УДК 338.242.2:656.62.003.13
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ В СУДОХОДНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Плотникова А.И., старший преподаватель кафедры налогообложения и бухгалтерского учета ФГБОУВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected].
В формализованном виде представлен процесс управления налоговыми рисками в судоходной деятельности. Предложен авторский подход к построению экономико-математической модели управления налоговыми рисками с учетом отраслевой специфики и особенностей режимов налогообложения: сформулированы целевая функция и система ограничений, состоящая из двух уровней. Первый уровень - ограничения, отражающие требования нормативно-законодательных документов, второй уровень - внутрифирменные ограничения, характеризующие особенности налогообложения в судоходных компаниях. На каждом уровне выделены количественные и качественные ограничения. Предложенная модель может использоваться в качестве методической базы и как средство оперативного реагирования для любых организаций, осуществляющих судоходную деятельность. Изложенный организационно-методический подход имеет практическое значение в процессе принятия обоснованных решений по корректировке управленческих действий, направленных на снижение и защиту от налоговых рисков в системе риск-менеджмента судоходных компаний.
Ключевые слова: модель управления, налоговый риск, судоходная деятельность, управленческие решения.
MODEL OF MANAGEMENT OF TAX RISKS IN SHIPPING ACTIVITIES
Plotnikova Á., State University of Maritime and Inland Shipping named after Admiral Makarov, Postgraduate senior lecturer of the Department «Taxation and Accounting», Saint-Petersburg, Russia, e-mail: [email protected]
In a formalized form the process of managing of tax risks in shipping activities is presented. An author's approach to the construction of an economic-mathematical model of managing of tax risks is proposed, taking into account the industry specifics and peculiarities of taxation regimes: the objective function and a system of constraints consisting of two levels are formulated. The first level is the restrictions reflecting the requirements of normative and legislative documents, the second level is the intrafirm constraints characterizing the peculiarities of taxation in shipping companies. At each level, quantitative and qualitative limitations are identified. The proposed model can be used as a methodological base and as means of prompt response for any organizations carrying out shipping activities. The above organizational and methodological approach has practical importance in the process of making informed decisions on adjusting management actions aimed at reducing and protecting from tax risks in the risk management system of shipping companies.
Keywords: management model, tax risk, shipping activity, management decisions.
Для принятия эффективных решений в оперативном управлении налоговыми рисками (УНР) в деятельности судоходных компаний важно этот процесс формализовать в виде экономико-математической модели, позволяющей отразить взаимосвязи и закономерности в математической форме.
На основе выполненных исследований по определению сущности, классификации налоговых рисков с учетом отраслевой специфики, которые нашли отражение в ряде научных работ [1-22], автором разработана модель, учитывающая особенности применения различных режимов налогообложения в судоходной деятельности.
При построении модели УНР необходимо учитывать совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих существенное влияние на этот процесс [23-24].
В качестве внешних факторов выступают нормативно-законодательные условия ведения бизнеса, налогообложения, таможенных процедур; уровень цен на топливо, энергетические ресурсы, материалы, запасные части; платежеспособность и режим налогообложения контрагентов; среднеотраслевые расходы на персонал; уровень фрахтовых ставок на транспортные услуги, тарифов на портовые сборы и другие.
Внутрифирменные факторы являются управляемыми параметрами судоходной деятельности: применяемый режим налогообложения, уровень налоговой нагрузки; доходы от реализации транспортных услуг; применяемые тарифы на перевозки и другие работы или услуги, заработная плата работников, налоговые затраты и другие.
В формализованном виде совокупность налоговых рисков можно представить в следующей зависимости:
М{пц, т2 ,пц.. ,ms} т = 1,
M
при
- совокупность мероприятий по управлению налоговыми рисками;
(1)
m
m.
m.
1 - мероприятия по управлению налоговым рискам, связанные с эксплуатацией флота;
2 - мероприятия по управлению налоговым рискам, связанные с коммерческой работой судоходной компании; - мероприятия по управлению налоговым рискам, связанные с расходами на персонал судоходной компании;
т..
- .-ные мероприятия по управлению налоговым рискам. Модель управления налоговыми рисками построена на сопоставлении результатов до и после налоговой оптимизации. В качестве целевой функции целесообразно определить рентабельность деятельности (ЯЧП), как отношение чистой прибыли к полученным доходам, что позволит оценить эффективность реализуемых мероприятий.
Rqn = —> max
(2)
Добщ Др ^ Дг.р (4)
где,
Др ' Двр ' Добщ _ соответственно, доходы от реализации, доходы по внереализационным операциям, доходы общие, руб.; р вр общ _ СООтветственно, расходы от реализации, расходы по внереализационным операциям, расходы общие, руб.;
ДНО
5 - изменение налоговых обязательств при осуществление мероприятий по управлению налоговыми рисками, руб.;
АС В
• - изменение величины страховых взносов при осуществление мероприятий по управлению налоговыми рисками, руб.
Система ограничений экономико-математической модели состоит из двух уровней:
Ограничения 1 уровня - ограничения, основанные на подходах к оценке налоговых рисков налоговыми органами.
Ограничения 2 уровня - внутрифирменные ограничения, основанные на практических подходах к оценке налоговых рисков судоходными компаниями и учитывающие специфические особенности судоходного бизнеса, потребность в услугах компании в разные временные периоды эксплуатации флота.
На каждом уровне ограничения подразделяются на количественные и качественные. Обозначение величин выполнено по мере их применения с сохранением ранее использованных обозначений.
Ограничения 1 уровня - на основании показателей, установленных налоговыми органами для проверки, т.е. формулирование ограничений, позволяющих судоходной компании по формальным признакам не вызвать незапланированные налоговые проверки [24].
1.1. Количественные ограничения:
нн
1.1.1. Фактическая налоговая нагрузка судоходной компании ( факт.) §ольше 11л11 равна среднему уровню налоговой нагрузки по хозяйствующим субъектал/ в судоходной деятельности (ННотраслфнс^
н.
ННфаюп. = ЦЬ'а"' > ННотраслфнс
,%. (5)
где: ^ уплач._ Сумма налогов, уплаченных судоходной компанией, руб.;
1.1.2. Отсутствие убытков в деятельности судоходной компании на протяжении нескольких налоговых периодов (У^).
ХУбп=0
, руб. (6)
где: п - налоговый период.
1.1.3. Доля налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (НДС) в сумме начисленного НДС за год не превышает установленного норматива
НВндс * 100 < а ^Д^нач (7)
где:
ТТТ,
ндс — вычеты по НДС за год, руб.;
МПС
^ пчч - сумма начисленного НДС за год, руб.; а - норматив, устанавливаемый регламентирующим актом [24], в 2017г. - 89%.
1.1.4. Опережающий темп роста доходов над темпом роста расходов от реализации товаров (работ, услуг), учитываемых при исчислении налога на прибыль судоходной компании.
Дфп > РФ„
дА ра
, (8)
где:
^Ф - сумма фактических доходов судоходной компании за налоговый период, руб.; ^ - сумма фактических расходов судоходной компании за налоговый период, руб.
рп рабф ) .
1.1.5. Среднемесячная заработная плата на одного работника судоходной компании ( р Ф ) не ниже ее среднего уровня по во-
ЗП
дному транспорту в соответствующем субъекте РФ ( Р"°»отрас1ре.-.ф у
ЗПрабф > ЗПрабоотраарегф , руб.
1.1.6. Отсутствие значительного отклонения уровня рентабельности (продаж и активов) в деятельности судоходной компании от
уровня рентабельности в сфере транспорта.
Д}>акг.продак = дсят' * 1 00 > Rnpodax„mpacI, * ^Норм.пред01Кп
деят. <10}
R — /о * 1 00 "> 7? * к
факг.акгивов "тТ/Г ñ"«»«»p.o КНорм.предшКа
°Ьа , (11)
<|ыкт.продзк _ показатель рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг судоходной компании за налоговый период, %;
^деят. _ Сумма прибыли от продаж судоходной компании за налоговый период, руб.; Са- - себестоимость транспортных услуг судоходной компании за налоговый период, руб.;
- предельно установленная нормативным актом величина рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг в сфере транспорта, %;
к
- коэффициент приближения к предельно установленному показателю рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг в сфере транспорта;
1 _ ЮО II. , ^ /!
Норм.предшКп — 1 пл
ши , (12)
где: ^У-ченыи Я _ норматив отклонение %. В 2017 году - 10% [24];
факт.активов _ показатель рентабельности активов судоходной компании за налоговый период, %;
и/о _ сумма прибыли до налогообложения судоходной компании за налоговый период, руб.; ог
А - средняя стоимости активов судоходной компании за налоговый период, руб.;
И.активо&отраа _ Предельно установленный нормативным актом показатель рентабельности активов в сфере транспорта, %;
11орм.предшКа _ коэффИцИент приближения к предельно установленному показателю рентабельности активов в сфере транспорта;
I _100 НуМеныи ^
Норм.предшКа — ^дд
где: ^уменыи .К _ норматив отклонение %. В 2017 году - 10% [24].
1.1.7. Дополнительные ограничения для организаций, применяющих упрощенный режим налогообложения:
• доля участия других организаций в уставном капитале судоходной компании не превышает предельно установленную величину.
ЕЩ
_!_* 100 < в *к
Ж" Норм.УК Норм.УКпредея
, (14)
где:
УК
> - величина участия ]-ого юридического лица в уставном капитале судоходной компании, руб.; УК _ уставный капитал судоходной компании, руб. Норм.у|/
- предельно установленная налоговым законодательством доля участия других организаций в уставном капитале судоходной компании, %. В 2017 году - 25% [24];
к к
Норм.УКпредЮ1 _ коэффИцИент приближения к
_ ^ ^^ ^приближ
Норм.УКлрелел
100 , (15)
где: приближ _ НОрМатив приближения к предельному значению (в 2017 году менее 5%) [24].
ч
• средняя численность работников судоходной компании за налоговый (отчетный) период ( СР ) не превышает законодательно установленную величину.
Ч <4 *к
ср — Норм.сч Норм.СЧпредел , (16)
где:
ч
Нор м.( Ч _ предельно установленная налоговым законодательством средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, чел., в 2017 году - 100 чел. [24]; к
'|о1"''1 'ij p _ коэффициент приближения к предельно установленной налоговым законодательством средней численности работников за налоговый (отчетный) период,
с . Сост <17)
• остаточная стоимость основных средств ( остос ) и нематериальных активов ( с Иш ) судоходной компании не превышает законодательно установленную величину
С + С < С *к
, (18)
где:
сн
юрмчх цМЛ _ предельно законодательно установленная остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, руб., в 2017 году - 100 млн. руб. [24];
кнорМос+НМА.прша1 _коэффициентприближенияк ^Норм.ос+НМА
J^ _ ^ ^ ^приближ
НорМюс+НМА предел , , „ , ^^
100
где: ^приближ _ норматив приближения (в 2017 году менее 5%) [24].
• доходы судоходной компании по итогам отчетного (налогового) периода не превышают предельно установленную величину
П < Д * к
г-^ общ г-^Норм. т
общ ^Норм.д Норм.дпредел (20)
где:
д
к * Д
Норм.Дпред<,1] _ коэффициент приближения к Норм.д
Норм.д _ предельно установленный законодательством размер доходов, руб., в 2017 году - 150 млн. руб. [24];
100-Я
__" приближ
Норм.дпредел ^ (21)
где: приближ _ норматив приближения (в 2017 году менее 5%) [24]. 1.2. Качественные ограничения:
1.2.1. Отсутствие договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
1.2.2. Не представление судоходной компанией налоговым органам пояснений и документов.
1.2.3. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет судоходной компанией в налоговых органах в связи с изменением места нахождения.
1.2.4. Отсутствие финансово-хозяйственной деятельности судоходной компании с высоким налоговым риском (применение схем ухода от налогообложения).
Ограничения 2 уровня - внутрифирменные ограничения судоходной компании.
2.1. Количественные ограничения:
2.1.1. Доходы судоходной компании после налоговой оптимизации "^"'поспено ) равны или превышают ее доходы до налоговой
Д'в
оптимизации ( °°"1ооно):
Д°бЧтс,,.НО -Д°бЩдоНО, (22)
ОГГ
2.1.2. Средняя заработная mama работников судоходной компании после налоговой оптимизации ( послеНО) равна или превышает
OTJ
их среднюю заработную плату до налоговой оптимизации Í до НО)
ЗПпослеНО ^ ЗПдоНО, (23)
2.1.3. Тарифы на перевозки, работы и услуги судоходной компании находятся в установленном диапазоне от уровня тарифов по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени:
Т *k > Т > Т *к
отраслрыноч. норм.Т|]1ах факт отраслрыиоч. норм.Тп)1п (24)
где:
Т
отраслрыноч. _ рыночная цена на идентичные (однородные) товары, работы или услуги в соответствующем периоде, руб./ед.;
норм.Хптах _ коэффициент максимально возможного отклонения в сторону повышения от уровня цен, применяемых судоходной компанией по идентичным (однородным) услугам (перевозкам) в пределах непродолжительного периода времени.
к _юо+ няредаТ
норм,тах 100 ^
где: пределТ _ НОрматив отклонения, в 2017 году - 20% [24].
т
- фактический тариф или цена на работы или услуги, применяемые судоходной компанией по идентичным (однородным) услугам в пределах непродолжительного периода времени к
111,1 - коэффициент максимально возможного отклонения в сторону понижения от уровня цен, применяемых судоходной компанией по идентичным (однородным) услугам (перевозкам) в пределах непродолжительного периода времени.
, = 100 ~ Ипр.оса
норм.Ттш шо (2б)
нз
2.1.4. Налоговые затраты после налоговой оптимизации ( послеНО) меньше или равны налоговые затраты до налоговой опти-
нз
мизации ( доНО)
нзпослеНО<нздоН0^
К
2.1.5. Коэффициент налогоемкости затрат после налоговой оптимизации ( п:>т1стно) меньше или равен коэффициенту налогоем-
Кнз
кости затрат до налоговой оптимизаций *>°но)
тг _ нзпослеНО нздоН0
Л т —-ЬАт —-
послеНО О п^доНО О
послеНО доНО , (28)
где:
нз нз
до НО ^ послеНО _ _ налоговые платежи судоходной компании, учитываемые в себестоимости транспортных услуг, соответственно до и после налоговой оптимизации, руб.;
3 3
доНО_ послеНО _ себестоимость транспортных услуг судоходной компании, соответственно до и после налоговой оптимизации,
руб.
2.1.6. Коэффициент налогоемкости тарифов после налоговой оптимизации ( ^пчатно) меньше или равен коэффициенту налого-
Кнз
емкости тарифов до налоговой оптимизаций ¿оно)
тг _ НЗпослеНО НЗдоН0
К т —-ЬАт —-
послеНО О п^доНО О
послеНО доНО (29)
где:
НЗ нз
до НО ^ послеНО _ косвенные налоговые платежи судоходной компании, соответственно до и после налоговой оптимизации,
руб.;
доНО_ послеНО _ тарИф транспортных услуг судоходной компании, соответственно до и после налоговой оптимизации, руб.
2.1.7. Коэффициент налогоемкости прибыли после налоговой оптимизации ( °<жно) меньше или равен коэффициенту налогоемкости прибыли до налоговой оптимизации ( "н0)
ТГ _ НТ'послеНО ^ ТГ _ НТдоНО
А ыт —-Ь К ,
НТпоСцено ГТ1 НТ[
Т7 П1 до НО 'Т
1 послеНО 1 доНО (30)
где:
НП нп
доНО _ послеНО _ суммы налоговых платежей и штрафов судоходной компании, уплачиваемых за счет прибыли, соответственно до и после налоговой оптимизации, руб.;
^'боНО_ послеНО _ прибыль судоходной компании, соответственно до и после налоговой оптимизации, руб.
2.1.8. Коэффициент эффективности льготирования после налоговой оптимизации ( поаено) больше или равен коэффициенту
Кэл
эффективности льготирования до налоговой оптимизации ( ° )
э э
тг _ послеНО ^ тг _ ^доНО
—-г: К^
ЭЛпослеНО ТЗр ЭЛ()оНО Г) Г)
ПГпослеНО доНО , (31)
где:
~~^г)оНОг ^послеНО - сумма (величина) налоговой экономии судоходной компании, соответственно до и после налоговой оптимизации, руб.;
ВР ВР
доНО _ послеНО _ Сумма (величина) доходов судоходной компании от реализации транспортных услуг, соответственно до и после налоговой оптимизации, руб.
2.1.9. Пени, штрафы ( п-шт) отсутствуют.
Прч
2.1.10. Финансовый результат судоходной деятельности после налоговой оптимизации ( ) больше или равен финансовому
Прч
результату судоходной деятельности до налоговой оптимизаций д"но)
Прч > Пр
(33)
2.2. Качественные ограничения:
2.2.1. Применение раздельного учета доходов и расходов при заключение договоров на перевозку с организациями плательщиками или не плательщиками НДС.
2.2.2. Соблюдение установленных законодательством сроков уплаты налогов (сборов) в бюджеты всех уровней.
2.2.3. Соблюдение установленных законодательством сроков уплаты страховых взносов в налоговые органы и Фонд социального страхования РФ.
2.2.4. Соблюдение установленных законодательством сроков уплаты обязательных платежей.
2.2.5. Соблюдения предельных значений показателей при применении упрощенной системы налогообложения
2.2.6. Контроль удельного веса каждого вида деятельности в общем объеме выручки судоходной компании, для тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
2.2.7. Контроль налогооблагаемых доходов и расходов для поддержания опережающего темпа роста доходов над темпом роста расходов.
2.2.8. Соблюдение предельных значений отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.
2.2.9. Контроль использования транспортных средств судоходной компанией в соответствии со своим основным видом деятельности.
2.2.10. Контроль за правильностью применения инструментов налогового стимулирования (налоговых льгот, освобождений и преференций).
2.2.11. Проверка контрагентов на предмет платежеспособности на протяжении всего срока действия договора по перевозке грузов, пассажиров оказание других услуг.
2.2.12. Контроль за мероприятиями по импортозамещению, приобретению сырьевых ресурсов и услуг преимущественно в рублях у российских поставщиков.
Предложенная модель управления налоговыми рисками для судоходных компаний позволит на оперативном и перспективном уровне более эффективного формировать внутрифирменную экономическую политику и достигать поставленных целей с минимизацией налоговых рисков.
Список литературы
1. Лаврентьева Е.А. Особенности налогообложения деятельности судов, регистрированных в Российском международном реестре / Е.А. Лаврентьева, Г.А. Плавинская // Налоги и финансовое право. 2014. № 12. С. 54-60.
2. Лаврентьева Е.А. Налоговые аспекты развития Российского международного реестра судов / Е.А. Лаврентьева, Г.А. Плавинская // Транспорт Российской Федерации. 2015. №1 (56). С. 41-46.
3. Лаврентьева Е.А. Теоретические подходы к определению целевого налога. Государственное управление и экономика: современное состояние и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции / Е.А. Лаврентьева. СПб.: СевероЗападный институт повышения квалификации ФНС России, 2015. 472 с.
4. Лаврентьева Е.А. Роль транспортного налога в социально-экономическом развитии регионов / Е.А. Лаврентьева // Мир транспорта. 2015. № 6. С. 116-123.
5. Лаврентьева Е.А. Организационно-нормативные основы нового акцизного налогообложения судоходного бизнеса / Е.А. Лаврентьева, Г.А. Плавинская // Транспортное дело России. 2016. № 2 (123). С. 18-21.
6. Лаврентьева Е.А. Акцизный налог / Е.А. Лаврентьева, Г.А. Плавинская // Морские вести России. 2016. № 9. С. 6-7.
7. Лаврентьева Е.А. Классификация налоговых рисков в системе риск-менеджмента судоходной деятельности / Е.А. Лаврентьева, А.И. Плотникова // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2016. № 2. С.108-123.
8. Лаврентьева Е.А. Научные подходы к сущности управления налоговыми рисками в судоходной деятельности / Е.А. Лаврентьева, А.И. Плотникова // Вестник ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова. 2015. Вып. 2 (30). С. 154-164.
9. Лаврентьева Е.А. Управление социально-трудовыми отношениями в судовых экипажах: учебник / Е.А. Лаврентьева. СПб.: Изд-во ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2016. 276 с.
10. Лаврентьева Е.А. Налоговый учет эксплуатационных расходов судоходных компаний / Е.А. Лаврентьева, Г.А. Плавинская // Налоги и финансы. 2011. № 4. С.6-11.
11. Лаврентьева Е.А. Налогообложение доходов работников водного транспорта: монография / Е.А. Лаврентьева. СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2016. 180 с.
12. Лаврентьева Е.А. Налоговые аспекты при страховании ответственности за причинение вреда в морском судоходном бизнесе / Е.А. Лаврентьева // Налоги и финансовое право. 2012. № 3. С. 167-171.
13. Лаврентьева Е.А. Методические подходы к налоговому регулированию для обеспечения конкурентоспособности портовой транспортно-экспедиционной деятельности / Е.А. Лаврентьева, Л.Н. Корельская // Налоги и финансовое право. 2013. № 5. С. 122-128.
14. Лаврентьева Е.А. Налоговое регулирование: теория и практика (на примере судоходного бизнеса) / Е.А. Лаврентьева, Г.А. Плавинская. СПб.: Изд-во ГМА им. адм. С.О. Макарова, 2007. 148 с.
15. Лаврентьева Е.А. Страхование ответственности за причинение вреда в судоходном бизнесе: налогообложение, организация и правовое обеспечение / Е.А. Лаврентьева. СПб.: Изд-во ГМА им. адм. С.О. Макарова, 2009. 171 с.
16. Плотникова А.И. Анализ методов управления налоговыми рисками в судоходной деятельности / А.И. Плотникова // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2016. № 47. С.164-173.
17. Плотникова Е.А. Система управления налоговыми рисками в судоходной деятельности / А.И. Плотникова // Транспортное дело России. 2017. №3 (130). С. 111-114.
18. Плотникова Е.А. Анализ научных подходов к определению экономических рисков предприятия / А.И. Плотникова // IV межвузовская научно-практическая конференция аспирантов, студентов и курсантов «Современные тенденции и перспективы развития водного транспорта России» Межвузовский сборник научных трудов. СПб.: Изд-во ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2013. 719 с., С. 111-114.
19. Плотникова Е.А. Анализ научных позиций в определении внутрифирменных налоговых рисков / А.И. Плотникова // Материалы V межвузовской научно-практической конференция аспирантов, студентов и курсантов «Современные тенденции и перспективы развития водного транспорта России» 14 мая 2014 года. СПб.: Изд-во ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2014. 521 с., С. 440-445.
20. Плотникова Е.А. Анализ современной практики учета рисков в отечественных судоходных компания / А.И. Плотникова // Государственное управление и экономика: современное состояние и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во Северо-Западный институт повышения квалификации ФНС России, 2016. 472 с., С. 421-426.
21. Плотникова Е.А. Актуальные аспекты управления налоговыми рисками в транспортной логистике на примере судоходной деятельности / А.И. Плотникова // Логистика: современные тенденции развития: материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф. 6, 7 апреля 2017 г. ч. 2 /ред. кол.: В.С. Лукинский (отв. ред.) и др. СПб.: Изд-во ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2017. 344 с., С. 69-72.
22. Плотникова Е.А. Методологические аспекты управления налоговыми рисками в судоходной деятельности / А.И. Плотникова // II Международная научно-практическая конференция «Новации в экономике и менеджменте» (г. Рязань). Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2017. № 2. С. 13-15.
23. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1-2. [Электронный ресурс] // Правовая система «Консультант Плюс». URL: http:// consultant.ru (дата обращения 01.09.2017).
Приказ ФНС РФ от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» [Электронный ресурс] // Правовая система «Консультант Плюс». URL: http://consultant.ru (дата обращения 01.09.2017).