от 11 авг. 2016 года № 1004 // Гарант: информ.-прав. портал. - URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71375254 (дата обращения: 18.09.2017).
7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.04.01 Дизайн (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]: приказ М-ва образования и науки РФ от 21.03.2016 № 255 // Консультант Плюс: справ.-прав. система. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_197233 (дата обращения: 18.09.2017).
8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 54.09.03 Искусство дизайна (по видам) (уровень подготовки кадров высшей квалификации) [Электронный ресурс]: приказ М-ва образования и науки РФ от 17.08.2015 № 839 // Гарант: информ.-прав. портал. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71078702 (дата обращения: 18.09.2017).
9. Проект федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] // Федерал. портал проектов норматив. правовых актов. - М., 2017. - URL: http.www.regulation.gov.ru.
10. Проект федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.04.01 «Дизайн» (уровень магистратуры) [Электронный ресурс] // Федерал. портал проектов норматив. правовых актов. - М., 2017. - URL: http.www.regulation.gov.ru.
References
1. Gendina N.I., Kolkova N.I. Normativno-metodicheskoe obespechenie uchebnogo protsessa v vuze: standarty vys-shego uchebnogo zavedeniya [Normative-methodical support of educational process in higher education: standards for educational institutions]. Kemerovo, KemGIK Publ., 1998. 171 p. (In Russ.).
2. Yeliseenkov G.S. Kontseptual'nye podkhody k modelirovaniyu obrazovatel'nykh program v sfere dizayna [Conceptual approaches to modeling educational programs in the field of design]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2012, no. 20, pp. 168-174. (In Russ.).
3. GOST2.102-2013 ESKD. Vidy i komplektnost'konstruktorskikh dokumentov [State Standard 2.102-2013 USCD. The types and completeness of design documents]. Moscow, Standartinform Publ., 2014. 15 p. (In Russ.).
4. Professional'nyy standart 11.013 "Graficheskiy dizayner" [Professional Standart 11.013 "Graphic Designer"]: prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF ot 17.01.2017 № 40 [Order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation from 17.01.2017 no. 40]. Garant: informatsionno-pravovoy portal [Guarantor: legal information portal]. (In Russ.). Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71499142 (accessed 18.09.2017).
5. Professional'nyy standart "Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya": prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF ot 08.09.2015 № 608 [Professional Standard "Teacher training, vocational education and secondary vocational education". Order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation from 08.09.2015 no. 608]. Garant: informatsionno-pravovoy portal [Guarantor: legal information portal]. (In Russ.). Available at: http://www.base. garant.ru//71202838 (accessed 19.09.2017).
6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo standarta po napravleniyu podgotovki 54.03.01 Dizayn (uroven' bakalavriata): prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 11 avgusta 2016 № 1004 [On approval of the Federal state educational standard of higher education in the field of training 54.03.01 Design (Bachelor's level). Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation from August, 11th 2016, no. 1004]. Garant: informatsionno-pravovoy portal [Guarantor: legal information portal]. (In Russ.). Available at: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71375254 (accessed 18.09.2017).
7. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 54.04.01 Dizayn (uroven' magistratury): prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 21.03.2016 № 255 [On approval of the Federal state educational standard of higher education in the field of training 54.04.01
Design (Master's level). Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation from 21.03.2016, no. 255]. Konsul'tant Plus: spravochno-pravovaya sistema [Consultant Plus: legal-reference system]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_197233 (accessed 18.09.2017).
8. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo standarta po spetsial'nosti 54.09.03 Iskusstvo dizayna (po vidam) (uroven' podgotovki kadrov vysshey kvalifikatsii)): prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17.08.2015 № 839 [On approval of the Federal state educational standard of higher education in specialty 54.09.03 The Art of Design (the level of training personnel of higher qualification). Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation from 17.08.2015, no. 839]. Garant: informatsionno-pravovoy portal [Guarantor: legal information portal]. (In Russ.). Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71078702 (accessed 18.09.2017).
9. Proekt federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 54.03.01 "Dizayn" (uroven' bakalavriata) [The project of the Federal state educational standard of higher education in the field of training 54.03.01 "Design" (Bachelor's level)]. Federal'nyy portalproektov normativnykh pravovykh aktov [Federal portal of projects of normative legal acts]. Moscow, 2017. (In Russ.). Available at: http. www.regulation.gov.ru.
10. Proekt federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 54.04.01 "Dizayn" (uroven' magistratury) [The project of the Federal state educational standard of higher education in the field of training 54.04.01 "Design" (Master's level)]. Federal'nyy portal proektov normativnykh pravovykh aktov [Federal portal ofprojects of normative legal acts]. Moscow, 2017. (In Russ.). Available at: http.www.regula-tion.gov.ru.
УДК 378. 14
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ В ИЗУЧЕНИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Палилей Александр Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета хореографии, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: palileyav@mail.ru
Рожков Валентин Николаевич, старший преподаватель, кафедра балетмейстерского творчества, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: valenti-rozhko@va.ru
В предлагаемой статье рассматриваются современные подходы в выборе методов контроля в учебно-познавательной деятельности обучающихся в институте культуры факультета хореографии. Представлен фонд оценочных средств, которые устанавливают соответствие учебных достижений запланированным результатам обучения и требованиям образовательных программ, рабочих программ модулей (дисциплин).
Роль фонда оценочных средств в образовательном уровне факультета хореографии становится на современном этапе все более актуальной проблемой, поскольку его функциональное качество является ярким показателем образовательного потенциала кафедр факультета, реализующих образовательный процесс по направлениям подготовки специалистов в области хореографического искусства. В связи с этим уточнение функций и форм методов контроля, их структурных компонентов, применяемых в образовательной деятельности факультета, может быть полезной для использования в учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Методы контроля в учебно-образовательной деятельности в области хореографического искусства присутствовали в период функционирования императорских хореографических учреждениях России XIX века. Но оценка эффективности системы контроля, выбор методик контроля, определение терминов и понятий вызывают споры и дискуссии среди педагогов хореографии до сих пор. Обусловлено