осуществлении соответствующей деятельности.
Цель достигается с помощью решения следующих задач:
- актуализировать сформированные на третьем этапе знания и умения и системный стиль мышления;
- стимулировать потребность в осуществлении системного анализа новых объектов исследования с целью системного осмысления окружающего мира;
- актуализировать направленность на саморазвитие путем самооценки и самодиагностики;
- формировать способность проявлять себя субъектом, ответственным за свои действия и правильность выбора путей преобразования ситуации.
Процесс формирования системного мышления не прекращается с завершением четвертого этапа - он продолжается в последующие годы обучения, в ходе самостоятельной работы и дальнейшей профессиональной деятельности; умения обобщаются и совершенствуются.
Проблема формирования системного стиля мышления глубока и многогранна. В дальнейшем изучении нуждаются аспекты влияния уровня сформированности системного мышления на общую успеваемость студентов по другим предметам. Необходимым является и исследование преемственности в формировании системного мышления у студентов младших курсов в условиях продолжения их обучения на старших курсах.
Литература
1. Дубинин, А.П. Средства развития системного мышления и творческого воображения / А.П. Дубинин // Наука и образование: материалы Междунар. науч. конф. Белгород: Руснаучкнига, 2005. С. 35 - 37.
2. Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. / Т.Я. Дубнищева; под ред. М.Ф. Жукова. 2-е изд. М.: ИВЦ «Маркетинг»; Новосибирск: ЮКЭА, 2000.
3. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
4. Торокин, А. Высшее образование: системный подход / А. Торокин // Высш. образование в России. 1999. № 4. С. 42 - 48.
5. Формирование системного мышления в обучении / под ред. З.А. Решетовой. М.: Юнити-Дана, 2002.
И.Э. РАХИМБАЕВА ( Саратов)
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИСКУССТВ
Представлена научно обоснованная модель управления качеством образования на факультете искусств. Она имеет преднамеренно ограниченный выбор характеристик управления качеством образования, обусловленный целью исследования и парадигмой современной педагогической науки.
Реформирование образования в России связано с новой социально-экономической ситуацией, когда, несмотря на политическую нестабильность и экономические трудности, происходят смена идеологических ориентиров в государстве, переход к демократическому обществу и рыночной экономике, что предъявляет новые требования к образованию. Приоритет качества образования как важной составляющей образовательной политики выступает на первый план. Качество образования определяет место вуза во всероссийском рейтинге, его конкурентоспособность, возможность привлекать интеллектуальные и материальные ресурсы.
Анализ отечественных исследований (Н.М. Амосов, С.И. Архангельский, К.Е. Морозов, Н.Б. Крылова, Н.Ф. Талызина и др.) показывает, что в настоящее время в вузах России используются разные модели внутривузовских систем обеспечения качества подготовки специалистов. Наибольшее распространение получили три концепции:
• оценочный метод управления качеством деятельности вуза (SWOT-анализ);
• концепция, основанная на принципах всеобщего управления качеством (Total Quality Management);
• концепция, соответствующая требованиям международных стандартов качества (серия стандартов ISO 9000:2000).
Анализ исследований последних лет в области управления качеством образования (В.П. Панасюк, О.Л. Назарова, О.А. Сафонова, Н.П.Пучков и др.) позволил выделить важные, с точки зрения нашего исследования, позиции и представить научно обоснованную модель управления качеством образования на факультете искусств.
© Рахимбаева И.Э., 2008
Основным критерием качества образования должно стать его соответствие потребностям формирования личности во всех ее проявлениях. Это положение является определяющим при моделировании, под которым понимается метод научного познания при помощи модели [4: 46]. Модель создается на основе подобия признаков реальности и ее отражения, присутствия некоего соответствия между ними. Признаки модели наиболее ярко проявляются в формулировке требований к моделям. Среди них выделяются такие, как адекватность изучаемому реальному объекту относительно выбранной системы его характеристик: простота, оптимальность, наглядность, наличие постулатов (включая феноменологические и полуэмпирические законы), конструктивность, наличие языка (естественного или искусственного), присутствие в моделях элементов обобщенности, абстракции, научной фантазии, аналогии, гипотетичности [3: 62 - 63].
Авторская модель (см. рис.на с. 94) управления качеством образования (УКО) на факультете искусств включает несколько взаимосвязанных компонентов.
1. Ответственность руководства является определяющей при построении модели управления качеством образования на факультете искусств. Она основана на деятельности руководства, включающей совокупность организационных мероприятий, а также разработку политики и целей в области качества деятельности факультета.
2. Обеспечение качества осуществляют кафедра и преподаватели как основные носители качества, что является необходимым условием создания и функционирования внутривузовской модели управления качеством.
3. Субъектами управления выступают студенты. Образовательная деятельность в современных условиях носит индивидуально-личностный характер и направлена на самоутверждение личности, осознание достоинств, самоценности личности и воспитание способности к саморазвитию.
4. Важной составляющей модели управления качеством образования является процесс взаимодействия преподавателей и студентов. Личная заинтересованность студентов как отражение субъективно актуализированной потребности в повышении качества образования становится реальным
фактором активизации познавательной деятельности при переходе от субъект-объект-ных к субъект-субъектным отношениям между педагогом и обучающимся.
5. Соуправление и самоуправление предполагают периодическую децентрализацию управления, т. е. делегирование управленческих функций педагогическим подсистемам (отдельным группам и объединениям субъектов управления). При этом соуправление и самоуправление тем эффективнее, чем активнее идет процесс расширения поля деятельности педагогического коллектива, отдельных его членов на основе их продуктивной интеграции с новыми людьми, организациями и педагогическими системами.
Проведем декомпозицию представленных в модели компонентов.
Ответственность руководства включает такие компоненты, как обязательства по обеспечению на факультете осознания важности выполнения требований потребителя; по проведению политики в области качества. Кроме того, важным являются определение целей и планирование деятельности, ответственность, распределение полномочий и обмен информацией, обеспечение требующимися ресурсами, анализ хода и результатов управления качеством образования. Руководство факультета, которое включает в себя декана, его заместителей по учебной и воспитательной работе, заведующих кафедрами (теории, истории и педагогики искусства, теории и методики музыкального образования, музыкальноинструментальной подготовки и хореографии) ,определяет и планирует виды деятельности и ресурсы, необходимые для достижения целей в области качества, что согласуется с другими требованиями к системе управления качеством, а результаты оформляются соответствующим документом. При этом на факультете определяется объем организационной свободы, необходимой для выполнения заданий, влияющих на качество. Руководство через определенные интервалы времени, установленные им, анализирует систему управления качеством образования с целью обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и эффективности. Результаты нашего исследования показали, что ответственность администрации стала более целенаправленной. Так, например, были выделены студенты, нуждающиеся в особой материальной и педагогиче-
Модель управления качеством образования на факультете искусств
ской поддержке. Заместитель декана по воспитательной работе занимался проблемами предоставления общежития, регулярной материальной помощи, социальной стипендии и пр. Заместитель декана по учебной работе внимательно наблюдал за успеваемостью, регулировал график самостоятельной работы по специальным дисциплинам, предоставлял учебные классы для дополнительных занятий по мере необходимости.
Качество кадрового потенциала определяется степенью академической квалификации преподавателей и научных сотрудников вузов. Качество персонала и качество образовательных программ, сочетание процесса преподавания и научных исследований при соблюдении их соответствия общественному спросу определяют академическое качество содержания обучения. Важ-
ное значение имеет научная квалификация педагогических кадров. Интерес представляют сравнительные данные 2002-го и 2007 гг. Если в 2002 г. всего по факультету из 48 человек 20 имели степень кандидата наук, то в 2007 г. из 45 штатных преподавателей - 31. При этом на факультете работают 9 человек в возрасте от 20 до 30 лет, из них 1 кандидат наук, 2 аспиранта и 2 соискателя, в возрасте от 30 до 40 лет - 12 человек, из них 11 кандидатов наук и 1 аспирант.
Организация главного процесса в образовательном учреждении (учебно-воспитательного) целиком находится в руках преподавателя и определяется качеством его деятельности. При этом сутью модели управления качеством образования является опора на умения педагогической деятельности каждого и свободу его творчества.
Преподаватель специальных дисциплин на факультете искусств кроме общепедагогических проблем должен решать и художественно-творческие задачи, которые возникают при работе над музыкальным произведением. Прежде всего, они связаны с необходимостью постижения его художественно-образного содержания путем прочтения нотного текста, анализа его стилистических особенностей, мелодического и гармонического языка, средств музыкальной выразительности и связанных с этим закономерностей исполнения. Учебно-педагогические ситуации возникают также в процессе поиска различных способов работы над тем или иным музыкальным произведением, что требует выработки приемов решения художественной задачи. В исследовании Л.Г. Арчажниковой выделены теоретические и практические ситуации. Теоретические ситуации в деятельности педагога-музыканта связаны с постижением общих закономерностей музыкального искусства, различными видами анализа (историко-теоретического, структурного, анализа музыкально-выразительных средств, технических и звуковых задач). Практические ситуации возникают в процессе постепенного и углубленного раскрытия содержания произведения в целом, прослушивания и воспроизведения отдельных элементов произведения, выявления тембрового разнообразия, освоения технических трудностей и т.п. [1: 95]. Основной результат разрешения возникающих в учебно-воспитательном процессе ситуаций в том, что предусмотренные педагогом способы решения возникающих проблем приводят к психическому развитию обучающегося в условиях диалогового взаимодействия преподавателя и студента, их ориентации на сотрудничество.
Содержание профессионального образования, зафиксированное в стандарте и программах учебных дисциплин, учебниках и учебных пособиях, является основанием для взаимодействия участников образовательного процесса. Каждый его участник проявляет в данной ситуации свою субъектность, стремление к взаимодействию с другими субъектами, содействуя тем самым процессу становления коллективного субъекта образовательного процесса, который представляет собой академическое сообщество преподавателей и сту-
дентов, объединенных едиными ценностно-смысловыми ориентирами профессиональной подготовки (Е.И. Сахарчук).
Основная задача субъектов управления заключается в создании условий для свободного выражения профессионально-педагогической позиции каждым преподавателем и студентом, для построения системы требовательных и заинтересованных взаимоотношений в академическом сообществе вуза.
В ходе экспериментальной проверки эффективности предложенной модели были выявлены интересные факты, касающиеся профессиональной позиции преподавателей факультета. Результаты их опроса показали, что 56% положительно относятся к сложившейся модели управления качеством образования на факультете, 21% отмечают повышение ответственности каждого за собственную профессиональную деятельность, 34 % подчеркивают, что планирование основных направлений подготовки будущего педагога-музы-канта помогает в организации индивидуальных образовательных маршрутов каждого студента, 68% приходят к выводу о том, что управление качеством образования в настоящем варианте повышает продуктивность учебной деятельности.
Следующей важной составной частью модели управления качеством образования на факультете искусств является позиция соуправления и самоуправления, которые в современных условиях модернизации образования России являются признаком его демократизации.
Соуправление достигается на более высоком уровне развития образовательного сообщества. Именно при соуправлении управленческие ценности обретают личностное значение для каждого. При этом первостепенное значение имеют не функции перспективного планирования и контроля за выполнением планов, а ситуативное управление, самоуправление и самоорганизация, не руководство, проверка и фиксация результатов, а поддержка инициатив [2: 215]. Соуправление инициирует включение в этот процесс большого количества участников, тем самым максимально расширяет горизонтальные и сокращает вертикальные связи. Показательным в этом плане явился тот факт, что 87% студентов включились в работу органов самоуправления и соуправления (студсовет, инициа-
тивные группы, педотряды, волонтерские отряды и т.д.). Так, волонтерский отряд «Феникс» активно участвует в проведении благотворительных концертов в детском доме № 2, интернате для незрячих и слабовидящих детей и др.
Результатом управления качеством образования на факультете искусств является формирование компетентности всех субъектов управления. Компетентность будущего педагога-музыканта при эффективном управлении качеством образования на факультете искусств определяется как личностно-деятельностное образование, отражающее развитие мотивационно-ценностной, методолого-методической, организационно -конструктивной, профессио -нально-коммуникативной и исполнительской компетенций, детерминированное формированием необходимых знаний и умений для творческого саморазвития.
Таким образом, авторская модель является ориентировочной основой для организации управления качеством образования на факультете искусств, она носит гибкий, вариативный характер.
Разрабатывая инновационную модель, мы основывались на следующих ее характеристиках: а) конкретность (индивидуальность); б) образность (это объект, которого нет в действительности); в) прогнос-тичность (задает желаемый результат — промежуточный или конечный); г) объяснительный характер (она объясняет, как изменится структура управленческой деятельности). При создании модели нами также учитывались такие требования к ее качеству, как научная обоснованность, четкость структуры, технологичность, наличие педагогически целесообразной деятельности и обеспечение функционирования. Она имеет преднамеренно ограниченный выбор характеристик управления качеством образования, обусловленный целью исследования и парадигмой современной педагогической науки.
Литература
1. Арчажникова, Л.Г. Профессия - учитель музыки: кн. для учителя / Л.Г. Арчажникова. М.: Просвещение, 1984.
2. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. М.: Нар. образование, 2000.
3. Новое качество высшего образования в современной России (содержание, механизмы реализации, долгосрочные и ближайшие перспективы). Концептуально-программный подход // Труды исследовательского центра / под ред. Н.А. Селезневой и А.И. Субетто. М.: Исслед. центр проблем качества подготов. специалистов, 1995.
4. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э.Г. Юдин. М.: Наука, 1978.
А.В. ВАСИЛЕНКО (Волгоград)
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Рассматривается процесс подготовки специалистов социальной работы к профессиональной деятельности в сфере молодежной политики как важнейшей составляющей повышения качества профессионального образования.
Повышение качества высшего профессионального образования рассматривается сегодня как одна из важнейших проблем развития современного общества, успешное решение которой требует повышения роли и значимости учителя, качества подготовки студентов педагогических вузов, в частности, подготовки специалистов социальной работы к профессиональной деятельности в сфере молодежной политики. В процессе профессиональной подготовки специалист получает высшее профессиональное образование и готовится занять определенное место в структуре социальной жизни общества. Результатом профессиональной подготовки являются система специальных знаний, умений и навыков, качеств личности выпускника, его трудового опыта, готовность к практической профессиональной деятельности, в нашем случае - в сфере молодежной политики.
В эпоху глобальных реформ, происходящих в российском обществе, складываются непростые взаимоотношения госу-
© Василенко А.В., 2008