Волкова В.Н.
д.э.н., профессор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (СПбГПУ)
ую1ейа_уо1коуа@И81 ги
Голуб Ю.А.
инженер, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Макарова И.В.
ст. преподаватель ЮФУ
МОДЕЛЬ «ШКОЛА - КОЛЛЕДЖ - ВУЗ - ПРЕДПРИЯТИЕ» КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: инновационно-технологическое развитие, инженерное образование, подготовка кадров.
В настоящее время осознана необходимость восстановления в России инженерного образования, которое до 1990 годов считалось лучшим в мире. Разработаны новые профессиональные стандарты, увеличено расходование бюджетных средств на инженерную подготовку в расчете на одного специалиста. Проведен комплекс мероприятий по сближению вузов и предприятий: субсидирование предприятий, приходящих в вузы, и развивающих в них исследовательскую компоненту, реализация государственных программ инновационного развития компаний с участием вузов, вовлечение предприятий в процесс проведения общественно-профессиональной аккредитации учебных программ. Разработана федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы [7].
Качество подготовки инженера - функция многофакторная. К числу наиболее значимых факторов относится уровень фундаментальной и общеинженерной подготовки. Важным фактором является уровень подготовки в области информационных технологий. Необходим для инженера также достаточный уровень экономической, языковой и гуманитарной составляющих. Одна из основных проблем - профессиональная подготовка на завершающей стадии обучения инженера.
Возрождаются принципы, которые были характерны для высшей школы в СССР и развитие которых было намечено в Основных направлениях перестройки высшего и среднего специального образования в стране1. Например, И.Б. Федоров [8] так характеризует инженерное образование в России: «Главная особенность российского инженерного образования - сочетание глубокой фундаментальной подготовки с широтой профессиональных познаний, соблюдение принципа "обучение на основе науки ". Среди сильных сторон российской инженерной школы также следует отметить методическую продуманность учебного процесса, традиционные устойчивые связи с промышленностью. Формы этих связей различны - они включают выполнение вузами НИОКР по заказам предприятий или совместно с ними; создание базовых кафедр на предприятиях и научных лабораторий в вузах, что сравнительно недавно закреплено законом; приглашение в вуз специалистов промышленности для чтения лекций и проведения учебных занятий на кафедрах; производственные практики на предприятиях и выполнение там же курсовых и дипломных проектов. Тесная связь с ведущими предприятиями - одна из отличительных особенностей наших технических университетов. Эта связь позволяет решать и другую важную задачу - трудоустройство выпускников вузов».
В то же время в настоящий период реализуются далеко не все желаемые особенности российского инженерного образования. Одной из актуальных проблем остается наблюдаемое отставание и отрыв инженерного образования от современных реалий, когда рынок труда требует интенсивной подготовки специалистов для конкретного заказчика. При этом рынок труда сегодня полон выпускниками втузов и университетов, не владеющих необходимыми компетенциями. Многие крупные корпорации для работы на своем предприятии открывают курсы повышения квалификации инженеров. Однако большинство работодателей не могут и не хотят идти по такому пути, настаивая на том, что их задача - не готовить кадры, а нанимать их на рынке труда. Возможный путь решения данной проблемы - подготовка студентов к работе на предприятиях во время обучения в университете. В высших учебных заведениях России уже появляются базовые кафедры, цель которых - способствовать освоению студентами конкретных производственных технологий [1].
Целью системы инженерного образования является обеспечение современной российской экономики квалифицированными инженерными кадрами, способными приступить к работе сразу после обучения в вузе и адаптироваться во время профессиональной деятельности к новой информационной экономике.
1 Правда. - М., 1987. - № 80 (25067), 21 марта.
Проблемой в настоящее время является профориентация школьников. Для решения проблемы подготовки инженерных кадров требуется восстановление атмосферы привлекательности промышленных предприятий, воспитание привлекательности участия человека в реализации целей, значимых для страны, что практически невозможно сделать без ознакомления учащихся с инженерно-техническими работниками, принимающими реальное участие в организации производства, с современным оборудованием, которое требует высокой квалификации персонала.
Принятая в феврале 2011 года федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы [7] включает в себя распространение интегрированных моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности, а также создание центров поддержки одаренных детей при крупных университетах и специализированных школ при национальных исследовательских университетах. Для приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда программа предусмотрела такие мероприятия, как поддержка развития объединений образовательных учреждений профессионального образования на базе вузов, разработка и внедрение программ модернизации системы профессионального образования.
Для повышения привлекательности и качества подготовки инженерных кадров возрождается модель «школа -среднее специальное учебное заведение (колледж) - вуз», предложенная и реализованная в ряде вузов еще в 19701980-е гг. [3]. В ряде университетов существует взаимодействие со школами и колледжами. В некоторых вузах колледжи включены как структурные единицы. Но обычно они ориентированы на одну кафедру или факультет. В то же время можно, используя потенциал колледжа, развивать в нем направления, ориентированные на инженерные специальности.
Реализация этой идеи требует привлечения к профориентации сотрудников предприятий, т.е. предлагается четырехуровневая модель «школа - колледж - вуз - предприятие». При этом нужно не вообще оформить соответствующими договорами взаимоотношения между этими организациям, а нужна конкретная профориентационная работа с оценкой складывающихся взаимоотношений с учетом возникающего интереса у школьников и формирования их потребностей в соответствии с выбираемой специальностью, что должно влиять на корректировку учебных планов школы, колледжа и вуза и взаимосвязь между ними.
Для реализации рассмотренной идеи целесообразно использовать модель, базирующуюся на сочетании [2, 4, 5] метода решающих матриц Г.С. Поспелова и информационных оценок А. А. Денисова.
Модель приведена на рис. 1, На рисунке приняты следующие обозначения: Ф/ - функции инженерно-технических работников; КС,- - компетенции специальностей вуза; КСК,- - компетенции специальностей колледжа; ДКк - дополнительные курсы в школе, ориентирующие на соответствующие специальности.
Должностные инструкции инженерных специальностей
Специальности вуза
Ф1
К СС:
Специальности колледжа
КСК1 КСК2 КСК-- КСКиА
А А А- РпР
Дополнительные ДК1 ДК2 ДК* да пу
курсы для школы У1 У2 Ук У пу
Рисунок 1
Верхняя матрица Ф/ - КС - формируется для того, чтобы уточнить компетенции по специальностям, востребованных на конкретном предприятии. Компоненты страты КС могут быть оценены методом нормирования. Могут быть также учтены косвенные количественные оценки востребованности компетенций на конкретном предприятии, степени их влияния на реализацию требуемых компетенций инженерно-технических работников.
Получение оценки компетенций и дополнительных курсов для школ проводится на основе анализа трехуровневой модели «КС - КСК - ДК» (рис. 1) в соответствии с алгоритмом, приведенным на рис. 2.
В соответствии с теоретическими основами информационного подхода А.А. Денисова [4-6] вводятся оценки степени целесоответствия р(вероятности достижения цели) и значимости, потенциала Н1 компоненты нижележащего уровня для реализации соответствующей компоненты вышестоящего:
Н = - q, log (1 - рЯ, (1)
где р' - вероятность достижения цели при использовании компоненты нижележащего уровня; qt - вероятность реализации компоненты нижележащего уровня относительно соответствующей компоненты вышестоящего. В общем случае Т, q, = 1.
Рисунок 2
Оценка р' производится единичными экспертами, для которых определяются сферы компетентности. Оценка д -лицами, принимающими решение по выбору нижележащих компонентов.
Наряду с приведенным алгоритмом получения оценок Н могут учитываться и другие критерии, в том числе наличие квалифицированных кадров для обеспечения учебного процесса в вузах и колледжах, требуемое дополнительное финансирование на проведение профориентационной работы и т.п.
Разумеется, рис. 1 иллюстрирует принципы исследования взаимосвязей между учебными планами и программами специальностей вузов, колледжей и школьных программ. При проведении исследований в конкретных условиях необходимо разрабатывать более детализированные многоуровневые модели взаимосвязей дисциплин учебных планов, разделов и тем учебных программ.
В реализации рассмотренной концепции «школа - колледж - вуз - предприятие» значимую роль должны играть инженерно-технические работники предприятий, экскурсии школьников на предприятия, «дни открытых дверей» в колледжах и вузах. Предлагаемая модель, приведенная на рис. 1, позволяет постоянно пересматривать программы подготовки инженерных кадров в колледжах и вузах.
Регулярно проводимая работа в соответствии с предлагаемой концепцией будет способствовать повышению
привлекательности и качества инженерного образования.
Список литературы
1. Валуев Д.В. О подготовке инженерных кадров в России / Д.В. Валуев, С.В. Хатькова, А.С. Серикбол // Региональные исследования. 2009. - № 1 (22).
2. Волкова В.Н. Теория систем и системный анализ: учебник. // В.Н. Волкова, А.А. Денисов. - М.: Изд-во Юрайт. - 2014. - 679 с.
3. Волкова В.Н. Секреты организации научных исследований: НИИ высшего образования - 30 лет / В.Н. Волкова, Л.И. Романкова / Под ред. А.Я. Савельева. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. - 160 с.
4. Денисов А.А. Современные проблемы системного анализа: Информационные основы. - СПб.: Изд-во Политехн. университета, 2005. - 295 с.
5. Системный анализ и принятие решений: словарь-справочник / Под общ. ред. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова. - М.: Высшая школа, 2004. - 616 с.
6. Теория систем и системный анализ в управлении организациями. / Под ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, ИНФРА-М, 2013. - 847 с.
7. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. Министерство образования и науки Российской Федерации.
8. Федоров И.Б. Вопросы развития инженерного образования // Вестник высшей школы. - М., 2011. - июнь, № 5.