МОДЕЛЬ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
М.В. Ершова, Р.В. Жариков, В.Д. Жариков
Тамбовский государственный технический университет
Россия, 392000, Тамбов, ул. Советская, 106
Согласно классической теории конкурентоспособность продукции определяется издержками на производство и сбыт продукции, а также ее дифференциацией. В этой связи снижение себестоимости продукции является актуальной задачей.
Целью настоящей статьи является постановка задач снижения себестоимости продукции промышленных предприятий, формирование принципов управления снижением издержек, определение основных функций управления этим процессом, использование методов управления снижением издержек, выявление и расстановка в очередности этапов работ по управлению снижением издержек на производство и сбыт продукции. В предложенной модели управления снижением себестоимости продукции определены объекты управления, на которые необходимы управленческие воздействия для достижения поставленной цели.
В качестве методологии в статье, наряду с принципами, использованы современные методы управления снижением себестоимости продукции: таргет - костинг, кай-зен - костинг, кост - киллинг.
В статье предложена модель снижения себестоимости промышленной продукции, включающая задачи, принципы, функции и методы, и позволяющая использовать к решению этой проблемы комплексный подход.
К результатам использования предложенной модели управления снижением себестоимости продукции нами отнесены: результат самоанализа, эффективность, оптимальность, качество, рентабельность. При этом необходимо учесть, что показатель качества продукции также является одним из важнейших критериев конкурентоспособности продукции.
Выводы: эффективность снижения себестоимости определяется по отдельным фак-торам, основными из которых являются: выбор поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, замена технологий производства, пересмотр норм и нормативов, что ведет к экономии материально-технических и энергетических ресурсов, к сокращению численности работающих и, соответственно, заработной платы, трудоемкости изготовления и сбыта продукции, а также к снижению транспортно-заготовительных расходов
Ключевые слова: задачи, принципы, функции, методы, этапы и объекты управления, снижение себестоимости продукции, критерии, показатели, оценка
Работа российских предприятий в условиях вступления в ВТО обострила конку-
Для цитирования:
Ершова, М.В. Модель снижения себестоимости продукции на промышленных предприятиях [Текст] / М.В. Ершова, Р.В. Жариков, В.Д. Жариков // Организатор производства. -2016. - Т.69. - №2. - С. 67 - 78.
Сведения об авторах:
Мария Викторовна Ершова (канд. экон. наук, sharikowa_ [email protected]), доцент кафедры Экономика. Роман Викторович Жариков (д-р экон. наук, sharikowa_ [email protected]), профессор кафедры Экономический анализ и качество.
Виктор Данилович Жариков (д-р экон. наук, sharikowa_ [email protected]), профессор кафедры Менеджмент.
рентные отношения не только на мировых, но и на внутренних рынках промышленной продукции. Конкурентоспособность продукции определяется в основном двумя составляющими (по М. Портеру): издержками на ее производство и сбыт, а также дифференциацией [7]. Поэтому снижение себестоимости промышленной продукции является пробле-
мой перманентной и актуальной на все времена [4].
С целью комплексного решения данной проблемы нами на основе изучения процессов моделирования [1, 2, 8, 9, 10] разработана модель снижения себестоимости продукции (рисунок), которая включает принципы и задачи управления снижением затрат, этапы, функции и объекты управления.
Задачи управления снижением затрат
- организация управляющей системы;
- нормативно-правовое обеспечение;
- кадровое обеспечение;
- финансово-экономическое обеспечение;
- программно-методическое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение;
- социальное обеспечение;
- формирование мотивации
Принципы управления снижением затрат
- системность, комплексность; - непрерывность, динамичность;
- иерархичность; - опережающий характер управления;
- технологичность; - адаптивность, гибкость;
- эффективность; - оптимальность.
Функции управления
Мотивационно -целевая Информационно -аналитичес кая Планово-прогностическая
Организационно-исполнительская Контрольно-оценочная Регулятивно-коррекционная
Методы управления снижением затрат
Таргет-костинг, кайзен-костинг, кост-киллинг
Этапы управления
1. Изучение спроса и потребностей заказчиков
2. Отбор и выбор поставщиков
3. Замена (модернизация) технологии
4. Пересмотр норм и нормативов
5. Планирование снижения затрат
6. Текущий контроль снижения затрат
7. Определение результатов по сокращению затрат
Объекты управления
- нормативно-правовые - финансовые
- материально-технические программно-технологические
- кадровые - информационно-мотивационные
- взаимодействие «поставщики-изготовители-потребители»
Критерии и показатели оценки
результат самоанализа, эффективность, оптимальность, качество, рентабельность
Модель снижения себестоимости продукции
В задачи управления входит:
1) организация управляющей системы, которая заключается в целевом объединении всех элементов, обеспечивающих процесс управления снижением затрат.
Обеспечивает координацию действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования ее частей, а также создание формальной организационной структуры управления снижением затрат;
2) нормативно-правовое обеспечение -создание нормативно-правовых актов, определяющих права и ответственность субъектов управления;
3) кадровое обеспечение - подбор персонала в соответствии с целями управления и структурой трудоемкости;
4) финансово-экономическое обеспечение - обеспечение управления необходимыми финансовыми ресурсами;
5) программно-методическое обеспечение - определение функций, содержания работ по управлению снижением затрат, разработка правил и способов выполнения работ;
6) материально-техническое обеспечение - обеспечение процесса управления необходимыми информационными, материальными и техническими ресурсами;
7) социальное обеспечение - обеспечение удовлетворения социальных потребностей и социальной защиты работников;
8) формирование мотивации - процесс такой ориентации побудительных стимулов работника, при которой он сам стремится к достижению целей управления.
Принципы управления - это руководящие правила, определяющие
основные требования к системе, структуре и организации управления [6]. Они включают:
- системность и комплексность. Системность означает необходимость использования системного анализа и синтеза в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы,
учет всех направлений, всех сторон деятельности, всех свойств;
- иерархичность - предполагает вертикальное разделение управленческого труда, то есть выделение уровней управления и подчинения низших уровней управления высшим;
- непрерывность, динамичность - толкование управления как непрерывного и подвижного процесса;
- опережающий характер управления -основывается на прогнозе условий и требований к функционированию системы и упреждении возможных изменений состояния управляемой системы;
- технологичность - применение технологий и инструментов менеджмента в управлении снижением затрат;
- адаптивность и гибкость - возможность изменять параметры или структуру управляющей системы в зависимости от изменения параметров объекта управления или внешних воздействий на объект управления;
- эффективность - обеспечение максимизации отношения результата к затратам;
- оптимальность - выбор наилучшего варианта решения (самого приемлемого для данных конкретных условий), соблюдение оптимального соотношения между результатом и затратами.
Функции управления - это направление или виды управленческой деятельности, основанные на разделении и кооперации в управлении, и характеризующиеся обособленным комплексом задач и выполняемые специальными приемами и способами. В модели управления снижением затрат выделены следующие функции:
- Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства воздействия для исполнения принятых решений, служит нормой для контроля и оценки на диагностической основе, позволяет регулировать и корректировать процесс снижения затрат, поведение и деятельность всех его участников. Поэтому мотивацион-
но-целевая функция направлена на формирование целей участников процесса на основе мотива их деятельности, возникшего из потребности в данном виде деятельности.
- Информационно-аналитическая функция как бы пронизывает все стадии управления. Она представляет собой сбор, обработку, анализ и оценку информации в целях повышения эффективности деятельности, включает в себя все действия по оперированию информацией. Информация должна быть достоверной, своевременной и оптимальной по объему.
Осуществление информационно-
аналитической функции заключается в создании системы сбора необходимой информации, а также проведении эмпирического исследования с помощью логических и статистических методов, в процессе которого информация анализируется и на этой основе оценивается сложившаяся ситуация и принимаются управленческие решения.
- Планово-прогностическая функция -организационная основа управления и важнейшая стадия управленческого цикла. Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность по оптимальному выбору идеальных и реальных целей, направленных на достижение более высокого качественного состояния объекта, и разработке программ их достижения. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов и совершенствования деятельности по снижению затрат за счет выявленных возможностей, условий и факторов.
- Организационно-исполнительская функция. Её цель - формирование управляющей и управляемой системы, связей и отношений между ними, которые обеспечат выполнение поставленных задач.
Функция организации реализуется с помощью следующих видов управленческих работ: образование подразделений, определение организационной структуры органов
управления (формирование управленческих подразделений), обеспечение взаимодействия структурных элементов (отделов, служб и т.д.).
Результатом выполнения функции организации является:
- создание органов управления на основе объективно действующих функций управления;
- построение структуры аппарата управления;
- формирование управленческих подразделений;
- выработка положений об органах управления;
- установление взаимосвязи между управленческими подразделениями;
- расстановка управленческих кадров.
- Контрольно-оценочная функция. Контроль является важнейшей функцией управления, призванной постоянно давать информацию о действительном состоянии дела по выполнению решений. Он включает в себя следующие стадии:
- получение информации;
- критическая ее оценка;
- принятие решений.
Принятие решений, преследует соответствующую коррекцию в динамике системы для достижения запланированной цели. Контроль основан на принципе организации обратной связи, которая существует при любом взаимодействии субъекта и объекта в системе управления, и реализуется на основе выявления с помощью данных статистического, бухгалтерского и оперативного учета отклонений от установленных показателей работы и анализа их причин [5].
- Регулятивно-коррекционная функция. Эту функцию можно определить как вид деятельности по внесению корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления системой снижения затрат для поддержания ее на запрограммированном уровне.
Конкретные формы и виды регулирования разнообразны и определяются, прежде всего, спецификой управляемого объекта.
Управление снижением затрат может осуществляться следующими методами:
- Таргет-костинг. На основании заданной цены реализации изделия и желаемой величины прибыли устанавливается целевая себестоимость, которая в дальнейшем обеспечивается усилиями всех служб предприятия. Для целевого снижения затрат могут потребоваться значительное время или серьезные инвестиции, что обеспечивает целевую себестоимость на стадии планирования продукции. Является инструментом стратегического управления затратами.
- Кайзен-костинг. Предполагает не достижение определенной величины затрат, а постоянное, непрерывное и всеохватывающее их снижение путем проведения непрерывных, относительно небольших усовершенствований производственных процессов, способных в совокупности дать значительный результат. Обеспечивает целевую себестоимость в процессе производства продукции. Используется преимущественно в оперативном управлении затратами и контроле за их уровнем. Предполагает вовлечение всех сотрудников в непрерывное совершенствование качества деятельности и создание необходимой системы мотивации.
- Кост-киллинг. Направлен на максимальное снижение затрат в кратчайшие сроки без ущерба для деятельности предприятия и перспектив его развития. Используется в антикризисном менеджменте и управлении конкурентоспособностью. Предусматривает в том числе сокращение затрат на заработную плату и сокращение персонала. Требует системного применения (использование время от времени, к отдельным видам затрат или в отдельных подразделениях предприятия ощутимых результатов не приносит).
Таким образом, снижение затрат осуществляется в несколько этапов:
1. Изучение спроса и потребностей заказчиков
Анализ потребностей заказчика - это процесс изучения требований потенциальных заказчиков к ожидаемому конечному результату, их предпочтений в отношении
методов и подходов к решению каждой из формулируемых задач, подготовка наиболее оптимальных вариантов решений. Результаты анализа потребностей клиентов могут применяться для разработки и корректировки ассортимента продукции, способствуя снижению затрат.
Изучение может проводиться следующими способами: опрос клиентов (с помощью анкеты), анализ клиентской базы (изучение информации об объемах закупок, их периодичности, закупаемом ассортименте, прибыли, приносимой каждым клиентом и т.д.), получение обратной связи от клиентов.
2. Отбор и выбор поставщиков
Выбор поставщиков - ответственная задача, поскольку от них во многом зависит ритмичность производства, а конечном счете рентабельность и репутация фирмы. Работая вместе, фирмы и поставщики могут добиться снижения затрат и улучшения качества продукции.
Процедура выбора поставщика выглядит следующим образом. Если поставщиков немного (два-три), критериями выбора наиболее подходящего из них служат сравнительные показатели качества продукции, надежности и цен на закупаемые материалы. Выбирается поставщик, в наиболее полной степени соответствующий названным критериям.
Когда поставщиков много, то выбор наиболее подходящего целесообразно проверять в два этапа:
1) предварительный отбор поставщиков. После анализа поставщиков часть из них, не соответствующая требованиям, исключается из перечня.
2) окончательный выбор поставщиков. На втором этапе используется более расширенный перечень критериев выбора поставщиков.
Предпочтение должно отдаваться тем поставщикам, которые имеют наиболее приемлемые условия для предприятия.
3. Замена (модернизация) технологии
Внедрение новой техники, комплексная
механизация и автоматизация производ-
ственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов являются решающим условием снижения себестоимости продукции, так как позволяют экономить материальные, трудовые и энергетические ресурсы.
4. Пересмотр норм и нормативов
Снижение текущих затрат происходит в
результате совершенствования обслуживания основного производства (например, развития поточного производства, повышения коэффициента сменности, упорядочения подсобно-технологических работ, улучшения инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за качеством работ и продукции). Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при увеличении норм и зон обслуживания, сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих норм выработки. Эту экономию можно подсчитать, если умножить количество высвобождающихся рабочих на среднюю заработную плату в предыдущем году (с начислениями на социальное страхование и с учетом расходов на спецодежду, питание и т.п.).
5. Планирование снижения затрат
Существует три основных метода
планирования снижения себестоимости: укрупненный, уточненный и по технико-экономическим факторам.
I. Укрупненный расчет снижения себестоимости продукции
При укрупненном методе учитывается влияние на себестоимость следующих факторов:
1) роста производительности труда и средней заработной платы;
2) роста объема производства, а в зависимости от него - относительного и абсолютного сокращения условно-постоянных расходов на единицу продукции.
Укрупненный расчет ведется на основе структуры себестоимости продукции отчетного периода и ожидаемого изменения затрат по отдельным статьям расходов в плановом периоде по сравнению с базовым.
II. Уточненный расчет снижения себестоимости
Уточненный расчет снижения себестоимости товарной продукции предприятия производится путем сопоставления детально разработанных плановых и фактических калькуляций на отдельные изделия. Отчетные и плановые калькуляции сводятся в общую форму, которая и дает возможность установить размер снижения полной себестоимости товарной продукции.
III. Расчет снижения затрат по технико-экономическим факторам [6]
Расчет снижения затрат по технико-экономическим факторам производится в следующем порядке:
1) определяются плановые (ожидаемые) затраты на рубль произведенной продукции в плановом периоде. Объем производства продукции базового периода при этом определяется в ценах планового периода;
2) рассчитывается себестоимость продукции планируемого периода исходя из планового (ожидаемого) уровня затрат базового периода, для чего планируемый объем производства продукции планируемого периода умножается на величину затрат на рубль продукции базового периода;
3) определяется влияние каждого фактора на уровень затрат.
4) из себестоимости продукции, рассчитанной по уровню плановых (ожидаемых) затрат базового периода, вычитается (прибавляется) итоговая сумма экономии (увеличения) за счет влияния факторов и определяется себестоимость продукции планируемого периода в ценах и условиях планируемого периода. На данном этапе не участвуют в расчетах факторы изменения условий хозяйствования;
5) определяется уровень затрат на рубль продукции планируемого периода и снижения (увеличения) этих затрат по сравнению с ожидаемым уровнем затрат базового периода в ценах и условиях, сопоставимых в предплановом и планируемом периоде;
6) с помощью специальных расчетов устанавливается влияние изменения условий
хозяйствования в планируемом периоде на себестоимость продукции планируемого периода;
7) определяется окончательный уровень затрат на рубль планируемой продукции с учетом влияния изменения условий хозяйствования.
Расчет изменения себестоимости продукции в планируемом периоде за счет технико-экономических факторов производится в разрезе элементов затрат.
1. Текущий контроль снижения затрат
По времени осуществления выделяют: предварительный, текущий, заключительный контроль.
Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы. Это входной контроль всех видов ресурсов (человеческих, материальных и финансовых), его цель - обеспечение требуемых условий для бесперебойной и качественной работы организации. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях: по отношению к человеческим, материальным, финансовым ресурсам.
Текущий контроль выполняется непосредственно на стадии хозяйственного процесса. Его цель - совершенствование деятельности, координация ее для достижения цели. Задача такого контроля - своевременно выявить и по возможности устранить отклонения, возникающие в ходе работы, от заданных параметров.
Текущий контроль обычно существует в формах стратегического и оперативного. Стратегический контроль имеет в качестве основного объекта эффективность использования ресурсов организации с точки зрения достижения ее конечных целей и ведется не только по количественным, но и качественным показателям: - уровню производительности труда, внедрению и использованию достижений НТР, новых методов работы, технологий как в организации в целом, так и в ее подразделениях.
Оперативный контроль проводится буквально одновременно с выполнением основной работы, ориентирован на текущую про-
изводственную и хозяйственную деятельность, в частности движение изделий в рамках технологического процесса (последовательность операций, нормы времени на их выполнение, качество труда); загрузку оборудования; соблюдение общего графика работы; наличие запасов, незавершенного производства и готовой продукции, уровень текущих затрат, текущее расходование денежных средств. На уровне отдельных операций осуществляется операционный контроль.
Текущий контроль может быть сплошным (статистическим) и выборочным (если число его объектов слишком велико или для проверки требуется разрушать изделие).
Важную роль в повышении эффективности контроля технологического процесса может сыграть его карта, представляющая собой схему, на которую нанесены допустимые границы параметров качества и результаты измерений в обусловленные сроки, что позволяет сразу же наглядно обнаружить отклонения от стандартов.
Заключительный контроль (итоговый) производится после выполнения работы. Это контроль итогов, его цели: формирование мотивационных вознаграждений; корректировка поведения руководителя, принимаемых решений; формирование планов на будущее на основе анализа результатов.
2. Определение результатов по сокращению затрат
После осуществления мероприятий по снижению себестоимости, определяется фактически полученная экономия.
Общее снижение себестоимости отчетного года (периода) по сравнению с предыдущим годом (периодом) определяется по сравнимой продукции и всей готовой продукции, в абсолютных суммах и в затратах на 1 рубль готовой продукции. При этом определяется и исключается из расчетов влияние изменений цен на уровень фактической себестоимости продукции (на материалы и другие затраты) и продажных цен на готовую продукцию.
Величина экономии, обусловленная действием каждого из мероприятий (факторов),
определяется по всем видам (элементам) затрат, на которые влияет соответствующее мероприятие: экономия материальных ресурсов, заработной платы, отчислений на социальные нужды и т.д., а также косвенных расходов (например, экономия на инструментах, энергии, сокращении численности работников и т.д.).
При наличии расходов на какое-либо мероприятие устанавливается срок их окупаемости, и в зависимости от него эти затраты относятся на себестоимость продукции данного года полностью или частично (в последнем случае остальная часть включается в расходы будущих периодов для отнесения на себестоимость продукции следующего года).
Если расходы увеличивают стоимость основных средств предприятия, то они должны производиться за счет капитальных вложений. В этом случае на себестоимость продукции относятся амортизационные отчисления от стоимости дополнительно введенных основных средств и расходы на их содержание.
Методы определения сумм экономии по отдельным элементам следующие.
Экономия от снижения расхода количества материальных ресурсов определяется по формуле:
Эмк = (Но - Н1) х Ц х К (1)
где Эмк - экономия расходов соответствующих материальных ресурсов; Но, Н1 -норма расхода сырья, материалов, топлива или энергии на единицу продукции до (Но) и после (Н1) проведения соответствующего мероприятия; Ц - цена единицы сырья, материалов, топлива, энергии; К - количество единиц продукции, выпускаемых с момента проведения мероприятия до конца планируемого года.
Экономия или рост расходов от применения в производстве новых видов материальных ресурсов (заменителей) определяется по формуле:
Эмц = н х (Цо-ш х к (2)
где Эмц - экономия материальных ресурсов за счет снижения цен; Цо, Ц1 - цена ма-
териальных ценностей до (Цо) и после (Ц1) замены материальных ценностей. Н - норма расхода.
Уменьшение расходов на заработную плату в результате снижения трудоемкости единицы продукции определяется по формуле:
Эт = (ТохЧо - Т1ХЧ1) х (1 + В/100) х К (3) где Эт - экономия расходов на заработную плату; Т0, T1 - трудоемкость единицы продукции в нормо-часах до (То) и после (Т1) проведения мероприятий; Чо, Ч1 - среднечасовая тарифная ставка рабочего до (Чо) и после (Ч1) проведения мероприятия; В - средний процент дополнительной заработной платы для данной категории рабочих; К -количество изделий, выпускаемых с момента проведения мероприятий до конца планируемого года.
Затем в сумму экономии включается уменьшение отчислений на социальные нужды от сумм экономии заработной платы.
При высвобождении работников, находящихся на повременной оплате труда, экономия определяется по формуле:
Эт = Л х Ф х М (4)
где Л - количество высвобождающихся работников; Ф - среднемесячная заработная плата данной категории работников; М -число месяцев с момента проведения мероприятия до конца года.
Затем добавляется экономия на отчислениях на социальные нужды.
При расчетах экономии от снижения расходов в результате модернизации и улучшения эксплуатации применяемой техники и технологии учитывается экономия на основных и вспомогательных материалах, топливе, электроэнергии и прочих затратах. К мероприятиям, направленным на улучшение снабжения производства всеми видами материальных ресурсов, относятся ликвидация потерь в производстве, связанных с использованием материалов, не соответствующих техническим условиям; уменьшение потерь материалов при транспортировке и хранении; улучшение использования тары, применяемой при транспортировке материалов,
сокращение транспортно-заготовительных расходов и т.д.
Экономия (Этар) за счет сокращения транспортно-заготовительных расходов определяется по формуле:
Этзр = (То - Т1) / 100 х Н (5)
где Т0 и Т1 - средний процент транс-портно-заготовительных расходов по отношению к стоимости сырья и материалов на предприятии в базисном (То) и плановом (Т1) году; Н - стоимость сырья, материалов и топлива в планируемом году по покупным ценам.
Экономия от повышения качества продукции определяется повышением продажных цен на нее за вычетом дополнительных затрат на повышение качества. Экономия в результате увеличения продажной цены за повышенное качество продукции определяется по формуле:
Эк= (Ц - Цо) х К (6)
где Эк - экономия от повышения качества продукции; Ц0, Ц1 - цена до (Ц0) и после (Ц1) улучшения качества (или средняя цена единицы продукции базисного и планируемого периода); К - количество единиц продукции улучшенного качества, производимое в планируемом периоде.
Способы определения экономии, обусловленной улучшением организации производства, аналогичны расчетам влияния факторов, связанных с повышением технического уровня производства.
При определении экономии от совершенствования управления учитывается эффективность таких мероприятий, как укрупнение цехов и участков, внедрение бесцеховой структуры управления, рациональное изменение структуры заводоуправления и цехов, внедрение автоматизированных систем управления производством, создание производственных объединений и т.д.
Экономия заработной платы, получаемая в результате улучшения организации труда, повышения производительности труда определяется по факторам: высвобождение (сокращение численности) рабочих, специалистов и служащих, увеличение норм выработ-
ки и зон обслуживания, сокращение простоев и отклонений от нормальных условий работы и т.д.
От сумм сэкономленной заработной платы определяется экономия от уменьшения отчислений на социальные нужды.
Относительная экономия на амортизационных отчислениях (Эа) в результате улучшения использования производственных фондов рассчитывается по формуле:
Эа = (Ао/До - А1/Д1) х Д1, (7)
где Ао, A1 - общая сумма амортизационных отчислений в базисном и планируемом году; До, Д1 - объем готовой продукции в базисном и планируемом году.
В системе управления снижением себестоимости выделяются следующие объекты управления:
- нормативно-правовые (документы организационного, организационно-методического, организационно-распорядительного, нормативно-технического, технического, технико-экономического и экономического характера, действующие на предприятии -технические нормы и нормативы, штатное расписание, положения о подразделениях, положение о заработной плате и премировании и пр.);
- финансовые (собственные и заемные денежные средства, находящиеся в распоряжении предприятия);
- материально-технические (запасы сырья, основных и вспомогательные материалов, полуфабрикатов, готовой продукции; топливо и энергия; машины, оборудование, производственные и непроизводственные здания, транспортные средства, вычислительная техника, инвентарь, измерительные и регулирующие приборы, передаточные устройства и пр.);
- программно-технологические (управленческие и производственные технологии, используемые на предприятии);
- кадровые (персонал предприятия);
- информационно-мотивационные (система информационного обеспечения управления и система мотивации персонала);
- взаимодействие «поставщики-изготовители-потребители» (выбор поставщиков ресурсов и транспортных компаний и заключение договоров с ними, работа с клиентами и привлечение новых покупателей).
К критериям и показателям оценки снижения себестоимости продукции относятся:
- результат самоанализа (внутренний аудит, позволяющий определить степень снижения себестоимости);
- эффективность (рентабельность) - соотношение прибыли и затрат. Снижению себестоимости продукции способствует применение в финансовом планировании бюджетирования, когда по каждому инвестиционному проекту или мероприятию составляется бюджет притока и оттока денежных средств;
- оптимальность - проверка фактически оптимального варианта принятых мероприятий по снижению себестоимости продукции;
- качество - снижение себестоимости не должно повлиять на снижение качества про-дукции| как одного из важнейших показателей конкурентоспособности продукции.
Таким образом, предложенная модель обеспечивает комплексный подход и способствует снижению себестоимости продукции и соответственно повышает ее конкурентоспособность за счет снижения издержек на ее производство и сбыт.
Библиографический список
1. Болдыревский, П.Б. Математико-статистическая модель инновационной деятельности промышленных предприятий [Текст] / П.Б. Болдыревский, Л.А. Кистанова // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - Т. 366. - № 15. - С. 57-64.
2. Гаджиев, Р.И. Математическая модель оптимального распределения трудовых действий сотрудника предприятия [Текст] /Р.И.
Гаджиев // Организатор производства. - 2012. - Т.55. - № 4. - С. 108-111.
3. Дударева, О.В. Развитие предприятий машиностроения на основе повышения эффективности их функционирования [Текст] /О.В Дударева // Организатор производства. -2012. - Т.55. - № 4. - С. 59-61.
4. Жариков, В.Д. Методология организации системы менеджмента качества запасов торговых организаций [Текст] / В.Д. Жариков, К.С. Гуров // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2009. - Т.22. - №8. - С. 95-98.
5. Жариков, Р.В. Концепция формирования и поддержания качества машиностроительной продукции [Текст] / Р.В. Жариков // Организатор производства. - 2010. Т. 45. -№2. - С. 59-65.
6. Кувшинов, М.С. Анализ соответствия методов управления затратами актуальным задачам управления [Текст] / М.С. Кувшинов, Н.В. Киреев // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - Т. 368. - № 17. -С. 37-46.
7. Портер, М. Конкуренция [Текст] / М. Портер: пер. с англ. - М.: Вильямс,- 2000.
8. Математическое моделирование социальных процессов / под общ. ред. В. И. Доб-ренькова, А.А.Самарского. - М., 1999 // Электронная библиотека социологического факультета МГУ.
9. Мищенко, А.В. Модели управления ограниченными ресурсами предприятия в проектах расширения и перепрофилирования производственных мощностей [Текст] / А.В. Мищенко, А.В. Иванова // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - Т. 363. -№ 12. - С. 29-46.
10. Харитонович, А.В. Модель валового регионального продукта строительной отрасли [Текст] / А.В. Харитонович // Наука и бизнес: пути развития. - 2012. - Т.17. - № 11. С. 116-118.
Поступила в редакцию - 6 апреля 2016 г. Принята в печать - 24 июня 2016 г.
THE MODEL OF PRODUCT COST REDUCTION AT INDUSTRIAL ENTERPRISES
M.V. Yershova, R.V. Zharikov, V.D.Zharikov
Tambov State Technical University,
106, Sovetskaya st., Tambov, 392000, Russian Federation
Abstract
According to the classical theory, the competitiveness of products is determined by the cost of their production and sale, as well as by product differentiation. In this respect, the reduction of product costs is regarded as an urgent task.
The purpose of this article is to set the tasks concerned with reduction of product costs at industrial enterprises, formation of cost reduction management principles, definition of basic management functions for this process, the use of cost reduction management methods, identification and sequential arrangement of work stages concerned with managing the reduction of manufacture and sale costs. The proposed model of product cost reduction management specifies the objects of management which require the administrative impact to achieve the desired objective.
As methodological basis, the article uses the principles and contemporary methods of managing the product cost reduction, namely, target costing, Keizen costing and cost killing. The article proposes the model of industrial product cost reduction, including the tasks, principles, functions and methods, and allowing the use of the comprehensive approach to solve this problem.
The results of using the proposed model of product cost reduction management include the result of self-analysis, efficiency, optimality, quality and profitability. It is important to note that the indicator of product quality is one of the most significant criteria of product competitiveness.
Conclusions: The efficiency of cost reduction is determined by individual factors, the main of which are: the choice of suppliers of raw materials, products and accessories, the replacement of production technologies, and the revision of norms and regulations, which results in saving the logistical and energetic resources, redundancy, the respective reduction of wages, the complexity of product manufacture and sale, and the decrease in transport and procurement costs
^y words: tasks, principles, methods, stages and objects of management, product cost reduction, criteria, indicators, assessment
For citing:
Yershova, M.V., Zharikov, R.V., Zharikov, V.D. (2016). Model' snizheniya sebestoimosti produkcii na promyshlennyh predpriyatiyah [Tekst] [The model of product cost reduction at industrial enterprises [Text]]. Organizator proizvodstva [Organizer of Production], 2, 69, 67 - 78.
On authors:
Maria Viktorovna Ershova (Candidate of Economic Science, [email protected]), Assistant Professor of the Chair of Economics.
Roman Viktorovich Zharikov (Doctor of Economic Science, [email protected]), Professor of the Economic Analysis and Quality.
Viktor Danilovich Zharikov (Doctor of Economic Science, [email protected]), Professor of the Chair Management.
References
1. Boldyrevsky, P.B., Kistanova, L.A. (2014). Matematiko-statisticheskaja model' innovacion-noj dejatel'nosti promyshlennyh predprijatij [The mathematical-statistical model of innovative activity of industrial enterprises]. JEkonomicheskij analiz: teorija i praktika [Economic analysis: theory and practice], 15, 366, 57-64.
2. Gadzhiev, R.I. (2012). Matematicheskaja model' optimal'nogo raspredelenija trudovyh dejst-vij sotrudnika predprijatija [The mathematical model of optimal distribution of labour actions of a company employee]. Organizator proizvodstva [Organizer of Production], 4, 55, 108-111.
3. Dudareva, O.V. (2012). Razvitie predprijatij mashinostroenija na osnove povyshenija jeffek-tivnosti ih funkcionirovanija [The development of machine-building enterprises on the basis of enhancing the efficiency of their operation]. Organizator proizvodstva [Organizer of Production], 4, 55, 59-61.
4. Zharikov, V.D., Gurov, K.S. (2009). Metodologija organizacii sistemy menedzhmenta kachestva zapasov torgovyh organizacij [The methodology of organizing the system of stock quality management of trade organizations]. Voprosy sovremennoj nauki i praktiki [The Issues of Contemporary Science and Practice]. The University, named after V.I.Vernadsky, 8, 22, 95-98.
5. Zharikov, R.V. (2010). Koncepcija formirovanija i podderzhanija kachestva mashi-nostroitel'noj produkcii [The concept of creation and maintenance of machine-construction product quality].Organizator proizvodstva [Organizer of Production], 2, 45, 59-65.
6. Kuvshinov, M.S., Kireeva, N.V. (2014). Analiz sootvetstvija metodov upravlenija zatratami aktual'nym zadacham upravlenija [The analysis of the relevance of cost management methods to current management tasks]. JEkonomicheskij analiz: teorija i praktika [Economic analysis: theory and practice], 17, 368, 37-46.
7. Porter, M. (2000). Konkurencija [Competition]. Moscow. Williams
8. Dobrenkov, V.I., Samarsky, A.A. (1999). Matematicheskoe modelirovanie social'nyh pro-cessov [Mathematical modelling of social processes]. Moscow. The E-library of the Department of Sociology (MSU).
9. Mischenko, A.V., Ivanova, A.V. (2014). Modeli upravlenija ogranichennymi resursami predprijatija v proektah rasshirenija i pereprofilirovanija proizvodstvennyh moshhnostej [The models of managing limited company resources in projects of expansion and conversion of productive capacities]. JEkonomicheskij analiz: teorija i praktika [Economic analysis : theory and practice], 12, 363, 29-46.
10. Kharitonovich, A.V. (2012). Model' valovogo regional'nogo produkta stroitel'noj otrasli [The model of gross regional product in the field of construction]. Nauka i biznes: puti razvitija [Science and Business: the ways of development], 11, 17, 116-118.