УДК 159.9.072
МОДЕЛЬ СУБЪЕКТА АКМЕОЛОГИЧЕСКОИ КВАЛИМЕТРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кириченко Александр Викторович — доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]
Жук Игорь Александрович — кандидат экономических наук, доцент кафедры Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ
В статье раскрыта актуальность использования валидных квалиметрических процедур в акмео-логической науке. Дано обоснование акмео-логической квалиметрии как прикладного направления квалиметрической науки, которое разрабатывает методологические основы измерительных процедур в акмеологии. Авторами обосновывается необходимость практического использования достижений квалиметрической науки в целях увеличения надёжности и точности измерения акмеологических параметров, оказывающих существенное влияние на эффективность профессиональной деятельности. Исследуется феноменология процесса моделирования, а также классификации моделей, используемых в различных предметных областях. На основе компетентностного подхода разработана модель субъекта акмеологической квалиметрии. Описана система компетенций, которыми должен обладать субъект акмеологической квалиметрии XXI века.
Дано обоснование того, что модель субъекта акмеологической квалиметрии должна отвечать целому ряду дополнительных критериев, отражающих условия и специфику профессиональной деятельности, включая соответствующее базовое образование: профессионализм в той сфере профессиональной деятельности, которую оценивает субъект; признание субъекта в профессиональной среде; наличие учёной степени или ученого звания по профилю профессиональной деятельности; обучение основам акмеологической квалиметрии; наличие положительного опыта экспертной деятельности; наличие необ-
ходимых и достаточных социально-психологических и профессиональных свойств и качеств. Кроме этого авторы отмечают, что отличительной особенностью субъекта акмеологической квалиметрии является обязательное достижение профессионального акме в своей профессиональной области.
Ключевые слова: акмеология, квалиметрия, ак-меологическая квалиметрия, профессиональная деятельность, модель измерения компетенций, модель субъекта акмеологической квалиметрии.
ВВЕДЕНИЕ
Успешное развитие акмеологической науки, завоевание ею ключевых позиций среди других чело-вековедческих научных дисциплин определяется, с одной стороны, высокой актуальностью проблемы подготовки высококлассных профессионалов, способных эффективно решать сверхсложные задачи, обусловленные системой вызовов и угроз 3-го тысячелетия, с другой стороны — надёжностью и высокой достоверностью эмпирической базы, отражающей законы, закономерности, особенности, психолого-акмеологические закономерности и детерминанты, обеспечивающие акмеологический уровень эффективности профессиональной деятельности. Процедура использования валидных инструментов, обеспеченных современным математическим аппаратом, позволяет существенно повысить востребованность акмеологической науки широкой социальной практикой.
Практическое использование достижений современной квалиметрии нацелено, прежде всего, на уменьшение погрешностей и увеличение уровня валидности и надёжности полученных эмпирических
данных, отражающих существенные параметры эффективности профессиональной деятельности. При этом категория акмеологической квалиметрии отражает одно из направлений прикладной квалиме-трической науки, которое занимается разработкой методологических основ измерительных процедур в акмеологической науке [1].
Исследование феноменологии процесса моделирования (от лат. modulus — мера, образец, норма) показывает, что научными первоисточниками он трактуется как объект материального или идеального свойства, который отражает систему наиболее существенных параметров объекта-оригинала и разрабатывается в целях реализации теоретических или практических задач, выступая при этом в качестве квазиобъекта. Другими словами, основу прикладных технологий моделирования составляют процессы построения идеальных образов, отражающих ключевые качественные и количественные параметрические характеристики исследуемого явления. При этом процедура формирования и использования модели на практике трактуется как моделирование.
Использование научной практикой проверенных технологий моделирования решает целый ряд методологических задач, нацеленных на исследование феноменологических особенностей, структурной композиции изучаемого объекта; на выявление закономерностей, отражающих формирование, развитие и бытие изучаемых объектов исследования; на изучение возможности управления объектом исследования при помощи наиболее успешных алгоритмов в условиях заданных целей и критериев; на прогноз последствий реализации указанных средств, способов, методов воздействия на объект прямого или косвенного характера; на оптимизацию процессов управленческой деятельности в отношении изучаемого объекта исследования.
На основании функциональных признаков и реализуемых целей, используемых в исследовании, модели по своему содержанию делятся на описательные, объяснительные и прогностические, так как они описывают объект моделирования, освещая причинно-следственные связи. При этом разрабатываемые модели идеально отражают параметры объекта вероятностного качественного и количественного характера [1].
Квалиметрические процедуры на основе экспертных оценок успешно используются в различных областях человеческой деятельности и нашли своё отражение в работах Г.Г. Азгальдова, С. Д. Бе-шелева, Л.Г. Евланова, Ф.Г. Гурвича, О.И. Ларичева, Б.Г. Литвака, Д.А. Новикова, А. И. Орлова, И.П. Райхмана, Ю.В. Сидельникова и многих других авторов, занимающихся этой проблематикой [1, с. 65-72].
Практика проведения квалиметрического оценивания использует различные подходы к подбору экспертов. Так, в работе Л. Г. Евланова к эксперту предъявляются следующие требования: компетентность, креативность, позитивное отношение к экспертизе, конформизм, конструктивность мышления, коллективизм, самокритичность [2].
Компетентность — это степень квалификации эксперта в определённой области знаний. Компетентность может быть определена на основе анализа плодотворности деятельности специалиста, уровня и широты знакомства с достижениями мировой науки и техники, понимания проблемы и перспектив развития.
Креативность — это способность эксперта решать творческие задачи. В настоящее время кроме качественных суждений, основанных на изучении деятельности экспертов, нет каких-либо предложений по оценке этой характеристики.
Конформизм — это подверженность эксперта влиянию авторитетов.
Позитивное отношение к экспертизе является очень важной характеристикой эксперта при решении данной проблемы. Негативное или пассивное отношение к решению проблемы, большая занятость или другие факторы существенно сказываются на выполнении экспертом своих функций. Поэтому участие в экспертизе должно рассматриваться как плановая работа.
Конструктивность мышления — это прагматический аспект мышления. Эксперт должен предлагать решения, обладающие свойством практичности. Учёт реальных возможностей решения проблемы очень важен при проведении экспертного оценивания.
Коллективизм эксперта должен учитываться при проведении открытых дискуссий.
Самокритичность эксперта проявляется при его самооценке степени своей компетентности.
В работе Э.П. Райхмана и Г.Г. Азгальдова к эксперту предъявляются следующие требования: компетентность, заинтересованность, деловитость, объективность [4].
Компетентность эксперта должна распространяться на объект оценки качества (профессиональная компетентность) и методологию оценки (квали-метрическая компетентность).
Профессиональная компетентность включает в себя знание истории развития оцениваемой продукции (изменение её свойств и показателей качества); производства продукции (исследование, конструирование, изготовление); значений показателей качества различных её модификаций, выпускаемых в СССР, РФ и за рубежом, в том числе наилучших аналогов; перспектив развития продукции; научно-исследовательских работ и патентных материалов, которые могут привести к изменению свойств и показателей качества; требований потребителей, условий и характера потребления.
Квалиметрическая компетентность обеспечивает: чёткое понимание экспертом подхода к оценке качества продукции как к мере удовлетворения ею потребностей людей; знание методов оценки качества, особенно экспертных методов; умение пользоваться различными типами оцениваемых шкал, различая при этом достаточно большое количество их градаций. Дополнительная информация, необходимая для повышения квалиметрической компетентности, может быть сообщена эксперту в процессе подготовительной работы. Однако сравнительно короткий
срок подготовительного этапа затрудняет восприятие этой информации, что снижает эффективность работы эксперта.
Заинтересованность эксперта в результатах экспертизы зависит от: 1) степени загруженности эксперта основной работой, с которой, как правило, совмещается экспертиза; 2) возможности использования полученных результатов; 3) целей экспертизы; 4) характера выводов, которые могут быть сделаны по результатам оценки качества; 5) индивидуальных особенностей эксперта.
Деловитость эксперта — весьма широкое понятие. Оно включает в себя собранность, подвижное и эластичное внимание, которые позволяют быстро переключаться с оценки одного показателя на оценку другого; контактность, т.е. умение работать с людьми при решении задач в конфликтной ситуации; мотивированность выносимых оценок.
Последняя группа свойств, характеризующих качество эксперта, — объективность, которую можно рассматривать как способность учитывать только ту информацию, которая определяет удовлетворение потребности данной продукцией. Необъективность эксперта заключается в завышении или занижении оценок качества продукции по причинам, не имеющим отношения к качеству, например из-за неспособности противостоять мнению большинства других экспертов вследствие неуверенности в своей правоте (явление конформизма). Необъективность эксперта может проявляться и в другой ситуации. Дело в том, что экспертные оценки относятся или к типу продукции (например, коэффициенты весомости оценки показателей), или к конкретному её образцу (например, органолептическая оценка эстетических и эргономических показателей качества). Необъективность эксперта может проявляться главным образом именно во втором случае — при оценке реальных образцов. Скажем, эксперт завышает оценки эстетических и эргономических показателей качества продукции, выпускаемой предприятием, с которым он связан по работе, хотя и не является непосредственным разработчиком данной продукции [4, с. 34-36].
Анализ большинства научных источников показывает, что эксперт должен иметь следующие основные качества:
1) учёная степень в данной предметной области;
2) положительной опыт в предыдущих экспертизах в данной предметной области;
3) работа по специальности не менее 10 лет;
4) объективность;
5) постоянное совершенствование своих знаний.
На наш взгляд, эти качества носят формально-
умозрительный характер и не соответствуют системе компетенций, которые были предложены европейским сообществом как базовые компетенции специалиста XXI века [4].
БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
На наш взгляд, для субъекта квалиметриче-ских процедур XXI века важны следующие пять ба-
зовых компетенций, а именно: 1) общение на родном языке; 2) общение на иностранных языках; 3) математические способности и основные компетенции (умения) в науке и технологии; 4) информационная компетентность; 5) умение учиться. Сюда необходимо добавить ещё один пункт — наличие базового образования по конкретной предметной области.
Основные компетенции непрерывного образования — европейская рекомендованная структура (компетенции). Компетенции определяются здесь как комбинация знаний, умений и отношений, присущих определённой ситуации. Основными компетенциями являются те, которые необходимы всем людям для личного совершенствования и развития, активного гражданства, социального включения и применения. К окончанию начального образования и обучения (воспитания) у молодых людей основные компетенции должны быть развиты до уровня, достаточного для взрослой жизни, а затем развиваться, сохраняться и модернизироваться, являясь частью непрерывного образования. Многие компетенции частично совпадают и пересекаются: аспекты, необходимые в одной области, помогают развитию компетенции в другой. Компетенция в основных языковых умениях, грамотности, умении вычислять и владеть информационно-компьютерными технологиями — это существенное основание для обучения, а умение учиться поддерживает все обучающие виды деятельности. Темы, которые относятся к данной структуре и играют определённую роль для всех восьми компетенций, — это критическое мышление, творчество, инициатива, решение проблем, оценка риска, принятие решений, управление чувствами.
ОБЩЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ
Общение на родном языке — это способность выражать и объяснять мысли, чувства и факты как в устной, так и в письменной форме (слушание, говорение, чтение и письмо), а также соответствующим способом лингвистически влиять на ряд общественных и культурных ситуаций — образование и воспитание (обучение), работа, дом и досуг. Необходимы знания, умения и отношения, относящиеся к данной компетенции. Общение на родном языке требует от индивида знания основного словарного состава, функциональной грамматики и функций языка. Оно включает в себя осознание основных видов вербального взаимодействия, ряда литературных и нелитературных текстов, основных признаков различных стилей и реестров языка, изменчивость языка и общение в различных ситуациях. Люди должны обладать умениями взаимодействовать в устной и письменной форме во всем многообразии ситуаций общения, а также контролировать и приспосабливать их собственное общение к необходимым условиям ситуации. Компетентность также включает в себя умение написать и прочитать различные виды текста; найти, собрать и обработать информацию; использовать вспомогательные средства; сформулировать и выразить свои собственные аргументы в убедительной
форме в соответствии с ситуацией. Положительное отношение к общению на родном языке предполагает готовность к критическому и конструктивному диалогу, признание этических качеств и готовность бороться за них, а также интерес к взаимодействию с другими людьми.
ОБЩЕНИЕ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
Общение на иностранном языке имеет умение, как и общение на родном языке основывается на способности понимать, выражать и интерпретировать мысли, чувства и факты как устно, так и письменно (слушание, говорение, чтение и письмо) в соответствии с социальной ситуацией — на работе, дома, при проведении досуга, в образовании и воспитании (обучении) — в соответствии с чьими-либо желаниями или потребностями. Общение на иностранном языке требует также таких умений, как посредничество и межкультурное понимание. Человеческий уровень опытности (компетентности) колеблется между четырьмя измерениями: различными языками и соответственно их предпосылками, окружающим миром и потребностями/интересами. Необходимы знания, умения и отношения, относящиеся к данной компетенции. Компетенция по общению на иностранном языке требует знания лексики, функциональной грамматики и различных видов вербального взаимодействия и регистров языка. Важно знание обычаев общества, культурного аспекта и вариативность языка. Основные умения состоят из возможности понимать разговорную речь, инициировать, поддерживать и заканчивать разговор, читать и понимать тексты, соответствующие человеческим потребностям. Люди должны уметь соответственно использовать дополнительные средства, а также учить иностранные языки не формально, а в ходе непрерывного образования. Положительное отношение в языках и межкультурной коммуникации подразумевает понимание культурных различий и многообразия, интереса и любознательности.
ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В НАУКЕ И ТЕХНОЛОГИИ
Математическая компетенция — это способность использовать все математические действия в умственных и письменных расчётах для решения ряда проблем в каждодневных ситуациях. Акцент делается как на процесс и деятельность, так и на знание. Математическая компетенция включает в себя — в различной степени — возможность и готовность использовать математические формы мысли (логическое и пространственное мышление) и представления (формулы, модели, построения, графики, схемы). Научная компетентность предполагает возможность и готовность использовать основу знаний и методологии, необходимую для объяснения естественного мира, для того, чтобы определить вопросы и получить выводы, основанные на очевидном. Компетенция в технологии представляется как применение знаний и методологии в ответ на осознанные че-
ловеческие желания или потребности. Обе области этой компетенции подразумевают понимание изменений, вызванных человеческой активностью и ответственностью за это каждого гражданина. Необходимы знания, умения и отношения, относящиеся к данной компетенции
Необходимые знания в математике — это глубокое знание чисел, мер и структур, основных операций и основных математических представлений, понимание математических терминов и понятий, а также тех вопросов, на которые может дать ответ математика. У человека должно быть умение применить основные математические принципы и процессы в повседневных ситуациях дома и на работе, определить и оценить цепочку аргументов. Люди должны быть готовы рассуждать математически, понимать математические доказательства и общаться математическим языком, используя для этого подходящие средства. Положительное отношение в математике основывается на уважении правды и готовности искать причины и признавать их обоснованность.
Необходимые знания в науке и технологии включают в себя основные принципы естественного мира, фундаментальные научные концепции, принципы и методы, технологии, технологические продукты и процессы. У людей должно быть понимание успехов, недостатков, риска научных теорий, применения научных технологий в обществе целиком (в отношении принятия решений, ценностей, моральных вопросов, культуры и т.д.); использование в такой специфической области науки, как медицина, а также понимание воздействия науки и технологии на естественный мир. Умения включают способность использовать и применять для достижения цели технические инструменты и машины наравне с научными данными, основанными на очевидном. Люди должны быть в состоянии узнавать необходимые признаки научного исследования и обладать способностью обсуждать выводы и рассуждения, которые к ним привели. Компетенция включает отношение критической оценки и любопытства, интереса к этическим проблемам, уважение безопасности и постоянства — в частности, это касается научного и технического прогресса по отношению к самому себе, семье, обществу и глобальным ценностям.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Информационная компетентность подразумевает уверенное и критическое использование технологий Информационного общества (ТИО) для работы, досуга и общения. Она дополняется основными умениями относительно информационно-компьютерных технологий: использование компьютеров для нахождения, оценки, хранения, производства, представления и обмена информацией, для общения и участия в сотрудничающих сетях через Интернет. Необходимы знания, умения и отношения, относящиеся к данной компетенции. Информационные компетенции требуют глубокого понимания и знания природы, роли и возможностей ТИО в ежедневных ситуациях: в личной и общественной жизни,
на работе. Они включают следующее компьютерное применение: автоматизацию и обработку информации; распространение, создание баз данных; хранение и управление информацией; осознание возможностей Интернета и коммуникации посредством медиа (почтовый ящик, сетевые средства) для организации досуга, обмена информацией при сотрудничестве посредством сети; обучение и поиск. Люди должны понимать, что ТИО способствуют творчеству и инновациям, а также отдавать отчёт в результатах, обоснованности и достоверности доступной информации, этических принципах интерактивного использования ТИО. Необходимые умения включают: возможность собирать и перерабатывать информацию, её критическое и систематическое использование, признание её уместности, отличие реальной информации от виртуальной, осознание их взаимосвязи. У людей должны быть навыки использования инструментов для производства, представления и понимания сложной информации, возможность доступа, поиска и использования ресурсов Интернета. Они также должны обладать способностью использовать ТИО в критическом мышлении, творчестве и инновациях. Использование ТИО требует критического и рефлективного отношения к доступной информации и ответственного использования интерактивных медиа-средств; Заинтересованность в вовлечении в общение и сетевую работу для культурных, общественных и/или профессиональных целей также способствуют компетенции.
УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Умение учиться — это способность с упорством заниматься учёбой. Люди должны уметь организовывать своё обучение при помощи эффективной организации времени и управления индивидуально или в группах. Компетенция включает в себя осознание собственного процесса обучения, потребностей, определение доступных возможностей, умение устранять препятствия для того, чтобы успешно учиться. Это означает приобретение, обработку и ассимиляцию новых знаний и умений, а также стремление к ним. Умение учиться предлагает обучающимся опираться на уже приобретённые знания и жизненный опыт, чтобы использовать и применять знания и умения в различных ситуациях — дома, на работе, в образовании и воспитании (обучении). Решающими условиями личной компетенции являются мотивация и доверие (самоуверенность). Необходимы знания, умения и отношения, относящиеся к данной компетенции. Где обучение руководствуется индивидуальной работой или карьерными целями, у человека должны быть знание, компетенция, требуемые умения и квалификация. Во всех случаях умение учиться предполагает у индивида знание и понимание предпочтительных стратегий обучения, сильные и слабые стороны их умений и квалификаций, готовность к поиску в образовании и воспитании. Умение учиться требует, прежде всего, приобретения таких основных умений, как грамотность и умение вычислять, которые необходимы для дальнейше-
го обучения. Опираясь на них, человек должен быть готов приобретать, обрабатывать и ассимилировать новые знания и умения. Это требует эффективного управления процессом обучения, способности упорно продолжать своё обучение, концентрироваться на длительный период и критически размышлять над целями и задачами обучения. Люди должны быть готовы к посвящению времени на самостоятельное обучение, к самодисциплине, но также и к совместной работе как части процесса обучения, получая пользу от разносторонних групп; уметь поделиться тем, что они узнали. Они должны уметь оценивать свою работу, просить совета, искать информацию и поддержку. Положительное отношение включает мотивацию и уверенность в том, чем занимаешься, чтобы добиться успеха в жизни. Желание применять предшествующее обучение и жизненный опыт, желание найти возможности учиться и применять знания в многообразии жизненных ситуаций — это важнейшие элементы позитивного отношения.
Проведённое нами теоретическое исследование квалиметрической деятельности показало, что модель субъекта акмеологической квалиметрии должна отвечать целому ряду дополнительных критериев, отражающих условия и специфику профессиональной деятельности, включая соответствующее базовое образование; профессионализм в той сфере профессиональной деятельности, которую оценивает субъект; признание субъекта в профессиональной среде; наличие учёной степени, учёного звания по профилю профессиональной деятельности; обучение основам акмеологической квалиметрии; наличие положительного опыта экспертной деятельности; наличие необходимых и достаточных социально-психологических и профессиональных свойств и качеств.
Следует особо подчеркнуть, что принципиальным отличием акмеологической квалиметрии от других прикладных направлений квалиметрической науки является целый комплекс специфических параметрических характеристик модели субъекта акмеологической квалиметрии, привлекаемый для проведения процедур диагностики акмеологических параметров. При этом базовой особенностью субъекта акмеологической квалиметрии является то, что он в обязательном порядке должен достичь акме в своей профессиональной области. При этом экспертное сообщество, используя специально разработанные для этих целей технологии, определяет, достиг ли этого уровня профессионализма конкретный субъект или нет. И только после этой процедуры он может быть допущен к использованию технологий акмеологиче-ской квалиметрии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Высокая актуальность решения фундаментальной задачи повышения точности диагностических процедур в акмеологии возможна в рамках развития акмеологической квалиметрии. Обеспеченность акмеологической квалиметрией валидным инструментарием, с использованием современного математического аппарата, определяет практи-
ческие перспективы существенного усиления эмпи-рико-доказательной базы акмеологической науки, занятие ею лидирующих позиций среди человеко-ведческих научных дисциплин; реальную основу составления выверенного прогноза личностного и профессионального развития специалистов различного профиля; более точного планирования траектории их личностного и профессионального развития; эффективно управлять процессами акмеологического становления профессионала; строить точные акмеологические модели высокоэффективной профессиональной деятельности специалистов любой предметной области.
При этом главной составляющей этого процесса является выверенная модель субъекта акмеологической квалиметрии профессиональной деятельности.
ССЫЛКИ
[1]. Галантэ М.В. Акмеологическая оценка как средство оптимизации профессиональной деятельности кадров государственной службы. Дис... к.психол.н. — М.: РАГС при Президенте РФ, 2009. 238 с.
[2]. Кириченко А. В., Жук И. А. Перспективы развития акмеологической квалиметрии профессиональной деятельности // Акмеология. 2016. № 2.
[3]. Новикова Т. Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании. — М.: АПКиППРО, 2005. 290 с.
[4]. ЛитвакБ.Г. Экспертные технологии в управлении: Учебное пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2004. С. 86.
[5]. Трояновский В.М. Математическое моделирование в менеджменте: Учебное пособие. — М.: Русская деловая литература. 1999. С. 149.
[6]. Варжапетян А.Г. Квалиметрия: Учебное пособие. — СПб.: ГУАП, 2005. 176 с.
[7]. Евланов Л. Г. Теория и практика принятия решений — М.: Экономика. 1984.
[8]. Райхман Э.П., Азгальдов Г. Г. Экспертные методы в оценке качества товаров. — М.: Экономика, 1974.
[9]. Азгальдов Г. Г. Квалиметрия для всех: Учебное пособие / Г.Г. Азгальдов, А.В. Костин, В.В. Садовов. — М.: ИД Информ Знание, 2012. 165 с.
[10]. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Квалиметрия и метрология: вопросы идентификации // Мир измерений. — 2010. № 1.
[11]. Рекомендации Парламента и Совета Европы от 18 декабря 2006 года о ключевых компетенциях обучения в течение жизни (2006/962/EC).
[12]. Кириченко А. В., Шеремета И. В. Психолого-ак-меологические особенности развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга // Право и жизнь. 2013. № 178(4).
[13]. Кириченко А. В., Барложецкая Н. Ф. Акмеологи-ческий анализ причин ошибок экспертной оценки профессиональной деятельности // Акмеология. 2013. № 1(45).
[14]. Френкель А.А. Анализ факторов роста производительности труда с помощью экспертных оценок. Статистические методы анализа экспертных сценок. — М., 1977.
[15]. Черепанов Б. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. — М.: Педагогика, 1989.
[16]. Эккерсон У. У. Панели индикаторов как инструмент управления: ключевые показатели эффективности, мониторинг деятельности, оценка результатов. — М.: Альпи-на Паблишер, 2007. 386 с.
THE MODEL OF THE SUBJECT OF ACMEOLOGICAL QUALIMETRY OF PROFESSIONAL ACTIVITY
Alexander V. Kirichenko — Doctor of Psychological Science, Associate Professor, Department of Acme-ology and Professional Psychology, Institute of Social Science of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); 84, Vernadskogo Prospect, Moscow, 119606, Russia; e-mail: [email protected] Igor A. Zhuk — Candidate of Economic Science, Associate Professor, Department of the Institute of Law and National Security of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); 84, Vernadskogo Prospect, Moscow, 119606, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article highlights the relevance of the application of valid qualimetric procedures in acmeological science. There is given the substantiation of the acmeological qualimetry as an applied direction of the qualimetric science, which develops the methodological bases of measurement procedures of acmeology. The authors prove the necessity of practical application of the qualimetric science achievements in order to increase the reliability and accuracy of measuring the acmeological parameters, which have a significant impact on the effectiveness of professional activities. The phenomenology of the modelling process, as well as the classification of the models applied in different subject areas is explored. On the ground of the competency-based approach, the model of the subject of acmeological qualimetry has been developed. The system of competences, necessary for the subject of the acmeological qualimetry of the twenty first century has been described.
There is substantiated that the model of the subject of the acmeological qualimetry must meet a number of additional criteria reflecting conditions and specificities of professional activities, including: appropriate basic education; professionalism in the sphere of professional activity, evaluated by the subject; recognition of the subject in the professional area; possessing a scientific degree or a scientific rank in the corresponding professional area; knowing of the basics of acmeological qualimetry; possessing the positive experience in expertizing; possessing necessary and sufficient socio-psychological and professional properties and qualities.
In addition, the authors note, that an obligatory achievement of professional Acme in the professional field is a distinctive feature of the subject of acme-ological qualimetry.
Key words: acmeology, qualimetry, acmeological
qualimetry, professional activities, model of competences' measuring, the model of the subject of acmeological qualimetry.
REFERENCES
[1]. Galantje M. V. Akmeologicheskaja ocenka kak sredst-vo optimizacii professional'noj dejatel'nosti kadrov gosudarst-vennoj sluzhby [Akmeologik score as a means of optimizing the professional activity of public service personnel]. — Moscow, 2009.
[2]. Kirichenko A. V., Zhuk I.A. Perspektivy razvitija ak-meologicheskoj kvalimetrii professional'noj dejatel'nosti [Prospects of development of akmeologiceskoj help of quality control of professional activity] // Akmeology. 2016. № 2.
[3]. Novikova T.G. Jekspertiza innovacionnoj dejatel'nosti v obrazovanii.[Examination of innovation in education], Moscow, 2005.
[4]. Litvak B.G. Jekspertnye tehnologii v upravlenii: Uchebn. posobie.[Expert technologies in management] — 2-e izd., ispr. i dop. — Moscow, Delo, 2004, S.86.
[5]. Trojanovskij V.M. Matematicheskoe modelirovanie v menedzhmente [Mathematical modeling in management] Uchebnoe posobie. — Moscow: Russkaja Delovaja Literatura. 1999, S.149.
[6]. Varzhapetjan A.G. Kvalimetrija: Ucheb. posobie. [Qualimetry]: S-Peterburg. 2005. 176 s.
[7]. Evlanov L. G. Teorija i praktika prinjatija reshenij [Theory and practice of decision making] — Moscow.: Je-konomika. 1984.
[8]. Rajhman Je.P., Azgal'dov G. G. Jekspertnye metody v ocenke kachestva tovarov [Expert methods in the evaluation of product quality] Moscow: Jekonomika 1974g.
[9]. Azgal'dov G. G. Kvalimetrija dlja vseh Qualimetry for all] Ucheb. posobie / G.G. Azgal'dov, A. V. Kostin, V.V. Sadovov. Moscow: ID Inform Znanie, 2012. 165 s.
[10]. Azgal'dov G. G., Kostin A. V. Kvalimetrija i me-trologija: voprosy identifikacii // Mir izmerenij. — 2010. № 1.
[11]. Rekomendacii Parlamenta i Soveta Evropy ot 18 dekabrja 2006 goda o kljuchevyh kompetencijah obuchenija v techenie zhizni The recommendation of the Parliament and of the Council of December 18, 2006 on key competences learning for life] 2006/962/EC).
[12]. Kirichenko A. V., Sheremetal. V. Psihologo-akmeo-logicheskie osobennosti razvitija professional'nyh sposobnos-tej specialistov juridicheskogo konsaltinga // Pravo i zhizn'. 2013. № 178 (4).
[13]. Kirichenko A. V., Barlozheckaja N.F. Akmeolog-icheskij analiz prichin oshibok jekspertnoj ocenki professional'noj dejatel'nosti [Achmeological analysis of the causes of errors of expert evaluation of professional activity]. Akmeology. 2013. № 1 (45).
[14]. Frenkel'A.A. Analiz faktorov rosta proizvoditel'nos-ti truda s pomoshh'ju jekspertnyh ocenok. Statisticheskie metody analiza jekspertnyh scenok Analysis of the factors of productivity growth using expert estimates. [Statistical methods for analysis of expert scenes]. Moscow,1977.
[15]. Cherepanov B.S. Jekspertnye ocenki v pedagog-icheskih issledovanijah [Expertise in pedagogical research]. Moscow,.1989.
[16]. Jekkerson U. U. Paneli indikatorov kak instrument upravlenija: kljuchevye pokazateli jeffektivnosti, monitoring dejatel'nosti, ocenka rezul'tatov [Panel indicators as a management tool: key performance indicators, monitoring activities, assessment of the results]. Moscow, 2007.