УДК 377.5.02 : 796.01 Коновалов Игорь Евгеньевич
доктор педагогических наук,
доцент Набережночелнинского филиала
Поволжской академии физической культуры,
спорта и туризма
dom-hors@mail.ru
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Konovalov Igor Evgenievich
D.Phil. in Education Science, Assistant Professor Naberezhnye Chelny branch of the Volga Region Academy of Physical Education, Sport and Tourism dom-hors@mail.ru
MODEL OF
MODERN PHYSICAL EDUCATION SYSTEM IN THE MUSICAL SPECIALIZED SECONDARY EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS
Аннотация:
В статье рассматривается значение физического воспитания в период модернизации системы среднего профессионального музыкального образования, определяя необходимость внедрения в процесс физического воспитания новых форм организации и совершенствование его содержания, что в значительной степени повысит качество общей гуманитарной и профессиональной подготовки музыкантов обучающихся в ссуз.
Ключевые слова:
физическое воспитание музыкантов, модель физического воспитания.
Summary:
The article considers significance of the physical education in the context of modernization of the secondary musical vocational education system, substantiating the necessity of introduction of the new organization forms and content improvement of the physical education, which would increase considerably quality of the general classical and vocational grounds of the musicians studying in the specialized secondary educational establishments.
Keywords:
physical education of musicians, model of physical education.
В настоящее время на этапе модернизации среднего профессионального музыкального образования физическое воспитание, как неотъемлемая часть цикла общих гуманитарных дисциплин, может и должно брать на себя решение задач не только сохранения и укрепления индивидуального здоровья, развития физических качеств и формирования двигательных способностей, но и качественной и всесторонней профессиональной подготовки высококвалифицированного специалиста, обладающего, в контексте общей культуры, высоким уровнем культуры профессиональной и физической.
Однако существующее состояние физического воспитания в средней профессиональной музыкальной школе, на наш взгляд, не отвечает задачам, которые стоят перед ним на данном этапе системного обновления, где не предусмотрен необходимый подхода к образования данной категории занимающихся, что, в свою очередь, не может обеспечить им полноценную подготовку к будущей профессиональной деятельности.
В связи с этим целью нашего исследования является разработка модели системы современного физического воспитания студентов музыкальных ссуз.
Задачей исследования является выявить компоненты, раскрывающие теоретическую и функциональную сущность модель системы современного физического воспитания студентов музыкальных ссуз.
Исследование проводилось в средних специальных учебных заведениях музыкально профиля Республики Татарстан.
В педагогической науке в целом и в физическом воспитании, в частности, моделирование является одним из наиболее эффективных методов исследований, где модель определяется как образец, а моделирование - как создание образца.
Модель (в частности педагогическая) - это определенные рамки, в которые заключен процессуальный аспект педагогического действия (воспитания, образования, обучения или развития). Педагогическая модель состоит из ряда методик и технологий, которые способствуют реконструкции процессуально-методической стороны педагогического действия [1].
Любая педагогическая модель должна удовлетворять следующим критериальным позициям: связанность или целостность; константность или стабильность; наблюдаемость; обозримость [2].
В контексте нашего исследования модель можно определить как форму (оболочку), внутри которой происходит системный процесс физического воспитания, имеющий профессионально ориентированную направленность. Разработанная нами теоретико-функциональная модель, представляет собой схему, где отражены основные методологические положения, компоненты учебного процесса, критерии эффективности и ожидаемый результат (рис. 1).
Рисунок 1 - Теоретико-функциональная модель системы физического воспитания
студентов музыкальных ссуз
Системообразующим ядром разработанной нами модели является ее цель. Цель модели заключается в модернизации физкультурного образования студентов через его диверсификацию с акцентом на профессионально ориентированную направленность.
Возможность достижения поставленной цели зависит от реализации следующих групп задач: оздоровительных, образовательных, воспитательных, прикладных.
В качестве основополагающих принципов эффективной реализации разработанной нами модели были приняты следующие: 1. Принцип всестороннего и гармоничного развития. 2. Принцип здоровьесбережения и здоровьеформирования. 3. Принцип деятельности. 4. Принцип адекватности. 5. Принцип осознанности. 6. Принцип сотрудничества. 7. Принцип профессиональной прикладности. 8. Принцип саморазвития и самосовершенствования.
В разработанной нами модели структура включает в себя следующие элементы: форма занятий, период обучения, этапы и их характеристика.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом физическое воспитание студентов осуществляется в урочной и внеурочной формах в объеме два часа обязательных учебных занятий (урочная форма занятий) и два часа самостоятельных занятий (внеурочная форма занятий).
В соответствии со структурой занятия проводятся на протяжении всего периода обучения, где каждому курсу соответствует определенный этап, на котором решаются конкретные задачи.
1 год обучения (1 курс) - этап здоровьесбережения. Данный этап носит выражено оздоровительное направление с акцентом на адаптацию студентов к изменившимся условиям учебной и профессиональной деятельности, минимизация негативного воздействия умственного, физического и психического переутомления.
2 год обучения (2 курс) - этап здоровьеформирования. Данный этап носит кумулятивное направление с акцентом на систематическое вариативное использование широкого арсенала средств физического воспитания для достижения долгосрочного тренировочного эффекта.
3 год обучения (3 курс) - этап профессионального формирования. Данный этап является профессионально ориентированным, где акцентированно решаются задачи профессиональноприкладной физической подготовки на основе фундамента общей физической подготовленности.
4 год обучения (4 курс) - этап профессионального становления. Данный этап ориентирует обучающегося на рост профессионализма и становление личности профессионала, здесь акцентированно решаются задачи совершенствования профессионально-прикладной физической подготовленности, достижения высокого уровня профессиональной дееспособности, психофизической и функциональной готовности к музыкально-исполнительской деятельности [3].
Эффективность организации учебного процесса физического воспитания зависит от компетентности преподавателя, а степень включенности студентов в учебный процесс зависит от использования вариативного программно-содержательного обеспечения занятий, отражающего не только специфику и особенности их профессиональной деятельности, но и учитывающего интересы и потребности обучающихся.
Управленческий компонент в учебном процессе - это педагог, ему отведено существенное место. Для успешной профессиональной деятельности педагогу необходимо обладать рядом ключевых компетенций, которые в конечном итоге позволят создать эффективный организационно-управленческий механизм, который будет вестись по линии гуманизации не административно-командными методами, а методами педагогического управления.
Мотивационный компонент включает в себя мотивы, интересы и потребности совершенствования физического и духовного развития студентов, позволяющие осознавать и принимать в полном объеме ценности и смыслы физического воспитания как имеющего огромный потенциал для всестороннего развития личности и качественной профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста.
В модели содержательный компонент находится в тесной взаимосвязи с процессуальным компонентом. Содержательный компонент определяет уровень, глубину и полноту знаний о понятиях и сущности физического воспитания, о законах функционирования организма в процессе физкультурной деятельности, об интеграции двигательной деятельности и социальных, нравственных и эстетических ценностей физической культуры, а процессуальный компонент отражает весь спектр форм организации физической активности, а также методов и средств физического развития и совершенствования.
Для реализации содержательного и процессуального компонентов нами было разработано программно-содержательное обеспечение, где учебный материал является не только стимулятором получения новых знаний и формирования умений и навыков в рамках урочных и внеурочных форм занятий, но и позволяет студентам по-другому взглянуть на уже известные явления, открывая их потенциальные возможности практического применения в процессе профессиональной подготовки.
Критерием эффективности разработанной нами модели является всестороннее развитие личности студента музыкальных средних специальных учебных заведений, выражающееся в реализации его личностного потенциала, отражающегося в следующих основных аспектах:
1. Образовательный - профессиональная подготовка, состоящая из исполнительского и педагогического компонентов, и гуманитарная подготовка, в частности физическое воспитание.
2. Биологический - адаптивные возможности и морфофункциональное состояние организма.
3. Психологический - личностные качества и свойства характера.
4. Социальный - этическая и эстетическая культура, правила общения и поведения.
5. Валеологический - сохранение и укрепление здоровья, профилактика профессиональных отклонений в состоянии здоровья, потребность в здоровом образе жизни.
Ожидаемым результатом реализации предложенной нами модели является формирование и становление всесторонне развитой личности, конкурентоспособного специалиста.
Таким образом, на основании выше изложенного можно сделать вывод, что для раскрытия теоретической и функциональной сущности модели системы современного физического
воспитания студентов музыкальных ссуз необходимы следующие компоненты: методологические положения, элементы учебного процесса, критерии эффективности, результат.
Ссылки:
1. Хамидуллин И.Г., Хузиахметов А.Н. Практикум по педагогике: методическое пособие. Казань, 2001.
2. Исаев И.Ф. Теория и методика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М., 1993.
3. Коновалов И.Е. Физическое воспитание музыкантов ссуз, современная концепция [Электронный ресурс] // Педаго-гико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2010. № 3 (16). URL: http://kamgifk.ru/magazin/journal.htm.