УДК 37.013
ВОЛОДИНА Елена Николаевна
Тюменскийгосударственный университет г. Тюмень, Россия [email protected]
МОДЕЛЬ ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье осмысляются актуальные проблемы развития личности школьника в условиях модернизации системы общего образования и реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов. Доказывается, что в контексте современной социокультурной и языковой ситуации необходимы разработка и реализация научно обоснованного механизма языкового развития личности как системообразующего начала учебно-воспитательного процесса в школе и семье, интеграция обучения языку в общий педагогический процесс, в процесс созидания личности и ее субъективного миромоде-лирования. Представлена авторская модель языкового развития личности в системе общего образования, апробированная в рамках областного сетевого проекта в общеобразовательных учреждениях Тюменской области. Предложенная модель позволяет проектировать процесс языкового развития личности, реализуемого на основе герменевтической методологии в процессе освоения лингвокультурологического содержания образования посредством процедур личностного понимания, истолкования и интерпретации культурных текстов и семиотического инструментария. Модель включает четыре взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: ценностно-рефлексивный, содержательно-когнитивный, процессуальный, оценочно-результативный, - раскрывающих цель и задачи, содержание, особенности и принципы организации процесса общего образования, критерии эффективности языкового развития личности. Изложенные в статье материалы помогут педагогам, руководителям образовательных учреждений в реализации новых языковых стратегий и организации процесса языкового развития личности на основе гуманитарных подходов.
Ключевые слова: общее образование, модернизация, языковое развитие личности, модель, герменевтическая методология, образовательная семиотика.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1 -180-185
Elena N.VOLODINA
Tyumen State University Tyumen, Russia [email protected]
MODEL OF LINGUISTIC PERSONALITY DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF GENERAL EDUCATION
In the article represent a summary of actual problems of development of pupils in conditions of modernization of general education system and the implementation of new federal state educational standards. It is proved that in the context of contemporary social-cultural and linguistic situation required the development and implementation of scientifically valid mechanism of language development of the person as the backbone of the beginning of the educational process in the school and the family, the integration of language learning in the total educational process, in the process of creation of the personality and its subjective world-modeling. Presents the author's model of the linguistic personality development in the system of General education, tested in the framework of the regional network project in educational institutions of Tyumen region. The proposed model allows designing the process of language development of the personality, which is implemented on the basis of hermeneutic methodology in the development of the linguistic and cultural content of education through the procedures of personal understanding, interpretation and interpreting cultural texts and semiotic tools. The model comprises four interrelated and complementary blocks: a value-reflexive, cognitive, procedural, productive, revealing the purpose and objectives, content, features and principles of the organization of the process of general education, criteria of efficiency of language development. Set out in article materials will help teachers, heads of educational institutions in the implementation of new language policies and language development personality based on humanitarian approaches.
Keywords: general education, modernization, language development of individual, model, hermeneutical methodology, educational semiotics
Цель - представить модель языкового развития личности в системе общего образования. Источники и методы исследования: в работе использованы методы теоретического анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, сравнения, классификации. Выводы сделаны на основе анализа фундаментальных психолого-педагогических и языковых теорий и обобщения опыта реализации авторского сетевого проекта «Языковое развитие личности в системе общего образования» в школах Тюменской области.
Сегодняшнее состояние общего образования характеризуется тенденцией к «цементированию», единообразию (единый образовательный стандарт, единый государственный экзамен, единый перечень учебников и УМК, единое образовательное пространство и т.д.) и в основе своей вступает в противоречие с современной социокультурной ситуацией, характеризующейся принципиальным многообразием и вариативностью, подвижностью и изменчивостью. Это, с одной стороны, ситуация полифонизма идей, «многоголосия», время сосуществования и «наложения» множественности миров, смысловых позиций, типов мышления и моделей бытия. С другой стороны, это время личностных смыслов, актуализирующее проблему самосознания человека, напряженных личностных поисков и самоопределения. В этих социокультурных условиях система образования как наиболее устойчивый социальный институт призвана создать педагогические условия не только для обучения, но и развития личности, а также для личностного саморазвития - в соответствии с имманентной самой себе логикой самодвижения растущего человека. При этом «внутренний» вектор развития личности должен так или иначе коррелировать с «внешним» вектором, определяющим стратегическое направление развития
общества, государства, отражающим течение времени, характер ценностных и культурных изменений. Задача школы - помочь ребенку вписаться, «встроиться» в становящуюся реальность, полидискурсивную и многовекторную. Мышление современного человека должно быть «настроено» на восприятие и концептуальное отражение неоднородной, многомерной действительности, вечно меняющейся, текучей реальности, развитие которой носит опережающий и часто непредсказуемый характер. Современный школьник должен обладать способностью упорядочивать, систематизировать пестрые, «хаосные», разрозненные ощущения и представления о действительности, собирая их в относительно целостную картину мира. Этот герменевтический процесс «собирания мира в слово» (по Х.-Г. Гадамеру) обеспечит понимание мира и себя в этом мире, будет способствовать гармонизации личностного бытия человека, определит стратегию его ценностного саморазвития и самореализации.
В Федеральном государственном образовательном стандарте [1] заявлены идея гуманизации образования и личностные результаты образования (наряду с предметными и мета-предметными), но они, скорее, лишь декларированы, инструменты их достижения и оценивания, в сущности, не предложены. Личностные результаты, действительно, трудно поддаются измерению, контролю и оценке. Не случайно на плакате в кабинете А. Эйнштейна было написано: «Не все, что измеряется, следует измерять, и не все, что хотелось бы измерить, измеряется». Бесспорно, в процессе личностного развития есть и отсроченные, и долгосрочные результаты, которые не менее личностно и педагогически значимы, чем сиюминутные, ситуативные, подлежащие текущему / промежуточному предметному контролю. Но бесспорно и то, что педагогу необходим некий универсальный диагностический инструментарий, который позволял бы судить о динамике развития школьника и его внутриличностных изменениях по определенным внешним деятельностным проявлениям.
Принимая во внимание тот факт, что личностное развитие представляет собой некие глубинные внутренние процессы становления и развития разных сфер личности (когнитивной, духовной, ценностно-смысловой, коммуникативной и др.), а язык, как универсальная национально-личностная знаковая система, является опосредующим механизмом общего развития личности и интегратором культуры [2], мы полагаем, что в качестве такого диагностического «измерителя» может выступать арсенал языковых средств, которые школьник выбирает и практикует в процедурах познания действительности, в разных видах деятельности. Языковые средства самовыражения материализуют и «овнешняют» внутренние личностные процессы развития и саморазвития, опосредованно отражают особенности и характер речемышления и являются, в сущности, важнейшей формой личностной самоидентификации. Уникальность личности, ее мировоззренческие и духовные горизонты выражаются посредством языка, оформляются в языке, на котором говорит и мыслит человек. Как точно сказал Людвиг Витгенштейн: «Границы моего языка означают границы моего мира». Язык, являющийся фундаментом личностного самостроительства, тесно связан с ценностно-ориентационной деятельностью человека, целью которой является формирование личностных смыслов, системы смысловых установок и ценностных ориентиров, определяющих и регулирующих поступки человека. Язык как опосредующий культурно-семиотический механизм позволяет личности самостоятельно и свободно строить себя, свою систему ценностей, творить свою духовную вселенную и мир. Вот почему, в нашем представлении, психолого-педагогические механизмы развития личностного начала в человеке связаны прежде всего с процессом языкового развития личности, с созданием педагогических условий для «взращивания», сохранения и реализации уникальности, «самости» личности во всех видах языковой деятельности (текстовой, речевой, коммуникативной, социокультурной) и общении.
Особенно актуально это сегодня, в условиях доминирования виртуального общения с его опасной тенденцией к обезличенности, нивелированию и унификации сознания, функционированию слов-симулякров. В разных формах взаимодействия, в том числе и сетевого, школьник нередко становится сегодня объектом манипулятивного воздействия, вербального манипулирования сознанием, идеями и смыслами, или даже средством манипуляций, а сами языковые единицы практикуются как инструмент игры в смыслы, способ социальной мимикрии, моделирования иллюзорной реальности. Система общего образования должна способствовать развитию свободной личности, обладающей личностным сознанием и самосознанием, действующей на основе ценностного целеполагания и собственного сознательного выбора, определяемого системой универсальных культурных и общечеловеческих ценностей.
Само образование имеет в основе своей языковую метаоснову и протекает в вербально-деятельностных процессах. Вот почему представляется перспективным и целесообразным аккумулирование личностноразвивающих и смыслообразующих ресурсов языка как метасистемы, а значит - интеграция обучения языку в общий педагогический процесс, в процесс созидания личности и ее субъективного миромоделирования. Традиционно в национальном
образовании ведущим является прагматический аспект в обучении языку (овладение языковыми нормами и правилами их употребления, развитие речи для прагматических коммуникативных целей), тогда как сегодня не менее значимым представляется педагогический аспект, актуализирующий «личностнообразующий» и миромоделирующий потенциал языка. Это возможно, на наш взгляд, в процессе языкового развития личности.
Языковое развитие личности - педагогическое системообразующее понятие, под которым мы понимаем процесс созидания личности, ее мировоззрения и ценностного сознания, обретения знаний и смысложизненных ориентаций посредством развивающего и миромодели-рующего потенциала языка как знакового-культурного феномена. Как организовать, педагогически стимулировать, регулировать и оценивать процесс языкового развития личности в системе общего образования? На основе идей образовательной семиотики и методологии педагогической герменевтики (А.Ф. Закирова [3]), нами разработана модель языкового развития личности, реализуемого в процессе освоения лингвокультурологического содержания образования посредством процедур личностного понимания, истолкования и интерпретации культурных текстов и семиотического инструментария. Эта модель включает четыре взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: ценностно-рефлексивный, содержательно-когнитивный, процессуальный, оценочно-результативный.
Ценностно-рефлексивный блок представлен следующими характеристиками: цель образовательного процесса - языковое развитие личности с высоким уровнем деятельностно-коммуникативных потребностей в их связях с жизненными целями, поведенческими мотивами и установками, успешно реализуемыми в разных видах деятельности (семиотической, речемыс-лительной, коммуникативной, социокультурной), речевой практики, социальной жизни (элитарного и среднелитературного типов речевой культуры, на что ориентирует ФГОС); задачи образовательного процесса: создание метаязыкового образовательного пространства - пространства языкового и ценностно-смыслового взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (воспитанников, учителей, родителей) [4]; формирование устойчивой мотивации к развитию, саморазвитию и самореализации языковой личности [5] школьника как «личности понимающей» и «личности творящей», готовности к освоению мира и культуры посредством языка как универсального инструмента освоения культурных, онтологических, общечеловеческих ценностей; ценностно-смысловое становление личности посредством развития языкового мышления и языкового интеллекта школьника, обогащения когнитивной, ценностно-смысловой, коммуникативной сфер, накопления и взаимовлияния разных видов опыта (языкового, опыта эмоционально-чувственного отношения и опыта деятельности, культурного, ценностно-смыслового, ментального) как интегративной основы личности.
Содержательно-когнитивный блок раскрывает систему методологических и дидактических принципов формирования содержания образования: принцип гуманитаризации образования и в том числе - негуманитарных предметов путем «выделения в них одних и тех же частей общечеловеческой культуры» (В.В. Краевский), актуализации общекультурных и языковых компонентов, представленных образами и моделями, мифами и кодами, символами и знаками, текстами и схемами; принцип интеграции гуманитарной и естественнонаучной парадигм на основе отбора смыслопорождающего и смыслоразвивающего потенциала предметного содержания, взаимодействия в педагогической семиосфере континуальных и дискретных языков, «предметных» и метаязыка [4], развития понятийных и ментальных структур личности, понятийного, образного, концептуального мышления и творческого воображения в процессе освоения метатекста культуры; принцип диалогичности, выражающийся в преодолении монологического характера взаимодействия обучающегося с информацией и организации диалога личности с миром, культурой, текстом, представляющим собой экспликацию культуры, с Другим, самим собой, в процессе которого во внутреннем диалоге (В. Библер) обучающийся вырабатывает собственный взгляд на мир и на себя в этом мире, ощущая личную причастность к общечеловеческому духовному контексту, национальной концептосфере [6]; принцип непрерывности и преемственности языкового развития личности на всех ступенях образования, включая урочную и внеурочную деятельность, воспитательную работу, школьное и семейное речевое воспитание, в процессе инкультурации, интериоризации культурного опыта, овладения основными единицами познания (языковое значение, научное понятие, художественный образ) и метаязыком как базовым конструктом гуманитарной культуры; принцип системности в овладении семиотической грамотностью, в изучении языка как знаковой системы и метаязыка как универсального языка культуры, в организации семиотических и речевых практик школьника и процесса становления языковых (понятийной, образной, концептуальной) и миромоделирующих систем личности (научной, образной, ценностной картин мира).
Процессуальный блок - система педагогических технологий (коммуникативные, диалоговые, игровые, ролевые, проектные, технологии проблемного, модульного обучения, развития критического мышления и др.), методик (медленного чтения, перцептивного, смыслового, продуктивного чтения, разных видов анализа (лингвистического, лексико-семантического, семиотического, стилистического, филологического, комплексного, концептуального и др.) и герменевтической интерпретации текста, создания «вторичных текстов» и «встречных текстов», гуманитарных «методов понимания» (М.П. Фуко), семиотических практик и интерпретативных техник, разных форм языкового творчества, активизирующих процессы смыслообразования и смысло-строительства и создающих условия для актуализации и реализации языковой личности как «личности понимающей» и «личности творящей» в разных видах деятельности.
Оценочно-результативный блок включает методы, критерии, показатели для оценки эффективности процесса языкового развития личности в системе общего образования.
Таблица. Критерии и показатели языкового развития личности Criteria and indicators of language development of the individual
Критерии Показатели языкового развития личности
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Индивидуальный язык личности - владение обыденным, обытовленным языком; - вариативность языковых единиц в речи минимальна либо представлена практикой использования просторечий, социальных диалектов (жаргонизмов, арго, сленга, в том числе компьютерного, и т.п.); - отсутствие в речи образных средств; - однообразие грамматического строя речи, элементарные представления о грамматических категориях, которые обеспечивают понимаемость речи - наличие диапазона вариативности языковых единиц в речи; - вариативность языковых единиц представлена общеупотребительной и книжной лексикой и носит не всегда осмысленный характер; - оперирование научными и общекультурными терминами - наличие стандартных, устойчивых, не отличающихся оригинальностью образных средств; - владение синонимической заменой, которая может производиться не всегда удачно; - системные представления о грамматических категориях и включение семантического наполнения речевого высказывания в систему грамматических кодов языка - широкий диапазон вариативности языковых единиц в речи, выбор которых носит осознанный характер; - владение навыком синонимической замены; - оперирование концептами; - оригинальность образных средств; - наличие метафорических структур речи; - разнообразие грамматического строя речи, разветвленная система грамматических средств
2. Языковое мышление - владение простейшими мыслительными операциями на языке (анализ, синтез, конкретизация); - понятийное мышление проявляется в умении формулировать житейские (спонтанные) понятия; -доминирование синтагматических семантических связей со словом-стимулом; - отсутствие языкового чутья; -владение такими мыслительными операциями на языке, как сравнение, обобщение, абстракция, систематизация; - языковое чутье проявляется в словоупотреблении, но не всегда, фрагментарно; - языковой интеллект выражается во владении основными видами обобщений; - понятийное мышление выражается в умении формулировать научные и общекультурные понятия, способности к категоризации и терминологизации; - наличие парадигматических (ассоциативных) связей со словом-стимулом; - развитость языкового чутья, чувства слова; - точность словоупотребления; - высокий уровень языкового интеллекта; - концептуальность мышления как интегративное качество личности; -широкий спектр парадигматических ассоциаций к слову-стимулу; - способность к актуализации и репрезентации концепта; - образность мышления, способность продуцировать собственные художественные образы
- низкий уровень языкового интеллекта, фреймовое мышление - единичные проявления образного мышления, формирующего эстетические значения слов; - умение анализировать и интерпретировать авторские образы в текстах при несформированной способности продуцировать собственные
3. Коммуникативное поведение - способность к выбору (даже неосознанному) языковых средств в обыденной речи; -доминирование бытового дискурса; - владение языком практического общения; - отсутствие осознанной языковой и речевой рефлексии; -жестомимическая невыразительность поведения; -интонационные структуры не сформированы - наличие семиотической и коммуникативной компетенций; - создание продуктов речевой деятельности, письменных «вторичных» и «встречных» учебных текстов; - осознанный выбор языковых средств; - владение навыками языкового контроля и оценки в учебно-познавательной деятельности; - владение правилами речевого поведения; - соблюдение норм речевого этикета; - языковая саморегуляция и саморефлексия проявляется в разных видах текстовой, коммуникативной и социокультурной деятельности, но несистемно; - жестомимическое поведение в целом выразительно, но не всегда; - интонационные структуры сформированы, но не всегда выразительны - наличие лингвокультурологиче-ской компетенции, владение речевыми стратегиями; - эффективная речемыслитель-ная деятельность в разных видах речевой практики, социуме в ее связях с жизненными целями, поведенческими мотивами и установками; - разнообразие дискурсов; - управление собственным речевым поведением, осознанный выбор речевых стратегий, интонационных структур исходя из целей и условий коммуникации, их эффективность; - владение культурными стереотипами; - актуализация «цитатного фонда памяти»; - сформированность механизмов языковой саморегуляции и саморефлексии в разных видах деятельности; - жестомимическая выразительность поведения
4. Способность к языковому творчеству - отсутствие способности к языковому творчеству; -репродуктивные формы языкового самовыражения - наличие семиотической компетенции; - проявления языкового творчества несистемны, если есть личный интерес; - способность к анализу и интерпретации текста по алгоритму, образцу, схеме анализа - наличие герменевтической компетенции; - способность к творческому анализу и интерпретации текста; - способность к созданию собственных художественных текстов, нарративов
Таким образом, языковое развитие личности опосредованно выражается: 1) в движении от уровня оперирования обыденным языком к владению широким диапазоном вариативности языковых единиц, включая образные средства и концепты как «культурно обусловленных единиц картины мира, обладающих экзистенциальной значимостью как для отдельной языковой личности, так и для народа в целом» [7, с. 3]; 2) в развитии языкового интеллекта в направлении от фреймового мышления на основе мыслительных схем - к мышлению в понятиях и образах - к мышлению концептами; 3) в развитии коммуникативного поведения от бытового дискурса к овладению речевым этикетом и культурными стереотипами, определяющими способность личности реализовывать себя в разных типах дискурсов; 4) в движении от репродуктивных форм языкового самовыражения к самостоятельному смыслотворчеству в процессе создания знаковых и поведенческих текстов. Критериями результативности выступают новообразования; в когнитивной сфере - образное, понятийное, концептуальное мышление, концептуаль-ность сознания как интегративное качество личности; в ценностно-смысловой сфере - гуманистические и культурные ценности как мотивационно-ориентационные основания поведения и мировоззрения личности, ценностное отношение к языку и текстам культуры, лингвоопосредо-ванное миропонимание и мировидение на основе разных видов личностного опыта, «овнешненное» и «структурированное» в сознании в виде понятийной, образной и концептуальной языковых систем; в операционально-действенной сфере - владение знаково-семиотическими механизмами понимания текстов как носителей и хранителей культурных и
личностных смыслов, способами языковой реализации себя как «личности понимающей» и «личности творящей», а также основами языковой саморегуляции и саморефлексии.
Разработанная модель языкового развития личности апробирована в рамках областного сетевого проекта в общеобразовательных учреждениях Тюменской области [8] и позволяет организовать смыслоориентированный образовательный процесс, обеспечивающий качество развития и полноту самореализации личности в разных формах жизнедеятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://standart.edu.ru (дата обращения: 17.11.2016).
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5-е, испр. - М.: Лабиринт, 1999.
3. Закирова А.Ф. Входя в герменевтический круг... Концепция педагогической герменевтики. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 272 с.
4. Володина Е.Н. Метаязык как педагогический феномен и его роль в языковом развитии личности в школе // Образование и наука. - 2015. - № 4 (123). - Екатеринбург. - С. 114-130.
5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. 7-е изд. - М.: Изд-во ЛКИ, 2010. - 264 с.
6. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка / Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой ре. - СПб.: СПбГУП, 2006.
7. Маслова В.А. Лингвокультурология. - М.: Академия, 2001. - 208 с.
8. Володина Е.Н. Языковое развитие личности в системе общего образования: проблемы и некоторые пути их решения // Вестник ТюмГУ. Педагогика. Психология. - 2014. - № 9. - С. 101-113.
REFERENCES
1. Federal state educational standards. Available at: http://standart.edu.ru (accessed 17 November 2016).
2. Vygotsky L.S. Thinking and speech. Ed. 5, Rev. Moscow: Labirint. 1999.
3. Zakirova A.F. Entering the hermeneutic circle... The Concept of pedagogical hermeneutics. Moscow: The Humani-ties.ed.center VLADOS, 2011. 272.
4. Volodina E.N. Metayazyk kak pedagogicheskij fenomen i ego rol' v yazykovom razvitii lichnosti v shkole. [Metalanguage as a pedagogical phenomenon and its role in the language development of personality in school]. Obrazovanie i nauka = Education and science. 2015. № 4 (123). Ekaterinburg. P. 114-130
5. Karayulova Yu.N. Russian language and linguistic personality. Moscow: Publishing house LKI, 2010. 7 ed. 264 p.
6. Likhachev D.S. Conceptosphere of the Russian language. Likhachev D.S. Selected papers on Russian and world culture. Spbgup. SPb, 2006.
7. Maslova V.A. Cultural Linguistics. Moscow: Academy, 2001. 208 p.
8. Volodina E.N. Yazykovoe razvitie lichnosti v sisteme obshchego obrazovaniya: problemy i nekotorye puti ih resheniya. [Language development of personality in General education: problems and some solutions]. Vestnik TyumGU. Peda-gogika. Psihologiya = Herald of Tyumen State. Pedagogy. Psychology. 2014. No. 9. Pp. 101-113.
Информация об авторе
Володина Елена Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, докторант академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета, г. Тюмень, Россия [email protected]
Получена: : 05.11.2016
Для цитирования статьи: Володина Е. Н., Модель языкового развития личности в системе общего образования. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 5. Часть 2. с. -6/1-180-185. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1 --6/1 -180185.
Information about the author
Elena N.Volodina, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Doctoral Student, Academic Department of Methodology and Theory of Social-Pedagogical Research, Tyumen State University, Tyumen, Russia [email protected]
Received: 05.11.2016
For article citation: Volodina E. N., Model' jazykovogo razvitija lichnosti v sisteme ob-shhego obrazovanija. [Model of linguistic personality development in the system of general education] . Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 6. Part. 1. Pp. -6/1-180-185.
doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1 --6/1 -180185. (in Russian)