Научная статья на тему 'Модели адаптивного личностно-ориентированного медиакурса'

Модели адаптивного личностно-ориентированного медиакурса Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптивная информационная система / модели адаптивного личностно-ориентированного медиакурса / медиакурс. / adaptive information system model of adaptive personality-oriented mediacourse / mediacourse.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бекназарова С. С., Каюмова Г. А.

В статье рассматривается архитектура адаптивной информационной системы в виде трех составных моделей. Описанное в статье моделирование проводится в виде исследования каких-либо явлений, процессов или систем объектов путём построения и изучения моделей, а также использования моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способа построения вновь конструируемых объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF ADAPTIVE PERSONALITY- ORIENTED MEDIACOURSE

There is discussed in the article the adaptive information system architecture in the form of three composite models. Modeling described in the article is held in a study of any phenomena, processes or systems and objects by constructing models of learning; implementation of models to determine or clarify the characteristics and rationalize the method of constructing the newly constructed facilities.

Текст научной работы на тему «Модели адаптивного личностно-ориентированного медиакурса»

Бекназарова С.С.,

старший преподаватель кафедры «Аудиовизуальные технологии» Ташкентского университета информационных технологий доктор технических наук; Каюмова Г.А.,

ассистент кафедры «Аудиовизуальные технологии» Ташкентского университета информационных технологий

МОДЕЛИ АДАПТИВНОГО ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МЕДИАКУРСА

БЕКНАЗАРОВА С.С., КАЮМОВА Г.А. ШАХСГА ЙУНАЛТИРИЛГАН АДАПТИВ МЕДИАКУРС МОДЕЛЛАРИ

Мак,олада учта к,исмдан иборат булган адаптив ахборот тизимининг к,урилмаси куриб чик,илган. Маколада тасвирлаб берилган моделлаштириш маълум бир х,одиса, жараён ёки объектлар тизимларининг моделини куриш; объектларни к,айта лойих,алаш усули ва моделла-рининг хоссаларини аник,лаштириш ёки топиш орк,али ифодаланган.

Таянч суз ва тушунчалар: адаптив ахборот тизими, адаптив шахсга йуналтирилган медиакурс моделлари, медиакурс.

БЕКНАЗАРОВА С.С., КАЮМОВА Г.А. МОДЕЛИ АДАПТИВНОГО ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МЕДИАКУРСА

В статье рассматривается архитектура адаптивной информационной системы в виде трех составных моделей. Описанное в статье моделирование проводится в виде исследования каких-либо явлений, процессов или систем объектов путём построения и изучения моделей, а также использования моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способа построения вновь конструируемых объектов.

Ключевые слова и понятия: адаптивная информационная система, модели адаптивного личностно-ориентированного медиакурса, медиакурс.

BEKNAZAROVA S.S., KAYUMOVA G.A. MODELS OF ADAPTIVE PERSONALITY-ORIENTED MEDIACOURSE

There is discussed in the article the adaptive information system architecture in the form of three composite models. Modeling described in the article is held in a study of any phenomena, processes or systems and objects by constructing models of learning; implementation of models to determine or clarify the characteristics and rationalize the method of constructing the newly constructed facilities.

Keywords: adaptive information system model of adaptive personality-oriented mediacourse, mediacourse.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 7

Активизация познавательной деятельности студентов занимает центральное место среди методов совершенствования обучения в ВУЗе и подразумевает самостоятельную, осознанную, целенаправленную работу учащихся по добыванию знаний.

В современных условиях будущий специалист сталкивается с необходимостью восприятия и переработки информации, передаваемой по каналам средств массовой информации, в том числе и с использованием компьютерной техники. Использование компьютерных технологий в образовании можно рассмотреть как часть медиаобразования и определить их как совокупность приемов и методов, направленных на получение, переработку и хранение информации средствами компьютерной техники.

Медиаобразование (media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями. Оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:

1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;

2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/ или культурные интересы, их контекст;

3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;

4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;

5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции.

Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального образования и образования в течение всей жизни человека» (ЮНЕСКО). Медиаобразование представляет собой процесс образования и развития личнос-

ти, направленный на формирование культуры восприятия, анализа, интерпретации и критического осмысления медиатекстов, а также обучение способам самовыражения с использованием медиатехнологий.

Таким образом, целесообразна разработка медиаобразовательного портала, определяющего необходимость изучения студентами образовательных медиакурсов, используя элементы медиаобразования как эффективного средства развития творческой, самостоятельно и критически мыслящей личности в условиях интенсивного увеличения информационного потока.

Медиаобразовательный портал является современной образовательной системой, имеющей своей целью организацию условий для целенаправленного взаимодействия индивидов с цифровыми информационно-образовательными медиаресурсами для повышения их профессионально компетентного уровня и в интересах их личностно-культурного развития.

Медиаобразовательный портал представляет собой открытую, развивающуюся, синерге-тическую образовательную систему, активно взаимодействующую с мировым информационным пространством.

С помощью ресурсов медиаобразователь-ного портала как медиаобразовательной среды обучающиеся научатся работать с информацией и повысят свою профессиональную компетентность по средством изучения медиакурсов по различным дисциплинам.

Разработка медиакурсов является в настоящее время актуальной задачей. Так и в разработанном медиаобразовательном портале придаётся немаловажное значение как средству медиаобразовательного обучения основам различных дисциплин, в качестве эксперимента, обучающиеся могут изучить медиакурс по дисциплине Физика (http://mediaedu.uz).

Медиакурс - это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту процесса обучения: предоставляющая теоретический

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 7

материал, обеспечивающий тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализаций. Медиакурс, разрабатывается на основе средств ИКТ (мультимедийности - мультимедиа: анимации, звук, изображения, гипермедиа).

Процесс активной медиадеятельности студентов при изучении медиакурсов приведёт к повышению качества образования и подготовки специалистов, отвечающих требованием социального заказа.

Разработка медиаобразовательных обучающих курсов на основе законов дидактики является в настоящее время актуальной задачей. Тем более, что разработка таких курсов требует значительных временных затрат - до 300 часов на один час занятия в зависимости от используемых в курсе мультимедийных средств1.

Жизненный цикл медиакурса для медиа-образовательного, дистанционного обучений может быть представлен в виде каскадной модели, включающей пять основных этапов: планирование, проектирование, реализация, тестирование, эксплуатация и сопровождение.

Этап проектирования, предусматривающий разработку структуры медиакурса и сценариев работы с ним, включает 4 подэтапа: разработка модели параграфа (темы) медиакурса; разработка структуры медиакурса; определение медиаобразовательных объектов обучения; разработка сценариев работы с медиакурсом.

Структуризация и подготовка учебного материала медиакурсов проводится следующим образом: курс разбивается на главы и разбивка содержания глав на небольшие смысловые части - параграфы (модули). Каждая глава и каждое занятие модуля должны иметь заголовок. Курс должен быть не только хорошо изложен, но и удобно структурирован в программе. Каждый модуль по максимуму включает в себя: медиатекст самого параграфа: набор ключевых понятий по теме модуля, анимации, изображения, контрольные вопросы, тесты для самопроверки.

1 Dahl D., Vossen G. Learning Object Metadata Generation in the Web 2.0 Era // Proceedings of the IADIS International Conference e-learning 2007. - Vol. I. Lisboa, Portugal, July, 6-8, 2007, - p. 107 - 114.

Пространство медиакурса составляют все его структурные единицы и способы взаимодействия с ними, предоставляемые пользователю интерфейсом медиакурса.

Реализацией медиакурса как образовательной среды является его построение как адаптивной гипермедиа системы.

Адаптивными гипермедиа-системами (или системами адаптивной гипермедиа) называются все гипертекстовые и гипермедийные системы, которые отражают некоторые характеристики пользователя в модели пользователя и применяют эту модель для адаптации различных визуальных и содержательных аспектов системы к нуждам пользователя2. Методы адаптации определены как обобщения существующих технологий адаптации. Каждый метод основан на идее «чистой» адаптации, которая может быть представлена на концептуальном уровне. Например, «... сравнить текущее понятия с другим понятием, если то понятие уже известно пользователю», или «... скрыть ссылки на понятия, которые пользователь еще не готов изучить».

Один и тот же концептуальный метод адаптации может быть осуществлён с помощью различных технических приемов. В то же время некоторые приемы могут применяться для реализации нескольких методов, использующих одинаковый способ представления знания.

Набор методов и технических приемов формирует инструментарий или «арсенал» адаптивной гипермедиа и может использоваться как источник идей для проектирования и разработки адаптивных гипермедиа-систем.

Приведем список основных приемов адаптации визуального ряда и содержания информационных ресурсов:

1. Изменение порядка следования информационных ресурсов в текущей теме (в текущей предметной области).

2. Изменение навигационной схемы темы и системы на основе предпочтений пользователя или его адаптивной модели.

3. Формирование релевантных («интересных» пользователю) наборов ссылок на другие

2 Сосновский В.И., Тесленко В.И. Вопросы управления в обучении. Часть 1 (Педагогическое тестирование). - М.: «Высшая школа», 1995, -С. 78-94.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 7

информационные ресурсы на основе различных схем адаптации:

- вывод списка ссылок на релевантные ресурсы, определяя релевантность на основе множества ключевых слов в модели пользователя, истории его посещений, семантического пространства текущей темы;

- вывод списка ссылок на ресурсы по ключевым словам текущего ресурса.

4. Подсветка ссылок текущего образовательного уровня или текущего уровня сложности ресурса или ссылок текущей предметной области. Подсветка другим цветом ссылок более высокого уровня и более низкого уровня (в пределах смещения). Подсветка ссылок текущего уровня, но ведущих на другие понятия (по ключевым словам).

5. Скрытие ссылок выпадающих за или выше текущего уровня пользователя или сложности ресурса.

6. Скрытие информационных фрагментов и подсветка их по тем же критериям.

7. Адаптация интерфейса. Выбор пользователем стиля. Настройка пользователем интерфейса под себя - выбор интересующих модулей и интерфейсных решений. Динамическая адаптация интерфейса.

8. Всплывающие подсказки на ключевых словах (определенных автором ресурса) - основные понятия (концепты) ресурса.

Особенности поставленной задачи, область применения задают определенные требования к архитектуре и принципам реализации системы на практике1.

Другими словами, система должна удовлетворять трём критериям: это должна быть гипертекст - или гипермедиа-система, она должна иметь модель пользователя и должна быть способна адаптировать гипермедиа, используя эту модель (то есть, одна и та же система может выглядеть по-разному для пользователей с различными моделями).

На абстрактном уровне архитектуру адаптивной информационной системы можно представить в виде модели из трёх составных частей:

1 Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. - Ростов-на-Дону: «Инион» 2007. -С. 181-199.

Модель предметной области, которая описывает, каким образом структурировано содержание приложения.

Модель пользователя, которая представляет предпочтения, знания, цели, историю навигации и другие релевантные аспекты пользователя.

Модель адаптации. Эта модель лежит в основе процесса генерации адаптивного представления и обновления модели пользователя.

Модель адаптивного медиакурса как системы.

Опишем структурную логическую модель системы. Предлагаемая модель системы использует многоуровневую организацию данных: на самом верхнем логическом уровне информационная система (адаптивная гипермедиа среда) представляет собой множество глав - каждая глава представляет собой направленный муль-тиграф содержательных модулей - содержательных узлов гипермедиа пространства, предметных областей знаний или информации; на среднем уровне, каждая тема описывается взвешенным направленным мультиграфом ресурсов (страниц, элементарных единиц информационной системы). На более низком уровне каждый ресурс представляет собой html документ, композицию элементарных информационных фрагментов, медиаресурсов (текста, изображений, анимаций, графиков, клипов, точек доступа к данным и т.д.) (рисунок 1).

Основным визуальным компонентом адаптивной системы является динамический интерфейс. В предлагаемом подходе к проектированию адаптивных систем он играет одну из важнейших ролей. Навигационное пространство предметной области определяется множеством доступных ссылок текущей темы. Глобальное навигационное пространство определяется множеством ссылок текущего сайта. Интерфейс строится системой на основе XML-описания. Для каждой экранной конфигурации задается набор именованных областей, куда осуществляется отображения ресурса. Набор именованных областей - один для текущего сайта, но экранных конфигураций может быть неограниченное количество, что дает возможность адаптивной смены интерфейсных решений.

Исходное ресурсное пространство системы задается множеством метаописаний и множеством исходных файлов и источников. Местом

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 7

Рисунок 1. Модель адаптивного медиакурса как системы1.

хранения ресурсного пространства и метахра-нилищем служит ресурсный репозитарий.

Кратко опишем типы медиаресурсов, поддерживаемые системой. Физически каждый ресурс состоит из описательной (метаописа-тельной) и содержательных частей.

1. Медиаресурс. Элементарная единица навигации; может состоять из множества информационных фрагментов - и ссылок - составной ресурс; или представлять собой единый файл -цельный ресурс. Для медиаресурса задается контекст (область видимости конкретным пользователем), принадлежность к конкретной теме, ключевые слова (предлагается выбрать из набора текущей темы или ввести дополнительные), описание, контент для комплексного или файл на диске для цельного. Методы обработки ресурса (тип отображения) определяются его содержанием и подтипом ресурса. Например, для цельного ресурса подтипом является расширение файла. Для составного ресурса тип ресурса задается при создании специальным полем. Можно выделить основные типы ресурсов - медиатекстовый ресурс, тест, меню, и т.д.2

1 Разработано авторами.

2 Бекназарова С.С. Дискретно-непрерывные процессы в TIAV-мультимедийных системах. lAp LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrucken, Germany, 2015, -С. 45-46.

2. Пользователь. Особый вид ресурса - пользователь системы. Для него задаются некоторые фактические данные, и пользователь также может заполнить свой профиль в виде XML-файла, а также установить некоторые системные предпочтения.

3. Темы. Для тем задаётся название, описание (ключевые слова темы определяются ключевыми словами входящих в неё ресурсов). При добавлении ресурсов задаётся тема, к которой они принадлежат (например, для новостей можно разделить темы новостей - новостей университета, науки и техники и т.д.).

4. Ссылки. Ресурс, состоящий из совокупности ссылок-правил, задающих изменение текущей экранной конфигурации системы (в том числе вывод информации в нужные области). Состоит как минимум из одного правила.

5. Экранная конфигурация. Определяет текущую экранную модель интерфейса с областями вывода информации. Используется ссылками, либо задаёт стартовую модель подмножества ресурсов или темы. Задается для темы. Для каждой темы нужен как минимум один интерфейс

6. Области вывода информации. Задаются для страницы в целом. Для текущей страницы задается только один набор областей.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 7

Рисунок 2. Модель пользователя1.

7. Портал. Корневой медиаресурса дерева ресурсов. Для портала задаются области вывода, название, описание, авторство, другие свойства.

Модель пользователя

Модель Пользователя описывает пользовательские характеристики, предпочтения, историю посещений, формирует абстрактные стереотипные пользовательские профили. Модель пользователя - ключевой элемент в процессе адаптации информационного содержания и навигационного пространства терминала, на основе модели пользователя система с помощью заданных правил осуществляет изменение содержания ресурсов и интерфейса (рисунок 2).

Модель пользователя может описываться на основе следующих исходных данных:

1. Анкетирование. Выявление необходимых начальных данных о пользователе, которые могут включать в себя некоторые пользовательские предпочтения, интересы, фактические данные.

2. История посещений. На основе истории посещений система может моделировать предпочтительные навигационные маршруты, определять круг интересов и знаний пользователя.

1 Разработано авторами.

3. Составление семантического портрета пользователя на основе наборов ключевых слов посещенных ресурсов и тем.

4. Предпочтения интерфейса и навигационных моделей.

5. Уровни усвоения тем (степень усвоения -относительное количество ключевых слов посещенных ресурсов в данной теме по отношению к общему множеству ключевых слов темы.

6. Уровни обзора тем (степень обзора - отношение количества посещенных ресурсов в данной теме к общему количеству ресурсов в теме).

7. Уровень сложности ресурсов и тем (может определяться различными алгоритмами).

Модель работы системы

Цель адаптивной гипермедиа системы -адаптировать контент и визуальную презентацию на основе знаний о пользователе. Часть этих знаний могут быть получены из пользовательского поведения в системе, принимая во внимание тот факт, что некоторые из этих знаний о пользователе могут быть скрытыми или неявными, а некоторые - общепринятыми. Например, использование технологий добычи данных о пользователе (кластеризация, классификация и т.д.) может помочь открыть скрытые

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 7

Рисунок 3. Модель адаптации1.

знания, в то время как мониторинг пользовательских соединений позволяет более тонко настраивать время отклика системы.

Предлагается строить модель системы вдоль трёх ортогональных координат или измерений адаптации:

1) технология (то есть технические условия доступа к приложениям, например, доступная пропускная способность каналов связи, особенности пользовательского терминала или тип браузера и т.д.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) поведение пользователя (то есть совокупность пользовательских действий, предпочтения пользователя и т.д.);

3) внешние условия (местоположение пользователя, в том числе временной пояс, язык пользователя, требования провайдера, установки автора и т.д.).

Текущий профиль пользователя и внешние условия (чаще всего это предустановки автора ресурса) - это основные критерии, влияющие на процесс генерации страницы и ее внешний вид (рисунок 3).

Предлагаемые модели медиаобразователь-ной среды поддерживают предопределенные семантические конфигурации (авторские по-

1 Разработано авторами.

следовательности), стереотипные пользовательские навигационные профили, визуальные отображения ресурсов и отношений (то есть сконфигурированные интерфейсные срезы, точки входа в навигационное гипермедиа пространство).

Адаптивная гипермедиа система отслеживает различные возможные вариации данных, лежащих на этих координатах, собирая множество значений в наборы данных по каждому измерению. Выбор конкретных переменных и значений для каждого конкретного случая адаптации зависит от предметной области и текущего профиля приложения.

Предложенные адаптивные подходы к проектированию медиаобразовательных систем позволяют строить достаточно сложные и эффективные информационные системы, ориентированные на применение в различных областях знаний и сферах деятельности. Описанные методы проектирования и подходы к реализации адаптивных систем позволяют строить подмножество страниц в одном медиаобразо-вательном пространстве, что обеспечивает единство информационных потоков организаций, позволяет вести единый учет пользователей, стандартизирует информационные и образовательные ресурсы.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 7

Литература:

1. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. -С. 616.

2. Бекназарова С.С. Дискретно- непрерывные процессы в TIAV -мультимедийных системах. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrucken, Germany, 2015, 58.

3. Бекназарова С.С. Экспертная медиаобразовательная система. // Журнал «Современное образование», 2015 год, № 1. -С. 23-28.

4. Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. - Ростов-на-Дону: «Инион» 2007. -С. 181-199.

5. Сосновский В.И., Тесленко В.И. Вопросы управления в обучении. Часть 1 (Педагогическое тестирование). - М.: «Высшая школа»: 1995. -С. 78-94.

6. Dahl D., Vossen G. Learning Object Metadata Generation in the Web 2.0 Era // Proceedings of the IADIS International Conference e-learning 2007. - Vol. I. Lisboa, Portugal, July, 6-8, 2007, -Р. 107-114.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.