9. 1нституцюнальна економжа. Нова шституцюнальна eKOHOMi4Ha TeopÎH. Навчаль-ний посiбник. - К. : Центручбовоштератури, 2007. - С. 287.
10. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. -М. : Азбуковник, 2000. - С. 940.
УДК 336.22
МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЬГОТНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ
А. Д. Духнова, О. В. Трясучкина, А. Н. Акжигитова
Рассматривается общеустановленная система налогообложения и специальные налоговые режимы, применяемые сельскохозяйственными товаропроизводителями. Предлагается модель совершенствования льготного налогообложения сельскохозяйственных кооперативов на основании договора комиссии.
The article is concerned the generally established taxation system and special tax regimes, which are operated by agricultural producers. The model of improvement of preferential tax treatment of farmers' cooperative by virtue of commission agreement is suggested.
Одним из приоритетных направлений развития аграрного сектора экономики в России является возрождение и устойчивое развитие системы сельскохозяйственной кооперации. Пензенская область занимает лидирующие позиции в развитии сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов. С 2006 по 2011 г. на территории Пензенской области наблюдался рост количества сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Так, на 1 января 2007 г. было зарегистрировано 62 кооператива [1], а к 1 января 2012 г. их число составило 1800 [2].
Сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива [3]. Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива или сельскохозяйственного потребительского кооператива. Сельскохозяйственный потребительский кооператив в отличие от сельскохозяйственного производственного кооператива является некоммерческой организацией, но может осуществлять предпринимательскую деятельность ради достижения целей, для которых он создан. В условиях рыночной экономики крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства испытывают серьезные проблемы сбыта сельхозпродукции собственного производства. Представителю малого и микроагробизнеса трудно получать и анализировать информацию о рыночной конъюнктуре. Слабо развиты любые виды инфраструктур, обеспечивающих устойчивое ведение хозяйствен-
ной деятельности. Развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации позволяет решить эти и другие насущные проблемы малого бизнеса на селе.
Государство предоставляет сельскохозяйственным товаропроизводителям налоговые льготы. Формы и способы предоставления налоговых льгот должны постоянно совершенствоваться по мере экономического развития сферы сельского хозяйства. Согласно ст. 56 Налогового кодекса РФ (НК РФ) льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
К формам налоговых льгот, применяемым только сельскохозяйственными товаропроизводителями, следует отнести временное, до 2013 г., освобождение от уплаты налога на прибыль организаций, срочное освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц крестьянских (фермерских) хозяйств в течение 5 лет с момента государственной регистрации, освобождение от уплаты транспортного налога специализированной сельскохозяйственной техники. Также сельскохозяйственные товаропроизводители, наряду с иными категориями налогоплательщиков, имеют право использовать ускоренную амортизацию основных средств, применяя коэффициент ускорения 3, применять отсрочку и рассрочку уплаты налога в соответствии со ст. 64 НК РФ.
Система налогообложения сельскохозяйственных организаций построена таким образом, что перед ней все равны. Не существует какой-либо дискриминации налогоплательщиков по форме собственности или территориальному расположению. НК РФ установлено, что сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право использовать как общий режим налогообложения, так и специальные режимы налогообложения (при соблюдении определенных условий, установленных главами 26.1-26.3 НК РФ) [4].
При применении сельскохозяйственными товаропроизводителями общей системы налогообложения уплачиваются налог на прибыль организаций (с 2013 г.), налог на добавленную стоимость (если не применяется освобождение от уплаты налога, предусмотренное ст. 145 НК РФ), при наличии различных видов имущества - налог на имущество организаций, транспортный и земельный налог. Организации могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если в течение предшествующих трех последовательных месяцев налоговая база этих организаций без учета НДС не превысила 2 млн руб. Данное освобождение применяется только в отношении обязанностей по уплате НДС, возникающих в связи с осуществлением операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих общеустановленную систему налогообложения, НК РФ определены следующие налоговые ставки по налогу на прибыль организаций:
- в 2004-2012 гг. - 0 %;
- в 2013-2015 гг. - 18 %, из них 3 % - в федеральный бюджет, 15 % -в бюджеты субъектов Российской Федерации;
- начиная с 2016 г. - 20 %.
При реализации иной продукции, а также выполнении работ, оказании услуг и реализации имущественных прав сельскохозяйственные товаропроизводители обязаны исчислять налог на прибыль в полном объеме.
Сельскохозяйственный производственный кооператив может перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН). Для перехода на УСН нет дополнительных ограничений, кроме общих для всех организаций.
Так, кооператив не может применять УСН, если:
1) он имеет филиалы или представительства;
2) если средняя численность его работников в отчетном (налоговом) периоде превышает 100 человек;
3) если стоимость основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета превышает 100 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ);
4) если его годовой доход (до вычета расходов) превышает 60 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
С 1 января 2009 г. налогоплательщикам, применяющим УСН, разрешается ежегодно менять объект налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов). Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря предшествующего года. В течение налогового периода менять объект налогообложения запрещено.
В соответствии с действующим налоговым законодательством организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе, ее доходы не превысили 45 млн руб. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 60 млн руб., он утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено такое превышение.
Согласно гл. 26.1 НК РФ сельскохозяйственный потребительский кооператив, зарегистрированный в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», имеет право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) в порядке, установленном указанной главой. При этом наличие права перехода на ЕСХН определяется исходя из требования, что доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов, составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 %. То есть в отличие от других товаропроизводителей для подсчета берется не продукция, произведенная именно этим лицом, а та сельхозпродукция, которая произведена членами кооператива. Доход от реализации продукции, произведенной ассоциированными членами, а также лицами, которые не входят в кооператив, входит в состав общего дохода, но не может войти в состав дохода, дающего право на переход на ЕСХН. Таким образом, чем больше услуг кооператив оказывает лицам, не являющимся членами кооператива, тем меньше у него возможностей для перехода на ЕСХН.
Согласно ст. 346.4 НК РФ объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговая ставка установлена в размере 6 %.
Организации, применяющие специальные налоговые режимы (УСН или ЕСХН), не признаются плательщиками налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ). Но статистика свидетельствует, что желающих получить освобождение от НДС немного - не более 1 % от общего числа плательщиков налога. Главной причиной является то, что если большинство клиентов фирмы - плательщики НДС, получать освобождение просто невыгодно. Дело в том, что если покупатель - плательщик НДС приобретает товары у фирмы, имеющей налоговое освобождение, он не имеет возможности принять НДС по приобретенным ценностям к вычету. Следовательно, ему не имеет смысла работать с такой фирмой, если только она не снизит цену себе в убыток. Освобождение от НДС в первую очередь выгодно получать сельскохозяйственным кооперативам, чьи основные клиенты не являются плательщиками НДС, например, розничным магазинам и фирмам, которые оказывают услуги населению.
Поэтому, несмотря на привлекательность специальных налоговых режимов, остается много нерешенных вопросов, и многие сельскохозяйственные кооперативы вынуждены применять общий режим налогообложения.
Одним из вариантов решения возникающих трудностей может служить перевод взаимоотношений с покупателями на условия комиссии, поручения, агентских договоров в соответствии с нормами ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
Модель поставки сельскохозяйственным производственным кооперативом (СПК) сельскохозяйственной продукции в сбытовой кооператив для ее последующей реализации на основании договора комиссии будет следующей. В рамках данной модели сельскохозяйственный потребительский кооператив реализует продукцию от имени СПК. Право собственности сохраняется у членов СПК до момента реализации продукции. Сельскохозяйственный сбытовой кооператив или иная посредническая организация осуществляет реализацию продукции за комиссионное вознаграждение. Если комиссионер осуществляет розничную торговлю через объект организации торговли, принадлежащий комитенту на правовых основаниях, доходы от указанной деятельности комиссионера подлежат налогообложению в общеустановленном порядке с уплатой НДС (рис. 1).
СПК уплачивает единый сельскохозяйственный налог или УСН
Передача продукции на комиссию (без НДС)
Комиссионное вознаграждение
С/х потребительский кооператив применяет общеустановленную систему налогообложения
Реализация продукции покупателю (с НДС)
Выручка за реализованную продукцию (без НДС)
Покупатель применяет общеустановленную систему налогообложения
Рис. 1. Модель реализации продукции через комиссионера
Haлогообложение потребительского кооператива также имеет ряд особенностей. Это касается и начисления ЦДС. Порядок его исчисления зависит от того, является ли кооператив участником расчетов за отгруженную продукцию. При этом облагаемым оборотом по ЦДС является доход, полученный в виде комиссионного сбора (комиссионного вознаграждения). Выручкой кооператива является комиссионное вознаграждение.
Таким образом, при применении предлагаемой модели реализации сельскохозяйственной продукции через потребительский кооператив можно сохранить покупателей-плательщиков HДС. В целом при переходе на уплату ЕСХH освобождение сельскохозяйственных производителей от налога на прибыль и имущество организаций однозначно проявляется в снижении величины налоговой нагрузки на сельскохозяйственные кооперативы. Предлагаемую модель также можно использовать и при применении других специальных налоговых режимов.
Список литературы
1. Афанасьев, М. С. Особенности формирования и развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации Пензенской области I М. С. Афанасьев, Л. В. Гахов II Труды СГА. - 2011. - № 7. - URL: http:IIwww.edit.muh.ruI contentImagItrudyI07_2011I11.pdf
2. Министерство сельского хозяйства Пензенской области. - URL: http:IIwww.mcx-penza.ruI
3. О сельскохозяйственной кооперации : федер. закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ (ред. от 03.12.2011).
4. Шлоговый кодекс РФ.
УДК 336.763
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ФОНДОВЫХ БИРЖ
А. М. Ефимов, Ю. А. Рыжкова
В статье рассмотрена роль фондовых бирж как элемента современной экономики; проанализированы основные тенденции развития российских фондовых бирж; представлены основные итоги торгов на ММВБ-РТС в 2011 г.
The article is concerned the role of stock exchanges as the element of modern economy; the main tendencies of development of the Russian stock exchanges are analysed; the major results of the biddings process on the MICEX RTS in 2011 are provided.
Ha сегодняшний день фондовая биржа является необходимым элементом современной экономики. Фондовая биржа акций - система для торговли эмиссионными ценными бумагами.
Основная роль фондовой биржи заключается в обслуживании движения денежных капиталов, которое опосредует распределение и перераспределение национального дохода как в целом в народном хозяйстве, так и между социальными группами, отраслями и сферами экономики.