Научная статья на тему 'Модели нештатных ситуаций в работе бортовых систем управления: частный опыт использования моделей при оценивании надежности выведения на орбиту'

Модели нештатных ситуаций в работе бортовых систем управления: частный опыт использования моделей при оценивании надежности выведения на орбиту Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
177
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРТОВЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ АНОМАЛИИ / НАДЁЖНОСТЬ ВЫВЕДЕНИЯ / ONBOARD CONTROL SYSTEMS / OPERATIONAL ANOMALIES / LAUNCHING RELIABILITY

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Андриенко Анатолий Яковлевич, Тропова Елена Ивановна

По результатам анализа статистики эксплуатационных замечаний к работе бортовой системы управления (типа СОБИС) ракеты-носителя (РН) «Союз-У» проведено атрибутирование стационарного потока аномалий в действии емкостных уровнемеров, входящих в состав СОБИС. Построена модель возможных нештатных ситуаций при выведении РН, порождаемых этими аномалиями, и проведено оценивание их влияния на надежность выведения РН «Союз-У».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Андриенко Анатолий Яковлевич, Тропова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Models of abnormal situations in operation of onboard control systems: private experience using of models at estimating of the launching reliability

By results of the analysis statistics of operational remarks to work of the onboard control system launching vehicle "Soyuz-U" it is made specifying a stationary stream of anomalies in operation the capacitor level gauges, which are a part control system. The model of possible abnormal situations at launching generated by these anomalies is constructed. Estimation of their influence on the launching reliability is made.

Текст научной работы на тему «Модели нештатных ситуаций в работе бортовых систем управления: частный опыт использования моделей при оценивании надежности выведения на орбиту»

УДК 629.7.017.1 ББК 39.62

МОДЕЛИ НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЙ В РАБОТЕ БОРТОВЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ: ЧАСТНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ НАДЕЖНОСТИ ВЫВЕДЕНИЯ НА

ОРБИТУ

1 2 Андриенко А. Я. , Тропова Е. И.

(Учреждение Российской академии наук

Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова

РАН, Москва)

По результатам анализа статистики эксплуатационных замечаний к работе бортовой системы управления (типа СОБИС) ракеты-носителя (РН) «Союз-У» проведено атрибутирование стационарного потока аномалий в действии емкостных уровнемеров, входящих в состав СОБИС. Построена модель возможных нештатных ситуаций при выведении РН, порождаемых этими аномалиями, и проведено оценивание их влияния на надежность выведения РН «Союз-У».

Ключевые слова: бортовые системы управления, эксплуатационные аномалии, надёжность выведения.

1. Введение

Тридцать пять лет назад (18 мая 1973 г.) был произведен первый пуск трехступенчатой ракеты-носителя «Союз-У» (РН 11А511У) среднего класса [2], созданной в Филиале №3

1 Анатолий Яковлевич Андриенко, заведующий лабораторией, доктор технических наук, профессор ([email protected]).

2 Елена Ивановна Тропова, научный сотрудник (тел. (495) 334-88-71).

ЦКБЭМ1 на базе предыдущих вариантов Р-7А (таких, как РН 11А57 и 11А511). Эта ракета стала самым надежным в мире средством выведения полезных грузов (ПГ) на низкие орбиты, если судить по совокупности двух показателей: частоты успешных пусков (97,5%) и количества длительных (свыше 50 пусков) серий безотказных пусков (восемь серий).

В основе высокой надежности РН «Союз-У» и ее модификаций лежит, в частности, удачная организация работы эксплуатационных служб РКТ, позволившая выявлять и устранять многообразные причины возникновения аварийных ситуаций в упреждающем порядке по отдельным симптомам, проявляющимся на отдельных этапах жизненного цикла РН: на этапах производства, хранения, предстартовой подготовки и пуска. Один из рядовых примеров такой работы, выполненной в 20042006 гг. с участием Института проблем управления (ИПУ), приводится в данной публикации.

2. Атрибутирование эксплуатационных аномалий в работе ёмкостных уровнемеров топлива на борту РН

В качестве системы управления расходованием топлива (СУРТ) боковых и центрального блоков первых двух ступеней РН «Союз-У» используется система, имеющая аббревиатуру СОБИС, - практически без изменений заимствованная из прото-типных Р-7А. В состав этой системы входят емкостные чувствительные элементы (ч.э.) уровнемеров топлива (32 ч.э. в каждом баке каждого блока), фиксирующие моменты времени прохождения поверхностями компонентов топлива заданных пороговых уровней; по информации об этих моментах производится формирование управляющих сигналов СОБИС.

В процессе многолетней эксплуатации СОБИС проявились довольно частые аномалии в работе ее серийных приборов,

1 Так до 1974г. назывался Самарский ГНПРКЦ «ЦСКБ- Прогресс». 224

нашедшие отражение во вполне представительной статистике замечаний к работе системы, сделанных по результатам пусков. По физической природе своих проявлений эти аномалии разделяются на две группы.

Регулярные аномалии (в 6,0% пусков) - аномалии в работе уровнемеров СОБИС, многократно повторяющиеся в многолетней истории запусков РН типа Р-7А, несмотря на принимавшиеся меры по их устранению.

Эпизодические аномалии (в 0,5% пусков) - весьма разнообразные, но неповторявшиеся, в частности, из-за проведенных производственно-эксплуатационных мероприятий, аномалии в работе бортовых приборов и приводов системы.

По характеру воздействия на процессы управления расходованием топлива, т. е. на процессы внутриблочного регулирования опорожнения баков и межблочной синхронизации опорожнения, можно выделить два типа регулярных аномалий.

Тип 1. Такие аномалии, как несрабатывание чувствительных элементов уровнемеров, ложные сигналы на входе уровнемерных трактов, приводящие к возникновению дополнительных ошибок измерения положения уровней жидкостей и к отключению алгоритмической защитой уровнемерного канала либо четных, либо нечетных ч.э. Величина ложного сигнала Д^- (по текущему временному рассогласованию объемов жидкостей), пропущенного в систему перед отключением уровнемерного канала, составляет по модулю 4,0±1,5 с на боковых и 5,8±2 с на центральном блоках РН.

Тип 2. Такие аномалии, как ложные срабатывания и многократные подрабатывания ч.э., приводящие к возникновению дополнительных ошибок измерения положения уровней жидкостей без отключения уровнемерных каналов. Ложный сигнал Д^-, поступающий в систему при реализации таких аномалий, составляет по модулю 2,0±1,5 с.

И хотя в проведенных пусках проявившиеся в работе СОБИС аномалии никак не сказались на решениях задач выведения ПГ на орбиты, регулярные ее составляющие (типа 1 и 2)

следует считать симптомами возможного возникновения аварийных ситуаций на борту РН «Союз-У».

Для атрибутирования регулярных аномалий в работе уровнемеров использовались представленные ЦСКБ данные о замечаниях к работе СОБИС, сделанных с 1964 по 2004 г. Учитывая уникально большой для ракетно-космической техники объем статистики пусков РН типа Р-7А в эти годы, в качестве вероятностей Р1 и Р2 проявления аномалий типа 1 и 2 можно принять статистическую частоту реализаций аномалий в проведенных пусках:

Р1 = 3,6%, Р 2 = 2,4%.

Сопоставление «выборок» замечаний, относящихся к различным достаточно продолжительным периодам эксплуатации СОБИС и анализ экспериментальных зависимостей частоты возникновения аномалий в работе ч.э. от номера - этого ч.э. позволили сделать важный вывод:

- эксплуатационные потоки регулярных аномалий типа 1 и

2 оказываются вполне стационарными (по времени эксплуатации СОБИС) с вероятностными распределениями р\(-), р2(-) уровнемерных аномалий (по чувствительным элементам), представленными в виде графиков на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Зависимость вероятности возникновения аномалии типа 1 от номера і ч.э. уровнемера СОБИС

Р2, %

Рис. 2. Зависимость вероятности возникновения аномалии типа 2 от номера і ч.э. уровнемера СОБИС

3. Методика оценивания влияния аномалий в работе уровнемеров на точностные характеристики СОБИС и на надежность выведения РН

1. Для оценивания точностных характеристик СОБИС с учетом аномалий в работе ее бортовых приборов использовалась компьютерная программа статистического моделирования совместной работы СОБИС и системы регулирования кажущейся скорости (РКС). В состав этой программы были введены программные блоки, имитирующие, во-первых, возникновение дополнительных (внепроектных) возмущений на процесс управления из-за аномалий в работе уровнемеров, а во-вторых, действие релейно-логических средств защиты.

2. Непосредственно получить статистические оценки точности СОБИС при статистическом моделировании ее работы с использованием компьютерной программы (п. 1) и с воспроизведением аномалий 1 и 2 (рис. 1 и 2) не представилось возможным. Дело в том, что для достижения удовлетворительной достоверности статистического оценивания точности СОБИС по методу Монте-Карло с имитацией как редких событий, таких как возникновения аномалии типа 1 на і-ом ч.э. уровнемера (і > 20) с вероятностью 0,024% и проч. (см. рис. 1), так и частых,

необходимо при статистическом моделировании реализовать, т. е. рассчитать на ПЭВМ, не менее 100 тыс. процессов управления. Каждая реализация применительно к СОБИС требует использования около 300 случайных чисел, а статистическое моделирование - свыше 30 млн. случайных чисел.

3. Положение, описанное в п. 2, усугубляется при попытке непосредственного использования компьютерной программы (п. 1) для определения вероятности ра& возникновения аварийной ситуации на борту РН. Дело в том, что вероятностное распределение остатков топлива в баках ракеты при воздействии уровнемерных аномалий на процессы управления расходованием топлива заведомо отлично от нормального; если в качестве оценки вероятности рав, принять частоту фиксируемых при моделировании случаев преждевременного (до набора заданного значения кажущейся скорости ступени РН) израсходования компонента топлива в каком-либо из баков, то для достижения необходимой точности (до 0,001%) оценивания рав, следует на порядок увеличить по сравнению с п. 2 число S имитируемых пусков РН.

4. Поэтому использовался другой подход, предусматривающий выделение из генеральной совокупности моделируемых процессов трех групп выборок случайных процессов управления:

а) основная группа Г0, состоящая из одной выборки случайных процессов штатного управления расходованием топлива ракетных блоков двух нижних ступеней РН - при отсутствии аномалий в работе приборов СОБИС; в результате моделирования процессов управления группы Г0 определяются математическое ожидание т0 и среднеквадратическое отклонение с0 каждой из регулируемых координат СОБИС;

б) первая группа Г1, составленная из 1= 32 выборок случайных процессов управления СОБИС, систематическим образом возмущаемых в каждой --й (- = 1, 2, ..., I) выборке действием аномалий типа 1 на --ом ч.э. уровнемера СОБИС; в результате моделирования процессов управления группы Г1 определяются математические ожидания т1(-), - = 1, 2, ..., I, и среднеквадрати-

ческие отклонения оі(і), і = 1, 2, ..., I, каждой из регулируемых координат СОБИС;

в) вторая группа Г2, отличающаяся от Г1 тем, что в ней вместо аномалий типа 1 действуют аномалии типа 2.

В результате свертки

2 32

(1) т = (1 -Рі -Р2)т0 +УУ Рк(0тк(/) ,

к=1 і =1

(2) о =

2 32

(1 - Рі - Р2) о02 Рк (0 о-2 (/)

к=1 і=1

с учетом вероятностей Р1(і), Р2(і) возникновения аномалий на і-ом ч.э. (см. графики на рис. 1 и 2) определяются точностные характеристики СОБИС в виде статистически предельных значений |т| + За регулируемых координат СОБИС.

Объем каждой из используемых выборок групп Г0, Г1, Г2 может быть ограничен без заметных потерь в точности оценивания тк(і), ак(і) одной тысячью реализаций случайных процессов управления, формируемых с использованием одного и того же статистически корректного [1] набора 300 тыс. псевдослучайных чисел.

Результаты статистического моделирования работы СОБИС для групп Г0, Г1, Г2 выборок случайных процессов управления представлены в таблице 1.

5. Каждая из выборок, входящих в состав групп Г1 и Г2, обладает тем свойством, что ее выходные координаты, в частности, остатки компонентов топлива в момент выключения двигателей, с той же достоверностью, что и координаты выборки основной группы Г0, имеют гауссово-нормальное распределение вероятностей1. Поэтому вполне правомерно на основе оценивания статистически предельных значений остатков компонентов

1 Однако объединение этих выборок - генеральная совокупность моделируемых с учетом проявления аномалий в работе СОБИС про-

цессов управления - таким свойством не обладает.

топлива (см. таблицу 1) и сопоставления их с гарантийными запасами топлива определять условные вероятности рав.к(-) преждевременного израсходования топлива в случаях проявления аномалии типа к (к = 1, 2) на --ом ч.э., - = 1, 2, ..., 1(так же, как и вероятность рав.0 преждевременного израсходования топлива при отсутствии аномалий в работе СОБИС).

Таблица 1. Статистически предельное значение регулируемой координаты СОБИС______________________________________

Регулируемая координата СОБИС При отсутствии аномалий При возникновении в каждом процессе регулирования аномалии из

группы 1 группы 2

Временное конечное рассогласование объёмов компонентов топлива, с 0,290 0,476 0,36S

Временное конечное рассогласование объёмов окислителя бокового и центрального блоков, с 0,270 0,36S 0,332

Относительное отклонение от номинала соотношения объёмных расходов компонентов топлива, % 6,94 S,3S 7,90

Оценки вероятности возникновения аварийных ситуаций на борту РН, рассчитываемые для возможных вариантов эксплуатации РН и построения алгоритмической защиты СОБИС по формуле

2 32

(3) рае = (1 - А - р 2) рае.0 + 22 рк (О рав.к О'К

к=1 -=1

позволяют проводить сопоставительный анализ этих вариантов. 230

4. Основные результаты оценивания влияния уровнемерных аномалий на точностные характеристики СОБИС и на надежность выведения РН

1. Статистическое моделирование работы серийных приборов СОБИС и РКС, проведенное на основе изложенной в разделе 3 методики, позволило установить, что статистически предельные значения |т| + 3 а регулируемых координат СОБИС при действии уровнемерных аномалий удовлетворяют требованиям ТЗ, предъявляемым к точностным характеристикам системы.

2. Малозаметное изменение точностных характеристик СОБИС при действии уровнемерных аномалий сопровождается, однако, вполне ощутимым возрастанием вероятности возникновения аварийной ситуации на борту РН - на АРав. = 0,090%. Формально это объясняется тем, что уровнемерные аномалии мало сказываются на первых двух вероятностных моментах выходных координат СОБИС, но сильно деформируют нормальность распределения вероятностей этих координат.

3. По согласованию с ГосНИИП, осуществляющим совместно с ИПУ авторское сопровождение эксплуатации СОБИС, принято решение при модернизации элементной базы бортовых приборов СОБИС провести совершенствование алгоритмической защиты системы, так что потери в надежности выведения, вызванные уровнемерными аномалиями, снизятся до АРав, = 0,032%.

Литература

1. БУСЛЕНКО Н.П., ШРЕЙДЕР Ю .А. Метод статистических испытаний (Монте-Карло) и его реализация в цифровых машинах. - М.: Физматгиз, 1961. - 226с.

2. ВАРФОЛОМЕЕВ Т. Универсальный «Союз» // Новости космонавтики. - 2002. - №12 (239). - С. 48-49.

MODELS OF ABNORMAL SITUATIONS IN OPERATION OF ONBOARD CONTROL SYSTEMS: PRIVATE

EXPERIENCE USING OF MODELS AT ESTIMATING OF THE LAUNCHING RELIABILITY.

Anatolii Andrienko, Institute of Control Sciences of RAS, Moscow, Laboratory Head, Doctor of Science, professor (Moscow, Prof-soyuznaya st., 65, (495) 334-SS-71, [email protected]).

Elena Tropova, Institute of Control Sciences of RAS, Moscow, researcher ((495) 334-SS-71).

Abstract: By results of the analysis statistics of operational remarks to work of the onboard control system launching vehicle “Soyuz-U” it is made specifying a stationary stream of anomalies in operation the capacitor level gauges, which are a part control system. The model of possible abnormal situations at launching generated by these anomalies is constructed. Estimation of their influence on the launching reliability is made.

Keywords: onboard control systems, operational anomalies, launching reliability.

Статья представлена к публикации членом редакционной коллегии Р. Т. Сиразетдиновым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.