МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ К СПРОСУ НА ПРОДУКЦИЮ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ Н.Н. Кретова, канд. экон. наук, доцент
Воронежский государственный технический университет
В условиях жесткой кредитной политики, снижающегося платежеспособного спроса, замедления роста мировой экономики и экономики России в частности перед многими предприятиями остро встает вопрос хотя бы удержания уровня спроса на свою продукцию. В связи с этим в данной статье уделено внимание вопросу формирования модели управления адаптацией предприятия к спросу на продукцию в условиях политики импортозамещения
В общем виде, модель можно определить как систему, доведенную до логики чистого механизма. Это достигается путем дальнейшего абстрагирования, упрощения отображения объективной реальностью по сравнению с системой. Модель адаптации к спросу на продукцию должна не противоречить, а лучше соответствовать организационной культуре предприятия в целом [1].
Целью модели управления адаптацией машиностроительного предприятия к спросу на продукцию является разработка методики процесса достижения оптимального уровня адаптации предприятия к спросу на продукцию, повышающий ее конкурентоспособность, что подтверждают работы различных авторов [2, 3, 4].
Под моделью управления адаптацией автором понимается совокупность взаимоувязанных организационно-экономических приемов, позволяющих при оптимальных затратах ресурсов и времени на системной основе осуществить адаптацию предприятия к спросу на продукцию в условиях политики им-портозамещения.
Модель управления адаптацией предприятия к спросу на продукцию в условиях политики импорто-замещения должна удовлетворять следующим требованиям: отражать только существенные связи, необходимые для решения задачи; быть наглядной; иметь хорошо просматриваемую структуру; быть хорошо скомпонованной; быть выраженной в понятном языке; быть не слишком сложной.
В основе модели управления адаптацией к спросу на продукцию в условиях политики импортозаме-щения лежат несколько исходных положений:
1. Управление адаптацией - это непрерывный процесс выявления возможностей и проблем, связанных с изменением факторов адаптации к спросу на продукцию, а также реагирование на них.
2. Алгоритм реакции выбирается исходя из его влияния на текущие показатели работы предприятия (прибыль) и (или) стратегические (стоимость предприятия) с позиций минимизации затрат и оптимальности времени реализации.
3. Условия проведения изменений возникает при обнаружении изменений во внешней среде либо при отклонениях, обнаруженных внутри предприятия. Реагирование на изменения во внешней и внутренней среде функционирования предприятия осуществляется как в подсистеме текущего, так и стратегического управления.
Графически модель управления адаптацией предприятия к спросу на продукцию представлена на рисунке.
Рассмотрим данную модель подробнее. В соответствии с используемой концепцией Кайзен сбор информации идет непрерывно, при этом к информации сохраняются такие общие требования как своевременность, достоверность и доступность, соответствие уровню принимаемых решений конкретным сотрудником.
Информация по отношению к предприятию может представлять как возможность (резерв) или угрозу (недостаток), поэтому ее необходимо анализировать по двум указанным направлениям.
В блоке анализа следует убедиться, что мы осознали суть проблемы, а не просто пытаемся устранить ее симптом. При исследовании внутренних отклонений в соответствии с концепцией Кайзен прежде всего рекомендуется пойти к гемба, - т.е. к месту, где обнаружена проблема. Следует внимательно изучить, что там происходит, взглянуть на результат процессов, применяемые машины, производственную среду в целом и т.п.
Факторы адаптации к спросу на продукцию
Факторы адаптации к спросу на продукцию
Внешняя среда предприятия
1
Блок 2
Анализ необходимости и глубины изменений в работе предприятия, обусловленной адаптацией к спросу
Внутренняя среда предприятия
Этап 1
Выявление возможностей повышения уровня адаптации предприятия к спросу на продукцию
Определение проблем адаптации предприятия к спросу на продукцию
Этап 2
Анализ влияния факторов адаптации на текущее состояние предприятия и принятие решения о необходимости реагирования
Анализ влияния факторов адаптации на достижение стратегических целевых установок предприятия и принятие решения о необходимости реагирования
Блок 3
Подготовка и реализация альтернатив адаптации к спросу на продукцию
1
Этап 1
Формирование и выбор альтернатив тактической адаптации
Формирование и выбор альтернатив стратегической адаптации
Этап 2 Разработка алгоритма реализации выбранных альтернатив адаптации к спросу на продукцию, включающая распределение обязанностей и ответственности между исполнителями
Этап 3 Реализация альтернатив адаптации к спросу на продукцию и отслеживание отклонений в процессе их осуществления
Модель управления адаптацией к спросу на продукцию в условиях политики импортозамещения на
региональных рынках ЭКОНОМИНФО. 2016. № 25 17
Выявление возможностей и резервов является также не менее важным направлением адаптационной деятельности, позволяющим как повысить эффективность используемых ресурсов, так и правильно выбрать общее направление адаптации к спросу на продукцию.
В современных динамичных условиях функционирования машиностроительное предприятие должно постоянно отслеживать глубину влияния изменений факторов адаптации к спросу, так как от этого зависит эффективность реализации стратегической и тактической адаптации.
Выявления текущих и стратегических проблем и возможностей может проводится с использованием методики оценки уровня адаптации, представленной автором в параграфе 2.1. При этом необходимо различать существующие проблемы и возможности и потенциальные, т.е. действия которых отодвинуты во времени. Указанная особенность определяет характер информации, на основе которой в дальнейшем решается вопрос о необходимости разработки и реализации мероприятий по адаптации предприятия к спросу в условиях политики импортозамещения.
В блоке анализа, по мнению автора, информация должна обобщаться специалистом отдела маркетинга и далее передаваться высшему руководству для принятия окончательного решения о возможности и необходимости реагировании.
Следующим блоком является подготовка и реализация альтернатив адаптации предприятия к спросу на продукцию в условиях политики импортозамеще-ния. Как правило, альтернативы не могут быть реализованы одновременно. Реализация любой возможной альтернативы ведет к одному или нескольким последствиям (результатам). Ожидаемыми результатами в системе управления адаптацией предприятия к спросу могут быть увеличение выручки от реализации товаров, уровня удовлетворения спроса, прибыли, доли рынка и других показателей на основе реализации политики качества [5].
В данном случае необходимо различать одно-критериальные и многокритериальные задачи выбора альтернатив адаптации предприятия к спросу на продукцию.
Если находится доминирующая альтернатива адаптации предприятия к спросу, то проблемы выбора как таковой не существует, данная альтернатива принимается в качестве решения. Однако, как было отмечено ранее, доминирующие альтернативы встречаются довольно редко, поэтому приходится применять методы многокритериального выбора, причем реше-
ние должно быть наилучшим в "определенном смысле".
Таким образом, в данной статье была предложена модель управления адаптацией предприятия к спросу на продукцию в условиях политики импорто-замещения, которая представляет собой алгоритм альтернативных действий выбора варианта дальнейших изменений в зависимости от внешних и внутренних факторов предприятий, выделение существенных для модели рассматриваемой экономической системы показателей качества альтернатив выбора соответствует поставленным целям.
Литература
1. Родионова, В.Н. Культура предприятия: концепция и методы формирования [Текст] / В.Н. Родионова, Т.М. Бугаева, Ю.В. Качина, Н.В. Федоркова, И.В. Каблашова, Н.Н. Кретова, А.Ю. Бугаев // Сер. Теория и практика организации промышленного производства Воронеж, 2006.
2. Амелин, С.В. Организационное моделирование как инструмент оценки конкурентоспособности продукции [Текст] / С.В. Амелин, И.В. Щетинина// Организатор производства. - 2011. - Т. 51. - № 4. - С. 102-105.
3. Амелин, С.В. Методологические подходы к принятию организационных решений по созданию конкурентоспособной продукции [Текст] / С.В. Амелин, И.В. Щетинина // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2011. - Т. 7. - № 11-3. - С. 55-59.
4. Щетинина, И.В. Методика анализа конкурентоспособности продукции промышленного предприятия [Текст] / Щетинина И.В. // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т. 10. - № 2. - С. 84-89.
5. Толстых, Т.О. Подходы к развитию регионального предпринимательства на основе формирования политики качества [Текст] /Т.О. Толстых, М.С. Швоб // Русский провинциальный научный журнал «Регион: системы, экономика, управление». - 2015. -Т. 28. - №4. - С.84-89.
Э 8 (473) 243-76-67
Ключевые слова: спрос, адаптация, политика импортозамещения, модели управления адаптацией предприятия к спросу на продукцию в условиях политики импортозамещения, альтернативы адаптации