УДК 37.013.42
ББК Ч466.46 ГСНТИ 14.27.01; 14.07.05 Код ВАК 13.00.02
Столбова Елена Александровна,
аспирант, Челябинский государственный педагогический университет; 454021, г. Челябинск, ул. 40 лет Победы, д. 40А, к. 38; e-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: аксиология; фасилитация; поддержка; ценности; ценностные ориентации; дети группы риска; детский оздоровительный лагерь.
АННОТАЦИЯ. Раскрыты проблемы ценности и ценностных ориентаций детей группы риска, представлена модель социально-педагогической поддержки детей группы риска в условиях детского лагеря, раскрыто содержание блоков модели.
Stolbova Elena Aleksandrovna,
Post-graduate student, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk.
MODEL OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF VALUE ORIENTATIONS OF RISK GROUP CHILDREN IN A RECREATION CAMP
KEY WORDS: axiology; facilitation; support; values; value orientations; risk group children; children's recreation camp.
ABSTRACT. The article deals with the problem of values and value orientations of risk group children and a model of social and educational support for children at-risk in a children's camp. It also discloses the contents of the model blocks.
Проблема формирования ценностных ориентаций значима для любой социально-экономической формации. Особую остроту она приобретает в период коренных изменений в обществе. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2013 г. отмечает необходимость «создания условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [8].
Исследованием ценностей личности, факторов, влияющих на их формирование занимались Ю. Г. Волков, П. С. Гуревич, А. А. Ивин, О. Крокинская, В. В. Крюков, Н. И. Наместников и др.; структурой ценностей - А. В. Кирьякова, А. В. Леонтьев, М. Рокич, К. К. Платонов, В. А. Ядов и др. В то же время проблема формирования ценностных ориентаций детей группы риска в ситуации аномии в обществе остается одной из малоисследованных, что негативно отражается на практике социального воспитания.
Приоритетным вектором в работе с детьми группы риска является социально-педагогическая поддержка. Само слово «поддержка» в русском языке интерпретируется как оказание помощи, содействие. Различные виды поддержки (социальную, педагогическую, психолого-педагогическую, социально-педагогическую) следует рассматривать как деятельность по оказанию помощи [7]. О. С. Газман сформулировал
идеи педагогической поддержки, определяемые им как педагогическая помощь детям в решении их индивидуальных проблем в сферах общения, учения, творчества, досуга, здоровья. Развитие данной идеи нашло отражение в работах Р. С. Димухаметова, Р. А. Литвак, Л. В. Мардахаева, Л. Я. Олифе-ренко, Н. А. Соколовой и др. Ряд авторов в качестве условия эффективности процесса социально-педагогической поддержки указывают на потенциал детского лагеря, который рассматривается как пространство развития ребенка (В. А. Волгунова, Г. В. Заяр-ской, Л. С. Ладнева, Ю. М. Малащенко, Н. С. Чагина и др.). Однако проблема социально-педагогической поддержки ценностных ориентаций детей группы риска в условиях детского лагеря в научной литературе освещена недостаточно.
Таким образом, проблема нашего исследования состоит в разработке теоретических и методико-технологических основ социально-педагогической поддержки формирования ценностных ориентаций детей группы риска в условиях детского лагеря.
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать модель социально-педагогической поддержки детей группы риска в условиях детского лагеря. Новизна исследования имеет практико-ориентированное значение, представленная модель может быть реализована на базе детского лагеря, участниками которого являются дети группы риска. Разработанная модель учитывает особенности детей группы риска и специфику детского лагеря,
© Столбова Е. А., 2014
предусматривает медиативную и фасилита-ционную подготовку вожатых. Таким образом, исследование помогает изменить мнение о детском отдыхе, не только как об организации процесса питания и комфортных условий проживания, а как о эффективном образовательном процессе.
Объект исследования - ценностные ориентации детей группы риска. Предметом выступает процесс формирования ценностных ориентаций детей группы риска в условиях детского лагеря.
Исследование строится на основе системного, аксиологического и фасилитаци-онного подходов. Системный подход способствует постановке проблемы, определению круга задач исследования, хотя сам по себе он не решает содержательных научных задач, что относится к границам его применимости. Предметное содержание и построение нашей концепции осуществляется с использованием аксиологического и фа-
силитационного подходов. Аксиологический подход (В. И. Сластенин, О. С. Газман и др.) рассматривается как теоретико-методологическая стратегия исследования, необходимый для определения содержания и иерархии ценностных ориентаций. Фаси-литационный подход (Р. С Димухаметов, Ф. Э. Зеер и др.) выбран в качестве практи-ко-ориентированной тактики исследования, на основе которого мы определяем технику и методы реализации социально-педагогической поддержки детей группы риска.
Опираясь на системный подход, определим блоки модели: целевой, содержательный, организационный, результативный (таблица 1), принципы (гуманистической направленности, диалогичности взаимодействия, культуросообразности, самоорганизации и развитии группы, вариативности социального воспитания, центрации социального воспитания на развитии личности, преемственности).
Таблица 1.
Модель формирования ценностных ориентаций детей группы риска в условиях детского оздоровительного лагеря
Модель социально-педагогической поддержки ценностных ориентаций детей группы риска
Целевой блок
Социальный заказ: формирование духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения, а также развитие таких качеств как желание к самообразованию, самостоятельности, инициативе, творческим способностям
Цель - формирование нравственных ценностей у детей группы риска в условиях лагеря
Содержательный блок
Компоненты процесса поддержки ценностных ориентаций
Ценностно-смысловой (понимание и сформированность ценностей; полнота использования, глубина)
Нравственный ценности
Социально-психологический (помощь в общении, взаимодействии с другими детьми, Взаимодействие с родителями, или лицами их замещающими)
Дружба, общение Групповые ценности
Индивидуально-психологический (содержание компонента связанно с формированием мотивации, поведения, психологической готовности личности к осознанию и переоценке ценностей)
Образование, знание и самообразование, активная жизненная позиция, принятие себя, уверенность в себе, развитие личности
Организационный блок
Этапы:
Организационно-подготовительный
Включает разработку концептуального видения социально-
педагогической поддержки детей группы риска в условиях детского оздоровительного лагеря
Диагностико-проективный
определение проблемы с помощью психолого-
педагогических, социологических методов и методик; ее оценку с точки зрения значимости для ребенка; проектирование деятельности педагога и ребенка по решению проблемы
Процессуальный
Реализация научно-методического обеспечения поддержки ценностных ориента-ций детей, реализация условий
По А. В. Кирьяковой: поиск, оценка, выбор, проекция
Рефлексивный
обсуждение результатов предыдущих этапов деятельности, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности, определение скрытого потенциала
Формы организации поддержки ЦО
массовые
(различные виды деятельности)
Методы:
групповые / работа в малых группах (мастер-классы, мастерская, кружок, клуб)_
индивидуальная
КТД, отрядные дела, праздник, концерт, сюжетно-ролевые игры и т. д._
Оценочный блок
игротерапия, арт-терапия, логоте-рапия, психодрама, поведенческая психотерапия_
беседы, построение инд. маршрута, инд. задания, сам. работа)_
Критерии
Ценностно-смысловой
Социально-психологический
Индивидуально-психологический
Уровни
Высокий
Достаточный
Средний
Низкий
о п чи
Целевой блок опирается на социальный заказ государства по формированию личности, обладающей духовно-нравственными ценностями и принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и развитию таких её качеств как желание к самообразованию, самостоятельности, инициативе, развитию творческих способностей.
На основе аксиологического подхода выделены следующие компоненты процесса поддержки ценностных ориентаций: ценностно-смысловой, социально-психологический, индивидуально-психологический. Каждый из компонентов имеет свое содержание и формы организации.
Ценностно-смысловой компонент включает в себя систему знаний, умений как предметных, так и социальных. Данный компонент позволяет сформировать понимание ценностей и ценностных ориентаций, определить их роль в становлении личности, познании человеком социального мира и регулировании социального поведения. Социально-психологический компонент направлен на оказание поддержки ребенка в кризисных ситуациях, помощи в преодолении трудностей связанных с взаимодействием между сверстниками и взрослыми. Индивидуально-психологический компонент связан с формированием мотивации поведения, деятельности и психологической готовности личности к осознанию и переоценке собственных ценностей, формированию побуждений, регулирующих поведение ребенка, проявлению эмоций, формированию установок и переосмыслению ценностных ориентаций, побуждению ребенка к позитивной инициативе и активности, которая проявляется в процессе совершения им поступков, одобренных группой; определение готовности к осознанию и переоценке своих ценностей, принятие себя, анализ и поиск путей для саморазвития и самореализации.
Организационный блок включает следующие этапы социально-педагогической поддержки ценностных ориентаций детей группы риска: организационно-подготовительный, диагностико-проективный, процессуальный, рефлексивный.
Организационно-подготовительный включает подготовку к реализации процесса поддержки: разработку программ и направлений деятельности, отбор технологий, подготовку методик, разработку образовательных мероприятий, обучение персонала технике фасилитации, медиации и пр. Данный этап позволил подготовить
методическую вариативную базу и обучить персонал. Этап был реализован до начала смены.
Диагностико-проективный этап позволил определить ценностные ориентации детей, осознать ими готовность к их преобразованию. В свою очередь, организаторы эксперимента осуществляли подбор методов и методик практического решения для успешной реализации социально-педагогической поддержки.
Процессуальный этап позволил реализовать научно-методическое обеспечение поддержки ценностных ориентаций, включил в себя организацию условий для эффективной реализации. На данном этапе мы применили рекомендации А. В. Кирья-ковой [3] «Поиск - Оценка - Выбор - Проекция» с целью преобразования ценностей.
Рефлексивный этап предусматривал обсуждение результатов предыдущих этапов деятельности, синергетическую рефлексивную практику субъектов педагогического процесса.
Социально-педагогическая поддержка ценностных ориентаций проходит в различных формах организации: массовые (различные социально значимые виды деятельности), групповые (мастер-классы, мастерские, кружки, клубы (игротерапия, арт-терапия, логотерапия, психодрамма), в малых группах и индивидуально (беседы, построение индивидуального маршрута с конкретными задания самому себе, самостоятельная работа). Суть фасилитационного подхода, по мнению Р. С. Димухаметова, заключается в опоре педагога на скрытые потенции ребенка в самоактуализации [2]. В работе использованы такие методы и средства, как разъяснение, диалог, показ, игра, поощрение, иллюстративность, пример, беседа, тренинг, рассказ, показ, импровизация, дискуссия, решение проблемных ситуаций, рефлексия, написание самохарактеристик и пр.
Оценочный блок необходим нам для определения результата работы, который выражается в наличии нравственных ценностей и ценностных ориентации в структуре личности ребенка группы риска. Для оценивания результата социально-педагогической поддержки ценностных ориента-ций детей группы риска мы определили критерии, показатели и методы диагностики. Обобщенная методика диагностики, выделенных критериев и показателей уровня сформированности ценностных ориента-ций, представлена в таблице 2.
Таблица 2.
Методика диагностики уровня сформированности ценностных ориентации детей группы риска
Критерии Показатели Методы диагностики
Ценностно-смысловой Определение роли ценностей в становлении личности, познании человеком социального мира и регулировании социального поведения Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич)
Выявление смысложизненых ориентаций Смысложизненные ориентации (Д. А. Леонтьев)
Социально-психологический Сформированность социально-психологического уровня развития группы Самоатестация по методике А. Н. Лутошкина
Уровень активности Наблюдение за деятельностью ребенка
Индивидуально-психологический Активная жизненная позиция
Уровень притязаний и самооценки Исследование уровня притязаний и уровня самооценки по методике Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан
Для оценивания работы были определены критерии в соответствии с содержательным блоком: ценностно-смысловой, социально-психологический и индивидуально-психологический. Данные критерии позволили отследить эффективность нашей работы, в соответствии с целью нашего исследования. Диагностические методы подобраны с учетом особенности и специфики деятельности в летнем лагере. В работе использованы такие методы, как анкетирование, тестирование, опрос, наблюдение и др. Представленные диагностические методы являются простыми и понятными, мало затратными по времени для их проведения, также они позволяют получить необходимую информацию и отслеживать динамику изменения в процессе реализации модели.
Решая задачу разработки программы диагностики уровня сформированности ценностных ориентаций детей группы риска в условиях детского лагеря, мы осуществляли поиск протяженности выделенных в качественном анализе критериев и показателей. Уровневый подход позволил рассмотреть процесс развития личности как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному. Опираясь на идеи поуровневого изменения С. Л. Рубинштейна, выделено четыре уровня социально-педагогической поддержки
ценностных ориентаций детей группы риска в условиях детского лагеря: высокий, достаточный, средний и низкий. Перевод выделенных критериев и показателей в количественные эквиваленты позволил использовать математический аппарат для статистического анализа полученной информации. В исследовании применены следующие количественные показатели: 30-24 баллов - высокий (продуктивный) уровень; 23-17 баллов - достаточный (репродуктив-но-творческий), 16-10 баллов - средний (репродуктивный) уровень; менее 10 баллов - низкий (пассивный) уровень.
Таким образом, нами разработана модель социально-педагогической поддержки детей группы риска на основе системного, аксиологического и фасилитационного подходов. С учетом системного подхода определены блоки модели и их содержание, такие как целевой, содержательный, организационный и оценочный. Аксиологический подход лежал в основе содержательного и организационного блоков, а также определения иерархии ценностей и ценностных ориентаций детей группы риска. Фаси-литационный подход как практико-ориен-тированная тактика позволил подобрать эффективные методы и определиться с технологией в работе с детьми группы риска.
ЛИТЕРАТУРА
1. Димухаметов Р. С. Научно-методическое обеспечение повышения квалификации педагогов : мо-ногр. Челябинск : АТОКСО, 2004.
2. Димухаметов Р. С., Парунова Е. Ю. Фасилитация как механизм социализации // Социальная политика и социология. 2011. № 9. С. 178-188.
3. Кирьякова А. В. Аксиология образования ориентация личности в мире ценностей : моногр. М. : Дом педагогики, 2009.
4. Малащенко Ю. М. Социализация подростков в детском лагере: моногр. Новосибирск : НГПУ, 2009.
5. Мардахаев Л. В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации / / Педагогическое образование и наука. 2010. № 6. С. 4-10.
6. Сиврикова Н. В. Особенности ценностно-смысловой сферы личности в возрастных кризисах взрослости // В мире научных открытий. 2012. № 11.4 (35). С. 234-249.
7. Соколова Н. А. К вопросу о сущности понятия «социально-педагогическая поддержка ребенка в дополнительном образовании» / / Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2006. № 10. С. 110-115.
8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL.: http://www.garant.ru/.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Р. С. Димухаметов.