Научная статья на тему 'Модель совершенствования для повышения качества управления современным вузом (EFQM) как основа российско-латвийского сотрудничества в сфере высшего образования'

Модель совершенствования для повышения качества управления современным вузом (EFQM) как основа российско-латвийского сотрудничества в сфере высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛАТВИИ И РОССИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЕВРОПЫ / ЕВРОПЕЙСКИЙ ФОНД УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ" (EFQM) / ВСЕОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА (TQM) / EUROPEAN FOUNDATION OF QUALITY MANAGEMENT (EFQM) / TOTAL QUALITY MANAGEMENT (TQM) / HIGHER EDUCATION IN LATVIA AND RUSSIA / EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF EUROPE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симанис Юрис Николаевич, Иваровская Ирина Анатольевна

Проблема двусторонних отношений в системе современного высшего образования наиболее актуальная тема, связанная с современными тенденциями глобализации и интернационализации высшего образования, а также усилением процессов внедрения Болонской декларации в европейском образовательном пространстве, подписанной в 1999 г. и давшей название процессу европейской интеграции в области образования. Авторами отмечается, что эти процессы создают определенную направленность для широкого российско-латвийского сотрудничества в системе высшего образования, для развития которого существует целый ряд объективных предпосылок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симанис Юрис Николаевич, Иваровская Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PERFECTION FOR QUALITY RISE OF MANAGEMENT OF MODERN UNIVERSITY (EFQM) AS BASE OF RUSSIAN-LATVIAN COOPERATION IN HIGHER EDUCATION SPHERE

The problem of bilateral relations in system of modern higher education is the most acute topic that deals with modern tendencies of globalization and international character of higher education, and increasing of processes of Bologna Declaration accomplishment in European educational community signed in 1999 and moved ahead the European process of integration. The authors suppose that this process creates a definite direction for broad Russian-Latvian interaction in sphere of higher education caused by many objective reasons.

Текст научной работы на тему «Модель совершенствования для повышения качества управления современным вузом (EFQM) как основа российско-латвийского сотрудничества в сфере высшего образования»

УДК 373.13

МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ВУЗОМ (EFQM) КАК ОСНОВА РОССИЙСКО-ЛАТВИЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Юрис Николаевич Симанис

Московская государственная академия физической культуры, г. Москва, Россия, преподаватель, e-mail: [email protected] © Ирина Анатольевна Иваровская Московский институт физической культуры и спорта, г. Москва, Россия, зав. кафедрой общественно-гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, e-mail: [email protected]

Проблема двусторонних отношений в системе современного высшего образования - наиболее актуальная тема, связанная с современными тенденциями глобализации и интернационализации высшего образования, а также усилением процессов внедрения Болонской декларации в европейском образовательном пространстве, подписанной в 1999 г. и давшей название процессу европейской интеграции в области образования. Авторами отмечается, что эти процессы создают определенную направленность для широкого российско-латвийского сотрудничества в системе высшего образования, для развития которого существует целый ряд объективных предпосылок.

Ключевые слова: высшее образование Латвии и России; образовательные учреждения Европы; Европейский фонд управления качеством» (EFQM); всеобщий менеджмент качества (TQM).

Проблема двусторонних отношений в системе современного высшего образования -наиболее актуальная тема, связанная с современными тенденциями глобализации и интернационализации высшего образования, а также усилением процессов внедрения Болонской декларации в европейском образовательном пространстве, подписанной в 1999 г. и давшей название процессу европейской интеграции в области образования. В настоящее время она охватывает 40 европейских стран, т. е. почти всю Европу. Образование фактически стало приоритетной областью развития в Европе [1].

Все эти процессы создают определенную направленность для широкого российско-латвийского сотрудничества в системе высшего образования, для развития которого существует целый ряд объективных предпосылок.

Прежде всего, здесь следует назвать международно-правовую базу. Еще на саммите России-ЕС в Петербурге (2003 г.) высшее образование было названо составной частью сотрудничества России и стран Евросоюза [2]. На завершившемся в мае 2005 г. саммите России-ЕС был подписан документ, получивший название «Дорожная карта по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты». Он направлен на

конкретизацию ранее достигнутых договоренностей и предусматривает, в частности, «поддержку сотрудничества, направленного на сближение систем присвоения степеней высшего образования посредством поощрения сотрудничества на уровне подготовки магистров и присвоения общих или двойных дипломов».

Россия и Латвия подписали Болонскую декларацию, направленную на интеграцию высшего европейского образования и последовательно реализуют ее принципы.

На двустороннем уровне отмечалась необходимость развития сотрудничества в сфере образования. В ноябре 2004 г., на встрече в то время посла России в Латвии В. Колюж-ного с президентом Латвии В. Вике-Фрей-берге, было заявлено «об обоюдной заинтересованности России и Латвии в продолжении сотрудничества в сфере культуры, образования и науки» [3].

В наших странах педагоги хорошо представляют систему высшего образования друг друга, многие элементы которой (особенно это касается математической, инженернотехнической, естественнонаучной сфер) сложились давно и имелись тесные профессиональные контакты. Возобновить эти контакты в целом было бы несложно. Хорошее знание русского языка в Латвии оказывается

значительным преимуществом для развития российско-латвийского сотрудничества.

Обе страны во многом заново выстраивали социально-экономическое образование. Например, в советский период вообще отсутствовала такая учебная дисциплина, как политология, практически не было обучения по международным отношениям. И в России, и в Латвии были созданы частные университеты уже в постсоветский период. Этот опыт развития новых дисциплин, форм образования (государственное, частное) и т. п. также представляет взаимный интерес.

Наконец, существует еще одна сфера в области высшего образования, представляющая интерес для России и Латвии - исследование последствий интеграции высшего образования в Европе. Удивительно, но практически не изучаются и не обсуждаются социально-политические последствия Болонского процесса. Например, какова роль университета в развитии гражданского общества? Каковы возможные миграционные процессы в Европе в результате интеграции образования? Как различные университеты будут «вписываться» в Болонский процесс -какова будет роль «лидеров» и «аутсайдеров»? Как разные регионы будут интегрироваться в образовательное пространство? Очевидно, что в России западные регионы вследствие своего географического и экономического положения, а также благодаря сосредоточению наибольшего количества высших учебных заведений, активнее будут включаться в международное образовательное пространство. Каковы могут быть и для России, и для Латвии наиболее перспективные сферы высшего образования (своеобразные «экологические ниши») в интегрированном образовательном поле Европы? Все это -сферы для возможных совместных российско-латвийских исследований, также предусмотренные договоренностями, достигнутыми в ходе саммита России - ЕС в мае 2005 г.

В настоящее время Латвия пытается принять в качестве образца ряд моделей, разработанных на Западе, что для российской стороны также может быть полезным и важным. Одна из них - модель совершенствования для повышения качества управления современным вузом (EFQM).

Данная модель, разработанная Европейским фондом управления качеством (EFQM

Excellence Model), существует с начала 1990-х гг. и представляет собой обобщенную модель идеальной системы управления для организаций, ориентированных на устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности [4]. Модель основана на принципах всеобщего управления качеством, на системном подходе к управлению, учитывающем интересы всех заинтересованных сторон организации. Модель EFQM используют для самооценки и совершенствования системы управления, исследования и измерения мощности управленческого потенциала предприятия, оценки эффективности менеджмента более 20 тыс. различных компаний Европы, независимо от размеров, форм собственности и видов деятельности, включая некоммерческие организации общественного сектора.

В 1999 г. руководством Европейского фонда управления качеством был инициирован серьезный пересмотр Модели, из ее названия было удалено слово «бизнес» (до 1999 г. модель называлась «EFQM Business Excellence Model»). Это связано, в первую очередь, с тем, что многие некоммерческие организации также видели в модели совершенствования EFQM практический инструмент, позволяющий им строить эффективную систему управления на основе постоянной самооценки, сравнения себя с эталоном и результатами лучших организаций, выявления областей для совершенствования и поиска лучших управленческих решений [5].

Например, одной из причин, побудивших образовательные организации Великобритании применять современные подходы к управлению, в т. ч. модель EFQM, было принятие в 1988 г. «Закона о реформе образования», который сокращал бюджетное финансирование сферы образования и давал школам, колледжам, университетам большую финансовую свободу и независимость при принятии управленческих решений.

Таким образом, усилилась конкуренция на британском рынке образовательных услуг, руководителям образовательных институтов пришлось стать менеджерами в полном смысле этого слова и управлять своими организациями как бизнесом. В выигрыше оказались те школы, колледжи, университеты, которые смогли принять бизнес-стиль управления организацией, ориентированной на потребителя, смогли принять и адаптировать

современные инструменты и подходы к управлению. Многие успешные организации сферы образования Соединенного Королевства выбрали модель EFQM для построения эффективной, качественной и конкурентоспособной системы управления.

Модель совершенствования EFQM объединяет две группы критериев «Возможности» и «Результаты» (рис. 1). Критерии группы «Возможности» дают понимание и помогают оценивать, как достигаются результаты, группа критериев «Результаты» перечисляет основные показатели и результаты деятельности компаний, тем самым отвечает на вопрос: чего достигла организация, используя имеющиеся возможности.

Очевидно, что между разными видами, организаций существуют многочисленные отличия. В общественном секторе цели, стоящие перед менеджерами, также разнообразны и имеют свою специфику.

Организациям сферы образования, которые являются частью общественного сектора, присущи те же специфические черты:

- много разнообразных групп потребителей и заинтересованных сторон, включая государственный и муниципальные органы власти;

- сложные взаимосвязи между заинтересованными сторонами, трудно удерживать баланс интересов;

- трудно определить конечного потребителя, а также конкретизировать требования и ожидания каждой заинтересованной стороны;

- часто организации общественного сектора испытывают недостаток финансирования, и в то же время они имеют ограниченные возможности самостоятельно зарабатывать деньги;

Вместе с тем от организаций общественного сектора сегодня требуется улучшение качества предоставляемых услуг и повышение эффективности системы управления.

Учитывая эти и другие особенности, Европейский фонд управления качеством в 1999 г. предложил организациям общественного сектора модель «Public and Voluntary Sector Model».

Возможности ) Результаты

Инновации и обучение

Рис. 1. Модель совершенствования EFQM Q3

На базе этой модели была представлена версия Модели EFQM для высшего образования. Разработка адаптированной Модели проводилась на базе университета Шеффилд Халам (Великобритания), который координирует проект EFQM «Качество в сфере высшего образования» [5, р. 41-42]. В отраслевой версии Модели заложен опыт применения Модели EFQM более 150 европейских вузов из 20 разных стран, объединенных под эгидой образовательного сообщества «Education Community of Practice». Центр интегрального совершенства Шеффилдского университета под руководством Майка Па-пиуса развивает Модель EFQM с учетом специфики сферы образования и помогает совершенствовать системы управления на основе Модели [5, р. 43].

Опыт многих организаций Европы, в т. ч. высших учебных заведений, показывает, что нет смысла начинать применять Модель до тех пор, пока вы не внедрите в свою деятельность фундаментальные концепции, которые формируют основу философии всеобщего качества EFQM, принципы управления организацией. В табл. 1 мы приводим содержание фундаментальных концепций EFQM и их интерпретацию для сферы образования.

Кроме восьми фундаментальных концепций EFQM, в структуру Модели совершенствования для высшего образования было добавлено еще две концепции: «быстрота» и «нацеленность в будущее». Эти факторы являются действительно важными для успешного управления организацией в сфере образования.

Особенно важным является внедрение всех этих принципов в деятельность вуза. Осмысление описанных выше современных европейских подходов показывает, что развитие теории и практики оценки и управления качеством высшего образования в значительной степени базируется на принципах и элементах модели EFQ [2].

Для наглядности и сравнения основных походов главные элементы для внутренней оценки качества сведены в табл. 2.

Основным направлением совершенствования этой деятельности по содержанию является учет все большего количества факторов и доведение каждого из них до стандартов, критериев, по которым можно измерять

выполнение стандарта и рекомендаций по измерению указанных параметров.

Анализируя развитие управления качеством по форме, можно выделить два основных направления:

1) совершенствование моделей EFQM и ее адаптация для образования без изменения структуры и параметров модели (на базе Университета Шеффилд Халлам);

2) развитие управления и оценки качества высшего образования организациями, работающими в области образования (ЕиА, Е^Л, EFMD). В данном случае модель EFQM изменяется путем добавления в нее блоков (параметров), особенно важных именно для образования (студент, образовательные программы и т. п.). Необходимо отметить, что основные элементы левой части модели EFQM (возможности), такие как «политика и стратегия», «люди», «партнеры и ресурсы», остаются неизменными и только конкретизируются.

Сравнение также показывает, что правая часть модели EFQM «Результаты» для сферы образования пока разработана недостаточно качественно, но тем не менее данная модель стала активным объектом для совместного российско-латвийского исследования в университете Дружбы народов (Москва) и Латвийском государственном университете (Рига).

Таким образом, делая выводы, целесообразно отметить, что образование все больше становится политико-образующим фактором современного мира, определяя его облик и направления политического и социальноэкономического развития, вследствие чего современная ориентация на «интеллектуальное производство» потребовала изменения образовательной сферы и придала определенную направленность для широкого российско-латвийского сотрудничества в системе высшего образования.

Эволюция мировых процессов обучения и научных исследований требует от образовательных институтов как России, так и Латвии стратегии, более точно сфокусированной на требования рынка, нацеленной на максимальное удовлетворение образовательных потребностей современного общества.

Реализация подобной стратегии в перспективе возможна и в координатах системы управления, построенной и модернизированной по стандартам образования в России и

Латвии. При этом для улучшения системы управления вузом и учебным процессом в рамках осуществляемого совместного российско-латвийского исследования в университете Дружбы народов (Москва) и Латвийском государственном университете (Рига)

следует опираться на опыт и принципы всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management, TQM) и «Модели совершенствования Европейского фонда управления качеством» (EFQM Excellence Model).

Таблица 1

Содержание и интерпретация концепций EFQM

Содержание фундаментальных концепций EFQM Интерпретация для высшего образования (Университет Шеффилд Халам)

1) Ориентация на результат

Достижение результатов, которые отвечают интересам всех заинтересованных сторон Фокус на четкое понимание нужд ожиданий и ценностей студентов, других потребителей, принимая во внимание интересы всех заинтересованных сторон

2) Ориентация на потребителя

Создание значимой для потребителя ценности, максимальное удовлетворение нужд и пожеланий настоящих и будущих потребителей Изучение, предугадывание и удовлетворение текущих и будущих потребностей студентов, работников и т. д., используя систему индикаторов или целевых установок, проводя постоянную оценку деятельности и бенчмаркинг

З) Лидерство и постоянство цели

Лидеры олицетворяют модель поведения для работников, демонстрируя постоянство цели Руководители университета показывают заинтересованность и вовлеченность в процессы совершенствования, они способны убедить в своей правоте и повести за собой людей

4) Процессный подход к управлению на основе фактов

Управление организацией на основе фактов, включая мнения всех заинтересованных сторон, не полагаясь только на интуицию и эмоции менеджеров Понимание и системное управление всей деятельностью университета как совокупностью взаимозависимых и взаимосвязанных систем, принятие решений только на основе точной и проверенной информации

5) Развитие и вовлечение людей

Работники смогут себя реализовать полностью тогда, когда они искренне разделяют общие ценности, а организационная культура основана на доверии и поощрении их инициативы Развитие работников, вовлечение их в улучшение деятельности университета на принципах доверия и общих ценностей, открытости и возможности самим принимать решения

6) Непрерывное обучение, инновации и улучшение

Проведение эффективных изменений с применением знаний и поиском возможностей для инноваций и улучшений Стимулирование, поддержка, управление процессами обмена знаниями и опытом, проведение изменений, применяя творческий, инновационный подход

7) Развитие партнерских отношений

Развитие и поддержка плодотворных партнерских отношений на принципах доверия, обмена знаниями и совместной деятельности Развитие прочных взаимовыгодных партнерских отношений как внутри, так и вне университета, с целью преумножать и создавать новые ценности для всех партнеров, достигать совместных стратегических и оперативных целей

8) Корпоративная социальная ответственность

Построение в долгосрочной перспективе структуры, при которой организация стремится понимать и удовлетворять ожидания всех своих заинтересованных сторон, включая общество в целом Понимание, поощрение и развитие направлений, в рамках которых университет взаимодействует и оказывает влияние на местное сообщество и общество в целом

9) Быстрота

Возможность быстро реагировать на изменения спроса со стороны студентов и других заинтересованных сторон. Скорость и гибкость в принятии управленческих решений

10) Нацеленность в будущее

Понимание кратко- и долгосрочной перспективы, тех факторов, которые будут оказывать влияние на образовательный рынок, учет этих факторов при планировании

б1

Таблица 2

Сравнительная характеристика элементов качества образования, выделяемых ведущими европейскими организациями

БРОМ (2003) БЫОА "Стандарты и рекомендации" 2004 г. EQUIS "Standards and Criteria" 2008

Потенциал 1.3 Оценка уровня знаний студентов 3. Students

1. Руководство (100)

2. Политика и стратегия (80) 1.1 Политика и процедуры 1. Governance & strategy

1.2 Програмы 2. Програмы

3. Люди (90) 1.4 Качество и профессорско-преподавательского состава 4. Faculty

4. Партнёры и ресурсы (90) 1.5 Образовательные ресурсы 8. Ресурсы и администрирование

Процессы 5. Процессы (140) 1.6 Систематический сбор и учёт 10. Корпоративные связи

информации для управления програмами 5. Исследования и развитие

1.7 Информирование общества 9. Интернационализация

Результаты 9. Ключевые результаты деятельности (150)

6. Результаты для потребителей (200)

7. Результаты для работника (90)

8. Результаты для общества (60) 7. Contribution to the community (Вклад в общество)

1. Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой. М., 2000, 2006.

2. Кислицын К.Н. Болонский процесс как проект для Европы и для России // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 11. Высшее образование для XXI века. иКЬ: http://www.zpu-joumal.ru/. Загл. с экрана.

3. Иванова В. И. Реализация Болонских идей в России: нормативные противоречия // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. С. 70-74.

4. Knowledge Mapping: A Practical Overview / ed. by D. Grey. March, 1999.

5. EFQM Excellence Model Higher Education Version 2003 / Centre for Integrating Excellence. Sheffild Hallam University, 2003. P. 40.

Поступила в редакцию 15.04.2011 г.

UDC 378.1

MODEL OF PERFECTION FOR QUALITY RISE OF MANAGEMENT OF MODERN UNIVERSITY (EFQM) AS BASE OF RUSSIAN-LATVIAN COOPERATION IN HIGHER EDUCATION SPHERE

Yuris Nikolayevich Simanis, Moscow State Academy of Physical Culture, Moscow, Russia, Lecturer, e-mail: [email protected]

Irina Anatolyevna Ivarovskaya, Moscow Institute of Physical Culture and Sport, Moscow, Russia, Head of Public Humanitarian, Social Economical and Natural Disciplines Department, e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The problem of bilateral relations in system of modern higher education is the most acute topic that deals with modern tendencies of globalization and international character of higher education, and increasing of processes of Bologna Declaration accomplishment in European educational community signed in 1999 and moved ahead the European process of integration. The authors suppose that this process creates a definite direction for broad Russian-Latvian interaction in sphere of higher education caused by many objective reasons.

Key words: higher education in Latvia and Russia; educational establishments of Europe; European Foundation of Quality Management (EFQM); Total Quality Management (TQM).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.