Вестник «Орлеу^-kst
А.К. Жаркенов,
директор КГКП «Костанайский колледж автомобильного транспорта»
Нег1зг1 свздер: Yлгi, тYлек, технологиялыц мэдениет, жу-мылгыштыц, кэЫби 6шм,тшмд1 уэждеме, коммуникативтт мэдениет, зияткерлт дамыту.
Ключевые слова: модель, выпускник - профессионал, технологическая культура, мобильность, профессиональные знания, позитивная мотивация, коммуникативная культура, интеллектуальное развитие.
Keywords: model, graduate -professional, technological culture, mobility, professional knowledge, positive motivation, communicative culture, intellectual development.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА -ПРОФЕССИОНАЛА КОСТАНАЙСКОГО АВТОДОРОЖНОГО КОЛЛЕДЖА
Ацдатпа
Колледждщ жумыс берушшермен езара ка-рым-катынасы жагдайында кэшби кадрларды калыптастыру мэселелершш, езектшт кара-стырылады.Автормен тэжiрибесi колданылуы MYMKiH Yлгiнi к¥растыру бойынша зерттеу талданган. Келтiрiлген талдау жэне мэселеге езiндiк кезкараска байланысты колледж тY-легшш, Yлгiсi аныкталды.
Аннотация
Рассматривается актуальность проблемы формирования профессиональных кадров в условиях взаимодействия колледжа с работодателями. Автором проанализированы исследования по конструированию моделей, опыт которых может быть использован. Исходя из приведённого анализа и собственного взгляда на проблему, определена модель выпускника колледжа - профессионала.
Annotation
The urgency of the problem of the formation of professional staff in the conditions of interaction of the college with employers is considered. The author analyzes the studies on the design of models, the experience of which can be used. Proceeding from the above analysis and own view of the problem, a model of a graduate of a college is defined.
К CD
Формирование общества всеобщего труда, раз- ^
рм
витие наукоёмких и высокотехнологичных про- g изводств, развитие среднего и малого бизнеса t^ определяют востребованность профессиональных g кадров со средним специальным образованием. g
Всё это требует адаптации выпускников коллед- К жа к новым условиям, его мобильности, готовно- w сти к труду в инновационно-индустриальном об- К ществе. к
Следовательно традиционная роль среднего О специального профессионального образования, н как средства пополнения кадров, должна сочетать-
и
ся с пониманием того факта, что среднее специальное образование сегодня является важным ресурсом подготовки конкурентоспособных выпускников - профессионалов.
Реализация задач их подготовки сложная, поэтому мы пришли к выводу, что необходимо сначала определить модель выпускника колледжа - профессионала, используя при этом метод моделирования.
Моделирование - одна из основных категорий теории научного познания. Проблемам моделирования образовательных процессов посвящены работы А.У. Варданяна, Б.С. Гершунского, Т.И. Шамовой, В.А. Штоффа, Е.В. Яковлева и др.
Модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, таблицы, чертежа и т.п., который, будучи аналогичен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта [1].
В.А. Штофф считает, что "модель" - это "мысленно представленная или материально реализованная система, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение даёт нам новую информацию об этом объекте" [2]. Эти положения С.В. Нужнова уточняет следующим образом: ^ • условие отражения и уточнённой
щ аналогии, при котором между моделью и
<С
и оригиналом имеются отношения сходства,
го форма которого явно выражена и точно за-
Й фиксирована;
^ • условие репрезентативности, при ко-^ тором модель в процессе научного познали ния является заместителем изучаемого объ-§ екта,
и • условие экстраполяции, при котором
н
¡3 изучение модели позволяет получить ин-
^ формацию об оригинале [3,с.61]. § С целью определения компонентов мо-
н дели нами изучены:
• формирование учебной мотивации
студентов учреждений среднего профессионального образования технического профиля, где разработана модель исследуемой деятельности, в которой формирование представлено как двусторонний процесс, включающий в себя самостоятельную деятельность студентов по преодолению трудностей кризисных периодов и педагогическое содействие этой деятельности [4];
• теория и практика подготовки к профессиональной мобильности студентов провинциальных ссузов, в которой представлена модель специалиста, обладающего готовностью к профессиональной мобильности, включающая личностный компонент, социальный компонент, профессиональный компонент [3];
• роль профессиональной практики в формировании профессиональной мобильности будущего педагога в исследовании И.К. Прохоровой, где представлена модель профессионального специалиста, которая включает следующие качества личности: активность, адаптивность, открытость, коммуникативность, обучаемость, потребность к самосовершенствованию и саморазвитию, способность к адекватной оценке, способность к конструктивному прогнозированию перспектив [4];
• организационно-педагогические условия учебно-профессионального взаимодействия работников микропредприятия. Они представлены в работе С.В. Комлевой как структурно-функциональная модель, основанная на принципах самоорганизации субъектов, мотивированности на успех, непрерывности и планомерности взаимодействия, комплексности, партнёрских отношениях в профессиональных коммуникациях; включающая в себя взаимосвязанные и взаимозависимые диагностический, проектный, деятельно-продуктивный и результативный компонент [5];
• развитие элементарной экономической компетентности подростков в образовательном процессе в исследовании Н.В. Солодкой, где разработана модель этого
т
процесса, содержащая целевой блок, три этапа развития ЭЭК подростков, содержательный блок, технологический блок, оценочно-результативный блок, результат реализации которой ЭЭК, базирующаяся на основе экономических ценностей, овладении знаниями и умениями ими пользоваться в образовании и в жизни, рационально мыслить и действовать, стремиться к ответственному экономическому поведению [6];
• формирование информационной компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения в исследовании А.А. Арабаджи, где представлена модель на основании системно-деятельностно-го и информационно-компетентностного подходов, которая включает блок учителя: содержательный, организационно-технологический, оценочный компоненты и блок деятельности обучающегося, включающий когнитивный, деятельностный, личностный компоненты; реализуется на основе общедидактических принципов: системности, научности, связи теории с практикой, наглядности, диагностичности; специфических принципов: сознательности информационной деятельности, творческого рационализма, профильной направленности
[7];
• структурная модель формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения в социальном партнёрстве вуза и малых инновационных предприятий, предполагающая создание педагогических условий трансформации учебной деятельности в профессиональную за счёт изменения потребностей и мотивов, целей, действий, поступков, средств, предмета и результатов, которые включают организацию практических занятий непосредственно в малых инновационных предприятиях, нацеленность работы в них на выявление и развитие у студентов личного интереса и мотивации к формированию конкурентоспособности, применение учебных кейс - стади, помогающих анализировать сложившуюся ситуацию и прогнози-
ровать появление новых возможностей, что даёт конкурентные преимущества будущим участникам рыночных отношений, изменение отношения студентов к конкуренции и конкурентоспособности с негативного на позитивное, развитие у студентов умения устанавливать контакт с клиентом, располагать его к себе и создавать в общении с ним доверительные взаимоотношения, в то же время, понимая и принимая всю ответственность, которая лежит на будущем работнике данного предприятия [8,9];
• структурно-функциональная модель формирования лингвокультурной компетентности студентов педвуза, включающая мотивационно - целевой, содержательно-процессуальный и оценочно-результативный блоки, выполняющие каждый соответствующие функции: целепологающую, диагностико-прогностическую, мотивирующую, личностно-образующую, коммуникативно-когнитивную, аксиологическую, диагностико-коррекционную, стабилизационную и рефлексивно-стимулирующу [10];
• управление научно - методической работой как фактор повышения качества подготовки специалистов в средних профессиональных учебных заведениях инновационного типа. Н.В. Типушкова представила управление включением преподавателей в научно - исследовательскую и экспериментальную работу, а также подбор, определение, применение адекватных ^
способов действий, ведущих к достижению щ
<С
позитивных результатов в подготовке ка- и
дров, основными направлениями которого ^
являются повышение профессиональной Й
компетентности преподавателей; разработ- ^
ка и корректировка содержания образова- ^
ния с учётом региональных условий про- §
О
изводственной деятельности выпускников м
X
колледжа, совершенствование аналитиче- и
н
ской деятельности преподавателей, разра- ^ ботка и внедрение педагогических техно- ^ логий на основе полученного теоретико о - экспериментального материала [11].
В нашем исследовании мы учли мне-
ние Е. Лобановой, что революционное признание человеческого фактора самым важным из всех ресурсов общества объективно выдвигает проблему выявления всех человеческих способностей и возможностей как движущую силу и высшую цель общественного прогресса. В этих условиях образование выступает как высочайшая ценность для обучающегося, должно предоставлять ему возможности включения в процессы самопознания, саморазвития, самостроительства, вводить его в мир общечеловеческой культуры, познания целостной картины мира. Для чего содержание образования должно включить всё богатство общечеловеческого знания так, чтобы будучи правильно выстроенным, оно привело к утверждению, что материальное
благосостояние не единственный критерий счастья и удовлетворённости от профессиональной деятельности [12, с.126].
Проведённый нами анализ и собственный взгляд на проблему формирования выпускника колледжа - профессионала в процессе взаимодействия колледжа с работодателями позволил нам определить модель, состоящую из компонентов - качеств, характеризующих выпускника колледжа: когнитивного, профессионально - адаптивного, мобилизационно - мотивационного, социального. На наш взгляд, исходя из анализа различных точек зрения на трактование понятий "технологическая культура", "мобильность" и "интеллектуальное развитие", рассмотренных нами в процессе исследования проблемы, представляется
знания професс ионал ьных предметов
X
<с т о
го £
РЧ
О *
1-4
о ч о
X X ш Е-
к *
к
рц
о
ш Е-
Вестник «Орлеу^-kst
возможным определить составляющие (характеристики) этих компонентов:
• когнитивный компонент характеризуют знания общеобразовательных предметов, профессиональных предметов, современных инновационных процессов;
• составляющими профессионально-адаптивного компонента являются практическая деятельность, правовая культура, бережное отношение к материальным ресурсам;
• мобилизационно-мотивационный компонент характеризуют: мобильность, умения нестандартно решать задачи, устойчивая позитивная мотивация;
• составляющими социального компонента являются: коммуникативная культура, нравственная позиция, приверженность здоровому образу жизни.
Модель, представленная выше на рисунке, на наш взгляд, позволит сконструировать оптимальную структурно-функциональную систему формирования профессиональных кадров во взаимодействии с будущими работодателями, определить критерии и индикаторы результативности опытно-экспериментальной работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике [Текст]/Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2005. - 448с.
2. Штофф В..А. [Электронный ресурс] http://platona.net/load/knigi_po_ filosofii/ А^оП] a_nauki_tekhniki/shtoff_v_a_ modelirovanie_i_filosofija/30-1-0-2949
3. Нужнова, С.В. Теория и практика к профессиональной мобильности студентов профессиональных вузов [Текст]/С.В. Нужнова. Монография. - Челябинск: издательство "Фрегат", 2006. - 227с.
4. Прохорова, И.К. Роль педагогической практики в формировании профессиональной мобильности будущего педагога [Текст]: автореф. канд. пед. наук. /И.К.
Прохорова. - Тюмень. - 2012. -26с.
5. Комлева, С.В. Организационно -педагогические условия учебно-профессионального взаимодействия работников микропредприятия [Текст]:автореф. канд. пед. наук. /С.В. Комлева. - Екатеринбург. -2014. - 30с.
6. Солодкова, Н.В. Развитие элементарной экономической компетентности подростков в образовательном процессе [Текст]: автореф. канд. пед. наук. /С.В. Солодкова. - Тюмень. - 2012. -27с.
7. Арабаджи, А.А. Формирование информационной компетенции старшеклассников в условиях профильного обучения [Текст]: автореф. канд.пед. наук. /А.А. Арабаджи. - Челябинск. - 2012. - 2012. - 26с.
8. Валежанина, Т.В. Формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения в социальном партнёрстве вуза и малых инновационных предприятий [Текст]: автореф. канд. пед. наук. /Т.В. Валежанина. - Екатеринбург. - 2014. - 24с.
9. Ведута, О.В. Формирование учебной мотивации студентов учреждений среднего профессионального образования технического профиля [Текст]: автореф. канд. пед наук. 13.00.01/0.В. Ведута. - Тюмень. - 2011. - 25с.
10. Подгорбунских, А.А. Формирование лингвокультурной компетентности студентов педагогического вуза [Текст]: автореф. канд. пед. наук. /А.А. Подгорбунских. - Че- К лябинск. - 2012. - 26с. <
11. Типушкова, Н.В. Управление научно О
- методической работой как фактор повы- öS шения качества подготовки специалистов О в средних профессиональных учебных s заведениях инновационного типа [Текст]: О автореф. канд. пед. наук/Н.В. Типушкова. О
- Челябинск. 2004. - 21с. X
w
12. Лобанова, Е. Основной приоритет ^
в реформировании современного образо- t*
вания [Текст]/Е. Лобанова //Педагогика. Рч
2014. - №8. - С.125 - 126. w
н