-►
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.1
В.А. Шамахов,
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ИНСТИТУТА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Современное высшее учебное заведение представляет собой сложнейший научно-образовательно-хозяйственный комплекс, управление развитием которого — исключительно нетривиальная задача для любого менеджера.
В специальной литературе достаточно давно дискутируются основные проблемы управления развитием вуза, среди которых хотелось бы отметить следующие:
кризис (признаваемый сегодня практически всеми специалистами — и теоретиками, и практиками) традиционной для отечественной высшей школы модели управления высшим учебным заведением;
качественное изменение форм и методов формирования и развития интеллектуального потенциала и человеческого капитала в современном мире;
разносторонний характер деятельности вуза, в силу чего возникает необходимость разработки алгоритмов управления развитием принципиально различных сфер — научно-исследовательской, образовательной, экспертно-консульта-тивной, административной, хозяйственно-экономической (сюда можно добавить также социальную и социально-ориентированную внеу-чебную сферы деятельности). При этом нужно учитывать, что указанные сферы деятельности различны по содержанию, но находятся в неразрывной взаимосвязи и системном взаимодействии, что на порядок усложняет задачу управления развитием.
Наконец, не будем забывать о том, что, как и любой процесс, процесс развития управляем лишь до определенной степени, причем в от-
ношении вуза это проявляется, на наш взгляд, острее, чем для любой иной организации.
Полноценно раскрыть указанные проблемы управления развитием вуза в формате статьи не представляется возможным. В этой связи обозначим лишь концептуальные основы внедряемой в настоящее время модели управления развитием Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее — Институт).
Первое, с чего мы начали процесс реформирования нашего вуза, — это объединение всех без исключения сотрудников и обучающихся общей идеей, формирование в умах коллег, студентов и слушателей четкого понимания идеологии дальнейшего развития Института.
С этой целью в 2011 году мной как лидером процесса реформирования были обозначены пять ключевых идей (получивших признание как идеология «5М»):
1. Модернизация — внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду.
2. Мобилизация — повышение производительности труда.
3. Мотивация — преодоление сопротивления изменениям.
4. Мировоззрение — придание нового видения целенаправленным, организованным, осмысленным действиям по развитию Института.
5. Материализация — реализация задуманного на условиях постоянного, ежедневного, непрерывного улучшения.
Чтобы коллектив Института двигался в направлении модернизации, повышения качества работы и в целях преодоления информационных шумов, обеспечения транспарентности внутренней среды, которые неизбежно сопровождают любые изменения в организации, мною инициированы три проекта:
1. Лифт инноваций. Любой член коллектива — студент, преподаватель, работник может напрямую обратиться ко мне с инновационными идеями по развитию Института. Каждое предложение я рассматриваю лично. Сегодня в «лифте» более 30 проектов, три из них нашли свое практическое воплощение, еще ряд находится в разработке.
2. Видео-блог. Еще один мощный инструмент прямого взаимодействия директора Института и коллектива. На высшем уровне управления обсуждаются многие проблемы. Не всегда результаты обсуждения и принятые решения корректно доводятся до коллектива. Понимая это, мы создали общественную видео-приемную, где я как руководитель Института довожу до коллектива основные позиции, на основе которых принимаются наиболее важные для деятельности Института решения.
3. Трансляция заседаний Ученого совета в интернете — важный элемент системы открытости, прозрачности принимаемых решений. Это позволяет каждому присутствовать виртуально на заседаниях Ученого совета.
Ключевые составляющие идеологии «5М» находят свое реальное воплощение в основных направлениях сосредоточения усилий руководства Института, которые можно сформулировать так:
1. Управление человеческими ресурсами — поддержка «актуальности» работников и профессорско-преподавательского состава, введение системы материального стимулирования по результатам, стимулирование формирования научных школ и т.п.
Мы исходим из того, что каждый субъект (администрация, сотрудники, преподаватели, студенты), участвующий в жизни Института, становится участником процесса ее планирования. Таким образом, результаты реформирования вуза воспринимаются им как личные, а участие в этом процессе приносит удовлетворение потребностей научно-педагогических, админи-
стративных кадров Института, студенческого сообщества.
2. Фундаментальные и прикладные научные исследования — создание на базе Института Центра превосходства в сфере публичной власти и управления (информационно-консалтинговые центры, научно-техническое сотрудничество, информационно-аналитическое продвижение, создание семи «Think Tanks» центров).
3. Новые образовательные технологии — модернизация структуры учебных программ, совершенствование организации учебного времени, контроль качества образовательных результатов.
4. Интерактивная академическая среда — внедрение современных систем управления и информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду, максимальная открытость процесса принятия решений.
5. Материально-техническая база — создание Санкт-Петербургского кампуса. Внедрение стандарта по разработке систем управления охраной здоровья и безопасностью персонала на базе международного стандарта Occupational Health and Safety Management Systems — OHSAS 18001.
Инструментами формирования среды, отвечающей философии Total Quality Management, для нас стали три международных стандарта.
Всем известный стандарт систем менеджмента качества ISO 9001 -2008, в рамках которого мы уже внедрили проведение внутренних аудитов.
Ведется разработка методик по проведению аудитов второй стороны — потребителей услуг. Результатом данной работы станет не только выстраивание системы управления, адекватной современным управленческим практикам, но и запланированная в 2013 году международная сертификация систем менеджмента качества Института.
Второй стандарт, который мы принимаем к внедрению и поддержанию, — это OHSAS 18001 — стандарт по разработке систем управления охраной здоровья и безопасностью персонала (Occupational Health and Safety Management Systems). Стандарт направлен на комплексный контроль факторов различных рисков, обеспечения безопасного труда работников.
4
Вопросы образования -►
И, наконец, третий стандарт, принятый нами за основу развития, — это стандарты Европейской ассоциации гарантии качества высшего образования (ENQA). Соответствие разработанным ENQA стандартам и директивам внутренней и внешней оценки качества высшего образования общепризнанно рассматривается сегодня как ключевое условие признания вуза на Территории Европейского Высшего Образования (ЕНЕА), объединяющей сегодня 42 государства. Стандарты и директивы ENQA приветствуют разнообразие национальных моделей гарантий качества высшего образования и оптимально соотносятся как с универсальными стандартами серии ISO 9000, так и с моделями делового совершенства EFQM, EQUIS и других.
На основе стандартов и директив ENQA планируется обеспечить максимально широкое, многоуровневое участие студентов в контроле качества образования.
Следует отметить, что традиционно проблему вовлечения студентов в обеспечение качества образовательного процесса рассматривают в контексте взаимодействия администрации вуза и органов студенческого самоуправления. Нам такой подход представляется неоправданно узким. Когда в 2011 году мы начали работу по актуализации системы менеджмента качества нашего вуза, что было вызвано процессами преобразования Северо-Западной академии государственной службы в Северо-Западный институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, мы исходили из принципиального понимания того, что участие студентов в мероприятиях по качеству не должно рассматриваться как нечто внешнее по отношению к учебному процессу, в который вовлечен студент, как некий дополнительный вид общественной работы или нагрузки. Весь комплекс мероприятий по качеству образования, научной и научно-исследовательской деятельности и участие студентов в этих мероприятиях рассматриваются как неотъемлемая часть процесса формирования академической среды и включения студента в указанную среду. На наш взгляд, активисты студенческого самоуправления могут быть лидерами, могут выступать процессорами определенных программ и направлений, но задача обеспечения качества может быть решена
только на условиях активного вовлечения в мероприятия по качеству максимально большого числа студентов.
Таким образом, на наш взгляд, реализация стандартов и директив ENQA предполагает:
участие представительных органов студенческого самоуправления в разработке политики и целей Института в области качества;
создание студенческих комитетов по качеству образования при кафедрах, которые совместно с представительными органами студенческого самоуправления, иными студенческими организациями и сообществами будут осуществлять систематический, независимый и документированный процесс получения достоверных данных о состоянии образовательного процесса в Институте, в том числе относительно уровня преподавания учебных дисциплин, степени учебно-методического, материально-технического, информационного обеспечения учебного процесса, эффективности воспитательной и внеаудиторной работы;
расширение участия студенческих научных обществ, магистрантов и аспирантов в оценке качества научно-исследовательской работы в Институте, доступности и достаточности материально-технических, информационно-библиотечных ресурсов Института для научно-исследовательской деятельности студентов;
проведение конференций с участием студентов и преподавателей Института по вопросам качества образования (конференций по направлениям подготовки, по конкретным учебным дисциплинам, по блокам компетенций и т. д.).
По каждому из указанных международных стандартов мы намерены в течение 2012—2014 годов осуществить необходимый комплекс мероприятий по внедрению, сертификации, поддержанию в рабочем состоянии и улучшению.
В целях оценки эффективности усилий, предпринимаемых Институтом для достижения намеченных целей, мы приступили к разработке внутренних ключевых показателей эффективности, которые включают в себя около ста показателей результативности, качества, эффективности. Ожидаемый результат уже в краткосрочной перспективе — это структурированная система управления, упразднение дублирования в процессах, упорядочение информационных потоков.
Мы рассчитываем, что проводимая нами работа по внедрению системы менеджмента качества, внедрение лучших на сегодняшний день образовательных технологий и практик, применение методик оценки результативности, создание современной информационной среды позволят Северо-Западному институту управления стать полноценным Центром превосходства не только в Северо-Западном федеральном округе, но и заметным игроком на рынке образовательных, научных и консалтинговых услуг на Евразийском пространстве.
Имеются все объективные предпосылки к тому, чтобы к 2020 году Северо-Западный институт управления стал Центром превосходства национального уровня в области социально-экономических наук, обеспечивающим кадрами, исследованиями, проектными и консультативными разработками решение задач инновационного развития и обеспечения глобальной конкурентоспособности России. В числе этих предпосылок следующие:
1. Создание центров компетенций в партнерстве с работодателями (органы государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующими субъектами). Центры компетенций призваны реализовывать следующие функции:
управление базами знаний / компетенций (их ведение, обновление, интеграцию, создание удобных поисковых механизмов);
выявление, формализацию и распространение неявных знаний / компетенций, формирующихся в Институте и у его партнеров;
слежение за новшествами в технологиях, методиках, процессах и появлением новых тенденций;
сбор и описание знаний / компетенций, полученных Институтом при выполнении конкретных проектов;
обеспечение коммуникаций между пользователями и внешними экспертами, которые владеют необходимыми знаниями / компетенциями;
защиту интеллектуальной собственности Института;
обучение новых сотрудников, передачу им накопленного опыта.
Применительно к научно-исследовательской и образовательной деятельности Института это позволит совместно модернизировать об-
разовательные программы, строить целевую подготовку студентов, реализовывать профессиональные магистерские программы, имеющие корпоративную направленность, создавать учебно-производственные площадки и лаборатории. Стратегические партнеры будут участвовать в управлении Институтом через попечительский совет и наблюдательные комитеты по отдельным проблемным областям. Также через Совет по управлению целевым капиталом.
2. Уже сегодня Институт постепенно становится центром взаимодействия власти, бизнеса и общественных институтов через организацию площадок коммуникации, через систему консультационной поддержки и повышения квалификации кадров (порядка 70 % всех государственных и муниципальных служащих Санкт-Петербурга прошли повышение квалификации и переподготовку в стенах Института). Институт создаст инфраструктуру и обеспечит поддержку сетей обмена знаниями и виртуальных сообществ специалистов в области социально-экономических и гуманитарных наук, математики, информатики и их приложений.
3. Институт формирует новые рабочие партнерства с ведущими мировыми университетами (Франция, Германия, Китай, Канада, Турция, СНГ), международными организациями, исследовательскими консорциумами и научными изданиями, зарубежными компаниями и транснациональными корпорациями, в рамках которых будут реализованы программы академических обменов, совместные исследования и совместные образовательные программы (включая дистанционные), совместные сетевые журналы.
4. Ведется работа по созданию системы интернет-порталов по основным областям деятельности Института, через которые все желающие смогут получить бесплатный доступ к ключевым профессиональным и образовательным ресурсам; налажена система регулярного пополнения и рецензирования этих ресурсов, в том числе перевод наиболее значимых материалов на русский язык. Будет организовано сетевое взаимодействие Института с российскими и зарубежными вузами в сфере реализации программ повышения квалификации, созданы условия для стажировки преподавателей и целевой аспирантуры в СЗИ.
4
Вопросы образования -►
В ближайшей перспективе запланировано создание системы общедоступных (имеющих электронные версии) реферируемых двуязычных (русский — английский) журналов по всем направлениям деятельности Института.
5. Сетевой характер деятельности Института будет обеспечиваться развернутой программой поддержки академической мобильности. Не менее 30 % преподавателей и исследователей из СЗИ каждый год будут преподавать и проходить стажировки в университетах-партнерах. В свою очередь Институт будет ежегодно принимать сопоставимое количество зарубежных и отечественных специалистов на стажировку и для преподавания продолжительностью не менее двух недель. Каждый десятый студент Института за время обучения проведет не менее одного семестра в другом, зарубежном университете. В свою очередь СЗИ будет принимать не менее 100 студентов в год на обменные программы.
Ведущую роль в развитии Института будут играть выпускники, которые создадут профессиональную ассоциацию выпускников Института, станут основными поставщиками как баз для организации практики студентов, так и работодателями.
Особо хочу остановится на роли нашего Института в Корпоративном университете, формируемом РАНХиГС.
Мы исходим из того, что каждый филиал в составе РАНХиГС может выступить Центром превосходства в сфере, в которой он наиболее
силен. Корпоративный университет может стать и постоянной дискуссионной площадкой для внутриакадемического конкурентного отбора лучших образовательных программ, технологий, методического обеспечения и иных инструментов, которые обеспечивают высокое качество услуг, оказываемых Президентской академией.
Северо-Западный институт может выступить Центром превосходства в следующих направлениях:
стандарты и регламенты государственных и муниципальных услуг и функций;
оценка качества государственного и муниципального управления;
совершенствование нормативно-правовых, научно-методических основ государственной и муниципальной службы, их кадрового обеспечения;
экспертно-консультационные услуги в области законопроектной и нормотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
организация государственного и муниципального заказа;
РЯ-технологии, в том числе в публично-правовой сфере.
Выбор представленных направлений обусловлен нашим многолетним опытом их разработки в реализации научно-исследовательской, образовательной и консультационной деятельности.
УДК 303.732.4
Е.А. Лифшиц
АНАЛИЗ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ
Основная цель нашей работы — разработка и применение системного подхода к управлению уровнем мотивации учащихся вузов на примере студентов Международного университета природы, общества и человека «Дубна». В статье представлены полученные при реализации этой задачи результаты:
методика расчета мотивационного потенциала как показателя эффективности образовательного процесса и заинтересованности студентов в учебе;
набор факторов, оказывающих наибольшее влияние на мотивационный уровень учащихся;