Научная статья на тему 'Модель управления адаптацией предприятия к спросу на продукцию в условиях политики импортозамещения'

Модель управления адаптацией предприятия к спросу на продукцию в условиях политики импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
СПРОС / АДАПТАЦИЯ / ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ К СПРОСУ НА ПРОДУКЦИЮ / АЛЬТЕРНАТИВЫ АДАПТАЦИИ / DEMAND / ADAPTATION / POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION / GOVERNANCE MODEL THE ADAPTATION OF ENTERPRISE TO THE DEMAND FOR THE PRODUCTS / THE ALTERNATIVES TO ADAPTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кретова Н. Н.

В условиях жесткой кредитной политики, снижающегося платежеспособного спроса, замедления роста мировой экономики и экономики России в частности перед многими предприятиями остро встает вопрос хотя бы удержания уровня спроса на свою продукцию. В связи с этим в данной статье уделено внимание вопросу формирования модели управления адаптацией предприятия к спросу на продукцию в условиях политики импортозамещения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF REGULATING THE COMPANY ADAPTATION TO PRODUCT DEMAND UNDER THE POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION

In conditions of tight credit policy, the declining effective demand and the slowing growth of the global and, particularly, the Russian economy, many companies face the acute problem of how, at the very least, to maintain the level of product demand. In this respect, the present article addresses the problem of creating the model of regulating the company adaptation to product demand under the policy of import substitution

Текст научной работы на тему «Модель управления адаптацией предприятия к спросу на продукцию в условиях политики импортозамещения»

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ К СПРОСУ НА ПРОДУКЦИЮ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ Н.Н. Кретова, канд. экон. наук, доцент

Воронежский государственный технический университет

В условиях жесткой кредитной политики, снижающегося платежеспособного спроса, замедления роста мировой экономики и экономики России в частности перед многими предприятиями остро встает вопрос хотя бы удержания уровня спроса на свою продукцию. В связи с этим в данной статье уделено внимание вопросу формирования модели управления адаптацией предприятия к спросу на продукцию в условиях политики импортозамещения

В общем виде, модель можно определить как систему, доведенную до логики чистого механизма. Это достигается путем дальнейшего абстрагирования, упрощения отображения объективной реальностью по сравнению с системой. Модель адаптации к спросу на продукцию должна не противоречить, а лучше соответствовать организационной культуре предприятия в целом [1].

Целью модели управления адаптацией машиностроительного предприятия к спросу на продукцию является разработка методики процесса достижения оптимального уровня адаптации предприятия к спросу на продукцию, повышающий ее конкурентоспособность, что подтверждают работы различных авторов [2, 3, 4].

Под моделью управления адаптацией автором понимается совокупность взаимоувязанных организационно-экономических приемов, позволяющих при оптимальных затратах ресурсов и времени на системной основе осуществить адаптацию предприятия к спросу на продукцию в условиях политики им-портозамещения.

Модель управления адаптацией предприятия к спросу на продукцию в условиях политики импорто-замещения должна удовлетворять следующим требованиям: отражать только существенные связи, необходимые для решения задачи; быть наглядной; иметь хорошо просматриваемую структуру; быть хорошо скомпонованной; быть выраженной в понятном языке; быть не слишком сложной.

В основе модели управления адаптацией к спросу на продукцию в условиях политики импортозаме-щения лежат несколько исходных положений:

1. Управление адаптацией - это непрерывный процесс выявления возможностей и проблем, связанных с изменением факторов адаптации к спросу на продукцию, а также реагирование на них.

2. Алгоритм реакции выбирается исходя из его влияния на текущие показатели работы предприятия (прибыль) и (или) стратегические (стоимость предприятия) с позиций минимизации затрат и оптимальности времени реализации.

3. Условия проведения изменений возникает при обнаружении изменений во внешней среде либо при отклонениях, обнаруженных внутри предприятия. Реагирование на изменения во внешней и внутренней среде функционирования предприятия осуществляется как в подсистеме текущего, так и стратегического управления.

Графически модель управления адаптацией предприятия к спросу на продукцию представлена на рисунке.

Рассмотрим данную модель подробнее. В соответствии с используемой концепцией Кайзен сбор информации идет непрерывно, при этом к информации сохраняются такие общие требования как своевременность, достоверность и доступность, соответствие уровню принимаемых решений конкретным сотрудником.

Информация по отношению к предприятию может представлять как возможность (резерв) или угрозу (недостаток), поэтому ее необходимо анализировать по двум указанным направлениям.

В блоке анализа следует убедиться, что мы осознали суть проблемы, а не просто пытаемся устранить ее симптом. При исследовании внутренних отклонений в соответствии с концепцией Кайзен прежде всего рекомендуется пойти к гемба, - т.е. к месту, где обнаружена проблема. Следует внимательно изучить, что там происходит, взглянуть на результат процессов, применяемые машины, производственную среду в целом и т.п.

Факторы адаптации к спросу на продукцию

Факторы адаптации к спросу на продукцию

Внешняя среда предприятия

1

Блок 2

Анализ необходимости и глубины изменений в работе предприятия, обусловленной адаптацией к спросу

Внутренняя среда предприятия

Этап 1

Выявление возможностей повышения уровня адаптации предприятия к спросу на продукцию

Определение проблем адаптации предприятия к спросу на продукцию

Этап 2

Анализ влияния факторов адаптации на текущее состояние предприятия и принятие решения о необходимости реагирования

Анализ влияния факторов адаптации на достижение стратегических целевых установок предприятия и принятие решения о необходимости реагирования

Блок 3

Подготовка и реализация альтернатив адаптации к спросу на продукцию

1

Этап 1

Формирование и выбор альтернатив тактической адаптации

Формирование и выбор альтернатив стратегической адаптации

Этап 2 Разработка алгоритма реализации выбранных альтернатив адаптации к спросу на продукцию, включающая распределение обязанностей и ответственности между исполнителями

Этап 3 Реализация альтернатив адаптации к спросу на продукцию и отслеживание отклонений в процессе их осуществления

Модель управления адаптацией к спросу на продукцию в условиях политики импортозамещения на

региональных рынках ЭКОНОМИНФО. 2016. № 25 17

Выявление возможностей и резервов является также не менее важным направлением адаптационной деятельности, позволяющим как повысить эффективность используемых ресурсов, так и правильно выбрать общее направление адаптации к спросу на продукцию.

В современных динамичных условиях функционирования машиностроительное предприятие должно постоянно отслеживать глубину влияния изменений факторов адаптации к спросу, так как от этого зависит эффективность реализации стратегической и тактической адаптации.

Выявления текущих и стратегических проблем и возможностей может проводится с использованием методики оценки уровня адаптации, представленной автором в параграфе 2.1. При этом необходимо различать существующие проблемы и возможности и потенциальные, т.е. действия которых отодвинуты во времени. Указанная особенность определяет характер информации, на основе которой в дальнейшем решается вопрос о необходимости разработки и реализации мероприятий по адаптации предприятия к спросу в условиях политики импортозамещения.

В блоке анализа, по мнению автора, информация должна обобщаться специалистом отдела маркетинга и далее передаваться высшему руководству для принятия окончательного решения о возможности и необходимости реагировании.

Следующим блоком является подготовка и реализация альтернатив адаптации предприятия к спросу на продукцию в условиях политики импортозамеще-ния. Как правило, альтернативы не могут быть реализованы одновременно. Реализация любой возможной альтернативы ведет к одному или нескольким последствиям (результатам). Ожидаемыми результатами в системе управления адаптацией предприятия к спросу могут быть увеличение выручки от реализации товаров, уровня удовлетворения спроса, прибыли, доли рынка и других показателей на основе реализации политики качества [5].

В данном случае необходимо различать одно-критериальные и многокритериальные задачи выбора альтернатив адаптации предприятия к спросу на продукцию.

Если находится доминирующая альтернатива адаптации предприятия к спросу, то проблемы выбора как таковой не существует, данная альтернатива принимается в качестве решения. Однако, как было отмечено ранее, доминирующие альтернативы встречаются довольно редко, поэтому приходится применять методы многокритериального выбора, причем реше-

ние должно быть наилучшим в "определенном смысле".

Таким образом, в данной статье была предложена модель управления адаптацией предприятия к спросу на продукцию в условиях политики импорто-замещения, которая представляет собой алгоритм альтернативных действий выбора варианта дальнейших изменений в зависимости от внешних и внутренних факторов предприятий, выделение существенных для модели рассматриваемой экономической системы показателей качества альтернатив выбора соответствует поставленным целям.

Литература

1. Родионова, В.Н. Культура предприятия: концепция и методы формирования [Текст] / В.Н. Родионова, Т.М. Бугаева, Ю.В. Качина, Н.В. Федоркова, И.В. Каблашова, Н.Н. Кретова, А.Ю. Бугаев // Сер. Теория и практика организации промышленного производства Воронеж, 2006.

2. Амелин, С.В. Организационное моделирование как инструмент оценки конкурентоспособности продукции [Текст] / С.В. Амелин, И.В. Щетинина// Организатор производства. - 2011. - Т. 51. - № 4. - С. 102-105.

3. Амелин, С.В. Методологические подходы к принятию организационных решений по созданию конкурентоспособной продукции [Текст] / С.В. Амелин, И.В. Щетинина // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2011. - Т. 7. - № 11-3. - С. 55-59.

4. Щетинина, И.В. Методика анализа конкурентоспособности продукции промышленного предприятия [Текст] / Щетинина И.В. // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т. 10. - № 2. - С. 84-89.

5. Толстых, Т.О. Подходы к развитию регионального предпринимательства на основе формирования политики качества [Текст] /Т.О. Толстых, М.С. Швоб // Русский провинциальный научный журнал «Регион: системы, экономика, управление». - 2015. -Т. 28. - №4. - С.84-89.

Э 8 (473) 243-76-67

Ключевые слова: спрос, адаптация, политика импортозамещения, модели управления адаптацией предприятия к спросу на продукцию в условиях политики импортозамещения, альтернативы адаптации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.