Ш Протасова С.В.
«Модель управления качеством музыкально-инструментальной подготовки студента...»
ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИСКУССТВ В ПЕДВУЗЕ
С.В. Протасова
QUALITY MANAGEMENT MODEL OF STUDENTS' MUSICAL-INSTRUMENTAL TRAINING AT ART DEPARTMENT IN PEDAGOGICAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION
Protasova S.V.
The article throws light upon one aspect of investigating the quality modelling of specialists' musical-instrumental training in Higher School of Arts. Consistent realisation of the basic components of the quality management model of students' musical-instrumental training forms the basis for main competencies development of musician-students.
Статья освещает один из аспектов исследования проблемы моделирования качества музыкально-инструментальной подготовки специалиста в вузе искусств. Последовательная реализация основных компонентов модели управления качеством музыкально-инструментальной подготовки студента составляет основу процесса по формированию базовых компетенций студентов музыкальных специальностей.
Ключевые слова: искусство, вуз, студент, музыкально-инструментальная подготовка.
УДК 378.016:785
Подготовка квалифицированных специалистов нового поколения является одним из стратегических направлений развития сферы высшего профессионального образования. Именно в последние годы в связи с утверждением «Национальной доктрины образования Российской Федерации», «Федеральной программы развития образования», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», а также внедрением нового поколения государственных образовательных стандартов возникает актуальная потребность в создании эффективного инструментария управления качеством подготовки специалистов в образовательных учреждениях. Это говорит о том, что качественная профессиональная подготовка должна не только гарантировать удовлетворение запросов потребителей образовательных услуг, но и рассматриваться как фактор социальной защищенности человека в новых социально-экономических условиях.
Международной организацией по стандартизации ИСО качество определяется как совокупность характеристик объекта, отличительных свойств, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности, ожидания (10).
Под качеством подготовки специалиста в специальной литературе понимается:
- степень соответствия уровня подготовки профессиональным требованиям, предъявляемым к нему как к специалисту,
профессионалу современными экономическими условиями (6, с.49);
- результативность деятельности конкретного образовательного учреждения или системы профессионального образования в целом, измеряемую уровнем восстре-бованности выпускников социальными партнерами (8, с.37).
Современные исследования в области музыкальной педагогики показывают, что профессиональная подготовка будущих специалистов представляет собой многостороннюю систему, объединяющую относительно самостоятельные, но взаимосвязанные и взаимообусловленные виды подготовки. Ведущими учеными рассмотрены различные аспекты профессиональной подготовки студентов-музыкантов (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, И.Н. Немыкина, Г.М. Цыпин и др.):
• разработана профессиографиче-ская концепция преподавателя музыки и исследован комплекс знаний, умений и навыков в его теоретической, методической, вокально-хоровой и инструментальной подготовке (2);
• раскрыты вопросы методологической подготовки учителя музыки как области деятельности, связанной с выявлением, анализом и обобщением теоретических основ, являющихся фундаментом данной профессии (1);
• выявлены возможности формирования аналитических умений и развитие интеллектуально-творческих способностей студентов на основе освоения комплекса обобщенных понятий (4).
На сегодняшний день можно констатировать существенные достижения в сфере профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов. В то же время эту тему нельзя считать исчерпанной. Для музыкального образования остаются актуальными вопросы качества музыкально-инструментальной подготовки студента, так как владение музыкальным инструментом, является важным как в процессе подготовке будущего учителя-музыканта, так и в дальнейшей его профессиональной деятельности
(2, 9).
При этом речь идет не о подготовке исполнителя в широком смысле слова. Исполнительский аспект в нашем случае подразумевает подготовку педагога-музыканта, которая, в первую очередь, должна отвечать его педагогической деятельности и задачам музыкального воспитания школьников.
Проведенный анализ вузовской музыкально-инструментальной подготовки студентов свидетельствует о том, что решение проблемы качества подготовки специалиста в данной области решается сложно. Причин тому несколько:
- разный уровень начальной музыкальной подготовки у поступающих в вуз (школа искусств, педагогическое, музыкальное училище);
- недостаточное количество учебных часов, отведённых государственным образовательным стандартом на освоение специальной дисциплины «Основной музыкальный инструмент»;
- структура музыкально-инструментальная подготовка включает ограниченный круг дисциплин (основной музыкальный инструмент, концертмейстерский класс), которые не в полной мере отвечают комплексному характеру профессиональной деятельности и т.д.
Таким образом, практическое овладение механизмами управления качеством подготовки студента до сих пор является ключевой проблемой, требующей от преподавателя не только профессиональных знаний, но и конкретных навыков в этой области. В связи с этим опыт в области управления качеством подготовки студента требует тщательного изучения, осмысления и использования в современных образовательных условиях педвуза искусств.
Обращаясь к понятию «качество музыкально-инструментальной подготовки студента», и, анализируя его составляющие, мы пришли к выводу, что качество в этой области является действием многих факторов, среди которых первостепенное значение имеют: качество абитуриентов и их мотивация на дальнейшую профессиональную деятельность.
ы
Ш Протасова С.В.
«Модель управления качеством музыкально-инструментальной подготовки студента...»
Качество абитуриентов характеризует возможность достижения качества подготовки с точки зрения внешних ресурсов, преобразуемых в процессе подготовки в «конечный продукт» (молодые специалисты для сферы музыкального образования). Оценка качества абитуриентов как исходного «материала» необходима для последующего сравнения того, что получилось по окончании высшего учебного заведения с тем, что было на входе.
Практический опыт работы позволил выявить, что на сегодняшний день соотношение количества местных и иногородних абитуриентов сократилось в пользу первых, что объясняется высокой конкуренцией среди вузов данной направленности. При этом наблюдалось снижение уровня их изначальной подготовки. Например: в 2006 году 64,8 % абитуриентов до поступления в вуз окончили музыкальную школу или музыкально-эстетический лицей и только 35,2 % от общего числа зачисленных, имели средне-специальное музыкальное образование (училище искусств, педагогическое училище).
Результаты вступительного экзамена по основному музыкальному инструменту показали, что у абитуриентов не сформированы в достаточной степени базовые компетенции, связанные с музыкально-исполнительской деятельностью. В большинстве случаев мы сталкивались с низким уровнем сложности исполнительской программы; малым репертуарным багажом абитуриента; слабым владением музыкальным инструментом и культурой исполнения; сложности работы с семантикой музыкального текста и т. д.
Основная причина низкого уровня базовых компетенций студентов видится в недостаточном внимании к проблеме управления качеством исполнительской подготовки на уровне музыкальной школы и средне-специальных учебных заведений. Исправить такое положение, компенсировав некоторые пробелы в музыкальном образовании студента, можно за счет внедрения в образовательный процесс вуза модели управления
качеством музыкально-инструментальной подготовки специалиста.
Анализ литературы показал, что общая концепция управления качеством на уровне музыкально-инструментальной подготовки студента педвуза еще не сложилась. Данный факт можно объяснить сложностью моделирования в сфере музыкального исполнительства и спецификой рассматриваемого объекта.
Термин «модель» мы применяем в общепринятом значении, как «обобщенное отражение явления, результат абстрактного обобщения практического опыта, соотнесение теоретических представлений об объекте и эмпирических знаний о нем» (5, с. 104). При построении модели управления качеством музыкально-инструментальной подготовки были учтены требования, предъявляемые к моделям: во-первых, она должна отобразить степень целостности процесса или явления; во-вторых, дать описание условий его протекания; в-третьих, она должна строиться структурно целесообразно (3).
Разработанная модель ориентирована на будущего специалиста как субъекта подготовки и предполагает определенные изменения в достижении качественно нового уровня сформированности базовых компетенций, связанных с музыкально-инструментальной деятельностью: теоретических, исполнительских и личностных.
Структура модели управления качеством музыкально-инструментальной подготовки представляет собой ряд относительно самостоятельных блоков (целевой, функ-циональн ый, структурно-содержательный, результативный, условия реализации модели). Взаимодействие и взаимосвязь перечисленных блоков является необходимой предпосылкой рационального управления качеством музыкально-инструментальной подготовки студента в педвузе.
Моделирование процесса подготовки осуществляется сверху вниз по иерархической лестнице, исходя из цели управления качеством музыкально-инструментальной подготовки, как главного системообразующего компонента.
Целевой блок, связан с планированием качества как результата подготовки специалиста. Он реализуется через постановку стратегической цели управления качеством. Целеполагание в музыкально-инструментальной подготовке студентов представляет собой единство двух групп целей: внешних и внутренних.
Внешние цели зафиксированы в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Они составляют основу системы целей, направленной на подготовку компетентных специалистов в сфере образования.
Внутренние цели ориентированы на удовлетворение личностных потребностей студентов, которые складываются из ряда составляющих:
• понимания будущего профессионального статуса и предназначения;
• осознания роли изучаемой дисциплины в дальнейшей профессиональной деятельности;
• интереса к предмету;
• потребности в накоплении и расширении границ компетенций по изучаемому предмету.
Важным в управлении качеством музыкально-инструментальной подготовки, на наш взгляд, является тот факт, что внутренние и внешние цели должны соотноситься между собой, действую по принципу вложенности.
Таким образом, стратегическая цель управления качеством музыкально-инструментальной подготовки студента определена как подготовка компетентного специалиста для сферы музыкального образования.
Структурно-содержательный блок связан с утверждением структуры и содержания основной программы подготовки. В нашем случае, под структурой понимается собственно система инструментальной подготовки студента, которая состоит из дисциплин предметной подготовки.
В музыкально-инструментальной подготовке студента мы выделили три диффе-
ренцированные системы, соответствующие многопрофильной музыкально-исполнительской деятельности будущего педагога-музыканта: методико-практическая, кон-цертно-исполнительская, ансамблевая.
Ядром каждой из перечисленных систем является урок, как основополагающее начало качества подготовки. Отсюда следует, что повышение качества всей системы подготовки неразрывно связано с поиском путей управления индивидуальным занятием в исполнительском классе и нахождением эффективных способов его организации.
Говоря о содержании музыкально-инструментальной подготовки, как важной составляющей качества, необходимо отметить, что оно должно включать музыкальные произведения различных стилей (барокко, классицизм, романтизм, неоклассические стили), жанров (инвенции, сюиты, прелюдии и фуги, сонаты, концерты, пьесы, этюды), форм (сонатная, вариационная, рондо, свободная формы).
В подборе репертуара сложно выделить один фактор, который определял бы дальнейшее развитие студента. В его основе лежит ряд принципов:
• профессиональная направленность содержания обучения и его значимость для сферы профессиональной деятельности;
• учет сложности репертуара и соответствия музыкально-исполнительскому развитию студента;
• принцип доступности музыкального материала с точки зрения реальных интеллектуальных, физических, технических возможностей студента;
• принцип стилевого и жанрового разнообразия;
• принцип педагогической целесообразности и перспективности ближайшего развития;
• принцип системности, позволяющий представить музыкально-исторический процесс в содержании музыкально-инструментальной подготовки как целостное образование.
Функциональный блок сводится, в свою очередь, к процессу реализации определенных ранее целевого и структурно-
ы
Ш Протасова С.В.
«Модель управления качеством музыкально-инструментальной подготовки студента...»
содержательного этапов. Функционирование системы управления качеством музыкально-инструментальной подготовки осуществляется посредством управленческих действий (функций), применяемых преподавателем в музыкально-исполнительском классе.
Качество управления музыкально-инструментальной подготовкой выражается степенью проявления в деятельности преподавателя управленческих функций: чем полнее их проявление, тем более эффективной станет работа по управлению качеством. Следует отметить, что мы изучали не эффективность управления вообще, а его действенность в достижении реальной цели в условиях конкретного процесса музыкально-инструментальной подготовки студента.
В своем исследовании мы опираемся на концепцию А.И. Субетто (7), согласно которой управление качеством разбивается на три обобщенные функции управления.
Так, стратегия управления качеством музыкально-инструментальной подготовки на уроке конкретизируется через функции целеполагание, диагностику, планирование качества.
Механизм управления качеством осуществляется посредством функций организации и мотивации студента.
Функции обратной связи раскрываются через контроль и оценку качества, анализ результатов урока.
Выделенные функции образуют управленческий цикл, т.е. последовательную реализацию управленческих действий преподавателя с целью приведения системы музыкально-инструментальной подготовки студента в качественно новое состояние.
Резул ьтативно-коррекционн ый блок как необходимая часть процесса управления качеством подготовки студента отражает сформированность теоретических, исполнительских и личностных компетенций студента.
Рассматривая формирование компетенций студента как показатель качества подготовки студента-музыканта, который требует непрерывности и поступенности, были выделены его основные уровни: уровень адаптации, уровень освоения, уровень
применения, уровень трансляции, уровень творчества. Каждый из представленных уровней взаимодействует с предшествующим и последующим, отражая динамику формирования компетенции студента при переходе с уровня на уровень. При этом два последних уровня сформированности базовых компетенций (трансляции и творчества) признаны достаточными для достижения качества музыкально-инструментальной подготовки студента
Условия реализации модели рассматриваются как комплекс специально созданных средств необходимых для эффективной управленческой деятельности. В качестве условий реализации модели управления качеством музыкально-инструментальной подготовки студента-музыканта были выделены.
- мотивация студента на профессиональную деятельность, как необходимый компонент для создания системы побуждений в процессе музыкально-инструментальной подготовки;
- организация взаимодействия с целью установить положительную обратную связь во взаимоотношениях педагога и студента и достичь ситуации доверия, сотрудничества в процессе музыкально-инструментальной подготовки;
- создание морально-психологического комфорта на уроке, способствующего самораскрытию и самореализации студента в музыкально-исполнительской деятельности;
- индивидуальная траектория подготовки студента для реализации индивидуального и дифференцированного подхода к процессу профессиональной подготовки.
Таким образом, управления качеством музыкально-инструментальной подготовки студентов в педвузе как целенаправленный, планомерный процесс формирования базовых компетенций студента посредством организованного комплекса управленческих действий включает прохождение следующей цепочки действий:
• планирование качества как результата подготовки специалист, реа-
лизуемого через постановку стратегической цели управления качеством;
• установление структуры и содержания подготовки, рассматриваемой в рабочих программах и учебно-методических комплексах по предметам музыкально-инструментальной подготовки;
• процесс реализации целевого и структурно-содержательного блоков посредством управленческих функций, применяемых преподавателем на уроке в музыкально-исполнительском классе (целее-полагание, диагностика, планирование, организация, мотивация, контроль и оценка качества),
• определение эффективности управления качеством подготовки по уровню сформированных базовых компетенций студента (теоретических, исполнительских и личностных);
• выполнение условий реализации модели управления качеством музыкально-инструментальной подготовки;
• оценка соответствия процесса и результатов деятельности поставленной цели, выявление положительных и отрицательных моментов;
• сравнение реальных результатов управления качеством музыкально-инструментальной подготовки с ожидаемыми и их корректировка в случае, если результат не соответствует сконструированной модели.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдуллин, Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки [Текст] /Э.Б. Абдуллин. -М.: МИРОС, 1992. - 72с.
2. Арчажникова, Л.Г. Профессия - учитель музыки [Текст] / Л.Г. Арчажникова. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
3. Ильин, В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс) [Текст] / В. С. Ильин. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
4. Немыкина, И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки [Текст]: Учебное пособие. - Свердловск: Изд-во Свердловского педагогического инта, 1988. - 64 с.
5. Полонский, В.М. Научно-педагогическая информация [Текст]; Словарь-справочник / В.М. Полонский. - М.: Владос, 1995. - 236 с.
6. Синцова, Л.К. Качество образования как основа эффективной профессиональной деятельности специалиста [Текст] // Профессиональное образование в регионе: основные направления и качество подготовки специалистов / Под ред. Л.Р. Гусляковой, Л.К. Синцовой, М.М. Попковой. - Барнаул-Шумановка, 2000. - 168 с.
7. Субетто, А.И. Введение в квалиметрию высшей школы [Текст] /А.И. Субетто. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1991.
8. Фролов, Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалиста. [Текст] / Ю.В. Фролов, Д.А. Ма-хотин // Высшее образование сегодня. -2004. - № 8. - С. 34-41.
9. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика [Текст] / Г.М. Цыпин. - СПб.: Алетейя, 2001.
10. ГОСТ Р ИСО 9000:2001, Государственный стандарт РФ: Система менеджмента качества. Основные положения и словарь [Текст]. - М, 2001. - 25 с.
Об авторе
Протасова Светлана Викторовна, старший преподаватель кафедры музыкально-инструментальной подготовки, аспирант кафедры педагогики Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Сфера научных интересов - проблема управления качеством музыкально-инструментальной подготовки студента в педагогическом вузе. svikt29 @ramblcr. ru