Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
1
УДК 330.322.011
МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Климова Наталья Владимировна д.э.н., профессор
Хорошильцева Елена Васильевна студент экономического факультета Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
В данной статье рассматриваются проблемы, формирования эффективной модели инновационного развития промышленности России на основе изучения зарубежного опыта. Проанализированы основные модели инновационного развития промышленности стран и экономики АТЭС, дана оценка динамика валовой добавленной стоимости промышленности по крупнейшим странам мира. Сделан акцент на то, что России необходимо разрабатывать свою модель инновационного развития промышленности, используя опыт развитых и развивающихся стран
Ключевые слова: ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ВАЛОВАЯ ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ, ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ
UDC 330.322.011
INNOVATIVE DEVELOPMENT MODEL INDUSTRY: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE
Klimova Natalia Vladimirovna Dr.Sci.Econ., professor
Horoshiltseva Elena Vasilevna
student оf Ше Economics department
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
This article discusses the problems of forming the effective model of innovative development of the Russian industry on the basis of the study-abroad experience. We have analyzed the foundations of the models of industrial-innovative development of the country and the economy of APEC and given the estimation of the dynamics of gross value added price of the industry, by counting the largest countries in the world. The article emphasizes that Russia should develop its own model of innovative development of the industry, using the experience of developed and developing countries
Keywords: INNOVATIVE MODEL, INDUSTRY, VALUE ADDED PRICE, INVESTMENT STRATEGIES
Формирование и реализация эффективной модели инновационного развития промышленности России требует ускоренного осуществления государственной стратегии поддержки НИОКР и инноваций.
Для максимально точной оценки перспектив формирования российской инновационной системы в промышленности и разработки модели наиболее оптимальной адаптации зарубежного опыта к российской практике необходимо рассмотреть модели инновационного развития стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), так как именно они, как показали результаты проведенного исследования, наиболее открыты к международному взаимодействию в сфере научных исследований и технологий.
Особенности национальных инновационных систем лидеров интеграционной группировки представлены в таблице 1 [2].
http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf/64.pdf
Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
2
Таблица 1 - Основные модели инновационного развития
промышленности стран и экономик АТЭС
Страна Тип модели Особенности Механизмы и инструменты реализации
1 2 3 4
США Американская, традиционная Наличие полного инновационного цикла; включает все компоненты инновационной системы Университеты, национальные лаборатории; наличие налогового кредита и налогообложения
Автралия Англо-саксонская Поддержка малых и средних инновационных компаний, развитие финансового рынка; невысок уровень вмешательства государства в инновации Университеты, государственные программы
Канада Традиционная В системе управления инновациями отсутствует единый орган на федеральном уровне; функции по стимулированию исследований распределены между правительствами провинций и отдельными министерствами; небольшое участие частного бизнеса в финансировании Университеты, венчурные фонды
Япония Азиатская Отсутствует компонент фундаментальной науки; ориентация на экспорт высокотехнологической продукции путем заимствования технологий у стран американской модели; селекционный подход к поддержке и стимулированию избранных отраслей Исследовательские лаборатории крупнейших корпораций, государственная поддержка инновационного развития
http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf/64.pdf
Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
3
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4
Республика Корея Азиатская Селекционная экономическая политика, направленная на автомобиле-, судостроение и электронику; заимствование зарубежных технологий; целенаправленная поддержка крупных компаний Крупные промышленные объединения, создания фирм совместно с японскими партнерами
Тайвань Азиатская Инновационный нетто-импортер; приобретение за границей результатов научно исследовательских и конструкторских работ Создание экспортно- производственных зон
Сравнительный анализ основных моделей инновационного развития промышленности стран АТЭС показал, что в сложившихся условиях функционирования российской научно-образовательной сферы в чистом виде эффективно реализовать ни одну из рассмотренных моделей инновационного развития невозможно.
Россия должна разрабатывать свою модель социально-
экономического инновационного развития промышленности, используя опыт развитых и развивающихся стран, готовых к взаимовыгодному двустороннему и многостороннему сотрудничеству в данной области.
С концептуальной точки зрения в прогнозной модели необходимо предусмотреть значительное увеличение бюджетного финансирования приоритетных направлений фундаментальных исследований, а также прикладных НИОКР, быстрый рост которых приведет к обновлению общей технологической базы промышленности страны. Кроме того, совершенствование нормативно-законодательной сферы, включая налогообложение, должно создать для частного сектора максимально благоприятную бизнес-
http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf/64.pdf
Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
4
среду, в которой процессы инвестирования в инновации станут наиболее прибыльными.
По данным Росстата (таблица 2), лидером по валовой добавленной стоимости (ВДС) в промышленности обрабатывающих производств за 2010 год является Китай, на втором месте США (отставание в 1,7 раза), а на третьем месте - Япония, далее Индия, Россия и Германия, которые имеют почти одинаковые объемы промышленного производства. Важно отметить, что потенциал Индии и России, за счет собственных источников энергии и повышения энергоэффективности значительно выше.
Таблица 2 - Валовая добавленная стоимость в промышленности по крупнейшим странам мира
№ Страна ВДС баты щих водс Ш мл обра- іваю- зроиз- тв по ІС, рд.$ Изменение ВДС промышленности по ШШС, млрд.$ Изменение Потребление энергии, млн.т.н.э. Изменение
2000 год 2010 год за 10 лет в год 2000 год 2010 год за 10 лет в год 2000 год 2010 год за 10 лет в год
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1 Китай 726 3 275 350,96 16,26 1211 4 039 233,5 12,80 1183 2417,00 104,31 7,41
2 США 1516 1880 23,99 2,17 1799 2 365 31,5 2,78 2273 2216,00 -2,51 -0,25
3 Япония 703 832 18,34 1,70 792 932 17,6 1,64 519 497,00 -4,24 -0,43
4 Индия 236 583 147,02 9,46 309 761 146,1 9,43 457 693,00 51,64 4,25
5 Россия 196 382 94,59 6,88 289 731 153,2 9,74 619 702,00 13,41 1,27
6 Г ерма-ния 424 594 40,07 3,43 481 697 44,9 3,78 337 327,00 -2,97 -0,30
7 Мекси- ка 188 308 63,97 5,07 254 471 85,3 6,37 145 178,00 22,76 2,07
http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf/64.pdf
Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
5
Продолжение таблицы 2
8 Южная Корея 204 385 88,77 6,56 228 420 84,1 6,30 188 250,00 32,98 2,89
9 Брази- лия 183 303 66,14 5,21 236 419 77,9 5,93 187 266,00 42,25 3,59
10 Индо- незия 138 256 85,92 6,40 201 380 89,0 6,57 155, 208,00 34,19 2,98
11 Италия 264 281 6,49 0,63 297 331 11,4 1,09 172 170,00 -1,16 -0,12
12 Вели- кобри- тания 212 209 -1,17 -0,12 282 316 11,87 1,13 223 203,00 -8,97 -0,94
13 Иран 57 110 94,94 6,90 140 314 123,9 8,40 123 208,00 69,11 5,39
14 Фран- ция 209 206 -1,18 -0,12 245 256 4,8 0,48 252 262,00 3,97 0,39
15 Турция 118 180 52,62 4,32 136 224 64,8 5,13 76 105,00 38,16 3,29
16 Таи- ланд 88 186 110,4 5 7,72 104 221 111,2 7,77 72 117,00 62,50 4,97
17 Египет 42 80 91,45 6,71 67 157 134,8 8,91 41 73,00 78,05 5,94
18 Ниге- рия 6 9 56,52 4,58 81 135 67,9 5,32 91 113,00 24,18 2,19
19 Вьет- нам 20 55 166 10,32 35 94 173,3 10,58 29 59,00 103,4 5 7,36
20 Украи- на 29 45 52 4,34 47 73 57,4 4,65 134 131,00 -2,24 -0,23
21 Бангла- деш 16 43 160 10,06 19 48 154,7 9,80 19 31,00 63,16 5,02
22 Мьянма 1 12 1480 31,79 1 14 1477,7 31,77 13 14,00 7,69 0,74
23 Эфио- пия 2 3 94 6,86 2 5 97,5 7,05 19 33,00 73,68 5,68
Можно ещё выделить две страны с быстрым ростом промышленного производства — Вьетнам, Бангладеш.
В 2013 году доля ВДС производимая в промышленности России значительно выросла по сравнению с 2010 годом и составила 29,6% на 2013
http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf/64.pdf
Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
6
год. Так же заметно выросла доля ВДС промышленности в других странах и составила: в Норвегии - 36,2%, в Румынии - 32,4%, в Чехии - 31,0%. Объем валовой добавленной стоимости, производимой промышленностью России, также существенно превосходит европейские страны, кроме Германии (в 2012 году в Германии - 616,9 млрд. евро, тогда как в России -389,5 млрд. евро) [1].
Основополагающими моментами в формируемой прогнозной модели инновационного развития промышленности России должны стать:
- сохранение приоритета государственного финансирования фундаментальных исследований в рамках РАН и вузовской науки;
- стимулирование частного государственного финансирования прикладных исследований в прорывных для страны сферах;
- создание благоприятных финансово-экономических условий для активизации деятельности венчурных фондов и особых экономических зон технико-внедренческого типа;
- ускорение процессов коммерциализации результатов научных разработок и их промышленное внедрение.
Если рассматривать развитие научно-исследовательских и опытноконструкторских работ (НИОКР), то в этой сфере наблюдается положительная динамика развития. По сравнению с 2010 годом заметно выросли расходы на НИОКР (на 9-10% к 2011 году). Аналогичная тенденция сохранилась и в 2012- 2013 гг.
Произошло заметное расширение масштабов НИОКР в странах с формирующейся рыночной экономикой. За последние 5 лет наиболее заметные проявления этой тенденции проявились в Китае, Аргентине, Бразилии, Польше, Индии, России, Турции и Южной Африке. Однако при этом необходимо понимать, что в условиях усиления глобализации мировой экономики модернизация национального хозяйства любой страны ос-
http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf/64.pdf
Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
7
нована на расширении международного сотрудничества с партнерами, имеющими опыт работы в высоких технологиях.
На современном этапе в промышленности идет процесс формирования так называемых международных высокотехнологических пространств - инновационно-инфраструктурных составляющих мировой экономики нового порядка, в которых участвуют все группы развивающихся, высокоразвитых стран и стран с переходной экономикой.
Среди основных приоритетов в области науки и технологий в рамках расширения международного сотрудничества России с экономиками -членами интеграционной группировки следует выделить:
-совместное использование потенциала и преимуществ экономики, основанной на знаниях;
-защиту инноваций и расширение возможностей цифровых технологий.
Более подробно программы инновационно- технологического развития ведущих экономик и стран АТЭС в ретроспективном формате представлены в таблице 3 [1].
Программы инновационно-технологического развития промышленности отдельных стран позволили выявить основные меры и механизмы, эффективная реализация которых дала возможность этим странам войти в число мировых лидеров, обеспечивающих мировой научно технологический прогресс.
В 1982 г. в США была установлена доля участия в финансировании инновационных проектов частных фирм и государства, причем доля последнего автоматически уменьшалась при снижении заинтересованности фирм в тематике и результатах проекта. Основные положения проведенной в 1986 г. налоговой реформы, позволившей привлечь большие средства в НИОКР и повысить эффективность деятельности промышленных компаний.
http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf/64.pdf
Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
8
Таблица 3 - Программы инновационно-технологического развития
отдельных стран и экономик АТЭС
Страна Программы инновационно-технологического развития экономик
США Финансовые доли участия частных и промышленных фирм в инновационных проектах (с 1982 г.). Налоговая реформа (1986 г.). «Закон Шермана» (1980 г.).
Австралия Программа поддержки производителя сахарного тростника, использующие инновационные технологии
Канада Программы по созданию исследовательских кафедр
Япония Использования опыта европейских стран и США. Стратегии «Инновации 25», «Перспективы Японии и роль научной информации в обществе»
Республика Корея Пятилетний план, направленный на поддержку экспортоориентиро-ваных отраслей (1962 - 1966 гг.); реструктуризация государственно исследовательских центров (1998 г.)
Тайвань Реформы, финансовая помощь США( 1950 г), создание экспортнопроизводственных зон (1966 г.)
Россия Комплексная программа научно-технического прогресса и его социально - экономических последствий» (1972 г), создание государственных фондов
Реализация высококонкурентной модели экономического развития позволила США впервые использовать высокотехнологичные институциональные формы инновационного развития (технопарки и технополисы, бизнес-инкубаторы, венчурные и другие центры инновационного характера). Инновационно - промышленная деятельность стала основной частью в большинстве специальных экономических зонах, в которых финансирование происходило за счет частных средств, в 4-5 раз превышает ассигнования, выделяемые из бюджета федерального правительства и бюджетами отдельных штатов [1].
В Канаде создана хорошо развитая и постоянно совершенствующаяся многокомпонентная инфраструктура государственной поддержки инновационной деятельности. Одними из основных направлений национальной политики Канады являются исследования/технологии, информационные и коммуникационные технологии. В стране успешно реализуется программа активизации инновационной деятельности малых и средних промышлен-
http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf/64.pdf
Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
9
ных предприятий, которым оказывается помощь и поддержка в установлении международных связей, развитии технологических кластеров и коммерциализации результатов НИОКР, выполненных в университетах и научных центрах [1].
Одной наиболее важной особенностью Японии в инновационной политики промышленности был селекционный подход к поддержке и стимулированию отдельных производств высокотехнологичного характера (электронной индустрии, производства искусственных волокон, автомобиле- и судостроения), для которых предусматривался льготный режим общего налогообложения и налогообложения необходимого для развития их экспорта (включая лицензии, ноу-хау, технологическое оборудование).
Но, несмотря на активную деятельность правительства Японии по разработке стратегий и программ инновационного развития, большая часть научно-технических разработок прикладного характера выполняется в лабораториях крупных промышленных корпораций. Наблюдается отсутствие координации между государственными, фундаментальными, научными исследованиями и прикладными исследованиями в частном секторе. Что касается венчурного бизнеса, наблюдается острая нехватка высокопрофессиональных кадров [3].
В КНР значительную роль в развитии инновационного промышленного бизнеса в настоящее время играют льготы административнотерриториальных формирований:
- специальные экономические зоны;
- зоны торгово-экономического развития;
- промышленные парки.
Указанные институты стали опорой для привлечения к сотрудничеству иностранных компаний и специалистов. В средне- и долгосрочном плане научно-технического развития (план-2020) китайское руководство
http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf/64.pdf
Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
10
заявило, что к 2020 г. КНР должна превратиться в государство инновационного типа [2].
Если говорить о России, то необходимо понимать, что по количественным показателям (численность населения, объемы ВВП) наша страна никогда не будет сопоставима с США и Китаем, и обеспечить себе место в группе мировых лидеров по промышленности она сможет только благодаря качественным характеристикам.
Г осударство основополагающей целью ставит развитие конкурентоспособных отраслей промышленности, для достижения которой формирует бизнес-пространство и строго контролирует их участников.
Функционирование региональных венчурных фондов Минэкономразвития, Российской венчурной компании, старт «Роснано» имеют одинаковые тенденции — катастрофического дефицита инновационных проектов и квалифицированных кадров. Сложившаяся на сегодняшний день модель полностью основывается на англосаксонском образце и нацелена на поддержку инноваций, адресатом которых является малый предприниматель (путь Intel или Apple как прототип).
Так же замечена, активная деятельность частных компаний, которые все чаще идут на разработку и внедрение новых технологий, чем государственные. Более того, в период экономических кризисов государство является единственной надеждой бизнеса на спасение.
В рейтингах стран, по развитию инноваций Россия находится на нижних позициях, причиной являются качество институциональной среды и государственных институтов. Модель инновационного развития экономики промышленности России должна опираться на европейскую, или континентальную модели.
Сфера машиностроения, выступающая стержнем производственной системы в любой стране. Достигнув уровня индустриализации - носит значительные изменения, в связи с глобализацией мирового рынка и много-
http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf/64.pdf
Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
11
кратным обострением конкуренции. Необходимо приложить все усилия к разработке интенсивного пути развития машиностроения. В сложившийся ситуации фактор времени носит решающие значение, так как перевооружение промышленности осуществляется каждые 7-10 лет.
По данным Росстата, в машиностроении РФ ежегодно создается около 300 технологий. Примерно чуть больше половины новых технологий машиностроения могут быть конкурентоспособными, остальная часть относится к категории «новые в стране». За последние пять лет около 12% созданных машин не имеют схожих (аналогов) в мире и имеют соответствие с лучшими зарубежными образцами.
Более половины от общего числа (35%) созданных за последние пять лет новых технологий в машиностроении приходится на:
- станочное производство;
- инструментальное производство;
- химическое производство;
- нефтяное машиностроение [3].
Сложившаяся ситуация объясняется созданным в послевоенные годы мощным научно-производственным потенциалом. Часть этого потенциала хорошо работает и настоящее время. Так же, созданы технологии в областях: конструкционных материалов, заготовительного производства, сварки, модификации поверхностей и специальных видов технологий.
Поэтому инновационный путь развития промышленности РФ сегодня является единственно возможным для перехода от сырьевой экономики. Согласно «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» инновационная трансформация развития промышленности будет проводиться в два этапа.
На первом этапе (2009 -2012 гг.) была проведена консолидация конкурентных преимуществ:
- инвестиции в человеческий капитал и промышленность,
http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf/64.pdf
Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года
12
- адаптация к кризисным процессам в мировой экономике;
- реализация конкурентных преимуществ в традиционных секторах. Второй этап - инновационный прорыв (2013-2020 гг.) связан с: -резким повышением конкурентоспособности на основе перехода на
новую технологическую базу;
-формированием оптимальной структуры экономики путем диверсификации, завершением модернизации промышленного сектора.
Проведенное исследование показало, что России необходимо разрабатывать свою модель инновационного развития промышленности, используя опыт развитых и развивающихся стран, готовых к взаимовыгодному двустороннему и многостороннему сотрудничеству в данной области. Развитие промышленности возможно лишь при реализации эффективных государственных реформ и программ в этой области. Именно роль государства представляется наиболее весомой в решении данной проблемы. Чтобы уйти от «нефтяной» зависимости и выстроить высокотехнологичную систему промышленности необходимо расширять международное сотрудничество с промышленно развитыми странами (США, Япония, КНР).
Литература
1 Официальный сайт «Внутренняя политика: Кризис в экономике России 2014» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://voprosik.net/krizis-v-ekonomike-rossii-2014/
2 Официальный сайт «ФИНМАРКЕТ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://finmarket.ru/
3 Официальный сайт «Вести. Экономика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.vestifinance.ru
References
1 Oficial'nyj sajt «Vnutrennjaja politika: Krizis v jekonomike Rossii 2014» [Jel-ektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://voprosik.net/krizis-v-ekonomike-rossii-2014/
2 Oficial'nyj sajt «FINMARKET» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://finmarket.ru/
3 Oficial'nyj sajt «Vesti. Jekonomika» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dos-tupa: www.vestifinance.ru
http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf/64.pdf