Научная статья на тему 'Модель сети электроснабжения произвольной структуры, питающей асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором'

Модель сети электроснабжения произвольной структуры, питающей асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
186
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / СЕТЬ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ / РАЦИОНАЛЬНАЯ КОНФИГУРАЦИЯ СЕТИ / ПРОИЗВОЛЬНАЯ СТРУКТУРА / АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ / MODEL / POWER SUPPLY NETWORK / RATIONAL NETWORK CONFIGURATION / ARBITRARY STRUCTURE / INDUCTION MOTOR WITH SQUIRREL-CAGE ROTOR

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Негадаев Владислав Александрович

Предложена модель сети электроснабжения произвольной структуры, питающей асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором. Отмечено преимущество данной модели при использовании её в расчетной практике для поиска рациональной конфигурации сети электроснабжения с электродвигательной нагрузкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Негадаев Владислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author proposes the model of power supply network with arbitrary structure supplying the induction motors with squirrel-cage rotor. The advantage of this model is noted at its use in calculation practice for searching the rational configuration of power supply network with motor load.

Текст научной работы на тему «Модель сети электроснабжения произвольной структуры, питающей асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором»

УДК 621.31

МОДЕЛЬ СЕТИ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ, ПИТАЮЩЕЙ АСИНХРОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ

В.А. Негадаев

Кузбасский государственный технический университет, г. Кемерово E-mail: [email protected]

Предложена модель сети электроснабжения произвольной структуры, питающей асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором. Отмечено преимущество данной модели при использовании её в расчетной практике для поиска рациональной конфигурации сети электроснабжения с электродвигательной нагрузкой.

Ключевые слова:

Модель, сеть электроснабжения, рациональная конфигурация сети, произвольная структура, асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором.

Key words:

Model, power supply network, rational network configuration, arbitrary structure, induction motor with squirrei-cage rotor.

Известна модель асинхронного двигателя в сети электроснабжения произвольной структуры [1, 2]. Недостатком этой модели при использовании её в компьютерном моделировании является то, что для исследования режимов работы совокупности из N асинхронных двигателей необходимо рассчитывать до 2а-1 двигателей. При этом значительно

увеличивается время расчёта (до

N

раз, N>2).

участвуют в формировании падения напряжения на каждом отрезке кабеля.

Составляющие напряжения на обмотке статора 7-го двигателя (в неподвижных координатных осях а, в):

Особенно это существенно при поиске рациональной конфигурации сети электроснабжения, когда расчёт сети производится многократно. Для поиска рациональной конфигурации сети электроснабжения известна модель магистральной структуры электроснабжения [3]. Однако в этой модели двигатель находится в составе сети электроснабжения магистральной структуры, которая не пригодна для описания двигателя в составе произвольной структуры. Поэтому создана модель сети электроснабжения произвольной структуры, позволяющая описывать любые конфигурации сети, при использовании которой увеличивается скорость расчёта совокупности асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором.

Любую конфигурацию сети с N двигателями при питании от одного источника можно представить в виде структуры, показанной на рис. 1, где N - количество двигателей в сети; 5 - количество уровней в сети; у - порядковый номер двигателя, у е [1;Л] Нумерация двигателей производится слева направо и сверху вниз. Узел - место присоединения участков кабелей. Отрезок кабеля - участок кабеля между узлами. До ^го двигателя от трансформатора наибольшее число отрезков кабеля. Код двигателя показан в круглых скобках, а код отрезка кабеля - в квадратных. Коды состоят из 5 элементов.

Для определения напряжения на обмотке ста-торау-го двигателя в рассматриваемой сети необходимо описать путь от двигателя до трансформатора, а также определить двигатели, токи которых

V T V disab X т X dt ' X ±R Xiab

A di

a =D ,■ b =b

і

dt

a =D j b =b g

, (1)

где иа, ы^ - составляющие напряжения статора у-го двигателя; ыа, Ыв - составляющие напряжения вторичной обмотки трансформатора; ішЬ, іфЬ - составляющие тока статора Ь-го двигателя; Ц, Я, - соответственно индуктивность и активное сопротивление отрезка кабеля с номером ,; В=/1у+/1у+...+/у -количество отрезков кабеля от трансформатора до у-го двигателя по пути с кодом іу; -

коду-го двигателя, каждый элемент которого показывает количество отрезков кабеля соответствующего уровня на пути от трансформатора до -го двигателя, по которым протекает ток -го двигателя; Лу - количество отрезков кабеля 1-го уровня, по которым протекает ток у-го двигателя на пути от трансформатора до у-го двигателя; /у - количество отрезков кабеля 2-го уровня, по которым протекает ток у-го двигателя на пути от трансформатора до у-го двигателя; /у - количество отрезков кабеля 5-го уровня, по которым протекает ток у-го двигателя на пути от трансформатора до у-го двигателя, /ує[0;1]; а - порядковый номер отрезка кабеля на пути от трансформатора до -го двигателя (отсчитываются отрезки кабеля от трансформатора, а є [1;^]); Ь - порядковый номер двигателя, ток которого протекает по а-му отрезку кабеля, Ьє[Ь0;Ь1]; Ь0, Ь1 - начальный и конечный порядковые номера двигателей, токи которых протекают по а-му отрезку кабеля.

Рассмотрим алгоритм расчёта составляющих напряжения статора у-го двигателя ытр ифГ

Трансформатор

Рис. 1. Структура сети электроснабжения с электродвигательной нагрузкой

Сначала заданную конфигурацию сети электроснабжения необходимо представить в виде структуры, изображенной на рис. 1. Для этого нужно в качестве последнего ^го двигателя выбрать двигатель, до которого от трансформатора наибольшее число отрезков кабеля. После этого двигателям присваиваются порядковые номера у слева направо и сверху вниз. После составления структуры сети электроснабжения определяются следующие параметры: N - количество двигателей в сети; 5 -количество уровней в сети; Му - номер уровня у-го двигателя, у'е[1;Щ; Ц - код у-го двигателя, уе[1;^.

Вышеперечисленных параметров достаточно, чтобы рассчитать следующие дополнительные параметры сети: /Щ^тах/у) - максимальное количество отрезков кабеля і-го уровня из всех кодов іу, і'є[1;5], ує[1;А]; /1А - количество отрезков кабеля первого уровня, по которым протекает ток А-го двигателя, „/¡д=/1тах; - количество отрезков кабеля

от трансформатора до у-го двигателя по пути с кодом і Ц=и+/2у+-+/у-

Для дальнейших расчетов необходимо определить значения еще трех параметров: Ту - код а-го отрезка кабеля, состоящий из 5 элементов, каждый

элемент которого показывает количество отрезков кабеля соответствующего уровня до а-го отрезка кабеля на пути от трансформатора до у-го двигателя, Га^Г^;^;...;^]; Тиу - количество отрезков кабеля 1-го уровня от трансформатора до а-го отрезка кабеля на пути от трансформатора до -го двигателя, Ти4є[1;/1тах]; Т2^- количество отрезков кабеля 2-го уровня от трансформатора до а-го отрезка кабеля на пути от трансформатора до -го двигателя, Т2аує[1;/2тах]; Т^ - количество отрезков кабеля 5-го уровня от трансформатора до а-го отрезка кабеля на пути от трансформатора до -го двигателя, Т^є[0;1]; Му - номер уровня а-го отрезка кабеля на пути от трансформатора до -го двигателя; V - номер а-го отрезка кабеля на пути от трансформатора доу-го двигателя,

V = І У^1,ы 1 + ( 2 її + у + (

У (1,а,у ¿1,М т(2,а,у У Т...Т «(/^ _1)„ у JlN ^1>ЯС

Расчет кодов отрезков кабеля Та, начинается с отрезка кабеля, который присоединен непосредственно к у-му двигателю, поэтому параметрам а и Му сначала присваиваются следующие значения: а=Бр Ма=Щ.

Находим код а-го отрезка кабеля Тауи номер уровня а-го отрезка кабеля Му из следующих выражений.

T = [t ■ t ■ ■ t ]

xa ,j Lll,a ,j ’ 2,a ,j ’* ls fl j J’

где

t1, a, j fl.j; t2,a ,j У2,7’*"’ ^(M aJ-1)a j f(M aJ-1)j ■

Ma. j -1

tMaj ,a ,j = a - X ti a j ; t(Maj +i)a j = І a j = 0

Для последующих значений a (ae[.D—1;1]):

t1, a,j = t1,(a +1),j ■ t2,a,j = t2,(a +1),j >—> t(M ,a+lxl-1)fi j =

= t,

(M(a+1).j-1),(a +1). j ’

((М(а+і),у ),а,у а X ( ,(а +1)у ;

/=1

(( М, а+1), у +1),а ,у = ^ ,а у = 0

М(а+1), у_ М ( а+1), у

Если X (,а ,у = Х ( ,а у ’ то Ма=М(а+1)-1.

/=1 /=1

М( а+1), у_ М ( а+1), у

Если X Іі,а,] * X ( ,а у ’ то Му=МШ}.

І=1 І=1

Если а=1, то ^=1, Мау=1.

Определяем номер а-го отрезка кабеля:

V = і У^1,ы 1 + ( уfl,N 2 + + + у + (

v (1,а,уЛ,№ Т(2,а jJlN т...-г ((д^ _1)а 1,яа у •

Найдя номер отрезка кабеля V, задаем активное сопротивление Я и индуктивность Ц а-го отрезка кабеля на пути от трансформатора до -го двигателя.

В зависимости от а рассчитываем далее следующие элементы системы уравнений (1):

X isab И X

Ь=Ьо b=bо

di

sab

dt

Для этого вводим вспомогательный массив qz, гє[1; N].

Всем элементам массива присваиваем наибольшее значение: qz=N.

Решаем систему относительно b0:

'z е[1;N];

еСЛИ \tla j ; tlaj ;...; t(M^j j ] =

= (f1, z ; fl ,z ;...; f(Ma . ),z )>

to qz = z; b0 = min qz.

Всем элементам массива присваиваем наименьшее значение: qz=1.

Решаем систему относительно b1:

'z e[1; N]; если Ma j = 1, to b1 = N;

‘ если Maj > 2u[tla j ; t2,a j ;...; t(MaJ. -1)a j ] =

= (f1, z; fl, z;...; f(Ma j -1),z ),

to qz = z; b1 = max qz.

Для примера на рис. 2 показана сеть электроснабжения с шестью двигателями. Рассмотрим алгоритм расчета составляющих напряжения на обмотке статора 3-го двигателя. Параметры сети: N=6, s=3, j=3, М=М3=2. Коды двигателей: /1=(1;1;1), F2=(1;2;1), F3=(1;3;0), F4=(2;1;0), F5=(3;1;0), F6=(4;0;0).

Далее рассчитываем дополнительные параметры сети: /¡,N=/¡,6=4, Dj=D3=4.

Параметры отрезков кабелей от трансформатора до 3-го двигателя, рассчитанные по вышеприведенному алгоритму, приведены в таблице. При заданных значениях Rv и Lv по уравнениям (1) находятся составляющие напряжения статора usa3, ыф3.

Состояние j-го двигателя, работающего в одиночном варианте, описывается совокупностью дифференциальных и алгебраических связей [4]:

rdys,

dt

■ = u - R i .;

saj sj saj 5

Vs,

KiVr,

L 'sj

L'

dv

sfij

dt

lsPj :

dVr.

usfij Rsjhpj ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

, Vsej KjV

r ej

L'

L 'sj

dt

■ = - R i - paw

rrrai ir j it і

■j^jYr ej ■.

Vr.

KjVsaj

L'

dv

rej

dt

= - R i a. + p aw

rrrpi ± ! ¡in

V

r/lj

lrPj

L 'rj

kjVj L'

(2)

i=1

где параметры, начинающиеся с Я и с индексами 5, г - активные сопротивления обмоток статоров и роторов асинхронных двигателей; р - число пар полюсов; о)у - угловая скорость вращения ротора; /, /г и 4, ¡г с индексами а, в - составляющие по-токосцеплений и токов статора и ротора по осям неподвижной системы координат; к, Ь с индексами 5у', г] - коэффициенты электромагнитной связи и переходные индуктивности двигателей.

Трансформатор

(3;1;0) (4;0;0)

Рис. 2. Сеть электроснабжения с шестью двигателями

Таблица.

а Та3 Ма3 V и ¿0 Ь

4 [1;3;0] 2 112 Нш 412 3 3

3 [1;2;0] 2 96 ^96 ¿96 2 3

2 [1;1;0] 2 80 ^80 ¿80 1 3

1 [1;0;0] 1 64 ^64 ¿64 1 6

Продифференцируем второе и четвертое выражения системы (2):

1 кг]

_—(_ Кмі _ рту, ві);

& і'. л і'.

3 У

зв!

1 ¿Уїв! Кі

тт (_КЛву + )• (3)

Подставляя (3) в (1), получаем:

а=Ву Ь =Ьо 1 Зь

1 к

іі

+ Х к X т, ( КЬ*гаЬ РьЩ>УУ вь )

аЬ =Ь0 1 їЬ

аЬ=Ьо

V т V 1 у

ив= uв_X 1 Xт7

аЬ =Ьо 1 зЬ

іі

(4)

1 ь к

+ Х Т X (-КгъЬ вЬ + )-

а=В] Ь =Ь0 Т зЬ 1 Ь1

“ X * X ^в» •

а=^- Ь=Ь0

Объединяя (2) и (4), находим искомую матема тическую модель для у-го двигателя в сети электро снабжения произвольной структуры:

</а_+ ^Х I X 1 <^/а» =

< а=Ву Ь =Ь0 Т <

1 Ь1 к

= иа+Х Т X (“^Ь-и - ) -

а=Ь=Ь0 Т 5Ь 1 Ь1

X X К X I КаЬ Кзу Ьау ;

аЬ=Ьо

Ув. ^ ^ 1 ¿Уз

іі

X і X 77

1 Ь1

ив + X і X і г ( КЬ^вЬ + РЬ®ЬУгаЬ )

а=В] Ь =Ьо і зЬ

1 Ь1

_ X К X ¡звЬ _ Кз^зву ’

¿У. і ¿У в

га] = _к і , _ Рту я. ;

Г] П] ІТ} }Т г

= _К і я. + рту ..

г! гв] * її' г]

Таким образом, на основе использования структуры на рис. 1 возможно описание состояния электромеханической системы при преобразовании электрической энергии в форме, удобной для поиска рациональной конфигурации сети электроснабжения, питающей асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором.

+

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ещин Е.К. Модель асинхронного электродвигателя в сети электроснабжения произвольной структуры // Вестн. КузГТУ. - 2001. - №1. - С. 77-81.

2. Ещин Е.К. Электромеханические системы многодвигательных электроприводов. Моделирование и управление. - Кемерово: Кузбасский гос. техн. ун-т, 2003. - 247 с.

3. Негадаев В.А. Модель магистральной структуры электроснабжения для исследования режимов работы совокупности асинхронных двигателей // Вестн. КузГТУ. - 2009. - № 1. -С. 36-43.

4. Ковач К., Рац И. Переходные процессы в машинах переменного тока. - М.-Л.: Госэнергоиздат, 1963. - 744 с.

Поступила 26.08.2012 г.

УДК 621.З.й64;621.З16.94

ОГРАНИЧЕНИЕ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЙ ПРИ КОММУТАЦИЯХ ШАХТНОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

А.Г. Гарганеев, H.A. Михневич*, Д.В. Нестеров**, A.B. Федоров*

Томский политехнический университет *Научно-исследовательский институт автоматики и электромеханики, г. Томск **ООО «Электромашина», г. Кемерово E-mail: [email protected]; [email protected]*; [email protected]**

Представлен анализ коммутационных перенапряжений, изложена физика явлений при коммутации трансформаторов и электродвигателей с помощью вакуумных выключателей. Представлены результаты моделирования режимов коммутации, расчетов и выбора защитных цепей для шахтного высоковольтного трансформатора мощностью 1 МВт.

Ключевые слова:

Трансформатор, коммутация, перенапряжение, ограничитель, импульс, вакуумный выключатель.

Key words:

Transformer, switching, overvoltage, limiter, pulse, vacuum circuit breaker.

Надежность работы шахтного электрооборудования обеспечивается в первую очередь прочностью электрической изоляции, находящейся в условиях агрессивной среды, высокой влажности, запыленности и механических воздействий. Ввиду жестких требований, предъявляемых к габаритам шахтного электрооборудования, его изоляция, как правило, не способна выдерживать перенапряжения при их многократных повторениях [1].

Перенапряжения, возникающие на клеммах трансформаторов и электрических машин при коммутации их обмоток, могут достигать больших величин, что приводит не только к выходу из строя дорогостоящего оборудования, но и к возможному появлению потенциала на его корпусе, представляющего большую опасность для человека.

Для защиты от коммутационных перенапряжений шахтных кабельных сетей, трансформаторов и электрических машин применяются нелинейные ограничители напряжений, ЯС-цепи, разрядники, или их комбинации [1-3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно первому закону коммутации, ток I в отключаемой индуктивной цепи непосредственно после коммутации остается неизменным. Согласно закону электромагнитной индукции для поддержания тока I в индуктивной цепи с индуктивностью Ь на размыкаемых контактах создается разность потенциалов (ЭДС) Е=-Ь(С/С/) и ЭДС тем больше, чем меньше время коммутации Л. Отсюда следует, что даже при малых значениях тока,

например, холостого хода мощных трансформаторов с большой индуктивностью обмоток, при коммутациях на клеммах могут возникать опасные перенапряжения.

Основная «физика» явлений, возникающих при коммутациях нагрузок индуктивного характера -электродвигателей и трансформаторов, в принципе, одинакова [2, 4]. Особенности этих явлений заключаются в различиях параметров и режимов, а также связаны с конструкцией и принципом действия коммутатора. Так, в случае отключения трансформатора анализ переходного процесса усложняется переходом волны из обмотки в обмотку через емкостную связь между ними. При этом на характер переходных процессов влияют также собственные емкости обмоток относительно «земли», а также межвитковые емкости. При большой скорости спадания тока і перенапряжения несколько ограничиваются входной емкостью С обмотки. Освобождаемая при этом магнитная энергия контура переходит в электрическую энергию конденсатора С, а коэффициент перенапряжения К можно приблизительно оценить по выражению [1]

*=#

При отключении шахтных трансформаторов перенапряжения могут достигать десятикратных значений, так как входные емкости у них на 1-2 порядка ниже, чем у трансформаторов класса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.