Научная статья на тему 'Модель управления методической работой в вузе отрасли физической культуры'

Модель управления методической работой в вузе отрасли физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ ВУЗА / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ ВУЗА ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / METHODICAL WORK / LEVELS OF MANAGEMENT / MODEL OF METHODICAL WORK MANAGEMENT OF THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клестова Оксана Александровна

С переходом на стандарты третьего поколения проблема управления методической работой в образовательной организации высшего образования становится одним из приоритетных направлений в управлении внутриорганизационными процессами. В статье представлены результаты исследования подходов к управлению методической работой, выявлены уровни управления данного направления деятельности в образовательной организации. Целью проведенного исследования являлась разработка на основе процессного и системного подхода модели управления методической работой вуза отрасли физической культуры. В результате проведен анализ системы управления методической работой УралГУФК, построена модель управления методической работой данного вуза. Опыт представленного вуза может быть использован другими образовательными организациями отрасли физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF METHODICAL WORK MANAGEMENT AT THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE

With the transition to the third generation of educational standards the management of methodical work at higher institution becomes a priority. The article presents the survey of approaches to methodical work management. It describes the levels of management at the educational institution. The aim of this study was to develop a process-based approach and a system management model of the methodical work for the university of physical culture. The analysis of the management system of the Ural State University of Physical Culture has been made. The model of methodical work management of the university has been created. The experience of the university can be used by other educational institutions of physical culture.

Текст научной работы на тему «Модель управления методической работой в вузе отрасли физической культуры»

УДК 378.679.6.02 ББК Ч448.046

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ВУЗЕ ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

О.А. Клестова

С переходом на стандарты третьего поколения проблема управления методической работой в образовательной организации высшего образования становится одним из приоритетных направлений в управлении внутриорганизационными процессами. В статье представлены результаты исследования подходов к управлению методической работой, выявлены уровни управления данного направления деятельности в образовательной организации. Целью проведенного исследования являлась разработка на основе процессного и системного подхода модели управления методической работой вуза отрасли физической культуры. В результате проведен анализ системы управления методической работой УралГУФК, построена модель управления методической работой данного вуза. Опыт представленного вуза может быть использован другими образовательными организациями отрасли физической культуры.

Ключевые слова: методическая работа, уровни управления методической работой вуза, модель управления методической работой вуза отрасли физической культуры.

В период перехода на многоуровневую систему образования и введения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения особую значимость приобретает методическая работа вуза, которая берет на себя функции по реализации инновационных процессов: разработка новых образовательных программ, учебных планов, рабочих программ дисциплин; написание учебной литературы и подготовка методической документации в соответствии с новыми принципами организации учебного процесса.

Методическая работа в высшей школе обусловлена нормативно-правовым обеспечением, показателями деятельности и критериями государственной аккредитации высших учебных заведений, отражающими приоритетные направления организации образовательного процесса. Однако анализ различных периодов развития отечественной системы высшего профессионального образования и его методического сопровождения свидетельствует о недостаточном уровне существующей нормативно-методической документации [21].

Реформирование системы высшего образования подтвердило необходимость создания систем управления качеством образования, ориентированных на проведение мероприятий, связанных с выполнением методической работы, так как методическая составляющая

присутствует во всех ключевых факторах качества образования: качество образовательных программ; качество информационнометодического обеспечения образовательного процесса; качество профессорско-преподавательского состава; качество технологий обучения; качество технологий тестирования и проверки освоения компетенций студентами; качество системы повышения квалификации.

Методическая работа - особый вид педагогической, управленческой деятельности, которая направлена на обеспечение образовательного процесса, и основана на взаимодействии ее субъектов в образовательной, инновационной и научной деятельности. В ходе ее реализации комплексно решаются вопросы поддержания единства образовательного пространства образовательной организации, обеспечение педагогической целесообразности инноваций. Повышения квалификации персонала, проектирования методического замысла образовательного процесса. Управление методической работой - особый вид управления, который является подсистемой управления функционированием образовательной организации [8, с. 95].

В существующих исследованиях, посвященных управлению методической работой в образовательных организациях, сама деятельность рассматривается фрагментарно,

затрагиваются отдельные элементы системы управления:

- С.Н. Аслановой [3], Ю.Д. Мироненко [15] управленческая деятельность в методической работе связывается с созданием педагогического коллектива, способного к инновационным преобразованиям образовательного процесса в условиях реализации требований государственных образовательных стандартов, с созданием информационного банка данных учебной документации, научной, учебно-методической литературы;

- К.С. Буров [7], Л.И. Дудина [11] рассматривают управление методической работой через призму повышения квалификации педагогов;

- С.К. Абдуллина [1], С.Г. Азарашвили [2], Л.И. Белоусова [5] и др. рассматривают управление методической работой через совершенствование организационных форм методической работы образовательных организаций;

- Т.П. Афанасьева, Д.А. Иванов, Н.В. Немова [4], Г.Х. Самигуллин, И.И. Багавиев [17] в системе управления методической работой делают акцент на эффективность самой работы, а также на ее экспертизу;

- Н.Г. Берденникова [6], Л.И. Васильева [9], О.А. Граничина [10], Н.Н. Матвеева [13], рассматривая процесс управления методической работой в образовательной организации, основной упор делают на качество образовательного процесса;

- на информатизацию управления методической работой в образовании обращают внимание Ж.В. Игнатенко [12], Д.Ш. Матрос [14], В.М. Монахов [16].

Таким образом, управление методической работой в образовательной организации можно рассматривать как подсистему управления и как деятельность субъектов управления по обеспечению целенаправленности методической работы.

Система методической работы в вузе, в том числе и в вузе отрасли физической культуры, должна быть самоуправляемой (иметь органы управления для интеграции компонентов системы, взаимодействия их друг с другом и окружающей средой), динамичной, развивающейся (совершенствоваться в историческом и фундаментальном аспектах) и упорядоченной. В системе методической работы в вузе отрасли физической культуры системообразующим элементом являются цели. В настоящее время мы выделяем следующие:

- разработку общего методологического подхода к организации образовательного процесса в вузе;

- организацию качественного методического обеспечения и сопровождения реализуемых образовательных программ;

- повышение профессионального уровня и методической культуры преподавателей.

Одним из наиболее существенных свойств педагогической системы является ее много-структурность. Применительно к предмету нашего анализа это означает, что система методической работы в вузе отрасли физической культуры может быть представлена, в зависимости от аспекта рассмотрения, в виде различных реально существующих структур. Управленческий аспект позволяет представить систему методической работы в виде следующего комплекса взаимосвязанных элементов (структур): планирование - организация - контроль - анализ - стимулирование -коррекция. Содержательный аспект также «задает» вполне определенную структуру, определяемую конкретными видами подготовки педагогов: дидактическая - частнометодическая - психолого-физиологическая -общекультурная - техническая и др.

Необходимо осознать, что все структуры методической работы, соответствующие конкретным аспектам рассмотрения ее системы, реально существуют и органично взаимосвязаны между собой, так что все реализуются в каждой и каждая реализуется во всех. Такое многоаспектное, многомерное, целостное видение системы методической работы позволяет «высветить» ее слабые места, ликвидация которых позволит повысить эффективность ее функционирования.

Таким образом, используя основные положения системного подхода, выделенные относительно образовательных систем [1820], можно проследить и описать действие разрабатываемой нами модели построения методической работы в вузе отрасли физической культуры.

Базой нашего исследования стало Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры» (УралГУФК). Модель управления методической работой УралГУФК представлена на рис. 1.

Методическая работа в масштабе университета включает: определение главных на-

правлений и проблем этой работы; ее координацию и контроль; руководство всеми структурными подразделениями, выполняющими методическую работу; решение методических проблем межфакультетского и общевузовско-

го уровней и отдельных частных проблем; обеспечение широкого обмена передовым опытом работы и его внедрение; организацию повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

Стратеги чески й уровех ъ управления методической раоотой УралГУФК {стратегия развития Мни си орта РФ)

СМК УралГУФК (ИС09001:2005)

Тактический уровень управления методической раоотой (стратегический план развития университета до 2020 года)

Оперативный уровень управления методической раоотон

Учебно-

меггоднческое

управление

Методический

совет

Кэфгдры УралГУФК

Инфрааруктура УралГУФК

Опенка деятельности профессороаь преподав зтельского состава (рейтинговая система, аффективный контракт)

Самоо&гедование организации

Аудит [внутренний и внепший со стороны АС {{Русский Регистр*)

Апфоитэпшя

Отвечающая требованиям государственных стандартов и стандарту ИСО 9001:2008 эффективная методическая работа УралГУФК

Рис. 1. Модель управления методической работой УралГУФК

Управление методической работой УралГУФК состоит из уровней, представленных на рис. 2.

Руководство методической работой в вузе осуществляет ректор через проректора по учебной работе, который непосредственно несет ответственность за организацию и состояние методической работы и периодически отчитывается о ней перед Ученым советом вуза. Разработка и принятие принципиальных решений в области методической работы осуществляется с участием Ученого совета

В своей деятельности методический совет: готовит и представляет на Ученый совет университета основные документы о методической работе; определяет основные направления всех форм методической работы в университете; обобщает и распространяет опыт методической работы кафедр университета; анализирует результаты законченных научнометодических работ, разрабатывает рекомендации по их реализации в образовательном процессе; организует проведение научнометодических конференций университета.

Рис. 2. Уровни управления методической работой УралГУФК

вуза, который рассматривает планы методической работы и работы методического совета, выработанные решения по наиболее важным проблемам, отчеты о методической работе и о работе методического совета.

На оперативном уровне управления методической работой вуза представлены методический совет, председатель методического совета и учебно-методической управление.

Методический совет университета является постоянно действующим рабочим органом, обеспечивающим подготовку научнообоснованных рекомендаций по вопросам руководства, координации, перспективам развития и анализа педагогической деятельности университета. Решения методического совета имеют рекомендательную силу и служат основой для принятия решений Ученым советом университета, а также для разработки распорядительных документов университета.

Руководит работой методического совета его председатель, которым является проректор по учебной работе. В состав методического совета также входят: заместитель председателя (начальник учебно-методического

управления), ученый секретарь, заведующий библиотекой, деканы факультетов и ведущие профессоры университета по представлениям деканатов факультетов.

Непосредственное руководство всей методической работой в университете осуществляет проректор по учебной работе, который:

- координирует свою деятельность с проректорами и руководителями структурных подразделений университета в целях создания и эффективного использования методического обеспечения образовательного процесса и системы менеджмента качества вуза;

- регулярно информирует ректора и Уче-

ный совет университета о состоянии методического обеспечения образовательного процесса и качества образования. Разрабатывает предложения по совершенствованию организации методического обеспечения образовательного процесса в вузе;

- контролирует исполнение указаний директивных органов, Министерства образования и науки Российской Федерации, министерства спорта Российской Федерации, приказов ректора и решений совета университета по кругу вопросов, связанных с методическим обеспечением образовательного процесса и качества образования;

- проводит экспертизу материалов по лицензированию, аттестации и аккредитации вуза в части методического обеспечения и качества образования;

- осуществляет руководство разработкой основных образовательных программ, реализуемых в университете, составлением рабочих учебных планов подготовки по образовательным программам высшего, среднего и профессионального образования. Координирует работу по оптимизации учебных планов подготовки в соответствии с их методическим обеспечением;

- осуществляет контроль учебно-методической работы факультетов и кафедр. Отвечает за взаимодействие факультетов, кафедр с учебно-методическим объединением;

- осуществляет руководство по мониторингу обеспеченности вуза учебно-методическими материалами, планирования издания методической литературы, востребованности изданий и находящейся в библиотеке университета методической литературы;

- осуществляет планирование и контроль подготовки и издания учебников, учебных пособий, контроль обеспечения студентов учебно-методической литературой и деятельности библиотеки в университете;

- организует совещания, семинары, конференции по проблемам методического обеспечения образовательного процесса;

- осуществляет переписку с физическими и юридическими лицами, ведет их прием в соответствии со своими функциональными обязанностями и т. д.

Основными направлениями работы учебно-методического управления являются:

1. Планирование и контроль осуществления учебной работы кафедр:

- приведение в соответствие со стандар-

тами учебных планов специалистов, бакалавров, магистров и аспирантов, ежегодное их рассмотрение и актуализация;

- оптимизация учебных планов по всем основным образовательным программам;

- подготовка приказов по дисциплинам выбора и доведение их до деканатов, а также приказов о рецензировании выпускных квалификационных работ.

2. Статистика:

- формирование единой базы статистических данных по основным направлениям деятельности университета в соответствии с критериями и показателями ежегодного мониторинга, ВПО-1, ВПО-2 и т. д.;

- составление и ежегодная актуализация рейтинга профессорско-преподавательского состава.

3. Контроль разработки и поддержания в рабочем состоянии основных образовательных программ:

- рабочие программы дисциплин по всем основным образовательным программам;

- отслеживание соответствия всем требованиям ГОС ВПО и ФГОС ВПО всех составляющих ООП;

- методическое обеспечение дисциплин.

4. Электронное обучение:

- разработка и поддержание в актуальном состоянии электронных ресурсов (создание страниц по всем дисциплинам учебного плана всех направлений подготовки с методическими материалами, а также инструментами контроля и мониторинга знаний студентов);

- постоянное сотрудничество с библиотекой УралГУФК;

- поддержание в рабочем состоянии модуля «Абитуриент», статистических баз данных, разработка и введение электронного документооборота в вузе.

5. Менеджмент качества:

- поддержание в рабочем состоянии системы качества вуза;

- мониторинг заинтересованных сторон;

- стандартизация деятельности подразделений и профессорско-преподавательского состава, студентов;

- внутренний аудит структурных подразделений и деятельности ППС (утверждение и контроль выполнения второй половины нагрузки).

Методическая работа выполняется в соответствии с утвержденным действующим университетским планом. Все структурные

подразделения, связанные с выполнением методической работы, планируют каждый из видов методической работы на своем уровне (уровень самоуправления методической работой).

Общий контроль за ходом выполнения методической работы осуществляют: на кафедре - заведующий кафедрой, на факультете -декан факультета, в университете - проректор по учебной работе. Текущий контроль хода выполнения плана методической работы и оказание необходимой методической поддержки осуществляются постоянно специалистами учебно-методического управления.

Рассматривая методическую работу как подсистему управления вуза, учитывается,

что она существует в определенных условиях, названных координатами образовательного пространства [18]: нормативно-регламенти-рующей, перспективно-ориентирующей, дея-тельностно-стимулирующей и информационно-коммуникативной (рис. 3).

Помимо этого, с точки зрения функций управления в вузе присутствует следующая структура управления методической работой.

1. Планирование: осуществляет ректор, Ученый совет, проректор по методической работе, учебно-методическое управление, кафедры вуза (каждый на своем уровне управления).

2. Организация методической работы. На рис. 4 представлены ее элементы.

Hop.uaт йен о-регламент ирующ ая координата:

— образовательные стандарты,

регламентирующие деятельность вуза в аспекте методической работы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— положення, ннструкінвньїе письма учредителя н Минобразования РФ;

— стандарт разработки основной образовательной программы;

— стандарт рабочей программы;

— стандарт разработки, структуры и содержания учебно-методнческого комплекса днсцнплнны;

— положения о разработке учебно-методнческого обеспечения образовательного процесса, о разработке контрольноизмерительных материалов и т. д.

Пер сп ект йен о-ор ивнт ирую щ ая координата:

— стратегия развития УралГУФК до 2020 года;

— стратегии развития кафедр

университета и структурных

подразделений до 2020 года;

— инновационные проекты в области методической работы вуза;

— план работы вуза и Ученого совета;

— план работы методического совета;

— план работы учебно-методического управления;

— планы работы факультетов н кафедр;

— план работы библиотеки и издательского центра университета н т. д.

/

\

Деят е.1 ьност н о-ст имул ирую щ ая координата:

- управление инфраструктурой вуза (материальная составляющая, кадровые ресурсы, библиотечно-информационные ресурсы, производственная среда и т. д.);

- система стимулирования деятельности

профессорско-преподавательского состава (рейтинговая оценка деятельности

профессорско-преподавательского состава вуза; эффективный контракт; система переподготовки и повышения

квалификации кадров вуза и т.д.)

Пнформаиионно-

колшуникативная координата:

— базы данных (рабочих программ,

учебно-методических комплексов дисциплин. контрольно-

измерительных материалов) в электронном виде и в открытом доступе для каждого преподавателя;

- обмен опытом,

-управление знаниями организации

и т. д.

Рис. 3. Координаты образовательного пространства УралГУФК

Рис. 4. Элементы организации методической работы в УралГУФК

При этом за разработку основных образовательных программ несут ответственность заведующие выпускающих кафедр, начальник учебно-методического управления, проректор по учебной работе. За разработку рабочих учебных планов отвечают начальник учебного отдела (в структуре учебно-методического управления), заведующие выпускающих кафедр. За разработку учебных программ дисциплин, учебно-методических комплексов дисциплин, учебно-методического обеспечения дисциплин, а также контрольно-измерительные материалы ответственность несут профессорско-преподавательский состав и заведующие кафедрами университета.

3. Стимулирование: в УралГУФК внедрена система рейтинговой оценки деятельности профессорско-преподавательского состава, в основу которой положены основные виды внеучебной работы преподавательского корпуса, показатели ежегодного мониторинга вузов, а также основные аккредитационные требования к университетам. Наряду с этим началась разработка системы эффективного контракта для профессорско-преподавательского состава, что отвечает требованиям времени и Учредителя вуза.

Помимо этого в университете имеется достаточного уровня материальная база, лабораторная база для исследований, необходимый уровень информационного обеспечения, библиотечного обеспечения образовательного процесса. Соблюдаются требования стандар-

тов к кадровому обеспечению подготовки студентов по всем направлениям, реализуемым в вузе.

4. Контроль осуществляется на всех уровнях управления методической работой. Основными формами контроля в вузе являются аккредитация образовательных программ, реализуемых в университете (один раз в пять лет); процедура внутреннего (учебнометодическим управлением) и внешнего аудита (ассоциацией по сертификации «Русский Регистр») на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001:2008; процедура ежегодного самообследования деятельности по всем направлениям деятельности университета (с размещением данных на сайте университета).

Таким образом, разработанная модель управления методической работой на основе процессного подхода и стандартов качества в УралГУФК может быть применена в вузах отрасли физической культуры. По итогам внедрения модели в практику управления вузов прогнозируется оптимизация управления методической работой вуза, четкое распределение функций, эффективное использование ресурсов, повышение качества деятельности образовательной организации в целом.

Литература

1. Абдуллина, С.К. Инновационные формы организации методической работы школы: дис. ... канд. пед. наук / С.К. Абдуллина. -Казань, 1999. - 194 с.

2. Азарашвили, С.Г. Научно-методическая работа педагогов в совершенствовании образовательной системы в условиях малого города: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Г. Азарашвили. - Чебоксары, 2000. - 20 с.

3. Асланова, С.Н. Проектирование технологий управления развитием методической службы регионального профессионального колледжа: дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Асланова. - Ставрополь, 2005. - 199 с.

4. Афанасьева, Т.П. Анализ и экспертиза в работе муниципальной методической службы: метод. пособие / Т.П. Афанасьева, Д. А. Иванов, Н.В. Немова. - М. : АПК и ППРО, 2005. - 58 с.

5. Белоусова, Л.И. Эффективность деятельности региональной методической службы: моногр. /Л.И. Белоусова, А.Т. Глазунов. -М. : Издат. центр «Акад. проф. образования», 2000. - 166 с.

6. Берденникова, Н.Г. Методическое обеспечение процесса обучения как фактор повышения качества образования в вузе: дис. ... канд. пед. наук / Н.Г. Берденникова. - СПб., 2007. - 172 с.

7. Буров, К.С. Методическая работа в образовательном учреждении как форма повышения квалификации педагогического персонала /К.С. Буров //Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2008. - Вып. 15. - № 13 (113). -С. 143-148.

8. Буров, К. С. Проблема управления методологической работой в образовательном учреждении / К. С. Буров // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2008. - Вып. 17. -№ 29 (129). - С. 93-99.

9. Васильева, Л.И. Процессная модель обеспечения качества образовательной деятельности в вузе: автореф. дис. . канд. пед. наук / Л. И. Васильева. - Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2006. - 20 с.

10. Граничина, O.A. Контроль качества образовательного процесса в контексте управления вузом: автореф. дис. . д-ра пед. наук / О.А. Граничина. - СПб., 2009. -40 с.

11. Дудина, Л. И. Управление научнометодической работой как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения инновационного типа (гимназия): дис. ... канд.

пед. наук. / Л.И. Дудина. - Челябинск, 1996. -181 с.

12. Игнатенко, Ж. В. Модернизация деятельности методической службы образовательных учреждений на основе информационных технологий: автореф. дис. . канд. пед. наук /Ж.В. Игнатенко. - М., 2004. - 20 с.

13. Матвеева, Н.Н. Процессный подход

в управлении качеством образовательного процесса как средство повышения качества образовательных результатов: автореф.

дис. ... канд. пед. наук /Н.Н. Матвеева. - Самара, 2009. - 23 с.

14. Матрос, Д.Ш. Менеджмент качества в школе на основе стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001, новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д.Ш. Матрос. - М. : Центр пед. образования, 2008. - 288 с.

15. Мироненко, Ю.Д. Содержание методической работы в условиях колледжа: дис. . канд. пед. наук / Ю.Д. Мироненко. - М., 2002. -162 с.

16. Монахов, В.М. Информатизация учебно-методического обеспечения целостного процесса формирования компетенций и технологического мониторинга управления их качеством / В.М. Монахов // Вестник Моск. гос. гуманитар. ун-та им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и Психология». - 2012. -№ 4. - С. 46-59.

17. Самигуллин, Г.Х. Педагогическая экспертиза методической работы / Г.Х. Самигуллин, И.И. Багавиев //Методист. - 2007. -№ 3. - С. 31-33.

18. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения / Г.Н. Сериков. - Курган: Зауралье, 1997. - 464 с.

19. Сериков, Г.Н. Управление образовательным учреждением: учеб. для студентов пед. специальностей. Ч. I: Явление и понятия / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ: ИЦ «Урал. акад.», 2007. - 280 с.

20. Сериков, Г. Н. Управление образовательным учреждением: учеб. для студентов пед. специальностей. Ч. II: Элементы теории / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ: ИЦ «Урал. акад.», 2008. - 266 с.

21. Соловова, Н.В. Управление методической работой вуза в условиях реализации инновационных методических задач: дис. . д-ра пед. наук / Н.В. Соловова. - Самара, 2011. - 571 с.

Клестова Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, начальник учебно-методического управления, Уральский государственный университет физической культуры (Челябинск), [email protected].

Поступила в редакцию 14 мая 2014 г.

Bulletin of the South Ural State University Series “Education. Educational Sciences” _______________2014, vol. 6, no. 3, pp. 19-28

MODEL OF METHODICAL WORK MANAGEMENT AT THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE

O.A. Klestova, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]

With the transition to the third generation of educational standards the management of methodical work at higher institution becomes a priority. The article presents the survey of approaches to methodical work management. It describes the levels of management at the educational institution. The aim of this study was to develop a process-based approach and a system management model of the methodical work for the university of physical culture. The analysis of the management system of the Ural State University of Physical Culture has been made. The model of methodical work management of the university has been created. The experience of the university can be used by other educational institutions of physical culture.

Keywords: methodical work, levels of management, model of methodical work management of the University of Physical Culture.

References

1. Abdullina S.K. Innovatsionnye formy organizatsii metodicheskoy raboty shkoly. Dis. kand. ped. nauk [Innovative Forms of Methodical Work Organization of a School. Cand. Sci. Diss.]. Kazan', 1999. 194 p.

2. Azarashvili S.G. Nauchno-metodicheskaya rabota pedagogov v sovershenstvovanii obra-zovatel'noy sistemy v usloviyakh malogo goroda. Avtoref. kand. diss. [Scientific and Methodical Work of Teachers in Improving the Educational System in a Small Town. Abstract of Cand. Diss.]. Cheboksary, 2000. 20 p.

3. Aslanova S.N. Proektirovanie tekhnologiy upravleniya razvitiem metodicheskoy sluzhby region-al'nogo professional'nogo kolledzha. Dis. kand. ped. nauk [Design Technologies of Management Development Methodical Service Regional Vocational College. Cand. Sci. Diss.]. Stavropol', 2005. 199 p.

4. Afanas'eva T.P., Ivanov D.A., Nemova N.V. Analiz i ekspertiza v rabote munitsipal'noy metodicheskoy sluzhby [Analysis and Expertise in work of a Municipal Methodical Service]. Moscow, APK and PPRO Publ., 2005. 58 p.

5. Belousova L.I., Glazunov A.T. Effektivnost' deyatel'nosti regional'noy metodicheskoy sluzhby [Effectiveness of Regional Methodical Service Activity]. Moscow, Akademiya professional'nogo obra-zovaniya Publ., 2000. 166 p.

6. Berdennikova N.G. Metodicheskoe obespechenie protsessa obucheniya kak faktor povysheniya kachestva obrazovaniya v vuze. Dis. kand. ped. nauk [Methodical Assurance of the Learning Process as a Factor in Improving the Quality of Education in High School. Cand. Sci. Diss.]. St. Petersburg, 2007. 172 p.

7. Burov K.S. [Methodical Work in an Educational Institution as a Form of Professional Development of Teaching Staff]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Health. Physical Culture, 2008, vol. 15, no. 13 (113), pp. 143-148. (in Russ.)

8. Burov K.S. [Methodological Problem of Management in Educational Institutions]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Health. Physical Culture, 2008, vol. 17, no. 29 (129), pp. 93-99. (in Russ.)

9. Vasil'eva L.I. Protsessnaya model' obespecheniya kachestva obrazovatel'noy deyatel'nosti v vuze. Avtoref. cand. diss. [Process Model of Quality Assurance of Educational Activities in High School. Abstract of Cand. Diss.]. N. Novgorod, VGIPU Publ., 2006. 20 p.

10. Granichina O.A. Kontrol' kachestva obrazovatel'nogo protsessa v kontekste upravleniya vuzom. Avtoref. dokt. diss. [Quality Control of the Educational Process in the Context of University Management. Abstract of Doct. Diss.]. St. Petersburg, 2009. 40 p.

11. Dudina L.I. Upravlenie nauchno-metodicheskoy rabotoy kak faktor povysheniya professional'noy kompetentnosti pedagogov obrazovatel'nogo uchrezhdeniya innovatsionnogo tipa (gimnaziya). Dis. kand. ped. nauk [Management of Scientific and Methodological Work as a Factor Increasing the Professional Competence of Teachers of Educational Institutions Innovative Type (Gymnasium). Cand. Sci. Diss.]. Chelyabinsk, 1996. 181 p.

12. Ignatenko Zh.V. Modernizatsiya deyatel'nosti metodicheskoy sluzhby obrazovatel'nykh uchrezhdeniy na osnove informatsionnykh tekhnologiy. Avtoref. cand. diss. [Modernization of Methodical Service Activities in Educational Institutions on the Basis of Information Technologies. Abstract of Cand. Diss.]. Moscow, 2004. 20 p.

13. Matveeva N.N. Protsessnyy podkhod v upravlenii kachestvom obrazovatel'nogo protsessa kak sredstvo povysheniya kachestva obrazovatel'nykh rezul'tatov. Avtoref. cand. diss. [Process Approach to Quality Management of the Educational Process as a Means of Improving the Quality of Educational Outcomes. Abstract of Cand. Diss.]. Samara, 2009. 23 p.

14. Matros D.Sh. Menedzhment kachestva v shkole na osnove standartov serii GOST R ISO 9QQQ-2QQ1, novykh informatsionnykh tekhnologiy i obrazovatel'nogo monitoringa [Quality Management in a School Based on the Standards of GOST R ISO 9000-2001, New Information Technologies and Educational Monitoring]. Moscow, Tsentr pedagogicheskogo obrazovaniya Publ., 2008. 288 p.

15. Mironenko Yu.D. Soderzhanie metodicheskoy raboty v usloviyakh kolledzha. Dis. kand. ped. nauk [Methodical Work Content in the Conditions of College. Cand. Sci. Diss.]. Moscow, 2002. 162 p.

16. Monahov V.M. [Informatization of Educational and Methodical Support the Whole Process of the Formation of Competencies and Technological Monitoring of Their Quality Management]. Bulletin of Moscow State Humanitarian University Named After M.A. Sholokhov. Ser. Pedagogy and Psychology, 2012, no. 14, pp. 46-59. (in Russ.)

17. Samigullin G.H., Bagaviev I.I. [Pedagogical Expertise and Methodical Work]. Methodist, 2007, no. 3, pp. 31-33. (in Russ.)

18. Serikov G.N. Obrazovanie: aspekty sistemnogo otrazheniya [Education: Aspects of System Reflection]. Kurgan, Zaural'e Publ., 1997. 464 p.

19. Serikov G.N. Upravlenie obrazovatel'nym uchrezhdeniem. Chast' I: Yavlenie i ponyatiya [Management of the Educational Institution. Part I: The Phenomenon and Concepts]. Chelyabinsk, South Ural St. Univ. Publ., 2007. 280 p.

20. Serikov G.N. Upravlenie obrazovatel'nym uchrezhdeniem. Chast' II: Elementy teorii [Management of the Educational Institution. Part II : Elements of the Theory]. Chelyabinsk, South Ural St. Univ. Publ., 2008. 266 p.

21. Solovova N.V. Upravlenie metodicheskoy rabotoy vuza v usloviyakh realizatsii innovatsionnykh metodicheskikh zadach. Dis. dokt. ped. nauk [Management Methodical Work of the University in Terms of Realization of Innovative Methodological Problems. Dokt. Sci. Diss.]. Samara, 2011. 571 p.

Received 14 May 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.