УДК 331.108
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ И СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИКАЦИЙ ПЕРСОНАЛА ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ
Светлана Васильевна Огнева, кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник, зав. кафедрой экономики на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства Инта туризма и гостеприимства, sogneva.s@bk.ru,
филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва Юрий Викторович Копылов, кандидат исторических наук, проректор, distance@itig.ru,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The authors suggest the tourism industry model of the qualifications assessment and certification system. The article looks into this system participants functions, the principles of the cooperation among the parties involved. The article proves the necessity ofdeveloping the industrial structure ofthe qualifications assessment and certification system management.
В статье представлено описание отраслевой модели системы оценки и сертификации, функции ее участников, принципы функционирования системы и отдельных участников системы, принципы взаимодействия с заинтересованными сторонами; обоснована необходимость создания отраслевой структуры управления системой сертификации.
Keywords: qualifications, certification, system model, participants functions, system functioning principles
Ключевые слова: квалификация, сертификация, модель системы, функции участников, принципы функционирования системы
Несмотря на предпринимаемые Правительством России меры в 2003—2011 годы, рынок труда по-прежнему не обеспечен рабочей силой необходимого качества и в необходимом количестве из-за изменения профессиональноквалификационной структуры спроса на рынке труда. Несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре привели к нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей. Экспертами в недавно опубликованном Итоговом докладе «Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика» [3, с. 248] отмечается «несоответствие структуры профессионального образования и рынка труда, в первую очередь, наличие «навеса» высшего образования невысокого качества». Разработчики документа предлагают ряд мероприятий:
1) для повышения качества образования:
• формирование независимого от системы образования института профессиональных экзаменов на основе государственно-об-
щественных объединений, введение независимой промежуточной и итоговой государственной аттестации студентов («ЕГЭ для бакалавров») [3, с. 260];
• создание сети сертификационных центров, не зависимых от системы образования и конкретных работодателей, в рамках которых граждане смогут получать подтверждение наличия у них определенной профессиональной квалификации. Сертификация квалификаций должна проводиться независимо от типа образования: формального, неформального, информального. К прохождению сертификации допускаются и граждане РФ, и трудовые мигранты [3, с. 261];
2) с целью стимулирования повышения квалификации и развития профессиональных навыков и повышения конкурентоспособности рабочей силы создать национальную систему квалификаций, определить (создать) пилотные структуры, осуществляющие присвоение квалификаций [3, с. 223]. Все перечисленные предложения направлены на создание внешней независимой системы оценки квалификации. Введение единого
83
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
государственного экзамена для бакалавров чуть раньше предложил Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на Итоговой коллегии Министерства образования и науки (18 февраля 2012 года) [1]. Предложение, касающееся введения ЕГЭ для бакалавров воспринято неоднозначно представителями высшей школы, в то время как создание Национальной системы квалификаций, составной частью которой является сертификация квалификаций, в большей степени находит поддержку в бизнесе и государственных структурах.
Создание системы сертификации квалификаций рассматривается правительством как необходимая мера, о чем заявил В. В. Путин на совещании о подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике [5]: «...в ближайшие два года необходимо создать национальную систему сертификации специалистов для приоритетных отраслей экономики. Ключевую роль в ней будут играть саморегулируемые организации бизнеса, их представители должны войти в органы управления сертификационных центров, осуществлять контроль за качеством работы этих структур». Путин также подчеркнул, что «государство окажет необходимую организационную и финансовую поддержку созданию такой схемы».
Заслуживает внимания мнение заместителя Министра здравоохранения и социального развития России Александра Сафонова, опубликованное в Российской бизнес-газете 6 марта 2012 года [2]: «Если раньше все были уверены в том, что диплом государственного образца показывает стандартные знания человека, то сейчас, в условиях коммерциализации и снижения качества образования, не приходится ориентироваться только на наличие диплома. В связи с этим будет введена сертификация. Независимые комиссии, региональные, отраслевые, куда на паритетных началах будут входить представители и государства, и бизнеса, будут проводить оценку специалиста — соответствует он профессии или нет. Человеку придется сдавать экзамен. Стандарт для получения сертификата будет единым, государственным. Сертификация будет обязательна для тех, чья работа связана с технологическими рисками, и добровольна для всех остальных. Это положение будет закреплено в Трудовом кодексе».
В приведенных нами цитатах выражена позиция государства о необходимости введения сертификации квалификаций как инструмен-
та повышения качества образования и участия в нем бизнеса, убедившая нас в необходимости создания системы оценки и сертификации квалификаций в индустрии туризма.
Модель системы оценки и сертификации квалификаций в индустрии туризма была нами предложена еще в 2011 году [7, с. 345] с учетом зарубежного опыта создания систем сертификации в сфере туризма. Публикации 2012 года, приведенные в данной статье, подтверждают правильность нашего выбора принципов ее построения. При разработке модели системы оценки и сертификации мы руководствовались следующими положениями:
• система оценки и сертификации является элементом Отраслевой системы квалификаций;
• система должна быть добровольной, она не должна стать новым административным барьером для развития туристской деятельности;
• система должна быть экономически обоснована в части ее организационного построения и процедур сертификации. Введение системы сертификации не должно отразиться на стоимости туристских услуг;
• система должна носить межрегиональный характер, тем самым не затрудняя трудовую мобильность персонала организаций индустрии туризма;
• за функционированием системы должен осуществляться контроль со стороны Агентства развития квалификаций индустрии туризма, создание которого также предлагается нами [6, с. 346—347]. В Агентстве должны быть представлены интересы работодателей и профессиональных ассоциаций, органов управления туризмом, образовательных учреждений;
• процедуры сертификации должны проводиться с обязательным участием квалифицированных представителей бизнеса;
• сертификация должна быть направлена на повышение качества образования и конкурентоспособности учебных заведений. Согласно международной практике, целью
сертификации квалификации является обеспечение гарантии соответствия специалиста требованиям профессиональных стандартов путем применения сертификационной схемы, включенной в процедуру сертификации. Состав сертификационной схемы определяется спецификой вида трудовой деятельности, осу-
84 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 3
Модель системы оценки и сертификации квалификаций персонала туристской...
ществляемой сертифицируемым объектом. Объектом сертификации в Системе оценки и сертификации квалификаций в индустрии туризма является квалификация выпускников учебных заведений, персонала предприятий индустрии туризма, а также квалификация временно неработающих специалистов и ищущих работу. У заявителей может появляться необходимость корректировки знаний по отдельным компетенциям, составляющих их квалификацию, поскольку работодатели постоянно обновляют требования к должности, включая знания, умения. Туризм — это та сфера деятельности, в которой владение быстроизменяющейся информацией является одним из основных требований к той или иной должности, поэтому сфера образования не успевает за изменяющимися требованиями работодателей. Кроме того, в сфере туризма преобладают малые предприятия, что определяет широкий круг обязанностей, закрепляемых за специалистом, путем совмещения обязанностей различных должностей. Именно поэтому в системе оценки и сертификации нами предусмотрены различные схемы сертификации, в том числе схема, включающая обучение в учебном центре.
Сертификация персонала — деятельность по подтверждению соответствия персонала на обязательной или добровольной основе положениям стандартов (профессиональных стандартов, национальных стандартов, стандартов организации) и положениям иных документов (сводов правил, инструкций и др.). В предлагаемой модели предполагается на начальном этапе сертификации использовать Квалификационные характеристики должно -стей работников организаций сферы туризма, которые разработаны специалистами Института туризма и гостеприимства (филиал РГУТиС) [6] на основе Квалификационных требований (профессиональных) стандартов [4]. На следующем этапе предстоит разработать новые профессиональные стандарты, которые и станут основой для разработки контрольно-измерительных средств, применяемых для сертификации квалификаций.
В настоящее время для сертификации руководителей туристских предприятий можно использовать профессиональные стандарты, разработанные другими организациями, такие как профессиональный стандарт «Руководство (управление) организацией», разработанный Национальным центром сертифи-
кации управляющих или профессиональные стандарты менеджмента и лидерства (National Occupational Standards (NOS) for management and leadership) и др.
В нашем конкретном случае сертификация персонала носит добровольный характер, поэтому важно обозначить основные задачи сертификации:
1) повышение уровня конкурентоспособности рабочей силы на внутреннем российском и международном рынках труда;
2) повышение объективности оценки качества профессионального образования;
3) повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг о качестве профессионального образования;
4) защита потребителей (туристов) от недобросовестных поставщиков туристских услуг, использующих неквалифицированные трудовые ресурсы;
5) содействие предприятиям, организациям и учреждениям туристской индустрии в подборе компетентного персонала;
6) выявление проблем в подготовке кадров для индустрии туризма;
7) выработка предложений по совершенство -ванию профессиональных и образовательных стандартов и образовательных программ.
Система оценки и сертификации квалификаций туристской индустрии является одним из значимых факторов, обеспечивающих ориентацию системы профессионального образования на потребности рынка труда. Система только складывается, поэтому столь велико значение таких принципов ее функционирования, как беспристрастность, справедливость и независимость решений, компетентность, конфиденциальность, ответственность, отсутствие дискриминации, доступность и прозрачность процедур. Схема системы представлена на рис. 1.
Участниками Системы оценки и сертификации квалификации персонала туристской индустрии являются:
• Межрегиональный совет по развитию квалификаций персонала индустрии туризма — координационный орган в части оценки и сертификации квалификаций;
• Агентство развития квалификаций (межрегиональное) в индустрии туризма (АРКИТ) — исполнительный орган отраслевой Системы квалификации и Системы
85
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
Рис. 1. Модель системы оценки и сертификации квалификации персонала индустрии туризма:
— взаимоотношения участников Системы оценки и сертификации квалификаций индустрии туризма между собой
----взаимоотношения участников Системы оценки и сертификации квалификаций индустрии туризма (отраслевой системы) с организациями общенациональной Системы оценки и сертификации квалификаций
оценки и сертификации квалификаций персонала туристской индустрии;
• центры оценки и сертификации квалификации (органы по сертификации);
• экзаменационные центры (комиссии);
• экспертно-методический центр;
• учебные центры;
• эксперты по оценке и сертификации персонала;
• апелляционные комиссии;
• заявители.
Целью Агентства развития квалификаций в Системе оценки и сертификации квалификаций является содействие развитию отраслевой системы оценки и сертификации профессиональных квалификаций работников сферы туризма в соответствии с требованиями
профессиональных стандартов. Агентство развития квалификаций в системе оценки и сертификации квалификаций решает следующие основные задачи:
1) разрабатывает единые принципы, обеспечивающие системное взаимодействие всех заинтересованных сторон по реализации функций Системы;
2) организует разработку и экспертизу профессиональных и образовательных стандартов, обновляет перечень профессий в индустрии туризма, координирует работы по добровольной оценке персонала (аккредитации, аттестации и сертификации персонала);
3) готовит предложения по совершенствованию нормативной правовой базы и пред-
86 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 3
Модель системы оценки и сертификации квалификаций персонала туристской...
ложения в национальный план разработки профессиональных стандартов;
4) участвует в создании профессиональных стандартов, организует признание и распространение профессиональных стандартов;
5) способствует развитию и совершенствованию системы сертификации квалификаций;
6) участвует в работе по аккредитации (уполномочивании) центров по сертификации персонала и уполномочивании экспертнометодических центров;
7) содействует формированию системы подготовки экспертов для оценки качества туристского образования и экспертов по сертификации квалификаций;
8) осуществляет внутренний аудит деятельности участников отраслевой системы оценки и сертификации персонала;
9) организует консультации по разработке, внедрению и обновлению профессиональных стандартов и формированию отраслевых квалификационных уровней и отраслевой системы квалификаций;
10) разрабатывает, совершенствует и осуществляет ведение информационного портала системы оценки и сертификации квалификации;
11) привлекает международных экспертов и международные организации для обучения, обмена опытом и экспертизы разработанных образовательных программ и профессиональных стандартов.
Для обеспечения эффективного функционирования системы оценки и сертификации персонала и формирования направлений развития системы необходимо участие Роскуль-туры, Федерального агентства по туризму, Минобрнауки России, Минтруда России, ассоциаций и объединений (Российской гостиничной ассоциаций, Ассоциация туроператоров России, Российского союза туриндустрии) и других сторон. В связи с чем представляется целесообразным для выработки общей политики и координации действий регионов создание Межрегионального совета развития квалификации в туристской индустрии как координационного органа.
Следующий участник сертификации — Экспертно-методический центр, который осуществляет функции:
• разрабатывает организационно-методические документы, регулирующие процедуры оценки и сертификации квалификаций;
• разрабатывает методы, оценочные средства и критерии оценки квалификаций, осуществляет их экспертизу и актуализацию с привлечением заинтересованных работодателей;
• формирует и поддерживает в актуальном состоянии банк оценочных средств;
• оказывает методическую и консультационную поддержку деятельности центров оценки и сертификации квалификаций;
• разрабатывает программы подготовки, проводит обучение и ведет реестр экспертов по оценке квалификаций;
• организует разработку профессиональных стандартов;
• проводит адаптацию международных профессиональных стандартов в целях их использования в системе оценки и сертификации квалификаций.
В качестве Экспертно-методического центра может быть уполномочен Российский государственный университет туризма и сервиса (РГУТиС). Преимущества данного учебного заведения перед другими определяются тем, что именно на базе РГУТиС функционирует Учебно-методическое объединение учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса и туризма. Оно объединяет более 250 учебных заведений высшего и среднего профессионального образования и является центром разработки образовательных программ по направлениям сервиса и туризма.
Основной технической единицей системы является Центр оценки и сертификации, за которым закрепляются следующие функции:
• проведение оценки квалификации соискателя;
• выдача сертификатов соискателям, успешно завершившим сертификационный процесс, приостановление, прекращение или продление действия выданных сертификатов;
• ведение реестра сертифицированного персонала;
• предоставление участникам системы и заинтересованным сторонам информации о выданных сертификатах;
• формирование апелляционной комиссии;
• подготовка предложений по актуализации профессиональных стандартов и/или квалификационных требований отрасли и по совершенствованию процедур оценки и сертификации персонала.
87
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
• консультирование работодателей, образовательных учреждений, других заинтересованных организаций и лиц в пределах своей компетенции;
• предоставление заявителям по их требованию необходимой информации в пределах своей компетенции.
• представление в порядке, установленном в системе сертификации персонала, отчетов о своей деятельности в Агентство развития квалификаций в индустрии туризма системы оценки и сертификации квалификаций и другие заинтересованные организации. Независимые Центры оценки и сертификации — органы, проводящие сертификацию персонала на основе установленных в системе сертификации персонала требований и прошедшие процедуру аккредитации на соответствие ISO/IEC 17024—2003 «Оценка соответствия. Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала» в порядке, установленном Национальным органом по аккредитации, действующем на основании законодательства РФ и требований национального стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК17011-2008 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия».
До введения в действие норм законодательства в части аккредитации органов по сертификации персонала допускается их уполномочивание. В системе сертификации персонала одновременно может работать несколько Центров сертификации (органов по сертификации). Каждый Центр сертификации, работающий в системе сертификации персонала, должен пройти процедуру аккредитации или уполномочивания для подтверждения независимости, прозрачности и стабильности своей финансовой и организационной структуры.
Деятельность каждого Центра сертификации должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ, требованиями нормативных актов, регулирующих вопросы сертификации персонала в РФ, отвечать требованиям международных стандартов (Руководство IAF по применению ISO/IEC 17024:2003) и требованиям системы оценки и сертификации персонала. В Центрах оценки и сертификации должны создаваться апелляционные комиссии и центральная апелляционная комиссия в Агентстве развития квалификаций персонала туриндустрии.
В качестве одного из центров оценки и сертификации в качестве «пилотной» организации может быть уполномочена Ассоциация вузов туризма и сервиса, изначально созданная с целью объединения усилий учреждений профессионального образования по повышению качества подготовки специалистов для сферы туризма и сервиса.
Сертификация квалификаций осуществляется Центром оценки и сертификации на основе сертификационной схемы, которая определяет набор процедур и ресурсов для проведения сертификационного процесса. Таких схем может быть четыре:
• собеседование, экзамен;
• собеседование, предварительное тестирование, экзамен;
• собеседование, предварительное тестирование, обучение и экзамен;
• собеседование, обучение, предварительное тестирование и экзамен.
В соответствии с выбранной схемой сертификации заявители могут направляться на обучение в Учебные центры, имеющие лицензии на образовательную деятельность. В качестве учебных центров могут выступать образовательные учреждения профессионального образования рФ (СПО, ВПО).
Наиболее интересная и чаще применяемая в практике сертификации персонала схема работы Центров сертификации заключается в использовании возможностей различных организаций для создания на их базе экзаменационных центров (комиссий), при этом ответственность за результаты деятельности этих центров (комиссий) возлагается на Центр сертификации. Экзаменационные центры или экзаменационные комиссии выполняют работы по независимой оценке уровня компетенций (знаний, умений, навыков) персонала, сертифицируемого в системе сертификации.
При успешном прохождении всех процедур соискателю выдается сертификат квалификации на три года.
Сертификационную деятельность осуществляют эксперты, как штатные, так и нештатные. Эксперты — лица, обладающие официальным статусом и имеющие необходимую компетентность для выполнения работ по оценке и сертификации персонала. Категории экспертов: экзаменатор (эксперт) — лицо, обладающее соответствующим уровнем профессиональной компетентности и личностных
88 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 3
Модель системы оценки и сертификации квалификаций персонала туристской...
данных, прошедшее специальную подготовку и уполномоченное Центром для проведения экзамена как части процесса сертификации.
Эксперт по оценке и сертификации квалификаций (персонала) — компетентное в определенной профессии (виде экономической деятельности) лицо, прошедшее подготовку по программам обучения экспертов по оценке и сертификации квалификаций, привлекаемое для проведения идентификации компетенций на соответствие требований профессиональных стандартов, или проведения экзаменов, или сертификации кандидатов, а также в качестве члена апелляционной комиссии.
На основе практического опыта проведения сертификации квалификации Центры сертификации могут разрабатывать предложения для РСПП, Национального и отраслевого агентства развития квалификаций и других заинтересованных сторон о внесении изменений в профессиональные стандарты, о корректировке требований к сертификации персонала и организационно-методических материалов. Центр сертификации должен:
• обеспечить и подтвердить выполнение принципов беспристрастности, справедливости и независимости решений по процессам сертификации персонала;
• иметь систему управления качеством, со-
ответствующую требованиям международных стандартов качества, охватывающую процедуры: методологии выполняемых
работ, подготовки отчетных документов, подготовки и аттестации персонала Центра сертификации для проведения работ по сертификации персонала отрасли, контроля и регистрации этапов выполненных работ;
• определить и документировать методы и механизмы оценки компетентности соискателей, обеспечивающие беспристрастные, справедливые и правомерные действия по отношению к ним;
• документально оформить процесс получения, рассмотрения апелляций и жалоб, а также принятия решений по ним;
• обеспечить поддержание в актуальном состоянии документов и записей о деятельности Центра сертификации по оценке и сертификации персонала отрасли, установленных в системе сертификации персонала;
• обеспечить открытость и прозрачность информации о механизмах функциониро-
вания Центра сертификации и процедурах оценки и сертификации персонала;
• обеспечить доступность всем участникам сертификационного процесса и заинтересованным сторонам (соискатели, работодатели, образовательные и научные учреждения, объединения и союзы работодателей, профессиональные сообщества и т. п.) результатов оценки и сертификации с учетом ограничений по конфиденциальности и защите персональных данных, устанавливаемых законодательством РФ;
• исключить возможность создания препятствий со стороны Центра сертификации и иных третьих лиц, ограничивающих доступ соискателей к процедурам оценки и сертификации персонала;
• исключить дискриминацию соискателей и возможность принятия пристрастных решений;
• обеспечить компетентность оценок и принимаемых решений по сертификации персонала.
Чтобы сертификация была эффективной, необходимо выполнение в системе требований граждан (соискателей), заинтересованных в признании и/или подтверждении своей компетентности и квалификации:
— воспринимаемость (признание) сертификатов, выдаваемых Центром сертификации, отдельными работодателями, объединениями и союзами работодателей, профессиональными сообществами;
— беспристрастность и компетентность сертификационных процедур и принимаемых решений;
— соблюдение конфиденциальности и сохранение личной информации при выполнении сертификационных процедур;
— юридическая ответственность Центра сертификации за принятые решения и выданные сертификаты;
— отсутствие какой-либо дискриминации при анализе документов соискателя, проведении оценочных и сертификационных процедур, а также при подаче соискателем апелляций и жалоб;
— прозрачность, своевременность и объективность процедур апелляции и рассмотрения жалоб на действия Центра сертификации, его подразделений или должностных лиц. На основе требований заинтересованных
сторон можно сформулировать основные
89
НАУЧНЫЕ СТАТЬИ
принципы функционирования Центра сертификации:
— независимость и беспристрастность по отношению к соискателям (кандидатам) и сертифицированным специалистам, включая их работодателей, а также делать все возможное для обеспечения безупречности действий;
— независимость Центра сертификации от участников системы сертификации персонала: предприятий и организаций отрасли, образовательных и научных учреждений;
— ответственность за свои решения о выдаче, сохранении, обновлении, расширении и сокращении области применения, приостановки и аннулировании сертификации;
— юридическая независимость — Центр сертификации должен действовать как юридический субъект или часть юридического субъекта;
— наличие четкого распределения ответ-
ственности и полномочий подразделений и должностных лиц Центра сертификации;
— финансовая независимость, означающая, что Центр сертификации должен иметь финансовые ресурсы, необходимые для функционирования Системы и выполнения соответствующих финансовых обязательств;
— ориентация в своей деятельности на потребителей и заинтересованные стороны.
— неучастие Центра сертификации непосредственно в процессах обучения, повышения квалификации и переподготовки персонала отрасли.
Предложенная модель системы оценки и сертификации квалификаций в индустрии туризма имеет отраслевую направленность и является элементом системы квалификации сферы туризма и элементом системы обеспечения качества образования, и ее создание направлено на обеспечение качества рабочей силы.
Литература
1. Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2011 году и задачах на 2012 год // Материалы к выступлению Министра образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко на заседании итоговой коллегии Минобрнауки России 18 февраля 2012 года [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://mon.gov.ru/ruk/ministr/dok/9298/ (Дата обращения: 18.04.2012).
2. Грицюк М. Специалист должен быть стандартным. Подтвердить профессионализм придется сертификатом // Российская бизнес-газета «Карьера и менеджмент» № 838 от 6 марта 2012 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/gazeta/rbg-rabota/2012/03/06.html (Дата обращения 18.04.2012).
3. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. Стратегия — 2020: Новая модель роста — новая социальная политика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://2020strategy.ru/data/2012/03/14/1214585998/1itog. pdf(Дата обращения: 18.04.2012).
4. Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии. Утверждены Постановлением Минтруда РФ от 17.05.99 № 8 (ред. от 10.10.2002) «О квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии».
5. Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин провел 23 декабря 2011 года в Санкт-Петербурге совещание о подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике. Вступительное слово В.В. Путина, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://premier.gov.ru/events/ news/17466/ (Дата обращения: 18.04.2012).
6. Приказ Минздравсоцразвития России от 12 марта 2012 № 220-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма».
7. Приложение 2 к отчету по исполнению I этапа Государственного контракта № 12. Р20.11.0026 от 07.09.2011. Результаты по виду работ (услуг) «I. 1.2. Формирование подходов к разработке моделей центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методического центра в области туризма и сервиса».
90 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 3