Научная статья на тему 'Модель взаимодействия научньх школ непрерьвного образования УГНТУ с научно-исследовательскими институтами и нефтегазовьми предприятиями'

Модель взаимодействия научньх школ непрерьвного образования УГНТУ с научно-исследовательскими институтами и нефтегазовьми предприятиями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / МОДЕЛЬ / НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ / НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ / БАЗОВЫЕ КАФЕДРЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аюпова Елена Николаевна, Гарайшин Айгиз Ильмирович

В данной статье построена и описана модель взаимодействия научных школ непрерывного образования УГНТУ с научно-исследовательскими институтами и нефтегазовыми предприятиями. Рассмотрены области ведения научно-исследовательской работы при взаимодействии с нефтегазовыми предприятиями. Проанализирован обмен производственнотехнологическими ресурсами, которые позволили увеличить объем исследовательских работ в нефтегазовой отрасли. Описана взаимосвязь информационных технологий, обеспечивающая научно-консультативную помощь для оперативной работы предприятий. На основе взаимодействия ООО «БашНИПИннефть» (бывш. Уфимский научно-исследовательский институт нефтяной промышленности (УфНИИ)) с нефтегазодобывающими предприятиями показана высокая перспективность поисково-разведочных работ и структурно-поискового бурения скважин.В статье рассмотрен вопрос о вкладе УфНИИ в процесс подготовки высококвалифицированных кадров для нефтегазовой отрасли. Рассмотрена взаимосвязь УфНИИ с высшей школой Уфимским нефтяным университетом (УНИ, ныне УГНТУ), которая положила начало созданию научной школы «Энергоресурсосберегающие технологии бурения, разработки и эксплуатации месторождений углеводородов». Образующиеся научные школы стоят у истоков формирования профессиональной непрерывной образовательной деятельности, которая выстраивает систему, направленную на решение актуальных вопросов обучения специалистов. Прослеживается взаимодействие научных школ с научноисследовательскими проектными институтами (НИПИ) и научно-исследовательскими институтами (НИИ), аккумулирующими в себе научно-практические знания, новые технологии и производственный опыт. Рассмотрено детальное сотрудничество УГНТУ с НИИ и НИПИ и базовыми кафедрами в процессе подготовки студентов. Изучены инновационные процессы на кафедрах УГНТУ, создавшие реальную основу для сближения высшего учебного заведения с наукой и производством, улучшающие ситуацию с распределением студентов на прохождение практики и в дальнейшем на работу за счет создания на предприятиях учебно-научно-производственных полигонов и базовых кафедр. Развитие научных школ механизм оптимизации образовательного процесса в высших учебных32ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В ОТРАСЛЯХ И СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИзаведениях. Вклад в образование протекает посредствам научно-теоретических исследований. В процессе обучения основные исследования сосредоточены на проблемах, связанных с профессионально-техническим образованием выпускников, подготовкой кадров, повышением квалификационной составляющей работников производства. При этом работа научных школ ведется по широкому спектру профессиональных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TНE MODEL OF INTERACTION SCIENTIFIC SCНOOLS OF CONTINUAL EDUCATION OF USPTU WITН SCIENTIFIC-RESEARCН INSTITUTIONS AND OIL-GAS ENTERPRISES

In this article, a model for the interaction of scientific schools of continuing education of the USPTU with research institutes and oil and gas enterprises is constructed and described. Areas of research work in cooperation with oil and gas enterprises are considered. The exchange of industrial and technological resources, which allowed to increase the volume of research work in the oil and gas industry, is analyzed. The interconnection of information technologies is described, which provides scientific and advisory assistance for the operational work of enterprises. Thanks to the interaction of BashNIPI with oil and gas producing enterprises, the high prospectivity of prospecting and exploratory drilling and well drilling has been shown.The article covers the question of the contribution of «UFNII» to the process of training highly qualified personnel for the oil and gas industry. The interrelation of «UFNII» with the higher school of UNI (USPTU) is considered, which laid the foundation for the creation of the scientific school «Energy-Resource-Saving Technologies for Drilling, Development and Оperation of Hydrocarbon Deposits». The emerging scientific schools are at the root of the formation of professional continuous educational activities, which builds a system aimed at solving urgent problems of training specialists. The interaction of scientific schools with research institute (SRI), accumulating scientific and practical knowledge, new technologies and production experience is traced. The detailed cooperation of USPTU with NIPI and basic departments in the process of preparing students is considered. The innovation processes at the departments of the USPTU that have created a real basis for the rapprochement of the higher educational institution with science and production, improving the situation with the distribution of students to practice and further to work through the creation of educational and scientific production polygons and basic departments. The development of scientific schools is a mechanism for optimizing the educational process in higher educational institutions. Contribution to education proceeds through research and theoretical studies. In the process of teaching, the main research focuses on the problems associated with the vocational education of graduates, solid training of personnel, increasing the qualification component of production workers. At the same time, the work of scientific schools is conducted in a wide range of professional fields.

Текст научной работы на тему «Модель взаимодействия научньх школ непрерьвного образования УГНТУ с научно-исследовательскими институтами и нефтегазовьми предприятиями»

Economy and management in branches and fields of activity

Аюпова Е. Н. Луирога Е. N.

старший преподаватель кафедры «Геология и разведка нефтегазовых месторождений», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Гарайшин А. И. Garaishin Л. I.

студент кафедры «Геология и разведка

нефтегазовых месторождений», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 37.072

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУЧНЫХ ШКОЛ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УГНТУ С НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ ИНСТИТУТАМИ И НЕФТЕГАЗОВЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

В данной статье построена и описана модель взаимодействия научных школ непрерывного образования УГНТУ с научно-исследовательскими институтами и нефтегазовыми предприятиями. Рассмотрены области ведения научно-исследовательской работы при взаимодействии с нефтегазовыми предприятиями. Проанализирован обмен производственно-технологическими ресурсами, которые позволили увеличить объем исследовательских работ в нефтегазовой отрасли. Описана взаимосвязь информационных технологий, обеспечивающая научно-консультативную помощь для оперативной работы предприятий. На основе взаимодействия ООО «БашНИПИннефть» (бывш. Уфимский научно-исследовательский институт нефтяной промышленности (УфНИИ)) с нефтегазодобывающими предприятиями показана высокая перспективность поисково-разведочных работ и структурно-поискового бурения скважин.

В статье рассмотрен вопрос о вкладе УфНИИ в процесс подготовки высококвалифицированных кадров для нефтегазовой отрасли. Рассмотрена взаимосвязь УфНИИ с высшей школой — Уфимским нефтяным университетом (УНИ, ныне УГНТУ), которая положила начало созданию научной школы «Энергоресурсосберегающие технологии бурения, разработки и эксплуатации месторождений углеводородов». Образующиеся научные школы стоят у истоков формирования профессиональной непрерывной образовательной деятельности, которая выстраивает систему, направленную на решение актуальных вопросов обучения специалистов. Прослеживается взаимодействие научных школ с научно-исследовательскими проектными институтами (НИПИ) и научно-исследовательскими институтами (НИИ), аккумулирующими в себе научно-практические знания, новые технологии и производственный опыт. Рассмотрено детальное сотрудничество УГНТУ с НИИ и НИПИ и базовыми кафедрами в процессе подготовки студентов. Изучены инновационные процессы на кафедрах УГНТУ, создавшие реальную основу для сближения высшего учебного заведения с наукой и производством, улучшающие ситуацию с распределением студентов на прохождение практики и в дальнейшем на работу за счет создания на предприятиях учебно-научно-производственных полигонов и базовых кафедр. Развитие научных школ — механизм оптимизации образовательного процесса в высших учебных

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

заведениях. Вклад в образование протекает посредствам научно-теоретических исследований. В процессе обучения основные исследования сосредоточены на проблемах, связанных с профессионально-техническим образованием выпускников, подготовкой кадров, повышением квалификационной составляющей работников производства. При этом работа научных школ ведется по широкому спектру профессиональных направлений.

Ключевые слова: научные школы, модель, нефтегазовая отрасль, нефтегазодобывающее предприятие, образовательная деятельность, обучение специалистов, базовые кафедры, инновационные процессы.

THE MODEL OF INTERACTION SCIENTIFIC SCHOOLS OF CONTINUAL EDUCATION OF USPTU WITH SCIENTIFIC-RESEARCH INSTITUTIONS AND OIL-GAS ENTERPRISES

In this article, a model for the interaction of scientific schools of continuing education of the USPTU with research institutes and oil and gas enterprises is constructed and described. Areas of research work in cooperation with oil and gas enterprises are considered. The exchange of industrial and technological resources, which allowed to increase the volume of research work in the oil and gas industry, is analyzed. The interconnection of information technologies is described, which provides scientific and advisory assistance for the operational work of enterprises. Thanks to the interaction of BashNIPI with oil and gas producing enterprises, the high prospectivity of prospecting and exploratory drilling and well drilling has been shown.

The article covers the question of the contribution of «UFNII» to the process of training highly qualified personnel for the oil and gas industry. The interrelation of «UFNII» with the higher school of UNI (USPTU) is considered, which laid the foundation for the creation of the scientific school «Energy-Resource-Saving Technologies for Drilling, Development and Operation of Hydrocarbon Deposits». The emerging scientific schools are at the root of the formation of professional continuous educational activities, which builds a system aimed at solving urgent problems of training specialists. The interaction of scientific schools with research institute (SRI), accumulating scientific and practical knowledge, new technologies and production experience is traced. The detailed cooperation of USPTU with NIPI and basic departments in the process of preparing students is considered. The innovation processes at the departments of the USPTU that have created a real basis for the rapprochement of the higher educational institution with science and production, improving the situation with the distribution of students to practice and further to work through the creation of educational and scientific production polygons and basic departments. The development of scientific schools is a mechanism for optimizing the educational process in higher educational institutions. Contribution to education proceeds through research and theoretical studies. In the process of teaching, the main research focuses on the problems associated with the vocational education of graduates, solid training of personnel, increasing the qualification component of production workers. At the same time, the work of scientific schools is conducted in a wide range of professional fields.

Key words: scientific schools, model, oil and gas industry, oil and gas production enterprise, educational activities, training of specialists, basic departments, innovative processes.

В 1947 году в Башкирии на базе ЦНИЛа треста «Востокнефть» создан Уфимский научно-исследовательский институт нефтяной промышленности (УфНИИ) . Цель создания института связана с развитием нефтяной промышленности республики [1].

В 1956 году на базе УфНИИ был создан новый институт — БашНИПИ. Комплексная работа в оборудованных лабораториях и

научных отделах быстро дала свои результаты. В этих лабораториях сконструированы глубинные приборы по исследованию скважин, глубинные манометры, расходометры, пробоотборники, которые стали успешно внедряться на нефтяных предприятиях Башкирии, Татарии и других регионах Советского Союза [2]. Велись разработки в области экономики и планирования страте-

ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY

гии развития нефтедобывающих предприятий Башкирии, а также в области методики экономического анализа [3].

В институте исследовались пути роста производительности труда. Изыскивались эффективные методы интенсификации добычи нефти и повышения эффективности разработки нефтегазовых месторождений. Данными исследованиями на протяжении многих лет занимались научные сотрудники института: М. М. Саттаров, И. Г. Пермяков, Е. И. Суханкин, И. И. Абызбаев, Э. М. Хали-мов, Е. А. Андреев, Э. М. Тимашев, М. З. Ва-литов, А. В. Демин, Ф. М. Ефремов и другие. Ряд ученых занимался исследованиями в области физико-химических основ нефтедобычи, а также применения химреагентов для совершенствования нефтедобычи, а также экологическими проблемами на нефтегазовых производствах. Среди исследователей были Г. А. Бабалян, И. Л. Мархасин, И. И. Кравченко, Б. Г. Логинов, А. А. Гоник, М. З. Мав-лютов, В. И. Портнов, А. Я. Мустаев, А. Б. Тумасян, Ш. И. Валеев и другие [4].

Построением тектонической карты и разработкой стратиграфической схемы на территории Башкирии занимались геологи института: А. Я. Виссарионова, К. Р. Тимер-газин, Д. Ф. Шамов, М. Ф. Микрюков, Л. Н. Розанов, Г. П. Ованесов [5].

Повышению качества научно-исследовательских и проектно-исследовательских работ способствуют взаимодействия УфНИИ с нефтегазодобывающими предприятиями (промысловые управления и тресты Башнефть и др.). Обмен производственно-технологическими ресурсами позволил увеличить объем исследовательских работ в нефтегазовой отрасли. Взаимосвязь с информационными технологиями обеспечила информативную и научно-консультативную помощь для оперативной работы предприятий. Результаты взаимодействия прослеживаются в процессе открытий новых месторождений по республике и за ее пределами, в высокой перспективности поисково-разведочных работ и структурно-поискового бурения скважин. В этот период были открыты крупные месторождения: Манчаровское,

Арланское, Туймазинское, Четырмановское, Игровское, Шкаповское, Серафимовское и другие. В Предуральском прогибе открыты газоконденсатные месторождения: Ермо-лаевское, Мусинское и другие. На всех месторождениях группа сотрудников Башнефти разработала и испытала методы покрытия труб смолами и эмалью для предотвращения отложения в них парафина. В тесном взаимодействии института с производством были решены такие проблемы, как разработка и применение конструкций испытателей пластов, внедрение уникальных глубинных контрольно-измерительных приборов, совершенствование технологических процессов бурения скважин для увеличения скорости проходки, осуществление проектов на разработку крупных месторождений Башкирии. Проделана совместная тотальная работа по совершенствованию методов интенсификации добычи нефти. Взаимосвязь института с производством положительно сказалась на развитии нефтяной промышленности в Республике Башкортостан.

Значительный вклад УфНИИ внес в подготовку высококвалифицированных кадров для нефтегазовой отрасли. Взаимосвязь УфНИИ с высшей школой — Уфимским нефтяным университетом (УНИ, ныне УГНТУ) положила начало созданию в 1968 году научной школы «Энергоресурсосберегающие технологии бурения, разработки и эксплуатации месторождений углеводородов» [6].

Образовавшаяся научная школа выдает новые идеи, технологии и одновременно закрепляет их в учебном процессе за будущими специалистами. Научная школа способствует формированию профессиональной непрерывной образовательной деятельности. Появляется необходимость выстраивать систему, направленную на решение актуальных вопросов обучения специалистов.

При взаимодействии научных школ с НИПИ (НИИ) первые аккумулируют в себе научно-практические знания, новые технологии и производственный опыт. Договорное и практическое сотрудничество УГНТУ с НИПИ осуществляется посредствам научной

деятельности студентов. Данное сотрудничество дает возможность использовать накапливаемый научно-исследовательский материал и новые технологические возможности в лабораторных и практических работах.

Развитие научных школ — механизм оптимизации образовательного процесса в высших учебных заведениях. Вклад в образование протекает посредствам научно-теоретических исследований. В процессе обучения основные исследования сосредотачиваются на проблемах, связанных с профессионально-техническим образованием выпускников, подготовкой кадров, повышением квалификационной составляющей работников производства. Работа научных школ ведется по широкому спектру профессиональных направлений:

• разработка методик профессиональной педагогики, которой необходимо владеть для того, чтобы донести доступно материал студенту;

• обеспечение образовательного учреждения учебно-методическим и научно-методическим материалами;

• формирование учебного процесса как системы восприятия научно-технического материала;

• выстраивание методики преподавания дисциплин профильного направления и методики по производственному обучению;

• разработка и внедрение инновационных моделей обучения в систему образовательной сферы, дистанционного образования;

• научные исследования ученых и их последователей способствуют развитию инновационного образования в учебных заведениях. В свою очередь, инновации способствуют решению актуальных производственных проблем;

• усовершенствование ведущих идей научных школ — это неотъемлемая часть стратегического развития всех этапов образовательного процесса.

В дальнейшем стал рассматриваться вопрос о послевузовском образовании специалистов. Началась работа по методологии научного исследования с последующей

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

систематизацией и защитой кандидатских и докторских диссертаций.

Инновации в учебном процессе на кафедрах УГНТУ создали реальную основу для сближения высшего учебного заведения с наукой и производством, а также улучшили ситуацию с распределением студентов на практику и в дальнейшем на работу путем создания на базе предприятий учебно-научно-производственных полигонов и базовых кафедр.

Совместно с базовыми кафедрами при поддержке нефтяных и нефтесервисных компаний «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Башнефть», «Башнефтегеофизика» и других на кафедре «Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений» с третьего курса ведется целевая подготовка бакалавров, инженеров, магистрантов и специалистов высшей квалификации (кандидатов и докторов наук) для этих компаний. Основная цель данного проекта — перенос времени адаптации молодых специалистов с первых трех лет работы в нефтегазовой отрасли на период их обучения на старших курсах УГНТУ

С 2011 г. кафедрой «Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений» при активной поддержке ООО «ЛУКОЙЛ — Западная Сибирь» реализуется комплексная программа вовлечения студентов кафедры 4-го и 5-го курсов в научно-практическую работу и целевой подготовки молодых специалистов для компании «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь». Комплексная подготовка включает в себя:

• детальное изучение геологического строения нефтегазовых месторождений ООО «ЛУКОЙЛ — Западная Сибирь»;

• изучение состояния разработки нефтегазовых месторождений ООО «ЛУКОЙЛ — Западная Сибирь»;

• геологическое и гидродинамическое моделирование продуктивных объектов месторождений ООО «ЛУКОЙЛ — Западная Сибирь» на программных комплексах компаний Roxar и Schlumberger;

• оценка эффективности выработки запасов нефти и разработка рекомендаций,

EcONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY

направленных на повышение извлечения нефти;

• прохождение студентами производственных практик.

Реализация программы проводится непосредственно и на конкретных объектах ООО «ЛУКОЙЛ — Западная Сибирь».

Для организации комплексной подготовки ООО «ЛУКОЙЛ — Западная Сибирь» ежегодно включает в тематический план ГКП НТР по две профилирующие темы.

На сегодняшний день кафедрой «Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений» с непосредственным участием студентов успешно выполнено, защищено при поддержке ООО «ЛУКОЙЛ — Западная Сибирь» шесть проектов. Шестнадцать выпускников, освоивших программу, были трудоустроены в ООО «ЛУКОЙЛ — Западная Сибирь» за период 2011-2014 гг.

В 2014 г. прошли производственную практику в ТПП «Когалымнефтегаз» и «Повх-нефтегаз» 12 студентов 3-го и 4-го курсов.

В настоящее время ведется целевая подготовка студентов выпуска 2018 и 2019 гг.

На кафедре «Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений» созданы и

активно работают четыре базовые кафедры (рисунок 1).

1. Базовая кафедра «Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений» при Обществе с ограниченной ответственностью «Роснефть — Уфимский научно-исследовательский и проектный институт нефти» (ООО «РН-УфаНИПИнефть»). Заведующий базовой кафедрой — Абабков Константин Васильевич, эксперт по геологии ООО «РН-УфаНИПИнефть», кандидат геолого-минералогических наук, доцент.

Об организации: ООО «РН-УфаНИПИ-нефть» является корпоративным научно-исследовательским и проектным институтом компании «Роснефть». НК «Роснефть» — лидер российской нефтяной отрасли и одна из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира. Основными видами деятельности НК «Роснефть» являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также сбыт произведенной продукции. Компания включена в перечень стратегических предприятий России. Ее основным акционером (69,50 % акций) является ОАО «Роснефть», на 100 % принадлежащее государству.

Кафедра «Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений»

Кафедра «Геофизические методы исследования»

Повышение

Кафедра «Бурение нефтяных и газовых скважин»

Нефтегазодобывающие предприятия (Башнефть, Буринтех и др.)

Обмен

информационными технологиями

Обмен

производственно-

техническими

ресурсами

БашНИПИ (Уфимский

научно-исследовательский

Рисунок 1

36 -

Основные направления деятельности ООО «РН-УфаНИПИнефть». Это — один из лучших корпоративных институтов НК «Роснефть». В настоящее время он является многопрофильным предприятием, осуществляющим полный комплекс услуг в области нефтедобычи:

• полный цикл работ по проектированию;

• сопровождение геолого-разведочных работ;

• лабораторные исследования керна, флюидов и технологических жидкостей;

• решение проблем в добыче нефти;

• физико-математические исследования и компьютерные технологии.

2. Базовая кафедра «Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений» при Государственном автономном научном учреждении «Институт нефтегазовых технологий и новых материалов Республики Башкортостан».

Приказ о создании № 208-1 от 31.05.2010 г.

Государственное автономное научное учреждение «Институт нефтегазовых технологий и новых материалов Республики Башкортостан» (ГАНУ ИНТНМ РБ) создан в 2009 г. на базе Центра химической механики нефти АН РБ (ранее НИИнефтеотдача АН РБ).

Заведующий базовой кафедрой — Андреев Вадим Евгеньевич, директор ГАНУ ИНТНМ РБ, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Республики Башкортостан, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан.

Основные направления деятельности:

• исследования и разработки в области нефтегазовых технологий освоения трудно-извлекаемых запасов углеводородного сырья;

• теоретическое обоснование и создание нанотехнологических процессов и новых наноматериалов для различных отраслей промышленности и медицины;

• экологическое обоснование и проектирование технологий освоения полезных ископаемых и восстановления природного ландшафта;

• гидродинамика трубопроводного транспорта;

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

• надежность трубопроводного транспорта газожидкостных смесей.

Технологии увеличения нефтеотдачи, интенсификации добычи нефти и газа, снижения обводненности продукции внедрены на месторождениях Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Пермского края, Самарской области, Прикаспия, Западной и Восточной Сибири, Казахстана, Узбекистана и Вьетнама.

Заказчиками технологий ГАНУ ИНТНМ РБ выступают крупные нефтяные компании России, ближнего и дальнего зарубежья.

3. Базовая кафедра «Нефтегазопро-мысловая геология» при Обществе с ограниченной ответственностью «Башкирский научно-исследовательский и проектный институт нефти» (ООО «БашНИПИнефть»).

Заведующий базовой кафедрой — Мин-каев Виталий Наэлевич, кандидат геолого-минералогических наук, доцент, начальник отдела региональной геологии ООО «БашНИПИнефть».

Об организации: ООО «БашНИПИнефть» — ведущий научно-исследовательский институт отрасли в области поиска и разведки скоплений нефти и газа, технологии разработки нефтяных и газовых месторождений, строительства скважин, технологии добычи нефти, проектирования обустройства нефтяных месторождений. БашНИПИнефть явился прародителем ряда научных учреждений. На базе отделов и лабораторий сложились целые институты: БашНИИНП, ОАО НПФ «Геофизика», ВНИИнефтеотдача (позднее НИИнефтеотдача Академии наук Республики Башкортостан), ВостНИИТБ, ВНИИСПТнефть (ныне ИПТЭР), СПКТБ Нефтегазмаш. БашНИПИнефть успешно сотрудничает с родственными специализированными и территориальными институтами, НИИ различных ведомств, вузами Уфы, Москвы, Тюмени и других городов СНГ.

Основные направления деятельности

Геология и разработка:

• поиск и разведка скоплений нефти и газа;

• подсчет запасов нефти и газа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

EcONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY

• разработка месторождений нефти и газа и повышение нефтеотдачи пластов;

• экономическое обоснование проектной документации.

Проектирование строительства объектов нефтедобычи и градостроения:

• разработка проектно-сметной документации;

• обследование строительных конструкций и фундаментов зданий и сооружений;

• комплексные инженерные изыскания.

Техника и технология строительства

скважин:

• проектирование строительства скважин;

• строительство горизонтальных и многозабойных скважин;

• разработка буровых и тампонажных растворов.

Техника и технология добычи нефти:

• программно-технологический комплекс «Насос»;

• программа автоматизированного расчета оптимальных сроков правки насосных штанг «Цикл»;

• технология одновременно-раздельной закачки (ОРЗ) рабочих агентов в два и три пласта;

• двухплунжерная установка для одновременно-раздельной добычи нефти (ОРД).

4. Базовая кафедра «Геолого-геофизический мониторинг выработки запасов углеводородов при открытом акционерном обществе «Научно-производственная фирма «Геофизика» (ОАО «НПФ «Геофизика»).

Заведующий базовой кафедрой — Умет-баев Виль Гайсович, главный научный сотрудник ОАО «НПФ «Геофизика», доктор технических наук, профессор, Почетный академик РАЕН, заслуженный работник Минтопэнерго РФ, заслуженный деятель науки и техники Республики Башкортостан.

Об организации: ОАО «НПФ «Геофизика» — одно из ведущих научно-производственных предприятий России по созданию и производству специальных и уникальных средств и технологий для геофизических исследований скважин на всех этапах их строительства и эксплуатации.

В настоящее время в состав фирмы входят: научно-исследовательский институт «ВНИИнефтепромгеофизика», завод по производству скважинной геофизической аппаратуры, научно-производственный комплекс по производству наземной геофизической техники, восемь инженерно-производственных центров, сервисный центр, аспирантура, диссертационный совет.

Основные направления деятельности

Деятельность фирмы относится к области высоких технологий и включает создание, производство, поставку и постпродажное сопровождение техники и технологий в следующих областях:

• информационное геофизическое обеспечение бурения вертикальных, наклонных и горизонтальных скважин;

• контроль технического состояния и качества цементирования скважин;

• контроль разработки месторождений геофизическими методами;

• испытание пластов в обсаженных и необсаженных скважинах пластоиспытате-лями на трубах;

• каротажные станции различного назначения, в том числе станции контроля процесса цементирования;

• геолого-технологические исследования, контроль процесса бурения;

• экологический мониторинг нефтегазовых месторождений.

Выводы

1. Впервые построена и описана модель взаимодействия научной школы непрерывного образования УГНТУ с научно-исследовательскими институтами.

2. На основе системного анализа установлена взаимосвязь образовавшихся научных школ с последующей интеграцией научных идей в образовательное пространство с целью подготовки квалифицированных кадров.

3. Составленная инновационная схема взаимодействия базовых кафедр и кафедр УГНТУ показывает реальную основу для сближения высшего учебного заведения с наукой и производством.

Список литературы

1. Башкирской нефти 60 лет: инф.-стат. сб. Уфа: Китап, 1993. 240 с.

2. Теслинов А.Г., Безлепкин В.В., Петров В.Л., Щенников С.А. Обоснование российской концепции непрерывного образования взрослых. М.: Изд. дом МИСиС, 2014. 128 с.

3. Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа, 1996.

4. Лозин Е.В. Вклад ученых БашНИПИ-нефти в развитие нефтедобывающей промышленности Башкортостана. Уфа, 2002. 305 с.

5. Башнефти — 65 лет. Уфа: КИВЦ Баш-нефть, 1997. 270 с.

6. Вклад ученых БашНИПИнефти в развитие нефтедобывающей промышленности Башкортостана. Уфа, 2002. 78 с.

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

References

1. Bashkir oil 60 years: Information-static collection. Ufa: Kitap, 1993. p. 240.

2. Teslinov A.G., Bezlepkin V.V., Pet-rov V.L., Shchennikov S.A. Justification of the Russian concept of continuing adult education. M.: Ed. House MISiS, 2014. 128 p.

3. Bashkortostan. Brief encyclopedia. Ufa,

1996.

4. Lozin E.V. The contribution of Bash-NlPIneft scientists to the development of the oil industry of Bashkortostan. Ufa: UITiS OJSC «ANK BASHNEFT», 2002. 304 c.

5. Bashneft-65let. Ufa: KIVTS Bashneft,

1997. 270 p.

6. Contribution of scientists from Bash-NIPIneft to the development of the oil industry of Bashkortostan. Ufa, 2002. 78 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.