Научная статья на тему 'Модель управления запасами для повышения эффективности деятельности предприятия розничной торговли'

Модель управления запасами для повышения эффективности деятельности предприятия розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2025
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ VEN-АНАЛИЗ / FMR-АНАЛИЗ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / LOGISTICS / INVENTORY MANAGEMENT MODEL VEN ANALYSIS / FMR ANALYSIS / PERFORMANCE EFFICIENCY RETAIL TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тедеев Константин Сергеевич, Протасова Людмила Геннадьевна

На основе анализа современных методик управления запасами авторами предлагается комплексная методика управления запасами, включающая VEN-анализ, FMR-анализ и правило Зσ. Показано, что использование VENи FMR-анализа позволяет разделить запасы на группы в зависимости от цены и оборачиваемости товара и предложить конкретные меры по управлению запасами разных групп, что даст возможность оптимизировать логистические издержки и повысить эффективность деятельности предприятия. Методика апробирована на предприятии розничной торговли книжной продукцией. Предложено проводить анализ запасов предприятия с использованием данных отчетов о продажах и остатках товара на складе и в торговых отделах. Показано, что, применяя на практике предложенную методику, можно решить ряд проблем, присущих предприятиям розничной торговли, например, снизить затраты на управление запасами; уменьшить риски, связанные с ошибками в прогнозе продаж; обеспечить ритмичность поставок и повысить эффективность работы предприятия розничной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тедеев Константин Сергеевич, Протасова Людмила Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Inventory Management Model for Enhancing the Performance of Retail Companies

Having analysed the current methods of inventory management, the authors develop an integrated inventory management method incorporating the VEN analysis, the FMR analysis and the three sigma rule. We argue that the use of the VEN and FRM analysis allows categorizing stocks according to the price and inventory turnover and suggesting specific measures for managing various inventory groups, which can help to optimise logistic costs and enhance the performance of business entities. We test out the provided methodology using the case of a book retailer and propose to analyse the inventory of an enterprise by addressing the data from sales reports and balances of goods in stock and trade departments. Using the proposed method can solve a number of problems inherent in retailers: reduce the cost of inventory management, diminish the risk of errors in the sales forecast, ensure regular deliveries and increase retailers performance.

Текст научной работы на тему «Модель управления запасами для повышения эффективности деятельности предприятия розничной торговли»

Модель управления запасами

для повышения эффективности деятельности

предприятия розничной торговли

Аннотация

На основе анализа современных методик управления запасами авторами предлагается комплексная методика управления запасами, включающая VEN-анализ, FMR-анализ и правило За. Показано, что использование VEN- и FMR-анализа позволяет разделить запасы на группы в зависимости от цены и оборачиваемости товара и предложить конкретные меры по управлению запасами разных групп, что даст возможность оптимизировать логистические издержки и повысить эффективность деятельности предприятия. Методика апробирована на предприятии розничной торговли книжной продукцией. Предложено проводить анализ запасов предприятия с использованием данных отчетов о продажах и остатках товара на складе и в торговых отделах. Показано, что, применяя на практике предложенную методику, можно решить ряд проблем, присущих предприятиям розничной торговли, например, снизить затраты на управление запасами; уменьшить риски, связанные с ошибками в прогнозе продаж; обеспечить ритмичность поставок и повысить эффективность работы предприятия розничной торговли.

г» и о сч

Sr

со

ltl

^ ТЕДЕЕВ Константин Сергеевич

Генеральный директор

ООО «АКР»

620075, РФ, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 15 Тел.: (343) 219-27-00 E-mail: [email protected]

( I

tl

^ ПРОТАСОВА Людмила Геннадьевна

Доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой управления качеством

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Тел.: (343) 221-27-82 E-mail: [email protected]

Ключевые слова

ЛОГИСТИКА

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ

VEN-АНАЛИЗ

FMR-АНАЛИЗ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

JEL classification

F14, F17, D12

ВВЕДЕНИЕ

Главной проблемой в области управления запасами предприятий розничной торговли, является поиск оптимальной модели, позволяющей минимизировать затраты, связанные с содержанием запасов, и тем самым увеличить прибыль предприятия.

Минимизация затрат, связанных с управлением запасами (если не брать в рассмотрение складские и транспортные затраты, оптимизируемые, например, при помощи формулы Уилсона1), достигается преимущественно за счет снижения объема складских запасов. Максимизация же прибыли предприятия розничной торговли возможна только при условии предложения покупателям оптимального ассортимента товаров в достаточном количестве. Иначе говоря, задача руководства розничного торгового предприятия заключается в обеспечении таких условий, при которых любой покупатель мог бы с высокой вероятностью найти интересующий его товар в нужное время.

Целью настоящей работы является поиск оптимальной модели управления запасами для предприятий розничной торговли, позволяющей повысить эффективность деятельности за счет снижения объема складских запасов при сохранении удовлетворенности покупателей ассортиментом товаров.

1 Блинкин М.Я. Развитие транспортной инфраструктуры // V Межрегиональный экономический форум «Самарская инициатива: кластерная политика - основа инновационного развития национальной экономики». URL: http://strategy2020.rian. ru/g19/.

Задачи исследования: проанализировать роль запасов в деятельности организаций, влияние инвестиций в запасы на удовлетворенность потребителей, особенности управления запасами в розничной торговле, разработать методику управления запасами для предприятий розничной торговли с широким ассортиментом товаров и слабо прогнозируемым спросом для повышения эффективности их деятельности.

СОСТОЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

По данным исследований Г. А. Агар-кова, А. Е. Судаковой состояние потребительского рынка непродовольственных товаров можно оценить как среднее (нормализованные оценки в 2000 г. 1,441 отн. ед., в 2014 г. - 1,014 отн. ед.) [1]. Авторы отмечают необходимость реформирования регулирования потребительского сектора прежде всего в части приоритетов его развития. Что касается розничной торговли, то она в основном представлена в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП). Д. Е. Толмачев, Е. А. Ульянова, Л. М. Плинер определили основные факторы, препятствующие развитию МСП в Свердловской области [16]. По мнению респондентов, в первую очередь это административные барьеры (40,5% от числа ответивших) и неэффективное налоговое администрирование (33,1%), тем не менее 31,1% опрошенных назвали условия для развития бизнеса в области хорошими.

The Inventory Management Model for Enhancing the Performance of Retail Companies

■o a

H

a m a

Abstract

Having analysed the current methods of inventory management, the authors develop an integrated inventory management method incorporating the VEN analysis, the FMR analysis and the three sigma rule. We argue that the use of the VEN and FRM analysis allows categorizing stocks according to the price and inventory turnover and suggesting specific measures for managing various inventory groups, which can help to optimise logistic costs and enhance the performance of business entities. We test out the provided methodology using the case of a book retailer and propose to analyse the inventory of an enterprise by addressing the data from sales reports and balances of goods in stock and trade departments. Using the proposed method can solve a number of problems inherent in retailers: reduce the cost of inventory management, diminish the risk of errors in the sales forecast, ensure regular deliveries and increase retailers performance.

► Konstantin S. TEDEEV

General Director

OOO "AKR"

620075, RF, Yekaterinburg, Pervomayskaya St., 15 Phone: (343) 219-27-00 E-mail: [email protected]

Проанализируем текущую ситуацию в области управления запасами предприятий розничной торговли.

Увеличение инвестиций в запасы на 1% может привести к повышению уровня обслуживания на 2% и даже более. Однако для достижения высокого уровня обслуживания требуются непропорционально большие затраты. Например, повышение уровня обслуживания с 98 до 99% может обусловить необходимость увеличения инвестиций в запасы в десятки раз.

Оказывают влияние и внешние факторы. Например, продажи какого-либо книжного издания в магазине могут вырасти в десятки и даже сотни раз в случае экранизации произведения или проведения в магазине автограф-сессии писателя.

Существует выраженная корреляция между уровнем обслуживания потреби-

7GG 1

i 6GG-

е ч

3 5GG-

ш 4GG-

3GG -

у 2GG-

1GG i

75 80 85 90 95 100

Уровень обслуживания потребителей, %

Зависимость между инвестициями в запасы и уровнем обслуживания потребителей [15]

телей (проявляющимся в вероятности нахождения каждым потребителем необходимого товара) и объемом инвестиций в запасы. С учетом конъюнктурных факторов данная корреляция может усиливаться или ослабляться, а график зависимости указанных факторов может изменять свою конфигурацию.

На рисунке представлен график зависимости между инвестициями в запасы и уровнем обслуживания потребителей.

Как видно из рисунка, добиться среднего уровня обслуживания потребителей можно и при относительно невысоких затратах.

В настоящее время управление запасами остается актуальной задачей для большинства предприятий розничной торговли [5; 6; 9; 11].

О. С. Грязнова рассматривает размер запаса как индикатор эффективности деятельности организации [3]. Показано, что компании, активно применяющие различные логистические технологии, все чаще и чаще изыскивают возможности повышения общей эффективности. В. Ф. Мачуль-ский отмечает, что вести торговую деятельность, не имея запасов, практически невозможно [8]. Однако запасы -это исключенные из оборота денежные средства, которых всегда катастрофически не хватает. Поэтому возникает необходимость формирования и поддержания оптимального количества запасов.

Lyudmila G. PROTASOVA

Dr. Sc. (Engineering), Professor, Head of Quality Management Dept.

Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 Phone: (343) 221-27-82 E-mail: [email protected]

Keywords

LOGISTICS

INVENTORY MANAGEMENT MODEL VEN ANALYSIS FMR ANALYSIS PERFORMANCE EFFICIENCY RETAIL TRADE

JEL classification

F14, F17, D12

G

г

5 Если на предприятии не работает систе-8 ма складского учета в режиме реального § времени (онлайн), лучше вообще не при-

2 ступать к созданию системы управления и запасами, поскольку такие попытки при-ш ведут только к потере денег и времени.

3 С. Кюнт, В. Зибен отмечают, что в торговле особенно важным является взаимодействие сотрудников разных подразделений, поскольку на основе плана сбыта создается план снабжения продукцией [7]. Именно менеджер по сбыту должен дать ответы на целый ряд вопросов: насколько необходимо поддерживать запасы по всем ассортиментным группам, какие товары необходимы покупателям немедленно, а какие они готовы ожидать (под заказ), не приведет ли расширение ассортимента к образованию неликвидов из новых или уже имеющихся товаров?

В сфере розничной торговли решить поставленную задачу непросто [9]. Это связано с тем, что спрос потребителей на рынке В2С очень сложно спрогнозировать. Запасы здесь выполняют функцию демпфера, сглаживающего колебания спроса и стабилизирующего работу предприятия.

Проблема управления запасами в данном случае заключается в том, что, с одной стороны, постоянное наличие большого запаса продукции может привести к затовариванию склада магазина, а с другой - снижение объема запасов может вызвать негативную реакцию покупателей, связанную с невозможностью удовлетворения их спроса. Спрогнозировать подобные скачки продаж на рынке В2С достаточно сложно, поэтому и планировать объемы запасов крайне затруднительно. Наиболее популярные модели управления запасами представлены в работе В. А. Саковича [14].

Нобелевский лауреат Кеннет Эрроу в начале ХХ века выделил три основные причины образования запасов [2]:

• необходимость совершения торговых операций;

• предосторожность;

• спекуляция.

М. Оллендорф утверждает: «Пытаясь объяснить необходимость наличия запасов и показать их роль в работе торгового предприятия, даже при поверхностном исследовании, приходим к единственному выводу, который полностью подтверждается и при более тщательном анализе: запасы обеспечивают получение прибыли» [10].

Считаем, что, основное предназначение запасов - это бесперебойная работа

предприятия, качественное обслуживание потребителей с целью обеспечения рентабельности. Также отмечаем, что к основным средствам снижения издержек предприятия розничной торговли и повышения качества обслуживания потребителей относится эффективное управление запасами [13]. Особенно это актуально для крупных предприятий розничной торговли, обладающих значительными запасами товаров. Грамотное управление запасами способно сократить большую часть затрат предприятия розничной торговли, связанную с закупкой и хранением запасов. Помимо очевидного влияния снижения издержек на увеличение прибыли и повышение конкурентоспособности предприятия розничной торговли, управление запасами также опосредованно способствует увеличению объемов продаж через улучшение качества обслуживания потребителей, одним из значимых факторов которого является предоставление широкого ассортимента продукции. Таким образом, одной из важнейших задач управления запасами предприятий розничной торговли является оптимизации издержек и поддержание высокого уровня обслуживания потребителей. Предложены логистические методы повышения конкурентоспособности предприятий розничной торговли, в частности, своевременное пополнение запасов; формирование оптимального ассортимента и оптимизация количества позиций товаров; внедрение концепции управления категориями товаров (category management); эффективное продвижение (efficient promotion); постоянное наличие в ассортименте новых товаров и сохранение положительного имиджа предприятия розничной торговли.

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Решением данной задачи может быть деление запасов на определенные группы и выработка стратегии управления для каждой из этих групп. Известный ученый, занимающийся проблемой управления запасами, Дж. Шрайбфедер предлагает делить запасы на группы исходя из их рентабельности [17]:

• рентабельный запас - обеспечивающий положительную рентабельность вложений;

• нерентабельный запас - не обеспечивающий рентабельности вложений, но способствующий прочим прибыльным продажам;

• никчемный запас - не обеспечивающий рентабельности вложений и не способствующий прочим прибыльным продажам.

Данный подход заслуживает внимания, однако поддержание в ассортименте стабильно нерентабельных, но важных для потребления товаров, являющихся «визитной карточкой» предприятия, реализуется в конкретной маркетинговой стратегии. Эта классификация не во всех случаях описывает реальное положение дел и на позволяет выработать конкретные рекомендации по управлению запасами.

Следовательно, необходима более универсальная модель. В качестве платформы для построения такой модели предлагается рассмотреть классификацию, применяемую в медицине (VEN-анализ) [12]. Данная классификация предполагает деление лекарственных препаратов на три группы1:

• жизненно важные (Vital) - для спасения и поддержания жизни;

• необходимые (Essential) - для лечения менее опасных, но серьезных заболеваний;

• второстепенные (Non-essential) -для лечения «легких» заболеваний.

Очевидно, что данную классификацию можно использовать при управлении запасами, однако критерии решения могут различаться в зависимости от особенностей торгового предприятия. В частности, для предприятий торговли, использующих фиксированную наценку на продукцию, критерий можно связать с отпускной ценой:

• V (Vital, жизненно важные) - наиболее дорогие товары (5%);

• E (Essential, необходимые) - средние по цене (15%);

• N (Non-essential, второстепенные) -дешевые (80%).

Согласно АВС-анализу критерием классификации выступает оборачиваемость товаров, а оптимальный размер запасов каждого наименования товара определяется с учетом следующих общих принципов [4]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• для товаров высокого спроса (группа А) - включение максимального страхового запаса для покрытия любых скачков спроса;

• для товаров постоянного спроса (группа В) - включение умеренного страхового запаса;

1 Прикладной ABC-анализ (FMR-анализ и VEN-анализ). URL: ИНрУЛ^ва^.ш^ОЮ/Шприкладной-abc-анализ-fmr-анализ-и-ven-анализ/.

Таблица 1 - VEN-FMR-анализ запасов предприятия розничной торговли

Оборачиваемость

F M R

Высокая Средняя Низкая

Отпускная цена, р. V Высокая VF VM VR

E Средняя EF EM ER

N Низкая NF NM NR

Таблица 2 - Авторская модель VEN-FMR-анализа

Оборачиваемость

I F M R

< 1 недели > 1 недели > 2 недель > 1 месяца

Отпускная цена, р. V >1000 VI VF VM VR

E >500 EI EF EM ER

N >200 NI NF NM NR

O <200 OI OF OM OR

• для товаров нерегулярного спроса (группа С) - включение низкого или нулевого страхового запаса.

Подобный подход схож с FMR-анализом1, при котором запасы делятся на группы по частоте обращения [12]:

• категория F (Fast, быстрые) - наиболее часто запрашиваемые товары (80% общего количества);

• категория M (Medium, средние) - менее часто запрашиваемые товары (15% обращений);

• категория R (Rare, редкие) - редко запрашиваемая продукция (5%).

Считаем, что применительно к розничной торговле, рассмотренные выше подходы нуждаются в некотором усовершенствовании.

Во-первых, можно отметить тот факт, что для большинства предприятий розничной торговли разделение всей совокупности товаров на группы по одному признаку представляется недостаточным, это связано с многономенклатурными запасами большинства торговых компаний. Так, в книжной торговле в одну и ту же товарную группу могут войти и дорогие подарочные издания ценой свыше 10 000 р., и брошюры по цене ниже 50 р., при условии относительно равного спроса на них.

С точки зрения удовлетворенности потребителей отсутствие какого-либо издания, отнесенного к той или иной группе согласно FMR-анализу, будет иметь одинаково негативный эффект, связанный с ухудшением имиджа магазина.

Во-вторых, при относительно равных затратах на транспортировку и хране-

1 Прикладной ABC-анализ (FMR-анализ и VEN-анализ).

ние прибыль, получаемая от продажи изданий разных ценовых категорий, существенно различается. Например, прибыль от продажи дорогостоящих изданий может окупить длительное пребывание подобных товаров на складе, чего нельзя сказать о недорогих книгах и брошюрах.

В-третьих, очевидно, что упущенная прибыль, связанная с отсутствием дорогих книг в продаже, будет значительно выше соответствующего показателя для недорогих изданий. Следовательно, товары равного спроса, но разной ценовой категории не равнозначны для предприятия книжной торговли, поэтому использование однофакторных моделей в управлении запасами розничных предприятий торговли, реализующих широкий ассортимент товаров, не имеет практического смысла.

В данной работе предлагается объединить VEN- и FMR-анализ. В качестве первого критерия «значимости товара» при одинаковой торговой наценке будет выступать отпускная цена товара, а второго критерия - оборачиваемость товара.

Например, применительно к книжной торговле возможно деление товарных запасов на следующие группы (табл. 1).

Проблемой, препятствующей внедрению данной модели VEN-FMR-анализа на практике, может стать отсутствие объективных данных о количестве запасов разных групп товаров. Поэтому необходимо наладить учет и контроль запасов на основе ABC-анализа:

• частый контроль запасов товаров группы А;

• периодический контроль запасов P товаров группы В; g

• выборочный контроль запасов то- N варов группы С. S

Кроме того, оптимизации запасов j разных групп товаров может помочь ^ правило «трех сигм» [5]. Допустим, что A вероятность удовлетворенности потре- R бителя подчиняется нормальному зако- z ну распределения. Используя правило 6 «трех сигм», можем определить границы -2 вероятности нахождения нужной кни- g ги потребителем: ниже 68,3%; от 68,3 до ^ 95,4%; от 95,4 до 99,7%.

С учетом правила «трех сигм» и VEN-FMR-анализа можно выделить дополнительные группы товаров по оборачиваемости и отпускной цене.

Считая, что деление на 9 групп товаров согласно критериям VEN- и FMR-анализа в розничной книготорговле недостаточно из-за широкого ассортимента (в крупных книжных магазинах он может исчисляться сотнями тысяч наименований и по широкой ценовой категории), предлагаем дополнить VEN-анализ по отпускной цене группой O (optional, необязательные), куда отнесем товары низкой ценовой категории (к изданиям стоимостью ниже 200 р., как правило, относятся: художественная литература в мягкой обложке, брошюры, детские книги, альбомы, раскраски). В группу N включить товары с ценой от 200 до 500 р. (художественная литература в твердой обложке, научная, отечественная деловая литература); в группу Е - от 500 до 1 000 р. (зарубежная деловая литература, словари, энциклопедии, книги высокого качества оформления); в группу V - более 1 000 р. (дорогие художественные альбомы, книги с дорогим оформлением - с использованием кожи, драгоценных камней, металла).

А также дополнить FMR-анализ по оборачиваемости товаров группой I (Instant - быстрый, моментальный). Согласно нашим исследованиям, оптимальная оборачиваемость товаров в розничной книжной торговле следующая: I - менее одной недели (новинки, бестселлеры); F - более одной недели (книги, пользующиеся устойчивым спросом); M - более двух недель (редкие, специфические, узкоспециализированные издания); R - более месяца (непопулярные наименования).

Таким образом, предлагаемая модель управления запасами на основе VEN-FMR-анализа с учетом метода «трех сигм» будет выглядеть следующим образом (табл. 2).

г

Таблица 3 - Оборачиваемость продукции ООО «Дом книги» в относительных показателях

Цена, р. Оборачиваемость

< 1недели > 1 недели > 2 недель > 1 месяца Всего

>1000 0,02 0,14 0,76 3,05 3,97

>500 0,19 1,98 0,86 12,18 15,21

>200 0,44 0,91 8,71 22,52 32,58

<200 4,56 7,17 3,14 33,37 48,24

Всего 5,21 10,2 13,47 71,12 100

ш х ш

Е

К первой группе отнесем наиболее выгодные с коммерческой точки зрения товары подгрупп VI, Е1 и УР. Считаем, что следует поддерживать постоянный запас товаров этой группы на уровне среднего расхода за интервал между поставками плюс 3 стандартных отклонения от среднего объема продаж. Разница в вероятности нахождения нужного товара на полках для первой и второй группы несущественна (99,7 и 95,4% соответственно), однако для поддержания запасов на таком уровне предприятию придется инвестировать значительные средства. Поэтому целесообразно ограничиться тремя наиболее прибыльными подгруппами.

Ко второй группе отнесем товары подгрупп N1, ЕР и УМ. Считаем необходимым поддержание постоянного запаса этих товаров на уровне среднего расхода за интервал между поставками плюс 2 стандартных отклонения от среднего объема продаж. Как уже отмечалось, поддержание запасов в размере 2о позволит сохранить уровень обслуживания потребителей от 68,3 до 95,4%, при этом можно обойтись меньшим объемом запасов.

Третья группа является самой многочисленной - в нее входят подгруппы 01,

ЕМ и УР. Следует поддерживать постоянный запас этих товаров на уровне среднего расхода за интервал между поставками плюс 1 стандартное отклонение от среднего объема продаж.

В четвертую группу включены подгруппы 0Р, NM и ЕР. На наш взгляд, поддерживать запасы данных групп достаточно на уровне среднего расхода за интервал между поставками. Если продажи некоторых товаров, отнесенных к данной группе, вырастут за последующие периоды, они автоматически перейдут в высшие группы, где товары закупа-

ются и хранятся в больших количествах. Если же продажи еще сильнее сократятся, их запасы перейдут в низшие группы и будут сокращены.

Пятая группа состоит из подгрупп 0М, NR. Сюда относятся медленно оборачиваемые товары низкой ценовой категории. Предлагаем сокращать запасы данных товаров, доведя их до уровня половины среднего потребления за предыдущие периоды.

Наконец, последняя группа представлена лишь одной подгруппой 0Р. Предлагаем полностью отказаться от закупок товаров, относящихся к этой группе. Если в течение нескольких месяцев данные товары не будут распроданы, необходимо по возможности вернуть их поставщикам (такая практика существует, например, в отношениях издательств и книготорговых предприятий) или списать за свой счет, чтобы освободить место в торговом зале и на складе для новых товаров.

Представленная методика была принята к внедрению в сети книготорговых предприятий ООО «Пресс-Хаус Урал» (торговая марка «Хорошие новости»), а в ООО «Дом книги» была успешно апробирована с получением экономического эффекта.

До внедрения предлагаемой методики управления запасами показатели оборачиваемости на предприятии розничной торговли ООО «Дом книги» выглядели следующим образом (табл. 3)

Как видно из представленных данных, наиболее прибыльная группа VI составляет лишь 0,02% общего объема запасов, остальные четыре наиболее прибыльные группы VI, N1, ЕР и УМ в сумме составляли 3,2% общей совокупности запасов. В то же время запасы товаров с оборачиваемостью более месяца в сум-

ме составляли 71,12% всех запасов предприятия.

После внедрения предлагаемой модели управления запасами анализ продукции ООО «Дом книги» показал, что, к сожалению, большую часть товарных запасов (65,44%) по-прежнему составляет низкооборачиваемая группа товаров. Однако если до внедрения модели она составляла почти три четверти всех запасов, то теперь ее доля снизилась до двух третей. Удельный вес наиболее высоко-оборачиваемой группы товаров вырос в полтора раза по сравнению с предыдущим периодом. Это обеспечило рост экономической эффективности предприятия, удовлетворенность покупателей осталась на том же уровне.

Произошли изменения в структуре запасов по отпускной цене. Так, выросла доля дорогостоящих товаров за счет снижения доли недорогих невостребованных книг и брошюр.

За исследуемый период произошел значительный прирост прибыли на предприятии розничной торговли книгами: за 12 месяцев - до 62%. Чистый экономический эффект составил 4 848 937 р.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, разработанная методика позволила подразделить запасы книг предприятия розничной торговли на шесть групп и предложить стратегию по управлению запасами каждой из них, в частности, поддерживать размер запасов товаров первых четырех групп на уровне среднего потребления за предыдущие периоды, сокращать запасы товаров пятой группы и отказаться от запасов шестой группы. Данная стратегия привела к изменению структуры запасов, а именно, к сокращению доли низкообо-рачиваемых товаров.

Апробация предложенной нами методики позволила оптимизировать запасы, повысить эффективность деятельности предприятия, дала существенный экономический эффект при сохранении удовлетворенности потребителей и конкурентоспособности предприятия. Вклад в экономическую эффективность от внедрения предложенной методики управления запасами можно оценить на уровне 20-40%, что составило от 969 787,4 до 1 939 574,8 р. ■

Библиографическая ссылка: Тедеев К.С., Протасова Л.Г. Модель управления запасами для повышения эффективности деятельности предприятия розничной торговли // Управленец. 2017. № 5(69). С. 98-103.

For citation: Tedeev K.S., Protasova L.G. The Inventory Management Model for Enhancing the Performance of Retail Companies. Upravlenets - The Manager, 2017, no. 5(69), pp. 98-103.

Источники

1. Агарков Г.А., Судакова А.Е. Потребительский сектор России: методология оценки // Экономика региона. 2015. № 4. С. 238-248.

2. Букан Дж., Кенигсберг Э. Научное управление запасами. М.: Наука, 1967.

3. Грязнова О.С. Интегрированные логистические технологии поддержки производства в цепях поставок // Логистика сегодня. 2008. № 06(30). С. 336-344.

4. Гусев С. АВС-анализ в логистике: направления развития // Логистика. 2014. № 3. С. 18-19.

5. Дашков А.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. М.: Дашков и Ко, 2012.

6. Карпенко В. Управление товарным запасом компании в условиях меняющегося рынка // Логистика. 2014. № 5. С. 34-37.

7. Кюнт С., Зибен В. Влияние распределения спроса на реализацию политики управления запасами // Логистика сегодня. 2014. № 55. С. 23-27.

8. Мачульский В.Ф. Как построить систему управления запасами // Логистика сегодня. 2016. № 03(75). С. 176-185.

9. Морозов О.Б. Основы логистической теории в практике успешного ведения современного бизнеса. URL: www.apmath.spbu.ru/ru/ staff/morozov/lection10.pdf.

10. Оллендорф М. Книжная торговля: Управление запасами: пер. с англ. М.: Библион, 2005.

11. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли. М.: КноРус, 2013.

12. Прикладной ABC-анализ (FMR-анализ и VEN-анализ). URL: http://fsecrets.ru/2010/12/прикладной-abc-анализ-fmr-анализ-и-ven-анализ/

13. Протасова Л.Г., Тедеев К.С. Теоретические и методологические вопросы управления запасами логистической системы в розничной торговле // Концептуальные и методологические проблемы логистики. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2016.

14. Сакович В.А. Модели управления запасами. Минск: Наука и техника, 1986.

15. Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2005.

16. Толмачев Д.Е., Ульянова Е.А., Плинер Л.М. Развитие малого и среднего бизнеса в регионе: формирование приоритетных направлений на примере Свердловской области // Экономика региона. 2015. № 1. С. 115-131.

17. Шрайбфедер Дж. Эффективное управление запасами: пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

References

1. Agarkov G.A., Sudakova A.Ye. Potrebitel'skiy sektor Rossii: me-todologiya otsenki [Russian consumer sector: methodology of evaluation]. Ekonomika regiona - Economy of Region, 2015, no. 4, pp. 238-248.

2. Buchan J., Koenigsberg E. Scientific Inventory Management (Russ. ed.: Bukan Dzh., Kenigsberg E. Nauchnoe upravlenie zapasami. Moscow: Nau-ka Publ., 1967).

3. Gryaznova O.S. Integrirovannye logisticheskie tekhnologii podder-zhki proizvodstva v tsepyakh postavok [Integrated logistics technologies to support production in supply chains]. Logistika segodnya - Logistics Today, 2008, no. 06(30), pp. 336-344.

4. Gusev S. ABC-analiz v logistike: napravleniya razvitiya [ABC-analysis in logistics: directions of development]. Logistika - Logistics, 2014, no. 3, pp. 18-19.

5. Dashkov A.P., Pambukhchiyants V.K. Kommertsiya i tekhnologiya tor-govli [Commerce and technology of trade]. Moscow: Dashkov i Ko Publ., 2012.

6. Karpenko V. Upravlenie tovarnym zapasom kompanii v usloviyakh menyayushchegosya rynka [Managing the stock of the company in a changing market]. Logistika - Logistics, 2014, no. 5, pp. 34-37.

7. Kyunt S., Ziben V. Vliyanie raspredeleniya sprosa na realizatsiyu politiki upravleniya zapasami [Influence of distribution of demand on implementation of the inventory management policy]. Logistika segodnya - Logistics Today, 2014, no. 55, pp. 23-27.

8. Machul'skiy V.F. Kak postroit' sistemu upravleniya zapasami [How to build a system of inventory management]. Logistika segodnya - Logistics Today, 2016, no. 03(75), pp. 176-185.

9. Morozov O.B. Osnovy logisticheskoy teorii v praktike uspeshnogo ve-deniya sovremennogo biznesa [Basics of logistic theory in the practice of successful modern business]. Available at: www.apmath.spbu.ru/ru/staff/ morozov/lection10.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ollendorf M. Knizhnaya torgovlya: Upravlenie zapasami [Book trade: inventory management]. Moscow: Biblion Publ., 2005.

11. Paramonova T.N., Krasyuk I.N. Konkurentosposobnost' predpriyat-iya roznichnoy torgovli [Competitiveness of a retail company]. Moscow: KnoRus Publ., 2013.

12. Prikladnoy ABC-analiz (FMR-analiz i VEN-analiz) [Applied ABC-analysis (FMR-analysis and VEN-analysis)]. Available at: http://fsecrets. ru/2010/12/prikladnoy-abc-analiz-fmr-analiz-i-ven-analiz/

13. Protasova L.G., Tedeev K.S. Teoreticheskie i metodologicheskie vo-prosy upravleniya zapasami logisticheskoy sistemy v roznichnoy torgovle [Theoretical and methodological issues of supply chain management in the retail trade]. In: Kontseptual'nye i metodologicheskie problemy logistiki [Conceptual and methodological problems of logistics]. Yekaterinburg: USUE Publ., 2016.

14. Sakovich V.A. Modeli upravleniya zapasami [Models of inventory management]. Minsk: Nauka i tekhnika Publ., 1986.

15. Stock J., Lambert D. Strategic Logistics Management (Russ. ed.: Stok Dzh.R., Lambert D.M. Strategicheskoe upravlenie logistikoy. Moscow: INFRA-M Publ., 2005).

16. Tolmachev D.Ye., Ul'yanova Ye.A., Pliner L.M. Razvitie malogo i srednego biznesa v regione: formirovanie prioritetnykh napravleniy na primere Sverdlovskoy oblasti [Small and medium-sized business development in regions: establishment of priority directions by the example of Sverdlovsk region]. Ekonomika regiona - Economy of Region, 2015, no. 1, pp. 115-131.

17. Schreibfeder J. Achieving Effective Inventory Management (Russ. ed.: Shraybfeder Dzh. Effektivnoe upravlenie zapasami. 2-e izd. Moscow: Alpina Biznes Buks Publ., 2006).

■o a

u>

z

H

a m a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.