Научная статья на тему 'Модели финансовой поддержки Малообес- печенных студентов в Кемеровской области'

Модели финансовой поддержки Малообес- печенных студентов в Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Статья представляет собой анализ регионального опыта финансовой поддержки не вполне обеспеченных студентов, которые получают профессиональное образование на основе контракта. Рассматриваются различные модели и механизмы обеспечения, а также и подход к высшему образованию на территории Кемеровской области: образовательные кредиты и субсидии. Авторы предлагают пути дальнейшего развития областной системы финансирования образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the analysis of the regional experience in the financial support of not sufficiently provided students who get professional education on the contract basis. It describes different models and mechanisms providing equal access to higher education on the territory of Kemerovo region: educational credit and educational subsidy. The authors offer the ways of further development of the regional system of educational funding.

Текст научной работы на тему «Модели финансовой поддержки Малообес- печенных студентов в Кемеровской области»

М. В. Курбатова, Т. П. Евсеенко, Т. М. Чурекова

МОДЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СТУДЕНТОВ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

M. V. Kurbatova, T. P. Evseenko, T. M. Churekova Models of financial support for not sufficiently provided students in Kemerovo region

The article presents the analysis of the regional experience in the financial support of not sufficiently provided students who get professional education on the contract basis. It describes different models and mechanisms providing equal access to higher education on the territory of Kemerovo region: educational credit and educational subsidy. The authors offer the ways of further development of the regional system of educational funding.

последнее время образованию в России уделяется большое внимание: определены приоритетные направления его развития, серьезную поддержку получат лучшие учителя, инновационные вузы и школы. Акценты сделаны на содержании образования и его доступности для всех слоев населения без исключения. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркнуто, что для расширения доступности образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи будет разработан и реализован комплекс социально-экономических мер по обеспечению доступности образования на всех его ступенях [1].

В Кемеровской области в 90-е гг. начали разрабатывать систему финансовой поддержки студентов. Одним из первых направлений было образовательное страхование. Кемеровский государственный университет в экспериментальном порядке пытался реализовать программу образовательного страхования в кооперации со страховыми компаниями области. В течение двух лет (1996— 1998 гг.) было заключено более 150 договоров страхования, но, к сожалению, после экономических событий августа 1998 г. эта программа не получила дальнейшего развития, хотя уже в 1997 г. к ее реализации подключались еще два вуза. Как положительный факт следует отметить, что все выплаты по договорам страхования в рамках образовательного страхования были произведены своевременно. В июле 2002 г. вновь начался эксперимент по образовательному страхованию, который реализуется и сегодня.

В целях социальной поддержки учащейся молодежи, расширения возможностей получения

© М. В. Курбатова, Т. П. Евсеенко, Т. М. Чурекова, 2006

высшего и среднего профессионального образования, удовлетворения потребностей Кузбасса в соответствующих специалистах, а также обеспечения устойчивой работы высших и средних профессиональных учебных заведений области постановлением администрации Кемеровской области от 31.12.97 № 42 было утверждено Положение о личном образовательном займе и принято решение об организации в Кузбассе личного образовательного займа. Заем предоставлялся за счет средств бюджета Кемеровской области студентам высших и средних специальных учебных заведений области дневной и заочной форм обучения, обучающимся на контрактной основе в государственных и негосударственных вузах, прошедших государ-ствен-ную аттестацию и аккредитацию, а также в средних специальных учебных заведениях Кемеровской области. Право на получение займа имели студенты, постоянно проживающие на территории Кемеровской области, относящиеся к категории малообеспеченных (имеющие доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума по Кемеровской области).

В 1998 г. губернатором Кемеровской области было принято Положение о целевом образовательном займе, согласно которому заем предоставлялся не только на обучение, но и на социальные нужды бюджетным студентам: оплату аренды жилья студенческим семьям за период обучения; приобретение учебной литературы и товаров первой необходимости; поддержку студенческих свадеб, рождения и содержания детей в студенческих семьях (до 5 тыс. руб. в год).

Основная цель предоставления личного образовательного займа — расширение доступности

высшего и среднего профессионального образования, социальная поддержка студентов из малообеспеченных семей. В 2001/02 уч. г., последнем полном году действия системы образовательного займа, личный образовательный заем для оплаты обучения получили 952 студента на сумму 9 млн. 930 тыс. руб., в том числе 693 студента высших учебных заведений на сумму 7 млн. 899 тыс. руб. (табл. 1). Кроме того, 38 студентов получили заем на приобретение товаров первой необходимости на сумму 149 тыс. 500 руб.

Сумма образовательного займа с 1998 г. постоянно росла. Так, студенты КемГУ в 1997/98 уч. г. получили в форме образовательного займа 336,3 тыс. руб., в 2001/02 уч. г. уже 2 082,6 тыс. руб., в первом семестре 2002/03 уч. г. — 1 482,3 тыс. руб. Всего за весь период действия программы студенты КемГУ получили заем в объеме 6 585,99 тыс. руб. За этот период несколько увеличилась и доля платных студентов, получивших заем: с 4,99 % в 1997/98 уч. г. до 7 % в 2001/02 уч. г. В целом рост объемов займа опережал рост контингента платных студентов и стоимости обучения.

Действовала следующая процедура оформления займа на обучение. Учебное заведение в начале учебного года готовило реестр желающих получить личный образовательный заем. Для этого при обращении за получением займа обучающийся должен был представить ряд документов: заяв-

ление на предоставление займа; справку об успеваемости за последний год обучения, заверенную руководителем учебного заведения; справку-счет о стоимости обучения; справку о составе семьи; справки о доходах членов семьи, заверенные руководителем и бухгалтером предприятия, на котором работает член семьи; копии паспортов поручителя и заемщика; справку о доходах поручителя, заверенную руководителем и бухгалтером предприятия, на котором работает поручитель. Реестр на получение личного образовательного займа и весь пакет документов студентов передавался в Департамент науки и профессионального образования Кемеровской области, решение о выдаче займа принималось комиссией в составе представителей департамента, вузов, ссузов. После заседания комиссии каждый вуз получал выписку из протокола по предоставлению целевого личного образовательного займа учащейся молодежи для оплаты обучения в вузах и техникумах Кемеровской области за подписью руководителя департамента. В выписке указывался список студентов, получивших право на получение личного образовательного займа. В дальнейшем с получателем займа — обучающимся—заключался письменный договор о предоставлении займа, в котором определялась сумма, срок предоставления, порядок и сроки возврата займа, меры по обеспечению возврата займа, ответственность сторон за неисполнение договора и т. п. Заем выдавался на один год (размер

Таблица1

Предоставление личного образовательного займа студентам высших учебных заведений Кемеровской области

Вуз 2001/02 уч г. 1-й семестр 2002/03 уч. г. (последний заем)

количество студентов сумма, руб. количество студентов сумма, руб.

КемГУ 176 2 082 600 186 1 482 300

КузГТУ 24 295 200 49 506 150

КемТИПП 16 191 950 18 154 550

РГТЭУ 101 1 284 750 131 1 135 750

КГМА 53 843 750 58 621750

КемГАКИ 32 297 652 49 338 748

КемГСХИ 22 208 000 21 150 500

СиоТИУ 40 428 696 42 261515

НГПИ 14 151000 — —

Филиалы КузГТУ 95 811000 97 576 000

Филиалы КемГУ 120 1 304 840 185 1 339 325

КузГПА — — 16 124 000

Итого 693 7 899 438 852 6 690 538

ежегодного займа не превышал стоимости одного года обучения в соответствующем учебном заведении) путем перечисления денежных средств на счет учебного заведения. Студентам предоставлялось право оформлять заем на обучение либо на семестр, либо на год. В основном студенты оформляли личный образовательный заем на весь учебный год.

Заем предоставлялся на принципах возвратности, срочности, обеспеченности и беспроцентно-сти. В сроки, указанные в договоре о предоставлении займа, заемщик обязывался возвратить полученные денежные средства путем перечисления на банковский счет заимодавцу. В целях стимулирования успешно обучающихся применялась льготная система погашения займа:

• для студентов, окончивших семестр или весь учебный год на «отлично», сумма займа не подлежала возврату;

• студенты, имевшие по учебным дисциплинам оценки «хорошо» и «отлично», возвращали 50 % займа;

• студенты, получившие удовлетворительные оценки, должны были возвращать 100 % полученного займа.

По данным Департамента науки и профессионального образования Кемеровской области, в 2001/02 уч. г. возврату подлежало всего 37 % суммы выданного образовательного займа. В КемГУ за весь период действия программы возврату подлежало в среднем 35,2 % суммы займа (табл. 2).

После завершения весенней сессии каждое учебное заведение оформляло справки об успеваемости студентов, получивших личный образовательный заем, и передавало их в департамент. На основании представленных справок состав-

лялся реестр студентов-должников, которые должны были вернуть заем—либо 50 %, либо 100 % в зависимости от успеваемости. Департамент передавал этот список каждому учебному заведению с просьбой о содействии в возврате займа. Юридически учебное заведение не имело право требовать возврата займа у студентов-должников, так как договор подписывался между двумя сторонами: студентом и департаментом. Но все же учебное заведение оказывало содействие в возврате личного образовательного займа. С началом оформления займа на следующий учебный год у студентов-должников принимались документы только по предъявлении квитанции о перечислении денежных средств на расчетный счет департамента.

По существу, описанная система была системой возвратного субсидирования, ориентированного на оказание поддержки малообеспеченным семьям в оплате обучения, обусловленного академической успеваемостью студентов. Опыт действия региональной системы образовательного займа показал, что при этом возникают следующие проблемы:

• ограниченность возможностей областного бюджета в предоставлении такого займа;

• ограниченность по срокам, так как заем выдается только на один год;

• отсутствие права на заем у студентов из Кузбасса, обучающихся в вузах других регионов;

• практика «вытягивания» из преподавателей положительных оценок студентами, взявшими образовательный заем;

• отказ от возврата займа (по КемГУ за весь период действия программы в бюджет области не было возвращено 6,7 % суммы, подлежащей возврату).

Учебный год Количество студентов, получивших заем Сумма займа, тыс. руб. Сумма, подлежавшая возврату 50% (оценки «4» 100% (оценки общая доля в сумме и «5»), тыс. руб. «3»), тыс. руб. выделенного займа, % Сумма, не возвращенная студентами, тыс. руб-

1997/98 47 336,3 79,725 103,75 54,56 38,1

1998/99 82 585,09 93,725 57,04 25,77 3,74

1999/2000 104 933,3 208,8 53,2 28,07 12,7

2000/01 120 1 166,4 207,15 139,6 29,73 0,2

2001/02 176 2 082,6 429,85 491,2 44,23 55,1

1-й семестр

2002/03 186 1 482,3 259,25 197,5 30,81 46,5

Всего 715 6 585,99 1 278,5 1 042,29 35,24 156,34

Таблица 2

Сведения о возвращении личного образовательного займа студентами КемГУ в 1997-2002 гг.

В связи с тем, что более 60 % суммы займа по его условиям не подлежало возврату и из-за возникших конфликтов с возвратом займа, было принято решение о переходе к новой системе региональной поддержки студентов — системе целевых образовательных субсидий. С 1 марта 2003 г. постановлением администрации Кемеровской области № 149 от 16.12.02 было введено Положение о целевой субсидии на оплату обучения студентам высших и средних профессиональных образовательных учреждений, а постановление администрации Кемеровской области от 31.12.97 N° 42 «О целевом личном образовательном займе» утратило силу. Постановлением администрации Кемеровской области от 17.02.03 № 27 внесены изменения и дополнения в постановление от 16.12.02 №9 149.

В соответствии с принятым положением право на получение субсидии предоставлено студентам, относящимся к категории малообеспеченных (имеющие доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума по Кемеровской области). Субсидия предоставляется студентам только дневной формы обучения, обучающимся на контрактной основе в государственных и негосударственных высших и средних профессиональных образовательных учреждениях Кемеровской области, за исключением студентов первого курса и лиц, получающих второе высшее образование.

Основные процедуры и финансовая схема системы безвозвратного субсидирования из регионального бюджета для поддержки малообеспеченных семей в оплате обучения, которая прошла апробацию в Кемеровской области, представлены на рис. 1.

В процедуре выделяются следующие этапы:

1. Этап определения целевой группы студентов. Функции по выделению целевой группы студентов переданы вузам, выполняющим работы по отбору претендентов на субсидии. На данном этапе:

• студент подает заявление по предложенной форме;

• осуществляется проверка нуждаемости семьи;

• проверяется академическая успеваемость студента;

• формируется список претендентов и определяется общая сумма запрашиваемых на определенный период (семестр, год) субсидий.

2. Этап принятия решений об объемах субсидирования. На этом этапе основное действующее лицо — Департамент науки и профессионального образования региональной администрации, который осуществляет согласование потребности в субсидиях и финансовые возможности региональной администрации на предстоящий период. На данном этапе:

• вуз подает в департамент информацию об общей сумме запрашиваемых субсидий;

• департамент обобщает полученную от вузов информацию и определяетобщую сумму запрашиваемых субсидий;

• в региональной администрации, с учетом имеющихся финансовыхвозможностей, проводится корректировка общей суммы и ее распределение между вузами;

• вузы проводят корректировку списков претендентов на субсидии, студенты информируются о принятом решении.

Заявление, принятое решение

в разрезе вуза

Рис. 1. Схема безвозвратного субсидирования

3. Этап перечисления денежных средств вузу. На этом этапе главное финансовое управление осуществляет перевод денег (предназначенных для оплаты обучения студентов по утвержденному списку) на счета вузов.

Преимущества данной схемы — простота, невысокие административные затраты. Ее недостатки состоят в следующем:

• проверка нуждаемости семей студентов проводится формально,исключительно на основе предоставленных документов;

• решения принимаются периодически (каждый семестр). Для студентовподдержка приобретает неопределенный характер;

• субсидия выделяется не более четырех раз за весь период обучения (фактически студент за счет образовательной субсидии может частично оплатить только два полных учебных года);

• объем субсидирования определяется в зависимости от состояниярегионального бюджета. Он не имеет безусловного характера, часть претендентов на субсидии приходится «отсекать» на уровне вузов.

Процедура выделения целевой образовательной субсидии заключается в следующем: при обращении за выделением субсидии студент должен представить в учебное заведение ряд документов: заявление о выделении субсидии; справку об успеваемости за последний семестр, заверенную руководителем учебного заведения; справку-счет о стоимости одного года обучения; справку о составе семьи; справки о доходах членов семьи, заверенные руководителем и бухгалтером предприятия, на котором работает член семьи. Учебное заведение на основе представленных студентами документов готовит реестр претендентов на получение субсидии. Этот реестр отличается от реестра на получение займа тем, что субсидия выделяется по итогам академической успеваемости предыдущего семестра и направляется на оплату обучения следующего учебного семестра. Если студент на «отлично» окончил предыдущий семестр, ему выделяется субсидия в размере 80 % от стоимости следующего семестра, а если студент окончил предыдущий семестр на «хорошо» и «отлично», то ему выделяется субсидия в размере 40 % от стоимости обучения, остальную часть студент оплачивает самостоятельно.

До 1 октября (до 1 марта) ответственное лицо учебного заведения (отвечающее за сбор и первичную проверку документов) представляет реестр в Департамент науки и профессионального образо-

вания Кемеровской области с пакетом всех документов на каждого студента. Распределение и контроль за использованием субсидий осуществляет комиссия при департаменте (далее — комиссия). Комиссия производит распределение субсидии в зависимости от суммы выделенных из областного бюджета средств на очередной финансовый год. В первую очередь субсидия предоставляется студентам, имеющим доход на одного члена семьи ниже 50 % прожиточного минимума по Кемеровской области. По решению комиссии субсидия может быть предоставлена в размере 80 % стоимости одного года обучения студентам первого курса, относящимся к категории малообеспеченных и окончившим школу с золотой (серебряной) медалью или среднее специальное учебное заведение с отличием. Студентам же последнего года обучения субсидия предоставляется только на первый семестр.

В случае предоставления субсидии студент оформляет соглашение с Департаментом науки и профессионального образования Кемеровской области. В соглашении обозначаются сумма субсидии, выделяемая студенту на текущий учебный семестр, и условия ее возврата в случае отчисления студента из учебного заведения.

В КемГУ объем целевой субсидии различен. Так, студенты во 2-м семестре 2002/03 уч. г. получили в форме субсидии 624,8 тыс. руб., в 1-м семестре 2003/04 уч. г. уже 918,6 тыс. руб., во 2-м семестре 2003/04 уч. г. — 934,5 тыс. руб. За этот период несколько увеличилась и доля студентов, получивших субсидию: с 5,93 до 8,03 %. В первом семестре 2004/05 уч. г. в КемГУ субсидию получили 136 студентов на общую сумму 1 189,3 тыс. руб., во втором семестре 2004/05 уч. г. количество студентов сократилось — 108 студентов на сумму 971,6 тыс. руб. В первом семестре 2005/06 -82 студента на сумму 725,7 тыс. руб. (рис. 2).

Процедура целевой субсидии на оплату обучения по сравнению с действующим ранее образовательным займом оказалась более простой и, кроме того, стимулировала успеваемость студентов. Однако целевая субсидия ограничивает круг студентов, получающих ее, в результате исключения студентов 1-го курса дневного отделения и студентов заочного обучения. Кроме того, администрация Кемеровской области, распределяя финансовые ресурсы поддержки на большее число студентов, ограничивает сроки получения субсидии четырьмя семестрами. То есть ее воздействие на барьеры платности оказывается противоречивым.

На основании полученного за 3 года опыта мы пришли к выводу о необходимости введения некоторых дополнительных пунктов для расширения доступа к получению высшего образования малообеспеченным слоям населения. В частности, необходимо:

• разрешить брать субсидию с 1-го курса обучения студенту из семьи, вкоторой один родитель — инвалид 1 -й, 2-й группы (или оба родителя) или ребенок — инвалид 1-й, 2-й группы и чей семейный доход ниже прожиточного минимума;

• разрешить брать субсидию на обучение студентам-заочникам, поскольку в случае непоступления на бюджетное место дневного обучения абитуриенты из малообеспеченных семей поступают на заочное отделение;

• разрешить воспользоваться субсидией студентам из малообеспеченныхсемей, имеющих не более одной оценки «удовлетворительно»;

• увеличить предоставление субсидии до шести семестров;

• разрешить получать субсидию студентам 5-го курса на последнем семестре;

• предоставлять студентам образовательную субсидию в случаях, когда оба родителя работают в бюджетной сфере (врачи, учителя) и имеют в семье более одного ребенка, а доход на одного человека несколько превышает прожиточный минимум по Кемеровской области.

В настоящее время в Кемеровской области действует упрощенная схема безвозвратного суб-

сидирования, ориентированная на материальную поддержку малообеспеченных семей в оплате обучения. Для ее правового обеспечения создана соответствующая нормативная база, отлажена схема взаимодействия участников. Не вызывает сомнения, что данная схема образовательного субсидирования должна развиваться дальше. Это обусловлено следующими факторами:

• предстоящей реформой организационно-экономического механизма высшего образования РФ, предусматривающей введение ГИФО. Необходимость доплаты к ГИФО поставит перед большой частью домохозяйств проблему изыскания финансовых ресурсов. Потребуется развитие механизмов финансовой поддержки семей, в том числе и на региональном уровне;

• необходимостью обеспечения региона кадрами. В настоящее время, во-первых, существуют перекосы в структуре подготовки специалистов с высшим образованием, она не соответствует структуре спроса; во-вторых, выпускники незаинтересованы в работе в отдаленной местности, на нужных, но невысоко оплачиваемых рабочих местах. Эта проблема может решаться с помощью субсидирования подготовки специалистов по определенным профессиям и под определенное рабочее место;

• расширением заинтересованности регионов в накоплении человеческого капитала как фактора повышения конкурентоспособности и достижения высоких темпов социально-экономического развития.

2-й сем. 1-й сем. 2-й сем. 1-й сем. 2-й сем. 1-й сем.

2002/03 2003/04 2003/04 2004/05 2004/05 2005/06

учебный год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Объем целевой субсидии по КемГУ

На наш взгляд, развитие региональной системы образовательного субсидирования может идти по следующим направлениям:

I. Расширение действующей системы за счет увеличения объема оказываемой поддержки малообеспеченным семьям и расширения целевой группы студентов, претендующих на нее. Этот путь предполагает переход на развернутую схему безвозвратного субсидирования с участием фонда образовательного субсидирования (ФОС). Данная структура должна взять на себя основные функции по организации процесса образовательного субсидирования (рис. 3). Переход к этой схеме целесообразен в том случае, когда объемы субсидирования становятся значительными.

В процедуре образовательного субсидирования с участием ФОС выделяются следующие этапы:

а) этап формирования фонда образовательного субсидирования. На основе информации о претендентах на субсидирование, предоставляемой фондом, и с учетом возможностей региона принимается решение о закладываемой в региональный бюджет сумме пополнения ФОС. Выделенная в бюджете сумма перечисляется в ФОС, который про-

водит всю основную организационную работу;

б) этап принятия решения о субсидировании:

• фонд принимает заявления от студентов, проверяет их соответствие параметрам выбранной целевой группы. Особое внимание он уделяет проверке нуждаемости и академической успеваемости претендентов;

• фонд проводит отбор претендентов и принимает решение, которое сообщает студентам. Решение принимается на весь срок обучения. При изменении обстоятельств (росте семейного дохода, снижении успеваемости) фонд может принять решение о снятии субсидии;

в) этап перечисления денежных средств вузу. Фонд осуществляет перечисление средств на оплату обучения на счета вузов. Вузы информируют студентов о полученных платежах.

Преимущества данной схемы, формирование стабильного ФОС и регулярных механизмов его пополнения; развитая система управления фондом; концентрация информации о претендентах на субсидии, широкие возможности для аналитической работы; снятие нагрузки по организации субсидирования с вузов и региональной администрации; лучшая информированность студентов о действу-

Рис. 3. Развернутая схема безвозвратного образовательного субсидирования на региональном

уровне

ющей системе субсидирования; предоставление субсидий на более стабильной основе и длительный срок.

Недостатки: дополнительные затраты на учреждение и содержание ФОС.

Для перехода на развернутую схему безвозвратного субсидирования с участием ФОС требуется реализация следующих мероприятий:

1. Осуществление экономического расчета потребности в финансовыхресурсах в случае:

• отказа от ограничения в четыре семестра для получения субсидий ирасширения права на получение на весь срок обучения;

• увеличения размера субсидии до 100 % для тех, кто имеет оценки «отлично» и «хорошо», введения 50 %-го субсидирования для тех, кто имеет оценку «удовлетворительно»;

• введения нового критерия нуждаемости — по среднедушевому доходу, а не по прожиточному минимуму.

2. Разработка концепции ФОС: определение его правового статуса;утверждение положения о фонде; дальнейшая разработка схемы его взаимодействия со всеми участниками процесса субсидирования; определение финансовых потребностей фонда на осуществление основной деятельности и на административные расходы, учреждение фонда, подбор для него квалифицированных кадров.

II. Внедрение субсидий под целевую подготовку специалистов с принятием студентами на себя обязательств по трудоустройству. Это предполагает переход на схему возвратного образовательного субсидирования.

Возвратное субсидирование из региональных бюджетов предполагает предоставление субсидий на весь срок обучения студентам из малообеспеченных семей под целевую подготовку по определенным специальностям и последующее трудоустройство на рабочие места, важные для социально-экономического развития региона. Эта схема субсидирования является значительно более сложной и здесь без специального ФОС не обойтись (рис. 4).

Процедура возвратного субсидирования включает следующие этапы:

а) этап определения направлений субсидируемой подготовки и формирования фонда:

• региональная администрация, прежде всего Департамент науки ипрофессионального образования, при участии вузов и ФОС формирует списки специальностей и рабочих мест, трудоустройство на которые является значимым для социально-экономического развития региона;

• Департамент науки и высшей школы утверждает список субсидируемойподготовки и предоставляет информацию о нем ФОС и вузам;

• принимается решение об объемах бюджетных отчислений в ФОС (наформирование и последующее пополнение);

б) этап принятия решений о субсидировании:

• ФОС принимает заявления от студентов, проверяет их соответствиепараметрам выбранной целевой группы. Особое внимание уделяет провер-кенуждаемости и академической успеваемости претендентов;

• ФОС организует заключение договоров образовательного субсидирования:

—двухсторонних: «студент—фонд», предусматривающих условия предоставления субсидии (последующая отработка по специальности), схему списания субсидии, схему возврата (в случае отказа от отработки):

— трехсторонних: «студент — фонд — работодатель», предусматривающих трудоустройство на определенное рабочее место и обязанности сторон по списанию и возврату субсидии;

в) этап перечисления денежных средств вузу. Фонд осуществляет перечисление средств на оплату обучения на счета вузов. Вузы информируют студентов о полученных платежах;

г) этап возврата и списания ссуды:

• решение о возврате или списании ссуды принимается на основе информации о трудоустройстве выпускника и отработке срока, достаточного для частичного или полного списания ссуды.

Списание ссуды производится фондом (по согласованию с региональной администрацией). Фонд осуществляет контроль над выполнением выпускниками взятых на себя обязательств и проводит поэтапное списание в соответствии с принятой схемой (рис. 5).

Решение о возврате принимается в случае трудоустройства выпускника на рабочее место, не отвечающее требованиям заключаемого с ним договора. В данном случае возможны два варианта:

1) работодатель берет на себя обязанности по возмещению долга, заключив с работником соответствующий контракт, при этом ссуду возмещает работодатель, перечисляя положенную сумму в налоговую инспекцию;

2) работодатель отказывается от возмещения долга принятого работника, при этом отчисления производятся работодателем из заработной платы работника в соответствии с действующей схемой (процент от заработка):

Принятие решения об объеме финансирования, запланированного в бюджете на следующий год

Рис. 4. Схема смешанного образовательного субсидирования на региональном уровне

Решение о поэтапном списании долга

Согласование списания долга

Фонд образовательного субсидирования

Информация о числящемся долге

Пополнение фонда из возвратных ссуд

1. Возмещение субсидии работодателе м

2. Возмещение субсидии выпускником

Информация о должниках

Налоговая инспекция

Решение об изъятии долга

Возврат долга

Департамент науки и профессионального образования N \ Главное финансовое управление

Решение о списании долга

Рис. 5. Схема возврата (списания) образовательной субсидии

• налоговая инспекция перечисляет полученные в счет возмещения средства в региональный бюджет;

• средства из регионального бюджета перечисляются в ФОС (вместе с дополнительно выделенной суммой на пополнение фонда).

Преимущества данной схемы, совмещение помощи малообеспеченным студентам с обеспечением подготовки по необходимым региону специальностям, с последующим трудоустройством.

Недостатки, возникают серьезные проблемы с достоверностью информации о намерениях выпускников, риски их уклонения от соблюдения обязательств по возврату долга; существенно усложняются связи между участниками схемы; нет опыта участия налоговой инспекции в такого рода схемах.

Описанная схема требует,

• серьезной правовой проработки, в частности договора возвратного субсидирования; определения правового статуса фонда образовательного субсидирования, схемы участия налоговых органов в возвращении долга;

• формирования списка специальностей, подготовка по которым предполагает региональную поддержку через возвратное субсидирование;

• осуществления экономического расчета потребностей ФОС в ресурсах на стадии становления (первые пять лет) и при последующем функционировании;

• дальнейшей разработки схемы взаимодействия участников процесса образовательного субсидирования, процедур этого взаимодействия, документооборота.

На наш взгляд, в процессе внедрения системы образовательного субсидирования наиболее оптимальным является движение от упрощенной схемы безвозвратного субсидирования к развернутой схеме безвозвратного субсидирования и далее — к схеме возвратного образовательного субсидирования.

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Профессиональное образование. 2002. № 5, 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.