Научная статья на тему 'Модель стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов в условиях технического вуза'

Модель стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов в условиях технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PERSONAL DEVELOPMENT / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / PEDAGOGICAL MODEL / PEDAGOGICAL PRINCIPLES / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Юлия Викторовна

В предлагаемой статье рассматриваются некоторые аспекты моделирования стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза. Автор раскрывает основные положения разработанной педагогической модели, которая связана с личностным образованием будущих специалистов, обладающих информационной культурой, компьютерной грамотностью и образованностью, стремлением к творческой реализации в информационно ориентированной деятельности и готовностью к работе в информационной среде. В статье дана характеристика педагогической модели, ее целевого, субъектного, методологического, содержательного, процессуального и диагностико-контролирующего компонентов. Описан опытно-экспериментальный этап исследования, доказана эффективность педагогической модели стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студента вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефимова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of stimulation of self-development information and communication competence of students in the technical high school

This article discusses some aspects of modeling the self-development incentive information and communication competence of students of high school. The author reveals the main provisions of the pedagogical model that is associated with the personal formation of future professionals with the information culture, computer literacy and education, striving for creative realization in the information-oriented activities and willingness to work in the information environment. The paper presents the characteristics of a pedagogical model, its target, subjective, methodological, substantive, procedural and diagnostic-controlling components. An experimental phase of the study proved the effectiveness of educational models to stimulate self-development of information-communication competence of the university student.

Текст научной работы на тему «Модель стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов в условиях технического вуза»

2016, том 18 [11]

УДК 378.126

МОДЕЛЬ СТИМУЛИРОВАНИЯ САМОРАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Ю.В. Ефимова

ФГБОУВПО «Чистопольский филиал Казанского национального исследовательского технического университета им А.Н. Туполева — КАИ Чистополь, Российская Федерация

Аннотация. В предлагаемой статье рассматриваются некоторые аспекты моделирования стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза. Автор раскрывает основные положения разработанной педагогической модели, которая связана с личностным образованием будущих специалистов, обладающих информационной культурой, компьютерной грамотностью и образованностью, стремлением к творческой реализации в информационно ориентированной деятельности и готовностью к работе в информационной среде. В статье дана характеристика педагогической модели, ее целевого, субъектного, методологического, содержательного, процессуального и диагностико-контролирующего компонентов. Описан опытно-экспериментальный этап исследования, доказана эффективность педагогической модели стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студента вуза.

Ключевые слова: саморазвитие, информационно-коммуникационная компетентность, педагогическая модель, педагогические принципы, педагогические условия.

Формирование информационно-коммуникационной компетентности у студентов вуза, способности у них к самоорганизации своей познавательной деятельности, готовности к постоянному самообразованию, а значит, формированию потребности учиться самостоятельно и творчески, является насущной практической задачей высшего профессионального образования.

Моделирование процесса стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов должно быть основано на элементах системного подхода, в рамках которого разработанная модель рассматривается как совокупность закономерных, функционально связанных элементов, составляющих определенную целостную систему.

В основе педагогической модели лежит целе-полагание деятельности преподавателей вуза: формирование у студентов готовности к саморазвитию информационно-коммуникационной компетентности, что предполагает следующий содержательный блок. Он связан с интеграцией содержания учебных дисциплин «Программирование на языке высокого уровня», «Технологии программирования», «Объектно-ориентированное программирование» и «Искусственный интеллект в экспертных измерительных системах» с курсовым проектированием в овладении способностью к организации информационного пространства и самоорганизации в нем, а также обеспечении познавательной активности в удовлетворении информационных потребностей студентов. Это, в свою очередь,

~ 79 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

---g»c«o»9-

предполагает продуктивное взаимодействие субъектов образовательного процесса: преподавателя как субъекта процесса обучения и студента как субъекта саморазвития.

Организация стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза согласно представленной модели должна базироваться на системообразующих педагогических принципах:

— принципе активности и самостоятельности;

— принципе развития субъектной позиции студента;

— принципе развития творческого мышления;

— принципе мотивации конкурентоспособности;

— принципе технологического подхода;

— принципе культурологического подхода [1; 2].

На основе этих принципов сформирован технологический блок модели в виде технологического алгоритма, осуществляемого в следующей взаимосвязи: формирование сознательной установки и мотивации студентов на овладение информационно-коммуникационной компетентностью; создание стимульных ситуаций в процессе обучения; анализ сферы будущей профессиональной деятельности и выдвижение стимулов, побуждающих к более активному овладению способностью самостоятельно решать проблемы в информационной и коммуникационной деятельности. Для более успешного формирования информационно-коммуникационной компетентности студента вуза модель предполагает наличие определенных педагогических условий, способствующих формированию данной компетентности у студенческой молодежи:

— принятие преподавателями постулата о студенте как субъекте собственного развития;

— систематическое формирование у студентов ценностных установок на саморазвитие, а также убеждения о значении для конкурентоспособности на современном рынке труда навыков саморазвития информационно-коммуникационной компетентности;

— активизация само-процессов студентов за счет активного использования в процессе обучения личностно-ориентированных технологий обу-

чения, основанных на изучении их профессиональных потребностей;

— интенсификация и индивидуализация самостоятельной исследовательской деятельности студентов;

— развитие у студентов критического мышления и рефлексивно-оценочных способностей и навыков.

В рамках этих условий, исходя из специфики факультетов Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева — КАИ, рассматриваемая педагогическая модель предусматривает следующие формы образовательной деятельности:

— индивидуальные и групповые беседы на профессионально-этические темы;

— аналитические обзоры статей по специальности, сделанные студентами;

— диспуты по вопросам информационной подготовки современного специалиста в определенной области и требований к нему;

— обсуждение новаций в области применения информационно-коммуникационные технологий;

— встречи со студентами старших курсов и с бывшими выпускниками по обмену опытом саморазвития информационно-коммуникационной компетентности.

С учетом структуры информационно-коммуникационной компетентности студента как будущего специалиста педагогическая модель стимулирования саморазвития данной компетентности предполагает следующие критерии: когнитивный; мотивационно-ценностный; деятельностный.

Как и всякая педагогическая модель, данная модель ориентирована на следующие показатели формирования информационно-коммуникационной компетентности, которые вытекают одна из другой: знания о способах осуществления информационной и коммуникационной деятельности; представления о компетентности и профессиональной мобильности; знания, умения и навыки оперирования с информацией в различных аспектах ее применения; мотивы личностного достижения, профессионального выбора; положительная мо-тивационная направленность на информационную и коммуникационную деятельность; стремление к достижению своей конкурентоспособности; ак-

~ 80 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

Ефимова Ю.В. Модель стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной...

----■—

тивное применение средств информационно-коммуникационных технологий в учебной и профессиональной деятельности; умение продуктивно использовать бумажные и электронные носители информации. Задача данного исследования была связана с опытно-экспериментальной проверкой эффективности педагогической модели. Опытно-экспериментальная работа проводилась нами на базе Чистопольского филиала «Восток» КНИТУ им. А.Н. Туполева — КАИ, в эксперименте приняли участие 126 студентов очной формы обучения, 64 из них составили экспериментальную группу (специальность «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»), 62 студента составили контрольную группу (специальность «Приборостроение»). Исследование проводилось в течение 2009—2016 года в естественных условиях, в 3 этапа.

В ходе опытно-экспериментальной работы были использованы следующие методики: «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию», «Уровень развития когнитивного компонента ИКК», «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)», «Уровень развития практического компонента ИКК», «Оценка мотивационно-ценностного компонента ИКК». При этом уровень саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза определялся как интегрированный показатель по всем методикам. Результаты измерений по всем использованным нами методикам были подвергнуты процедурам статистического анализа. С целью определения статистической достоверности изменений на контрольном этапе нами был

применен 1>критерий Стьюдента для связанных выборок.

Таким образом, анализируя полученные выборки был получен следующий результат: высокий уровень саморазвития информационно-коммуникационной компетентности в экспериментальной группе повысился на 17,2%, средний уровень повысился на 21,9%, низкий уровень соответственно понизился на 39,1%.

Таким образом, анализируя и сопоставляя результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что разработанная нами педагогическая модель действительно является эффективным для стимулирования саморазвития студентов вуза, так как результаты показали положительную динамику и результативность, что свидетельствует об эффективности проведенной работы. Можно сделать вывод о том, что данная модель играет важную роль в стимулировании саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ефимова Ю.В. Принципы стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов в процессе обучения в вузе // Фундаментальные исследования. 2014. № 4. Часть 3. Пенза: Изд-во «Академия Естествознания». С. 712—716.

2. Валеева Р.А. Гуманизация как парадигма высшего профессионального образования // Профессиональное образование: вопросы теории и инновационной практики: материалы Международной науч.-практ. конф. Казань: Изд-во «Печать-Сервис--XXI век», 2011. С. 31—32.

THE MODEL OF STIMULATION OF SELF-DEVELOPMENT INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF STUDENTS IN THE TECHNICAL HIGHT SCHOOL

Ju.V. Efimova

Federal State Government-Funded Educational Institution of Higher Professional

"Chistopol branch of Education Kazan National Research Technical University named after A.N.Tupolev" — KAI

Annotation. This article discusses some aspects of modeling the self-development incentive information and communication competence of students of high school. The author reveals the main provisions of the pedagogical model that is associated with the personal formation of future professionals with the information culture, computer literacy and education, striving for creative realization in the information-oriented activities and willingness to work in the information environment.

~ 81 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

---g»c«o»9--

I he paper presents the characteristics of a pedagogical model, its target, subjective, methodological, substantive, procedural and diagnostic-controlling components. An experimental phase of the study proved the effectiveness of educational models to stimulate self-development of information-communication competence of the university student. Key words: personal development, information and communication competence, pedagogical model, the pedagogical principles, pedagogical conditions.

REFERENCES

1. Efimova Ju.V. Principy stimulirovanija samoraz-vitija informacionno-kommunikacionnoj kompetentnosti studentov v processe obuchenija v vuze. Fundamental'nye issledovanija, 2014, no. 4, chast' 3. Penza, Izd-vo «Aka-demija Estestvoznanija». P. 712—716.

2. Valeeva R.A. Gumanizacija kak paradigma vys-shego professional'nogo obrazovanija. Professional'noe obrazovanie: voprosy teorii i innovacionnoj praktiki: materialy Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf. Kazan', Izd-vo «Pechat'-Servis-XXI vek», 2011. P. 31—32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.