Ходжаев Хасан Ашурович,
кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенной службы ТГУПБП Мустафаева Парвинахон Хасановна,
соискатель кафедры мировой экономики ТГУПБП
МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СНГ И
ЭТАПЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ
На первом этапе становления Содружества Независимых Государств поиск форм и методов экономического сотрудничества происходил под воздействием устоявшихся подходов к управлению экономикой, мышления категориями единого народнохозяйственного комплекса с общей финансовой, кредитно-денежной и налоговой системой. Вначале предполагалось, что большинство новых независимых государств сохранят унаследованное общее экономическое пространство и "прозрачность" межгосударственных границ, будут координировать свою социально-экономическую политику (1,8).
Естественной моделью сохранения общего экономического пространства представлялось создание экономического союза (ЭС), договор о создании которого был подписан в Москве 24 сентября 1993 г.
По мере формирования институтов зрелой рыночной экономики и становления конкурентоспособных крупных хозяйственных структур, объективную потребность в восстановлении общего экономического пространства все более осознавали в кругах наиболее зрелых предпринимателей, политиков и государственных служащих стран СНГ. Государства Содружества остаются важным рынком сбыта товаров, производящихся в СНГ (2,20).
Но следует отметить, что на постсоветском пространстве возможны различные теоретические формы или модели интеграции, различающиеся условиями их функционирования и числом государств, в них участвующих (схема 1).
Кроме базовых форм, определяющих общие условия торгово-экономических отношений, существует множество особенностей, связанных с регулированием инвестиционной деятельности, природопользования, трудовой миграции, платежно-расчетных и других межгосударственных экономических отношений. В зависимости от политической воли государств-участников они могут быть предметом соглашений различного уровня интеграции (3,15).
Схема 1. Базовые модели или формы интеграции
Модели Характеристика
1. Взаимоотношения, основанные на режиме наибольшего благоприятствования (РНБ) во взаимной торговле. Является общей основой международных торгово-экономических отношений и, строго говоря, не может считаться интеграционной формой, любая из которых предусматривает более свободный торгово-экономический режим. В рамках РНБ могут предоставляться преференции по отношению к наименее развитым странам. Но перечень этих стран и формы предоставления таких преференций регулируются внешними по отношению к СНГ организациями.
2. Взаимоотношения, основанные на двусторонних соглашениях о свободной торговле с изъятиями Определяет сложившийся торгово-экономический режим в СНГ, который был введен как временный. Фиксируя отсутствие межгосударственных барьеров в торговле товарами и услугами, он характеризуется значительными административными издержками, бесконечными торговыми конфликтами, а также сохраняющимися изъятиями в отношении экспорта российских углеводородов и некоторых других, чувствительных для соответствующих государств Содружества, товаров.
3. Зона свободной торговли Предусматривает, как и Таможенный союз, отсутствие межгосударственных барьеров в торговле товарами и услугами. Но, в отличие от Таможенного союза, она не подразумевает создание единой таможенной территории и единого регулирующего органа. В силу этого она менее устойчива и оставляет возможность для торговых конфликтов, разрешаемых путем введения взаимных ограничений (защитных мер)
4. Таможенный союз Предусматривает отсутствие межгосударственных барьеров в торговле товарами и услугами, но сохраняет их возможность во всех прочих видах экономического сотрудничества. Кроме того, Таможенный союз предполагает проведение единой торговой политики по отношению к третьим странам, наличие единой таможенной территории, регулируемой соответствующим наднациональным органом. (В настоящее время в Таможенный союз входят Россия, Белоруссия, Казахстан)
5. Единое экономическое пространство Предусматривает обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников, а также проведение согласованной макроэкономической поли-
тики и общей политики развития и функционирования отдельных отраслей
6. Союзное государство на конфедеративной основе Может предусматривать сохранение национальных валют при проведении согласованной денежно-кредитной политики, а также особенностей налогообложения.
7. Союзное государство с единым унифицированным режимом Предполагает объединение не только экономики, но и некоторых политических сторон деятельности государств-участников. Оно предусматривает наличие единой валюты и отсутствие каких-либо межгосударственных барьеров в перемещении и трудоустройстве людей, движении капиталов, доступа к природным ресурсам. Эта модель предусматривает также единый режим антимонопольного и налогового регулирования, осуществляемого союзными органами управления
Страны, вступив в ВТО на неприемлемых для других государств Содружества условиях, должны консультироваться на предмет своего участия в интеграционных образованиях СНГ с партнерами по ВТО. Кроме того, зафиксировав чрезмерную, по сравнению с другими государствами СНГ, открытость своей экономики, они стали объектом претензий со стороны государств-членов ВТО по предоставлению компенсаций в случае вступления в Таможенный союз или зону свободной торговли.
Реализация намеченных планов формирования ЕЭП предполагает сочетание перечисленных выше форм экономической интеграции, различающихся конфигурацией государств-участников, за исключением Беларуси, которая во взаимоотношениях с Россией намерена образовать союзное государство на конфедеративной основе, включающее формирование единой денежной системы. При этом в позициях участников могут сохраняться существенные различия по вхождению в интеграционные образования разного уровня.
Следует отметить, что степень зрелости ЕЭП достигается поэтапно. Определены четыре этапа этого процесса (схема 2).
* Договор о создании Союзного государства России и Беларуси от 8 декабря 1999 г. предусматривает достаточно четкое разграничение предметов ведения и полномочий между союзным государством и странами-участницами. К исключительному ведению союзного государства относятся: создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка; единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика; единые правила конкуренции и защиты прав потребителей; объединенные транспортная и энергетическая системы; единая торговая и таможенно - тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений; единое законодательство об иностранных инвестициях; статистический и бухгалтерский учет и др.
Схема 2. Этапы консолидации единого экономического пространства (ЕЭП) СНГ
Этап I Формирует институциональные или правовые основы ЕЭП, завершается введением в действие соглашений
Этап II Включает в себя создание организационных структур, необходимых для функционирования ЕЭП, и приведение в соответствие с новыми условиями действующих в СНГ отношений свободной торговли
Этап III Происходит адаптация национальных институтов регулирования экономики к новым условиям работы в ЕЭП, а также уточнение условий функционирования ЕЭП и зон свободной торговли в СНГ между собой и с третьими сторонами, прежде всего государствами-членами ВТО
Этап IV Предполагает гармонизацию законодательства с целью проведения единой макроэкономической политики, включая объединение денежных систем, окончательное устранение всех национальных барьеров в части движения трудовых ресурсов, капиталов, прав собственности, передача всех существенных функций регулирования наднациональным институтам. Оформление взаимоотношений ЕЭП с ВТО
Главной моделью экономической консолидации на пространстве СНГ является формирование единого экономического пространства (ЕЭП) - единого рынка. Так как здесь предусматривается обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников, осуществляется согласованная макроэкономическая политика и общая политика развития и функционирования отдельных отраслей (4,93).
Критически важными для создания ЕЭП на первом этапе являются:
а) договор о создании единой таможенной территории и завершение формирования Таможенного союза;
б) соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании;
в) соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе и об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза;
г) соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров и приложение к этому соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров и о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран;
д) пакет соглашений о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих страны, о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам, о проведении согласованной политики в области регулирования санитарных и фитосанитарных мер Евразийского экономического сообщества, о торговле услугами;
е) о единых правилах конкуренции, об основных принципах осуществления конкурентной политики, о единых правилах регулирования деятельности субъектов
естественных монополий, о единых принципах регулирования деятельности естественных монополий и.т.д.
В рамках второго этапа должны быть решены следующие основные задачи, фиксируемые в соответствующих межгосударственных соглашениях:
а) гармонизация законодательства в области государственных закупок в соответствии с нормами ВТО, отмена экспортных пошлин во взаимной торговле, переход к единой политике взимания экспортных пошлин в отношении товаров, поставляемых в третьи страны, а также гармонизация законодательства в области применения связанных с торговлей инвестиционных мер на основе норм и правил ВТО;
б) проведение единой таможенно-тарифной политики, предусматривающей формирование и утверждение общего таможенного тарифа, формирование договорно-правовой базы Таможенной территории ЕЭП с третьими странами и международными организациями;
в) создание наднационального органа по таможенному администрированию, установление процедуры разрешения споров между ним и субъектами хозяйствования, принятие единого порядка контроля за товарами, в отношении которых предоставляются тарифные и налоговые льготы и преференции;
г) единая политика и порядок в отношении транзита товаров из третьих стран в третьи страны через таможенную территорию ЕЭП;
д) единый порядок экспортного контроля, переход к проведению единой политики государств-участников в отношении третьих стран в области взаимного признания документов о подтверждении соответствия и оформления соответствующей договорно-правовой базы с третьими странами;
е) единые правила в отношении принятия актов, оказывающих влияние на состояние конкурентной среды на территории государств-участников ЕЭП, а также регулирование индивидуальных или согласованных действий национальных исполнительных органов власти или организаций, наделенных функциями или правами указанных органов власти, ограничивающих конкуренцию.
На третьем этапе решаются в основном следующие задачи:
а) отмена таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых в рамках взаимной торговли государств-участников ЕЭП, отмена практики "добровольных ограничений" экспорта во взаимной торговле и создание условий для беспрепятственного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов;
б) гармонизация законодательства в отношении ограничивающих конкуренцию актов, действий, соглашений или согласованных действий национальных исполнительных органов власти и иных организаций, наделенных функциями или правами указанных органов власти и (гармонизация) национальных систем добровольной стандартизации, а также в области валютного регулирования и валютного контроля;
в) единые правила в отношении недобросовестной конкуренции и единая политика в области государственных закупок и единое законодательство и правопри-
Республика Таджикистан после вхождения в ВТО намерена войти в Таможенный союз СНГ лишь после вхождения туда Республики Кыргызстан.
менительная практика в области применения связанных с торговлей инвестиционных мер, а также единая политика в области охраны прав на интеллектуальную собственность;
г) согласование основных направлений и путей проведения структурных преобразований в экономике государств-участников, в том числе в сфере реструктуризации естественных монополий, а также унификация методологии экономической статистики и согласованная политика государственных закупок по отношению к третьим странам во всех секторах, а также в торговле услугами по отношению к третьим странам;
д) обеспечение применения международных стандартов аудита и бухгалтерского учета в рамках ЕЭП, создание единых конкурентных рынков и гармонизация соответствующего внутреннего регулирования в отдельных секторах, где присутствуют государственные или частные монополии;
е) полная свобода перемещения физических лиц, унификация налоговых ставок по отдельным видам налогов, гармонизация ставок косвенных налогов и т.д.
На четвертом этапе предполагается окончательное устранение всех национальных барьеров в части движения трудовых ресурсов, капиталов, прав собственности, передача всех существенных функций регулирования наднациональным институтам. На этом этапе должно быть проведено оформление взаимоотношений ЕЭП с ВТО в качестве единой таможенной территории и урегулированы претензии членов ВТО по компенсациям. Составляющие этот этап мероприятия могут проводиться одновременно с третьим этапом, но сроки его реализации могут оказаться более длительными.
Список использованной литературы:
1. Абалкин Л.И. Логика экономического роста. - М. : Институт экономики РАН, 2002.
2. Урунов А.А. Интеграция и экономический рост. - М.: Издательский дом «Грааль», 2003.
3. Арестов О. Интеграционные процессы в странах СНГ в условиях мирового экономического кризиса //Международная экономика. - 2009. - N 4. - С. 13-17.
4. Жуков С., Резникова О. Экономические взаимосвязи на постсоветском пространстве //Вопросы экономики - 2007. -№8. - С.93-104.
Х.А. Ходжаев, П.Х. Мустафаева
Модели интеграции экономического пространства СНГ и этапы её развития
Ключевые слова: интеграция, конкурентоспособность, торгово-экономические отношения, Таможенный союз, единое экономическое пространство, Всемирная Торговая Организация
В статье всесторонне рассмотрены модели экономической интеграции на постсоветском пространстве, начиная от создания Содружества Независимых Государств до заключения Таможенного союза СНГ. Подробно проанализированы базовые модели консолидации экономического пространства СНГ и этапы её развития, главной целью которой является формирование единого экономического пространства.
Поэтапное развитие вышеуказанных интеграционных процессов предстоит пройти и остальным государствам СНГ, аналогично России, Беларуси и Казахстану.
H. A. Khodjayev, P. Kh. Mustafayeva
Models of Integration of CIS Economy Space and Stages of its Development
Key words: integration, competitiveness, commercial-economic relations, Customs" Union, unified economic space, World Trade Organization
The article dwells on the models of economic integration in the post-Soviet space being in particulars analyzed by the authors beginning with the creation of the Commonwealth of Independent States up to the conclusion of the CIS Customs' Union. The authors prove that the basic models of consolidation of CIS economy space are aimed, first and foremost, at a formation of a unified economy space.
The rest CIS states are bound to go through stage by stage development of integrative process analogically to Russia, Belarus and Kazakhstan which have passed this period already.