УДК 378
МОДЕЛЬ САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ КАК РЕСУРС ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.Ю. Петрова, О.А. Ильясова, Ю.Б. Климова
В статье в контексте комплексного сопро- Основой формирования Программы разви-
вождения развития региональной системы тия ГБУ ДПО РЦОКИО стал «анализ результа-
оценки качества образования актуализирова- тивности и эффективности деятельности
ны цель и задачи Программы развития Госуда- учреждения, который выявил не только внут-
рственного бюджетного учреждения дополни- ренние, но и внешние противоречия, разреше-
тельного профессионального образования ние которых обеспечит дальнейшее развитие,
«Региональный центр оценки качества и как самой организации, так и региональной
информатизации образования». системы оценки качества образования» [1, с.
Представлены основные компоненты 16].
модели самообучающейся организации как Разработанная Программа развития ГБУ
оценочные процедуры, обеспечивающие ДПО РЦОКИО на период с 2018 по 2020 годы
непрерывное профессиональное развитие выступила средством реализации целевых
педагогических работников учреждения: проектов по созданию внутренних и внешних
конкурс профессионального мастерства условий, обеспечивающих комплексное
педагогических работников; постоянно сопровождение развития региональной
действующий Методический семинар; тре- системы оценки качества образования (далее -
нинг по совершенствованию корпоративной РСОКО) как компонента единой системы
культуры; межрегиональная научно- оценки качества образования и с целью обеспе-
практическая конференция «Проблемы и чения в условиях изменяющегося законодат-
перспективы развития систем оценки качества ельства в сфере образования конкурентоспо-
образования»; виртуальная информационно- собности учреждения.
методическая площадка на сайте ГБУ ДПО Одной из задач, направленных на достиже-
РЦОКИО; научно-методический журнал ние цели, является создание условий для
«Научно-методическое обеспечение оценки непрерывного профессионального развития
качества образования». педагогических работников ГБУ ДПО
РЦОКИО. Решение данной задачи планирова-
Ключевые слова: дополнительное профес- лось в рамках проекта «Проектирование
сиональное образование, программа развития модели самообучающейся организации,
учреждения дополнительного профессиональ- обеспечивающей непрерывное профессио-
ного образования, самообучающаяся органи- нальное развитие педагогических работников
зация, педагогические работники, профессио- ГБУ ДПО РЦОКИО, формирующее их внут-
нальное развитие, модель самообучающейся реннюю и внешнюю конкурентоспособ-
организации, оценочные процедуры. ность».
Необходимость проектирования модели
Государственное бюджетное учреждение явилась следствием выявленного в ходе
дополнительного профессионального образо- реализации Программы развития ГБУ ДПО
вания «Региональный центр оценки качества и РЦОКИО на период с 2016 по 2017 годы
информатизации образования» (далее - ГБУ противоречия между необходимостью осуще-
ДПО РЦОКИО), определяя стратегию своего ствления комплексного сопровождения
внутреннего развития и реализуя нормативные РСОКО, информатизации образования и
требования к осуществлению полномочий обеспечения безопасности информационных
образовательной организации, разработало и систем на высоком профессиональном уровне
утвердило по согласованию с учредителем и недостаточностью условий для профессио-
программу развития [1, 4]. нального развития педагогических работников
ГБУ ДПО РЦОКИО как конкурентоспособной организации.
Для достижения, в рамках проектирования модели самообучающейся организации, поставленной цели - создание условий для непрерывного профессионального развития педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, определены следующие задачи: разработать модель самообучающейся организации; внедрить её и интегрировать эту уже функционирующую модель с другими моделями Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО.
Решение вышеперечисленных задач обеспечивалось посредством реализации следующих стратегий:
резервами инновационности внутриоргани-зационного обучения, мотивацией профессионального развития специалистов, а также специфическими стратегиями реализации «портфеля проектов» с комплексным сопровождением:
сетевого межмуниципального взаимодействия в решении актуальных задач совершенствования региональной (муниципальной, институциональных) систем оценки качества образования;
формирования и распространения на федеральном уровне эффективных региональных практик в сфере оценки качества образования; концептуализация инновационных аспектов совершенствования и развития РСОКО;
формирования и функционирования регионального профессионального экспертного педагогического сообщества в сфере оценки качества образования [1].
Основополагающими процедурами Модели самообучающейся организации выступают:
конкурс профессионального мастерства педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО;
постоянно действующий Методический семинар;
тренинг по совершенствованию корпоративной культуры ГБУ ДПО РЦОКИО;
межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования»;
виртуальная информационно-методическая площадка на сайте ГБУ ДПО РЦОКИО;
научно-методический журнал «Научно-методическое обеспечение оценки качества образования».
Кратко опишем ключевую направленность представленных процедур.
Конкурс профессионального мастерства выступает организационным механизмом реализации в рамках Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО на период с 2018 по 2020 гг. модели самообучающейся организации, обеспечивающей непрерывное профессиональное развитие педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, формирующее их внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность. Конкурс нацелен на выявление и поддержку талантливых, высококвалифицированных педагогов, мотивирует и расширяет их профессиональное общение.
Постоянно действующий Методический семинар раскрывает деятельностную форму внутриорганизационного повышения квалификации педагогических работников и направлен на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, на профессиональное развитие педагогических работников, на обеспечение соответствия их квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности. Его цель - создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО посредством включения участников семинара в планирование и проведение занятий в соответствии с утвержденной программой семинара. [4, С.5-7]. Рассматривая самообучающуюся организацию как организацию, в которой эффективность деятельности зависит от способности педагогических работников обучаться на собственном опыте, семинар можно отнести к формам, целенаправленно влияющим на её становление.
Тренинг совершенствования корпоративной культуры сотрудников ГБУ ДПО РЦОКИО -это новая, впервые использованная в 2018 году, форма повышения квалификации педагогических работников, направленная на создание научно-методических условий непрерывного профессионального развития. Опираясь на понимание тренинга как метода активного обучения, направленного на развитие знаний, умений, навыков профессионального поведе-
ния в общении и компетентностного личностного роста. Тренинг используется не только в качестве инструмента, формирующего внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, но и как инструмента, формирующего становление самообучающейся организации и её конкурентоспособность.
Межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования» рассматривается ГБУ ДПО РЦОКИО в качестве механизма решения задач Программы развития по созданию организационных, научно-методических, информационных условий для распространения в образовательной системе Челябинской области эффективных практик комплексного сопровождения развития РСОКО и выступает площадкой для представления результатов деятельности проектных групп учреждения и концептуализации промежуточных результатов.
Подготовка и проведение ежегодных конференций в период 2018-2020 годов выдвинула инновационную задачу - изменение статуса конференции, в связи с привлечением большего количества субъектов Российской Федерации, что способствует совершенствованию системы комплексного сопровождения оценки качества образования в соответствии с Концепцией РСОКО и обеспечивает эффективную реализацию направлений деятельности учреждения.
Виртуальная информационно-методиче ская площадка ГБУ ДПО РЦОКИО - новое информационное пространство, базирующееся на официальном сайте учреждения, обеспечивает интеграцию информационных, коммуникационных и виртуальных технологий и создает условия для интерактивного управления сетевым научно-методическим взаимодействием внутри научно-профессионального сообщества в сфере оценки качества образования.
Научно-методический журнал «Научно-методическое обеспечение оценки качества образования» является ещё одним механизмом реализации задач Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО по созданию научно-методических и информационных условий для выявления и распространения эффективного
опыта осуществления оценки качества образования на всех уровнях региональной системы образования. В журнале освещаются теоретические и прикладные аспекты методологии в области оценки качества образования, эффективные практики оценки качества образования, актуальные вопросы методического сопровождения информационных систем и потенциал информационной безопасности в образовательных организациях, а также технологии и содержание современного дополнительного профессионального образования педагогов по направлению оценки качества образования.
В рамках Модели самообучающейся организации, определены планируемые результаты в течение трех лет:
на2018 год:
1. сформированная локальная нормативная база проектно-целевого управления реализацией проекта;
2. сформированная организационная структура управления реализацией проекта программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО на период с 2018 по 2020 гг.;
3. разработанная модель самообучающейся организации, обеспечивающая непрерывное профессиональное развитие педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, формирующее их внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность.
4. Положение о конкурсе профессионального мастерства педагогов ГБУ ДПО РЦОКИО;
5. мотивация специалистов ГБУ ДПО РЦОКИО к профессиональному развитию;
6. концепция проведения тренинга по совершенствованию корпоративной культуры ГБУ ДПО РЦОКИО;
7. условия непрерывного профессионального развития педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, посредством участия в оценочных процедурах Модели самообучающейся организации;
8. мониторинг и анализ профессиональных затруднений педагогических работников;
на2019 год:
1. внедрённая модель самообучающейся организации, обеспечивающей непрерывное профессиональное развитие педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, формирую-
щее их внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность;
2. условия непрерывного профессионального развития педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, посредством участия в оценочных процедурах Модели самообучающейся организации;
3. учёт и анализ профессиональных затруднений педагогических работников;
на 2020 год:
1. функционирующая модель самообучающейся организации, обеспечивающей непрерывное профессиональное развитие педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, формирующее их внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность;
2. условия непрерывного профессионального развития педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, посредством участия в оценочных процедурах Модели самообучающейся организации;
3. учёт и анализ профессиональных затруднений педагогических работников.
В логике разработки и реализации Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО определены следующие оценки уровня достижения предполагаемых результатов:
1. Доля специалистов структурных подразделений, включенных в разработку/реализацию модели самообучающейся организации, обеспечивающей непрерывное профессиональное развитие педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, в общей численности специалистов структурных подразделений, (%).
2. Доля специалистов структурных подразделений, участвующих в тренинге по совершенствованию корпоративной культуры, от общего числа специалистов структурных подразделений, (%).
3. Доля специалистов структурных подразделений, представивших собственный педагогический опыт в рамках постоянно действующего Методического семинара, от общего числа специалистов структурных подразделений, (%).
4. Динамика количества специалистов структурных подразделений, заявившихся на участие в конкурсе профессионального мастерства, от общего числа специалистов
структурных подразделений, человек.
5. Доля специалистов структурных подразделений, показавших результативность (статья, выступление) участия в научных мероприятиях, организованных другими учреждениями: регионального, федерального уровня, от общего числа специалистов структурных подразделений, (%).
Разработка и реализация модели самообучающейся организации, сопровождается мониторингом и анализом профессиональных затруднений, которые испытывают педагогические работники. Определение, учёт и анализ профессиональных затруднений, в сочетании с актуальными потребностями работников, дают содержательное наполнение реализуемых в ГБУ ДПО РЦОКИО оценочных процедур.
Таким образом, для реализации всех целевых проектов Программы развития ГБУ ДПО РЦОКИО, необходимо использование возможности внутренних и внешних условий для непрерывного профессионального развития педагогических работников ГБУ ДПО РЦОКИО, а так же обеспечение интеграции функционирующей модели самообучающейся организации с другими моделями Программы развития и реализации «портфеля проектов» по комплексному сопровождению в сфере оценки качества образования; совершенствования и развития региональной системы оценки качества образования.
Список литературы
1. Баранова, Ю.Ю. Проектно-целевое управление совершенствованием внутренних систем оценки качества образования [Текст] / Ю. Ю. Баранова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования -2017 - №№2(3). - C.17-22.
2. Ильясов, Д.Ф. Самообучающаяся организация как феномен и стратегия (на примере общеобразовательного учреждения) [Текст] / Д. Ф. Ильясов // Мир науки, культуры, образования - 2013 - №№3(40). - 153-156.
3. Управление функционированием внутренней системы оценки качества дополнительного профессионального образования работников образования: сборник материалов / под ред. А.А. Барабаса, Ю.Ю. Барановой - Челя-
бинск: РЦОКИО, 2017. - 184 с.
4.Солодкова, Е.А. Методический семинар как механизм внутриорганизационного повышения квалификации педагогических работников организации дополнительного профессионального образования [Текст] / Е. А. Солодкова // Методист. - 2018. - №№10. - С.5-7.
5.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_140174/ (дата обращения: 04.04.2019 г.)
References
l.Baranova, Yu.Yu. Proektno-tselevoe upravlenie sovershenstvovaniem vnutrennikh sistem otsenki kachestva obrazovaniya [Tekst] / Yu. Yu. Baranova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya -2017 - №№2(3). - C.17-22.
2.Il'yasov, D.F. Samoobuchayushchayasya organizatsiya kak fenomen i strategiya (na primere obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya) [Tekst] / D.F. Il'yasov // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - 2013 - №№3(40). - 153-156.
3.Upravlenie funktsionirovaniem vnutrenney sistemy otsenki kachestva dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya rabotnikov obrazovaniya: sbornik materialov / pod red. A.A. Barabasa, Yu.Yu. Baranovoy - Chelyabinsk: RTSOKIO, 2017. - 184 s.
4.Solodkova, E.A. Metodicheskiy seminar kak mekhanizm vnutriorganizatsionnogo
povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh rabotnikov organizatsii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Tekst] / Е. A. Solodkova // Metodist. - 2018. - №>10. - S.5-7.
5.Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs] // Rezhim dostupa:
http ://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_L AW_140174/ (data obrashcheniya: 04.04.2019 g.)
Сведения об авторах Петрова Ирина Юрьевна - начальник отдела обеспечения внутренней оценки качества ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Ильясова Ольга Анатольевна - канд. педагогических наук, доцент, начальник отдела сопровождения аттестации педагогических работников ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Климова Юлия Борисовна - начальник лаборатории организационно-технического сопровождения отдела обеспечения оценки качества образовательных программ ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors Petrova I.Yu. - Head of the Department of Supporting Internal Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Ilyasova O.A. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Supporting Teaching Staff Certification, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Klimova Yu.B. - Head of Laboratory for Organizational and Technical Support of the Department of Ensuring Quality Assessment of Educational Programs, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk